Примерная тема: Основы организации заработной платы и планирование потребности в персонале и средствах на оплату труда на предприятиях сферы сервиса (на примере ООО "ТРИ")
Заказать уникальный реферат- 27 27 страниц
- 11 + 11 источников
- Добавлена 03.03.2013
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Основы организации заработной платы на предприятиях сферы сервиса
1.1 Принципы и способы регулирования оплаты труда
1.2 Содержание тарифной системы
1.3 Формы и системы оплаты труда
1.4 Премирование персонала, доплаты и надбавки к заработной плате
Глава 2. Планирование потребности в персонале и средствах на оплату труда
2.1 Планирование фонда рабочего времени
2.2 Планирование численности персонала предприятия
2.3 Состав средств на оплату труда и планирование фонда заработной платы
Заключение (выводы и рекомендации)
Список литературы
?
Методика расчета:– рассчитать норму обслуживания;– рассчитать численность персонала.2. Метод расчета по рабочим местам и нормативам численности.Этот метод планирования количественной потребности в персонале является частным случаем предыдущего метода. К примеру, если необходимо будет подсчитать численность персонала исходя из количества рабочих мест, то, преобразовав формулу, получим: Ч = Число раб. мест × Загрузка раб. места (чел.) × Кяс. Преобразовав формулу из метода расчета по нормам обслуживания, можно определить норматив численности Нч: Нч = Объем работы / Норма обслуживания. С помощью этой формулы можно подсчитать не только число рабочих, но и число необходимых руководителей. Только для этого следует заменить норму обслуживания нормой управляемости (это частный случай нормы обслуживания). Для руководителей нижнего уровня управления норма управляемости равна 12–15 человек. Для руководителей высшего уровня норма управляемости равна 3–5 человек, для руководителей среднего уровня 8–10 человек.В деятельности ООО «ТРИ» как торгового предприятия фонд рабочего времени рассчитывается суммарно исходя из времени работы магазина за год. Так как магазин работает с 10:00 до 20:00 без перерыва на обед и с учетом 16 дней в год на выходные и инвентаризационные дни, то на 2012 год фонд рабочего времени магазина составлял 10*350=3500 часов. Расчет фонда рабочего времени продавцов рассчитывается исходя из числа календарных дней работы (350 дней), среднесписочной численности персонала (24 чел.) и средней продолжительности смены (8 часов), таким образом, Фрв ООО «ТРИ» в 2012 году составил 67200 чел/час.2.2 Планирование численности персонала предприятияПланирование численности персонала предприятия предполагает необходимость первоначально определить (по профессиям и должностям):- состав персонала;- количество работающих;- избыток или недостаток персонала;- способы трудоустройства высвобождающихся работников, а также источники и способы пополнения персонала.Количественные характеристики персонала предприятия измеряются показателями списочной, среднесписочной и явочной численности работников.Списочный состав отражает движение численности всех работников – прием на работу и увольнение с нее и др.Для определения численности работников за конкретный период рассчитывается показатель среднесписочной численности. Как правило, он применяется при расчете средней производительности труда, средней заработной платы, текучести кадров и др.Под явочным составом понимают число работающих, которые в течение определенных суток фактически находились на работе.Общая численность рабочих определяется путем деления плановой производственной трудоемкости на эффективный фонд рабочего времени одного работающего за год с учетом планового коэффициента выполнения норм:Чр = Tпроиз / (Фпол*Квн),где Чр – среднесписочное количество рабочих;Тпроиз – плановая трудоемкость производственной программы (по затратам труда основных рабочих), нормо-час;Фпол – полезный фонд времени одного рабочего, час;Квн – планируемый коэффициент выполнения норм выработки.Численность служащих исчисляют путем деления плановой трудоемкости управления производственной программой на эффективный фонд рабочего времени одного служащего за год:Чс = Tупр / Фпол,где Чс – среднесписочное количество служащих;Тупр – плановая трудоемкость производственной программы (по затратам труда основных рабочих), нормо-час.Для ООО «ТРИ» потребность персонала рассчитывалась исходя из количества условных рабочих мест в магазине при общей площади – 590 кв м, из них торговой площади – 344 кв. м и площади условного рабочего места в непродовольственной торговле 21,5 кв. м. составит 16 рабочих мест. Число часов работы магазина в неделю – 70, плановая продолжительность рабочей недели 1 работника составляет 40 часов. Следовательно, среднесписочная численность персонала ООО «ТРИ» должна составлять 16*70/40 = 28 человек. Однако для предприятий розничной торговли возможно изменение данного числе в зависимости от уровня товарооборота, сезонности продаж и потока покупателей, следовательно, численность персонала в 24 человека в 2012 году является достаточно обоснованной.2.3Состав средств на оплату труда и планирование фонда заработной платыФонд заработной платы представляет собой сумму денежных средств, начисленных для выплаты работникам предприятия в течение определенного периода. Размер планового фонда определяется выплатами за работу в объеме, необходимом для 100%-ного выполнения плана, и доплатами в размерах, обусловленных трудовым законодательством (включая и стоимость бесплатных и удешевленных натуральных выдач и коммунальных услуг).В зависимости от состава включаемых в фонд элементов оплаты различают часовой, дневной и месячный фонды. Подробные указания о том, какие выплаты включаются в каждый из этих фондов (при составлении плана и отчета), определены соответствующими инструкциями Госплана и ЦСУ РФ. Размеры часового, дневного и месячного фондов заработной платы не зависят от времени, за которое исчисляется заработная плата; они связаны лишь с составом включаемых в каждый из этих фондов элементов.В состав часового фонда заработной платы рабочих входит вся планируемая сумма: 1) выплат сдельщикам за выработку по сдельным расценкам; 2) выплат повременщикам за отработанное время по тарифным ставкам и месячным окладам; 3) премий сдельщикам и повременщикам по всем системам премирования из фонда заработной платы; 4) доплат за работы в ночное время, за производственное обучение учеников в рабочее время, за руководство бригадой неосвобожденным бригадиром.В состав дневного фонда заработной платы рабочих входит: 1) весь часовой фонд; 2) оплата перерывов кормящим матерям; 3) оплата плановых простоев; 4) доплата подросткам за льготные часы.В состав месячного фонда заработной платы рабочих включается: 1) весь дневной фонд; 2) оплата за время очередных отпусков и неявок на работу в связи с выполнением государственных обязанностей и ряд других выплат.Наибольшую долю в составе этих фондов имеет заработная плата по тарифу: при сдельной системе оплата по расценкам, при повременной — по тарифным ставкам.Сдельную расценку определяют делением тарифной ставки на норму выработки. Уровень тарифной ставки сдельщиков, в свою очередь, зависит от квалификационной сложности работы, условий труда, а при многостаночной работе — от зоны обслуживания.Рассчитаем фонд заработной платы ООО «ТРИ» исходя из сложившегося уровня оплаты труда. Среднегодовая заработная плата 1 сотрудника в 2011 году составила 204864,54 руб., среднегодовая численность персонала – 24 человека, индекс роста заработной платы – 13 %, следовательно, плановая сумму фонда заработной платы ООО «ТРИ» на 2013 год составит 5555,9 тыс. руб.Заключение (выводы и рекомендации)Рассмотренная в работе тематика организации и планирования вопросов, связанных с оплатой труда и численностью работников, является актуальной для любого предприятия, ведь именно условия труда, организация рабочего времени и достойная оплата труда мотивируют сотрудников на эффективную трудовую деятельность, от чего напрямую зависит финансовое и общее благополучие предприятия.Целью работы являлось изучение основных вопросов планирования и организации работы с персоналом и оплаты труда, на примере конкретного предприятия. В первой главе работы были показаны основные составляющие процесса организации оплаты труда на предприятии, включающие формирование системы оплаты труда, выбор формы оплаты труда и перечень дополнительных выплат. Во второй главе раскрывались вопросы планирования численности персонала, фонда рабочего времени и соответствующего фонда заработной платы предприятия.В качестве рекомендаций можно предложить ООО «ТРИ» для усиления заинтересованности сотрудников в результативности работы ввести следующую систему оплаты и премирования:- основная часть: 50% от действующей ставки заработной платы по должности- надбавки за выработку: 40% от действующей ставки при выполнении определенного норматива. Норматив устанавливается раз в квартал, повышаясь или понижаясь в зависимости от выполнения норм, степени использования рабочего времени, соблюдения трудовой дисциплины;-надбавки за выслугу лет: 5 % после 3 лет работы в компании, затем по 1 % за каждый последующий год;- коллективные премии: 15% от действующей ставки работникам наиболее результативной смены или отдела. Основная сложность здесь в том, что у отделов и смен могут быть разные объемы реализации по объективным причинам, поэтому результативным показателей является не абсолютный показатель выручки, а темп ее роста;- премии из фонда директора: 10% от ставки, выплачивается по усмотрению директора, как отдельным сотрудникам, так и коллективу в целом при достижении максимальных результатов деятельности. Такая премия выплачивается нерегулярно, и при ее расчете не просто называются фамилии и суммы, а обязательно поясняется – за какие заслуги, результаты и т.д. была начислена именно эта премия.Такая система оплаты труда приведет к росту ФОТ не более чем на 10 -15 % от достигнутого уровня 2011 года, но будет более эффективна в силу возросшей ее мотивации.Список литературыАлехина О.Е. Стимулирование развития работников организации / О.Е. Алехина // Управление персоналом. – 2010. – № 1. – С. 50-52.Комаров Е.И. Стимулирование и мотивация в современном управлении персоналом / Е.И. Комаров // Управление персоналом. – 2011. – № 1. – С. 38-41.Остапенко Ю.М. Экономика труда / Ю.М. Остапенко. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 272 с.Пашуто В.П. Организация, нормирование и оплата труда на предприятии / В.П. Пашуто. – М.: Кнорус, 2012. – 320 с.Планирование фонда заработной платы/24.10.2012. Источник - http://www.business-secret.ru/lesson/1736Стредвик Дж. Управление персоналом в малом бизнесе: учебник / Дж. Стредвик. – СПб.: Издательский Дом «Нева», 2010. – 288 с.Типы трудовой мотивации (Тест Герчикова). Режим доступа: http://www.galla.ruТравин В.В. Менеджмент персонала предприятия: учебное пособие / В.В. Травин, В.А. Дятлов. – М.: Дело, 2011. – 272 с.Управление персоналом: учебник для вузов / под редакцией А.Я. Кибанова, Л.В. Ивановской. – М.: «Экзамен», 2010. – 352 с. Экономика труда / Е.А. Егорова, О.В. Кучмаева. – М.: МФПА, 2010. – 80 с.Экономика: учебник / под ред. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2012. – 896 с.
1.Алехина О.Е. Стимулирование развития работников организации / О.Е. Алехина // Управление персоналом. – 2010. – № 1. – С. 50-52.
2.Комаров Е.И. Стимулирование и мотивация в современном управлении персоналом / Е.И. Комаров // Управление персоналом. – 2011. – № 1. – С. 38-41.
3.Остапенко Ю.М. Экономика труда / Ю.М. Остапенко. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 272 с.
4.Пашуто В.П. Организация, нормирование и оплата труда на предприятии / В.П. Пашуто. – М.: Кнорус, 2012. – 320 с.
5.Планирование фонда заработной платы/24.10.2012. Источник - http://www.business-secret.ru/lesson/1736
6.Стредвик Дж. Управление персоналом в малом бизнесе: учебник / Дж. Стредвик. – СПб.: Издательский Дом «Нева», 2010. – 288 с.
7.Типы трудовой мотивации (Тест Герчикова). Режим доступа: http://www.galla.ru
8.Травин В.В. Менеджмент персонала предприятия: учебное пособие / В.В. Травин, В.А. Дятлов. – М.: Дело, 2011. – 272 с.
9.Управление персоналом: учебник для вузов / под редакцией А.Я. Кибанова, Л.В. Ивановской. – М.: «Экзамен», 2010. – 352 с.
10.Экономика труда / Е.А. Егорова, О.В. Кучмаева. – М.: МФПА, 2010. – 80 с.
11.Экономика: учебник / под ред. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2012. – 896 с.
Вопрос-ответ:
Какие принципы и способы регулирования оплаты труда существуют на предприятиях сферы сервиса?
На предприятиях сферы сервиса существуют различные принципы и способы регулирования оплаты труда. Один из таких принципов - принцип справедливости, который предполагает соответствие заработной платы уровню ответственности и сложности выполняемой работы. Также применяется принцип стимуляции, когда заработная плата зависит от результатов работы и достижения целей. Способами регулирования оплаты труда могут быть использование тарифных ставок, формирование системы премирования и применение доплат и надбавок к заработной плате.
Что такое тарифная система и как она используется в организации заработной платы на предприятиях сферы сервиса?
Тарифная система - это система установления и применения тарифов на оплату труда работников. На предприятиях сферы сервиса тарифная система может использоваться для определения размера заработной платы работников в зависимости от сложности и квалификации выполняемой работы. Тарифные ставки могут быть установлены для различных категорий работников и могут меняться в зависимости от рыночных условий и уровня предложения и спроса на рабочую силу.
Какие формы и системы оплаты труда могут использоваться на предприятиях сферы сервиса?
На предприятиях сферы сервиса могут использоваться различные формы и системы оплаты труда. Одной из распространенных форм является фиксированная заработная плата, когда работнику выплачивается постоянная сумма в зависимости от занимаемой должности и объема работы. Также может применяться переменная форма оплаты труда, при которой заработная плата зависит от выполненного объема работы или достижения определенных показателей. Системы оплаты труда могут быть индивидуальными или коллективными, когда оплата труда производится по результатам работы всего коллектива предприятия.
Какие принципы и способы регулирования оплаты труда используются на предприятиях сферы сервиса?
Принципы и способы регулирования оплаты труда на предприятиях сферы сервиса могут включать фиксированные ставки заработной платы, процентное участие в выручке или прибыли компании, повышение заработной платы в зависимости от достижения определенных показателей или квалификации сотрудника, использование системы надбавок и премирования, а также возможность получения дополнительных выплат в виде поощрительных премий или бонусов.
Какие формы и системы оплаты труда применяются на предприятиях сферы сервиса?
На предприятиях сферы сервиса применяются различные формы и системы оплаты труда, включая временную и почасовую оплату, сдельную оплату, окладную систему, комиссионное вознаграждение, процентное участие в выручке или прибыли компании, премирование за достижение целей и результатов работы, возможность получения бонусов и поощрительных выплат. Каждая система имеет свои особенности и применяется в зависимости от специфики работы и требований компании.
Как происходит премирование персонала на предприятиях сферы сервиса?
Премирование персонала на предприятиях сферы сервиса может осуществляться по разным критериям, таким как достижение целей и показателей работы, качество обслуживания клиентов, количество продаж или объем выполненной работы. Примерами премий могут быть бонусы за высокий уровень удовлетворенности клиентов, премии за выполнение плановых показателей, добавочные выплаты за работу в выходные и праздничные дни, а также поощрительные премии за индивидуальные достижения сотрудников.
В каких случаях может выплачиваться доплата к заработной плате на предприятиях сферы сервиса?
Доплата к заработной плате на предприятиях сферы сервиса может выплачиваться в различных случаях, например, за работу в ночное время, в выходные и праздничные дни, за выполнение определенных видов работ или задач, а также за превышение нормативного объема работы. Также доплаты могут предусматриваться для определенных категорий сотрудников, например, для руководителей, специалистов или работников с высоким уровнем квалификации.
Какие принципы и способы регулирования оплаты труда существуют на предприятиях сферы сервиса?
На предприятиях сферы сервиса существуют разные принципы и способы регулирования оплаты труда. Одним из основных принципов является принцип социальной справедливости, который предполагает равную оплату для всех работников, выполняющих одинаковую работу. Также принципы могут включать ориентацию на результаты труда, учет сложности и ответственности работы, стимулирование профессионального роста и т.д. Как способы регулирования оплаты труда могут использоваться установление тарифных ставок, премирование персонала, доплаты и надбавки к заработной плате, учет индивидуальных достижений и т.д.
Какая тарифная система применяется на предприятиях сферы сервиса?
На предприятиях сферы сервиса может применяться различные тарифные системы, в зависимости от особенностей работы и организации предприятия. Возможны системы с почасовой оплатой труда (когда заработок зависит от отработанного времени), системы с окладами (когда размер заработной платы фиксирован и не зависит от отработанных часов), сдельные системы (когда заработок зависит от выполненной работы или произведенного объема услуг) и др.
Какие формы и системы оплаты труда могут использоваться на предприятиях сферы сервиса?
На предприятиях сферы сервиса могут использоваться разные формы и системы оплаты труда, которые соответствуют особенностям работы и потребностям предприятия. Примерами форм могут быть оплата заработной платы наличными или перечислением на банковский счет, выплата добавочной оплаты в виде материальной помощи или льгот, выплата премий и т.д. Примерами систем оплаты труда могут быть система окладов, система сдельной оплаты труда, система премирования и т.д.
Какие принципы и способы регулирования оплаты труда существуют на предприятиях сферы сервиса?
На предприятиях сферы сервиса применяются различные принципы и способы регулирования оплаты труда. Одним из основных принципов является принцип равной оплаты труда за равную работу. В соответствии с этим принципом заработная плата должна зависеть от объема и качества выполненной работы. Кроме того, на предприятиях сферы сервиса также используется принцип пропорциональности оплаты труда и его стимулирования. Это означает, что за выполнение дополнительных задач или достижение высоких показателей работник может получить дополнительную оплату или премию. В качестве способов регулирования оплаты труда на предприятиях сферы сервиса могут применяться тарифная система, внутренние нормативы расчета заработной платы, а также дифференцированное премирование в зависимости от показателей работы рабочих и исполнения плановых заданий.