Вариант 1
Заказать уникальную курсовую работу- 37 37 страниц
- 17 + 17 источников
- Добавлена 04.02.2013
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Охрана общественного порядка с участием граждан: история взаимодействия и нормативное регулирование
1.1. Общественный правопорядок: понятие и характеристика
1.2. История взаимодействия правоохранительных органов и граждан в вопросах обеспечения общественного правопорядка
1.3. Цели и задачи взаимодействия правоохранительных органов и граждан по поддержанию общественного правопорядка
2. Формирование законодательства по регулированию общественного правопорядка
2.1. Участие граждан в охране общественного порядка в регионах России: законодательное закрепление и результаты
2.2. Вопросы разработки федерального законодательства в сфере обеспечения общественного порядка
Заключение
Список литературы
В законопроекте «Об участии граждан в охране общественного порядка» подробно регламентируется порядок создания и организации деятельности народных дружин, деятельности формирований общественной самодеятельности, взаимодействия их с органами внутренних дел.
Охрана общественного порядка, это та сфера, в которой непосредственно пересекаются интересы практически всех граждан страны. Без поддержания спокойствия, правопорядка в общественных местах функционирование государственных и общественных институтов невозможно, поэтому важно, чтобы в поддержании такого спокойствия участвовали сами граждане. В России состояние правопорядка на улицах и в других общественных местах далеко от совершенства. Согласно статистике, в Российской Федерации обозначились негативные тенденции в динамике криминальных проявлений в местах массового пребывания граждан ― это нельзя так оставлять, с этот фактом необходимо эффективно бороться.
Анализ деятельности и функционирования общественных объединений, принимающих участие в обеспечении правопорядка, показывает, что на территории Российской Федерации зарегистрировано достаточно большое количество общественных формирований правоохранительной направленности, речь идет о народных и казачьих дружинах, студенческих оперативных отрядах и т.д.
Членами общественных объединений во взаимодействии с сотрудниками органов внутренних дел проводится работа по поддержанию общественного порядка на улицах и в других общественных местах, по предупреждению и пресечению административных правонарушений и по раскрытию преступлений в целом. Общественными объединениями добровольцев выявляются административные правонарушения, с их участием в год раскрывается десятки тысяч преступлений. Основными направлениями деятельности указанных общественных формирований являются: участие в охране общественного порядка в населенных пунктах, в местах массового отдыха граждан, при проведении массовых культурных и спортивных мероприятий. Содействие правоохранительным органам в борьбе с отдельными видами преступлений; предупреждение правонарушений среди несовершеннолетних и детской безнадзорности; участие в природоохранных мероприятиях, борьбе с браконьерством, нарушениями правил охоты и рыболовства; помощь правоохранительным органам в выполнении задач по поддержанию правопорядка при стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях, и др.
Положения законопроекта о полномочиях органов государственной власти и органов местного самоуправления по обеспечению участия граждан в охране общественного порядка отдают приоритет в организации этих процессов органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления. Именно на этом уровне предлагается возможность по созданию органов координации деятельности народных дружин (штабов). Тем не менее, законопроектом устанавливается и достаточная компетенция федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, которые вырабатывают и реализуют государственную политику по вопросам участия граждан в охране общественного порядка; организуют привлечение граждан к реализации государственной политики в области охраны общественного порядка; осуществляют меры по совершенствованию нормативно-правового регулирования участия граждан в охране общественного порядка; разрабатывают и реализуют федеральные и ведомственные целевые программы по участию граждан в охране общественного порядка; рассматривают гражданские инициативы в области охраны общественного порядка, имеющие общероссийское значение; оказывают правовую, социальную, информационную, методическую и иную поддержку гражданам, их объединениям, участвующим в охране общественного порядка; поощряют граждан, участвующих в охране общественного порядка; реализуют другие меры по обеспечению участия граждан в охране общественного порядка, предусмотренные законодательством Российской Федерации. По законопроекту «Об участии граждан в охране общественного порядка» участие граждан осуществляется в трех основных формах, представляющих собой:
- самостоятельную защиту гражданами прав в сфере порядка;
- объединение граждан в целях охраны общественного порядка;
- участие граждан в работе органов, уполномоченных осуществлять охрану общественного порядка.
Подводя итоги вышесказанного, необходимо отметит, что скорейшее принятие полноценного, отвечающего всем необходимым требованиям закона, позволит привлечь к обеспечению правопорядка максимально возможное количество заинтересованных в этом граждан, а также создать условия для самозащиты гражданами прав и свобод в сфере общественного порядка. Так как при анализе региональных законов, регламентирующих участие граждан в охране общественного порядка, выделено два основных недостатка:
- отсутствие финансовой мотивации граждан, участвующих в охране общественного порядка;
- незащищенность жизни и здоровья граждан, участвующих в охране общественного порядка. При условии устранения данных недоработок в уже принятых нормативно правовых актах, а так же при принятии законопроекта «Об участии граждан в охране общественного порядка» выводом всему станет наведение должного порядка в общественных местах.
Заключение
Наиболее распространенным и положительно зарекомендовавшим себя является индивидуальное участие граждан в охране общественного порядка, широко практикуемое в советский и возрождаемое в современный период нашей страны.
Индивидуальное участие граждан в охране общественного порядка, профилактике правонарушений осуществляется посредством добровольного участия в социально значимых работах по охране общественного порядка, содействия правоохранительным органам в профилактической работе с лицами, склонными к совершению правонарушений, внештатного сотрудничества с правоохранительными органами, а также иными способами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В настоящее время в субъектах Российской Федерации формируются правовые основы, принципы и формы добровольного участия граждан в охране общественного порядка, оказании необходимого содействия органам внутренних дел.
Правоприменительной практике известны различного рода формы и методы данной работы:
- непосредственная реализация гражданами своих прав на защиту от противоправных посягательств;
- содействие органам внутренних дел в распространении правовых знаний и проведении профилактической работы по предупреждению правонарушений;
- членство или участие в общественных объединениях, уставные цели которых предусматривают оказание содействия органам внутренних дел;
- внештатное сотрудничество с органами внутренних дел в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- участие в деятельности общественных пунктов охраны порядка;
- работа в составе возрождаемых народных дружинах.
В данном случае наблюдается определенного рода правовая проблема.
Дело в том, что участие граждан в охране общественного порядка предполагает необходимость наделения их специальными правами и обязанностями.
Наделение граждан дополнительными правами в связи с их участием в охране общественного порядка возможно только на основании законодательных актов Российской Федерации и ее субъектов.
Участие граждан в охране общественного порядка должно строго основываться на принципах законности, добровольности, гуманизма, уважения личности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Это, в свою очередь, также должно быть закреплено в соответствующих нормативных правовых актах.
В то же время имеются, к сожалению, и некоторые проблемы, нерешенные вопросы, требующие правовой регламентации. В настоящее время необходимое взаимодействие между органами внутренних дел и общественными формированиями требует дальнейшего совершенствования и правового регулирования.
Восстановление и развитие связей правоохранительных и других государственных органов с населением - решающее условие обеспечения эффективности охраны общественного порядка. Необходимы целенаправленные усилия по преодолению социальной апатии и пассивности значительной части граждан в данной сфере.
В настоящее время в первую очередь необходимо решить следующие задачи:
Добиться большей открытости правоохранительных органов для населения и гражданского общества.
Важно разработать принципы единой политики в сфере информирования общества, не вторгаясь при этом в сугубо профессиональную и конфиденциальную борьбу с преступностью.
Необходимо учредить дисциплинарные органы, призванные разрешать конфликтные ситуации как внутри правоохранительных органов, так и в отношениях их сотрудников с гражданами.
Необходимо ввести в практику обучение пониманию прав человека и принципам толерантности как среди сотрудников правоохранительных органов, так и среди широкой общественности.
Необходимо выработать четкие критерии в оценке деятельности правоохранительных органов.
Повысить требования к кадровому составу, улучшить материальное обеспечение и повысить престиж правоохранительных органов.
Выработать четкие механизмы обратной связи и взаимодействия с населением и гражданами РФ.
Следует развивать социально ориентированную систему правовой помощи.
В заключение подчеркнем, что события последних лет наглядно показали, что успешная борьба правоохранительных органов с противоправными проявлениями в обществе не может осуществляться без всесторонней помощи со стороны граждан. Поддержка со стороны населения – одно из главных условий эффективной деятельности правоохранительных органов как по охране общественного порядка, так и в целом по предупреждению и пресечению правонарушений, устранению или нейтрализации криминогенных факторов, охране прав и законных интересов граждан.
Список литературы
Конституция Российской Федерации (принятая всенародным голосованием 12.12.1993 г.) // Российская газета от 25.12.1993 г. №237. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ).
Федеральный Закон от 07.02. 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (ред. от 25.06.2012) // Собрание Законодательства РФ 2011. № 7.ст. 900.
Проект Федерального закона № 146414-4 «Об участии граждан в охране общественного порядка» (ред. внесена в ГД ФС РФ).
Бекетов О. И., Матузко Т. В., Пономарёв А. Ю. Правовые основы и организационные формы участия граждан в охране правопорядка: учеб.пособие / Омск, Омская Академия МВД России, 2010.
Бельский К.С. О функциях исполнительной власти // Государство и право, 2010, № 3, с.15.
Бессарабов Р.А. Правовая социализация и правовое воспитание // Философия права. - 2010. - № 4.
Вачаев Н., Жерновой М. Перспективы взаимодействия ОВД с общественными формированиями по обеспечению правопорядка // Профессионал. - 2011. - № 2.
Головкина А.Г. О состоянии и перспективах развития государственной системы профилактики правонарушений в Российской Федерации // Право и жизнь. – 2011. - № 153 (3).
Егорышев С.В. Современные формы и особенности участия общественности в борьбе с преступностью и обеспечении общественного порядка // Российский следователь. - 2008. - № 11.
Исаров О.Б. Понятие и сущность оперативно-розыскной профилактики преступлений // Научный портал МВД России. - 2008. - № 1.
Каракулин М.В. Некоторые особенности участия общественности в охране правопорядка и борьбе с преступностью в России в современных условиях // Теория и практика общественного развития. - 2008. - № 2.
Кононов А.М. Роль и место органов местного самоуправления в осуществлении охраны общественного порядка // Государство и право, № 12, 2010, с.36.
Маракулин Д.А. К вопросу о сущности общественного порядка // Актуальные проблемы российского права. - 2009. - № 4.
Полещук А.С. Общественный (гражданский) контроль как гарантия прав и свобод человека и гражданина // Вестник Московского университета МВД России. - 2010. - № 2.
Прокопов Ю.В. Понятия «общественный порядок», «правопорядок» и «общественная безопасность» и их соотношение в теории государства и права и в российском законодательстве // Мир юридической науки. - 2009. - № 3.
Слюсарь Н. Проблемы правового обеспечения участия общественности в оказании содействия государственному управлению в сфере охраны общественного порядка и борьбы с преступностью // Российский следователь. - 2007. - № 4.
Щеголева Н. В. Особенности правового регулирования процесса участия граждан в охране общественного порядка // Актуальные вопросы юридических наук: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Челябинск, ноябрь 2012 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2012. - С. 21-24.
Прокопов Ю.В. Понятия «общественный порядок», «правопорядок» и «общественная безопасность» и их соотношение в теории государства и права и в российском законодательстве // Мир юридической науки. - 2009. - № 3.
Прокопов Ю.В. Понятия «общественный порядок», «правопорядок» и «общественная безопасность» и их соотношение в теории государства и права и в российском законодательстве // Мир юридической науки. - 2009. - № 3.
Маракулин Д.А. К вопросу о сущности общественного порядка // Актуальные проблемы российского права. - 2009. - № 4.
Маракулин Д.А. К вопросу о сущности общественного порядка // Актуальные проблемы российского права. - 2009. - № 4.
Каракулин М.В. Некоторые особенности участия общественности в охране правопорядка и борьбе с преступностью в России в современных условиях // Теория и практика общественного развития. - 2008. - № 2.
Бессарабов Р.А. Правовая социализация и правовое воспитание // Философия права. - 2010. - № 4.
Бекетов О. И., Матузко Т. В., Пономарёв А. Ю. Правовые основы и организационные формы участия граждан в охране правопорядка: учеб.пособие / Омск, Омская Академия МВД России, 2010.
Бекетов О. И., Матузко Т. В., Пономарёв А. Ю. Правовые основы и организационные формы участия граждан в охране правопорядка: учеб.пособие / Омск, Омская Академия МВД России, 2010.
Слюсарь Н. Проблемы правового обеспечения участия общественности в оказании содействия государственному управлению в сфере охраны общественного порядка и борьбы с преступностью // Российский следователь. - 2007. - № 4.
Щеголева Н. В. Особенности правового регулирования процесса участия граждан в охране общественного порядка // Актуальные вопросы юридических наук: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Челябинск, ноябрь 2012 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2012. - С. 21-24.
Щеголева Н. В. Особенности правового регулирования процесса участия граждан в охране общественного порядка // Актуальные вопросы юридических наук: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Челябинск, ноябрь 2012 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2012. - С. 21-24.
Щеголева Н. В. Особенности правового регулирования процесса участия граждан в охране общественного порядка // Актуальные вопросы юридических наук: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Челябинск, ноябрь 2012 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2012. - С. 21-24.
38
2.Федеральный Закон от 07.02. 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (ред. от 25.06.2012) // Собрание Законодательства РФ 2011. № 7.ст. 900.
3.Проект Федерального закона № 146414-4 «Об участии граждан в охране общественного порядка» (ред. внесена в ГД ФС РФ).
4.Бекетов О. И., Матузко Т. В., Пономарёв А. Ю. Правовые основы и организационные формы участия граждан в охране правопорядка: учеб.пособие / Омск, Омская Академия МВД России, 2010.
5.Бельский К.С. О функциях исполнительной власти // Государство и право, 2010, № 3, с.15.
6.Бессарабов Р.А. Правовая социализация и правовое воспитание // Философия права. - 2010. - № 4.
7.Вачаев Н., Жерновой М. Перспективы взаимодействия ОВД с общественными формированиями по обеспечению правопорядка // Профессионал. - 2011. - № 2.
8.Головкина А.Г. О состоянии и перспективах развития государственной системы профилактики правонарушений в Российской Федерации // Право и жизнь. – 2011. - № 153 (3).
9.Егорышев С.В. Современные формы и особенности участия общественности в борьбе с преступностью и обеспечении общественного порядка // Российский следователь. - 2008. - № 11.
10.Исаров О.Б. Понятие и сущность оперативно-розыскной профилактики преступлений // Научный портал МВД России. - 2008. - № 1.
11.Каракулин М.В. Некоторые особенности участия общественности в охране правопорядка и борьбе с преступностью в России в современных условиях // Теория и практика общественного развития. - 2008. - № 2.
12.Кононов А.М. Роль и место органов местного самоуправления в осуществлении охраны общественного порядка // Государство и право, № 12, 2010, с.36.
13.Маракулин Д.А. К вопросу о сущности общественного порядка // Актуальные проблемы российского права. - 2009. - № 4.
14.Полещук А.С. Общественный (гражданский) контроль как гарантия прав и свобод человека и гражданина // Вестник Московского университета МВД России. - 2010. - № 2.
15.Прокопов Ю.В. Понятия «общественный порядок», «правопорядок» и «общественная безопасность» и их соотношение в теории государства и права и в российском законодательстве // Мир юридической науки. - 2009. - № 3.
16.Слюсарь Н. Проблемы правового обеспечения участия общественности в оказании содействия государственному управлению в сфере охраны общественного порядка и борьбы с преступностью // Российский следователь. - 2007. - № 4.
17.Щеголева Н. В. Особенности правового регулирования процесса участия граждан в охране общественного порядка // Актуальные вопросы юридических наук: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Челябинск, ноябрь 2012 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2012. - С. 21-24.
Вопрос-ответ:
Что такое общественный правопорядок?
Общественный правопорядок - это система правил и норм, регулирующих поведение граждан и обеспечивающих безопасность и порядок в обществе.
Как развивалось взаимодействие правоохранительных органов и граждан в обеспечении общественного правопорядка?
История взаимодействия правоохранительных органов и граждан в вопросах обеспечения общественного правопорядка прошла множество этапов развития. Вначале главной ролью в поддержании порядка обществе играли граждане, а правоохранительные органы возникли позже и постепенно приняли на себя основные функции по обеспечению общественной безопасности.
Какие цели и задачи стоят перед правоохранительными органами и гражданами в поддержании общественного правопорядка?
Основной целью взаимодействия правоохранительных органов и граждан является обеспечение безопасности и порядка в обществе. Задачи включают профилактику и пресечение преступлений, обеспечение прав и свобод граждан, предотвращение и пресечение общественных беспорядков и т.д.
Какой законодательный регулирует взаимодействие правоохранительных органов и граждан в вопросах обеспечения общественного правопорядка?
Вопросы взаимодействия правоохранительных органов и граждан в вопросах обеспечения общественного правопорядка регулируются различными законами и нормативными актами, такими как Конституция РФ, Уголовный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях и др.
Какую роль играют граждане в обеспечении общественного правопорядка?
Граждане играют важную роль в обеспечении общественного правопорядка. Они могут содействовать правоохранительным органам, сообщая о преступлениях и нарушениях общественного порядка, а также соблюдать законы и не нарушать права и свободы других граждан.
Что такое общественный правопорядок и как его можно охарактеризовать?
Общественный правопорядок - это система правил и норм, которые регулируют поведение людей в обществе и обеспечивают его безопасность и стабильность. Он характеризуется соблюдением прав и свобод человека, защитой общества от преступности и нарушений общественного порядка.
Какие есть основные этапы взаимодействия правоохранительных органов и граждан в обеспечении общественного правопорядка?
Взаимодействие правоохранительных органов и граждан в обеспечении общественного правопорядка проходит через несколько этапов. Первый этап - сотрудничество и взаимодействие в решении конкретных задач и проблем. Второй этап - участие граждан в контроле и наблюдении за соблюдением правопорядка. Третий этап - участие граждан в принятии решений по вопросам обеспечения общественного порядка.
Каковы цели и задачи взаимодействия правоохранительных органов и граждан в поддержании общественного правопорядка?
Цели и задачи взаимодействия правоохранительных органов и граждан в поддержании общественного правопорядка включают в себя обеспечение безопасности и защиту прав и свобод граждан, предотвращение и пресечение преступлений и нарушений общественного порядка, создание условий для развития общественного благополучия и процветания.
Как происходит формирование законодательства по регулированию общественного правопорядка?
Формирование законодательства по регулированию общественного правопорядка происходит через принятие соответствующих законов и нормативных актов органами законодательной власти. Эти законы и акты определяют права и обязанности граждан, порядок реагирования правоохранительных органов на нарушения правопорядка и механизмы их взаимодействия с гражданами в этой сфере.
Что такое общественный правопорядок?
Общественный правопорядок - это система правил, норм и законов, которые регулируют поведение граждан в обществе и обеспечивают его нормальное функционирование.
Какова история взаимодействия правоохранительных органов и граждан в вопросах обеспечения общественного правопорядка?
История взаимодействия правоохранительных органов и граждан в вопросах обеспечения общественного правопорядка насчитывает множество эпизодов. От патриархальных времен, когда мирным жителям приходилось самостоятельно защищать свои интересы, до современности, когда государство обеспечивает права и свободы граждан, а правоохранительные органы сотрудничают с населением для поддержания порядка.
Какие цели и задачи ставят перед собой правоохранительные органы и гражданы при сотрудничестве по поддержанию общественного правопорядка?
Основными целями и задачами взаимодействия правоохранительных органов и граждан являются предотвращение преступлений, обеспечение безопасности населения, защита прав и свобод граждан, установление и поддержание порядка в обществе, а также предоставление содействия гражданам в получении правовой помощи и защиты их интересов.