Преподаватель вуза и студенты: анализ ролей и ролевых конфликтов.
Заказать уникальное эссе- 6 6 страниц
- 4 + 4 источника
- Добавлена 11.02.2013
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Студенты, будучи обеспеченными и защищенными от всяких мелких неприятностей, чувствуют себя поистине хозяевами вузов, в которых учатся, в то время как обездоленный преподавательский состав выступает в роли своеобразных официантов процесса обучения. Их дело – молча подносить и уносить то, что им закажут. Студенты не только не уважают, но, порой, откровенно презирают своих менторов. На базе таких отношений эффективный учебный процесс невозможен.
Следствием такого противостояния в системе «студент-преподаватель» является либо абсолютное безразличие преподавателя к студентам, либо его лицемерно строгое отношение, направленное на получение от богатого студенческого сословия взяток в разных формах. Бесконечные платные консультации и лоббирование благорасположения преподавателей стали уже почти нормой.
Таким образом, сегодня мы наблюдаем своеобразный институциональный конфликт между двумя университетскими подсистемами – институтом профессуры и институтом студенчества. Между этими институтами должно быть установлено эффективное взаимодействие на основе кооперации; вместо этого сейчас имеет место отсутствие между ними устойчивых связей, которые выливаются в форму конфликтного противостояния и борьбы.
Сам по себе педагогический конфликт может рассматриваться как нормальное явление, «вполне естественное для такого динамичного социума, каким является современное образование». Грамотное разрешение конфликтных ситуаций в учебном процессе может иметь вполне позитивные последствия. Конфликт играет существенную роль в формировании новых черт характера и в перестройке личности, переводит его участников на качественно новый уровень взаимодействия.
С другой стороны, сложность разрешения конфликтов, возникающих в образовательной среде, их негативные последствия часто обусловлены психологическими проблемами, связанными с личностными особенностями участников взаимодействия.
В условиях реформирования и модернизации системы высшего профессионального образования методическая работа в вузе должна быть направлена на обновление и совершенствование знаний преподавателя в области преподаваемых дисциплин, оказание помощи преподавателям в организации учебно-воспитательного процесса и повышении их педагогической квалификации в разнообразных коллективных и индивидуальных формах. Включение в методическую работу требует осмысления собственной педагогической деятельности, передового инновационного опыта, поиска путей интенсификации учебного процесса на основе комплексного использования научных рекомендаций, передовых методов, новых организационных форм и приемов обучения.
Список использованной литературы:
Анцупов А.Я., Леонов Н.И. и др. Хрестоматия по конфликтологии. М., 2004.
Баныкина С. В. Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования и перспективы развития // Современная конфликтология в контексте культуры мира. М., 2001.
Дубровина И.В. Практическая психология образования. СПб.: Питер, 2004.
Шакуров Р.Х., Алишев Б.С. Причины конфликтов в педагогическом коллективе и способы их разрешения // Вопросы психологии. 1986. № 6.
Шакуров Р.Х., Алишев Б.С. Причины конфликтов в педагогическом коллективе и способы их разрешения // Вопросы психологии. 1986. № 6. С. 69
Дубровина И.В. Практическая психология образования. СПб.: Питер, 2004. с. 178
Баныкина С. В. Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования и перспективы развития // Современная конфликтология в контексте культуры мира. М., 2001, с.374
6
1.Анцупов А.Я., Леонов Н.И. и др. Хрестоматия по конфликтологии. М., 2004.
2.Баныкина С. В. Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования и перспективы развития // Современная конфликтология в контексте культуры мира. М., 2001.
3.Дубровина И.В. Практическая психология образования. СПб.: Питер, 2004.
4.Шакуров Р.Х., Алишев Б.С. Причины конфликтов в педагогическом коллективе и способы их разрешения // Вопросы психологии. 1986. № 6.
Вопрос-ответ:
Зачем студенты чувствуют себя хозяевами вузов?
Студенты чувствуют себя хозяевами вузов, потому что они обеспечены и защищены от мелких неприятностей, они считают, что им полагается особый статус и привилегии.
Какую роль выполняет преподаватель вуза в процессе обучения студентов?
Преподаватель вуза выступает в роли своеобразного официанта процесса обучения, его задача - подносить и уносить то, что студенты от него требуют, при этом не получая должного уважения и порой сталкиваясь с презрением.
Почему студенты порой презирают преподавательский состав?
Студенты порой презирают преподавательский состав, вероятно, из-за ощущения себя выше степени их знания и опыта, желания контролировать и управлять процессом обучения и пренебрежения к преподавательским усилиям.
Что означает выражение "обездоленный преподавательский состав"?
В выражении "обездоленный преподавательский состав" подразумевается, что преподаватели вузов испытывают неуважение и презрение со стороны студентов, а также чувствуют, что их труд и усилия не получают должного признания и вознаграждения.
Каковы роли и ролевые конфликты между преподавателем вуза и студентами?
Роли преподавателя вуза и студентов связаны с ожиданиями, требованиями и взаимодействием в процессе обучения. Ролевые конфликты могут возникать, когда студенты не признают авторитет преподавателя или ощущают себя выше него по знаниям и опыту.
Что такое ролевой конфликт между преподавателем вуза и студентами?
Ролевой конфликт между преподавателем вуза и студентами возникает, когда их ожидания и требования друг к другу не совпадают. Преподавательский состав может испытывать давление со стороны студентов, которые требуют легкого оценивания или лучших условий обучения, в то время как преподаватели стараются поддерживать высокие стандарты и требования.
В чем заключается роль преподавателя вуза в отношении студентов?
Роль преподавателя вуза в отношении студентов включает передачу знаний, обучение и формирование навыков, поддержку и мотивацию студентов. Преподаватели также играют роль наставников и руководителей, которые помогают студентам развиваться профессионально и личностно.
Почему некоторые студенты относятся к преподавателям с презрением?
Некоторые студенты могут относиться к преподавателям с презрением из-за различных причин. Одна из них - студенты могут считать, что преподаватели не достаточно квалифицированы или не доступно объясняют учебный материал. Другая причина может быть связана с восприятием преподавателей как "официантов", которые выполняют свою работу, но не вносят каких-либо значимых изменений в образовательный процесс.