Русские мотивы в творчестве П. Ротари
Заказать уникальную курсовую работу- 29 29 страниц
- 25 + 25 источников
- Добавлена 21.03.2013
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Биография и творчество Пьетро Антонио Ротари
Анализ "Головок" (женских) в национальных русских костюмах.
Женские портреты в народных костюмах русских художников
Юноши в русских костюмах.
Анализ костюма
Заключение
Приложение 1. Портреты императриц в народных нарядах в исполнении П. Ротари и его современников.
Литература
Но одежда не перегружена деталями. В противоположность портретам девушек из знати, где Ротари использует различные украшения- серьги, кружева. Нет пересчета вышивок, украшений, аксессуаров. Это позволяет сосредоточится на лице. Часто художник пишет мех, костюм составляется из разных по фактуре тканей, что придает богатство образу. Они спокойные, не кричащие. По фасонам и по цветовой гамме. Среди женских головных уборов присутствуют платки, меховые шапочки. Кокошников практически нет, а если изредка встречаются, то они чрезвычайно скромны. Платки умело задрапированы и образуют мягкие складки. Часто и с любовью он включает в свои картины ленты- в виде завязок для шапочек, украшений. Характерные для того времени живописные драпировки создавали интригующую игру света и тени, свойственную стилю рококо. Это подчеркивает мягкость, гладкость и округлость всего образовХудожник отказывается от ясной конструктивности своих произведений. Он нашел новый идеал красоты в утонченной грациозной пластике, асимметричных композициях, изогнутых линиях. По сравнению с барокко орнаментика рококо приобрела удивительную легкость и изящество. Под влиянием господствовавшей в то время «пасторальной моды» костюмы зачастую украшены цветами - живыми и искусственными. Порою кажется, что это модели ради моделей. Для изображения того или иного костюма, манеры носить косынку или разновидность платья. Столько в них спокойствия, кротости, что представить героев картины в виде реальных людей не представляется возможности. Образы романтичны, идеализированы. И представляют скорее, не конкретных людей, а театральные сцены про пастушков и пастушек, столь модные в эпоху рококо.Среди цветовых гамм царят спокойные оттенки. Цвет одежды повторяет общий колорит картины. Иногда это песочно-коричнево- желтая гамма. Иногда это красно- зеленое сочетание. Но на картинах Ротари такое сочетание противоположных цветов не выглядит контрастно. Автор умеет добиться равновесия и спокойствия, даже используя контрастную цветовую гамму.Пьетро Ротари является классическим представителем художников, творивших в стиле рококо. Он сумел создать огромную галерею пасторальных картин на тему селянок в русских народных костюмах. В его работах органично сочетается изысканность, манерность стиля рококо и простота крестьянского быта. Яркость, самобытность русского народного костюма с европейской утонченной манерой письма. Несмотря на лаконичность в изображении костюма в нем присутствует богатство, пышность, характерная для стиля рококо.ЗаключениеЗнаменитые «головки» Ротари, которыми он вошел в историю русского искусства, пользовавшиеся в свое время огромным успехом, нельзя назвать лишь безделками мастера на потребу именитых заказчиков. Их гуманистическая по своей сути природа, демократизм позиции автора, равно внимательного к оттенкам чувств в образах горожанки и поселянки, пилигримки и старухи дуэньи, высокие художественные достоинства наводят на мысль о некой просветительской основе, заключенной в них, когда художник выступает своего рода «воспитателем чувств», раскрывающим богатство эмоциональной жизни человека, утверждающим новые позитивные качества человеческой природы, лежащие вне привычных социальных или религиозных ценностей. Несомненно, что блистательные достижения русского портрета второй половины XVIII и начала XIX века, связанные с именами Ф. С. Рокотова, Д. Г. Левицкого, В. Л. Боровиковского, учитывают в какой-то степени и благотворное влияние искусства Ротари — в этом его несомненная заслуга перед русским искусством.Наивысшие художественные достижения XVIII века отмечены чертами ярко выраженного реализма. Стремление русских художников к реалистически правдивому раскрытию образа человека отличало их искусство от искусства иностранцев, работавших в России (П. Ротари, Г. Гроот, Л. Токе и другие), в произведениях которых господствовали парадность, идеализация, внешняя красивость в ущерб жизненной правде человеческого образа. В портретах работы Вишнякова, Антропова и Аргунова это влечение русских живописцев к жизненной правде особенно заметно. Первостепенную роль в развитии искусства XVIII века сыграл Антропов, художник исключительного дарования.Искусство ,,веселого времени Елисавет” отличалось двойственностью. Лучшие достижения этого периода принадлежат зодчеству, где расцвел гений замечательного мастера барокко Растрелли. В парадной живописи того времени торжествовали декоративность и аллегоричность. Однако в портрете наиболее важными оказались тенденции, связанные не с эффектной живописью иностранцев , а с национальным искусством, имеющим глубокие корни в русской народной культуре.Приложение 1. Портреты императриц в народных нарядах в исполнении П. Ротари и его современников.Одним из наиболее значимых произведений Ротари«Елизавета Петровна в черной мантилье» – искусствоведы готовы усмотреть в этом ротариевском полотне придуманную художником молодость. Елизавете пятьдесят лет.На портрете П. Ротари весь ее облик, с четко пролегшими складками у рта, высоко поднявшимся у поредевших волос лбом, безвольной мягкостью начавших обвисать щек, тяжелым взглядом когда-то смешливых глаз, скорее обманчиво моложав, чем в действительности молод. Пьетро Ротари, пожалуй, просто не усиливает следы возраста, хотя и не стремится их полностью скрыть. Другие живописцы делали это куда более беззастенчиво и уверенно. Зато обычный прием как бы развернутой по спирали фигуры, ее внутреннее движение, легкий непринужденный наклон головы молодят Елизавету, делают более подвижной, живой в контрасте с неожиданно суровым, лишенным всяких украшений костюмом. Портрет кисти «кукольного мастера» оказался, по общему признанию, самым похожим из всех, которые были с нее написаны, скажем иначе – самым откровенным.Екатерины II в народном костюме.С. ТореллиТорелли рисует ее с таким же крупным немолодым лицом, с признаками второго наплывающего подбородка, первых отеков у глаз и начинающих опускаться уголков рта под резко выступившими скулами.Профильный поворот, используемый в камеях, мраморных барельефах, медалях и монетах,– изображение для вечности, и говорить оно должно было только о внешнем облике человека. Невыгодный для живописного решения, этот тип портрета тем не менее стойко сохраняется в русском искусстве. Так Единственной ставкой, поглощавшей все чувства и мысли Екатерины, была власть и только власть. Она могла изо дня в день совершенствовать свой русский язык и часами учиться перед зеркалом умению придать взгляду выражение милостивой благосклонности и снисходительности, которое, к великому изумлению окружающих, появилось у нее в день захвата власти. Просто она была готова к новой роли. И это совсем непросто миниатюрной, небольшого роста женщине приобрести тот значительный, величавый вид, который сохранился в памяти современников.Екатерины II в шугае и кокошнике.Э.ВигилиусСамый популярныйиз скандинавских портретистов, работавших в России, был датчанин ВигилиусЭриксен.Мастер парадного репрезентативного портрета, Эриксен — типичный придворный живописец. Постоянная модель художника — Екатерина II, он написал не менее 30 портретов императрицы в разных живописных техниках, композициях, форматах, костюмах и позах. Августейшей заказчице весьма нравились искательные портреты иностранного маэстро, умевшего изящно и тонко польстить.Творчество художника отмечено переплетением черт барокко, рококо и классицизма. Портреты Эриксена картинны по своим размерам и характеру композиции. Они мастеровиты, изысканны и нарядны.Высокая живописная техника, присущая художнику, оказала прямое влияние, как считает большинство исследователей, на Ф. С. Рокотова в ранний петербургский период его творчества. Молодой Рокотов почерпнул у датского мастера легкость и лессировочную прозрачность мазка.Литература1.Н. М. Молева Тайны Федора Рокотова М СПб., 1981.2.Никогосян М.Н. Пьетро Ротари (1707-1762): очерк творческой биографии//Пьетро Ротари. Материалы и исследования. М.: ВХНРЦ им. И.Э.Грабаря., 1999. С.5-21. 3. Базен Ж.Барокко и рококо. М.: Слово, 2001. 288 с. 4. Бенуа А. История живописи всех времен и народов. СПб., 1914. Т. IV. 5. Малая история искусств: Искусство XVIII века. М.; Дрезден, 1977-1978. 367 с. 6. Мир Просвещения. Исторический словарь. М.: Памятники исторической мысли , 2003. 296 с. 7. Шнаппер А. Давид. Свидетель своей эпохи. М.: Изобразительное искусство , 1984..8. Пичугина, О. Живописно-пластическая система итальянских мастеров первой половины XVII века Екатеринбург, 20119. Ю.В. Степанова Русский костюм в произведениях русских художников XVII - начала XIX в. Альянс-Архео, 201210Маковцева Л.В. Русский народный костюм XVIII - первой четверти XX века аратов: Саратовтелефильм-Добродея, 2006.11.ЖабреваА.Э.Библиография костюма: проблемы, задачи, основные издания. Рынок легкой промышленности №56, 200812. Зеленин Д.К. Одежда в быте народов России, 1700-1910 гг. СПб, 191313, Н.А.Сидоренко. История костюма в России с древнейших времен до наших дней. СПб., 2008. 14. Изобразительное искусство / Рос.гос. б-ка. Иноформкультура. М., 1974-15. Каминская Н. История костюма Издательство «Легкая индустрия», 1977 г.16.История русской живописи XVIII века17 Мочалов, Л.В.; Барабанова, Н.А. Женский портрет в русском искусстве XII-начала XX века. 1974 18Овчинникова Е. С., Портрет в русском искусстве XVII века. Материалы и исследования, М., 195519. Ельшевская, Г.В. Модель и образ. Концепция личности в русском и советском живописном портрете. 198420. Евангулова О. С., Карев А.А.Портретная живопись в России второй половины XVIII века. М., 199421. Ямщиков, С.В. Русский портрет XVIII - XIX веков в музеях РСФСР. 197622. Вдовин Г. В.. Персона— Индивидуальность.— Личность. Опыт самопознания в искусстве русского портрета XVIII века. 200523.Басин Е. Я. К определению жанра портрета // Советское искусствознание.— М., 1986.24.Романычев А.Возможности портрета // Художник.— 1983.— В. 6.25.Фриче В. Социология искусства., глава «Портретный жанр». М.-Л., 1996
2. Никогосян М.Н. Пьетро Ротари (1707-1762): очерк творческой биографии//Пьетро Ротари. Материалы и исследования. М.: ВХНРЦ им. И.Э.Грабаря., 1999. С.5-21.
3. Базен Ж.Барокко и рококо. М.: Слово, 2001. 288 с.
4. Бенуа А. История живописи всех времен и народов. СПб., 1914. Т. IV.
5. Малая история искусств: Искусство XVIII века. М.; Дрезден, 1977-1978. 367 с.
6. Мир Просвещения. Исторический словарь. М.: Памятники исторической мысли , 2003. 296 с.
7. Шнаппер А. Давид. Свидетель своей эпохи. М.: Изобразительное искусство , 1984..
8. Пичугина, О. Живописно-пластическая система итальянских мастеров первой половины XVII века Екатеринбург, 2011
9. Ю.В. Степанова Русский костюм в произведениях русских художников XVII - начала XIX в. Альянс-Архео, 2012
10 Маковцева Л.В. Русский народный костюм XVIII - первой четверти XX века аратов: Саратовтелефильм-Добродея, 2006.
11. Жабрева А.Э. Библиография костюма: проблемы, задачи, основные издания. Рынок легкой промышленности №56, 2008
12. Зеленин Д.К. Одежда в быте народов России, 1700-1910 гг. СПб, 1913
13, Н.А.Сидоренко. История костюма в России с древнейших времен до наших дней. СПб., 2008.
14. Изобразительное искусство / Рос. гос. б-ка. Иноформкультура. М., 1974-
15. Каминская Н. История костюма Издательство «Легкая индустрия», 1977 г.
16. История русской живописи XVIII века
17 Мочалов, Л.В.; Барабанова, Н.А. Женский портрет в русском искусстве XII-начала XX века. 1974
18 Овчинникова Е. С., Портрет в русском искусстве XVII века. Материалы и исследования, М., 1955
19. Ельшевская, Г.В. Модель и образ. Концепция личности в русском и советском живописном портрете. 1984
20. Евангулова О. С., Карев А. А. Портретная живопись в России второй половины XVIII века. М., 1994
21. Ямщиков, С.В. Русский портрет XVIII - XIX веков в музеях РСФСР. 1976
22. Вдовин Г. В.. Персона— Индивидуальность.— Личность. Опыт самопознания в искусстве русского портрета XVIII века. 2005
23. Басин Е. Я. К определению жанра портрета // Советское искусствознание.— М., 1986.
24. Романычев А.Возможности портрета // Художник.— 1983.— В. 6.
25. Фриче В. Социология искусства., глава «Портретный жанр». М.-Л., 1996
Вопрос-ответ:
Какая была биография и творчество Пьетро Антонио Ротари?
Пьетро Антонио Ротари был итальянским художником, который активно работал в России в XVIII веке. Он провел большую часть своей жизни в России, где стал известным как портретист. Ротари был покровителем и близким другом императрицы Елизаветы Петровны. Он создал множество портретов российской знати, в том числе и императрицы, и стал одним из самых востребованных художников своего времени.
Что такое "головки" (женские) в национальных русских костюмах? Каков анализ этих "головок" в творчестве Ротари?
"Головки" - это часть женского национального русского костюма, которая покрывает голову и волосы женщины. В творчестве Ротари "головки" изображены без излишних деталей и украшений. Художник стремился сохранить естественность и простоту в изображении женского образа, не перегружая его различными украшениями, кружевами или серьгами.
Какие женские портреты в народных костюмах создали русские художники?
Русские художники создавали женские портреты в народных костюмах, отображая аутентичные и национальные черты русской культуры. Эти портреты отличались простотой и натуральностью. Художники старались передать красоту и грацию русских женщин, и при этом акцентировали внимание на костюме, который являлся важной частью русской культурной традиции.
Какие особенности можно увидеть в костюмах русских юношей, представленных на работах Ротари?
На работах Ротари мы можем увидеть русских юношей в национальных костюмах. Эти костюмы соответствуют русской культуре и традициям. Они обычно выглядят просто и стильно, с акцентом на функциональность и комфорт. Ротари показывает, что костюм является важной частью русской культуры и отражает идентичность и национальный дух молодого поколения.
Какова биография Пьетро Антонио Ротари?
Пьетро Антонио Ротари был итальянским художником, работавшим в России в XVIII веке. Он родился в Италии в 1707 году и начал свою художественную карьеру в Венеции. В 1732 году он приехал в Россию по приглашению Императрицы Анны Иоанновны и стал одним из самых востребованных портретистов своего времени. Ротари был назначен придворным художником и портретистом при дворе Петра Великого и впоследствии стал одним из самых известных художников в России.
Какие русские мотивы были использованы в творчестве П. Ротари?
В творчестве П. Ротари были использованы русские народные костюмы и мотивы. Он часто изображал женщин в народных костюмах, используя русские национальные элементы, такие как вышивка, узоры и орнаменты. Он также создавал портреты императриц в народных нарядах, выражая тем самым национальный характер и культуру России.
Что можно сказать о женских портретах в народных костюмах русских художников?
Женские портреты в народных костюмах русских художников, включая работы П. Ротари, отличаются простотой и естественностью. Они воплощают национальный характер и красоту русской женщины. Одежда на портретах часто не перегружена деталями, а украшения ограничены серьгами и кружевами. Такой подход позволяет сосредоточиться на лице и выразить индивидуальность и внутреннюю красоту женщины.
Какие костюмы использует П. Ротари в своих портретах юношей?
В своих портретах юношей П. Ротари часто использует русские костюмы. Он изображает их в национальных русских нарядах, подчеркивая их принадлежность к русской культуре и идентичность. Такие портреты отражают роль юношей в обществе и символизируют силу и мужество молодых людей.
Какую информацию можно найти в статье о П. Ротари?
В статье описывается биография и творчество художника Пьетро Антонио Ротари, анализ его работ, особенно портретов женщин в национальных русских костюмах. Также рассматривается использование русских мотивов и элементов в его произведениях.
Какие женские портреты были созданы П. Ротари в народных русских костюмах?
Пьетро Антонио Ротари создал портреты императриц, которые были выполнены в народных нарядах. В этих портретах костюмы императриц не были перегружены деталями, в отличие от портретов девушек из знати, где использовались различные украшения, такие как серьги и кружева.
Как использовались русские мотивы в творчестве П. Ротари?
Русские мотивы были использованы Пьетро Антонио Ротари в его портретах женщин в национальных русских костюмах. Он не перегружал их деталями, в отличие от портретов девушек из знати, где использовал различные украшения- серьги и кружева.