Качество жизни и удовлетворенности жизнью военнослужащих.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология
  • 42 42 страницы
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 08.07.2012
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ЖИЗНЬЮ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
1.1. ОСНОВНЫЕ ВЗГЛЯДЫ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ УЧЕНЫХ НА ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О КАЧЕСТВЕ ЖИЗНИ
1.2. УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЖИЗНЬЮ И СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ЛИЧНОСТИ
1.3. ТЕОРИЯ СУЩНОСТИ ЦЕННОСТНОЙ СФЕРЫ ЧЕЛОВЕКА В ИССЛЕДОВАНИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ, ОПРЕДЕЛЯЮЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О КАЧЕСТВЕ ЖИЗНИ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ЖИЗНЬЮ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
2.1. ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ
2.2. МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Оценка каждой жизненной ценности производится по 5-балльной шкале. Максимальная оценка - «5» (ценность очень важна), минимальная - «1» (совсем не важна).
Затем из ценностей, которым были определены 5 баллов, нужно выбрать в каждой колонке одну самую главную, а из ценностей, получивших три и менее балла, выбрать в каждой колонке самую второстепенную.
Таким образом, каждую жизненную ценность вам необходимо оценить с позиций собственной личности с учетом вашей группы (учащиеся, занятое трудом население -рабочие/служащие, пенсионеры и российское общество в целом). С представителями этих групп вам приходится непосредственно или косвенно встречаться практически ежедневно.
В своих ответах старайтесь давать объективные оценки, опираясь на свой жизненный опыт, впечатления и мнения указанных групп. Помните, что нет ни плохих, ни хороших ответов. Отвечать надо быстро, долго не раздумывая. Очень важна ваша первая реакция, нередко она бывает самой верной.
Вначале необходимо подсчитать количество 5-балльных оценок в каждой шкале. Затем подсчитать в этих шкалах частотность или количество целей, отнесенных к числу главных (О) и второстепенных (D).
Ключ
I Фактор «самоосуществления»: 4, 7,14,15,18,29, 30, 31, 35, 36,46,47,53,56,72.
I I «Внешний успех»: 2, 27, 33, 34, 38,42,48,49, 54, 75, 78.
III.»Служение обществу»: 8,16,19,20,21,22,23,24.
IV.»Защита Я»: 61,62,63, 64,65,67.
V «Счастье своих детей»: 37,57,66.
VI «Полноценная жизнь»: 69,76,77.
VII.»Духовность и нравственность»: 1,32,44, 50.
VIII.»Сила и независимость»: 9,39,41,43,45,68.
IХ «Интеллект»: 70, 71.
Х «Понимание своих целей»: 25,26.
XI.»Семья»: 73,74.
ХН.»Инфантильная автономия»: 11,12,51,58.
Х1Н.»Секс»: 17,60,67,72 ( 1,4).
Х1У.»Дружба»:6,40.
ХV.»Аутизм»: 5,10, 28, 79.
XVI.»Искусство»: 80.
ХVII «Аффилиация»: 13.
XVIII «Cвободноe время»: 25.
XIX.»Богатство и здоровье»: 55, 59.
ХХ «Избавление от дурных привычек»: 3,11.
ХХI «Развлечения»: 10,14,17,29,48, 52,54,60, 76,79.
XXII «Агрессивное расширение своего жизненного пространства»: 8,9,19,23,37,38,39,63.
2) Оценка качества жизни (З.Ф. Дудченко, в визуализированной модификации Н.П. Фетискина и Т.И. Мироновой).
Опросник оценки качества жизни - относится к неспецифическим опросникам для оценки качества жизни (КЖ), он широко распространен в США и странах Европы при проведении исследований качества жизни.
2.3. Анализ результатов исследования
Анализ результатов по методике "Опросник оценки жизненных целей и ценностей"
Таблица 1
Таблица результатов по методике "Опросник оценки жизненных целей и ценностей"
Показатель Лейтенанты Майоры Подполковники Фактор самоосуществления 3,0 3,1 3,2 Внешний успех 4,1 2,9 3,8 Служение обществу 3,3 2,3 3,4 Защита Я 2,0 3,2 4,1 Счастье своих детей 1,2 2,4 3,5 Полноценная жизнь 1,7 2,5 3,0 Духовность и нравственность 3,1 3 3,9 Сила и независимость 2,2 2,7 3,6 Интеллект 3,6 3,8 1,9 Понимание своих целей 2,1 2,8 4,1 Семья 3,8 3,1 4,2 Инфантильная автономия 2,8 3,5 4,1 Секс 4,0 2,7 2,1 Дружба 3,9 2,8 1,8 Аутизм 3,2 3,0 2,2 Искусство 2,0 3,5 4,0 Аффилиация 3,0 3,9 2,0 Cвободноe время 2,0 3,7 4,0 Богатство и здоровье 1,3 2,5 3,8 Избавление от дурных привычек 2,3 3,4 4,1 Развлечения 1,3 2,5 3,2 Агрессивное расширение своего жизненного пространства 1,7 2,4 3,4
По результатам, представленным в таблице №1 можно сделать следующие выводы:
по шкале "Фактор самоосуществления" можно сделать вывод, что у лейтенантов значение равно 3,0 баллам, у майоров значение равно 3,1, а у подполковников 3,2;
по шкале " Внешний успех " можно сделать вывод, что у лейтенантов значение равно 4,1 баллам, у майоров значение равно 2,9, а у подполковников 3,8;
по шкале " Служение обществу " можно сделать вывод, что у лейтенантов значение равно 3,3 баллам, у майоров значение равно 2,3, а у подполковников 3,4;
по шкале " Защита Я " можно сделать вывод, что у лейтенантов значение равно 2,0 баллам, у майоров значение равно 3,2, а у подполковников 4,1;
по шкале " Счастье своих детей " можно сделать вывод, что у лейтенантов значение равно 1,2 баллам, у майоров значение равно 2,4, а у подполковников 3,5;
по шкале " Полноценная жизнь " можно сделать вывод, что у лейтенантов значение равно 1,7 баллам, у майоров значение равно 2,5, а у подполковников 3,0;
по шкале " Духовность и нравственность " можно сделать вывод, что у лейтенантов значение равно 3,1 баллам, у майоров значение равно 3,0, а у подполковников 3,9;
по шкале " Сила и независимость " можно сделать вывод, что у лейтенантов значение равно 2,2 баллам, у майоров значение равно 2,7, а у подполковников 3,6;
по шкале " Интеллект " можно сделать вывод, что у лейтенантов значение равно 3,6 баллам, у майоров значение равно 3,8, а у подполковников 3,3;
по шкале " Понимание своих целей " можно сделать вывод, что у лейтенантов значение равно 2,1 баллам, у майоров значение равно 2,8, а у подполковников 4,1;
по шкале " Семья " можно сделать вывод, что у лейтенантов значение равно 3,8 баллам, у майоров значение равно 3,1, а у подполковников 4,2;
по шкале " Инфантильная автономия " можно сделать вывод, что у лейтенантов значение равно 2,8 баллам, у майоров значение равно 3,5, а у подполковников 4,1;
по шкале " Секс " можно сделать вывод, что у лейтенантов значение равно 4,0 баллам, у майоров значение равно 2,7, а у подполковников 2,1;
по шкале " Дружба " можно сделать вывод, что у лейтенантов значение равно 3,9 баллам, у майоров значение равно 2,8, а у подполковников 1,8;
по шкале " Аутизм" можно сделать вывод, что у лейтенантов значение равно 3,2 баллам, у майоров значение равно 3,0, а у подполковников 2,2;
по шкале " Искусство" можно сделать вывод, что у лейтенантов значение равно 2,0 баллам, у майоров значение равно 3,5, а у подполковников 4,0;
по шкале " Аффилиация " можно сделать вывод, что у лейтенантов значение равно 3,0 баллам, у майоров значение равно 3,9, а у подполковников 2,0;
по шкале " Свободное время" можно сделать вывод, что у лейтенантов значение равно 2,0 баллам, у майоров значение равно 3,7, а у подполковников 4,0;
по шкале " Богатство и здоровье " можно сделать вывод, что у лейтенантов значение равно 1,3 баллам, у майоров значение равно 2,5, а у подполковников 3,8;
по шкале " Избавление от дурных привычек " можно сделать вывод, что у лейтенантов значение равно 2,3 баллам, у майоров значение равно 3,4, а у подполковников 4,1;
по шкале " Развлечения " можно сделать вывод, что у лейтенантов значение равно 1,3 баллам, у майоров значение равно 2,5, а у подполковников 3,2;
по шкале " Агрессивное расширение своего жизненного пространства " можно сделать вывод, что у лейтенантов значение равно 1,7 баллам, у майоров значение равно 2,4, а у подполковников 3,4.
Анализ результатов по методике "Интегральная оценка качества жизни"
Таблица 2
Таблица результатов по методике "Интегральная оценка качества жизни"
Показатель Лейтенанты Майоры Подполковники Социально-личностное качество жизни 1,7 3,0 4,0 Социально-экономическое качество жизни 1,5 3,2 4,0 Качество семьи 2,0 2,8 4,0 Качество здоровья 3,5 3,4 3,3 Социально-психологическое качество жизни 1,9 2,7 3,5 Качество общества 3,6 4,0 4,2 Качество эпохи 3,0 3,0 3,1 Качество самореализации 2,1 3,1 4,3 Качество свободы и жизненных ограничений 2,3 3,1 3,7 Качество досуга 3,2 3,3 3,5 Качество жизненных ценностей и предпочтений 2,0 3,0 4,1 Качество потребностной сферы 3,1 3,0 3,3 Качество жизненных перспектив и их реализации 1,9 3,3 4,0
По результатам интегральная оценка качества жизни, представленным в таблице №2 можно сделать следующие выводы:
по шкале " Социально-личностное качество жизни" можно сделать вывод, что у лейтенантов значение равно 1,7 баллам, у майоров значение равно 3,0, а у подполковников 4,0;
по шкале " Социально-экономическое качество жизни " можно сделать вывод, что у лейтенантов значение равно 1,5 баллам, у майоров значение равно 3,2, а у подполковников 4,0;
по шкале " Качество семьи " можно сделать вывод, что у лейтенантов значение равно 2,0 баллам, у майоров значение равно 2,8, а у подполковников 4,0;
по шкале " Качество здоровья " можно сделать вывод, что у лейтенантов значение равно 3,5 баллам, у майоров значение равно 3,4, а у подполковников 3,3;
по шкале " Социально-психологическое качество жизни " можно сделать вывод, что у лейтенантов значение равно 1,9 баллам, у майоров значение равно 2,7, а у подполковников 3,5;
по шкале " Качество общества " можно сделать вывод, что у лейтенантов значение равно 3,6 баллам, у майоров значение равно 4,0, а у подполковников 4,2;
по шкале " Качество эпохи " можно сделать вывод, что у лейтенантов значение равно 3,0 баллам, у майоров значение равно 3,0, а у подполковников 3,1;
по шкале " Качество самореализации " можно сделать вывод, что у лейтенантов значение равно 2,1 баллам, у майоров значение равно 3,1, а у подполковников 4,3;
по шкале " Качество свободы и жизненных ограничений " можно сделать вывод, что у лейтенантов значение равно 2,3 баллам, у майоров значение равно 3,1, а у подполковников 3,7;
по шкале " Качество досуга " можно сделать вывод, что у лейтенантов значение равно 3,2 баллам, у майоров значение равно 3,3, а у подполковников 3,5;
по шкале " Качество жизненных ценностей и предпочтений " можно сделать вывод, что у лейтенантов значение равно 2,0 баллам, у майоров значение равно 3,0, а у подполковников 4,1;
по шкале " Качество потребностной сферы " можно сделать вывод, что у лейтенантов значение равно 3,1 баллам, у майоров значение равно 3,0, а у подполковников 3,3;
по шкале " Качество жизненных перспектив и их реализации " можно сделать вывод, что у лейтенантов значение равно 1,9 баллам, у майоров значение равно 3,3, а у подполковников 4,0.
Выводы по 2 главе
1) Для военнослужащих лейтенантов характерным является в оценке жизненных целей и ценностей: высокий уровень по шкале " Внешний успех ", по шкале " Семья ", по шкале " Секс ", по шкале " Дружба ". По результатам интегральная оценка качества жизни, для военнослужащих лейтенантов характерным является в оценке жизненных целей и ценностей: высокий уровень по шкале " Качество здоровья ".
2) Для военнослужащих майоров характерным является в оценке жизненных целей и ценностей: высокий уровень по шкале " Интеллект ", по шкале " Семья ", по шкале " Секс ", по шкале " Искусство ", по шкале " Аффилиация ", по шкале " Свободное время".
По результатам интегральная оценка качества жизни, для военнослужащих майоров характерным является в оценке жизненных целей и ценностей: высокий уровень по шкале " Социально-экономическое качество жизни "и по шкале " Качество общества ".
3) Для подполковников по результатам первой методики характерны высокие балы по следующим показателям: защита я, понимание своих целей, семья, инфантильная автономия, избавление от дурных привычек.
По результатам второй методики характерны: социально-личностное качество жизни, социально-экономическое качество жизни, качество семьи, качество общества, качество самореализации, качество жизненных ценностей и предпочтений, качество жизненных перспектив и их реализации.

Заключение
Современная наука рассматривает «качество жизни» с точки зрения всестороннего развития личности, производства, как социально-экономическую категорию. Вместе с тем «качество жизни» обладает свойствами относительности, соответствуя определенному уровню общественного развития. «Качество жизни» – категория, выражающаяся через конкретный набор качественных характеристик населения: здоровье, образование, культуру, которые представляют собой некоторый определяющий минимум, допускающий дальнейшее расширение.
Удовлетворенность жизнью – сложное, комплексное понятие, аккумулирующее множество факторов и аспектов, каждый из которых является в значительной степени самостоятельным явлением. В связи с этим, выделяют следующие параметры удовлетворенностью жизнью:
сформировать максимально полный состав факторов, влияющих на удовлетворенность жизнью;
оценить уровень удовлетворенности населения каждым из этих факторов (то есть вычислить факторные индексы удовлетворенности);
оценить уровень важности каждого фактора (то есть вычислить факторные индексы значимости, на основе которых можно определить факторные коэффициенты значимости);
вычислить обобщенный индекс удовлетворенности жизнью, складывающийся из суммы факторных индексов удовлетворенности, скорректированных на факторный коэффициент значимости.
По результатам изучения качество жизни и удовлетворенности жизнью военнослужащих были сделаны следующие выводы:
1) Качество жизни нетождественно уровню жизни, включая и наиболее изощренные виды его определения, например, жизненные стандарты (living standarts), поскольку различные экономические показатели дохода выступают только одним из многих (как правило, не менее 5-ти), критериев качества жизни.
2) Практическое значение категории качества жизни состоит, прежде всего, в способности конкретно задаваемой для данной личности или общности нормы выступать формой представления и обеспечения достоинства и свободы людей. Задаваемые в качестве необходимых, должных характеристики качества жизни для конкретной личности или общности определяют для них желаемый образ будущего и носят проектный характер, что и позволяет их использовать в качестве универсального управленческого инструмента.
3) В субъективном благополучии (в целом и в его составляющих) целесообразно выделять два основных компонента: когнитивный (рефлексивный) – представления о собственном благополучии (благополучности), и эмоциональный – удовлетворенность субъекта своей жизнью, чувство благополучия, доминирующий эмоциональный тон переживаний. Удовлетворенность своей жизнью является одновременно одной из основных частей эмоционального компонента настроения.
4) Жизнь человека сохраняет свой смысл до конца – до последней минуты. Соответственно выделяются 3 группы ценностей: творчества, переживания и отношения.
Ценности творчества реализуются в продуктивных творческих действиях и являются созидательными.
Ценности переживания проявляются в нашей чувствительности к явлениям окружающего мира, например, в восхищении перед красотой природы или произведениями искусства.
Ценность отношения заключается в отношении человека к факторам, ограничивающим его жизнь. То, как он принимает тяготы жизни, как несет свой крест; то мужество, что он проявляет в страданиях; достоинство, которое показывает, что все это является мерой того, насколько он состоялся как человек. Человеческое существование по сути своей никогда не может быть бессмысленным. Жизнь человека полна смысла до самого его последнего вздоха. Быть человеком – это значит быть сознательным и ответственным, стараться не терять смысла жизни и опираться на ценности творчества, переживания и отношения.
5) Для военнослужащих лейтенантов характерным является в оценке жизненных целей и ценностей: высокий уровень по шкале " Внешний успех ", по шкале " Семья ", по шкале " Секс ", по шкале " Дружба ". По результатам интегральная оценка качества жизни, для военнослужащих лейтенантов характерным является в оценке жизненных целей и ценностей: высокий уровень по шкале " Качество здоровья ".
6) Для военнослужащих майоров характерным является в оценке жизненных целей и ценностей: высокий уровень по шкале " Интеллект ", по шкале " Семья ", по шкале " Секс ", по шкале " Искусство ", по шкале " Аффилиация ", по шкале " Свободное время".
По результатам интегральная оценка качества жизни, для военнослужащих майоров характерным является в оценке жизненных целей и ценностей: высокий уровень по шкале " Социально-экономическое качество жизни "и по шкале " Качество общества ".
7) Для подполковников по результатам первой методики характерны высокие балы по следующим показателям: защита я, понимание своих целей, семья, инфантильная автономия, избавление от дурных привычек.
По результатам второй методики характерны: социально-личностное качество жизни, социально-экономическое качество жизни, качество семьи, качество общества, качество самореализации, качество жизненных ценностей и предпочтений, качество жизненных перспектив и их реализации.

Список литературы
Ананьев В.А. Практикум по психологии здоровья. СПб.: Речь, 2007. – 320 с.
Аргайл М. Психология счастья. СПб.: Питер, 1990. – 566 с.
Военная психология. Под редакцией Маклакова А.Г. СПб.: Питер, 2004. – 464 с.
Детерминанты удовлетворенности жизнью //Общество и политика / Ред. В.Ю.Большаков. СПб., Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2000, с. 476-510.
Джидаръян И. А. Представление о счастье в российском менталитете. СПб. Речь, 2001. – 232 с.
Джидарьян И. А. Удовлетворенность жизнью и выбор стратегий поведения в трудных жизненных ситуациях. // Психологическое образование. 1997. № 3. с. 27-30.
Диагностика здоровья. Под редакцией Никифорова Г.С. Спб.: Речь, 2007. – 950 с.
Евдокимов В.И., Есауленко И.Э., Губина О.И. Качество жизни: оценка и системный анализ. Воронеж: Истоки, 2007. – 242 с.
Константинов В.В. Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2006. – 272 с.
Куликов Л.В. Ценности и смысл жизни //Ананьевские чтения (Тезисы научно-практической конференции «Ананьевские чтения – 2001» /Ред. А.А.Крылов, В.А.Якунин. СПб., СПбГУ, 2001. с. 55-56. (в соавторстве с Осиповым А.П.)
Куликов Л.В. Методика «Круг основных ролей личности» //Социальная психология: диалог Санкт-Петербург – Якутск /Ред. В.Н.Куницына, А.Л.Свенцицкий. СПб., Изд-во СПбГУ, 2002. с. 127-133. (в соавторстве с Е.А. Мудровой, Т.А.Фатеевой).
Куликов Л.В. Гармония личности. //Психология здоровья: Учебник для вузов /Ред. Г.С.Никифоров. СПб., Питер, 2003. – 286 с.
Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности. СПб.: Речь, 2004. – 70 с.
Спиваковкская А.Х. Некоторые аспекты беатотерапии. // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 2004. №4. с. 41-53.
Психология человека от рождения до смерти. Под редакцией Реана А.А. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 651 с.
Психология здоровья. Под редакцией Никифорова Г.С.СПб.: Питер, 2006. – 607 с.
Психология профессионального здоровья. Под редакцией Никифорова Г.С. СПб.: Речь, 2006. – 480 с.
Фрэнкин Р. Мотивация поведения: биологические, когнитивные и социальные аспекты. СПб.: Питер, 2003. – 456 с.
Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Апрель, 2004. – 246 с.
Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: ЭКСМО, 2004. – 340 с.
Фромм Э. Человек для себя. М.: АСПЕКТ-ПРЕСС, 2002. – 512 с.












2

1.Ананьев В.А. Практикум по психологии здоровья. СПб.: Речь, 2007. – 320 с.
2.Аргайл М. Психология счастья. СПб.: Питер, 1990. – 566 с.
3.Военная психология. Под редакцией Маклакова А.Г. СПб.: Питер, 2004. – 464 с.
4.Детерминанты удовлетворенности жизнью //Общество и политика / Ред. В.Ю.Большаков. СПб., Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2000, с. 476-510.
5.Джидаръян И. А. Представление о счастье в российском менталитете. СПб. Речь, 2001. – 232 с.
6.Джидарьян И. А. Удовлетворенность жизнью и выбор стратегий поведения в трудных жизненных ситуациях. // Психологическое образование. 1997. № 3. с. 27-30.
7.Диагностика здоровья. Под редакцией Никифорова Г.С. Спб.: Речь, 2007. – 950 с.
8.Евдокимов В.И., Есауленко И.Э., Губина О.И. Качество жизни: оценка и системный анализ. Воронеж: Истоки, 2007. – 242 с.
9.Константинов В.В. Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2006. – 272 с.
10.Куликов Л.В. Ценности и смысл жизни //Ананьевские чтения (Тезисы научно-практической конференции «Ананьевские чтения – 2001» /Ред. А.А.Крылов, В.А.Якунин. СПб., СПбГУ, 2001. с. 55-56. (в соавторстве с Осиповым А.П.)
11.Куликов Л.В. Методика «Круг основных ролей личности» //Социальная психология: диалог Санкт-Петербург – Якутск /Ред. В.Н.Куницына, А.Л.Свенцицкий. СПб., Изд-во СПбГУ, 2002. с. 127-133. (в соавторстве с Е.А. Мудровой, Т.А.Фатеевой).
12.Куликов Л.В. Гармония личности. //Психология здоровья: Учебник для вузов /Ред. Г.С.Никифоров. СПб., Питер, 2003. – 286 с.
13.Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности. СПб.: Речь, 2004. – 70 с.
14.Спиваковкская А.Х. Некоторые аспекты беатотерапии. // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 2004. №4. с. 41-53.
15.Психология человека от рождения до смерти. Под редакцией Реана А.А. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 651 с.
16.Психология здоровья. Под редакцией Никифорова Г.С.СПб.: Питер, 2006. – 607 с.
17.Психология профессионального здоровья. Под редакцией Никифорова Г.С. СПб.: Речь, 2006. – 480 с.
18.Фрэнкин Р. Мотивация поведения: биологические, когнитивные и социальные аспекты. СПб.: Питер, 2003. – 456 с.
19.Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Апрель, 2004. – 246 с.
20.Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: ЭКСМО, 2004. – 340 с.
21.Фромм Э. Человек для себя. М.: АСПЕКТ-ПРЕСС, 2002. – 512 с.

Вопрос-ответ:

Какое представление о качестве жизни у военнослужащих?

Представление о качестве жизни у военнослужащих может варьироваться в зависимости от их индивидуальных ценностей, опыта, навыков и условий службы. Однако в общих чертах, для военнослужащих качество жизни может быть связано с их уровнем удовлетворенности службой, достижениями и ростом в профессиональном плане, социальными отношениями внутри военного коллектива, физическим и психологическим здоровьем, а также семейным благополучием.

Какие основные взгляды отечественных ученых на представление о качестве жизни у военнослужащих?

Отечественные ученые рассматривают представление о качестве жизни у военнослужащих с различных точек зрения. Некоторые подчеркивают важность профессионального роста и достижений, другие обращают внимание на более широкий аспект качества жизни, такой как социальные отношения и психологическое благополучие. В целом, одним из общих взглядов является признание важности удовлетворения основных потребностей и ценностей военнослужащих для общего уровня их качества жизни.

Чем удовлетворенность жизнью и субъективное благополучие личности могут отличаться?

Удовлетворенность жизнью и субъективное благополучие личности могут отличаться в том, что удовлетворенность жизнью определяется общим уровнем удовлетворения жизнью в целом, включая различные аспекты, такие как работа, отношения, здоровье и т.д., в то время как субъективное благополучие личности отражает внутреннюю оценку своего собственного благополучия и чувство счастья и удовлетворенности, не обязательно связанных с конкретными аспектами жизни.

Что представляет собой теория сущности ценностной сферы человека?

Теория сущности ценностной сферы человека представляет собой исследования, направленные на выявление основных ценностей, которые ориентируют жизнь человека и влияют на его качество жизни и удовлетворенность. Эта теория позволяет понять, какие ценности важны для военнослужащих и как они влияют на их благополучие и удовлетворенность жизнью.

Какие основные взгляды отечественных и зарубежных ученых на представление о качестве жизни?

Ответ на этот вопрос вы найдете в разделе 1.1 "Основные взгляды отечественных и зарубежных ученых на представление о качестве жизни" статьи.

Что такое удовлетворенность жизнью и субъективное благополучие личности?

Удовлетворенность жизнью - это показатель общей оценки человеком своей жизни, включающий уровень счастья и удовлетворенности различными сферами жизни. Субъективное благополучие личности - это положительное субъективное ощущение личным жизненным успехом и удовлетворенностью.

Что говорят современные отечественные и зарубежные исследователи о теории сущности ценностной сферы человека?

Современные отечественные и зарубежные исследователи уделяют особое внимание изучению ценностной сферы человека и ее влиянию на качество жизни и удовлетворенность жизнью. Детальную информацию по данному вопросу можно найти в разделе 1.3 "Теория сущности ценностной сферы человека в исследованиях современных отечественных и зарубежных исследователей" статьи.

Какие выводы можно сделать по первой главе статьи?

Выводы по первой главе статьи представлены в соответствующем разделе и содержат основные точки зрения исследователей на тему качества жизни и удовлетворенности жизнью военнослужащих.

Что представлено во второй главе статьи?

Во второй главе статьи представлено экспериментальное исследование, которое определяет представление о качестве жизни и удовлетворенности жизнью военнослужащих. Детали и результаты исследования можно найти в соответствующем разделе статьи.

Что такое качество жизни?

Качество жизни – это обобщенная оценка уровня благополучия, удовлетворенности и комфорта, которые испытывает человек в своей жизни. Оно может включать в себя различные аспекты, такие как материальное благополучие, физическое и психическое здоровье, социальные отношения, уровень образования и многое другое.

Что такое удовлетворенность жизнью?

Удовлетворенность жизнью – это показатель, который отражает, насколько человек доволен своей жизнью в целом, а также своими достижениями, отношениями и состоянием здоровья. Удовлетворенность жизнью может быть субъективным показателем и зависит от восприятия каждого человека.