Мотив предсказания в философских драмах Кальдерона

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Зарубежная литература
  • 14 14 страниц
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 13.03.2013
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Содержание

Введение
1. Мотив предсказания в концепции барочного мировосприятия
2. Несбывшееся предсказание в пьесе «Жизнь есть сон»
3. Символика знамений и предопределения в драмах Кальдерона
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

(Эусебио)
Мое несчастие решила
Моя жестокая звезда. (Хулия)
Дон Фернандо, герой драмы «Стойкий принц», говорит: «цель рожденья – вынесть рока превращенья, отгадать и умереть». Именно отгадывание письмен судьбы волнует многих героев. Однако даже владение знанием, как показано в пьесе «Жизнь есть сон», не делает их хозяевами собственной жизни.
Частный пример предсказания в пьесах Кальдерона – знамения. Таковы знаки в виде креста у Эусебио и его сестры Хулии, являющиеся предзнаменованием их необычной судьбы.
Тот самый Крест, чей отпечаток
Ношу я вечно на груди;
Меня отметило им небо,
Дабы означить всенародно
Последствия какой-то тайны.
Смысл знамений скрыт от Эусебио и Хулии, но именно они приводят героев к очищению и предотвращают преступления.
Пьеса «Чистилище святого Патрика» открывается монологом царя Эгерио о сновидении, в котором он видит свою смерть:
…Желая защитить вас, между вами
И пламенем живым я встал, - напрасно.
Огонь меня не трогал и не жег
Исполненный отчаянья слепого,
Я вырвался из этой бездны сна.
Стряхнул оковы этой летаргии.
Но пыткой так исполнен я, что сном
Мне чудится, что предо мною пламя.
И вы горите, но сгораю – я.
Получивший пророческое предупреждение, Эгерио тем не менее остается язычником даже после чудесного воскрешения своей дочери Полонии. Царь входит в пещеру, которую Патрик превратил в чистилище, и попадает в ад.
Мы видим, что используемые в рамках темы предсказания символические знаки, образ неба, пророческие сновидения подчеркивают связь человека с таинственными силами, иррациональность его существования. В то же время они задают героям ситуацию выбора. Как показывают примеры, знание не становится для них выходом из жизненного лабиринта.
Заключение

Иррациональность барочного мира представлена в драматургии Педро Кальдерона в том числе в виде мотива предсказания.
Сама идея предсказания, пророчества предполагает предопределенность судьбы. Это в полной мере соответствует концепции барокко: мир неописуем и многолик, а человек вынужден лишь играть заданную ему роль. Герои Кальдерона по-разному воспринимают предначертанность своей судьбы.
Король Басилио из пьесы «Жизнь есть сон», считая себя мудрецом, хочет управлять не только своей, но и чужими судьбами. Шут Кларин хочет обмануть рок, но оказывается случайно убитым. Другим героям, как например, Фернандо из «Стойкого принца», Эусебио и Хулии из «Поклонения кресту» приходится догадываться о предназначении.
И знание, и незнание будущего оказываются равноправными. Так, король Басилио, Валтасар, царь Эгерио, получившие пророчества, не могут отвратить неизбежное. В то же время Сехисмундо и Эусебио, не наделенные знанием, совершают высшую волю – так как проявляют и свою свободу воли.
Самым ярким примером воплощения мотива предсказания в творчестве Педро Кальдерона является драма «Жизнь есть сон». Сама ключевая концепция смешения иллюзии и реальности подтверждает идею условности предсказания. Ведь в действительности оно не сбывается в том виде, в котором было дано Басилио. А значит, и любые знаки и пророчества, по сути, не важны.
Как Сехисмундо определил принципы добродетельной жизни независимо от места и условий жизни, таковой должна быть модель поведения человека – независимо от пророчеств в рамках «осознанной необходимости».
Список литературы

1. Аверинцев С.С.Арфа царя Давида: У истоков древнейшей лирической традиции // Иностранная литература. 1988. № 6. С.189
2. Балашов Н.И. На пути к не открытому до конца Кальдерону// Calderon de la Barca Pedro. Dramas, Кальдерон де ла Барка Педро. Драмы. В двух книгах. М.: «Наука», 1989. С.753–838.
3. Голенищев-Кутузов И. Н. Марино и маринисты // История всемирной литературы: В 8 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. – М.: Наука, 1983–1994. – На титл. л. изд.: История всемирной литературы: в 9 т. Т. 4. – 1987. – С. 51–54.
4. Дживелегов А., Бояджиев Г. История западноевропейского театра от возникновения до 1789 года. М.: Искусство, 1941.
5. Ерофеева Н.Е.: Зарубежная литература XVII век. М.: Дрофа, 2004.
6. История зарубежной литературы XVII века: Учеб. для филол. спец. вузов / Под ред. З.И. Плавскина. М.: Высш. шк., 1987.
7. Томашевский Н. Театр Кальдерона // Библиотека драматурга. Педро Кальдерон, Пьесы. В 2 т. Т. 1. М.: «Искусство», 1961, с 5–46.
8. Свидерская М. Барокко XVII столетия: система художественного видения и стиль // Сб. «Художественные модели мироздания: Взаимодействие искусств в истории мировой культуры». – Кн.1. – М.: НИИ РАХ, 1997. – С.149–174.
9. Синило Г.В. Экклесиаст как метатекст эпохи барокко // Барокко и классицизм в истории мировой культуры: Материалы Международной научной конференции. Серия «Symposium». Выпуск 17. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. С.32–38.









3

Список литературы

1. Аверинцев С.С.Арфа царя Давида: У истоков древнейшей лириче-ской традиции // Иностранная литература. 1988. № 6. С.189
2. Балашов Н.И. На пути к не открытому до конца Кальдерону// Calderon de la Barca Pedro. Dramas, Кальдерон де ла Барка Педро. Драмы. В двух книгах. М.: «Наука», 1989. С.753–838.
3. Голенищев-Кутузов И. Н. Марино и маринисты // История всемир-ной литературы: В 8 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. – М.: Наука, 1983–1994. – На титл. л. изд.: История всемирной литературы: в 9 т. Т. 4. – 1987. – С. 51–54.
4. Дживелегов А., Бояджиев Г. История западноевропейского театра от возникновения до 1789 года. М.: Искусство, 1941.
5. Ерофеева Н.Е.: Зарубежная литература XVII век. М.: Дрофа, 2004.
6. История зарубежной литературы XVII века: Учеб. для филол. спец. вузов / Под ред. З.И. Плавскина. М.: Высш. шк., 1987.
7. Томашевский Н. Театр Кальдерона // Библиотека драматурга. Педро Кальдерон, Пьесы. В 2 т. Т. 1. М.: «Искусство», 1961, с 5–46.
8. Свидерская М. Барокко XVII столетия: система художественного видения и стиль // Сб. «Художественные модели мироздания: Взаимодействие искусств в истории мировой культуры». – Кн.1. – М.: НИИ РАХ, 1997. – С.149–174.
9. Синило Г.В. Экклесиаст как метатекст эпохи барокко // Барокко и классицизм в истории мировой культуры: Материалы Международной научной конференции. Серия «Symposium». Выпуск 17. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. С.32–38.

Вопрос-ответ:

Что такое мотив предсказания в философских драмах Кальдерона?

Мотив предсказания в философских драмах Кальдерона - это тема, которая часто присутствует в его произведениях. Герои часто стремятся предугадать свою судьбу, распознать знамения и понять, что может произойти в их жизни. Предсказания имеют глубокий философский смысл и служат основой для размышлений о существовании, свободе воли и предопределении.

Как мотив предсказания связан с концепцией барочного мировосприятия?

Мотив предсказания тесно связан с концепцией барочного мировосприятия, которая характеризуется сложностью, драматизмом и своеобразной символикой. В барокко преобладает идея непредсказуемости и неуправляемости человеческой судьбы, и мотив предсказания является отражением этой идеи. Он позволяет обратить внимание на неизвестность будущего и проблему предопределенности событий, что занимало важное место в философии и литературе эпохи барокко.

Какое несбывшееся предсказание есть в пьесе «Жизнь есть сон»?

В пьесе «Жизнь есть сон» есть несбывшееся предсказание о судьбе главного героя Сигизмунда. Его отец, король Базилий, услышав предсказание о том, что Сигизмунд станет тираническим монархом, решает поместить его в темницу, чтобы предотвратить предсказанную угрозу. Однако, в конце пьесы оказывается, что предсказание было ошибочным, и Сигизмунд, под воздействием своих жизненных обстоятельств, становится мудрым и справедливым правителем.

Какая символика знамений и предопределения присутствует в драмах Кальдерона?

В драмах Кальдерона часто используется символика знамений и предопределения. Символы, такие как звезды, письмена судьбы, сновидения, отражают тему предопределения и неизбежности событий. Они помогают героям осознать, что их жизнь не полностью зависит от их воли и действий, что есть силы, контролирующие их судьбу. Такая символика создает атмосферу загадочности и философского размышления о предопределении и свободе воли.

Что такое мотив предсказания в философских драмах Кальдерона?

Мотив предсказания в философских драмах Кальдерона описывает стремление героев к разгадке своей судьбы и пониманию будущего. Он является важной составляющей концепции барочного мировосприятия.

Какое несбывшееся предсказание присутствует в пьесе «Жизнь есть сон»?

В пьесе «Жизнь есть сон» несбывшимся предсказанием является предсказание астрологов о том, что принц Сигизмунд принесет несчастье и опустошение на королевство. Однако в итоге он не совершает злодеяний, а становится мудрым правителем.

Какая символика связана с знамениями и предопределением в драмах Кальдерона?

В драмах Кальдерона символика знамений и предопределения используется для обозначения роли судьбы в жизни героев и неизбежности их судьбы. Знамения могут быть как предупреждающими, так и указывающими на будущие события.

Почему отгадывание письмен судьбы волнует многих героев драм Кальдерона?

Отгадывание письмен судьбы волнует многих героев драм Кальдерона, потому что они стремятся к пониманию своего предназначения и ищут пути изменения или принятия будущих событий. Это связано с философскими размышлениями о смысле жизни и роли судьбы в человеческом существовании.