Значение композиции и конфликт романа «Бильярд в половине десятого».
Заказать уникальный реферат- 15 15 страниц
- 6 + 6 источников
- Добавлена 01.03.2013
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
1. Понятие беллевкой композиции
2. Конфликт в романе «Биллиард в половине десятого»
Заключение
Список литературы
Используя определения Белля, это «причастие буйвола» (Sakrament des Buffels), «причастие агнца» (Sakrament des Lammes) или «причастие пастыря» (Hirten, es gibt welche, die die Herde nicht velassen). Эта тема выбор причастия - общеиспользуемая тема, которая проходит через все произведения Белля, и в каждой из работ она находит собственное решение или превращается в глубинную причину всех конфликтов героев.
Для романного творчества Г. Белля данный комплекс проблем является стержневым, так как общая тематика, затрагивающая вопросы выбора своего пути и определяющего, выступает в роли проблемы конфликта с поддельными «пастырями» и бесполезного поиска настоящих «пастырей» и истинных, подходящих только для этих героев путей; где основополагающая для всех персонажей проблема выбора дальнейшего пути так и остается актуальной.
Понятие «выбор причастия» звучит лишь в романе «Биллиард в половине десятого», где заглавной темой выступает как раз конфликт связанный с «жизнью по законам», предложенным каждым из хозяев пространств и роль истинного пастыря в ней.
После падения фашизма и его идеологии естественной становится проблема выбора, выбора новых человеческих идеалов. Решение этой проблемы поднималось и в литературе: в творчестве Г. Белля этот вопрос приобретает исключительное значение. Появившийся в немецкой литературе как один из активных участников «группы 47» или «литературы развалин», как их называли современники, в произведении «Биллиард в половине десятого», вопрос поиска среди обилия персонажей «определяющего», который сможет выбрать правильную, конечно с позиций автора работы, нравственную дорогу, по которой поведет остальных, становится для писателя главными. Различные персонажи выдвигают на эту позицию собственных фаворитов, но, проводя через испытания всех претендующих на нее, автор дает возможность читателю выявить истинных «пастырей» среди большинства ложных. Прошлые идеалы, прошлая система ценностей, оказались уничтоженными вместе с фашизмом, поэтому Белль вместе со своими героями заново формирует систему ценностей, не опорочившую себя, чтобы завершить конфликт и создать образа «обновленного» героя, истинного ведущего.
Стоит отметить особенность беллевской манеры повествования, которая стала структурообразующей для большинства его работ и принесла ему известность. Структура романа оказывается довольно сложной, хотя при первом знакомстве воспринимается довольно просто. В романе много петель, берущих свое начало в какой-нибудь точке и не применимых ни к чему, кроме личности определенного героя. Эти петли или «наплывы прошлого», вливаются в повествование с помощью проверенных и зарекомендовавших себя методов, а также соблюдения всех принципов психологической мотивированности [4, c. 19].
Кроме того, с помощью композиционной «двухступенчатой эпической дистанции», автору романа удается сочетается, казалось бы, несочетаемое: невмешательство в ход событий, эпическая отрешенность автора от происходящего и в то же время заинтересованное и пристрастное отношение к событиям, публицистичность. Соответственно этим двум полюсам, текст романа делится на два слоя: «авторское повествование» — происходящее — и «повествование действующих лиц» — прошлое [4, с. 20].
Можно также утверждать о существовании некой непрерывности связи прошлое/настоящее/будущее, когда «непреодоленное прошлое» становится неотделимым от настоящего. Такое слияние настоящего и прошлого выводит героев в иной временной пласт - в вечность. А это выстраивает двучленную временную оппозицию, характеризующую роман Белля [2, c. 23].
С проблемой времени и пространство Беллевских текстов тесно связана проблема символики образов. В романах Белля герой часто статичен по отношению к пространству, а само образное название типа героев может, как в романе «Биллиард в половине десятого» дать имя их пространству. Скорее можно говорить о нравственном выборе каждого из героев. Частным случаем противостояния агнцев/пастырей/буйволов является оппозиция антифашисты (антифашизм)/фашисты (фашизм). Или противостояние входящее в более общей проблемы: нравственного или безнравственного выбора каждого из героев и ответственности за этот шаг.
Заключение
Для романов Г. Белля характерна резкая поляризация действующих героев, и не столько по общечеловеческому, сколько по моральному признаку: с одной стороны сильные мира сего, властные, надменные, влиятельные, жестокие; с другой стороны – пострадавшие от их деятельности, защитники справедливости и чести. Такая двойственность достаточно точно раскрывает оппозиции, описанные выше. Естественно, что она своими корнями уходит в авторские представления о мироустройстве.
Таким образом, существовавшая иерархия персонажей, с помощью которая происходило точное распределение по пространственным и временным ориентирам, отграниченным друг от друга и формирующимся по вертикали, на вершине которой – Отец Создатель, уже не существуют. Все довольно расплывчато, хотя образы их узнать можно, так как последние сохраняют определяющие признаки, привнесенные ими с предыдущих романов Белля. Однако, есть свои сложные конфликтные ситуации, противоречивые ситуации, не поддающиеся однозначной трактовке [2, c. 14].
Список литературы
Бёлль, Г. Бильярд в половине десятого: роман / Г. Бёлль; пер. с нем. Л. Черной; послесл. И. Фрадкина. — М.: Изд-во ин. лит-ры, 1961. — 302 с.
Джебраилова, С.А. Проблема единства содержания и формы в романах Генриха Белля «Где ты был, Адам?» и «Бильярд в половине десятого»: автореф. дис. . канд. филол. наук / С.А. Джебраилова. Л., 1973.-26 с.
Мотылёва, Т.Л. Беспощадная память: Заметки о романах Г. Бёлля / Т.Л. Мотылёва // Знамя. 1987. - Кн.6. - С. 221-225.
Рожновский, C.B. Современная зарубежная литература: Генрих Бёлль / C.B. Рожновский. М.: Высшая школа, 1965. - 104 с.
Рудницкий, M.Л. Генрих Бёлль / M.Л. Рудницкий // История литературы ФРГ. М., 1980. - Гл. XVIII. - С. 295-325.
Стеженский, В. И., Чёрная Л. Б. Литературная борьба в ФРГ: Поиски. Противоречия. Проблемы / В. И. Стеженский, Л. Б. Чёрная. — 2-е изд., доп. М.: Сов. писатель, 1985. - 448 с.
2
1.Бёлль, Г. Бильярд в половине десятого: роман / Г. Бёлль; пер. с нем. Л. Черной; послесл. И. Фрадкина. — М.: Изд-во ин. лит-ры, 1961. — 302 с.
2.Джебраилова, С.А. Проблема единства содержания и формы в романах Генриха Белля «Где ты был, Адам?» и «Бильярд в половине десятого»: автореф. дис. . канд. филол. наук / С.А. Джебраилова. Л., 1973.-26 с.
3.Мотылёва, Т.Л. Беспощадная память: Заметки о романах Г. Бёлля / Т.Л. Мотылёва // Знамя. 1987. - Кн.6. - С. 221-225.
4.Рожновский, C.B. Современная зарубежная литература: Генрих Бёлль / C.B. Рожновский. М.: Высшая школа, 1965. - 104 с.
5.Рудницкий, M.Л. Генрих Бёлль / M.Л. Рудницкий // История литературы ФРГ. М., 1980. - Гл. XVIII. - С. 295-325.
6.Стеженский, В. И., Чёрная Л. Б. Литературная борьба в ФРГ: Поиски. Противоречия. Проблемы / В. И. Стеженский, Л. Б. Чёрная. — 2-е изд., доп. М.: Сов. писатель, 1985. - 448 с.
Вопрос-ответ:
Что такое беллевская композиция?
Беллевская композиция - это особый метод построения художественного произведения, при котором все его элементы взаимосвязаны и служат единой идее автора.
Какое значение имеет композиция в романе «Бильярд в половине десятого»?
Композиция в данном романе играет ключевую роль в передаче основных идей и тем произведения. Она помогает автору создать напряжение, усиливает драматичность и дает возможность читателю более глубоко погрузиться в мир романа.
Какой конфликт присутствует в романе «Бильярд в половине десятого»?
В романе присутствует двойной конфликт: внутренний - борьба главного героя с собой и своими страстями, и внешний - противостояние между ним и его окружением, включая семью и общество.
Какое значение имеет выбор причастия в романе «Бильярд в половине десятого»?
Выбор причастия является важной темой в романе и связан с моральными и этическими аспектами жизни главного героя. Он передает идею о возможности изменения, самопостижении и поиске своего места в мире.
Какую роль играет композиция в других произведениях Белля?
Во всех произведениях Белля композиция служит средством передачи основных идей автора. Она помогает структурировать рассказы и повышает эмоциональную силу произведений.
Какое значение имеет композиция в романе «Бильярд в половине десятого»?
Композиция в этом романе играет важную роль, она помогает организовать и структурировать повествование. Автор использует нелинейную композицию, переплетая разные временные планы и перспективы, что создает особую глубину и сложность произведения.
Какие темы и конфликты присутствуют в романе «Бильярд в половине десятого»?
Основной конфликт в романе связан с выбором причастия главного героя. Он сталкивается с выбором между более животными (роли буйвола) и более духовными (роли пастыря) сторонами своей натуры. Эта тема пронизывает всё произведение и является одним из ключевых моментов.
Какие аспекты беллевкой композиции можно выделить в романе «Бильярд в половине десятого»?
Аспекты беллевкой композиции в этом романе связаны с использованием символического языка и множественными переплетениями временных планов. Также важным элементом композиции является использование разных перспектив повествования: от третьего лица до первого лица.
Какая роль выбора причастия играет в романе «Бильярд в половине десятого»?
Выбор причастия является одной из центральных тем романа. Это своего рода символический конфликт между животным и духовным в человеке. Главный герой сталкивается с выбором между более агрессивными и низменными желаниями (буйвол), и более нравственными и духовными устремлениями (пастырь).
Каким образом композиция и конфликт взаимосвязаны в романе «Бильярд в половине десятого»?
Композиция в романе помогает развивать и углублять конфликт между животным и духовным в главном герое. Нелинейная структура повествования создает особую атмосферу напряжения и неопределенности, что соответствует внутреннему конфликту героя.
Что такое беллевкая композиция?
Беллевкая композиция - это особый вид композиции, который является одной из ключевых особенностей произведений Хайнриха Белля. Она представляет собой своеобразную структуру, в которой автор переплетает различные сюжетные линии и временные планы. В результате получается многоплановая и многогранных композиция, которая раскрывает разнообразные аспекты и темы произведения.