Развитие психологического консультирования (К.Роджерс)

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Психология личности
  • 22 22 страницы
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 11.04.2013
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение
1.1. Эволюция системы психотерапии-консультирования К. Роджерса
1.2. Человекоцентрированная система психотерапии-консультирования в концепции К. Роджерса
1.3. Описание консультативного и психотерапевтического процесса
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

С самого начала консультативного процесса внимание акцентируется на личности клиента, а не на его проблемах. В связи с этим и главная цель психотерапии здесь помощь в личностном росте, развитии, с помощью которого клиент может самостоятельно решить свои проблемы, а второстепенной целью выступает создание в процессе консультирования благоприятного психологического климата и терапевтических отношений [5,19,20]. Главное здесь отказаться от принятия каких-либо ролей. Главная профессиональная обязанность психологаконсультанта - создать соответствующий психологический климат, в котором клиент сам бы отказалсяот защитных механизмов. При этом самое трудное — быть «настоящим» вобщении с клиентом, а также способным к следующим отношениям: уважению, заботе, принятию и пониманию.Концепция Роджерса, как и во многих других, присутствуют определенные пропозициональные предпосылки, касающиеся клиента. Так, ожидается, что, придя на консультацию, клиент будет чувствовать себя беспомощным, начнет вести себя неконгруэнтно, станет ожидать помощи и будет достаточно закрытым. По мере установления терапевтических отношений в процессе изменения их состояния,мировосприятия и формирования иного к себе отношения происходит ихрост - они становятся более зрелыми.Мы уже ранее отмечали основные компоненты психологических техник в концепции Роджерса: забота, эмпатия, а также конгруэнтность. В психотерапевтическом процессе можно выделить несколько этапов.Первая стадия - заблокированность внутренней коммуникации (отсутствует Я-сообщениеили сообщение личностных смыслов, отрицается наличие проблем, отсутствует желание к изменениям); вторая стадия — самовыражения (когдаклиент начинает в атмосфере принятия приоткрывать свои чувства, проблемы со всеми своими ограничениями и последствиями). На третьей и четвертой стадиях происходит развитие процесса самораскрытия и принятия себяклиентом во всей своей сложности, противоречивости, ограниченности инезавершенности. На следующей, пятой стадии, происходит процесс отнесения к феноменологическому миру как к своему, — преодолевается отчужденность от своего “Я”, и, как следствие, возрастает потребность быть собой.На шестой стадии, на которой развивается конгруэнтность, самопринятие иответственность, устанавливается свободная внутренняя коммуникация,поведение и самоощущение “Я” становятся органичными, спонтанными.Происходит интегрирование всего личностного опыта в единое целое. Наседьмой стадии, стадии личностных изменений, открытости себя и мирупсихолог уже становится ненужным; основная цель психотерапевтическойработы достигнута — состояние конгруэнтности с собой и миром, открытость новому опыту и реалистический баланс между «Я-реальным» и «Я-идеальным» [10].Подводя некоторые итоги, рассмотренной нами концепции Карла Роджерса, можно отметить, что в настоящее время она не является самой популярной, однако она наиболее известна в отечественной консультативной психологии. Данная концепция, если конечно так можно говорить, является очень выгодной клиенту и консультанту, она обладает мощным психотерапевтическим эффектом, потенциалом. Подход Карла Роджерса находит свое применение в разрешении возникающих конфликтов, в работе с разными возрастными группами, в разнообразных учреждениях, лечебных и образовательных. Концепция, несомненно, обладает рядом преимуществ и недостатков, у нее имеются и некоторые ограничения в применении, которые были известны и самому Роджерсу. Например, существует возникновение опасности оказания психологической помощи клиенту без обеспечения условий и процесса его личностного роста (возникновение эйфории, не имеющей реальных оснований).Можно отметить и то, что для психолога также существует опасность чрезмерной идентификации с личностью и переживаниями клиента. Некоторые психологи указывают и на нерешенном вопросе о длительности психотерапевтического эффекта, а также о том, что переход от психотерапевтических отношений к окружающей реальности может вызывать у клиента ряд проблем и трудностей. ЗаключениеОсновная цель данной работы заключалась в проведении обобщенного анализа состояния проблемы развития психологического консультирования в подходе К. Роджерса. Данная цель была нами в полной мере реализована, также были достигнуты все поставленные задачи. Клиент-ориентированная концепция К. Роджерса относится к гуманистическому направлению в психотерапии, которая является наиболее известной из имеющихся в рамках данного направления подходов. Как показал анализ зарубежной и отечественной литературы, центральное место в данном направлении занимает положение о том, что поведение человека можно понять только в терминах его субъективных переживаний. В концепции Роджерса все мотивы человека включены в один мотив достижения мастерства - тенденцию актуализации, врожденное стремление человека актуализировать, сохранять и интенсифицировать себя. Эта тенденция побуждает всех людей двигаться в направлении большей сложности, автономии и раскрытия потенциала. Несколько более специфично понятие организмического оценочного процесса, который показывает, соответствуют ли настоящие переживания тенденции актуализации. По Роджерсу, люди стремятся к тем переживаниям, которые воспринимаются как Я-интенсифицирующие, и избегают тех переживаний, которые воспринимаются как Я-отрицающие.В работе нами были рассмотрены основные понятия, применяемые в данной теории, основные отличительные характеристики, особенности процедуры проведения психологического консультирования или психотерапии, применяемые механизмы и методы работы. Ранее мы указывали некоторые недостатки, трудности в реализации концепции Роджерса. Несмотря на все это, концепция Роджерса имеет широкий диапазон применения, постановка проблемы отбора и подготовки лиц, пригодных для психологического консультирования и психотерапии, открытость концепции для других направлений – все эти факты сникали признание и уважение к принципиально новому отношению к человеку, разработанному в терапии, центрированной на клиенте.Список литературыАйви А. Е., Айви М. Б., Саймэк-Даунинг Л. Психологическое консультирование и психотерапия. Методы, теории и техники: практическое руководство. — М.:, 1999 - 487 с.Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. — Изд. 3-е, испр. и доп. — М.: Независимая фирма «Класс», 2001. - 336 с.Боуэн М. В. Б. Духовность и личностно-центрированный подход // Вопросы психологии. 1992 г. № 3-4. Горностай П.,Титаренко Т.(ред). Психология личности: словарь-справочник. К.: "Рута", 2001.Городилова Е.Н. Самоактуализация и ее связь с интегральной индивидуальностью.Пермь: ПГПУ, 2002. – 247 с. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Специальность – 19.00.01. – общая психология, психология личности, история психологии.Грининг Т. История и задачи гуманистической психологии // Вопросы психологии. 1988 г. № 4.Журбин В.И. Понятие психологической защиты в концепциях З.Фрейда и К.Роджерса // Вопросы психологии. 1990 - №4 Зоткин Н.В. Смыслополагание в ситуации неопределенности.Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Москва, Институт дошкольного образования и семейного воспитания Российской академии наук. 2000. - 21 с. Специальность 19.00.11 – психология личности.Матюхина Э. Орлова А. Клиенто-центрированный/человекоцентрированный подход к терапии К. Роджерса // Психотерапевтический журнал. 1998 г. № 4.Коржова Е. Ю., Семенова Г. В., Волохонская М. С. Психология личности. Учебно-методическое пособие к практическим занятиям. СПб.: Изд-во АНО «ИПП», 2009. – 178 с.Луцкович В.В. Выбор жизненного стиля в зависимости от типа субъективного понимания личности.Психологические проблемы смысла жизни и акме: Электронный сборник материалов XV симпозиума / Под ред. Г.А. Вайзер, Н.В. Кисельниковой. – М.: УРАО «Психологический институт», 2010.- 254 с.Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 464с.Погорельцева Ю.А. Психология личности.Учебное пособие. СПбГТУ РП, СПб. , 2011. - 105с.Роберт Фрейджер, Джеймс Фэйдимен. Теории личности и личностный рост. 2003 г. 402 с. Роджерс К. Р. Клиентоцентрированная психотерапия. - М., 1993 г.Роджерс К. Р. О групповой психотерапии./Пер. с англ. - М. 1993г, Гиль-Эстель.Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека/Пер. с англ. Общ.ред. и предисл. Исениной – М. 1994г, Прогресс.Роджерс Карл. О становлении личностью. М.: "Прогресс", 1994. -256 с.Рудестам К. Групповая психотерапия - СПб: Питер. 1999г.315 с. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 2006. - 607с.

Список литературы

1.Айви А. Е., Айви М. Б., Саймэк-Даунинг Л. Психологическое консультирование и психотерапия. Методы, теории и техники: практическое руководство. — М.:, 1999 - 487 с.
2.Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. — Изд. 3-е, испр. и доп. — М.: Независимая фирма «Класс», 2001. - 336 с.
3.Боуэн М. В. Б. Духовность и личностно-центрированный подход // Вопросы психологии. 1992 г. № 3-4.
4.Горностай П.,Титаренко Т.(ред). Психология личности: словарь-справочник. К.: "Рута", 2001.
5.Городилова Е.Н. Самоактуализация и ее связь с интегральной индивидуальностью.Пермь: ПГПУ, 2002. – 247 с. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Специальность – 19.00.01. – общая психология, психология личности, история психологии.
6.Грининг Т. История и задачи гуманистической психологии // Вопросы психологии. 1988 г. № 4.
7.Журбин В.И. Понятие психологической защиты в концепциях З.Фрейда и К.Роджерса // Вопросы психологии. 1990 - №4
8.Зоткин Н.В. Смыслополагание в ситуации неопределенности.Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Москва, Институт дошкольного образования и семейного воспитания Российской академии наук. 2000. - 21 с. Специальность 19.00.11 – психология личности.
9.Матюхина Э. Орлова А. Клиенто-центрированный/человекоцентрированный подход к терапии К. Роджерса // Психотерапевтический журнал. 1998 г. № 4.
10.Коржова Е. Ю., Семенова Г. В., Волохонская М. С. Психология личности. Учебно-методическое пособие к практическим занятиям. СПб.: Изд-во АНО «ИПП», 2009. – 178 с.
11.Луцкович В.В. Выбор жизненного стиля в зависимости от типа субъективного понимания личности.Психологические проблемы смысла жизни и акме: Электронный сборник материалов XV симпозиума / Под ред. Г.А. Вайзер, Н.В. Кисельниковой. – М.: УРАО «Психологический институт», 2010.- 254 с.
12.Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 464с.
13.Погорельцева Ю.А. Психология личности.Учебное пособие. СПбГТУ РП, СПб. , 2011. - 105с.
14.Роберт Фрейджер, Джеймс Фэйдимен. Теории личности и личностный рост. 2003 г. 402 с.
15.Роджерс К. Р. Клиентоцентрированная психотерапия. - М., 1993 г.
16.Роджерс К. Р. О групповой психотерапии./Пер. с англ. - М. 1993г, Гиль-Эстель.
17.Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека/Пер. с англ. Общ.ред. и предисл. Исениной – М. 1994г, Прогресс.
18.Роджерс Карл. О становлении личностью. М.: "Прогресс", 1994. -256 с.
19.Рудестам К. Групповая психотерапия - СПб: Питер. 1999г.315 с.
20.Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 2006. - 607с.




Вопрос-ответ:

Какая основная цель психотерапии К. Роджерса?

Основная цель психотерапии К. Роджерса заключается в помощи клиенту в его личностном росте и развитии.

Как акцентировано внимание в консультативном процессе К. Роджерса?

В консультативном процессе К. Роджерса акцентировано внимание на личности клиента, а не на его проблемах.

Что описывается в консультативном и психотерапевтическом процессе К. Роджерса?

В консультативном и психотерапевтическом процессе К. Роджерса описывается помощь клиенту в личностном росте и развитии.

В чем основное отличие человекоцентрированной системы психотерапии-консультирования К. Роджерса?

Основное отличие человекоцентрированной системы психотерапии-консультирования К. Роджерса заключается в акцентировании внимания на личности клиента, а не на его проблемах.

Как развивается система психотерапии-консультирования К. Роджерса?

Система психотерапии-консультирования К. Роджерса развивается путем помощи клиенту в его личностном росте и развитии.

Что представляет собой развитие психологического консультирования по К. Роджерсу?

Развитие психологического консультирования по К. Роджерсу представляет собой эволюцию системы психотерапии-консультации, в которой основное внимание уделяется личности клиента, а не его проблемам. Главная цель психотерапии в данном подходе заключается в помощи клиенту в его личностном росте и развитии.

Что включает в себя человекоцентрированная система психотерапии-консультирования?

Человекоцентрированная система психотерапии-консультирования включает в себя деятельность психотерапевта, направленную на помощь клиенту в его самоосознании, самопринятии и самораскрытии. Она основана на принципе эмпатии, безусловной положительной регардации и поддерживающей генуинности со стороны психотерапевта.

В чем заключается описание консультативного и психотерапевтического процесса по К. Роджерсу?

Описание консультативного и психотерапевтического процесса по К. Роджерсу включает в себя акцентирование внимания на непосредственных переживаниях и ощущениях клиента. Психотерапевт создает атмосферу доверия и эмпатии, что позволяет клиенту осознавать и принимать свои собственные чувства. В процессе клиент сам находит решения своих проблем и стремится к личностному росту и развитию.

Какие основные цели преследует психотерапия по К. Роджерсу?

Психотерапия по К. Роджерсу преследует основные цели в помощи клиенту в саморазвитии и самоактуализации. Она направлена на помощь клиенту в осознании своих потребностей, ценностей и возможностей, а также на создание условий для личностного роста и самореализации.

Что оказывает основное влияние на процесс психологического консультирования по К. Роджерсу?

Основное влияние на процесс психологического консультирования по К. Роджерсу оказывает отношение психотерапевта к клиенту. Эмпатия, безусловная положительная регардация и поддерживающая генуинность со стороны психотерапевта позволяют клиенту испытывать доверие и комфорт, что способствует его личностному росту и развитию.

Что представляет собой человекоцентрированная система психотерапии-консультирования в концепции К. Роджерса?

Человекоцентрированная система психотерапии-консультирования в концепции К. Роджерса отличается от классических подходов тем, что акцент делается на личности клиента, а не на его проблемах. В этом подходе главная цель психотерапии - помощь в личностном росте и развитии клиента.

Каким образом развивается психологическое консультирование в системе К. Роджерса?

Сам процесс консультирования в системе К. Роджерса развивается в следующей последовательности: установление теплого отношения между консультантом и клиентом, создание условий для выражения и осознания эмоций клиента, активное и беспристрастное слушание и понимание клиента со стороны консультанта, а также помощь клиенту в развитии самоприятия и принятии ответственности за свою жизнь.