Отношения с отцом и сексуальные установки женщины

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология
  • 26 26 страниц
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 30.04.2012
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Теоретический обзор по теме
1.1.Понятие «установка» в психологической науке
1.2. Формирование сексуальности, сексуальные установки
1.3. Роль семьи в формировании сексуальности
1.4. Роль отца в формировании сексуальности девушек
Выводы по главе
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

Эта точка зрения контрастирует с описанной Фрейдом универсальной психодинамикой, свойственной всем семьям. Ведь даже Эдипов комплекс возникает в результате конкретной ситуации в конкретной семье, когда, например, есть конкуренция между родителями внутри семьи по отношению как к себе, так и к ребенку.[8] Система представлений о возможном и должном в сфере межполовых отношений у каждого человека складывается постепенно. Процесс этот происходит разными темпами, на фоне различной заинтересованности в получении соответствующих сведений. То, что для одного является преждевременным, у другого – пройденный этап. Человеку необходимо дорасти до понимания некоторых вещей, и ускорять или замедлять этот процесс искусственно вредно: результат будет деформированным. Необходимо лишь заложить его правильные основы.[1]Для развития ребенка большое значение имеет поведение родителей, и Д.В. Колесов (1986) справедливо подчеркивает необходимость избегать всего, что способствует возникновению и закреплению негативизма по отношению к другому полу.Например, мальчик может оказаться единственным смыслом жизни для одинокой матери, отдающей ему всю свою любовь. Она считает, что он должен общаться лишь с мужчинами, которые и в какой-то мере заменят отца, и мужественности научат, и к дурному не подтолкнут. Результатом может стать «замыкание» сексуальных чувств на образе человека своего пола, т.е. сексуальная переориентация.Другой вариант – бесконечно любящий дочь отец, внушающий ей, что от мужчин и мальчишек надо держаться как можно дальше, потому что ничего хорошего от них ждать нельзя. Понятно, что примеры описывают не абсолютные правила, а ситуации риска. Многое зависит и от ребенка. Далеко не каждый мальчик станет безоговорочно подчиняться требованиям с кем-то играть, а с кем-то нет. И результатом действий ласкового отца может оказаться совсем не сексуальная переориентация дочери, а предпочтение, которое она будет оказывать похожим на отца представителям мужского пола.[2]Здесь многое зависит от врожденных особенностей маскулинности и фемининности – сексуальную дезориентацию скорее воспримут мальчик с достаточно выраженными фемининными свойствами и девочка – с маскулинными. Это еще раз подчеркивает значение предостережений Д.В. Колесова, так как особенности детей могут способствовать родительским влияниям и поддерживать их. Предостерегать тех, чей ребенок не воспринимает или не позволяет такого обращения с собой, не приходится. Но там, где ребенок восприимчив к родительским влияниям, идет им навстречу или по крайней мере не избегает их, предостережения должны звучать особенно громко и убедительно.Родители и другие члены семьи напрямую формируют взгляды, отношения и ценности детей и подростков. Дети перенимают у них не только полоролевое поведение, родители также влияют на выбор, который делает молодой человек в отношении своего сексуального поведения. У них есть возможность способствовать формированию здоровой сексуальности подростка, которая не будет подвергать его здоровье и жизнь опасности. Научные исследования показывают, что подростки, живущие в стабильных семьях, в которых принято искреннее обсуждение сложных вопросов, позднее начинают сексуальную жизнь, имеют меньшее количество половых партнеров в будущем и гораздо чаще используют контрацептивные средства.[14]К сожалению, в нашей бытовой культуре считается неприличным говорить с ребенком о сексе. Это лишает родителей возможности влиять на сексуальное поведение подростка. Даже у самых заботливых родителей одна лишь мысль о подобных разговорах вызывает неудобство и смущение. Часто взрослым не хватает знаний об анатомии, физиологии, да и в других смежных дисциплинах они путаются. Они могут беспокоиться о том, в каком возрасте лучше начать говорить с ребенком о сексе, веря в распространенный миф, что подобные разговоры могут подтолкнуть молодых людей к экспериментам с сексом.[18]4. Роль отца в формировании сексуальности девушекПрисутствие отца, в жизни дочери очень важно начиная с момента появления девочки на свет. Это очевидным образом влияет на их отношения в дальнейшем. Во всяком случае, мать перестает быть тем центром, вокруг которого организуется вся семейная жизнь. До недавнего времени психологи считали, что отец начинает иметь значение для девочек старше трех лет, когда в них пробуждается интерес к различию между полами. Однако сейчас ученым стало ясно, что идентификация по полу свойственна ребенку с самого рождения, и в связи с этим присутствие отца на ранних ступенях развития дочери совершенно необходимо.[10]Одно из недавних исследований образа отца было проведено О.Г. Калиной. Исследователь изучила влияние образа отца подростков из неполных семей. В результате ею были получены данные о взаимосвязи образа отца у подростков с их полом, возрастом и эмоциональным благополучием. Образ отца, имеющий эмоционально теплый характер, коррелирует с эмоциональным благополучием подростков обоего пола и проявлением маскулинности у мальчиков и феминности у девочек. В итоге автор приходит к выводу о том, что отсутствие отца в семье не обязательно приводит к нарушению эмоционального благополучия и формирования полоролевой идентичности у подростков. Наиболее неблагоприятным является совпадение двух факторов: отсутствие отца в семье и его эмоционально негативный или амбивалентный образ у подростка.[9]У девочки, которую воспитывает одна мать, могут формироваться искаженные представления о мужчинах. Если у девочки воспитывалось представление о них на примере крушения идеала матери, ее разочарования, ее неприязненного отношения к бывшему мужу, то у дочери может развиться общее деформированное представление об эротике и сексе. Даже без этого ложного воспитания существует опасность, что девочка из-за отсутствия собственного отца создаст свой идеал мужчины, чаще всего мало реалистичный, больше похожий на образы героев художественных произведений, кинофильмов или телепередач. Понятно, что такой ребенок при встрече с действительностью очень легко может разочароваться в жизни.[11] По утверждению психологов, на характер отношений отца и дочери ничто не влияет так, как позиция матери. Если девочка растет в атмосфере взаимного доверия и любви между родителями, у нее формируется доброжелательное отношение к отцу. В некоторых семьях, особенно с неработающими мамами, часто складывается своеобразная диктатура женщины, единолично решающей все вопросы воспитания и ведения хозяйства. В этом случае отец просто не имеет возможности проявить инициативу или принять участие в решении общих семейных проблем. Чтобы предотвратить подобную ситуацию, психологи советуют женщине не уходить с головой в роль домохозяйки и матери, почаще вспоминать о том, что она в первую очередь женщина, и любить отца своих детей.[10]Когда дочь видит, что мама любит отца, но совсем не так, как ее саму, а по-другому, возможно, в душе ребенка рождается болезненное чувство ревности, но этот опыт необходим девочке для того, чтобы вырасти полноценной женщиной. Если же, наоборот, в близости матери и дочери не остается места для отца, и он оказывается исключенным из их взаимоотношений, в сознании девочки закрепляется образ отверженного мужчины, на который она будет ориентироваться, выстраивая в будущем свое поведение с противоположным полом.Девочкам в переходном возрасте хочется войти в отцовский мир. Их может интересовать то, чем занимается отец, а может и нет, но им очень хочется почувствовать себя принятыми этим особенным для них мужчиной. Когда отец приглашает дочку поиграть в мяч, пойти в кино, провести с ним денёк на работе, пообедать вне дома, поиграть в футбол на заднем дворе, помочь сделать что-нибудь из дерева, поработать вместе в саду и так далее или просто просит сбегать с его поручением, то, хочется ей это делать или нет, она всё равно чувствует себя на вершине счастья, ибо это повышает ее самооценку, развивает в ней компетентность и чувство уверенности в себе.Если отцу не удаётся сохранить свою связь с дочерью в переходном возрасте, то они оба попадают в культурную ловушку «отцовского кармана». Дочь в поисках малейших признаков того, что отец всё ещё заботится о ней, начинает просить у него денег. Отец, чувствующий себя виноватым, ибо он покинул дочь на полдороги, «раскошеливается», надеясь расквитаться с ней. Гордон Клэй так описывает эти отношения: «Отцы пугаются, видя, как начинает созревать дочка, поэтому они прячутся за возможность что-нибудь купить ей и потом вспоминают отрочество дочерей как время, когда те постоянно просили денег, раздражаясь и канюча, если не удавалось их получить. Девочки, как я заметил, впадают при этом в ярость, потому что отец отстраняется именно тогда, когда им больше всего нужна его близость». Когда девочке 13 - 17 лет, отец обязательно должен изыскать возможность, чтобы сказать ей: «Ты стала юной женщиной, и я горжусь тобой. Меня радуют наши тесные отношения, и я всегда готов поддержать тебя в поисках жизненного пути. Я всегда с тобой».Одним из ключевых моментов в сохранении связи отца с взрослеющей дочерью является осознание им своей собственной сексуальности. По традиции, мужская сексуальность ориентирована на половые отношения и их кульминацию. Полноценная сексуальность мужчины - это его бытиё, его способ взаимодействия с миром. Сексуальная энергия существует во множестве разнообразных проявлений - в виде заботы, любви, привязанности, творческой активности. Понимание этого может принести мужчине немалую пользу. «Я говорю отцам, - продолжает Гордон Клэй, - если, обнимая свою дочь, вы почувствуете дискомфорт, продолжайте её обнимать. Если почувствуете грех, остановитесь! Большинству мужчин сразу становится понятно, о чём я говорю и что я имею в виду».[2]Если отцу удаётся сохранить близкие отношения с дочерью, то все остальные испытания отрочества оказываются не такими уж страшными и травмирующими. Когда отец с дочерью хорошо понимают позиции друг друга, то отцу бывает легче принять и появившегося у дочки мальчика, и экстравагантное или странное одеяние, режущую слух речь; он не станет докучать дочери гиперопекой, подтрунивать над ней, демонстрировать свою власть. Отец сможет положиться на сознательность дочери и довериться её способности сделать разумный выбор.Большинство наших представлений о семейной, общественной и половой жизни формируются нами в детстве и юности (до 14-18 лет). Глядя на своих родителей, мы получаем представление о модели своей будущей семейной жизни, о том какими будут отношения с мужчинами, о том, как мы будем воспитывать детей, какими будут наши приоритеты и ценности в жизни и любви.[30]Таким образом, из всего вышесказанного видно, что такой фактор как образ отца оказывает большое влияние на будущие отношения с партнёром. Причём это происходит у всех женщин, даже у тех которые не знали своего отца.Выводы по главеВ своей работе, мы трактуем сексуальность как аспект самосознания, с одной стороны, отражающий физический, эмоциональный, когнитивный и духовный опыт индивида и, с другой стороны - его представления о себе, своей тендерной идентичности, о своих социальных, эмоциональных и сексуальных предпочтениях. В процессе социализации в результате социокультурных, институциональных, групповых и межличностных влияний формируется сексуальный сценарий личности, в котором опыт эротических фантазий и переживаний индивида соотносится с системой психосексуальных установок и ориентаций.Установка — психологическое состояние предрасположенности субъекта к определенной активности в определенной ситуации.Сексуальная установка- предрасположенность субъекта к определенному сексуальному поведению. Установкапредставляет собой первичное целостное недифференцированное состояние, которое предшествует сознательной психической деятельности и лежит в основе поведения. Исходя из данного определения, сексуальные установки являются малоосознаваемой частью психики человека.В ходе онтогенеза человек проходит ряд стадий своего психосексуального развития. Разделение психосексуального развития на этапы условно. Все этапы психосексуального развития – половое самосознание, половая роль и психосексуальные ориентации, а также этапы формирования сексуального влечения. Различают различные отклонения в психосексуальном развитии. Формирование определенных сексуальных установок происходит, как правило, в детском и подростковом возрасте. Влияние семьи имеет первостепенное значение. В частности, на формирование психосексуальных установок девушек имеет влияние характер взаимоотношений между отцом и матерью, а также образ отца, и отношения с ним.Родители и другие члены семьи напрямую формируют взгляды, отношения и ценности детей и подростков. Дети перенимают у них не только полоролевое поведение, родители также влияют на выбор, который делает молодой человек в отношении своего сексуального поведения. Таким образом, из всего вышесказанного видно, что такой фактор как образ отца оказывает большое влияние на будущие отношения с партнёром. Причём это происходит у всех женщин, даже у тех которые не знали своего отца.Список использованной литературыАбалакина М.А., Агеев B.C. Романтическая любовь, поло-ролевые стереотипы и динамика предбрачных отношений. Идеологические и психологические аспекты исследования массового сознания. - М.: Академия, 2008. - 208 с.Акивис Д.С. Отцовская любовь. - М.: Аспект пресс, 2007. - 368 с.Акимова Л.Н. Психология сексуальности.- Одесса, издательство: СМИЛ, 2005.Андреева Л.С. Социально-философские проблемы пола, брака и семьи. - Челябинск: ЧГПУ, 2006. - 380 с.Асмолов А.Г., Ковальчук М.А.О соотношении понятия установки в общей и социальной психологии. /Теоретические и методологические проблемы социальной психологии/Под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой. М.: Изд-во Моск. унта, 1977. С. 143-163.Васильченко Г.С. Общая сексопатология. - М.: Медицина, 1977.Исаев Д.Н. Каган В.Е. Половое воспитание детей. - Л.: Медицина, 1988.Каган В.Е. Стереотипы мужественности - женственности и образ «Я» у подростков // Вопросы психологии. - 1989. - № 3.Калина О.Г., Холмогорова А.Б.Значение отца для развития ребенка (на материале зарубежных исследований) // Семейная психология и семейная терапия. 2006. № 1. С. 87–99.Психология отцовства: обзор исследований и некоторые выводы о современном состоянии проблемы// Перинатальная психология и психология родительства, 2008, № 4.-С. 78 — 95.Психология семейных отношений с основами семейного консультирования/ Под ред. Е.Г. Силяевой.- М.: Издательский центр «Академия», 2008.Архиреева Т.В., Полевая Е.В.Мотивация к отцовству как детерминанта отношения отца к ребенку // Семейная психология и семейная терапия. 2006. № 1. С. 75–89.Келли Г. Основы современной сексологии СПб: Издательство «Питер», 2000. Кле М. Психология подростка. М., 1991.Кон И.С. Введение в сексологию. - М.: Медицина, 1989.Кон И.С. От эроса к сексуальности// Эрос и логос: Феномен сексуальности в современной культуре / Сост. В.П.Шестаков; М-во культуры РФ Рос. Ин-ткультурологии. М., 2003. - С.5-37.Кон И.С. Сексология. - М.: Академия, 2004.Кон И.С. Человеческие сексуальности на рубеже XXI века.// Вопросы философии, 20016, № 8, с.29-41Крук Р., Баур К. Сексуальность. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2005. - 480 с.Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е, испр. изд. М.: Смысл, 2003. - 487 с.Луковицкая Е.Г. Сексуальность: стереотипы и реальность // Практикум по тендерной психологии / Под ред. И.С.Клециной. СПб.: Питер, 2003.-480 с.Обуховский К. Психологиявлеченийчеловека.- СПб.: Речь, 2003.Петров В.П. Философия любви и философия сексуальности: в истории развития человеческой культуры и современном психоанализе // Журнал практического психолога. 1999, № 7-8. С.89-98.Розин В.М. Любовь и сексуальность в культуре, семье и взглядах на половое воспитание; Учебное пособие для вузов. М.: Логос; Высшая школа; 1999. —208 с. Роткирх А. Советские культуры сексуальности (перевод Е.Здравомысловой)// В поисках сексуальности: Сборник статей / Под ред. Е.Здравомысловой и А.Темкиной. СПб.: «Дмитрий Буланин», 2002. С. 128-171. Социальная психология в современном мире: Уч. пособие для вузов/Т. Л.Алавидзе, Г.М.Андреева, Е.В.Антонюк, и др.; Под ред. Г.М.Андреевой, А.И.Донцова. М.: Аспект Пресс, 2002.Темкина А.А. Сценарии сексуальности и гендерные различия// В поисках сексуальности: Сборник статей / Под ред. Е. Здравомысловой и А. Темкиной. СПб.: «Дмитрий Буланин», 2002. С.247-286. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. -М.: Наука, 1966. -С. 140-152.Хорни К. Женская психология. СПб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 1993.Эриксон Э. Идентичность, юность и кризис. - М., 1996.

1.Абалакина М.А., Агеев B.C. Романтическая любовь, поло-ролевые стереотипы и динамика предбрачных отношений. Идеологические и психологические аспекты исследования массового сознания. - М.: Академия, 2008. - 208 с.
2.Акивис Д.С. Отцовская любовь. - М.: Аспект пресс, 2007. - 368 с.
3.Акимова Л.Н. Психология сексуальности.- Одесса, издательство: СМИЛ, 2005.
4.Андреева Л.С. Социально-философские проблемы пола, брака и семьи. - Челябинск: ЧГПУ, 2006. - 380 с.
5.Асмолов А.Г., Ковальчук М.А. О соотношении понятия установки в общей и социальной психологии. /Теоретические и методологические проблемы социальной психологии/Под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой. М.: Изд-во Моск. унта, 1977. С. 143-163.
6.Васильченко Г.С. Общая сексопатология. - М.: Медицина, 1977.
7.Исаев Д.Н. Каган В.Е. Половое воспитание детей. - Л.: Медицина, 1988.
8.Каган В.Е. Стереотипы мужественности - женственности и образ «Я» у подростков // Вопросы психологии. - 1989. - № 3.
9.Калина О.Г., Холмогорова А.Б. Значение отца для развития ребенка (на материале зарубежных исследований) // Семейная психология и семейная терапия. 2006. № 1. С. 87–99.
10.Психология отцовства: обзор исследований и некоторые выводы о современном состоянии проблемы// Перинатальная психология и психология родительства, 2008, № 4.-С. 78 — 95.
11.Психология семейных отношений с основами семейного консультирования/ Под ред. Е.Г. Силяевой.- М.: Издательский центр «Академия», 2008.
12.Архиреева Т.В., Полевая Е.В. Мотивация к отцовству как детерминанта отношения отца к ребенку // Семейная психология и семейная терапия. 2006. № 1. С. 75–89.
13.Келли Г. Основы современной сексологии СПб: Издательство «Питер», 2000.
14.Кле М. Психология подростка. М., 1991.
15.Кон И.С. Введение в сексологию. - М.: Медицина, 1989.
16.Кон И.С. От эроса к сексуальности// Эрос и логос: Феномен сексуальности в современной культуре / Сост. В.П.Шестаков; М-во культуры РФ Рос. Ин-т культурологии. М., 2003. - С.5-37.
17.Кон И.С. Сексология. - М.: Академия, 2004.
18.Кон И.С. Человеческие сексуальности на рубеже XXI века.// Вопросы философии, 20016, № 8, с.29-41
19.Крук Р., Баур К. Сексуальность. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2005. - 480 с.
20.Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е, испр. изд. М.: Смысл, 2003. - 487 с.
21.Луковицкая Е.Г. Сексуальность: стереотипы и реальность // Практикум по тендерной психологии / Под ред. И.С.Клециной. СПб.: Питер, 2003.-480 с.
22.Обуховский К. Психология влечений человека.- СПб.: Речь, 2003.
23.Петров В.П. Философия любви и философия сексуальности: в истории развития человеческой культуры и современном психоанализе // Журнал практического психолога. 1999, № 7-8. С.89-98.
24.Розин В.М. Любовь и сексуальность в культуре, семье и взглядах на половое воспитание; Учебное пособие для вузов. М.: Логос; Высшая школа; 1999. —208 с.
25.Роткирх А. Советские культуры сексуальности (перевод Е.Здравомысловой)// В поисках сексуальности: Сборник статей / Под ред. Е.Здравомысловой и А.Темкиной. СПб.: «Дмитрий Буланин», 2002. С. 128-171.
26.Социальная психология в современном мире: Уч. пособие для вузов/Т. Л.Алавидзе, Г.М.Андреева, Е.В.Антонюк, и др.; Под ред. Г.М.Андреевой, А.И.Донцова. М.: Аспект Пресс, 2002.
27.Темкина А.А. Сценарии сексуальности и гендерные различия// В поисках сексуальности: Сборник статей / Под ред. Е. Здравомысловой и А. Темкиной. СПб.: «Дмитрий Буланин», 2002. С.247-286.
28.Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. -М.: Наука, 1966. -С. 140-152.
29.Хорни К. Женская психология. СПб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 1993.
30.Эриксон Э. Идентичность, юность и кризис. - М., 1996.



Вопрос-ответ:

Что такое установка в психологической науке?

Установка - это стойкое, относительно постоянное, но подверженное изменениям во времени, направление или ориентация эмоционально-мотивационной сферы личности.

Как формируется сексуальность и сексуальные установки?

Сексуальность и сексуальные установки формируются под влиянием различных факторов, таких как генетические предпосылки, культурные стереотипы, общество и семья.

Какая роль семьи в формировании сексуальности?

Семья играет важную роль в формировании сексуальности, так как через семейные отношения дети усваивают базовые представления о сексуальности, нормах и ценностях.

Какова роль отца в формировании сексуальности девушек?

Отцы играют важную роль в формировании сексуальности девушек. Отношения с отцом могут влиять на самооценку, ощущение собственной привлекательности и межличностные отношения девушек.

Как описывается роля отца в формировании сексуальности девушек?

Роль отца в формировании сексуальности девушек описывается как важная и значимая. Отношения с отцом могут оказывать влияние на формирование сексуальности и самооценки девушек.

Что такое установка в психологической науке?

Установка - это стойкое и относительно постоянное представление или ожидание, которое влияет на мысли, чувства, поведение и восприятие человека.

Как формируется сексуальность и сексуальные установки?

Сексуальность и сексуальные установки формируются под влиянием различных факторов, включая генетические предпосылки, биологические процессы, социокультурные нормы и ценности, а также личный опыт и взаимодействие с окружающей средой.

Какую роль семья играет в формировании сексуальности?

Семья имеет значительное влияние на формирование сексуальности человека. Она является основным источником информации о сексе, нормах и ценностях, а также моделирует отношение к сексу и интимным отношениям.

Какая роль отца в формировании сексуальности девушек?

Отношения с отцом могут существенно влиять на формирование сексуальности девушек. Отец может быть образцом мужчины для дочерей, помогать им развивать положительное отношение к себе как к женщине, а также способствовать формированию здоровых и уважительных отношений с мужчинами.

Какую точку зрения контрастирует описанная теоретическая обзором с психодинамикой по отношениям с отцом и сексуальными установками женщин?

Описанная теоретическая обзором контрастирует с универсальной психодинамикой, предложенной Фрейдом, которая утверждает, что все семьи подвержены определенным психологическим закономерностям. Однако, описанный подход отмечает, что формирование сексуальности и сексуальных установок зависит от конкретной ситуации в конкретной семье.

Что такое понятие "установка" в психологической науке?

Установка в психологической науке означает индивидуальные предпочтения и ориентации, которые человек формирует в процессе своего развития и опыта.

Как формируются сексуальность и сексуальные установки?

Сексуальность и сексуальные установки формируются в процессе взаимодействия с окружающей средой, включая семейные отношения, образование, социокультурные факторы и индивидуальные особенности.