Религия и воспитание

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Религиоведение
  • 11 11 страниц
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 15.12.2012
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВАНИЯ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ СЕГОДНЯ
2 ЦЕЛЬ И СТРУКТУРА РЕЛИГИОЗНОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
3 СВЯЗЬ РЕЛИГИОЗНОГО ВОСПИТАНИЯ С ПРОЦЕССОМ СОЦИАЛИЗАЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Фрагмент для ознакомления

Таким образом, религиозное образование, воспитание и социализация не тождественны, но определенным образом взаимосвязаны и взаимообусловлены и одинаково важны для понимания процесса передачи культуры и вероучения религиозной традиции.
Зададим теперь вопрос: способны ли, и каким образом религиозные образование, воспитание и социализация содействовать духовно-нравственному оздоровлению общества? Из анализа предложенного материала можно сделать вывод о том, что способны. Является ли это оздоровление общества конечной целью научения подрастающего поколения основам религиозной культуры и освоениями религиозной традиции? Вероятнее всего – нет.
Во-первых, не существует отвлеченной духовной нравственности, вся религиозная нравственность конкретна, а духовный мир имеет положительный и отрицательный полюса. Во-вторых, религиозное воспитание, как мы видели, имеет другую, неземную цель. Поэтому и результаты религиозного воспитания и проявления религиозной социализации могут значительно отличаться от доминирующих в обществе норм поведения. Например, некоторое дети, познакомившиеся с основами православной культуры в школе, просят своих родителей разрешить им не есть мясо в пост. Вопреки нарастающим угрозам, священник продолжает свою проповедь, вплоть до физической расправы с ним в храме. Такое поведение статистическим большинством может быть расценено как ненормальное. Но именно это поведение ориентирует общество на высшие проявления человеческого в человеке.













ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Так, для православного миропонимания все названные ценности очень важны и значимы. Но над ними существует другой уровень смыслов и соответствующих им ценностей. Именно сакральные ценности религиозной культуры определяют устойчивость и эффективность религиозного воспитания, понимаемого широко, как совокупность содержания, формы и методов передачи религиозной традиции обращения человека к Богу и общения человека с Творцом мира. Уникальность религиозного воспитания, его несводимость к другим типам воспитания (например, семейному и социальному) и видам воспитания (например, эстетическому, патриотическому и нравственному) обусловлена тем, что только религиозное воспитание ориентирует ум, чувства и волю человека в ценностной системе координат: истина – ложь, прекрасное – безобразное, добро и зло.
Эти абсолютные ориентиры составляют суть религиозного воспитания, содержанием которого является передача опыта жизни человека с Богом.
Деятельностная составляющая нравственного воспитания содержит в себе весь комплекс «добрых дел».
Вся названная сфера подробно раскрывается в уроках православной культуры, предметное содержание которой давно разработано и апробировано в формате многих учебников и пособий.









СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Михаил Булгаков. Белая гвардия. Театральный роман. Мастер и Маргарита. М., 2003. С. 425.
2. Педагогический словарь : В 2 т. Т. 2. С. 642.
3. Рубинштейн М. М. О религиозном воспитании // Вестник воспитания. 2003. № 1. С. 76.
4. Склярова Т. В. Православное воспитание в контексте социализации. М. : ПСТГУ, 2006. С. 8.
5. Склярова Т. В. Религиозная социализация: проблемы и направления исследований // Вестник ПСТГУ IV. Педагогика. Психология. 2009. Вып. 4 (15). С. 7–17.



Михаил Булгаков. Белая гвардия. Театральный роман. Мастер и Маргарита. М., 1973.
С. 425.

2 Педагогический словарь : В 2 т. Т. 2. С. 642.
3 Рубинштейн М. М. О религиозном воспитании // Вестник воспитания. 1913. № 1. С. 76.

4 24 Склярова Т. В. Православное воспитание в контексте социализации. М. : ПСТГУ, 2006. С. 8.

5 Склярова Т. В. Религиозная социализация: проблемы и направления исследований // Вестник ПСТГУ IV. Педагогика. Психология. 2009. Вып. 4 (15). С. 7–17.












3

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Михаил Булгаков. Белая гвардия. Театральный роман. Мастер и Маргарита. М., 2003. С. 425.
2. Педагогический словарь : В 2 т. Т. 2. С. 642.
3. Рубинштейн М. М. О религиозном воспитании // Вестник воспитания. 2003. № 1. С. 76.
4. Склярова Т. В. Православное воспитание в контексте социализации. М. : ПСТГУ, 2006. С. 8.
5. Склярова Т. В. Религиозная социализация: проблемы и направления исследований // Вестник ПСТГУ IV. Педагогика. Психология. 2009. Вып. 4 (15). С. 7–17.

Вопрос-ответ:

Какие ценностные основания лежат в основе религиозного образования и воспитания сегодня?

Религиозное образование и воспитание основаны на ценностях, связанных с верой, моралью, справедливостью, любовью к ближнему, толерантностью и духовным развитием.

Какова цель и структура религиозного воспитания в Православной Церкви?

Целью религиозного воспитания в Православной Церкви является формирование веры, моральных ценностей, духовной жизни, понимания религиозной традиции и активного участия в церковной жизни. Структура включает знакомство с Священным Писанием, основами христианской этики, богослужебной практикой, молитвенной жизнью и процессом богословского образования.

Как связано религиозное воспитание с процессом социализации?

Религиозное воспитание имеет связь с процессом социализации, так как помогает формированию нравственных ценностей, общения в рамках вероисповедания, чувства принадлежности к религиозному сообществу и вовлечения в общественно-культурную сферу. Он играет важную роль в формировании личности и адаптации к обществу.

Способны ли религиозное образование и воспитание помочь в понимании процесса передачи культуры и вероучения?

Да, религиозное образование и воспитание являются важными компонентами для понимания процесса передачи культуры и вероучения религиозной традиции. Они помогают формировать связь между поколениями, сохранять и передавать знания, ценности и понимание религиозной и культурной истории.

Какие ценностные основания у религиозного образования и воспитания?

Ценностные основания религиозного образования и воспитания включают в себя веру, моральные и этические принципы, духовную сущность человека и отношение к божественному.

Какова цель и структура религиозного воспитания в Православной Церкви?

Основная цель религиозного воспитания в Православной Церкви - формирование веры и духовности у верующих. Структура включает знакомство с богослужебной практикой, обучение библейским и церковным текстам, молитвенную практику, развитие духовных и моральных ценностей.

Как связано религиозное воспитание с процессом социализации?

Религиозное воспитание и процесс социализации взаимосвязаны и взаимообусловлены. Религиозное воспитание помогает формированию моральных и этических ценностей, а социализация помогает внедрить эти ценности в социальные нормы и поведение. Они оба играют важную роль в передаче культуры и вероучения религиозной традиции.