Роль социальной среды в развитии подростка 7 класс.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогика
  • 33 33 страницы
  • 22 + 22 источника
  • Добавлена 23.03.2012
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание





Введение
Глава 1. Организация занятий с учащимися по теме: «Роль социальной среды в развитии подростка»
1.1. Изучение нормативных документов
1.2. Учет возрастных особенностей учащихся
1.3. Выбор форм и методов проведения занятий
1.4.Подготовка учебно-материальной базы
Глава 2. Методика проведения занятий по теме «Роль социальной среды в развитии подростка»
2.1. Определение целей занятия
2.2. Определение учебных вопросов
2.3. Распределение времени на проведение занятий
2.4. План-конспект для проведения занятия с учащимися 7 класса по теме «Роль социальной среды в развитии подростка»
Заключение
Список использованной литературы
Приложение А
Приложение B

Фрагмент для ознакомления

);- ранняя сексуальная активность, подростковая беременность;- высокий уровень семейного стресса, семейная нестабильность, низкий уровень дохода в семье;- неспособность освоить школьную программу, прогулы в школе;- проблемы межличностного общения в семье, школе, со сверстниками;2.3. Распределение времени на проведение занятийВажную роль в подготовке урока играет определение учебных задач. Здесь следует учитывать требования к обязательному минимуму содержания основного общего образования по предмету ОБЖ, а также рассчитывать подлежащие изучению вопросы по времени. Также важный момент – распределение времени на проведение занятия. Занятия по данной теме рекомендуется проводить в форме классического урока продолжительностью 40 минут (уроки усвоения новых знаний). Структура урока:1.Организация работы (вводная часть 5 минут)2.Главная часть (основная часть 30 минут)1 учебный вопрос– 30 минут;3.Подведение итогов и задание на дом (заключительная часть 5 минут).2.4. План-конспект для проведения занятия с учащимися 7 класса по теме «Роль социальной среды в развитии подростка» Утверждаю Директор МОУ СОШ № «____»_________2012 г.План – конспект занятия по курсу КБЖ с учащимися 7 класса по профилактикевлияния рисков социальной среды наразвитие подросткаТема «Формирование здорового жизненного стиля»Занятие 3. Понятие зависимости от психоактивных веществ. Зависимость, как деструктивная форма защиты личности, как иллюзорный способ ухода от проблем. Профилактика табакокурения и употребления алкоголя.Цели:1.Учебная. Ознакомить учащихся с объективной информацией о действии табака и алкоголя.2.Воспитательная. Формирование у детей бдительности, самодисциплины, формирование ответственного отношения к этой проблеме.Учебные вопросы:Понятие зависимости от психоактивных веществ. Зависимость, как деструктивная форма защиты личности, как иллюзорный способ ухода от проблем. Профилактика табакокурения и употребления алкоголя.Время 40 минут Дата: «____»________________2012 г.Учебно-тематический план занятий.Занятие №1 Понятие здоровой личности. Личная гигиена. Закаливание.Занятие №2 Отношение к себе. Развитие и личностный рост. Ценность личности. Угрозы и опасности. Самозащита.Занятие №3 Понятие зависимости от психоактивных веществ. Зависимость, как деструктивная форма защиты личности, как иллюзорный способ ухода от проблем. Профилактика табакокурения и употребления алкоголя.Занятие №4 Человек, как социальное существо. Общение. Законопослушное поведение.Занятие №5 Преодоление проблемных или стрессовых ситуаций.Место проведения: кабинет ОБЖМатериальное обеспечение: литература, плакаты, раздаточный материал, видеороликПлан проведения урока1. Вводная часть – 5 минут.2. Основная часть:1 учебная работа – 35 минут2. Заключительная часть 5 минутыХод урокаВводная частьПриветствиеПроверка по журналуПроверка домашнего заданияВведениеТема нашего сегодняшнего занятия «Формирование здорового жизненного стиля». Тема довольно обширная и включает в себя вопросы :Понятие зависимости от психоактивных веществ. Зависимость, как деструктивная форма защиты личности, как иллюзорный способ ухода от проблем. Профилактика табакокурения и употребления алкоголя.Приступаем к рассмотрению учебного вопроса.Основная частьРабота по теме занятия. Продолжительность 20 минут.Цель: знакомство с объективной информацией о действии психоактивных веществМетоды: мозговой штурм «Зачем люди употребляют психоактивные вещества». Лекция – беседа.Заметки для учителя: имеет смысл задать тон серьезного и открытого разговора своим примером.Материалы для учителя:План лекции - беседы «Проблемы злоупотребления психоактивными веществами»:1.Что такое зависимость от психоактивных веществ. -Что дает людям употребление наркотических веществ?-Каковы последствия употребления?-Какие вещества вызывают развитие зависимости?-Почему зависимость от психоактивных веществ - это хроническое неизлечимое и смертельное заболевание? 2. Биологический аспект зависимости от психоактивных веществ.- Биологические предпосылки возникновения зависимости.Механизм возникновения и развития зависимости от психоактивных веществ.3.Психологический аспект зависимости от психоактивных веществ.-Психологические предпосылки начала употребления психоактивных веществ (низкая самооценка, трудности в общении со сверстниками и взрослыми, закрепощенность, отсутствие навыков решения личностных проблем, неумение противостоять давлению окружающих и т. д.)-Психологическая зависимость, механизмы ее развития.-Психологические проявления зависимости от психоактивных веществ (усиление негативных чувств, отрицание наличия проблемы, изоляция и т.д.)4.Социальный аспект зависимости от психоактивных веществ.-Социальные предпосылки употребления психоактивных веществ (высокий уровень социальной проблематичности общества, экономическая выгода от продажи наркотиков, трудности в общении, культурная приемлемость употребления некоторых веществ, неумение противостоять давлению общества и т.д.)-Проявление зависимости от психоактивных веществ на социальном уровне (криминальный путь, изоляция, вращение в социальной среде, где принято употребление, зависимость как семейное заболевание и т.д.)Демонстрация раздаточного материала (приложения 1,2,3).5. Духовный аспект зависимости от психоактивных веществ.-Что такое духовность (потребность каждого человека - чувствовать себя духовным, чувствовать, что его жизнь это часть чего-то большего, что он приобщен к мировой культуре, искусству, нравственности и т.д.)-Психоактивные вещества – ложная и разрушительная возможность заполнения духовного вакуума.6.Возможность выздоровления. -Признание наличия проблемы. -Обращение за помощью.-Выздоровления должно касаться всех четырех аспектов заболевания.7.Ответственность подростка за собственное употребление психоактивных веществ. -Кому выгодно употребление подростками наркотиков и алкоголя.-Какие существуют способы для приобщения подростка к употреблению.-Способы противостояния давлению сверстников и распространителей. Учитель должен иметь четкое представление об основных понятиях данной темы.Демонстрация раздаточного материала (приложения 1,2,3). Работа по теме занятия. Продолжительность 15 минут.Цель: Осознание собственной роли и ответственности в отношениях с психоактивными веществами.Методы: Деловая игра «Предотвращение употребления психоактивными веществами»Оборудование: бумага, ручкиМатериалы для учителя:Деловая игра «Предотвращение употребления психоактивными веществами».Участникам предлагается представить себя руководителями учебных учреждений. Задача – предотвращение употребления психоактивных веществ в их учебном заведении. Задача решается с помощью техники мозгового штурма. Упражнение направлено на осознании степени своего участия в решении проблемы. Заключительная частьВ заключение урока давайте подведем итоги пройденного материала.Мы с вами выяснили, что такое зависимость от психоактивных веществ. Разработали простые, несложные правила профилактики табакокурения и употребления алкоголя.Домашнее задание у вас будет следующее: прочитать § 16 в учебнике ОБЖ для 7-х классов под ред. М.П.Фролова по данной теме и ответить на контрольные вопросы в конце параграфа.Урок закончен. Спасибо. До свидания.Педагог должен учитывать (и естественно использовать эти знания в своей работе), что факторами защиты от риска употребления психоактивных веществ могут быть:Семейная стабильность и сплоченность, адекватное воспитание и теплые, близкие отношения с членами семьи; Средний и высокий уровень дохода в семье, адекватная обеспеченность жильем;Высокое качество медицинской помощи;Низкий уровень преступности в регионе;Доступность служб социальной помощи;Высокий уровень интеллекта и устойчивости к стрессу, физическое и психическое благополучие; Высокая самооценка, развитые навыки самостоятельного решения проблем, поиска и восприятия социальной поддержки, устойчивость к давлению сверстников, умение контролировать свое поведение; Соблюдение норм общества в употреблении психоактивных веществ.ЗаключениеПреподаватель – организатор курса ОБЖ в школе должен уметь доходчиво и наглядно с использованием наглядных материалов и современных педагогических технологий донести до учащихся материал по любой теме, касающейся безопасности жизнедеятельности.В данной курсовой работе была поставлена цель - изучение организации и разработки методики обучения учащихся по профилактикевлияния рисков социальной среды наразвитие подростка 7 класс.В соответствии с целью поставлены и решены следующие задачи:- Изучены возрастные особенности учащихся подросткового возраста;- Изучены существующие современные формы и методы проведения занятий;- Изучены процесс подготовки учебно–материальной базы для проведения занятий;- Изучены план – конспект урока по теме профилактикивлияния рисков социальной среды наразвитие подростка 7 класс.Предложенная организация и методика занятия для учащихся 7 классов наиболее актуальна в связи с их психологическими и возрастными особенностями, что помогает детям лучше усвоить данный материал и применять теоретические знания и благодаряновым техникам – полученные практические знания в повседневной жизни.Поставленные цели и задачи в курсовой работе достигнуты.В заключение следует еще раз подчеркнуть, что любая работа по профилактике требует постоянного воздействия на формирующиеся представления, убеждения учащихся по отношению к определенным жизненным ценностям (например, таким, как здоровье человека и стремление его сохранить), поэтому профилактическое воздействие должно осуществляться на всем протяжении учебно-воспитательного процесса общеобразовательной школы. Такой комплексный подход к профилактике требует не только специальных занятий по обучению жизненным навыкам и навыкам отказа от психоактивных веществ, но и использования уроков по ОБЖ, биологии, литературе и т.п. для предоставления учащимся информации, способствующей формированию у них активной антинаркотической позиции.Список использованной литературыБернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М.: Прогресс, 1986. – 422с. Битенский В.С. Клинические и терапевтические аспекты наркоманий в подростковом возрасте.: Автореф. дисс. …д-ра мед.наук. – М., 1991. – 36с.Битенский В.С. Фармо–психореабилитация подростков с девиантной и аддиктивной деятельностью // Неврологический вестник. – Казань, 1994. – С.31-34.Бойко В.В. Энергия эмоций в общении. – М., 1996. – 260с.Бокий Н.В., Рыбакова Т.Г. Семейная психотерапия в профилактике рецедивов алкоголизма //Сб. науч. трудов – Л.: Из-воин-та им. В.М. Бехтерева., 1983. – С.32-37. Братусь Б.С. Психологический анализ изменений личности при алкоголизме. – М., 1974. – 96с. Гражданский кодекс РФ (часть 1, 2). – М.: ИНФРА-М, 1998. – 430 с.Конституция Российской Федерации. - М.: Проспект, 2000.–48 с.Конституция Российской Федерации. - М.: Проспект, 2000.–48 с.Ковалев Н.Е., Матюхина М.В., Патрина К. Т. Введение в педагогику. – М.: Просвещение, 1975.Н.Ф.Мельникова Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учебное пособие / ГОУ ВПО «Урал.гос. пед.ун-т – Екатеринбург, 2009.- 140 с.«О мерах по усилению охраны общественного порядка на улицах городов и других населенных пунктов Российской Федерации » Сборник постановлений Совета Министров от 22 сентября 1993. № 959 « О милиции » ФЗ / Правовые акты деятельности системы МВД России. Сборник нормативных документов.- М, 2004.О чрезвычайном положении: Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ // СЗ РФ. 2002. № 3.О Федеральной службе безопасности: Федеральный закон от 03.04.1995 N 40-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 12.О безопасности: Федеральный закон от 05. 03. 1992 № 2446 – 1 // СЗ РФ. 1992. № 6.Об утверждении концепции национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 17.12.1997 N 1300// Российская юстиция. 1997. № 13.Толстых Т.И. Становление социальной зрелости школьников на разных этапах развития // Психология и школа. – 2004, №4.Цетлин М.Г., Кошкина Е.А., Шамота А.З., Надеждин А.В. Состояние наркологической помощи несовершеннолетним в Российской Федерации и предложения по ее совершенствованию // Вопросы наркологии. – 1997. - №4. – С.31-39.Экзистенциальная психология. Под ред. РоллоМэя. М. «Эксмо-пресс», 2001. - 619 с. ЭксклайнВирджиния. Игровая терапия- Москва, 2000. -213с.Ялтонский В.М., Сирота Н.А. Анализ современных подходов к профилактике употребления наркотиков // Вопросы наркологии. – 1996. - №3. – С.91-97.Приложение АПриложение B

Список использованной литературы

1.Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М.: Прогресс, 1986. – 422с.
2.Битенский В.С. Клинические и терапевтические аспекты наркоманий в подростковом возрасте.: Автореф. дисс. …д-ра мед. наук. – М., 1991. – 36с.
3.Битенский В.С. Фармо–психореабилитация подростков с девиантной и аддиктивной деятельностью // Неврологический вестник. – Казань, 1994. – С.31-34.
4.Бойко В.В. Энергия эмоций в общении. – М., 1996. – 260с.
5.Бокий Н.В., Рыбакова Т.Г. Семейная психотерапия в профилактике рецедивов алкоголизма //Сб. науч. трудов – Л.: Из-во ин-та им. В.М. Бехтерева., 1983. – С.32-37.
6.Братусь Б.С. Психологический анализ изменений личности при алкоголизме. – М., 1974. – 96с.
7.Гражданский кодекс РФ (часть 1, 2). – М.: ИНФРА-М, 1998. – 430 с.
8.Конституция Российской Федерации. - М.: Проспект, 2000.–48 с.
9.Конституция Российской Федерации. - М.: Проспект, 2000.– 48 с.
10.Ковалев Н.Е., Матюхина М.В., Патрина К. Т. Введение в педагогику. – М.: Просвещение, 1975.
11.Н.Ф. Мельникова Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учебное пособие / ГОУ ВПО «Урал.гос. пед.ун-т – Екатеринбург, 2009.- 140 с.
12.«О мерах по усилению охраны общественного порядка на улицах городов и других населенных пунктов Российской Федерации » Сборник постановлений Совета Министров от 22 сентября 1993. № 959
13. « О милиции » ФЗ / Правовые акты деятельности системы МВД России. Сборник нормативных документов.- М, 2004.
14.О чрезвычайном положении: Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ // СЗ РФ. 2002. № 3.
15.О Федеральной службе безопасности: Федеральный закон от 03.04.1995 N 40-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 12.
16.О безопасности: Федеральный закон от 05. 03. 1992 № 2446 – 1 // СЗ РФ. 1992. № 6.
17.Об утверждении концепции национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 17.12.1997 N 1300// Российская юстиция. 1997. № 13.
18.Толстых Т.И. Становление социальной зрелости школьников на разных этапах развития // Психология и школа. – 2004, №4.
19.Цетлин М.Г., Кошкина Е.А., Шамота А.З., Надеждин А.В. Состояние наркологической помощи несовершеннолетним в Российской Федерации и предложения по ее совершенствованию // Вопросы наркологии. – 1997. - №4. – С.31-39.
20.Экзистенциальная психология. Под ред. Ролло Мэя. М. «Эксмо-пресс», 2001. - 619 с.
21.Эксклайн Вирджиния. Игровая терапия- Москва, 2000. -213с.
22.Ялтонский В.М., Сирота Н.А. Анализ современных подходов к профилактике употребления наркотиков // Вопросы наркологии. – 1996. - №3. – С.91-97.

Вопрос-ответ:

Какую роль играет социальная среда в развитии подростка?

Социальная среда имеет огромное влияние на развитие подростка. Она формирует ценности, нормы и поведенческие модели, которые молодой человек осваивает и принимает. Круг общения, школа, семья, друзья - все это является частью социальной среды, и они влияют на формирование личности и самоопределение подростка.

Какие нормативные документы регулируют организацию занятий по теме "Роль социальной среды в развитии подростка" в 7 классе?

Организация занятий по данной теме регулируется нормативными документами Министерства образования, например, стандартами образования и учебными программами. В них указываются цели, содержание и методика обучения, а также требования к уровню подготовленности учащихся.

Какие возрастные особенности учащихся нужно учитывать при организации занятий по теме "Роль социальной среды в развитии подростка" в 7 классе?

Подростки 7 класса находятся в периоде перехода из детства во взрослую жизнь. Их эмоциональная и психологическая сферы находятся в активном развитии, их интересы и потребности меняются. Поэтому при организации занятий необходимо учесть их возрастные особенности и применить методы, способствующие их активному участию и развитию.

Как выбрать формы и методы проведения занятий по теме "Роль социальной среды в развитии подростка"?

Выбор форм и методов проведения занятий зависит от целей обучения, возможностей учащихся и специфики темы. Например, можно использовать групповые дискуссии, ролевые игры, просмотр видеоматериалов, проведение проектов и т.д. Важно выбрать такие формы и методы, которые будут стимулировать активное участие подростков и помогут им лучше понять важность социальной среды для своего развития.

Какова роль социальной среды в развитии подростка?

Социальная среда играет важную роль в развитии подростка, поскольку она оказывает влияние на его ценности, убеждения, поведение и строение личности. Подростки формируют свою самооценку, взгляды на мир и отношения с окружающими в значительной степени под влиянием социальной среды.

Каким образом следует учитывать возрастные особенности учащихся при организации занятий?

При организации занятий необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, такие как особенности мышления, концентрации внимания, саморегуляция, а также их стремление к общению и необходимость в признании. Для успешного усвоения материала, необходимо применять методики и подходы, соответствующие возрастным особенностям подростков.

Каким образом выбираются формы и методы проведения занятий по теме "Роль социальной среды в развитии подростка"?

Выбор форм и методов проведения занятий должен основываться на целях обучения, возможностях учебной группы и принципе активности учащихся. Подходы, которые могут быть использованы, включают в себя коллективное обсуждение, групповую работу, ролевые игры, создание проектов и т.д. Важно подобрать такие методики, которые позволят подросткам активно участвовать в обучении и продемонстрировать свои знания.

Как подготовить учебно-материальную базу для проведения занятий по теме "Роль социальной среды в развитии подростка"?

Для подготовки учебно-материальной базы можно использовать различные ресурсы, такие как учебники, статьи, презентации, видеоматериалы и другие информационные источники. Также необходимо подготовить задания или упражнения, которые помогут учащимся углубиться в тему и закрепить полученные знания.

Какие цели ставятся при проведении занятий по теме "Роль социальной среды в развитии подростка"?

Основной целью занятий по данной теме является формирование у подростков понимания влияния социальной среды на их развитие и формирование личности. Кроме того, целью может быть развитие навыков коммуникации, саморефлексии, а также стимулирование интереса к изучению социальных наук.

Какая роль социальной среды в развитии подростка?

Социальная среда играет ключевую роль в развитии подростка. Она влияет на формирование его ценностей, установок, поведения и личностных особенностей. Социальные отношения, нормы, ценности, которые подросток встречает в своей среде, определяют его развитие и адаптацию в обществе.

Какие нормативные документы следует изучить при организации занятий по теме "Роль социальной среды в развитии подростка"?

При организации занятий по этой теме следует изучить нормативные документы, связанные с образовательным процессом, например, федеральные государственные образовательные стандарты, локальные нормативные акты школы, в которой проводятся занятия. Также полезно ознакомиться с исследованиями и научными работами, посвященными роли социальной среды в развитии подростка.

Как учесть возрастные особенности учащихся при организации занятий по теме "Роль социальной среды в развитии подростка"?

Возрастные особенности учащихся следует учитывать, чтобы создать комфортную и доступную для них обучающую среду. При организации занятий нужно учитывать способы восприятия информации подростками, их интересы и потребности. Подходить к материалу и методикам обучения нужно с учетом психологической и физиологической особенности подросткового возраста.