Диагностика взаимосвязи типов семейного воспитания и психологических защит детей дошкольного возраста.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология
  • 44 44 страницы
  • 19 + 19 источников
  • Добавлена 15.04.2012
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Глава 2. Анализ влияний семейного воспитания на формирование психологических защит у детей дошкольного возраст

2.1. Организация исследования
2.2. Результаты исследования
2.3. Обсуждение результатов
Глава 3. Программа консультирования семей имеющих детей дошкольного возраста с выраженными психологическими защитами

3.1. Пояснительная записка
3.2. Система работы с детьми и родителями, имеющих детей дошкольного возраста с выраженными психологическими защитами
Фрагмент для ознакомления

5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы(релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и т.д.).6.  Развитие речи, овладение техникой речи. 7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря. 8.  Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.С родителями, имеющих детей дошкольного возраста с психологическими защитами, проводились: социально-психологический тренинг, методика арт-терапии и мотивационный тренинг.В социально- психологическом тренинге удается, хотя бы частично, добиться освоения родителями навыков по повышению нервно-психической устойчивости у детей,т. е. создания внутренней психической комфортности у ребенка, определяющей сбалансированность положительных и отрицательных эмоций.Анализ анкет показал, что в большинстве случаев дети видят причины трудностейобщения не в себе, а в других людях и обстоятельствах. Программа СПТ включает следующие основные темы: «Приветствие», «Вступление в контакт», «Введение беседы: умение слушать иизлагать свои мысли», «Групповая дискуссия», «Выход из контакта», «Заключительный обмен мнениями». Каждая из тем предполагает широкий выбор различных методик и техник, в зависимости от выбранной темы СПТ.Приведу некоторые темы с учетом типа группового социального обучения:«Я – Я» — «Психорегуляция психических состояний», «Визуализация», «Помощь самому себе»;«Я – другие» — «Он» — кто он?», «Разотождествление»;«Я – группа» — «Умеем ли мы общаться», «Как нам вместе?»;Отличает такие занятия то, что они проводятся как активный групповой метод, позволяющий реализовать поставленные цели, черезрешение следующих воспитательных задач:1. развитие стремления совершенствоваться, повышать свою компетентность в общении;2. пробуждение интереса к другому человеку как личности, а в частности развитию умений слушать и ставить себя на место другого;3. усилению личной ответственности за результат общения, готовности анализировать свои ошибки и исправлять их; развитию представлений о себе и других людях, психологической наблюдательности.На таких занятиях не удается отсидеться ни кому, даже тем, что не прочитал предварительно предложенные к занятию материалы. У участников тренинга есть возможность высказать свои мысли, суждения и не быть перебитым, недослушанным. Вначале каждого занятия рассматриваются психологические принципы тренинга, где оговаривается, что «мы здесь собрались не для того, чтобы осуждать, а чтобы выслушатьи принять человека таким, какой он есть».Сущность тренинга заключается в том, что совокупность активных групповых методов, направленных на развитие знаний и опыта общения, позволяет удовлетворять потребности участников группы в общении на различных уровнях.Какова бы ни была тема социально- психологического тренинга, используемого в группе, основанная его цель - повышение компетентности в общении через приобретение знаний, формирование умений, навыков, развитием установок, определяющих поведение в общении,перцептивных способностей человека, коррекцией и развитием системы отношений личности.С целью установления обратной связи после тренинга участники группы получают творческое задание - сочинить психотерапевтическую сказку для детей с теми или инымипсихологическими защитами. При этом участники группы должны использовать знания по возрастной психологии. Таким образом, решается задача и развития творческих возможностей и способностей участники группы, что, несомненно, важно для развития личности. К активному участию в групповой дискуссии, к обсуждению рассматриваемых вопросов родителей побуждают и различные учебныедемонстрации. Например, после просмотра учебного фильма «Как помочь детям с эмоциональными проблемами» участники группы дискутируютпо поводу влияния детских игрушек, телевидения на эмоциональное развитие детей. Одной из методик арт-терапии являетсяпроективный рисунок. Методика проективного рисунка интересна тем, что носит двоякий характер. С одной стороны, это замечательная диагностическая методика, с другой - она обладаетвсеми необходимыми техниками для того, чтобы оказывать психокорреционное воздействие.Основная задачапроективного рисунка состоит в выявлении иосознании детских проблем и переживаний ребенка. Управляя и направляя тематику рисунков, можно добиться переключения внимания ребенка, концентрации его на конкретных значимых проблемах.Темы,предлагаемые для рисования, могут быть самыми разнообразными и касаться как индивидуальных, так и общегрупповых проблем. Обычно тема рисования охватывает:1) собственное прошлое и настоящее;2) будущее или абстрактные понятия. В проективном рисовании используются следующие методики:• Свободное рисование (каждый рисует, что хочет). Рисункивыполняются индивидуально, а обсуждение происходитв группе. Тема или задается, или выбирается членамигруппы самостоятельно. На рисование выделяется 30 мин,затем рисунки вывешиваются, и начинается обсуждение.Сначала о рисунке высказываются члены группы, а затемсам автор. Обсуждаются расхождения в интерпретациирисунка.• Коммуникативное рисование. Группа разбивается напары, у каждой пары свой лист бумаги, каждая пара совместно рисует на определенную тему, при этом, какправило, вербальные контакты исключаются, они общаются с помощью образов, линий, красок. После окончания процесса рисования происходит обсуждение процесса рисования. При этом обсуждаются не художественныедостоинства созданного произведения, а те мысли, чувства по поводу процесса рисования, которые возниклиу членов диад, и их отношение друг к другу в процессерисования.• Совместное рисование. Несколько человек (или вся группа) молча рисуют на одном листе (например, группу, ееразвитие, настроение, атмосферу в группе и т. д.). Поокончании рисования обсуждается участие каждого членагруппы, характер его вклада и особенности взаимодействия с другими участниками в процессе рисования.• Дополнительное рисование. Рисунок посылается по кругу - один начинает рисовать, другой продолжает, что-тодобавляя, и т. д.Проективный рисунок способствует самопознанию, взаимопониманию и активизации группового процесса.При интерпретации проективного рисунка внимание обращается на содержание, способы выражения, цвет, форму, композицию, размеры. Часто в различных рисунках одного человекаповторяются одни и те же темы - на это следует обратить внимание.В проективном рисунке находят отражение непосредственноевосприятие человеком той или иной ситуации, различные переживания, часто неосознаваемые и невербализуемые.Мотивационный тренинг должен сочетать в себе стихийность и спонтанность с систематичностью, которая позволила бы структурировать полученный опыт и использовать его в дальнейшем.Цель мотивационного тренинга- овладение методами активизации мотивов ребенка и использования энергии актуально действующих мотивов.Эту цель можно сформулировать и по-другому Цель мотивационного тренинга - овладение методами создания и усиления мотивации.Усиление мотивации означает создание таких условий, в которых возрастает энергия активизированных мотивов.Задача тренера - создать такие условия, чтобы участники сначала смогли испытать на себе действие мотивационных сил, затем научиться управлять ими, а после этого - научиться позволять этим силам свободно проявляться и специально вызывать их, когда это помогает добиться максимального результата.При коррекционной работе с детьми дошкольного возраста полезно сместить акцент с внешней требовательности, категоричности и высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности, стоит формировать чувство уверенности в успехе.Представим тематическое планирование в психокоррекционной работе с детьми дошкольного возраста в детском образовательном учрежденииТематическое планирование№ п/пЦели и задачиФорма работыКол-вочас.1.Вводная частьТеоретическая частьПознакомить всех участников программы друг с другом, создать атмосферу доверительных и доброжелательных отношений, дать представление о значении общения в жизни человека.Темы занятий:1. «Я, ты, он, она – вместе дружная семья».2. «Общаться и не ругаться»(навыки общения).22Практическая частьВ игровой форме познакомить участников между собой и подготовить их к дальнейшей совместной работе.Упражнения:«Я – это…», «Разминка»,«Интервью»,«Обратное интервью»,«Меня зовут… Я люблю себя за то, что…», «Моя пара», «Ураган» (разминка),«Уличное знакомство», «Подключить соседа», «Просьба», «Комплименты»2.Эмоциональный блок.Теоретическая частьПознакомить подростков с психической природой человека: ощущением, восприятием, чувством, а также с базовыми эмоциями ребенка (негативными и позитивными).Темы занятий:1.»Наше ощущение, восприятие, иллюзии».2. «В мире эмоций».3. «Агрессия: быть или не быть?»4. «Жизнь без страха и тревоги: чего и почему мы боимся?».4Практическая частьПрактическими приёмами и упражнениями научить дошкольников дифференцировать свои эмоции, прислушиваться к ощущениям собственного тела, его потребностям и возможностям. Развить умение рефлексивных навыков, а также работа с негативом и закрепление позитива.Упражнения:«Приветствие». «Ощущение моего тела». «Знакомство руками». «Слепец и поводырь». «Чувствование».«Творческое восприятие».«Конфликт эмоций». «Чувства без слов». «Психогимнастика».«Стенка на стенку». «Ругаться вслепую». «Зоопарк» (разминка). «Портрет твоего врага».«Злая фигурка».«Групповое приветствие». «Крепкий орешек».«Молекулы» (разминка). «Ужасно-прекрасный рисунок».«Доверяющее падение».3. Поведенческий блок.Теоретическая частьПознакомить дошкольников с основным определением поведения и видами отклоняющегося поведения. В доступной и дозированной форме предоставить информацию о видах, свойствах и последствиях потребления психоактивных и психотропных веществ. Темы занятий:1. «Свой среди чужих, чужой среди своих». (1 ч.)(поведение человека в обществе).2. «Курить и пить – здоровью вредить!» (2 ч.)(о деликвентном поведении подростков).32. «Наркомания и токсикомания: - смерть после жизни». (1 ч.)7Практическая частьВыработать и скорректировать формы межличностного взаимодействия, развить способность гибко реагировать на ситуацию, научить адекватному поведению в различных условиях и разных группах. Сформировать негативное отношение к психоактивным и психотропным веществам, выработать навыки сопротивления групповому давлению. Отработать приёмы ответственного, уверенного и конструктивного поведения. Овладеть техникой перевода негативного состояния в позитивное.Упражнения:«Комплимент».«Свой среди чужих, чужой среди своих».. «Отцы и дети» (ролевая игра).«Ты мне нравишься тем…». «Приветствие». «Зубы и мясо».«Конфликт». «Согнать со стула». «Необычное приветствие». «Мой организм». «Смерть в сигарете – смерть сигарете» (рисунок). «Групповое приветствие». «Антиреклама». «Сопротивление». «Между молотом и наковальней».«Приветствие». «Паутина». «Марионетка». «Ангел-хранитель». «Степень риска». «Безопасное поведение».«Комплимент». «Три рыбы» (сказка-притча). «Ураган».«Негативные идеи».4.Когнитивный блок.Теоретическая частьНаправлена на овладение определёнными социально-психологическими знаниями. Познакомить дошкольников с понятиями: развитие, саморазвитие, самосовершенствование, самовоспитание личности, раскрыть нравственные аспекты человека.Темы занятий:«Кто Я, какой Я» (самопознание).«Оцени себя сам» (самооценка)«Я – смогу, я сумею» (самовоспитание)4. «Учись управлять собой» (саморегуляция).5 «Ученье - свет, а не ученью – нет» (самообразование).6 . «Утверждай себя сам» (самоутверждение).7 . «Найди в себе самого себя» (самоопределение)8. «Реализуй себя» (самореализация).9. «Программа моей жизни». (самоактуализация)10. «Я - личность» (самосовершенствование)10Практическая частьЦентральная задача – формирование у дошкольников «Я – концепции», самосознания, развитие коммуникативных способностей, рефлексивных навыков, умение адекватно воспринимать себя и окружающих.Упражнения:«Групповое приветствие», «Построиться по признаку» (разминка).«Ассоциации», «Познание своего «Я», «Необычное приветствие», «Молекулы» (разминка), «Вы меня узнаете?», «Вежливость», «Тропинка» (разминка), «Нетрадиционное приветствие», «Ураган» (разминка), «Кто быстрее», «Трудное – запомни», «Поиск аналогов».«Неловкая ситуация», «Ты мне нравишься», «Моя характеристика», «Фокусировка», «Стоп», «К чему люди стремятся в жизни», «Мои ценности», «Олени» (разминка), «Я и окружающий мир», 5. Заключительная частьТеоретическая частьПодведение итогов работы группыТема занятия«До новых встреч, друзья!»2Практическая частьАктивизировать подростков на дальнейшее конструктивное взаимодействие, закрепление рефлексивных навыков.Упражнения:«Комплимент», Мои лучшие качества», «Портрет друга», «Декларация моей самоценности».Итого:27Программа по формированию социальных навыков Занятие 1.Тема: Каким ты выглядишь в глазах других?Цель: -формирование у учащихся стремления к конструктивному взаимодействию с людьми. Задачи: -сформировать у ребенка стремление понимать окружающих; убеждение, что в случае необходимости можно конструктивно взаимодействовать с самыми разными людьми; привычку искать способы сотрудничества с людьми в различных ситуациях.Занятие 2. Тема: О пользе критики Цель: -формирование у ребенка конструктивного отношения к критике в свой адрес и представлений о корректности в критике; -обучение навыкам критического отношения к себе, умению критически мыслить.Задачи: -показать различие между критикой и оскорблением, сформировать у ребенка умение извлекать пользу из критических замечаний в свой адрес и корректно критиковать других;- сформировать представление о критическом отношении к себе;- показать пользу критического мышления.Занятие 3Тема: Умение принимать решение Цель: -формирование у ребенка навыка принятия решений как коллективных, так и персональных. Задачи: -показатьдошкольникам, что понятие оптимального решения возможно только на основе критического осмысления ситуации; -продемонстрировать особенности принятия персонального и коллективного решения; -сформировать представление о том, как отстаивать свою точку зрения при принятии коллективного решения.Занятие 4Тема: Конфликты и компромиссы Цель: -формирование у ребенка представлений о конфликтах, умения распознавать и прогнозировать конфликтную ситуацию, способности идти на компромисс.Задачи: -показать неизбежность возникновения конфликтов в жизни людей; -сформировать способность предвидеть приближение конфликта;- выработать навыки конструктивного решения конфликтов путем принятия коллективного решения.Занятие 5Тема: Зачем людям законы Цель: -формирование у ребенка убеждения необходимости знаний законов и моральных норм и их соблюдения.Задачи: -сформировать у ребенка ценностное отношение к регламентации взаимодействия и взаимоотношений людей, представление о законах и нормах как гарантах целесообразного и конструктивного сосуществования; -сформировать у ребенка навыков законопослушного поведения, помочь им преодолеть проявления детского эгоцентризма.Занятие 6Тема: Стресс в жизни человека»Цель: -научить планировать свою деятельность в период повышения нагрузок;- владеть техниками быстрого снятия стресса;-противостоять физическим и интеллектуальным перегрузкам. Задачи: -показать учащимся возможности человека к адаптации в сложных жизненных ситуациях; -научить эффективно противостоять стрессу.Список литературыАвидон И., Гончукова О. Тренинг взаимодействия в конфликте. Материалы для подготовки и проведения.- СПб.: Речь, 2008.Васильев Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов. - СПб.: Речь, 2008.Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков.- СПб. Литер, 2005.Дорохова А.В.,Игумнова Л.И., Привалихина Т.И. Разрешение конфликтов: учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб. заведений-М.: «Академия», 2008.Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. М., 2000.Кипнис М. Тренинг креативности. -М.: Ось-98, 2006.Кэмбелл Р. Как справиться с гневом ребенка: Пер. с англ. – 5-е изд. – СПб.: Мирт, 2002.Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей. - М.: Сфера, 2004.Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт-терапия детей и подростков.- М.: «Когито-Центр»,2007.Курганов СЮ. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. - М.: Сфера, 2006.Леонтьев Д.А. Психология смысла. Природа, строение и динамика смысловой реальности. М., 2003.Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. М., 2003.Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 2002. Педагогическое сопровождение семейного воспитания: программы родительского всеобуча. - СПб: КаРО, 2005.Практическая психология образования/ Под ред. И.В.Дубровиной. СПб., 2004.Прихожан А.М. Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе. – М.: ТЦ Сфера, 2002.Скотт Г. Дж. Способы разрешения конфликтов. - Киев: Наукова думка, 1991.Фельдштейн Д.И. Психология взросления. Структурно-содержательные характеристики процесса развития личности. М., 1999Шилова Т.А. Психодиагностика и коррекция детей с отклонениями в поведении. – М.: Айрис-пресс, 2004.

Список литературы

1.Авидон И., Гончукова О. Тренинг взаимодействия в конфликте. Материалы для подготовки и проведения.- СПб.: Речь, 2008.
2.Васильев Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов. - СПб.: Речь, 2008.
3.Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков.- СПб. Литер, 2005.
4.Дорохова А.В.,Игумнова Л.И., Привалихина Т.И. Разрешение конфликтов: учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб. заведений-М.: «Академия», 2008.
5.Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. - М., 2000.
6.Кипнис М. Тренинг креативности. -М.: Ось-98, 2006.
7.Кэмбелл Р. Как справиться с гневом ребенка: Пер. с англ. – 5-е изд. – СПб.: Мирт, 2002.
8.Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей. - М.: Сфера, 2004.
9.Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт-терапия детей и подростков.- М.: «Когито-Центр»,2007.
10.Курганов СЮ. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. - М.: Сфера, 2006.
11.Леонтьев Д.А. Психология смысла. Природа, строение и динамика смысловой реальности. - М., 2003.
12.Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. - М., 2003.
13.Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 2002.
14.Педагогическое сопровождение семейного воспитания: программы родительского всеобуча. - СПб: КаРО, 2005.
15.Практическая психология образования/ Под ред. И.В.Дубровиной. СПб., 2004.
16.Прихожан А.М. Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
17.Скотт Г. Дж. Способы разрешения конфликтов. - Киев: Наукова думка, 1991.
18.Фельдштейн Д.И. Психология взросления. Структурно-содержательные характеристики процесса развития личности. - М., 1999
19.Шилова Т.А. Психодиагностика и коррекция детей с отклонениями в поведении. – М.: Айрис-пресс, 2004.






Вопрос-ответ:

Какие результаты были получены в исследовании по влиянию семейного воспитания на формирование психологических защит у детей дошкольного возраста?

В результате исследования было установлено, что тип семейного воспитания оказывает значительное влияние на формирование психологических защит у детей дошкольного возраста. Дети, воспитываемые в семьях с демократическим стилем воспитания, проявляют более развитые психологические защиты, в то время как дети из семей с авторитарным или пермиссивным стилем воспитания имеют более недостаточно развитые психологические защиты.

Как организовывалось исследование по взаимосвязи типов семейного воспитания и психологических защит у детей дошкольного возраста?

Исследование проводилось на основе наблюдения за детьми дошкольного возраста и их семьями. Было составлено несколько групп детей, в зависимости от типа семейного воспитания. Затем была проведена диагностика психологических защит у детей каждой группы. Для получения достоверных результатов были использованы различные методики и тесты, а также проведены статистические анализы данных.

Какие выводы можно сделать из результатов исследования по взаимосвязи типов семейного воспитания и психологических защит у детей дошкольного возраста?

Исследование позволило сделать вывод, что тип семейного воспитания является важным фактором в формировании психологических защит у детей дошкольного возраста. Дети, воспитываемые в семьях с демократическим стилем воспитания, имеют более развитые психологические защиты, которые помогают им успешно справляться со стрессовыми ситуациями. В то же время, дети из семей с авторитарным или пермиссивным стилем воспитания испытывают недостаток в психологических защитах, что может привести к возникновению проблем в их психическом развитии и адаптации в обществе.

Какие цели были поставлены перед исследованием?

Целью исследования было выяснить взаимосвязь между типами семейного воспитания и формированием психологических защит у детей дошкольного возраста.

Как организовывалось исследование?

Исследование было организовано на основе анкетирования родителей детей дошкольного возраста. Были определены различные типы семейного воспитания и проанализированы их влияние на формирование психологических защит у детей.

Какие результаты получены в ходе исследования?

Результаты исследования показали, что типы семейного воспитания имеют существенное влияние на формирование психологических защит у детей дошкольного возраста. Некоторые типы семейного воспитания способствуют формированию эффективных механизмов защиты, в то время как другие типы могут приводить к формированию неполноценных защитных механизмов.

Какие выводы были сделаны в результате обсуждения результатов исследования?

В результате обсуждения результатов исследования было сделано заключение, что важно разработать программу консультирования для семей, у которых дети дошкольного возраста имеют выраженные психологические защиты. Данная программа должна включать работу с детьми и их родителями, с целью помочь им развить здоровые и эффективные механизмы защиты.

Какая программа консультирования была разработана для семей с детьми дошкольного возраста с выраженными психологическими защитами?

Разработанная программа консультирования включает в себя работу с детьми и родителями. В рамках программы используются различные методики и техники для развития здоровых механизмов защиты у детей и помощи родителям в их осознанном применении.

Как организовано исследование, посвященное взаимосвязи типов семейного воспитания и психологических защит детей дошкольного возраста?

Исследование проводилось путем анкетирования родителей детей дошкольного возраста. Родителям предлагалось ответить на вопросы, касающиеся типа семейного воспитания, а также на вопросы, связанные с психологическими защитами их детей. Анкеты заполнялись анонимно и добровольно.

Какие результаты были получены в ходе исследования взаимосвязи типов семейного воспитания и психологических защит детей дошкольного возраста?

Результаты исследования показали, что тип семейного воспитания оказывает влияние на формирование психологических защит у детей дошкольного возраста. Дети, выросшие в семьях с демократическим стилем воспитания, чаще проявляют адаптивные психологические защиты, такие как самоутверждение и эмоциональное регулирование. В то время как дети, выросшие в авторитарных семьях, чаще проявляют неадаптивные психологические защиты, такие как отрицание и подавление эмоций.