Социально-экономическая направленность современных экспортных таможенных тарифов
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 18 + 18 источников
- Добавлена 15.12.2012
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Современное таможенно -тарифное регулирование экспорта
1.1. Понятие таможенных тарифов и таможенных пошлин
1.2. Современный механизм регулирования экспортных таможенных тарифов
Глава 2. Анализ социально-экономической направленности современных экспортных таможенных тарифов
2.1. Теоретическая основа социально-экономической направленности современных экспортных таможенных тарифов
2.2. Оценка социально-экономической направленности современных экспортных таможенных тарифов
2.3. Задачи перспективного регулирования экспертной политики РФ
Заключение
Список литературы
Структура производства под влиянием таможенных пошлин формируется под воздействием степени отклонения фактических цен реализации (рыночных цен) импортной продукции от цен, которые должны на нее формироваться с учетом равновыгодности потребления отечественной и импортной продукции. Чем больше отклоняется вниз рыночная цена импортной продукции от цены, при которой равновыгодно потребление продукции, тем в большей степени стимулируется экспорт этой продукции, и, наоборот, при отклонении вверх в большей степени проявляется тарифная поддержка данного производства (пример нефть и мшиностроение).
Сопоставление приоритетной структуры производства с фактически сложившейся, и сопоставление рыночных цен и цен, обеспечивающих равновыгодность использования онациональной и экспортной продукции позволит определить направленность воздействия таможенно-тарифной политики на структурные изменения.
Определение последствий изменения ставок таможенных пошлин возможно лишь при условии, что ставки таможенных пошлин в достаточной степени дифференцированы. Рассчитать экономически обоснованную ставку таможенной пошлины возможно только лишь с учетом затрат на производство и необходимой прибыли по достаточно однородным товарам. Унификация ставок предполагает их укрупнение на основе других критериев, не отражающих особенности производства товаров.
Для преодоления этих отрицательных последствий при установлении экспортных таможенных пошлин следует исходить из обеспечения равновыгодности поставок сырья и топлива на внешний и внутренний рынок.
Переложим данные теоретические выкладки на экспортную практику РФ.
2.2. Оценка социально-экономической направленности современных экспортных таможенных тарифов
Россия в настоящее время занимает первое место в мире по добыче газа и второе (после Саудовской Аравии) – по добыче нефти.
В России открыто и разведано 770 газовых месторождений, из которых 339 вовлечены в разработку. Разведанные запасы газа также сосредоточены главным образом в Западной Сибири (77,8%). При этом почти 73% запасов концентрируется в 22 крупнейших месторождениях (свыше 500 млрд. куб. м в каждом).Добычей нефти в России занимается больше 240 нефтегазодобывающих предприятий, а 11 нефтедобывающих холдингов обеспечивают более 95% всего объема добычи. Крупнейшими компаниями России, работающими на мировом рынке нефти, являются «Роснефть», «Лукойл», «Газпром нефть», «Сургутнефтегаз».
Рис. 2.1. Динамика добычи нефти
Определим их вклад в нефтяную отрасль на основе сравнительного анализа основных операционных показателей.
Теперь оценим распределение продаж на внутреннем и внешнем рынке. На протяжении последних многих лет поставки нефти на внутренний рынок для переработки растут.
Рис. 2.2. Динамик потребления и цен на внутреннем рынке
В 2011 году произошло снижение экспорта нефти. Согласно данным Минэнерго, экспорт нефти снизился в 2011 году по сравнению 2010 годом на 1.3% до 241.8 млн тонн. Экспорт снижается второй год подряд, но если в 2010 году снижение было почти не заметным, но то в 2011 году спад ускорился (см. рис. 2.3). Отметим, что, несмотря на снижение экспорта в физическом выражении, доходы от поставок нефти за рубеж выросли за год на 33% до $171.7 млрд.
Рис. 2.3. Динамика экспорта на внешний рынок
Добыча природного газа в России растет второй год. В структуре добытого газа в 2011 году в наибольшей степени увеличилась добыча из газовых месторождений. Добыча попутного нефтяного газа (ПНГ) выросла в меньшей степени, чем добыча всего газа – на 1% до 54.8 млрд куб. м (см. рисунок 35). Доля ПНГ в общей добыче газа по итогам 2011 года составила 8.2%, что на 0.2 п.п меньше, чем годом ранее. Впрочем, отметим, что добыча газа нефтяными компаниями выросла намного больше, чем это следует из данных компаний.
Рис. 2.4. Динамика добычи газовой отрасли
По результатам 2012 году темпы роста внутреннего потребления могут сохраниться на уровне 2011 года, то есть около 2%. Ожидается снижение темпов роста всей экономики и промышленности в том числе. Это может привести к замедлению роста спроса на газ, но оно будет компенсировано за счет расширения рынка сбыта. В августе 20111 г. был введен в эксплуатацию первый пусковой комплекс газотранспортной системы «Сахалин –Хабаровск–Владивосток» и начаты поставки газа в Приморский и Хабаровский края. Годовая производительность этой ГТС составляет около 6 млрд куб. м.
Рис. 2.5. Динамика внутреннего рынка
Рис. 2.6. Динамика экспорта
На рисунке 2.6., показана динамика экспорта российского газа с учетом поставок в Белоруссию.
2.3. Задачи перспективного регулирования экспертной политики РФ
Государство заинтересовано оказывать поддержку экспортерам высокотехнологичной продукции, так как это усиливает их конкурентные позиции на внешнем рынке. Это обеспечивает повышение устойчивости экономики, снижение уровня безработицы, увеличение доходов работников и бюджетов всех уровней. Стимулирование экспорта высокотехнологичной продукции тесно связано с промышленной политикой государства. Меры торговой политики способствуют развитию национального производства. Политика стимулирования экспорта высокотехнологичной продукции является лишь этапом торговой политики в определенных социально-экономических и политических условиях. Как показывает мировая практика, страны используют различные стратегии в отношении государственного стимулирования экспорта высокотехнологичной продукции. Во многом это зависит от уровня экономического развития страны, общей экономической и политической ситуации в мире.
Задача России разработать не только государственную экспортную стратегию высокотехнологичной продукции на долгосрочную перспективу, а конкурентоспособную. Конкурентоспособная экспортная стратегия высокотехнологичной продукции - предусматривает набор более конкурентоспособных механизмов господдержки по сравнению с аналогичными в других странах. Критериями конкурентоспособности экспортную стратегию высокотехнологичной продукции России должна стать ее инновационная направленность.
В современных условиях государственная поддержка экспорта высокотехнологичной продукции во многом стимулирует инвестиционную деятельность за рубежом и опирается на стимулирование инновационной деятельности, которая выступает как важный элемент стимулирования коммерческого присутствия национальных компаний на зарубежных рынках, посредством создания ими филиалов и зарубежных сбытовых производственных сетей. Новой современной чертой этих систем поддержки экспорта высокотехнологичной продукции является использование современных информационных технологий.
Все эти направления позволяют обеспечивать применение системы мер государственной поддержки экспорта высокотехнологичной продукции.
Заключение
Для российской экономики большое значение имеет анализ последствия изменения экспортных пошлин. Более высокая рентабельность поставки на экспорт сырья и топлива усиливает заинтересованность предприятий в увеличении объемов экспортных поставок и снижении поставок на внутренний рынок, что является важнейшим отрицательным последствием отсутствия или занижения ставок таможенных экспортных пошлин.
Для преодоления этих отрицательных последствий при установлении экспортных таможенных пошлин следует исходить из обеспечения равновыгодности поставок сырья и топлива на внешний и внутренний рынок.
Экспортные таможенные тарифы должны обеспечивать: применение мер по сохранению ценовой конкурентоспособности российских товаров на мировых рынках; повышение эффективности механизма установления ставок вывозных таможенных пошлин на товары, цены на которые на мировом рынке характеризуются высокой изменчивостью; анализ рынков, бизнес-миссии, приведение продукции в соответствие действующим международным нормам, субсидирование процентных ставок, расходов малых предприятий, связанных с экспортом; субсидирование маркетинговых расходов и участия в зарубежных выставках и ярмарках.
Список литературы
Нормативно-правовые акты
Таможенный кодекс Таможенного союза. // Собрание законодательства РФ, 13.12.2010, N 50, ст. 6615.
ФЗ РФ от 27.11.2010. № 311-ФЗ (ред. от 06.12.2011) О таможенном регулировании в Российской Федерации. // Собрание законодательства РФ, 29.11.2010, N 48, ст. 6252.
ФЗ РФ от 08.12.2003 № 164-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // Собрание законодательства РФ", 15.12.2003, N 50, ст. 4850.
ФЗ РФ от 21.05.1993 N 5003-1 (ред. от 06.12.2011) «О таможенном тарифе» (с изм. и доп., вступающими в силу с 08.12.2012) // Ведомости СНД и ВС РФ, 10.06.1993, N 23, ст. 821.
Научная литература
Коник Н.В.Таможенное дело.– М.: Библиотека высшей школы, 2011 г.,- 392 с.
Халипов С.В. Таможенный контроль (административно-правовой анализ). М.: ЮРИСТъ, 2010. – 428 с.
Халипов С.В. Таможенное право – М.: Юрайт, 2012. - 455 с.
Периодические издания
Агеева С.Д. Перспективы инновационной России. Две позиции, или взгляд изнутри и извне // ЭКО. - 2011. - № 11. - С.11-14.
Баранов А.О. Влияние инноваций на долгосрочный экономический рост: эволюция подходов к анализу и моделированию во второй половине XX - начале XXI вв. / А.О.Баранов, Д.О.Неустроев // ЭКО. - 2010. – № 9. - С.129-146.
Белкин С.В. Государственная аналитика инновационного развития России: содержание, тенденции и актуальные задачи // НТИ. Сер. 1. Орг. и методика информ. работы. - 2012. – № 3. - С.1-7.
Городничая Е.И. Зарубежный опыт государственного стимулирования формирования кластеров // Вестник Московского Университета. Серия 6. Экономика. – 2010. - №1 – С. 15 – 26.
Фисунов С.А. Совершенствование инструментов и механизмов господдержки экспорта высокотехнологичной продукции в Российской Федерации// М.: Изд-во РГТЭУ, Сборник научных статей аспирантов РГТЭУ, Румянцевские чтения, 2012.
Ресурсы Internet
Официальный сайт Министерства энергетики РФ: http://minenergo.gov.ru/press/min_news/.
Официальный сайт Росстата: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/.
Официальный сайт ОАО «Сургутнефтегаз»: www.surgutneftegas.ru.
Официальный сайт ОАО «Газпром»:www.gazprom.ru.
Официальный сайт ОАО «ЛУКОЙЛ»: www.lukoil.ru.
Официальный сайт ОАО «НК «Роснефть»: www.rosneft.ru.
Халипов С.В. Таможенный контроль (административно-правовой анализ). М.: ЮРИСТъ, 2010. – 108 с.
Халипов С.В. Таможенный контроль (административно-правовой анализ). М.: ЮРИСТъ, 2010. – 111 с.
Фисунов С.А. Совершенствование инструментов и механизмов господдержки экспорта высокотехнологичной продукции в Российской Федерации// М.: Изд-во РГТЭУ, Сборник научных статей аспирантов РГТЭУ, Румянцевские чтения, 2012.
Составлено авторам.
Фисунов С.А. Совершенствование инструментов и механизмов господдержки экспорта высокотехнологичной продукции в Российской Федерации// М.: Изд-во РГТЭУ, Сборник научных статей аспирантов РГТЭУ, Румянцевские чтения, 2012
Агеева С.Д. Перспективы инновационной России. Две позиции, или взгляд изнутри и извне // ЭКО. - 2011. - № 11. - С.11-14.
Там же. С. 35.
По материалам сайтов: http://minenergo.gov.ru/press/min_news/ и http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/
По материалам сайтов: http://minenergo.gov.ru/press/min_news/ и http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/
По материалам сайтов: http://minenergo.gov.ru/press/min_news/ и http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/
По материалам сайтов: http://minenergo.gov.ru/press/min_news/ и http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/
По материалам сайтов: http://minenergo.gov.ru/press/min_news/ и http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/
По материалам сайтов: http://minenergo.gov.ru/press/min_news/ и http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/
Фисунов С.А. Совершенствование инструментов и механизмов господдержки экспорта высокотехнологичной продукции в Российской Федерации// М.: Изд-во РГТЭУ, Сборник научных статей аспирантов РГТЭУ, Румянцевские чтения, 2012.
2
1.Таможенный кодекс Таможенного союза. // Собрание законодательства РФ, 13.12.2010, N 50, ст. 6615.
2.ФЗ РФ от 27.11.2010. № 311-ФЗ (ред. от 06.12.2011) О таможенном регулировании в Российской Федерации. // Собрание законодательства РФ, 29.11.2010, N 48, ст. 6252.
3.ФЗ РФ от 08.12.2003 № 164-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // Собрание законодательства РФ", 15.12.2003, N 50, ст. 4850.
4.ФЗ РФ от 21.05.1993 N 5003-1 (ред. от 06.12.2011) «О таможенном тарифе» (с изм. и доп., вступающими в силу с 08.12.2012) // Ведомости СНД и ВС РФ, 10.06.1993, N 23, ст. 821.
Научная литература
5.Коник Н.В.Таможенное дело.– М.: Библиотека высшей школы, 2011 г.,- 392 с.
6.Халипов С.В. Таможенный контроль (административно-правовой анализ). М.: ЮРИСТъ, 2010. – 428 с.
7.Халипов С.В. Таможенное право – М.: Юрайт, 2012. - 455 с.
Периодические издания
8.Агеева С.Д. Перспективы инновационной России. Две позиции, или взгляд изнутри и извне // ЭКО. - 2011. - № 11. - С.11-14.
9.Баранов А.О. Влияние инноваций на долгосрочный экономический рост: эволюция подходов к анализу и моделированию во второй половине XX - начале XXI вв. / А.О.Баранов, Д.О.Неустроев // ЭКО. - 2010. – № 9. - С.129-146.
10.Белкин С.В. Государственная аналитика инновационного развития России: содержание, тенденции и актуальные задачи // НТИ. Сер. 1. Орг. и методика информ. работы. - 2012. – № 3. - С.1-7.
11.Городничая Е.И. Зарубежный опыт государственного стимулирования формирования кластеров // Вестник Московского Университета. Серия 6. Экономика. – 2010. - №1 – С. 15 – 26.
12.Фисунов С.А. Совершенствование инструментов и механизмов господдержки экспорта высокотехнологичной продукции в Российской Федерации// М.: Изд-во РГТЭУ, Сборник научных статей аспирантов РГТЭУ, Румянцевские чтения, 2012.
Ресурсы Internet
13.Официальный сайт Министерства энергетики РФ: http://minenergo.gov.ru/press/min_news/.
14.Официальный сайт Росстата: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/.
15.Официальный сайт ОАО «Сургутнефтегаз»: www.surgutneftegas.ru.
16.Официальный сайт ОАО «Газпром»:www.gazprom.ru.
17.Официальный сайт ОАО «ЛУКОЙЛ»: www.lukoil.ru.
18.Официальный сайт ОАО «НК «Роснефть»: www.rosneft.ru.
Вопрос-ответ:
Какие основные цели преследуются современными таможенными тарифами при экспорте?
Основные цели современных таможенных тарифов при экспорте заключаются в стимулировании экспорта определенных товаров и услуг, повышении эффективности российских предприятий на внешних рынках, защите национальных производителей от дешевых импортных товаров, поддержке отраслей экономики, участие в регулировании внешнеэкономических отношений и обеспечении устойчивого развития государства.
Какие инструменты используются в современном механизме регулирования экспортных таможенных тарифов?
В современном механизме регулирования экспортных таможенных тарифов используются различные инструменты, такие как изменение ставок таможенных пошлин, введение квот на экспорт определенных товаров, применение особых режимов таможенного оформления, использование преференций и субсидий для поддержки экспорта и другие меры.
Какова теоретическая основа социально-экономической направленности современных экспортных таможенных тарифов?
Теоретическая основа социально-экономической направленности современных экспортных таможенных тарифов базируется на принципах защиты социально значимых отраслей экономики, формирования конкурентоспособности отечественных товаров на мировых рынках, обеспечения справедливых условий конкуренции для отечественных и иностранных производителей, а также достижения устойчивого развития государства.
Существуют ли анализы и оценки социально-экономической направленности современных экспортных таможенных тарифов?
Да, существуют анализы и оценки социально-экономической направленности современных экспортных таможенных тарифов. Они проводятся экономическими исследовательскими организациями, государственными учреждениями и экспертами с целью оценки влияния таможенной политики на различные секторы экономики, стимулирования экспорта и обеспечения социально-экономического развития страны.
Что такое таможенные тарифы и таможенные пошлины?
Таможенные тарифы и таможенные пошлины - это виды платежей, которые взимаются в рамках таможенного регулирования. Таможенные тарифы представляют собой ставки пошлин, применяющиеся к импортируемым или экспортируемым товарам, и являются инструментом государственной политики в области внешнеэкономических отношений. Таможенные пошлины - это платежи, взимаемые с товаров при их перемещении через границы. Они могут включаться в стоимость товара и выплачиваться в виде денежной суммы при провозе товаров через таможню.
Как работает современный механизм регулирования экспортных таможенных тарифов?
Современный механизм регулирования экспортных таможенных тарифов основывается на разработке и установлении соответствующих законодательных и нормативных актов. В рамках этого механизма формируются ставки таможенных тарифов на экспортируемые товары, которые могут быть изменены в зависимости от экономической и политической ситуации в стране. Для реализации этого механизма используется таможенная система, которая позволяет осуществлять контроль за экспортом товаров и взимать соответствующие таможенные пошлины.
Какова теоретическая основа социально-экономической направленности современных экспортных таможенных тарифов?
Теоретическая основа социально-экономической направленности современных экспортных таможенных тарифов базируется на идеях о защите национального производства, стимулировании экономического роста и развития, обеспечении социальной справедливости. Экспортные таможенные тарифы могут быть использованы для поддержки отраслей экономики, на которые влияет конкуренция со стороны зарубежных производителей, а также для привлечения иностранных инвестиций и сбалансирования платежного баланса.
Что такое таможенные тарифы и таможенные пошлины?
Таможенные тарифы - это установленные государством ставки, по которым осуществляется расчет ввозных или вывозных пошлин при таможенном оформлении товаров. Таможенные пошлины - это платежи, которые считаются поставщику товара или принципалу за обработку и предоставление информации о ввозе или вывозе товара через таможню.
Какой механизм регулирования экспортных таможенных тарифов существует в настоящее время?
В настоящее время существует механизм автоматической корректировки таможенных ставок в зависимости от мировых цен на товары. Это позволяет гибко реагировать на изменения конъюнктуры международного рынка и защищать экономические интересы государства.
Какие теоретические основы лежат в основе социально-экономической направленности современных экспортных таможенных тарифов?
Основные теоретические основы социально-экономической направленности современных экспортных таможенных тарифов - это защита отечественного производителя и обеспечение социальных гарантий для населения. Это позволяет развивать отечественное производство, создавать новые рабочие места и обеспечивать стабильность на рынке товарами и услугами.
Как оценивается социально-экономическая направленность современных экспортных таможенных тарифов?
Оценка социально-экономической направленности современных экспортных таможенных тарифов производится на основе анализа стоимости жизни населения, уровня доходов и неравенства в обществе, а также уровня развития отраслей экономики и конъюнктуры на мировом рынке. Такая оценка позволяет учитывать интересы различных социальных групп и направлять экспортные таможенные тарифы в соответствии с этими интересами.
Какие вопросы рассматривает статья?
Статья рассматривает вопросы социально-экономической направленности современных экспортных таможенных тарифов.