Особенности игровой деятельности дошкольников с умственной интеллектуальной недостаточностью.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология
  • 38 38 страниц
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 29.02.2012
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
Глава 1. Понятие игровой деятельности в психолого-педагогической теории.5
1.1 Игра как категория психо-педагогики
1.2 Влияние игры на психическое развитие дошкольников
1.3. Возможность формирования игровой деятельности детей с учетом их отклонений в интеллектуальном развитии
Глава 2. Развитие наглядно-образного мышления дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
2.1 Методика экспериментального исследования
2.2 Анализ проведенного исследования
Глава 3. Методические рекомендации по использованию дидактических игр в качестве средства развития дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
3.1 Советы педагогов и психологов
Заключение
Библиография
Приложение А
Приложение Б




Фрагмент для ознакомления

а) экспериментальная группа – 1,4б)контрольная группа – 1,5Полученные результаты выглядят следующем образом (Диаграмма № 3):«Диаграмма № 3 - Анализ самых низких показателей по констатирующему эксперименту»Таким образом, анализ обеих групп приводит нас к следующим выводам: дошкольники, принимавшие участие в констатирующем эксперименте, продемонстрировали второй уровень развития в ролевой игре. Основное составляющееигр таких детей составляют действия с предметами. Логика действий чаще всего соответствует их последовательности в реальной действительности. Объединения детей кратковременны, малочисленны (2-3 ребёнка). Основные сюжеты игр - бытовые.Необходимо остановиться на детальном анализе результатов, воспитанников экспериментальной группы.Их можно условно разделить на три подгруппы:Дети с относительно высоким уровнем развития игры;Дети со средним уровнем развития сюжетно-ролевой игры;Дети с низким уровнем развития сюжетно-ролевой игры.В первую группу следует отнести Сашу и Алексея, т.к. эти мальчики показали наилучшие результаты, их средний балл самый высокий. У них по всем параметрам максимальные, для данной группы, результаты. В процессе игр мальчики играли в основном только друг с другом. При организации игр совместных с остальными детьми они выступали явными лидерами. Это проявлялось в том, что каждая из них стремился взять на себя первостепенную роль, они отбирали нужные для игры игрушки, вели ролевой диалог, пытались соблюдать сюжет игры. Вместе с этим направляли и регулировали (на наш взгляд несколько агрессивно) деятельность других детей.Инициаторами возникающих в ходе игр конфликтов чаще всего так же выступали Игорь и Алексей. Здесь стремление к лидерству проявлялось уже в отрицательной форме. Дети диктовали условия игры остальным детям, отбирали для себя лучшие игрушки, не давали проявить себя другим детям. Часто решение проблемных ситуаций происходило силовым путем.Но в целом уровень сформированности сюжетно-ролевой игры у этих детей значительно выше, чем у остальных детей экспериментальной группы.Во вторую подгруппу можно выделить двух девочек – Ксению и Елену. Общие их результаты (средний балл) являются показателем того, что у девочек средний (по экспериментальной группе) уровень развития сюжетно-ролевой игры. Однако в данном случае нельзя ограничится только этим наблюдением. Дело в том, что девочки показали довольно-таки широкий разброс в результатах.По таким пунктам, как: разнообразие сюжетов, продолжительность самостоятельной игры, интенсивность игрового поведения, контакты со взрослыми эмоциональные реакции во время игры, предпочтения в выборе роли они показывали достаточно высокие результаты, а в других случаях их результаты гораздо ниже средней нормы. Проведенный анализ показателей позволяет выявить сильные стороны Ксении и Елены. Прежде всего, это наличие интереса к игре, их стремление активно участвовать в игре (особенно это проявлялось у Елены), на что указывает желание играть первостепенные роли, эмоциональная активность в процессе игры, достаточно продолжительное время игры. Конфликты с мальчиками – лидерами за правообладание игрушками и ролями.При взаимодействии со взрослым или сверстником обе девочки легко перенимали их способ действия или поведения. Но в силу личностных особенностей, таких как частые агрессии, импульсивность, гиперактивность, эмоциональные вспышки, грубое нарушение речи эти дети часто вступали в конфликты с другими детьми, что значительно затрудняло процесс обучения. Можно предположить, что устранение недостатков эмоционально-волевой сферы, а также коррекция речи позволят повысить обучаемость данных детей.В третью подгруппу можно отнести Колю, Артема, Васю и Ваню. Их результаты в данной группе самые низкие.Наблюдения и анализ полученных результатов позволил определить, что в их случае отмечается недостаточная сформированность предметных действий. В одних случаях они адекватно действуют с предметами, а в других - манипулируют. Из-за недоразвития образного мышления и воображения, скудного запаса представлений об окружающем мире они не используют в своей игре предметы-заменители. Даже после нескольких разъяснении и показа не знают, как действовать с этим предметом, вертят его в руках и откладывают в сторону.Они никогда самостоятельно не проявляют интереса к игре, не выступают инициаторами игры. Единственное что им доступно это неосознанное выполнение действий по подражанию.В этом случае не приходиться говорить о развитии сюжетно-ролевой игры как деятельности, т.к. еще недостаточно развита предметная деятельность и нет целевой установки на игру.На основании проведенных исследований можно сделать следующие выводы:У большинства детей экспериментальной группы отмечается значительное отставание в формировании сюжетно-ролевой игры как деятельности. В первую очередь у всех детей, участвовавших в эксперименте, не возникает желания самостоятельно поиграть, их игры эмоционально бедны и несодержательны. Основное содержание игры составляют бытовые действия с предметами. Они могут осуществляться в определенной последовательности, хотя её четкое соблюдение значения не имеет. Роли определяются характером действий и не называются детьми. Действия детей однообразны и состоят из ряда повторяющихся операций. Игра не носит стойкого характера. Дети не используют в своих играх предметы-заменители.Таким образом, подводя итог констатирующего эксперимента, можно выделить следующие особенности сюжетно – ролевых игр дошкольников с интеллектуальными нарушениями это:Слабое сопровождение самостоятельной игры речью;Действий с игрушками носят стихийный характер;Незначительная речевая активность во время совместной игры;Низкая способность согласовывать свои действия с другими детьми;Слабый уровень проявления творчества в игре;Все это определяет необходимость и значение коррекционно-педагогической работы, по обучению детей с интеллектуальной недостаточностью сюжетно-ролевой игре[8, с. 240].Из выявленных особенностей необходимо сформулировать направления в работе с умственно отсталыми дошкольниками, при обучении их сюжетно ролевой игре:  оптимальная организация развивающей среды и адекватный подбор игровых технологий; а также использование игровых упражнений направленных на оречевление игровых действий дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.Глава 3. Методические рекомендации по использованию дидактических игр в качестве средства развития дошкольников с интеллектуальной недостаточностью3.1 Советы педагогов и психологовФизическое развитие детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта имеет ряд особенностей, которые связаны в первую очередь с тотальным недоразвитием коры головного мозга, а во-вторых, с нарушениями тонуса и регуляции в деятельности опорно-двигательной системы. Все это оказывает негативное влияние на становление двигательных навыков в дошкольный период.Учитывается и то, что при обучении детей с отклонениями в развитии приходится преодолевать специфические трудности, обусловленные тем или иным дефектом ребенка — снижением слуха или зрения, нарушениями опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития и др. Без коррекционной направленности обучения специальная педагогика фактически не может существовать, поскольку она лишается своей основной специфики. В связи с этим все вопросы обучения в специальных детских учреждениях рассматриваются в аспекте основных дидактических принципов и осуществлении коррекции.1. Решение задач на использование вспомогательных средств в проблемной ситуации происходит успешней, если использовать в процессе обучения игры «Достань шарик», «Как достать», «Поставь машину в гараж» и другие, в которые непосредственно включены разнообразные образные проблемные ситуации[9, с. 320].2. Такие игры как «Что случилось», «Кому какое угощение» и другие дают возможность сформировать предпосылки для перехода от решения задач в наглядно-действенном плане к наглядно-образному мышлению.3. Для формирования понимания внутренней логики действий в сюжете, в котором предполагается динамическое изменение объектов, используются следующие игры: «Как достать шарик», «Дорисуй», «Чего не хватает», «Сгруппируй» и другие.4. При формировании наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста необходимо включать игры направленные на понимание явлений, связанных между собой причинно-следственными зависимостями. («Разбитая чашка», «Кошка и молоко» и др.).5. «Разрезные картинки», «Цепочки», «Что сначала, что потом» и другие способствуют формированию понимания последовательности событий, изображенных на картинке.6. Детей дошкольного возраста следует учить выявлять связи между персонажами и объектами, изображенными на картинках, рассуждать, делать вывод и обосновывать суждения. («Волшебные картинки», «Что сначала, что потом»).7. Практическая деятельность взрослых совместно с детьми по уборке помещения, посадке и уходу за растениями, уходу за животными, сопровождаемая познавательными разговорами успешно способствует формированию наглядно-образного мышления[10, с. 206].8. Игры направленные на формирование наглядно-образного мышления очень разнообразны: подвижные, конструктивные, настольно-печатные и другие. 9. Для эффективного повышения уровня развития наглядно-образного мышления нами предлагается использовать систему игровых занятий, которые следует включать во все виды деятельности дошкольника.10. Целенаправленное развитие наглядного мышления должно осуществляться на протяжении всего дошкольного периода[11, с. 192].При организации занятий для дошкольного развития ребёнка в возрасте 3-4 лет стоит учитывать следующие особенности:дети учатся общаться;дети любят общаться;дети уже готовы играть совместно;дети уже различают и могут воспроизводить формы и фигуры, складывать картинки и кубики.При организации занятий ребёнка в возрасте 4-5 лет необходимо понимать, что обычно в этом возрасте:дети уже могут выполнять задачи из нескольких этапов;дети уже умеют концентрироваться на интересном им задании;у детей уже неплохо развита моторика рук;дети уже имеют определенные представления об окружающем мире: людях, животных, природных явлениях.При организации занятий ребёнка в возрасте 5-6 лет следует знать, что обычно:дети уже могут писать цифры и буквы;дети уже способны выразительно рассказывать истории и стихи;дети уже неплохо ориентируются в пространстве и времени;дети уже немного умеют классифицировать предметы, у них активно развивается глазомер и наблюдательность.Следует специально подчеркнуть, что специальное обучение ставит перед собой цель не приспособление к дефекту, характерному для той или иной категории детей с отклонениями в развитии, а его коррекцию и, если возможно, преодоление.Таким образом, перечисленные игры и упражнения помогут родителям и воспитателям лучше понять своего ребенка, помочь ему сформировать качества, необходимые для успешного развития.Заключение Проводимая в течение учебного года работа по различным направлениям позволяет сделать нам следующие выводы:Изучение особенностей психического развития детей-олигофренов является большой и сложной проблемой, над которой работали многие ученые. Исследования известных психологов показали, что умственное развитие детей - олигофренов при его своеобразии протекает по тем же основным закономерностям, что и развитие нормальных детей. При коррекционном обучении у таких детей развиваются виды сложной психической деятельности, такие как целенаправленное наблюдение, осмысленное запоминание, произвольное внимание, произвольная память, сложные формы анализа и синтеза, процессы сравнения и обобщения. Появление интереса к обучению у учащихся-олигофренов также в значительной степени повышает прочность их знаний, умений, навыков, содействует коррекции внимания, памяти, мышления и других познавательных процессов. Использование на занятиях игровой деятельности детей влияет на формирование произвольности психических процессов. В школе игра пропитывает собой всю деятельность ученика. Она имеет внутреннее продолжение в школьном обучении и труде, помогает ребенку освоить роль ученика, заниматься с интересом, быть активным и внимательным на уроках Игра - это серьезная и ответственная деятельность детей. Игра способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, дает повторить уже изученный материал без монотонности и скуки. Игра служит методическим приемом, с помощью которого можно заинтересовать каждого ребенка-олигофрена, привлечь его внимание к учебной деятельности, так как их психо-физиологическое развитие существенно отличается от развития нормальных сверстников. Она активно действует на познавательную деятельность умственно-отсталых школьников. Если с умственно отсталыми учащимися проводить целенаправленно занятия по коррекции памяти, внимания, мышления, восприятия, и т.д., то их познавательная деятельность активизируется и станет более продуктивной. Именно в игровой деятельности у умственно отсталых учащихся появляется познавательный интерес. Она является важным источником развития. Теоретическая модель изучения и коррекции познавательной деятельности в специально созданных группах оправдала себя. Проводимые занятия действительно влияют на коррекцию познавательной деятельности умственно отсталых школьников. Полученные в ходе целенаправленной работы данные могут быть использованы в дальнейшей работе с умственно отсталыми детьми. Разработанные Программы могут оказаться полезными и использоваться в дальнейшем, в практике работы с 1-3 классами в специальной / коррекционной / общеобразовательной школе.         Таким образом, подводя итоги выше сказанного, можно подчеркнуть, что в результате проводимых занятий у учащихся повышается самооценка, происходит коррекция психических процессов, совершенствуются умения и навыки, которые помогут дальнейшей успешной адаптации умственно-отсталых детей в обществе.БиблиографияАзаров, Ю.П. Радость учить и учиться; Политической литературы, 2011. - 333 c.Атраментова, Л.А.; Филипцова, О.В. Введение в психогенетику; мпси, 2007. - 470 c.Ветрова, В.В.; Смирнова, Е.О. Ребенок учится говорить; М.: Знание, 2012. - 289 c.Ермаков, В.П.; Якунин, Г.А. Основы тифлопедагогики. Воспитание детей с нарушенным зрением; М.: Владос, 2010. - 240 c.Лапицкая, Е.М. Физкультура для детей; М.: Эксмо, 2009. - 176 c.Лебединский, В.В. Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия; М.: ЧеРо; Издание 2-е, стер., 2012. - 953 c.Макаренко, А.С. Воспитание гражданина; М.: Просвещение, 2011. - 304 c.Новиковская, Ольга Ум на кончиках пальцев; М.: АСТ; Издание 3-е, доп., 2007. - 240 c.Петерсон, Л.; Коннор, Д. Дети на сцене. Как помочь молодому таланту найти себя; Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 320 c.Седова, Л.Н. и др. Теория и методика воспитания: Конспект лекций; М.: Высшее образование, 2007. - 206 c.. Храпов, В.Е.; Олещук, Ю.Ф. Кто воспитывает воспитателя? Труд души; М.: Знание, 2011. - 192 c.Приложение АНабор игровых материалов используемый в экспериментеТип материалаНаименованиеКоличество на группуИгрушки-персонажиКуклы крупные (35-50 см.)5 разныеКуклы средние (25-35 см.)5 разныеМягкие животные, крупные (35-50 см) и средние (25-35 см)8 разныеЗвери и птицы, объёмные и плоскостные на подставках (мягкие, ПВХ, деревянные, 15-20 см)15-20 разныеЗвери надувные крупные2-3 разныеИгрушки-предметы оперированияНабор чайной посуды (крупной)2-3Набор кухонной посуды (крупной)2-3Миски (тазики)3Молоток пластмассовый1Набор врача – игрушечный стереоскоп, термометр и т.д.1Комплект парикмахерской; фены, помады, зеркала…1Грузовик (крупный, деревянный или пластмассовый)2Тележка-ящик (крупная)2Звери и птицы на колёсах (каталки с палочкой или шнурком)5 разныеАвтомобили с открытым верхом (крупные, средние)5 разныеКукольные коляски, соразмерные куклам (складные)2Телефон2Ведёрки5Маркеры игрового пространстваКукольный стол (крупный)1Кукольный стул (крупный)4Кукольная кровать2Кукольный медицинский топчан1Шкафчик для кукольного белья1Парикмахерское место (соразмерное ребёнку)1Мягкий уголок (соразмерный ребёнку)1Ширма-остов замка1Складной остов машины (автомобиля)1Полифункциональные материалыОбъёмные модули (набивные или надувные: кубы, валики, параллепипеды)6Ящик с мелкими предметами-заместителями3Приложение БСюжетно-ролевая игра «Больница». Действия персонажейРолиРолевые действияГлавный врачПринимает на работу медицинских работников. Организует работу, контролирует, беседует с больными.Врач-специалистПринимает пациента, выслушивает, прослушивает, назначает лечение. Даёт советы. Выдаёт больничный лист.МедсестраВыполняет назначения врача. Беседует с больными. Моет инструменты.СанитаркаУбирает медицинский кабинет (моет пол, протирает пыль)РегистраторЗаписывает больных на приём. Выдаёт талон на приём и медицинскую карту.ПациентПриходит на приём к врачу с талоном и мед.картой. Рассказывает, показывает что болит. Выполняет все советы, назначения врача.ШофёрДаёт указания о доставке медикаментов и оборудования. Контролирует. Помогает больным доехать из дома до больницы

Библиография

1)Азаров, Ю.П. Радость учить и учиться; Политической литературы, 2011. - 333 c.
2)Атраментова, Л.А.; Филипцова, О.В. Введение в психогенетику; мпси, 2007. - 470 c.
3)Ветрова, В.В.; Смирнова, Е.О. Ребенок учится говорить; М.: Знание, 2012. - 289 c.
4)Ермаков, В.П.; Якунин, Г.А. Основы тифлопедагогики. Воспитание детей с нарушенным зрением; М.: Владос, 2010. - 240 c.
5)Лапицкая, Е.М. Физкультура для детей; М.: Эксмо, 2009. - 176 c.
6)Лебединский, В.В. Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия; М.: ЧеРо; Издание 2-е, стер., 2012. - 953 c.
7)Макаренко, А.С. Воспитание гражданина; М.: Просвещение, 2011. - 304 c.
8)Новиковская, Ольга Ум на кончиках пальцев; М.: АСТ; Издание 3-е, доп., 2007. - 240 c.
9)Петерсон, Л.; Коннор, Д. Дети на сцене. Как помочь молодому таланту найти себя; Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 320 c.
10)Седова, Л.Н. и др. Теория и методика воспитания: Конспект лекций; М.: Высшее образование, 2007. - 206 c.
11). Храпов, В.Е.; Олещук, Ю.Ф. Кто воспитывает воспитателя? Труд души; М.: Знание, 2011. - 192 c.

Вопрос-ответ:

Какое значение имеет игра в психо-педагогической теории?

Игра в психо-педагогической теории рассматривается как один из основных механизмов психического развития ребенка. Она позволяет ребенку активно участвовать в процессе обучения, развивать свои интеллектуальные и эмоциональные способности, а также формировать социальные навыки и умения.

Каким образом игра влияет на психическое развитие дошкольников?

Игра играет важную роль в психическом развитии дошкольников. Она способствует развитию фантазии и воображения, усвоению норм и правил поведения, формированию логического мышления и памяти. Игровая деятельность также способствует развитию эмоциональной сферы ребенка, помогает ему освоить социальные роли и устанавливать контакты с другими детьми.

Можно ли формировать игровую деятельность детей с учетом их отклонений в интеллектуальном развитии?

Да, игровая деятельность может быть адаптирована для детей с отклонениями в интеллектуальном развитии. Важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и создавать условия для его активного участия в игре. Также необходимо использовать специальные методики и оборудование, которые способствуют развитию умственных способностей ребенка и помогают ему преодолевать трудности, связанные с интеллектуальным развитием.

Как развивается наглядно-образное мышление дошкольников с интеллектуальной недостаточностью?

У детей с интеллектуальной недостаточностью развитие наглядно-образного мышления может быть затруднено. Они могут испытывать трудности в восприятии и осмыслении наглядных образов, а также в оперировании ими. Чтобы развить наглядно-образное мышление у таких детей, необходимо использовать специальные методики и упражнения, которые позволяют им визуализировать и представлять информацию, а также систематически тренировать эти навыки с помощью игровой деятельности.

Какие особенности имеет игровая деятельность дошкольников с умственной интеллектуальной недостаточностью?

Игровая деятельность дошкольников с умственной интеллектуальной недостаточностью имеет свои особенности. Они могут проявляться в более низком уровне развития игрового мышления, затруднениях во владении ролевым поведением, недостаточной самостоятельности и самоконтроля в игре, а также в отсутствии или нарушении правил игры. Эти особенности требуют особого подхода со стороны педагогов и родителей для эффективного развития игровой деятельности у детей с умственной интеллектуальной недостаточностью.

Какую роль игра играет в психическом развитии дошкольников?

Игра играет важную роль в психическом развитии дошкольников. Она способствует формированию и развитию различных качеств и навыков, таких как воображение, мышление, эмоциональная сфера, социальные навыки и т.д. Через игру дети учатся самостоятельно решать проблемы, справляться с эмоциями, развивать фантазию и творческое мышление. Поэтому игра является неотъемлемой частью психического развития дошкольников и необходима для их полноценного развития.

Можно ли сформировать игровую деятельность у детей с умственной интеллектуальной недостаточностью?

Да, возможно формирование игровой деятельности у детей с умственной интеллектуальной недостаточностью. Для этого необходимо использовать специальные методики и подходы, учитывающие их особенности развития. Педагоги и родители могут помочь детям с умственной интеллектуальной недостаточностью развивать игровое мышление и навыки через создание специальной игровой среды, использование адаптированных игр и игрушек, поддержку и поощрение их игровых исследований. Важно также учесть индивидуальные особенности каждого ребенка и создать условия для его успешного включения в игровую деятельность.

Каково понятие игровой деятельности в психолого-педагогической теории?

Игровая деятельность в психолого-педагогической теории рассматривается как основной способ, через который дети осваивают окружающий мир и учатся взаимодействовать с ним. Она представляет собой активность, в которой ребенок создает свои собственные правила, роли и ситуации, используя свое воображение и творческую мысль.

Как игра влияет на психическое развитие дошкольников?

Игра имеет огромное значение для психического развития дошкольников. Она способствует развитию познавательной активности, воображения, логического мышления, моторики. Через игру дети учатся регулировать свои эмоции и взаимодействовать с другими людьми. Игра также помогает осваивать социальные роли и правила, формирует основы этики и морали у детей.

Возможно ли формирование игровой деятельности у детей с отклонениями в интеллектуальном развитии?

Да, возможно формирование игровой деятельности у детей с отклонениями в интеллектуальном развитии. Важно учесть особенности и потребности каждого ребенка, адаптировать игру под его возможности. Использование специальных методик и игровых материалов помогает развивать навыки и умения детей с умственной интеллектуальной недостаточностью.