Критика монофелитства в святоотеческой письменности VII века ( Свт. Софроний Иеручалимский, прп. Максим Исповедник, прп. Анастасий Синаит)

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Религиоведение
  • 13 13 страниц
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 04.04.2013
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. О монофелитстве
Глава 2. Критика монофелитства в трудах свт. Софрония, прп. Максима Исповедника, прп. Анастасия Синаита
Заключение
Список литературы
Фрагмент для ознакомления

Природное состояние воли человека представляет собой состояние, в котором Бог создал человеческую волю.
Если человеческая воля пребывает в сверхъестественном состоянии, то человек начинает стремиться ко всему превышающему его человеческое естество.
В третьем, греховном, состоянии воли, противоречащем природе человека, человек начинает стремиться к противоестественному, к извращению естественного.
Прп. Анастасий Синаит таким образом объясняет соотношение между тремя состояниями человеческой воли, Божественной волей, Божественными законами и повелениями: «Божественная воля есть повеления Божии. Естественная воля разумной природы состоит в исполнении воли Божией. А плотская воля есть непослушание закону Божиему».
А монофизиты и монофелиты, как утверждает прп. Анастасий, сами одержимы дьяволом, что и мешает им понять, что существует чуждая воля, противная естественной природе человека, так называемая лукавая воля и противоестественное действие, и существует та разумная воля, которая была создана Богом и им дарована, она была изначально присуща душе человека.
Прп. Анастасий Синаит обвинил монофелитов и монофизитов в том, что они низвели плоть до уровня сотворенного зла, отвергли волю естества человека, сотворенную Богом. Поэтому они «порицают нашу боготварную плоть, посрамляют наше богодарованное разумное желание, благодаря которому мы, устремляясь к Божественному, обретаем спасение; подобным своим учением они воздвигают вражду на Создателя».
Естественную волю и естественное действие прп. Анастасий рассматривал как то, что помогает человеку совершать добрые поступки, жить в соответствии с заповедями Божиими и Божественной волей, а значит, обрести спасение. Учение монофелитов, как полагал прп. Анастасий, отрицает возможность доброделания, а значит, ставит под сомнение возможность спасения.
Заключение


В целом, благодаря трудам и деятельности свт. Софрония, прп. Максима Исповедника, прп. Анастасия Синаита Православию удалось победить ересь монофелитства. Очевидно, что монофелитство стало крайне негативным явлением в истории Церкви, привело к ожесточенной борьбе и жертвам. Несмотря на существование двух версий возникновения монофелитства, наиболее правильной является версия о том, что инициаторами появления движения монофелитства стали Константинопольский Патриарх Сергий и император Ираклий. Прп. Анастасий Синаит справедливо отмечал, что учение монофелитов является опасным и ложным, поскольку в нем отрицается возможность человека к совершению добра, а из этого следует невозможность человеческой души обрести спасение.



Список литературы


Адриан Пашин, игумен. Преподобный Анастасий Синаит: неразрывная связь аскетики с богословием./Электронный ресурс/ http://www.bogoslov.ru/text/1243127.html
Анастасий Синаит, преп. Избранные творения. - М., 2003. [Ресурс локального доступа]
Асмус В., прот. Патрология. Курс лекций, прочитанных в ПСТБИ в 1995 – 1996 уч. г. [Ресурс локального доступа].
Болотов В.В., проф. Лекции по истории Древней Церкви. - Петроград, 1918. Т. 4.
Давыденков Олег, иерей. Догматическое богословие / Курс лекций, ч. III. — М.: ПСТБИ, 1997.
Епифанович С.Л. Преп. Максим Исповедник и византийское богословие. — Киев, 1915.
Соменок Г., прот. Монофелитство и борьба с ним на Востоке и на Западе перед VI Вселенским Собором./Электронный ресурс// http://rudocs.exdat.com/docs/index-194245.html
Флоровский Г., свящ. Византийские отцы V–VIII вв. — Париж, 1933.
Асмус В., прот. Патрология. Курс лекций, прочитанных в ПСТБИ в 1995 – 1996 уч. г.//Ресурс локального доступа
Болотов В.В., проф. Лекции по истории Древней Церкви. - Петроград, 1918. Т. 4. С. 438.
Флоровский Г., свящ. Византийские отцы V–VIII вв. — Париж, 1933. С. 35.

Соменок Г., прот. Монофелитство и борьба с ним на Востоке и на Западе перед VI Вселенским Собором./Электронный ресурс// http://rudocs.exdat.com/docs/index-194245.html
Болотов В.В., проф. Лекции по истории Древней Церкви. - Петроград, 1918. Т. 4. С. 447.
Соменок Г., прот. Монофелитство и борьба с ним на Востоке и на Западе перед VI Вселенским Собором./Электронный ресурс// http://rudocs.exdat.com/docs/index-194245.html
Асмус В., прот. Патрология. Курс лекций, прочитанных в ПСТБИ в 1995 – 1996 уч. г. [Ресурс локального доступа]

Асмус В., прот. Патрология. Курс лекций, прочитанных в ПСТБИ в 1995 – 1996 уч. г.//Ресурс локального доступа
Там же.
Там же.
Цит. по: Соменок Г., прот. Монофелитство и борьба с ним на Востоке и на Западе перед VI Вселенским Собором./Электронный ресурс// http://rudocs.exdat.com/docs/index-194245.html
Болотов В.В., проф. Лекции по истории Древней Церкви. - Петроград, 1918. Т. 4. С. 487.
Флоровский Г., свящ. Византийские отцы V–VIII вв. — Париж, 1933. С. 196.
Болотов В.В., проф. Лекции по истории Древней Церкви. - Петроград, 1918. Т. 4. С. 487.
Флоровский Г., свящ. Византийские отцы V–VIII вв. — Париж, 1933. С. 196.
См.: Епифанович С.Л. Преп. Максим Исповедник и византийское богословие. — Киев, 1915. С. 136–137.
Анастасий Синаит, преп. Избранные творения. - М., 2003. [Ресурс локального доступа]
Там же.
Там же.
Адриан Пашин, игумен. Преподобный Анастасий Синаит: неразрывная связь аскетики с богословием./Электронный ресурс/ http://www.bogoslov.ru/text/1243127.html
Анастасий Синаит, преп. Избранные творения. - М., 2003. [Ресурс локального доступа]

Анастасий Синаит, преп. Избранные творения. - М., 2003. [Ресурс локального доступа]













13

1.Адриан Пашин, игумен. Преподобный Анастасий Синаит: неразрывная связь аскетики с богословием./Электронный ресурс/ http://www.bogoslov.ru/text/1243127.html
2.Анастасий Синаит, преп. Избранные творения. - М., 2003. [Ресурс локального доступа]
3.Асмус В., прот. Патрология. Курс лекций, прочитанных в ПСТБИ в 1995 – 1996 уч. г. [Ресурс локального доступа].
4.Болотов В.В., проф. Лекции по истории Древней Церкви. - Петроград, 1918. Т. 4.
5.Давыденков Олег, иерей. Догматическое богословие / Курс лекций, ч. III. — М.: ПСТБИ, 1997.
6.Епифанович С.Л. Преп. Максим Исповедник и византийское богословие. — Киев, 1915.
7.Соменок Г., прот. Монофелитство и борьба с ним на Востоке и на Западе перед VI Вселенским Собором./Электронный ресурс// http://rudocs.exdat.com/docs/index-194245.html
8.Флоровский Г., свящ. Византийские отцы V–VIII вв. — Париж, 1933.

Вопрос-ответ:

Что такое монофелитство?

Монофелитство - это ересь, которая возникла в 5-6 веках и утверждала, что в Иисусе Христе есть только одна природа - божественная, и человеческая природа отсутствует. Это отрицание двухнатурализма, который утверждает, что Христос имеет и божественную, и человеческую природы.

Какие основные критики монофелитства были высказаны в трудах святого Софрония Иерусалимского?

В трудах святого Софрония Иерусалимского основная критика монофелитства сводилась к тому, что этот учение отрицает исконное человеческое достоинство, поскольку признает только божественную природу в Христе. Святой Софроний также указывал на то, что это учение противоречит Священному Писанию и традиции Церкви.

Какую критику монофелитства можно найти в трудах преподобного Максима Исповедника?

Преподобный Максим Исповедник в своих трудах критиковал монофелитство, обращая внимание на то, что данное учение противоречит Христовому совершенному человечеству. Он подчеркивал, что Христос имеет и божественную, и человеческую природы, и объединение их в одном личном облике является основой для спасения человека.

В чем состояла критика монофелитства в трудах преподобного Анастасия Синаита?

Преподобный Анастасий Синаит в своих трудах критиковал монофелитство, указывая на то, что это учение противоречит троичному Божеству и полностью отрицает понятие Христовой человеческой воли. Он подчеркивал, что в Христе сохраняются и божественные, и человеческие свойства, а монофелитство уничтожает это естественное единство.

Какая критика монофелитства представлена в святоотеческой письменности VII века?

В святоотеческой письменности VII века критика монофелитства связана с проблемой единонадлежности и единства ипостасного Божества в Христосе и отношениями между природами – божественной и человеческой – в нем.

Какие труды святых Софрония Иерусалимского, Максима Исповедника и Анастасия Синаита содержат критику монофелитства?

В трудах святых Софрония Иерусалимского, Максима Исповедника и Анастасия Синаита содержатся различные аргументы, направленные против монофелитской ереси. Они обращаются к Писанию, цитируют священные тексты, разъясняют понятия единонадлежности и единства ипостасного Божества в Христосе, раскрывают ложность учений монофелитов и призывают к вере в истинное учение Церкви.

Какое место в святоотеческой письменности занимает проблема природы воли человека?

Проблема природы воли человека занимает значительное место в святоотеческой письменности VII века. Святые Софроний Иерусалимский, Максим Исповедник и Анастасий Синаит раскрывают природу воли человека, объясняют ее отношение к божественной и человеческой воле, а также влияние на духовную жизнь человека.

Как святые Софроний Иерусалимский, Максим Исповедник и Анастасий Синаит критикуют монофелитское учение?

Святые Софроний Иерусалимский, Максим Исповедник и Анастасий Синаит критикуют монофелитское учение, указывая на его неверные идеи о единстве ипостаси в Христе и отрицании двух природ – божественной и человеческой. Они доказывают, что истинная вера требует принятия именно этой двухприродной связи во Христе.

Что такое монофелитство?

Монофелитство - это ересь, возникшая в 5 веке, основная идея которой заключается в учении о присутствии только одной природы в Христе - божественной, отрицая при этом его человеческую природу.

Кто является основными критиками монофелитства в святоотеческой письменности VII века?

Святой Софроний Иерусалимский, преподобный Максим Исповедник и преподобный Анастасий Синаит.