Методика изучения национального Японского костюма, как способ формирования интереса к изучению культуры

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Культурология
  • 33 33 страницы
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 31.01.2013
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение
1 часть. Японский костюм как отражение специфики национальной культуры
2 часть. Отношение к Японской культуре в старших классах российской школы: конкретизация культурологической проблематики
3 часть. Методика преподавания Японского костюма в курсе «культурология» в школе
Заключение
Список литературы:

Фрагмент для ознакомления

Представляется, что не все участники опроса честно высказали подобные мнения, возможно, что традиция неуважения к национальной культуре другой страны могло бы проявиться в полной мере. В связи с этим, в методику изучения данной культуры был внесен еще один важный аспект: необходимость воспитания у старшеклассников уважения к традициям культур других стран, вне зависимости от личностного приятия или неприятия этих традиций.
На базе практического исследования были уточнена культурологическая проблематика изучения Японской культуры.
Прежде всего, необходимо дать точные и достоверные представления о культуре Японии на базе современных исследований на русском языке. Необходимо подчеркнуть значимость корреляции материального и духовного аспекта в культуре, уделить внимание специфике диалога традиционного и современного.
Кроме того, необходимо заинтересовать учеников культурой этой страны, способствовать стимулированию самостоятельного, более глубокого, ее изучения.
И, наконец, представляется очень важным способствовать формированию у старшеклассников уважения к культуре других стран.
На основе этих положений была создана методика изучения японского костюма, которая будет изложена в третьей главе работы.
3 часть. Методика преподавания Японского костюма в курсе «мировая художественная культура» в школе

Методика преподавания Японского костюма в курсе «мировая художественная культура» в общеобразовательной школе основывается на том, что в настоящее время возрастает роль данного предмета в структуре образовательного процесса на основе целей и задач, изложенных в государственной программе по модернизации российского образования. Представления о духовной культуре различных стран, которые еще десять-пятнадцать лет были лишь общеознакомительными, в настоящее время могут быть даны углубленно. В связи с этим, культуре Японии возможно посвятить три урока, разбив их по следующей тематике:
Япония: традиции и современность.
Кимоно.
Особенности японской культуры, символика цвета.
Первый урок содержит общую проблематику культуры и искусства, и в нашей работе затронут не будет. Урок № 2 посвящен японскому костюму, в уроке номер 3 также есть соответствующая теме работы проблематика, и поэтому они будут рассмотрены подробно.
При разработке уроков учитывались следующие педагогические принципы:
Изложение материала должно чередоваться с другими разноплановыми по форме заданиями. Это способствует более эффективному усвоению материала.
Урок должен строиться на основе методологии открытой формы обучения. Диалогичность на уроке создает атмосферу духовного общения.
В преподавании художественной культуры необходимо опираться на интегральный принцип взаимодействия культуры с историей, философией, этикой, эстетикой, психологией, социологией и другими науками.
При изучении культурологической тематики в школе также нужно стремиться развивать творческие способности у учеников, которые могут выражаться как в восприятии произведений культуры и искусства, так и в самостоятельной исследовательской и художественной деятельности.
Старшеклассники, в отличии от ученик младших и средних классов школы, более всего ценят в обучении познавательность и легкость усвоения материала. С учетом данных психологических закономерностей уроки были максимально насыщены значимыми и интересными фактами, а форма их подачи варьировалась для достижения наибольшего психологического комфорта восприятия информационного потока.
На базе данных методологических принципов, а также на основе культурологических выводов в конце второй главы работы разработан план трех уроков по культурологии в старших классах школы.

Урок 2. Кимоно.
Структура урока:
Настройка (5 минут). Восприятие японской культуры и культуры вообще у учеников старших классов базируется на интеллектуальном и эмоциональном ее восприятии. Та информация, которая связана с яркими впечатлениями и чувствами, усваивается наиболее прочно. Кроме того, настройка имеет своей целью создать общий творческий настрой, так как выходит за пределы приемов и методов, применяющихся на традиционных уроках.
В качестве настройки мы предлагаем показать ученика небольшой фрагмент музыкального фильма о японской поэзии «Времена года» (автор – Сергей Чжун) спредварительной аннотацией к нему учителя. Рекомендуемое время просмотра этого часового фильма – с 19 минуты по 21 минуту.
Работа над осмыслением фильма (5 минут). Происходит в диалоге, учитель может задавать наводящие вопросы:
- Как вы думаете, в фильме запечатлена современность или прошлое Японии?
- В фильме представлена различная традиционная одежда. Она чем-то отличается? Чем объясняются эти отличия?
Учитель может бать на доске план сравнения:
- мужская и женская одежда,
- повседневная и праздничная,
- приуроченная какому-либо событию (особенности военных учений отражены в фильмы наиболее ярко).
Рассказ учителя (15 минут). Кратко характеризуются основные виды и типы японской национальной одежды, кимоно, его специфика (как одевать, как носить, история его вытеснения из повседневной жизни одеждой западного образца, кимоно как элемент японской эстетики и искусства).
Закрепление знаний – составление кроссвордов по теме, достаточно использовать в задании 4-5 слов (5 минут).
Рекомендуемый глоссарий для кроссворда:
Кину
Хакама
Кимоно
Вафуку
Гофуку
Таби
Хаори
Мо
Кокуфу
Сокутай
Косодэ
Самурай
Гравюра
Оби
Рассказ с иллюстративным материалом (10 минут). Рассказ сопровождается иллюстрированными материалами, например книгой Татьяны Григорьевой. Содержание рассказа учителя: структура кимоно и его производство, роль качества ткани и рисунка для создания кимоно. Стили кимоно (повседневный, праздничный, военный, рабочая одежда гейш и майко).
Домашнее задание (5 минут). Учитель объясняет суть творческого домашнего задания: ученикам нужно создать собственную иллюстрацию в тетради к теме урока. Это может свой рисунок, картинка из интернета или книги, распечатанная и наклеенная в тетрадь.

Урок 3. Особенности японской культуры, символика цвета.
Третий урок является продолжением второго урока, в нем также затрагиваются вопросы японского национального костюма, но водится обобщение на уровне культуры в целом. Итог информационный и одновременно итоговый по теме в целом.
Активизация имеющихся знаний (5 минут).
Японская одежда и кимоно – это одно и то же?
Почему?
Кимоно – это японская домашняя одежда?
Для каких случаев может быть предназначено кимоно?
Проверка домашнего задания, показ лучших иллюстраций кимоно и выставление оценок (5 минут).
Рассказ учителя о символике цвета в японской культуре (1о минут). Показ образцов цветовых решений на примере кимоно, обсуждение в свободной форме различных цветовых решений японских костюмов, поиск к ним поэтических метафор, близких по стилю японским поэтическим творениям.
Итоговая проверка знаний и их обработка в игровой форме (20 минут). Выбор из класса пяти желающих получить отметки и наиболее заинтересованных учеников, и проведение с ними игры, аналогичной интеллектуальному ток-шоу «Что? Где? Когда?». Остальные ученики также участвуют – помогают в обсуждении сложных вопросов, составляют задания – вопросы по своей инициативе.
Домашнее задание – написать сочинение в свободной форме на 1 лист «Как я представляю себе культуру Японии». Сочинение в виде поэтических строк в японском стиле приветствуется.

Заключение

На реке Тацуте
Каннадзуки, месяц десятый
Ткет парчовый наряд –
Дождевые струи, как нити,
Пронизали алые листья.
В работе «Методика изучения национального Японского костюма, как способ формирования интереса к изучению культуры» были рассмотрены доступные источники на русском языке, прослежен краткий путь эволюции японского национального костюма, проведено анкетированию с целью выявить особенности восприятия японской культуры в общеобразовательной школе, проведен анализ результатов исследования и конкретизирована культурологическая проблематика по теме, а также представлена методика изучения японского костюма в старших классах общеобразовательной школы.
На базе теоретического и практического исследования был составлен план двух уроков с учетом психологических особенностей данного возраста, а также с учетом новых подходов к преподаванию культурологии в школе.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что была предпринята попытка систематизации имеющей информации о национальном костюме Японии, очерчена культурологическая проблематика в аспекте преподавания данной теме, а также сформулирован подход в изучению японской национальной культуры в старших классах школы.
Практическая значимость связана с возможностью применению данной методике в педагогической практике.
В преподавании данного курса важно учесть, что с данных уроков ученик должен сохранить в памяти не столько информацию о культуре, которую можно почерпнуть из книг и интернет-ресурсов, но и представление об особом колорите поэзии, музыки, скульптуры, архитектуры и живописи, получить представление о национальном языке и одежде как составляющим духовной культуры Японии.

Список литературы:
Агабабян, К.А. Эволюция и инволюция художественного образа многомерного объекта в дизайне одежды: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. М., 2006. 25 с.
Афонькина, Е. Традиционный японский костюм.// Оригами. 1997. №3. С.15-18.
Гаджиева, Е.А. Страна восходящего солнца. История и культура Японии. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2006. 256 с.
Григорьева, Т.П. Японская художественная традиция. – М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», Институт востоковедения АН СССР, 1979. 458 с.
Григорьева, Т.П. Японское искусство. М.: «ЭКСМО», 2011. 192 с.
Иофан, Н.А. Культура древней Японии. – М.: «Наука», 1974. 264 с.
Исаева, А.А. Семантические традиции цвета в культуре.// Рукописный журнал Общества ревнителей русской философии. – 2005. №8. С.15 – 34.
Калашникова, Н.М. Семиотика костюма./Сборник материалов Конгресса «Текстиль и традиции костюма», 2006. – С.139-140.
Кимоно и веера Японии. Автор текста А. Тюленина. - М.: «Искусство», 1996. 24 с..
Конрад, Н.И. Очерк истории культуры средневековой Японии. VII – XVI века. – М.: «Искусство», 1980. 144 с.
Кручина, Е. Несколько слов о бессловесном: Японские жесты.- М.: Академия, 1999. 102 с.
Наумова, Т. Цвета Японии. - М.: «Искусство», 1989. 264 с.
Николаева, Н. Традиционные художественные формы в системе современной культуры Японии.// Культура. 2004. №3. С.43-58.
Петрова, И.В., Бабушкина, Л.Н. Что вы знаете о японском костюме? - М.: «Легпромбытиздат», 1992. 60 с.
Религиозные традиции мира. Т. 2. – М.: «Крон-пресс», 1996. 640 с.
Рутиэн, А.Н. Японские цвета. М.: «Искусство», 2007. 242 с.
Самозванцев, А.М. Мифология Востока. – М.: «Алетейя», 2000. 349 с.
Сэнсом, Дж. Б. Япония. Краткая история культуры. 2-е изд. – М.: «Евразия», 2002. 576 с.
Тумаркин, П.С. Жесты и мимика в общении японцев. Лингвострановедческий словарь - справочник. М.: Изд-во «Русский язык», 2006. 214 с.
Федоренко, Н.Т. Японские записи. - М.: «Советский писатель», 1966. 242 с.
Федоров, С. В. Семиотический аспект изучения литературы. Размышления учителя-словесника. - СПб.: «Нева», 2005. 96 с.
Фролова, М.И. Культура Японии. Разработка уроков. – М.: «Чистые пруды», 2005. 32 с.
Хованчук, О.А. История японского костюма с древнейших времен до середины XX века. Автореф канд.дис. Владивосток, 2006. 31 с.
Штейнер, Е.С. Феномен человека в японской традиции: личность иликвазиличность? / Человек и культура.6 индивидуальность в истории культуры. – М.: «Наука», 1990. С. 164-190.
Японская поэзия. Составитель: Бычков, М.Н. – Спб.: «Северо-Запад», 2000. 200с.
Хованчук, О.А. История японского костюма с древнейших времен до середины XX века. Автореф канд.дис. Владивосток, 2006. С. 5.
Подробнее об этом см.: Николаева, Н. Традиционные художественные формы в системе современной культуры Японии.// Культура. 2004. №3. С.43-58.

Подробнее об этом см. в исследовании Н.М. Калашниковой: Калашникова, Н.М. Семиотика костюма./Сборник материалов Конгресса «Текстиль и традиции костюма», 2006. С.139-140.
Хованчук, О.А. История японского костюма с древнейших времен до середины XX века. Автореф канд.дис. Владивосток, 2006. 31 с.
Такая периодизация дана в диссертации О.А. Хованчук.
Подробнее см. в работе: Федоренко, Н.Т. Японские записи. - М.: «Советский писатель», 1966. 242 с.
Образец анкеты см. в Приложении 1.
Григорьева, Т.П. Японское искусство. М.: «ЭКСМО», 2011. 192 с.
Стихотворение неизвестного автора, «Кокинсю». Цит по: Японская поэзия. Составитель Бачков, М.Н. – Спб: «Северо-Запад», 2000г. С. 153.









2

Список литературы:
1.Агабабян, К.А. Эволюция и инволюция художественного образа многомерного объекта в дизайне одежды: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. М., 2006. 25 с.
2.Афонькина, Е. Традиционный японский костюм.// Оригами. 1997. №3. С.15-18.
3.Гаджиева, Е.А. Страна восходящего солнца. История и культура Японии. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2006. 256 с.
4.Григорьева, Т.П. Японская художественная традиция. – М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», Институт востоковедения АН СССР, 1979. 458 с.
5.Григорьева, Т.П. Японское искусство. М.: «ЭКСМО», 2011. 192 с.
6.Иофан, Н.А. Культура древней Японии. – М.: «Наука», 1974. 264 с.
7.Исаева, А.А. Семантические традиции цвета в культуре.// Рукописный журнал Общества ревнителей русской философии. – 2005. №8. С.15 – 34.
8.Калашникова, Н.М. Семиотика костюма./Сборник материалов Конгресса «Текстиль и традиции костюма», 2006. – С.139-140.
9.Кимоно и веера Японии. Автор текста А. Тюленина. - М.: «Искусство», 1996. 24 с..
10.Конрад, Н.И. Очерк истории культуры средневековой Японии. VII – XVI века. – М.: «Искусство», 1980. 144 с.
11.Кручина, Е. Несколько слов о бессловесном: Японские жесты.- М.: Академия, 1999. 102 с.
12.Наумова, Т. Цвета Японии. - М.: «Искусство», 1989. 264 с.
13.Николаева, Н. Традиционные художественные формы в системе современной культуры Японии.// Культура. 2004. №3. С.43-58.
14.Петрова, И.В., Бабушкина, Л.Н. Что вы знаете о японском костюме? - М.: «Легпромбытиздат», 1992. 60 с.
15.Религиозные традиции мира. Т. 2. – М.: «Крон-пресс», 1996. 640 с.
16.Рутиэн, А.Н. Японские цвета. М.: «Искусство», 2007. 242 с.
17.Самозванцев, А.М. Мифология Востока. – М.: «Алетейя», 2000. 349 с.
18.Сэнсом, Дж. Б. Япония. Краткая история культуры. 2-е изд. – М.: «Евразия», 2002. 576 с.
19.Тумаркин, П.С. Жесты и мимика в общении японцев. Лингвострановедческий словарь - справочник. М.: Изд-во «Русский язык», 2006. 214 с.
20.Федоренко, Н.Т. Японские записи. - М.: «Советский писатель», 1966. 242 с.
21.Федоров, С. В. Семиотический аспект изучения литературы. Размышления учителя-словесника. - СПб.: «Нева», 2005. 96 с.
22.Фролова, М.И. Культура Японии. Разработка уроков. – М.: «Чистые пруды», 2005. 32 с.
23.Хованчук, О.А. История японского костюма с древнейших времен до середины XX века. Автореф канд.дис. Владивосток, 2006. 31 с.
24.Штейнер, Е.С. Феномен человека в японской традиции: личность иликвазиличность? / Человек и культура.6 индивидуальность в истории культуры. – М.: «Наука», 1990. С. 164-190.
25.Японская поэзия. Составитель: Бычков, М.Н. – Спб.: «Северо-Запад», 2000. 200с.

Вопрос-ответ:

Какая роль играет Японский костюм в отражении национальной культуры?

Японский костюм является неотъемлемой частью национальной культуры Японии. Он отражает особенности японской истории, традиций и религии. Каждый элемент костюма имеет свое значение и символику, которая может быть узнана и понята только через изучение японской культуры в целом.

Каково отношение старших классов российской школы к Японской культуре и Японскому костюму?

Отношение старших классов российской школы к Японской культуре и Японскому костюму может быть разным. Некоторые могут проявлять интерес и любопытство, так как Япония и ее культура популярны в мире, особенно среди молодежи. Однако, есть и те, кто не проявляет особого интереса или не осознает значимость японской культуры.

Какая методика может быть использована для преподавания Японского костюма в курсе "культурология" в школе?

Для преподавания Японского костюма в курсе "культурология" в школе может быть использована комбинация разных методик. Это может включать изучение истории развития японского костюма, его элементов и традиций. Также можно проводить практические занятия, где ученики могут самостоятельно создавать или носить японский костюм. Важно также организовать посещение музеев или выставок, где можно увидеть и изучить настоящие экземпляры японского костюма.

Как можно использовать изучение Японского костюма как способ формирования интереса к изучению японской культуры?

Изучение Японского костюма может быть использовано как способ формирования интереса к изучению японской культуры путем предоставления ученикам возможности погрузиться в японскую культуру через ее визуальный аспект. Изучение истории, символики и традиций, связанных с японским костюмом, помогает понять особенности японской культуры и вызывает у учащихся желание узнать больше и глубже.

Какая методика изучения национального Японского костюма предлагается в статье?

В статье предлагается методика изучения национального Японского костюма в рамках курса "культурология" в школе.

Что отражает Японский костюм?

Японский костюм отражает специфику национальной культуры Японии.

Какое отношение к Японской культуре в старших классах российской школы узнаем из статьи?

Из статьи узнаем конкретизацию культурологической проблематики и отношение к Японской культуре в старших классах российской школы.

Какую информацию о методике преподавания Японского костюма в курсе "культурология" узнаем из статьи?

Статья предоставляет информацию о методике преподавания Японского костюма в курсе "культурология" в школе.