Эстетическое и этическое в произведении "Портрет Дориана Грея".

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Зарубежная литература
  • 33 33 страницы
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 27.02.2012
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1. «Портрет Дориана Грея»: эстетическая аллегория об искусстве
1.1. Эстетизм как реакция на викторианство: протест против
чопорности и безобразного
1.2. Эстетическая теория О. Уайльда: истоки и развитие
1.3. Организация романного пространства: опровержение идей
эстетизма
2. Морально-этический релятивизм в романе
2.1. Гедоническое мироотношение
2.2. Внешняя красота внутреннего уродства: роль портрета
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Те же, для кого этические соображения важнее эстетических, обязательно извлекут моральный урок.
Автор поставил Дориана Грея в фантастическую ситуацию: ему даны вечные молодость и красота, а стареет и становится уродливым, ужасным его изображение на портрете. Дориан Грей променял душу на поиск вечных наслаждений. Но всегда приходит время платить. О. Уйальд показал и цену, которую герою пришлось заплатить за вечную молодость: бестолковое существование вечно молодого человека и его душу, загрубевшую и очерствевшую от сознания власти над временем. Упиваясь своей молодостью и красотой, Дориан становится недовольным внешним «некрасивым» миром, превращается в озлобленного, ожесточенного человека.
Первой данью стала любовь к юной актрисе Сибилле Вейн, которая быстро прошла, после того, как Сибилла, влюбившись в юного красавца, больше не смогла изображать любовь на сцене. Не получив наслаждения от представления, Дориан Грей грубо оттолкнул девушку, она отравилась. Это было первое преступление, которое отразилось на портрете. Сначала оно напугало Дориана, но эгоизм победил: он спрятал портрет и начал новую жизнь.
Жадный до новых, необычайных ощущений, вечный юноша, меблировал свой дом с пышностью, собрал коллекцию гобеленов и редчайших парфюмов, драгоценных камней и экзотических музыкальных инструментов. Простор романа замкнут в границах комнат, шкатулок, флаконов. Нет описаний природы, это мертвая красота Дориана Грея.
От светских салонов он перешел к грязным притонам, опиумным курильням. «Темные слухи стали ходить о нем, когда ему было уже лет двадцать пять» (7, с. 26). Когда Безил Холлуорд попытался вразумить Дориана, тот в насмешку открыл тайну портрета. «Крик ужаса вырвался у художника, когда он в полумраке увидел жуткое лицо, насмешливо ухмылявшееся ему с полотна» (7, с. 126). Бывший некогда прекрасным портрет теперь изображал сластолюбивого старика, изуродованного пороками и злодеяниями. Но и сам Грей не может не ужасаться этому зрелищу: он начинает винить Бэзила в своих пороках и, в порыве ярости, убивает.
Когда Дориан предоставил своему портрету нести на себе печать времени и страстей, произошло противоестественное разделение человека и его совести, и это разделение не могло не сказаться на поведении героя. Освобожденный от совести Дориан постепенно утратил все лучшее, что было в нем заложено. «Что пользы человеку приобрести весь мир, если он теряет…как дальше? Да, если он теряет собственную душу?» (7, с. 171).
Парадоксально то, к чему приходит главный герой. Он, стремящийся к красоте и приятному времяпровождению, вынужден тайком развлекаться в грязных притонах, искать успокоения в опиуме, наслаждаться любовью продажных женщин. Это злая насмешка над тем идеалом, который рисовал Дориану Грею лорд Генри.
Дориан Грей потерялся в закоулках собственного мира, слов Гарри и темных мыслей. И уже не смог выбраться из этого водоворота, он ошибался, думая, что сможет исправиться. «В своем лицемерии надел маску добродетели. Из любопытства попробовал поступить самоотверженно» (7, с. 177). Но и когда он понял это, то не раскаялся. Было только сожаление, что «портрет не дает ему спокойно спать по ночам» (7, с. 177).
Нет никакого оправдания герою, в его падение виноват только он, все остальное ему только способствовало. Но выбор сделал именно он. Дориан почему-то винил художника портрета во всех своих бедах. Но удержался ли бы он, даже если Бэзил не написал бы картины?  Не попал бы он под влияние Генри? Судить красоту трудно. Даже если она всего лишь внешняя оболочка и ничего не стоит без душевной красоты. А красота в Дориане при всех его пороках всегда присутствовала, даже если в конце это стала только красота его портрета.
Влияние Генри Уоттона на Дориана Грея было весьма сложным. Лорд Генри прекрасно знал, что порок уничтожает красоту, накладывает на лицо человека страшный след. Вот почему он неоднократно говорил Дориану о необходимости сохранить свою душу, подчеркивая мысль о том, что для наслаждения жизнью нужно душевное спокойствие, которое дает только чистая совесть. Герой помнит об этих словах, и какие-то отголоски утраченной совести слышатся в речах Дориана и много позже, когда он потерял большинство своих лучших качеств. И вот тут внешность играет роковую роль в судьбе героя: просто невозможно допустить мысль о его порочности, ведь по убеждению, порочный человек не может сохранить свою красоту. Время от времени у лорда Генри возникают какие-то сомнения, но Генри Уоттон не видит портрета.
Интересно изображена в произведении проблема отношения творца и его творения. По выражению художника Бэзила Холлуорда, «в истории человечества есть только 2 важных момента. Первый – это появление в искусстве новых способов изображения, другой – появление в нем нового образа». После создания портрета натурщик (Дориан Грей) и портрет и становятся неделимы (тесное переплетение искусства и действительности). Сначала Дориан Грей не видит своей красоты, потом появляется лорд Генри. В его словах – гимн красоте, предостережение, что она пройдет. «Вам дана чудесная красота молодости, а молодость – единственное богатство, которое стоит беречь», «Пройдет молодость, а с нею и красота – и вот вам вдруг станет ясно, что время побед прошло» (7, с. 22).
Когда Дориан смотрит на портрет, в нем просыпается зависть, ведь эта красота бессмертна. «Если бы я мог быть вечно молодым, а старел портрет!» (7, с. 26). Мысль Дориана материализуется. Портрет и натурщик (искусство и действительность) меняются местами. Портрет стал внутренним содержанием, а Дориан – всего лишь совершенной формой, оболочкой.
Интересно проследить соотношение формы и содержания среди остальных героев произведения. Так, для лорда Генри его душей, сущностью становится Дориан Грей, а он сам остается внешней «благопристойной» оболочкой. Для Дориана Грея его настоящее «я» вмещено в портрете, а он сам – лишь очеловеченное изображение. С другой стороны, для Бэзила Холлуорда портрет становится и формой, и содержанием, потому что в нем его заветная мечта, идеал, абсолют красоты. В Сибилле Вэйн Дориан Грей любит только внешнее (созданные ею образы разных героинь: «В ней живут все великие героини мира! – восхищается Дориан, – она более чем одно существо» (7, с. 48). Но так о Сибилле Дориан говорит в начале их отношений, вовлеченный в мир искусства и ролей, созданных Сибиллой, называя ее «святыней». Но вскоре он заговорит иначе: «…она просто холодна и бездушна» (7, с. 71), – говорит он своим друзьям, и этот момент стал переломным в судьбе Дориана. Форму он предпочел содержанию, и этим, по сути, убил Сибиллу и уничтожил часть своей души, положив начало чудовищным превращениям портрета.
Слишком поздно Дориана начинают терзать муки совести, он испытывает тоску по «незапятнанной чистоте своей юности» (7, с. 175), в конце концов, он решает, что «портрет этот - как бы его совесть. Да, совесть. И надо его уничтожить» (7, с. 178).
С тем же кинжалом, которым ранее лишил жизни Бэзила, Дориан бросается на ужасный портрет. Проснувшиеся от крика слуги обнаружили «великолепный портрет своего хозяина во всем блеске дивной молодости и красоты» и труп уродливого старика. «Лицо у него было морщинистое, увядшее, отталкивающее. И только по кольцам на руках слуги узнали, кто это» (7, с. 178).
Облик мертвого Дориана антиэстетичен, и это обстоятельство позволяет даже в системе ценностей эстетизма прочитать наказание, понесенное за преступления. Смерть, как это ни парадоксально, восстановила гармонию внутреннего и внешнего. Таким образом, Уайльд подчеркивает, что целостность человека заключается в «приятии всех сторон человеческой природы». Сам Уайльд так определял смысл своего романа: «За всякое излишество, как и за всякое ограничение, приходится расплачиваться». Несмотря на призыв к наслаждению и поклонение красоте, Уайльд не позволяет пороку стать добродетелью; в отвращении к моральному уродству он становится моралистом. Красота души для него становится важнее красоты внешней. Нравственный аспект усиливается авторским сожалением о том, что жизнь, «полная бесчувственности и вседозволенности», недостойна художника, поборника истинной, т.е. всесторонней, явной и тайной красоты. Парадоксальность мышления Уайльда здесь очевидна.
Дориан погибает, однако искусство остается, т.к. у Уайльда красота и искусство - вечны: «Красота не может подвергаться сомнению. Она обладает священным правом на абсолютную власть, и те, кто наделен ею, сами становятся властелинами… Для меня Красота - величайшее чудо». Согласно Уайльду, тот, кто покушается на красоту, - сам становится жертвой. Уайльд-парадоксалист показывает, как наслаждение, путь к которому лежит через порок и предательство, ведет к саморазрушению, от которого страдают все. Низменным страстям подчиняется только тот, кто лишается души, продает ее, и таким образом, сам становится преступником.

Заключение
Когда первая оригинальная версия «Портрета Дориана Грея» появилась в журнале «Липпинкотт» в июле 1890г., Уайльд сразу стал мишенью цензуры. Реакция прессы была единодушно-враждебная. Уайльда обвинили в цинизме и аморализме. Критики «Дейли кроникл» назвали роман – «отвратительным порождением извращенной литературы французских декадентов, пропахнувшей тяжелым запахом духовного и нравственного разложения».
Уайльд был поражен негодованием, с каким критики встретили его роман. В ответ на их обвинения в том, что он переиначивает мораль в угоду безнравственности, Уайльд написал, что его книга, возможно, и не соответствует общепринятым представлениям о нравственности, но совершенно напрасно пытаться искать в романе только нравственный аспект, что «было необходимо окружить Дориана Грея атмосферой морального разложения... для драматического развития... романа. Иначе роман не имел бы смысла, а сюжет - завершения. Каждый человек видит в Дориане Грее свои собственные грехи. Ведь на самом деле искусство отражает не жизнь, а того, кто наблюдает».
Уайльд не оправдывает безнравственные поступки своего героя, но он далек от прямого его осуждения. Уайльд отмечает, что «искусство не имеет ничего общего с этикой. Не надо смешивать эти два понятия». В трактате «Душа человека при социализме» он высмеял своих обличителей-нравоучителей, назвавших его книгу «безнравственной» и «больной», недостойной произведения искусства или литературы: «Назвать художника больным только потому, что болезнь - предмет его творчества, так же глупо, как объявить Шекспира сумасшедшим, потому что он написал «Короля Лира». Такое прочтение романа свидетельствовало, по его мнению, об ограниченности обвинителей.
В марте 1891г., за месяц до переиздания «Портрета Дориана Грея», Уайльд написал предисловие к роману, надеясь, что оно изменит отношение общества к его произведению. Это предисловие, состоящее из 25-ти парадоксальных изречений, - квинтэссенция эстетических взглядов Уайльда. Писатель напоминает читателю одновременно и о силе Искусства, и о его бесполезности, также настраивает на восприятие всего произведения как эстетической аллегории.
Афоризмы предисловия к роману, пожалуй, самая широко цитируемая часть литературного наследия Уайльда, потому что нигде больше с такой полнотой он не выразил суть эстетского отношения к жизни, свое убеждение в том, что искусство стоит вне морали: «Всякое искусство совершенно бесполезно» (7, с. 6). Это положение уже выдвигала теория «искусства для искусства», но эстетизм идет еще дальше, утверждая, что «жизнь подражает искусству». В предисловии Уайльд бросает вызов критике, стремящейся непременно понять, что хотел автор сказать своим произведением, тогда как «художник не стремится ничего доказывать» (7, с. 5).
Уайльд иронизирует над всем, но по отношению к искусству оставался предельно серьезным, хотя и завершил преамбулу к «Дориану Грею» словами: «Всякое искусство совершенно бесполезно» (7, с. 6). Этот момент проявляет принцип парадокса, положенный в основу романа.
Эстетическая программа Уайльда представлена 2-мя положениями: во-первых, искусство не имеет и не должно иметь ничего общего с истиной, что воплощено в «Портрете Дориана Грея» через главного героя и его судьбу. Во-вторых, искусство существует само по себе и часто идет впереди своей эпохи. Оно не связано с моралью. В предисловии к «Портрету Дориана Грея» Уайльд утверждает, что «нет книг нравственных или безнравственных» (7, с. 5), но в романе Дориан, обвиняя лорда Генри в том, что именно он подтолкнул его к разврату, говорит: «А ведь вы однажды отравили меня книгой, Гарри» (7, с. 174).
Мысль о том, что красота и мораль не имеют ничего общего, - ведущая в истории Дориана Грея. По мнению лорда Генри, мораль сковывает человека, делает невозможным наслаждение жизнью. Так же и для Дориана Грея красота и наслаждение становятся жизненным девизом, и именно это приводит к разрушению личности. Духовная пустота приводит к тому, что Грей теряет чувство красоты, и как следствие - погибает.
Причина гибели Дориана не в его слабости, но в том, что мир оказывается, что бы ни говорил лорд Генри, основанным на добре и зле, эстетическое снова оказывается неотъемлемым от этического, и судят об этом не люди, но само мироздание. Чистое искусство снова оказывается проповедью нравственности. Декадентский проект проваливается, не успев начаться. Моральное преступление привело к коллапсу эстетики. Преступление против нравственности становится и преступлением против эстетики. Невозможно создать высокохудожественное произведение на безнравственной или имморальной основе.
Первое, что делает лорд Генри, - пытается убедить Дориана в ценности молодости и красоты. И эта попытка увенчалась полным успехом: «Как это грустно! - пробормотал вдруг Дориан Грей, который все еще не отводил глаз от своего портрета. - Как грустно! Я постарею, став отвратительным уродом. А мой портрет будет вечно молодой. Он никогда не станет старше, этого июньского дня…» (7, с. 26).
Дориан Грей не хочет любить просто девушку: она должна быть великой актрисой, т.е. иметь «эстетичную ценность», а не жизненную. И впервые на портрете Дориана Грея появилась жесткая морщина. И наибольшее переживание у любителя красоты вызвала не смерть девушки, а неэстетичные детали действий следователей в газете. И когда Дориан убивает творца волшебного портрета, его снова больше всего беспокоит неэстетичный вид мертвого тела при дневном освещении.
О.Уайльд доказывал, что искусство должно быть живым, оно должно рождать новую красоту вместо грубой повседневной правды; идейное содержание книги не имеет значения - важна лишь форма, мастерство художника, мораль должна быть отвергнута во имя красоты и наслаждения жизнью. Однако О. Уайльд своим творчеством постоянно опровергал создаваемые им теории.
Выводы:
Эстетизм – течение в английской эстетической мысли и искусстве, зародилось в 1870-е годы, окончательно сформировалось в 1880-е – 1890-е годы и утратило свои позиции в начале XX века, слившись с различными формами модернизма. Это художественное направление возвело в абсолют идею чистой Красоты, возвышающейся над реальной жизнью, являющееся субстанцией рафинированного, изысканного искусства.
Роман «Портрет Дориана Грея» вмещает в себе как эстетическое мировоззрение О. Уайльда, так и развенчание его на примере судьбы главного героя.
Важное место в романе занимает проблема соотношения искусства и действительности: «Жизнь подражает искусству».
Каждый из героев - воплощение какой-то стороны искусства, прекрасного. Бэзил - воплощение служения искусству, лорд Генри - воплощение философии наслаждения, а Дориан - человек, который решил сделать свою жизнь прекрасной, как само искусство. Но парадокс в том, что, декларируя прекрасное как суть жизни, герои совершают поступки, которые нельзя считать прекрасными. Ярчайший пример лорд Генри, который с холодным цинизмом выворачивает даже моральные истины просто ради игры ума.
Уайльд показывает, куда может привести увлечение интеллектуальной игрой, которая не имеет целью ничего иного, кроме как самой игры. Ведь цель лорда Генри - не истина и красота, а утверждение собственной личности. Уайльд показал могущество прекрасного слова и красоту утонченной мысли. Но вместе с тем писатель продемонстрировал, что есть область, для которой парадокс - это гибель. Это область морали. Есть этические основы, на которых держится человечество, и парадокс здесь неуместен, поскольку разрушает их, делает относительным добро и зло, что недопустимо.

Список литературы
Акимова О.В. Этика и эстетика Оскара Уайльда. - СПб.: Алетейя, 2008. - 192 с.
Аникин Г.В. Эстетика Джона Рёскина и английская литература XIX века. - М.: Наука, 1986. - 320 с.
Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. - М.: Гардарики, 2000. - 472 с.
Долгенко А.Н. Декадентский гедонизм. - СПб.: Центр изучения культуры, 2004. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ec-dejavu.ru/h/Hedonism.html
Кривина Т.М. Что знал о красоте Оскар Уайльд // Зарубежная литература. – 2006. – №7. С. 13 –14
Михальская Н.П., Аникин Г.В. История английской литературы. - М.: Академия, 1998. – 516 с.
Уайльд О. Избранное. – М.: Просвещение, 1990. – 384 с.
Фромм Э. Человек для себя. - М.: Республика, 1993. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.psylib.ukrweb.net/books/fromm04/txt09.htm












33

Список литературы
1.Акимова О.В. Этика и эстетика Оскара Уайльда. - СПб.: Алетейя, 2008. - 192 с.
2.Аникин Г.В. Эстетика Джона Рёскина и английская литература XIX века. - М.: Наука, 1986. - 320 с.
3.Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. - М.: Гардарики, 2000. - 472 с.
4.Долгенко А.Н. Декадентский гедонизм. - СПб.: Центр изучения культуры, 2004. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ec-dejavu.ru/h/Hedonism.html
5.Кривина Т.М. Что знал о красоте Оскар Уайльд // Зарубежная литература. – 2006. – №7. С. 13 –14
6.Михальская Н.П., Аникин Г.В. История английской литературы. - М.: Академия, 1998. – 516 с.
7.Уайльд О. Избранное. – М.: Просвещение, 1990. – 384 с.
8.Фромм Э. Человек для себя. - М.: Республика, 1993. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.psylib.ukrweb.net/books/fromm04/txt09.htm

Вопрос-ответ:

Что такое эстетизм?

Эстетизм - это философско-художественное направление, которое признает искусство высшим проявлением красоты и ставит эстетические ценности в центр своего мировоззрения.

Как эстетизм представлен в романе "Портрет Дориана Грея"?

В романе "Портрет Дориана Грея" эстетизм представлен как основная идеология главного героя, который считает красоту искусства выше всех других ценностей и погружается в безудержное стремление к наслаждению и совершенству красоты.

Что представляет собой портрет в романе?

Портрет в романе является символическим изображением Дориана Грея, который в процессе совершения моральных грехов и порока меняется, в то время как его портрет остается неизменным, отражая настоящую душу героя.

Какова роль морали и этики в романе "Портрет Дориана Грея"?

Мораль и этика играют важную роль в романе, поскольку они сталкиваются с безудержными стремлениями Дориана Грея к красоте и наслаждению, а также подчеркивают разрушительные последствия, которые могут возникнуть, когда этические нормы и принципы игнорируются.

Как роман "Портрет Дориана Грея" отражает протест против идей эстетизма?

Роман "Портрет Дориана Грея" отражает протест против идей эстетизма через развитие сюжета и персонажей. Он показывает, что безрассудная приверженность стремлению к красоте и наслаждению может привести к разрушению морали и этических норм, а также к несчастью и гибели.

Какую роль играет эстетизм в произведении "Портрет Дориана Грея"?

Эстетизм является одной из основных тем и аллегорий в романе. Он выступает как протест против викторианской морали и чопорности, позволяя автору выразить свои идеи об искусстве и красоте.

Какие истоки и развитие имеет эстетическая теория Оскара Уайльда?

Эстетическая теория Оскара Уайльда основывается на идеях эстетизма, признающего красоту и искусство самым важным в жизни человека. Он отвергает практические и моральные ценности в пользу эстетических наслаждений и самовыражения.

Как организовано романное пространство в "Портрете Дориана Грея"?

Романное пространство в романе опровергает идеи эстетизма. Вместо идеализированной красоты и гармонии, мы видим разрушение и деградацию главного героя. Это является критикой эстетических идеалов и показывает опасности пристрастия к внешней красоте.

Какова роль портрета в романе "Портрет Дориана Грея"?

Портрет играет ключевую роль в романе, символизируя уродство внутренней природы Дориана, которое не отражается на его внешности. Он становится воплощением его пагубности и деградации, и только в портрете можно увидеть настоящую сущность героя.