История русского глагола и глагольных форм

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Русский язык
  • 16 16 страниц
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 26.12.2012
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
1. Пути изучения и принципы истолкования глагола в грамматической традиции
2. Проблема изучения русского глагола (XIX – первая половина XX века)
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

И все-таки размежевать категорию вида и понятие совершенности/несовершенности у А. А. Потебни явно не получилось. И ему остается только следующий компромисс: «Термин степень может обозначать только различия длительности; поэтому для случаев, где приходится говорить совместно о длительности и совершенности или несовершенности, мы оставляем название вид». Показательно, что в дальнейшем до конца главы о видах термин «вид» употребляется А. А. Потебней во много раз чаще, чем термин «степень».
Затянувшееся на многие десятилетия обсуждение проблемы состава и содержания глагольных видов после А. А. Потебни постепенно привело к пониманию вида категорией бинарной, включающей только два противостоящих разряда глаголов − совершенного и несовершенного вида. Эта идея развивалась в трудах Г. К. Ульянова, Ф. Ф. Фортунатова, А. А. Шахматова, В. А. Богородицкого, С. О. Карцевского и других. Впрочем, мысль о двойном видовом противопоставлении высказывалась и раньше, например в работе П. М. Перевлесского «Начертание русского синтаксиса» (изд. 1847г.).
А впервые противостояние совершенного и несовершенного вида в славянском глаголе отметили чешские грамматисты еще в XVII веке. В русской же грамматике идея бинарности вида долго не находила широкой поддержки. И отнюдь не вследствие научной отсталости русских лингвистов. Дело в том, что признание бинарной системы видов, с одной стороны, было логичным и актуальным шагом вперед в развитии аспектологии именно на рубеже XIX-XX веков, поскольку, во-первых, означало исчерпанность плюралистического подхода к осмыслению русского вида, во-вторых, стимулировало дальнейший поиск самого общего основания деления видов. Но, с другой стороны, смена научных парадигм в аспектологии отражала в какой-то степени и продолжающийся процесс формирования самой категории вида в русском языке. Исследователи отмечают, в частности, что некоторые группы глаголов, воспринимаемые уже к середине XX века как рудименты системы, еще в предшествующем, XIX-м, веке считались если не продуктивными, то вполне употребительными и более многочисленными. Например, глаголы, восходящие к форме давнопрошедшего времени: не только говаривать, сиживать, хаживать и некоторые другие относительно активные сегодня глаголы, но и: живать, едать, пивать, отнесенные в БАС к просторечию, и даже гащивать, давывать и т.п., получившие во втором издании БАС помету «устар.». Например: Я когда-то стаивал на вахте по четыре часа в бурные зимние ночи… (А.Чехов. Рассказ неизвестного человека). Более обширную группу составляли глаголы однонаправленного движения: не только лететь, нести и другие современные глаголы, но и скочить, весить, валить (ср. скакать, вешать, валять) и др. Таким образом, эти группы в XIX веке могли претендовать на известную самостоятельность в видовой системе.
Заключение

Во всем своем объеме картина взаимодействия глагола с другими категориями может раскрыться только после анализа всех грамматических форм глагола. Ясно лишь одно, что борьба разных грамматических классов в современном русском языке вовсе не отражает абсолютного перевеса глагола. Учение о первенстве глагола среди знаменательных частей речи покоится на убеждении, что предикативность – основной признак предложения и что предикативность является синонимом глагольности. Между тем вопрос о предикативности как синтаксической категории – вопрос спорный и еще недостаточно разъясненный. Вопрос о структуре глагольного слова необходимо разрешать не руководствуясь предвзятыми идеалистическими теориями (как Потебня) и не увлекаясь логической прямолинейностью классификационной схемы, механически кромсающей живую ткань языка (как ученики Фортунатова).
Субъективные и объективные факторы привели русскую аспектологическую мысль к признанию бинарности оппозиции видов. Однако самое интересное заключается в том, что в последующие десятилетия и для бинарного деления видов не было найдено единое логическое основание. У ученых, делящих вид на две части, вид характеризуется вообще, например как обозначение «существования явления во времени» (Фортунатов), «распределения во времени процесса» (Пешковский), «различий в способе прохождения действия» (Шахматов) и т.п. Но в таких определениях не выясняется, чем между собой различаются в принципе два вида. Анализируя детальные описания видовых значений у русских и зарубежных лингвистов, В. В. Виноградов и в них не находит этого «главного различия». Получается, что за теми понятиями, которые обозначены терминами, ставшими теперь общепринятыми – совершенный и несовершенный виды, стоит не изначальная мотивировка – законченность/незаконченность действия, а нечто другое, пока не обнаруженное и не названное.
Список литературы

Гловинская М.Я. Многозначность и синонимия в видо-временной системе русского глагола. – М.: Русские словари, Азбуковник, 2001.
Карпухин С.А. Семантика русского глагольного вида. – 2-е изд., испр. и доп. – Самара, 2011.
Некрасов Н. П. О значении форм русского глагола. – М.: Либроком, 2012.
Обнорский С.П. Очерки по морфологии русского глагола. – М.: Либроком, 2009.
Павский Г. П. Филологические наблюдения над составом русского языка. Третье рассуждение. О глаголе. – М.: Либроком, 2012.
Потебня А.А. Из записок по русской грамматике. Глагол. Местоимение. Числительное. Предлог. – М: Красанд, 2010.
Улуханов И.С. Славянизмы в русском языке. Глаголы с неполногласными приставками. – М.: Либроком, 2010.
Фортунатовский сборник. Материалы научной конференции, посвященной 100-летию московской лингвистической школы 1897 – 1997 гг. – М.: Едиториал УРСС, 2000.

Павский Г. П. Филологические наблюдения над составом русского языка. Третье рассуждение. О глаголе. – М.: Либроком, 2012. – с. 88.
Фортунатовский сборник. Материалы научной конференции, посвященной 100-летию московской лингвистической школы 1897 – 1997 гг. – М.: Едиториал УРСС, 2000. – с. 191.
Потебня А.А. Из записок по русской грамматике. Глагол. Местоимение. Числительное. Предлог. – М: Красанд, 2010. – с. 112.
Улуханов И.С. Славянизмы в русском языке. Глаголы с неполногласными приставками. – М.: Либроком, 2010. – с. 155.
Некрасов Н. П. О значении форм русского глагола. – М.: Либроком, 2012. – с. 108.
Гловинская М.Я. Многозначность и синонимия в видо-временной системе русского глагола. – М.: Русские словари, Азбуковник, 2001. – с. 214.
Обнорский С.П. Очерки по морфологии русского глагола. – М.: Либроком, 2009. – с. 146.
Карпухин С.А. Семантика русского глагольного вида. – 2-е изд., испр. и доп. – Самара, 2011. – с. 124.












2

Список литературы

1.Гловинская М.Я. Многозначность и синонимия в видо-временной системе русского глагола. – М.: Русские словари, Азбуковник, 2001.
2.Карпухин С.А. Семантика русского глагольного вида. – 2-е изд., испр. и доп. – Самара, 2011.
3.Некрасов Н. П. О значении форм русского глагола. – М.: Либроком, 2012.
4.Обнорский С.П. Очерки по морфологии русского глагола. – М.: Либроком, 2009.
5.Павский Г. П. Филологические наблюдения над составом русского языка. Третье рассуждение. О глаголе. – М.: Либроком, 2012.
6.Потебня А.А. Из записок по русской грамматике. Глагол. Местоимение. Числительное. Предлог. – М: Красанд, 2010.
7.Улуханов И.С. Славянизмы в русском языке. Глаголы с неполногласными приставками. – М.: Либроком, 2010.
8.Фортунатовский сборник. Материалы научной конференции, посвященной 100-летию московской лингвистической школы 1897 – 1997 гг. – М.: Едиториал УРСС, 2000.

Вопрос-ответ:

Каковы основные пути изучения и принципы истолкования глагола в грамматической традиции?

Основными путями изучения глагола в грамматической традиции являются анализ синтаксической и семантической функции глагола в предложении, определение его грамматических категорий, изучение глагольных форм и их употребления в различных контекстах. Принципы истолкования глагола включают анализ его значений, учет контекста и синтаксической роли глагола, а также использование лингвистических и грамматических теорий.

Какая проблема с изучением русского глагола возникала в XIX - первой половине XX века?

В XIX - первой половине XX века возникала проблема классификации глаголов русского языка и определения их видовых характеристик. Ученые разных школ предлагали различные критерии и принципы классификации, что приводило к неоднозначности и взаимоисключающим оценкам. Кроме того, были недостаточно разработаны методы и подходы к исследованию глагольных форм и их употребления в текстах.

Как А.А. Потебня размежевал категорию вида и понятие совершенности/несовершенности?

А.А. Потебня не смог размежевать категорию вида и понятие совершенности/несовершенности однозначно. В его работах было выражено несколько компромиссных точек зрения, в которых он утверждал, что термин "степень" может обозначать только различия длительности и не может полностью охватить все аспекты глагольной категории. Он пришел к выводу, что необходимо учитывать как длительность, так и совершенностно-несовершенностное значение глагола при его истолковании.

Какие пути изучения и принципы истолкования глагола используются в грамматической традиции?

В грамматической традиции глагол изучается и интерпретируется через различные подходы и принципы. Некоторые из них включают глагольную классификацию по категориям времени, аспекта и наклонения, а также анализ глагольных форм и их синтаксического использования в предложении.

Какая проблема с изучением русского глагола возникала в XIX – первой половине XX века?

В этот период времени возникла проблема размежевания категории вида и понятия совершенности/несовершенности глагола. А. А. Потебню не удалось полностью разделить эти понятия, и ему пришлось прибегнуть к компромиссу, рассматривая различия только в длительности глагольных форм.

Какая литература можно использовать для изучения истории русского глагола и глагольных форм?

Список литературы по данной теме может включать такие работы, как "История русского глагола" А. Н. Малахова, "Глагол и глагольные формы в русском литературном языке" Н. И. Шахматова, "Краткий очерк истории глагола в русском языке" А. А. Потебни и другие.

Как А. А. Потебнь размежевал категорию вида и понятие совершенности/несовершенности глагола?

А. А. Потебню не удалось полностью размежевать категорию вида и понятие совершенности/несовершенности глагола. Он пришел к компромиссу и считал, что термин "степень" может обозначать только различия в длительности глагольных форм.

Какие принципы используются при интерпретации глагола в грамматической традиции?

В грамматической традиции глагол интерпретируется через анализ категорий времени, аспекта и наклонения. Также изучаются глагольные формы и их синтаксическое использование в предложении.

Какие пути изучения и принципы истолкования глагола существуют в грамматической традиции?

В грамматической традиции существуют различные подходы к изучению и истолкованию глагола. Один из путей - это анализ глагольных форм и категорий, таких как время, вид, наклонение и другие. Принципы истолкования глагола включают в себя сопоставление глагольных форм с определенными значениями и функциями, а также анализ контекста использования глаголов.

Какая проблема возникла при изучении русского глагола в XIX - первой половине XX века?

Проблема, с которой столкнулись исследователи русского глагола в этот период, заключалась в попытке размежевания категории вида и понятия совершенности/несовершенности. Некоторые ученые, включая А.А. Потебню, не смогли четко определить отличия между этими понятиями. Существующий в то время компромисс заключался в том, что термин "степень" мог обозначать только различия в длительности глагольных форм.