Индивидуальный стиль межличностного общения

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология
  • 30 30 страниц
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 08.04.2012
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание


Введение
1.Стили общения. Понятие и характеристика
1.1 Стиль как характеристика общения
1.2 Стили делового общения
2. Особенности индивидуального межличностного стиля
2.1 Темперамент и индивидуальный стиль деятельности
2.2 Выбор психодиагностических методик для изучения личностных свойств
3. Концептуальный подход к изучению личности
3.1 Пример диагностики межличностных отношений (ДМО)
3.2 Пример индивидуально-типологического опросника (ИТО)
Заключение
Библиография
Приложение А
Приложение Б
Приложение В

Фрагмент для ознакомления

Напротив, верхняя его часть представляет типологические тенденции, указывающие на подвластность индивида воздействию среды (гетерономность).Противопоставленные друг другу типологические свойства ригидности (IV) и лабильности (VIII) формируют в свою очередь два полярных типа, представляющих собой смешанные варианты по отношению к чисто гипертимному и чисто гипотимному. Один из них - ригидный - характеризуется сочетанием субъективизма интроверта с инертностью (тугоподвижностью) установок и настойчивостью личности, склонной к педантизму и настороженной подозрительности. Другой - лабильный, эмотивный (VIII) - отличается выраженной изменчивостью настроения, мотивационной неустойчивостью, повышенной эмотивностью, чертами демон-стративности (личность, ищущая признания).В течение последних десяти лет методика ИТО широко применяется в контексте различных по своим целям исследований в клинике пограничных психических расстройств, при изучении процессов деформации личности под влиянием неблагоприятных условий или эмоционального "выгорания" в рамках разных видов профессиональной деятельности, в целях кадрового отбора и профориентации.Полученные результаты подтверждают на практике концепцию теории ведущих тенденций. У личностей, о которых можно сказать, что они уравновешены и хорошо адаптированы к социальным условиям, по данным ИТО все шкалы обнаруживают одинаковую степень выраженности индивидуально-типологических свойств - примерно от 3-х до 5-ти баллов. Таким образом, не отсутствие каких-либо черт, а присутствие всех, и не только в умеренной их выраженности, но и уравновешенных противоположным свойством в той же или примерно в той же степени, вот что характерно для нормы.В норме они создают необходимый баланс, при дезадаптации каждая из них способствует компенсации личности за счет внутренних ресурсов. Выраженный дисбаланс между полярными тенденциями приводит к дезадаптации личности и к формированию клинического симптома в продолжение ведущей тенденции, существовавшей ранее в виде наиболее выраженной индивидуально-типологической черты.ЗаключениеПодводя итоги вышеприведенного, достаточно краткого рассмотрения психометрических основ психодиагностики, хотелось бы подчеркнуть, что измерение человеческого поведения - необыкновенно сложная задача. Основная проблема заключается в том, что речь идет об измерениях во внефизической сфере, сфере гуманитарной науки, а используемый математико-статистический аппарат призван отслеживать (и успешно обслуживает) прежде всего, измерение физических явлений. Формализация и количественные методики, математические модели в психодиагностике никогда не смогут заменить разработку теоретических конструкторов, фундаментальных принципов исследования. Достаточно четко это прослеживается в развитии понятия валидности теста - его важнейшей характеристике как исследовательского инструмента. Понятие конструктивной валидности, вобравшее в себя все подходы к определению валидности, - яркий пример того, что в конструировании тестов нельзя ограничиваться математическими расчетами, как бы достоверны и убедительны они ни были. Разработка тестов - творческий акт исследователя, и именно поэтому известных и завоевавших популярность методик, несмотря на множество изобилующих рецептами "кулинарных" книг по их изготовлению, не так уж и много, что хорошо известно любому психологу-практику.Использование личностных опросников в психодиагностике позволяет понять то, что ответы обследуемых формируются под влиянием весьма значительного количества факторов, одним из которых может быть, например, то свойство личности, которое мы стремимся изменить.Непосредственное отношение к достоверности получаемого с помощью опросников знания о личности имеют теоретические взгляды их разработчиков.Подводя итоги нашему рассмотрению проблем, связанных с личностными опросниками, еще раз подчеркнем, что данные, получаемые с их помощью, имеют вероятностно-ориентирующее значение, они не готовая истина о субъекте, а основана для дальнейшего изучения личности.БиблиографияДэйноу, Ш. Сам себе психотерапевт; СПб: Питер, 2010. - 192 c.Кузнецов И.Н. Деловое общение. Учебное пособие: — Санкт-Петербург, Дашков и Ко, 2007 г.- 528 с.Литвак М.И. Психологическое айкидо:— Москва, Феникс, 2010 г.- 224 с.Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом. М., 2003.Рабочая книга практического психолога. М., 2002.Форчун, Дион Психологическая самозащита; Москва, 2009. - 205 c.Шадриков, В.Д. Введение в психологию: способности человека; М.: Логос, 2011. - 160 c.Шорохова, Е. Проблемы психологии личности; М.: Наука, 2010. - 248 c.http://typoquest.ru/Приложение АОценка актуального «Я» согласно тесту «ДМО»Приложение ББланк ответов к тесту ИТОШифрОбследованияПер.Период.Внепл.Повт.Шифр обследуемогоФамилия _________________________________ Дата обследования_______Имя _________________________________Отчество _________________________________ ДА НЕТ ДА НЕТ ДА НЕТ32.62.33.63.34.64.35.65.36.66.37.67.38.68.39.69.40.70.41.71.42.72.43.73.44.74.45.75.46.76.47.77.48.78.49.79.50.80.51.81.52.82.53.83.54.84.55.85.56.86.57.87.58.88.59.89.60.90.61.91.Подпись обследуемого _____________ Cпасибо за работу!Приложение ВИнструкция«ИТО»Прочитав каждое утверждение, зачеркните «Да» перед номером соответствующего утверждения, если согласны с утверждением, или «Нет», если не согласны.Я постараюсь отнестись к исследованию ответственно и быть максимально искренним.У меня очень сложный и трудный для окружающих характер.Я лучше справляюсь с работой в тиши и одиночестве, чем в присутствии многих людей или в шумном месте.Решая серьезные проблемы, я, как правило, обхожусь без посторонней помощи.Я очень редко заговариваю первым с незнакомыми людьми.Для меня важно, что подумают другие о моих высказываниях и поступках.Если будет нужно, я разрушу все преграды на пути к достижению цели.Я часто тревожусь по пустякам.В моих неудачах виноваты определенные люди.Для меня важно иметь общее мнение с теми людьми, с которыми я обычно общаюсь.Меня мало касается все, что случается с другими людьми.Мне интересны яркие, артистичные личности.Мне нет дела до чужих страданий: хватает своих.В шумной компании я чаще всего – в роли только наблюдателя.Для меня невыносимо наблюдать страдания других людей.Я – человек абсолютно правдивый и искренний.Все мои беды связаны с собственным неумением ладить с людьми.Меня часто тянет к шумным компаниям.Принимая важное решение, я всегда действую самостоятельно.Мне всегда приятно заводить новых знакомых.Берясь за какое-либо дело, я не стану долго раздумывать прежде чем начать действовать.Меня раздражают люди, пытающиеся изменить мое мнение, когда я уверен в своей правоте.Я часто волнуюсь за близких мне людей даже без серьезного повода.Я не могу терпеть, когда кто-нибудь меняет заведенным мною порядок.Я умею привлекать к себе внимание окружающих меня людей.В жизни я твердо придерживаюсь определенных принципов.Люблю посещать компании, где можно танцевать или петь.Я чрезвычайно чувствителен к изменениям в настроении окружающих меня людей.Я могу, не смущаясь, дурачиться в веселой компании.Я спокойно отношусь к тому, что кто-то рядом переживает по поводу своих неприятностей.Я никогда не поступаю как эгоист.Часто бывает так, что из- за меня у окружающих портится настроение.Интересные идеи приходят мне в голову чаще, когда я один, а не в присутствии многих людей.Я могу взять на себя ответственность за целую группу людей для пользы дела.Мне трудно преодолеть застенчивость, когда нужно говорить перед группой людей.Мнение старших по возрасту и положению большого значения для меня не имеет.Мне не трудно заставить других людей действовать так, как я считаю нужным.Я так сильно переживаю неудачи, что у меня ухудшается самочувствие.Я всегда бываю упрям в тех случаях, когда уверен в своей правоте.Если в компании я не нахожусь в центре внимания, мне становится скучно и неинтересно.Никто не может навязать мне свое мнение.Мне нравится путешествовать с разными, каждый раз новыми попутчиками.Я могу изменить свое мнение под давлением окружающих.В поезде я с удовольствием провожу время в беседе с попутчиками. Я никогда не вру.Я никогда не откладываю на завтра то, что следовало бы сделать сегодня.Я вечно ни чем не доволен.Я люблю одиночество, позволяющее мне сосредоточиться на своих мыслях.Я умею заинтересовать людей и повести их за собой.Мне нравится командовать другими.Я умею дать отпор тем, кто вмешивается в мои дела.Мне бывает неловко за высказывания и поступки моих близких.Мне нередко приходилось в драке защищать свои права.Я испытываю чувство вины (или даже стыда), если меня преследуют неудачи.Мое настроение находится в сильной зависимости от настроя тех, кто меня окружает.Я добиваюсь своего упорством и настойчивостью.Мне часто бывает скучно, когда вокруг все веселятся.Мое грустное настроение легко исправляется, если я смотрю в кино или по телевизору комедийное представление.Ради сохранения добрых отношений я могу отказаться от своих намерений.Я всегда придерживаюсь общепринятых правил поведения.Меня любят все мои друзья.У меня трагичная судьба.У меня много близких людей.Я самый несчастный человек на свете.Мне проще надеяться на других, чем брать на себя ответственность, даже если речь идет о моих проблемах.Я стараюсь быть таким как «все», не выделяться среди других.Я – человек спокойный, уравновешенный.Я могу долго не реагировать на чьи – то шутки, но потом «взорваться» гневной реакцией.Я очень чувствителен к изменениям погоды.Я не люблю присутствовать на шумных застольях.Я могу проявить безалаберность в делах, а потом понемногу приводить их в порядок.Я люблю ходить в гости.Мне все равно, что обо мне думают окружающие.Я волнуюсь только по поводу очень больших неприятностей.Я никогда не испытываю желания выругаться.Я никого никогда не обманывалМне никто не нужен и я никому не нужен.Я – человек застенчивый.Мне ужасно не везет в жизни.Я часто стараюсь следовать советам более авторитетной личности.Я бы очень переживал, если бы кто – то задел или обидел.Меня ничем не испугать.Я часто пользуюсь чужими советами при решении своих проблем.В своих неудачах я в первую очередь виню самого себя.Я совершенно не обращаю внимания на свой стиль одежды.Я не стараюсь планировать свое ближайшее будущее и работу.Когда меня зовут в гости, чаще всего думаю:« Лучше бы мне остаться дома».Я ничего не знаю о личных проблемах окружающих меня людей.Малейшая неудача резко снижает мое настроение.Я никогда не сержусь.Я отвечал на все вопросы очень правдиво.

Библиография

1)Дэйноу, Ш. Сам себе психотерапевт; СПб: Питер, 2010. - 192 c.
2)Кузнецов И.Н. Деловое общение. Учебное пособие: — Санкт-Петербург, Дашков и Ко, 2007 г.- 528 с.
3)Литвак М.И. Психологическое айкидо:— Москва, Феникс, 2010 г.- 224 с.
4)Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом. М., 2003.Рабочая книга практического психолога. М., 2002.
5)Форчун, Дион Психологическая самозащита; Москва, 2009. - 205 c.
6)Шадриков, В.Д. Введение в психологию: способности человека; М.: Логос, 2011. - 160 c.
7)Шорохова, Е. Проблемы психологии личности; М.: Наука, 2010. - 248 c.
8)http://typoquest.ru/

Вопрос-ответ:

Какие стили общения существуют?

Существуют различные стили общения, включая авторитарный, демократический, пассивно-агрессивный и агрессивный. Каждый из них имеет свои особенности и может влиять на эффективность коммуникации.

Что такое стиль общения?

Стиль общения - это способ взаимодействия с другими людьми, который отражает индивидуальные предпочтения, особенности и ценностные ориентации человека. Стиль общения может включать в себя такие аспекты, как язык, тон голоса, жесты и мимика.

Как темперамент влияет на индивидуальный стиль межличностного общения?

Темперамент может оказывать значительное влияние на индивидуальный стиль межличностного общения. Например, экстравертные люди могут быть более открытыми и коммуникабельными, в то время как интроверты могут предпочитать более интровертированные и осторожные формы коммуникации.

Какие методики можно использовать для изучения индивидуальных свойств?

Существует множество психодиагностических методик, которые можно использовать для изучения индивидуальных свойств. Например, можно использовать опросники, наблюдение за поведением и реакциями, проведение интервью или анализ личных документов.

Какие концептуальные подходы существуют к изучению личности?

Один из концептуальных подходов к изучению личности - это диагностика межличностных отношений (ДМО), которая позволяет определить стиль общения и взаимодействия с другими людьми. Другой подход - использование индивидуально-типологического опросника (ИТО), который помогает определить тип личности и предпочтения в коммуникации.

Что такое стили общения?

Стили общения - это способы и формы взаимодействия, которые образуются в процессе коммуникации между людьми. Они отражают индивидуальный подход к общению и включают в себя различные манеры общения, используемые в разных ситуациях.

В чем заключается характеристика стиля общения?

Характеристика стиля общения включает в себя описание способов коммуникации, используемых человеком. Такая характеристика может включать в себя информацию о выборе слов и выражений, интонации, жестах и многом другом, что оказывает влияние на процесс общения.

Какие стили общения применяются в деловой сфере?

В деловой сфере применяются различные стили общения, включая авторитарный стиль, демократический стиль и либеральный стиль. Авторитарный стиль характеризуется принятием решений одним человеком, демократический стиль предполагает участие всех участников процесса в принятии решений, а либеральный стиль позволяет каждому члену команды принимать решения самостоятельно.

Как темперамент влияет на индивидуальный стиль деятельности?

Темперамент является одним из факторов, определяющих индивидуальный стиль деятельности человека. Например, энергичные люди с активным темпераментом могут предпочитать быстрое и эмоциональное общение, в то время как спокойные люди с пассивным темпераментом могут выбирать более медленный и сдержанный стиль общения.

Какие психодиагностические методики можно использовать для изучения личностных свойств в контексте индивидуального стиля межличностного общения?

Для изучения личностных свойств, связанных с индивидуальным стилем межличностного общения, можно использовать различные психодиагностические методики, такие как опросники, проективные тесты, интервью и наблюдение. Такие методики могут помочь выявить особенности и предпочтения человека в общении.