Фаюмский портрет

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Искусствоведение
  • 15 15 страниц
  • 4 + 4 источника
  • Добавлена 10.12.2012
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание


Введение
Основная часть
Заключение
Список литературы


Фрагмент для ознакомления

Стилистически фаюмские портреты связаны с греко-римской живописной традицией, однако создавался фаюмский портрет сугубо для египетских нужд, с учетом египетских религиозных традиций и верований. Фаюмские потреты отличает поразительная реалистичность изображений мужчин, женщин самых разных возрастов. Также следует отметить, что расцвет фаюмского портрета пришелся на период эллинистического Египта.
Конечно же, стилистика фаюмского портрета изменялась на протяжении всего периода его существования. Ранние портреты - I-II веков н. э. отличаются наибольшей достоверностью и реалистичностью. Они всегда исполнялись на дощечках из сикоморы или кедра, таких тонких (толщиной от 1 мм), что на них неизбежно образуются трещины и поломки. И именно эти портреты действительно написаны восковыми красками. 
Женщины и мужчины, запечатленные на портретах, изображены в одеждах по римской моде того времени. Обычный цвет мужской одежды - белый; у женщин - белый и красный, но также зеленый, голубой или белый. Туника была украшена двумя вертикальными полосами (clavi). Серьги и ожерелья, надетые в основном на женщинах, соответствуют типам украшений, распространенных в определенную эпоху. Прически, как и женские, так и мужские следуют (правда, с опозданием) столичной моде, задаваемой императорской семьей.

Портреты более поздней эпохи приобрели иные черты: изображения человека на них отличаются схематичностью, аскетизмом и простотой, преобладают однотонность и контурные линии. Это связано с изменениями в духовном сознании, а именно о начале преобладания духовного над телесным. В фаюмских портретах можно увидеть начало формирования византийской иконописной традиции.
Объем сменился сухой контурной линией, стали использоваться однотонные краски. Облик модели становится более аскетичным. Предпочтение, которое художник III века отдает духовному началу перед телесным, свидетельствует о важных переменах в восприятии мира жителями Римской империи в последние столетия ее существования. «Изменение всего облика искусства надо искать в больших переменах, происшедших в экономике, политике и всех сферах идеологии Римской империи того времени. Захват христианством все более широких кругов населения, развитие мистических культов Востока, развитие местных элементов культуры повлияли на формирование искусства и в особенности на фаюмский портрет, в большой мере носивший культовый характер. Портрет этот не исчезает, но изменяется стилистически. В нем по-иному осмыслен образ человека».


В IV в. после утверждения христианства в Египте прекратилась и практика бальзамирования тел, соответственно, и фаюмские портреты стали постепенно исчезать.
На сегодняшний день одна из самых значительных коллекций фаюмских портретов находится в Москве, в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.


Заключение



В целом, фаюмские портреты и сейчас поражают нас реалистичностью, тонкостью, глубочайшим психологизмом. Действительно, каждый фаюмский портрет уникален и удивительно точно передает характер изображенного человека. Особое внимание живописцы фаюмских портретов уделяли лицу, глазам – они во всех случаях прописаны весьма выразительно.
Наконец, следует отметить, что фаюмский портрет открыл путь последующему развитию иконописи. В ранних фаюмских портретах эта тенденция проявилась не настолько ярко, однако фаюмские портреты более позднего периода отчетливо тяготеют к плоскостной трактовке образа, преобладанию условности и декоративности, а не изобразительного начала. Фаюмские портреты отличает динамика взгляда, ярко выраженное преобладание духовной сущности над физической, над телесностью.



Список литературы


Акимова Л. Портреты из Фаюма.//Наука и жизнь. № 1, 2001. [Ресурс локального доступа]
Большаков В.А. Фаюмские портреты. Феномен слияния римской и древнеегипетской культур./Электронный ресурс// http://www.liveinternet.ru/community/1726655/post77603895/
Культурология. История мировой культуры./Под ред. проф. А.Н. Марковой. – М., 2001.
Яйленко В.П. Изобразительное искусство Византии. Программа курса. [Ресурс локального доступа]


Яйленко В.П. Изобразительное искусство Византии. Программа курса. [Ресурс локального доступа]

Акимова Л. Портреты из Фаюма.//Наука и жизнь. № 1, 2001. [Ресурс локального доступа]
Там же.
Большаков В.А. Фаюмские портреты. Феномен слияния римской и древнеегипетской культур./Электронный ресурс// http://www.liveinternet.ru/community/1726655/post77603895/
Акимова Л. Портреты из Фаюма.//Наука и жизнь. № 1, 2001. [Ресурс локального доступа]

Акимова Л. Портреты из Фаюма.//Наука и жизнь. № 1, 2001. [Ресурс локального доступа]
Большаков В.А. Фаюмские портреты. Феномен слияния римской и древнеегипетской культур./Электронный ресурс// http://www.liveinternet.ru/community/1726655/post77603895/

Культурология. История мировой культуры./Под ред. проф. А.Н. Марковой. – М., 2001. С. 45.
Там же.
Акимова Л. Портреты из Фаюма.//Наука и жизнь. № 1, 2001. [Ресурс локального доступа]

Большаков В.А. Фаюмские портреты. Феномен слияния римской и древнеегипетской культур./Электронный ресурс// http://www.liveinternet.ru/community/1726655/post77603895/

Большаков В.А. Фаюмские портреты. Феномен слияния римской и древнеегипетской культур./Электронный ресурс// http://www.liveinternet.ru/community/1726655/post77603895/
Акимова Л. Портреты из Фаюма.//Наука и жизнь. № 1, 2001. [Ресурс локального доступа]













11

Список литературы


1.Акимова Л. Портреты из Фаюма.//Наука и жизнь. № 1, 2001. [Ресурс локального доступа]
2.Большаков В.А. Фаюмские портреты. Феномен слияния римской и древнеегипетской культур./Электронный ресурс// http://www.liveinternet.ru/community/1726655/post77603895/
3.Культурология. История мировой культуры./Под ред. проф. А.Н. Марковой. – М., 2001.
4.Яйленко В.П. Изобразительное искусство Византии. Программа курса. [Ресурс локального доступа]


Вопрос-ответ:

Какие характеристики свойственны фаюмским портретам?

Фаюмские портреты отличаются поразительной реалистичностью изображений мужчин и женщин самых разных возрастов. Они создавались с учетом египетских религиозных традиций и верований.

К какой живописной традиции относятся фаюмские портреты?

Фаюмские портреты связаны с греко-римской живописной традицией.

Для каких нужд создавались фаюмские портреты?

Фаюмские портреты создавались сугубо для египетских нужд.

В какой период был расцвет фаюмского портрета?

Расцвет фаюмского портрета пришелся на период эллинистического Египта.

Как изменялась стилистика фаюмского портрета?

Стилистика фаюмского портрета изменяла со временем.

Какие особенности фаюмских портретов?

Фаюмские портреты отличаются поразительной реалистичностью изображений мужчин и женщин разных возрастов. Они создавались с учетом египетских религиозных традиций и верований, сочетая греко-римскую живописную традицию с египетскими потребностями.

В какие временные рамки приходится расцвет фаюмского портрета?

Расцвет фаюмского портрета пришелся на период эллинистического Египта.

Какие жанры и стилевые направления влияли на фаюмский портрет?

Фаюмский портрет был связан с греко-римской живописной традицией, однако он приспосабливался к египетским нуждам и учитывал египетские религиозные традиции и верования. Стилистика фаюмского портрета также изменялась со временем.

Какие источники и литература помогают изучать фаюмский портрет?

Изучение фаюмского портрета ведется на основе археологических исследований, изучения исторических исследований и анализа самых разных источников. Список литературы, посвященный фаюмскому портрету, может быть очень обширным и включать работы искусствоведов, археологов, историков и других специалистов.

Какие факторы влияли на создание фаюмских портретов?

Создание фаюмских портретов определяли египетские нужды, религиозные традиции и верования. Кроме того, они вписывались в греко-римскую живописную традицию и отражали влияние различных стилей и направлений на протяжении исторического периода их создания.