Древнерусские граффити Нередицы как источник бытовой истории
Заказать уникальный реферат- 15 15 страниц
- 6 + 6 источников
- Добавлена 12.01.2013
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
Древнерусские граффити Нередицы как источник бытовой истории
Заключение
Список используемой литературы
?
Воспроизводим ее в реконструированном виде, отмечая в скобках восстанавливаемые буквы:Здесь выписаны инципиты (начальные слова) из набора ирмосов «Отверзу уста моя» 4-го гласа на Успение пресв. Богородицы Иоанна Дамаскина: 4-й («Седяй во славе»), 6-й («Божественное се и всечестное»), 5-й («Удивишася всяческая»). Формы букв в надписи вытянуты, и с косой перекладиной, ҭ на трех ножках, размашистая ѫ, ярко выраженные элементы «полуустава», проявление черт «скорописи» позволяют датировать надпись концом XV — началом XVI вв.Рассмотренными здесь надписями далеко не исчерпывается эпиграфический материал из церкви Спаса на Нередице. В зависимости от содержания надписи ХIII-ХV вв. распределяются по нескольким группам: I) поминальные надписи с датами; 2) поминальные надписи без дат; 3) памятные надписи; 4) надписи с формулой «гипомози»; 5) молитвенные и богослужебные надписи; 6) надписи светского и бытового характера.ЗаключениеВ центре внимания нашего исследования была особая категория эпиграфических памятников - надписи-граффити на стенах древнерусских храмов. Изучение их связано с большими трудностями объективного (неровность поверхности стены) и субъективного (современное состояние памятника, сохранность древней штукатурки) характера. Опираясь на принципы палеографического анализа, разработанные отечественной филологической наукой в отношении рукописей, и учитывая наблюдения палеографов и эпиграфистов, стало возможным выявить палеографические особенности эпиграфического письма, в частности, в Новгороде, сказавшиеся, с одной стороны, в некотором хронологическом «запаздывании» определенных начертаний, в архаизации письма и, с другой стороны, в большей вариативности начертаний, необязательности сокращений и надстрочных знаков, характерных для книжного письма. Надписи-граффити, явились, наряду с берестяными грамотами, важным свидетельством высокого уровня грамотности и книжной образованности в Киевской Руси.Надписи на предметах материальной культуры (в том числе на памятниках прикладного искусства) называют мастеров-ремесленников, иногда и владельцев, а особенности в языке надписей и в начертании букв отражает самостоятельное развитие традиций восточнославянской письменной культуры. В надписях-граффити древнерусских храмов (Киева» Новгорода, Полоцка) содержатся сведения не только местного, но и общерусского значения, не всегда получавшие отражение в летописных источниках. Итак, древнерусские эпиграфические тексты можно рассматривать и как источник по истории литературного языка, поскольку механизм порождения эпиграфического текста принципиально не отличался от механизма создания текстов иных жанров и иного предназначения. Изучение памятников древнерусской эпиграфики тесно связано не только с историко-культурными, археологическими и искусствоведческими аспектами, но, и с многими проблемами истории русского письма, языка и литературной традиции. Этот аспект в изучении древнерусской эпиграфики представляется крайне важным.Успехи историко-культурного изучения древнерусских надписей, имеющего большое самостоятельное значение для истории и археологии, открывают возможности для их лингво-филологического анализа.Важнейшим свойством эпиграфических памятников Древней Руси является тот факт, что надписи, в отличие от большинства письменных текстов, называют своего исполнителя. При анонимноcти средневековой культуры, эта авторская воля отражала живые импульсы в формировании письменного языка и обогащала книжную традицию.Список используемой литературыЛихачев Д.С. Исследования по древнерусской литературе /Отв. ред. О.В.Творогов. Л., 1986.Рождественская Т. В. Язык и письменность средневекового Новгорода: Богослужебные надписи и берестяные грамоты XI-XV вв.: Учеб.по собие. — СПб., 2008. — 136 с.Рождественская Т.В. Древнерусские надписи на стенах храмов: Новые источники ХI-ХV вв. - СПб.: Издательство С.-Петербург. Университета, 1992.- 172 c.Рисунки-граффити на стенах древнерусских храмов // Рисунки писателей: Сб. науч. статей. СПб., 2000. С. 402-415.Яйленко В. П. Древнерусские граффити Нередицы как источник бытовой истории Новгорода XIII—XVII вв. //Тр. V Междунар. конгресса славянской археологии. Киев. 18-25 сентября 1985 г. Т. III. Вып. 26. Секция IV. М. 1987.Мусин А. Е. О некоторых особенностях древнерусского богослужения Х1-ХШ вв. (Церковь Преображения Господня на Нередицком холме в литургическом контексте эпохи) // Новгородский исторический сборник: 800-летию Нередицы посвящается. Вып. 8(18). СПб., 2000. С. 225-226.
1.Лихачев Д.С. Исследования по древнерусской литературе /Отв. ред. О.В.Творогов. Л., 1986.
2.Рождественская Т. В. Язык и письменность средневекового Новгорода: Богослу жебные надписи и берестяные грамоты XI-XV вв.: Учеб. по собие. — СПб., 2008. — 136 с.
3.Рождественская Т.В. Древнерусские надписи на стенах храмов: Новые источники ХI-ХV вв. - СПб.: Издательство С.-Петербург. Университета, 1992.- 172 c.
4.Рисунки-граффити на стенах древнерусских храмов // Рисунки писателей: Сб. науч. статей. СПб., 2000. С. 402-415.
5.Яйленко В. П. Древнерусские граффити Нередицы как источник бытовой истории Новгорода XIII—XVII вв. //Тр. V Междунар. конгресса славянской археологии. Киев. 18-25 сентября 1985 г. Т. III. Вып. 26. Секция IV. М. 1987.
6.Мусин А. Е. О некоторых особенностях древнерусского богослужения Х1-ХШ вв. (Церковь Преображения Господня на Нередицком холме в литургическом контексте эпохи) // Новгородский исторический сборник: 800-летию Нередицы посвящается. Вып. 8(18). СПб., 2000. С. 225-226.
Вопрос-ответ:
Какие источники могут рассказывать нам о быте древних русских?
Один из источников, которые могут рассказывать нам о быте древних русских, это граффити, найденные в Нередице.
Что такое граффити Нередицы?
Граффити Нередицы - это надписи и изображения, найденные на стенах церкви Святого Александра Невского в деревне Нередица. Они датируются XII-XIII веками и являются ценным источником информации о быте древних русских.
Что можно узнать о быте древних русских из граффити Нередицы?
Из граффити Нередицы можно узнать различные аспекты быта древних русских. Например, на них есть церковные тексты, которые свидетельствуют о религиозной жизни того времени. Также можно увидеть изображения рыцарей, которые могут говорить о военной культуре тех времен. Кроме того, некоторые граффити содержат имена людей, что может помочь в изучении родословной и социальной структуры общества.
Какие именно тексты восстанавливаются из граффити Нередицы?
Из граффити Нередицы восстанавливаются инципиты (начальные слова) из набора ирмосов «Отверзу уста моя» 4-го гласа на Успение пресв. Богородицы Иоанна Дамаскина. Восстанавливаются тексты таких инципитов, как 4-й («Седяй во славе»), 6-й («Божественное се и всечестное»), 5-й («Удивишася всяческая»).
Какие формы букв мы можем увидеть в граффити Нередицы?
В граффити Нередицы можно увидеть различные формы букв. Например, могут встречаться старославянские буквы, такие как ѣ, i, ѳ. Также могут быть использованы некоторые варианты кириллического шрифта, которые с течением времени ушли из употребления.
Каким темам посвящены древнерусские граффити Нередицы?
Древнерусские граффити Нередицы посвящены бытовой истории.
Какие стихи были выписаны на граффити Нередицы?
На граффити Нередицы были выписаны инципиты из набора ирмосов «Отверзу уста моя» 4-го гласа на Успение пресв. Богородицы Иоанна Дамаскина: 4-й («Седяй во славе»), 6-й («Божественное се и всечестное»), 5-й («Удивишася всяческая»).
Как можно описать формы букв в надписи граффити Нередицы?
Формы букв в надписи граффити Нередицы были восстановлены и выглядят похожими на буквы обычного древнерусского письма.
Какую информацию можно получить из граффити Нередицы о древнерусском быте?
Граффити Нередицы могут быть использованы в качестве источника для изучения бытовой истории Древней Руси, так как они содержат выписки стихов, которые показывают традиции и образ жизни того времени.