Социально экономические особенности питания школьников крайнего севера
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 12 + 12 источников
- Добавлена 15.03.2013
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
1.Требования к организации рационального питания детей школьного возраста
2.Классическая концепция рационального питания школьников на Крайнем Севере
3.Особенности питания детей школьного возраста в условиях Крайнего Севера
4.Особенности технологической обработки продуктов питания
5.Клиническая оценка адекватности питания потребностям организма школьника в условиях Севера
Заключение
Список литературы
В связи с этим для районов Крайнего Севера, с длинной зимой, рекомендуются более высокие нормы потребления.Особенностью организации питания детей северных районов, особенно Крайнего Севера, являются трудности в обеспечении их натуральными продуктами в зимне-весеннее время года и в начале лета.Поэтому в этих районах целесообразно наряду с натуральными использовать консервированные продукты и концентраты.В меню школьниковнеобходимо включать блюда из овощных, фруктовых и мясных консервов для взрослых, с исключением очень острых, соленых и копченостей. Не рекомендуется применение мясных и рыбных консервов без тепловой обработки в качестве закуски.Возможно использование мороженых продуктов, в том числе овощей и фруктов. Особенно полезны быстрозамороженные овощи, фрукты и полуфабрикаты из них промышленного производства, так как при таком способе обработки продуктов лучше сохраняются витамины.Можно также рекомендовать сухие продукты, в том числе и сублимированной сушки (молоко, овощи, фрукты, яичный порошок). При отсутствии натуральных фруктов в питании детей следует шире применять сухофрукты. Их можно использовать не только в виде компотов и киселей, но и как десерт с сахаром, сметанной подливой, а также добавлять в пудинги, запеканки, каши и т.д.Проживание в районах Крайнего Севера требует круглогодичнойвитаминизации с увеличением дозы витамина C до 100 - 120 мг и витамина Bдо 3 мг в сутки в холодное время года.Аскорбиновая кислота может назначаться индивидуально каждому ребенку или использоваться для витаминизации готовых третьих блюд (компотов, киселей).Применяя консервы и концентраты в питании детей, следует стремиться не перегружать ими рационы питания детей, в особенности консервированными продуктами, не предназначенными для детей.Следует поощрять развитие теплиц при детских школьных учреждениях для снабжения детей свежими овощами, а также шире использовать продукты местной сырьевой базы.Флора Крайнего Севера и районов Сибири дает возможность использовать в питании детей большое количество дикорастущих культур - в лесотундре и тундровой зоне имеются промысловые запасы черной и красной смородины, шиповника, морошки, голубики, жимолости, брусники, а районах Крайнего Севера - кисличника двустолбчатого, арктического щавеля. Эти продукты целесообразно включать в рационы детей не только в летне-осеннее время года, но и производить заготовки их на зиму и весну.Расширяются возможности культивирования и заготовки плодово-ягодных культур, произрастающих в условиях среднеширотных районов Сибири (Красноярский край). Количество биологически активных веществ как в исходном сырье, так и в продуктах, приготавливаемых из этого сырья, превышает соответствующие показатели ягод и плодов, завозимых из южных областей страны.К числу продуктов местной сырьевой базы Севера, содержащих большое количество водо- и жирорастворимых витаминов, достаточное количество минеральных солей и микроэлементов, относятся оленина, речные и озерные породы рыб, мясо морских зверей.При организации питания школьников в условиях Севера следует учитывать и пищевые привычки проживающих здесь народностей.В школьных учреждениях с преимущественно коренным населением целесообразно включать в меню различные национальные блюда, шире использовать в их питании оленину, мясо морских животных и местных малокостистых сортов рыб. Некоторые непривычные для народностей Севера блюда и напитки следует заменять. Например, вместо кофе можно дать чай, чай с молоком или другой национальный напиток.Детей местного населения и приезжих из центральных районов страны удобно объединять в отдельные группы. Это поможет ввести в питание детей коренного населения национальный колорит и организовать усиленный контроль за состоянием здоровья недавно приехавших на Север детей, так как у них при адаптации к новым климатическим условиям чаще встречаются гиповитаминозы и другие алиментарно-зависимые состояния.При разработке рационов питания следует принимать во внимание время работы учреждения, необходимый суточный набор продуктов и объем блюд для детей различных возрастов, а также стоимость питания в сутки.Суточный рацион по калорийности принято распределять следующим образом: завтрак - 25%, обед - 35 - 40%, полдник - 15%, ужин - 20 - 25%. В меню должно быть правильное распределение продуктов в течение дня. Продукты, богатые белком, особенно в сочетании с жиром, дольше задерживаются в желудке ребенка и требуют большого количества пищеварительных соков, поэтому их лучше давать в первую половину дня - на завтрак и обед. Ужин должен состоять из молочно-растительной пищи, так как во время сна процессы пищеварения замедляются. В связи с этим в меню детского учреждения с 9 - 12-часовым пребыванием детей следует включать всю физиологическую норму мяса и рыбы и почти всю творога (это учтено в наборе продуктов).Составление меню удобнее начинать с обеда, затем составляется завтрак и, наконец, ужин и полдник. Наиболее полноценным должен быть обед. Надо избегать повторения одних и тех же блюд в течение дня и ближайших 3 - 4 дней.Особенности технологической обработки продуктов питанияДля улучшения вкуса блюд следует широко использовать свежую или сухую зелень, лук, чеснок, ревень, щавель, в салаты добавлять соки (лимонный, клюквенный, брусничный).В питании детей раннего и дошкольного возраста нельзя использовать натуральный кофе, горький перец, горчицу, копчености, солонину, строганину.Чтобы сохранить биологическую ценность пищи и не ухудшать ее перевариваемость и усвоение, следует строго соблюдать основные правила технологической обработки продуктов.Мясо перед тепловой обработкой промывают в проточной воде, предварительно удалив клеймо и загрязненные места. Замачивание и оттаивание мяса при высокой температуре не рекомендуется, т.к. при этом происходит значительная потеря мясных соков. Мясной фарш следует готовить непосредственно перед приготовлением из него соответствующего блюда.Рыбу важно варить, предварительно промыв в проточной воде и удалив кости. Мелкокостистая рыба в питании детей не употребляется.Молоко следует кипятить не более 2 - 3 минут. При приготовлении каш, овощных пюре, запеканок молоко добавляется в разваренные крупы и овощи, после закипания каша доваривается не более 5 - 7 минут.Сметана и творог, получаемые с базы, должны подвергаться тепловой обработке перед употреблением в пищу. В натуральном виде можно использовать только творог, приготовленный из стерилизованного молока на молочной кухне или в цехе детского питания молокозавода.Крупы, кроме манной, промывают теплой водой, заваривают крутым кипятком или овощным бульоном и хорошо разваривают. Манная крупа варится 10 - 12 минут, рис - 20 - 25 минут, гречневая - 30 - 35 мин.Яйца (только куриные) перед готовкой надо вымыть и подавать в виде омлета или сваренными вкрутую.Овощи для приготовления винегретов и салатов лучше варить в кожуре. При очистке овощей следует только снимать кожуру, постольку в верхних слоях овощей содержится наибольшее количество витаминов. Нельзя оставлять овощи в воде, в этом случае происходит вымывание витаминов и минеральных веществ. Овощи закладывают в кипящую воду, варят под закрытой крышкой в малом количестве воды или на пару. Овощи, используемые для салатов в сыром виде, тщательно промывают в проточной воде и перед измельчением ополаскивают холодной кипяченой водой.Сок ягод и фруктов для приготовления киселей, морсов, муссов добавляют в уже почти готовое блюдо, доводят до кипения и снимают с огня.Масло сливочное добавляют в уже готовое, снятое с огня блюдо. Клиническая оценка адекватности питания потребностям организма школьника в условиях Севера Особые климатогеографические условия проживания в северных районах страны требуют увеличенных норм потребления некоторых пищевых веществ и энергии. В то же время, имеются трудности в снабжении этих районов натуральными полноценными продуктами. В связи с этим на Севере могут чаще, чем в средней полосе страны, встречаться алиментарно-дефицитные состояния. Кроме того, повышенные нормы потребления северных районов страны в ряде случаев могут оказаться избыточными, в особенности для детей с невысоким темпом роста, способствуя развитию ожирения. Тем не менее, дети с повышенной массой тела не гарантированы от недостатка в питании некоторых витаминов и минеральных солей.Все сказанное свидетельствует о необходимости организации тщательного медицинского наблюдения за детьми, проживающими в районах Севера, с целью выявления признаков расстройств питания. Целесообразно клинический осмотр детей проводить ежемесячно.Особенно пристального внимания заслуживают дети групп риска:1. Впервые приехавшие в условия Севера (особенно если приезд их в условия Севера совпал с началом или разгаром зимы или же с периодом социальной адаптации к условиям дошкольного учреждения).2. Часто болеющие дети с аллергическим анамнезом.3. Из семей с низким уровнем культуры, особенно с нарушением морально-этических взаимоотношений между родителями.4. Из семей с неудовлетворительными бытовыми условиями.5. При значительном удалении дошкольного учреждения от места проживания семьи.6. Дети после перенесенных заболеваний.Наиболее объективными параметрами оценки эффективности питания являются следующие клинико-физиологические показатели:1. Общий статус ребенка и уровень его нервно-психического развития.2. Динамика физического развития.3. Лабораторные данные (клинический анализ крови, общий анализ мочи, копрологические исследования кала).4. Заболеваемость.При клинической оценке общего статуса ребенка учитывается общее состояние здоровья, эмоциональный тонус, развитие статических и моторных функций. Большое значение имеет состояние слизистых, кожи и ее придатков, тургор тканей, развитие подкожно-жирового слоя, мышечной и костной систем (деформации черепа, грудной клетки, ног), функциональное состояние желудочно-кишечного тракта (аппетит, характер стула) и других внутренних органов и систем.Общее впечатление о правильности организации питания в учреждении может быть составлено при контрольных обследованиях детей в начале и конце полярной ночи и полярного дня (4 раза в год). Распределение детей при комплексной оценке по уровню физического развития, по наличию либо отсутствию алиментарно-зависимых состояний будет свидетельствовать об адекватности или различной степени неадекватности питания потребностям детей в дошкольном учреждении за соответствующий период.Заключение«Концепцией государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации на период до 2020 года» предусмотрено повышение качества и безопасности пищевых продуктов, улучшение структуры питания населения. При осуществлении программы здорового питания рекомендуется ориентироваться на количество пищевых продуктов (хлеб, мясо, рыба, овощи и т.п.), а не на количество пищевых ингредиентов (белков, жиров, углеводов).Здоровое питание складывается не только из широкого ассортимента высокоценных в биологическом отношении и доступных для потребителя продуктов питания. Не менее значимы знания об их полезных свойствах, рациональном питании и здоровом образе жизни. Важно научить человека правильно организовывать свое питание. В условиях Крайнего Севера это сделать тяжело. Государственное регулирование этого вопроса на данном этапе не полноценно и требует значительных изменений.Список литературыШаталова Г. С. Целебное питание на основах энергетической целесообразности. – М. : Культура и традиции, 2006. – 288 с.Покровский В. И. и др. Политика здорового питания. Федеральный и региональный уровни. – Новосибирск, 2002. – 344 с. Бурдуков П. Т., Саетгалиев P. З. Россия в системе глобальной продовольственной безопасности. – М. :Агро-Пресс, 2004.Малыгина В. Ф. Основы физиологии питания. Гигиена и санитария. – М. : Экономика; ПНЦ, РАН, 2005. – 56 с.Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской федерации на период до 2020 года. Комплексная программа по улучшению демографической ситуации в Ямало-Ненецком автономном округе на 2011–2013 год. Целевая программа «Здоровое питание – здоровый ребенок» на 2009–2013годы.Основы государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года (распоряжение правительства Российской федерации № 1873 от 25 октября 2010 г).Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования (СанПиН 2.4.5.2409-08)Рекомендации по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающим современным требованиям здорового питания.Материалы круглого стола «Здоровое питание – здоровье нации». Темы: «Здоровье нации: первоочередные задачи правительства и общества». Нижний Новгород, Российский Форум, 2003 г.Тезисы Международного симпозиума «Федеральный и региональный аспекты государственной политики в области здорового питания»
1.Шаталова Г. С. Целебное питание на основах энергетической целесообразности. – М. : Культура и традиции, 2006. – 288 с.
2.Покровский В. И. и др. Политика здорового питания. Федеральный и региональный уровни. – Новосибирск, 2002. – 344 с.
3. Бурдуков П. Т., Саетгалиев P. З. Россия в системе глобальной продовольственной безопасности. – М. : Агро-Пресс, 2004.
4.Малыгина В. Ф. Основы физиологии питания. Гигиена и санитария. – М. : Экономика; ПНЦ, РАН, 2005. – 56 с.
5.Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской федерации на период до 2020 года.
6.Комплексная программа по улучшению демографической ситуации в Ямало-Ненецком автономном округе на 2011–2013 год.
7.Целевая программа «Здоровое питание – здоровый ребенок» на 2009–2013годы.
8.Основы государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года (распоряжение правительства Российской федерации № 1873 от 25 октября 2010 г).
9.Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования (СанПиН 2.4.5.2409-08)
10.Рекомендации по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающим современным требованиям здорового питания.
11.Материалы круглого стола «Здоровое питание – здоровье нации». Темы: «Здоровье нации: первоочередные задачи правительства и общества». Нижний Новгород, Российский Форум, 2003 г.
12.Тезисы Международного симпозиума «Федеральный и региональный аспекты государственной политики в области здорового питания»
Вопрос-ответ:
Какие требования предъявляются к организации рационального питания детей школьного возраста?
Организация рационального питания детей школьного возраста должна учитывать их возрастные особенности и потребности организма, обеспечивать достаточный прием питательных веществ, витаминов и минералов, а также должна быть разнообразной и сбалансированной.
Какие особенности питания школьников на Крайнем Севере можно выделить по классической концепции рационального питания?
По классической концепции рационального питания, особенности питания школьников на Крайнем Севере связаны с недостатком свежих фруктов и овощей, а также низким содержанием жирорастворимых витаминов. Это требует компенсации недостатка в рационе питания и увеличения потребления рыбы, растительного масла и прочих продуктов, богатых полиненасыщенными жирными кислотами и витаминами.
Какие особенности питания детей школьного возраста можно выделить в условиях Крайнего Севера?
В условиях Крайнего Севера особенности питания детей школьного возраста связаны с недостатком свежих фруктов и овощей, низким содержанием жирорастворимых витаминов, а также с увеличенной потребностью в рыбе, растительном масле и других продуктах, богатых полиненасыщенными жирными кислотами и витаминами.
Какие особенности технологической обработки продуктов питания имеются на Крайнем Севере?
На Крайнем Севере особенности технологической обработки продуктов питания связаны с необходимостью сохранения их ценности и полезных свойств. Для этого используются методы замораживания, сушки и консервирования. Также проводится дополнительное обогащение продуктов витаминами и минералами.
Как проводится клиническая оценка адекватности питания потребностям организма школьника в условиях Севера?
Клиническая оценка адекватности питания потребностям организма школьника в условиях Севера проводится на основе анализа биохимических и антропометрических показателей, а также на основе клинического обследования. По результатам оценки принимаются решения о необходимости коррекции рациона питания и введении дополнительного приема витаминных препаратов.
Какие требования предъявляются к организации рационального питания детей школьного возраста?
Организация рационального питания детей школьного возраста должна учитывать их возрастные потребности, обеспечивать достаточное количество белка, жиров, углеводов, витаминов и минералов, а также разнообразие и полноценность пищи.
В чем заключается классическая концепция рационального питания школьников на Крайнем Севере?
Классическая концепция рационального питания школьников на Крайнем Севере предполагает использование местных продуктов, богатых жирами и белками, которые обеспечивают организм энергией и необходимыми питательными веществами в условиях холода и низких температур.
Какие особенности питания детей школьного возраста наблюдаются на Крайнем Севере?
На Крайнем Севере дети школьного возраста часто сталкиваются с ограничениями в выборе продуктов и особенностями их технологической обработки. Они могут испытывать дефицит некоторых питательных веществ, поэтому организация рационального питания имеет особое значение.
Какие особенности технологической обработки продуктов питания на Крайнем Севере?
На Крайнем Севере технологическая обработка продуктов питания может быть ограничена из-за отсутствия доступа к определенным методам и приборам. Это создает сложности в приготовлении пищи и требует особого внимания при организации питания школьников.
Как оценивается адекватность питания школьников на Севере?
Адекватность питания школьников на Севере оценивается с помощью клинической оценки, которая включает измерение параметров здоровья, анализ биохимических показателей крови и другие методы. Это позволяет определить, соответствует ли питание потребностям организма школьника.