Формирование связной монологической речи у детей с отклонениями в развитии ОНР
Заказать уникальный реферат- 14 14 страниц
- 8 + 8 источников
- Добавлена 14.01.2013
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
1.Общая характеристика детей с ОНР
2.Особенности нарушений речи детей с отклонениями в развитии
3.Принципы коррекции нарушений речи у детей с отклонениями в развитии
4.Коррекционные задачи и методы нарушений связной речи детей с ОНР
5.Система упражнений по формированию связной речи у детей с ОНР
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Список литературыГвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. / А. Н. Гвоздев. - М.: Педагогика, 1961. – 470 с.Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка. / А. Н. Гвоздев – М.:Акцидент, 1995. – 64с.Глухов В.П. Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста с ОНР / В.П. Глухов. М.: ВЛАДОС, 2005. -123 с.Глухов В.П. Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями речи / В.П. Глухов. М.: Союз, 2007. - 156 с.Левина Р.Е. Характеристика ОНР у детей / Р.Е. Левина, Н.А. Никашина. М.: Просвещение, 2009. - 159 с.Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей / под ред. Ю.Ф. Гаркуша. СПб., М.: САГА: ФОРУМ, 2006. - 272 с.Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях / С.А. Миронова. М.: Гном, 2009. - 168 с.Павлова О.С. Нарушение коммуникативного акта у детей с ОНР / О.С. Павлова // Психолингвистика и современная логопедия / под ред. Л.Б. Халиловой. М.: Экономика, 2007. - 304 с.Приложение 1И. Шишкин. Утро в сосновом лесуЦели: познакомить с содержанием картины; помочь почувствовать ее художественный образ; учить описывать медведей и окружающий пейзаж.ХОД ЗАНЯТИЯДети рассматривают репродукцию картины. Звучит музыка В. Салманова «Утро в лесу» (детская пьеса). Воспитатель читает отрывок из стихотворения И.С. Тургенева «Лесная тишь»:Лесная тишь! Лесная тишь! Какой отрадой веешь ты! Каким всесильным волшебством Ты будишь грезы и мечты! В глухой тени живых ветвей Ручей таинственный журчит, И солнца луч, как бы сквозь сон, Едва трепещет и скользит.— Дети, что вы видите на картине? Художник назвал свою картину «Утро в сосновом лесу». Как художник изобразил утро в сосновом бору? Давайте возьмем два зорких ока и с помощью одного из них покажем туман, а другого солнечные лучи на картине. Кто вышел из чащи на картине И. Шишкина? Давайте проложим тропинку внутрь чащи и попытаемся представить, что там в глубине. Что делают медвежата? Какие у них шубки? Возьмите лупу и проверьте, действительно ли у медвежат белые воротнички?— Расскажите, хорошо ли чувствуют себя медведица и медвежата. Посмотрите с помощью лупы, действительно ли у медведицы острые зубы?Опишите сосны на картине. Какие они? Как вы думаете, давно ли упала сосна, на которой сидят медвежата? Почему она могла упасть?— О чем вы думаете, когда смотрите на эту картину?Скажите, как можно понять слова: Художник очень любит лес, Он всякий лес любит. Со сломанными соснами любит. И с засохшими ветками любит. Так ли это? А почему вы так решили?Давайте попытаемся вместе рассказать об этом чудесном лесе. Но для начала попытаемся составить план нашего рассказа. Для этого мы должны решить, что мы будем говорить вначале, а что в конце. Занятие 2. Виктор Васнецов – Иван Царевич на сером волкеЦели занятия: совершенствовать навык рассматривания картины, учить определять настроение картины, совершенствовать навык описания внешности человека, образовывать относительные и притяжательные прилагательные, использовать в речи образные определения, метафоры для описания картин; развивать связную речь, зрительное и слуховое восприятие, творческое воображение.Предварительная работа: чтение сказки «Иван-царевич и серый волк», беседа о художнике В.М.Васнецове и его картинах, о том, где хранятся картины, прослушивание музыкального отрывка (Римский-Корсаков «Три чуда»).Ход занятия.Организационный момент.Здравствуйте, ребята, я рада Вас видеть. Давайте попытаемся отгадать загадкуОн бывает страшный,Он бывает злой, Но царевичу помог он Справиться с бедой Он в зайчатах знает толк. Кто же это? (Серый волк).Ребята, вы правильно отгадали все мои загадки. Как вы думаете, о какой сказке мы с вами поговорим сегодня?Сообщение темы занятия. Где мы можем встретиться со сказкой? (В книжках, мультфильмах, на картинах). Давайте выберем третий путь знакомства со сказкой – по картинам.- Назовите художника, который написал очень много картин к сказкам и былинам. (В.М.Васнецов).- Какие из этих картин вы знаете?- Ребята, а где живут картины? (В музеях, галереях, вернисажах).Работа с картиной. Решение проблемной ситуации.При помощи чего можно рассмотреть маленькие предметы или предметы, находящиеся вдали? Но лучше всего можно рассмотреть изображение в подзорную трубу. Садитесь и посмотрите в подзорную трубу так, чтобы вам был виден только один предмет, изображенный на картине.- Что вы видите на переднем плане картины? (Дети отвечают)- Посмотрите на волка, какой он? Как он движется?- Ребята, я считаю, что волк во всех сказках злой, страшный и жадный. Вы со мной согласны? Почему?- А теперь давайте посмотрим на Ивана-царевича и Елену Прекрасную. Я расскажу, каким я вижу Ивана-царевича, а вы расскажете, какая Елена Прекрасная. Одно предложение говорю я, другое вы, и так дальше по очереди.- Иван-царевич смелый, сильный, мужественный.Дети: А Елена Прекрасная слабая, испуганная, беззащитная, покорная.Рассмотрите одежду главных героев в лупу, что вы видите? Как одет Иван Царевич? - Иван-царевич одет в кафтан из узорчатой ткани, на руках расшитые рукавицы. А Елена прекрасная? Елена Прекрасная одета в длинное голубое платье. На шее у нее жемчужные бусы.- Молодцы, ребята, вы замечательно описали Елену Прекрасную. - Вспомните, какого цвета у нее платье?- Что бывает такого же цвета, как ее платье? (Ответы детей). Но больше всего оно похоже на цвет неба. Именно таким бывает небо в ясный солнечный день.- А теперь я буду говорить вам целые предложения. Если я случайно где-то ошибусь, поправьте меня.Болото перепрыгивает через волка.Волк сидит на Иване-царевиче.Мох покрыт старыми деревьями.На кувшинках цветет болото.На старых цветах распустились белые деревья.Погоня убегает от волка.- Молодцы, ребята, давайте вернемся к картине. Посмотрите, что выражают лица героев? Возьмите желтые конверты. В них картинки с лицами, выражающими разные чувства. Поднимите ту картинку, которая соответствует настроению героев картины.В какую сторону движется Иван Царевич? Покажи с помощью Зоркого Ока меч царевича, развевающиеся волосы царевны, хвост волка. Правда ли, что всё это направлено в одну и ту же сторону? Покажи направление с помощью указателя.)- Что мы видим на заднем плане картины?- Какой лес?Как вы думаете почему лес изображен темными красками? А все ли тут темное? Давайте выделим зорким оком яблоньку и попытаемся ее описать. А теперь найдем страшное место в картине, почему это дерево такое, как вы думаете? Выделим его вторым оком. Давайте сравним деревья. Для этого ответьте на вопросы: Дерево какое? Яблоня какая? - А сейчас давайте закроем глаза, расслабимся и представим, что мы попали в картину. Послушайте звуки леса, что вы слышите? А какие запахи вы ощущаете?
1.Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. / А. Н. Гвоздев. - М.: Педагогика, 1961. – 470 с.
2.Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка. / А. Н. Гвоздев – М.:Акцидент, 1995. – 64с.
3.Глухов В.П. Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста с ОНР / В.П. Глухов. М.: ВЛАДОС, 2005. -123 с.
4.Глухов В.П. Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями речи / В.П. Глухов. М.: Союз, 2007. - 156 с.
5.Левина Р.Е. Характеристика ОНР у детей / Р.Е. Левина, Н.А. Никашина. М.: Просвещение, 2009. - 159 с.
6.Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей / под ред. Ю.Ф. Гаркуша. СПб., М.: САГА: ФОРУМ, 2006. - 272 с.
7.Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях / С.А. Миронова. М.: Гном, 2009. - 168 с.
8.Павлова О.С. Нарушение коммуникативного акта у детей с ОНР / О.С. Павлова // Психолингвистика и современная логопедия / под ред. Л.Б. Халиловой. М.: Экономика, 2007. - 304 с.
Вопрос-ответ:
Какие особенности характерны для детей с отклонениями в развитии?
Дети с отклонениями в развитии, также известные как дети с ОНР (общими нарушениями развития), имеют ряд характеристик, которые связаны с отклонениями в психомоторном развитии, интеллекте и поведении. Они могут испытывать трудности в общении и социализации, проявлять неадекватное поведение и иметь задержки в психическом развитии. Эти дети требуют специального внимания и коррекции речи для развития связной монологической речи.
Какие особенности нарушений речи у детей с отклонениями в развитии?
Дети с отклонениями в развитии могут иметь различные виды нарушений речи. Они могут испытывать трудности в формировании и распознавании звуков, иметь ограниченный словарный запас и грамматические ошибки. У них также может быть слабая артикуляция и проблемы с пониманием и употреблением речевых конструкций. Эти особенности требуют специального подхода при коррекции нарушений речи.
Какие особенности имеют дети с отклонениями в развитии (ОНР)?
Дети с отклонениями в развитии (ОНР) обычно имеют задержки в развитии моторики, внимания, памяти и мышления. Они также испытывают трудности в общении и усвоении речи. Возможны различные формы ОНР, такие как запаздывание речи, задержка интеллектуального развития, дислексия, дизартрия и др.
Какие особенности имеют нарушения речи у детей с отклонениями в развитии?
У детей с отклонениями в развитии наблюдаются различные нарушения речи. Это может быть замедленное развитие речи, затруднения в артикуляции звуков, неправильное построение предложений, трудности в понимании и использовании грамматических правил, словарных запасов и т.д. Эти нарушения могут быть обусловлены как физическими, так и психологическими причинами.
Какова общая характеристика детей с отклонениями в развитии ОНР?
Дети с отклонениями в развитии ОНР (общие нарушения развития) имеют специфические особенности в развитии речи. Они могут испытывать сложности с произношением звуков, формированием слов и предложений, а также с организацией связной монологической речи. Они могут иметь проблемы с пониманием и использованием грамматических конструкций, словарных слов и структурной организации текста. Кроме того, у них может быть ограничен словарный запас и слабость в логическом мышлении.
Какие особенности нарушений речи у детей с отклонениями в развитии?
У детей с отклонениями в развитии могут быть следующие особенности нарушений речи: замена, искажение или пропуск звуков при произношении слов; слабость в формировании слов и предложений; несвязность и нелогичность речи; нарушение грамматической структуры. Также такие дети могут испытывать затруднения с пониманием и использованием сложных языковых структур, например, пассивного залога или условных предложений.