Легендарные экскурсы о разделении земли в древнерусской литературе
Заказать уникальный реферат- 20 20 страниц
- 10 + 10 источников
- Добавлена 12.01.2013
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Легендарный экскурс в Повести временных лет
Глава 2. О связи текстов экскурсов, приведенных в Повести временных лет и в Толковой палее
Заключение
Список литературы
Однако, как отмечает И. Борцова, как раз в экскурсе Повести данное наименование отсутствует, тогда как его можно обнаружить в «реестре» данников Руси.
Таким образом, Толковую палею можно считать более поздним памятником, чем Повесть временных лет. Истрин и Михайлов полагали, что она была создана в начале XIII в. Соответственно, перечень восточноевропейских народов здесь мог быть подвергнут некоторым дополнениям и значительным обновлениям. Вместе с тем, наличие обновления не доказывает, что в экскурсе в Палее использовался как источник экскурс, приведенный в Повести временных лет.
Кроме того, также следует сказать о наличии связи между «реестром» и легендой о разделении земли, в частности, после него упоминаются иафетово колено и полунощные страны.
От чуди и далее упоминаются только восточноевропейские племена, имеющие неславянское происхождение, причем, такая ситуация наблюдается в трех перечнях. Про данников Руси сказано, что это «инии языци», «имущие свой язык». Скорее всего, речь идет о том, что они являются чужими по отношению к языку славян. Соответственно, чтение «словЬньск язык» в соседстве с перечислением неславянских народов представляется более обоснованным по сравнению с чтением «русь».
В этой связи достаточно важно то, что в единственном параллельном фрагменте Повести и Палеи, который, как полагали многие исследователи, основан на общем источнике, но не был заимствован в Палею, сообщается именно о славянах. Здесь подразумевается отождествление «норица иже суть словЬпе», которое в Повести временных лет появляется достаточно неожиданно, а в Толковой палее органично вписано в контекст, о чем упоминал А. Шахматов.
В целом, мнение А. Шахматова о том, что в этом случае Палея отражает общий источник Палеи и Повести, выглядит достаточно убедительным. Вместе с тем, не следует забывать и о том, что у Синкелла нет упоминания о норики. Эти упоминания содержатся в Пасхальной хронике, но не среди иафетовых народов, а в общем перечне семидесяти двух народов. Среди всех известных византийских памятников, в которых есть экскурсы, лишь в некоторых есть упоминание о нориках, причем, упоминаются они не в перечне народов Иафета.
Если учесть, что Толковая палея содержит и иные фрагменты, восходящие к Пасхальной хронике, можно убедиться в неслучайности рассматриваемой фразы в данном памятнике, также не стоит считать её посторонним заимствованием. В Повести временных лет для нее отсутствуют как подходящий контекст, так и другие фрагменты, которые имели бы хоть какую-то связь с Пасхальной хроникой.
Таким образом, Толковая палея и её экскурс о разделении земли (этногеографическая легенда) имеют более позднее происхождение, чем Повесть временных лет.
Заключение
Проблема легендарных экскурсов о разделении земли в древнерусской литературе привлекала внимание многих исследователей. На основании проведенного исследования мы можем сделать вывод о том, что мнения исследователей различны.
Что касается экскурса о разделении земли, приведенного в Повести временных лет, то с библейским рассказом о разделении земли Ноем после потопа у него достаточно мало общего. На основании этого, некоторые исследователи сделали совершенно с нашей точки зрения справедливый вывод о том, что основой для рассказа о разделении земли Повести временных лет послужила Книга Юбилеев. Этот апокрифический вариант Книги Бытия, как выяснилось, вполне мог оказаться на Руси через Болгарию. Такой вариант не кажется невероятным, скорее наоборот, он находит все большие и большие подтверждения.
Многие исследователи занимались проблемой сопоставления фрагментов экскурсов, представленных в Повести временных лет и в Толковой палее. Особенно подробна данная проблема разработана у И.В. Борцовой. Она пришла к выводу о том, что Толковая палея и её экскурс о разделении земли (этногеографическая легенда) имеют более позднее происхождение, чем Повесть временных лет. Также неправомерно считать, что Повесть являлась источником Палеи. Скорее можно говорить о наличии общего источника для описания экскурса о разделении земли, который был использован как в Повести временных лет, так и в Палее.
Что касается перечней народов, приведенных в Повести и Палее, то они, скорее всего, также составлялись по общему источнику, в котором есть упоминание о славянах или славянском языке, но не о Руси. Весьма вероятно, что данный источник содержал перечень неславянских народов Восточно-Европейской равнины.
Список литературы
Борцова И.В. Легендарные экскурсы о разделении земли в древнерусской литературе.// Древнейшие государства на территории СССР. - М., 1989.
Данилевский И.Н. Русские земли глазами современников и потомков (XII – XIVвв.). - М., 1999.
Кузьмин А.Г. Начальные этапы древнерусского летописания. – М., 1977.
Ляпин Д.А. Апокрифический источник рассказа о разделе земли сыновьями Ноя в Повести временных лет.// http://moscowia.su/images/ris2/13.htm#_edn7
Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII - XIII вв. - М., 1982.
Сухомлинов М.И. О древней русской летописи как памятнике литературном. – СПб., 1856.
Творогов О.В. Повесть временных лет и Хронограф по великому изложению.//ТОДРЛ. – Л., 1974. Т. 28.
Успенский В. Толковая палея. – Казань, 1876.
Шахматов А.А. Толковая Палея и русская летопись//Императорское общество русского языка и словесности Т. LXV, № 6.
Шахматов А.А. Разыскания о древнейших летописных сводах. // История Русского летописания. - СПб., 2002. Т.1. Кн. 2.
Борцова И.В. Легендарные экскурсы о разделении земли в древнерусской литературе.// Древнейшие государства на территории СССР. - М., 1989. С. 178.
Цит. по: Ляпин Д.А. Апокрифический источник рассказа о разделе земли сыновьями Ноя в Повести временных лет.// http://moscowia.su/images/ris2/13.htm#_edn7
Цит. по: Ляпин Д.А. Апокрифический источник рассказа о разделе земли сыновьями Ноя в Повести временных лет.// http://moscowia.su/images/ris2/13.htm#_edn7
Там же.
Там же.
Там же.
Данилевский И.Н. Русские земли глазами современников и потомков (XII – XIVвв.). - М., 1999. С. 33.
Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII - XIII вв. - М., 1982. С. 140.
Ляпин Д.А. Апокрифический источник рассказа о разделе земли сыновьями Ноя в Повести временных лет.// http://moscowia.su/images/ris2/13.htm#_edn7
Цит. по: Ляпин Д.А. Апокрифический источник рассказа о разделе земли сыновьями Ноя в Повести временных лет.// http://moscowia.su/images/ris2/13.htm#_edn7
Там же.
Там же.
Цит. по: Ляпин Д.А. Апокрифический источник рассказа о разделе земли сыновьями Ноя в Повести временных лет.// http://moscowia.su/images/ris2/13.htm#_edn7
Там же.
Шахматов А.А. Толковая Палея и русская летопись//Императорское общество русского языка и словесности Т. LXV, № 6. С. 256-257.
Шахматов А.А. Разыскания о древнейших летописных сводах. // История Русского летописания. - СПб., 2002. Т.1. Кн. 2. С. 430.
Цит. по: Борцова И.В. Легендарные экскурсы о разделении земли в древнерусской литературе.// Древнейшие государства на территории СССР. - М., 1989. С. 179.
Борцова И.В. Легендарные экскурсы о разделении земли в древнерусской литературе.// Древнейшие государства на территории СССР. - М., 1989. С. 179.
Там же.
См.: Сухомлинов М.И. О древней русской летописи как памятнике литературном. – СПб., 1856. С. 54-64.
См.: Сухомлинов М.И. О древней русской летописи как памятнике литературном. – СПб., 1856. С. 54-64.
См.: Успенский В. Толковая палея. – Казань, 1876.
Борцова И.В. Легендарные экскурсы о разделении земли в древнерусской литературе.// Древнейшие государства на территории СССР. - М., 1989. С. 180.
Борцова И.В. Легендарные экскурсы о разделении земли в древнерусской литературе.// Древнейшие государства на территории СССР. - М., 1989. С. 180.
Там же.
См.: Творогов О.В. Повесть временных лет и Хронограф по великому изложению.//ТОДРЛ. – Л., 1974. Т. 28. С. 99-102.
Борцова И.В. Легендарные экскурсы о разделении земли в древнерусской литературе.// Древнейшие государства на территории СССР. - М., 1989. С. 180.
Там же. С. 182.
Борцова И.В. Легендарные экскурсы о разделении земли в древнерусской литературе.// Древнейшие государства на территории СССР. - М., 1989. С. 182.
Там же. С. 182-183.
См.: Кузьмин А.Г. Начальные этапы древнерусского летописания. – М., 1977. С. 105. Борцова И.В. Легендарные экскурсы о разделении земли в древнерусской литературе.// Древнейшие государства на территории СССР. - М., 1989. С. 183.
Борцова И.В. Легендарные экскурсы о разделении земли в древнерусской литературе.// Древнейшие государства на территории СССР. - М., 1989. С. 183.
Там же.
Борцова И.В. Легендарные экскурсы о разделении земли в древнерусской литературе.// Древнейшие государства на территории СССР. - М., 1989. С. 183.
18
1.Борцова И.В. Легендарные экскурсы о разделении земли в древнерусской литературе.// Древнейшие государства на территории СССР. - М., 1989.
2.Данилевский И.Н. Русские земли глазами современников и потомков (XII – XIVвв.). - М., 1999.
3.Кузьмин А.Г. Начальные этапы древнерусского летописания. – М., 1977.
4.Ляпин Д.А. Апокрифический источник рассказа о разделе земли сыновьями Ноя в Повести временных лет.// http://moscowia.su/images/ris2/13.htm#_edn7
5.Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII - XIII вв. - М., 1982.
6.Сухомлинов М.И. О древней русской летописи как памятнике литературном. – СПб., 1856.
7.Творогов О.В. Повесть временных лет и Хронограф по великому изложению.//ТОДРЛ. – Л., 1974. Т. 28.
8.Успенский В. Толковая палея. – Казань, 1876.
9.Шахматов А.А. Толковая Палея и русская летопись//Императорское общество русского языка и словесности Т. LXV, № 6.
10.Шахматов А.А. Разыскания о древнейших летописных сводах. // История Русского летописания. - СПб., 2002. Т.1. Кн. 2.
Вопрос-ответ:
Какие легендарные экскурсы о разделении земли описаны в древнерусской литературе?
В древнерусской литературе описываются легендарные экскурсы о разделении земли, такие как экскурс в Повести временных лет и связанные с ними тексты в Толковой палее.
Какой экскурс представлен в Главе 1 статьи?
В Главе 1 статьи представлен легендарный экскурс в Повести временных лет.
Что говорится о связи текстов экскурсов в Повести временных лет и Толковой палее?
Статья указывает на связь между текстами экскурсов, приведенными в Повести временных лет и в Толковой палее. Однако, Толковую палею можно считать более поздним памятником, чем Повесть временных лет.
Какой памятник считается более поздним: Повесть временных лет или Толковая палея?
Согласно статье, Толковую палею можно считать более поздним памятником, чем Повесть временных лет.
Какое наименование отсутствует в экскурсе Повести временных лет, но можно найти в «реестре» данников Руси?
В экскурсе Повести временных лет отсутствует наименование, которое можно найти в «реестре» данников Руси.
В каких легендарных экскурсах о разделении земли упоминаются в Повести временных лет?
В Повести временных лет упоминаются два легендарных экскурса о разделении земли: Глава 1 - Легендарный экскурс в Повести временных лет и Глава 2 - О связи текстов экскурсов, приведенных в Повести временных лет и в Толковой палее.
Какую информацию содержит Глава 1 - Легендарный экскурс в Повести временных лет?
Глава 1 Повести временных лет содержит информацию о легендарном экскурсе, который рассказывает о разделении земли на Востоке Руси между русскими князьями Чеславом Игоревичем и Чеславом Олюниничем.
Какая связь есть между текстами экскурсов, приведенных в Повести временных лет и в Толковой палее?
Связь между текстами экскурсов, приведенных в Повести временных лет и в Толковой палее заключается в том, что они оба рассказывают о разделении земли между князьями, но в разное время и с разной детализацией.
Что говорит И. Борцова о наименовании экскурса в Повести временных лет?
И. Борцова отмечает, что в экскурсе Повести временных лет отсутствует наименование, которое можно обнаружить в «реестре» данников Руси. Таким образом, название экскурса не указано в самом тексте Повести временных лет.
Какой памятник считается более поздним: Повесть временных лет или Толковая палея?
Согласно Истрину и Михайлову, Толковую палею можно считать более поздним памятником, чем Повесть временных лет. Это связано с различиями в содержании, хронологии и стилистике этих двух текстов.
Что такое легендарные экскурсы о разделении земли в древнерусской литературе?
Легендарные экскурсы о разделении земли в древнерусской литературе – это сюжетные линии, которые рассказывают о процессе разделения земли между разными княжествами и племенами. Они представляют собой легенды и мифы, которые передавались в устной форме и затем были зафиксированы в письменных источниках.