Семья как субъект педагогического взаимодействия и особенности социокультурной среды воспитания и развития ребенка с нарушением речи

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Логопедия
  • 17 17 страниц
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 15.04.2013
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
1. Семья как субъект педагогического взаимодействия
1.2 Функции семьи
1.3 Роль семьи в развитии ребенка
1.4 Семья, имеющая ребенка с речевой патологией
1.5 Участие семьи в коррекции речевого развития ребенка
Список использованных источников

Фрагмент для ознакомления

Сказать когда и как ребёнок должен овладеть способностью правильно говорить, то есть произносить звуки, связывать между собой слова, изменяя их род, число, падеж, строить предложения различной структуры, невозможно.
Речь – один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка в целом. Для нормального становления речевой деятельности необходимы:
– определённая степень зрелости различных структур головного мозга;
– координированная работа голосовых и дыхательных систем, органов артикуляции;
– развитие слуха, зрения, двигательных навыков, эмоций;
– формирование потребности в общении (1, 95).
Такие познавательные процессы, как внимание память, мышление являются психологической базой речи. Полноценно развитая речь возможна только при условиях хорошего развития этих функций. Поэтому, взрослые, играя с детьми, имеющими любой уровень речевого и интеллектуального развития, должны совершенствовать мыслительные операции ребенка, улучшать и расширять возможности запоминания, активизировать внимание, развивать способности к творчеству и поощрять воображение ребенка.
Необходимо помнить, что речь формируется по подражанию. Родителям ребенка с речевой патологией должны в большей мере контролировать собственную речевую продукцию, обращая внимание на употребляемую лексику и грамматику. Указывая ребенку на какие либо ошибки, следует проверить не являются ли они подражанием собственно речи родителя.
Родителям необходимо учитывать тяжесть речевого дефекта ребенка, уровень развития его речи и обращаться к нему с адекватными просьбами: что-либо повторить или сказать.
Родителям следует побуждать ребенка к речевой активности. Необходимо замечать успехи ребенка, поощрять его на новые достижения. Нужно создать такую обстановку, чтобы ребенок сам стремился к речевому общению. Для этого можно задействовать и эмоциональные струны. Диапазон эмоций может быть как положительным, так и отрицательным. Не избегайте детских слез: они тоже могут быть фактором в стремлении ребенка к высказыванию или выражению своих мыслей. Если ребенок плачет и хочет поделиться своей «бедой» с близкими, они, в свою очередь должны не только пожалеть, но дать ребенку возможность рассказать что случилось, иногда слово «бо-бо» является одним из первых речевых достижений вашего ребенка.
Однако в любой ситуации необходимо учитывать психологические особенности и состояние ребенка. Работа родителей по исправлению речи малыша состоит не только в том, чтобы способствовать собственной речевой активности ребенка, но и в том, чтобы научить ребенка слушать маму, активизируя и развивая произвольное внимание ребенка. Наиболее частой жалобой родителей является нарушение звукопроизношения ребенка. Безусловно, основную роль в исправлении звукопроизношения ребенка принадлежит логопеду. Родители могут участвовать в процессе автоматизации, то есть закрепления поставленного или исправленного звука (или нескольких звуков), осуществляя контроль.
Родителям следует удовлетворять любопытство ребенка, понимает его стремление задавать вопросы и поощрять это.
Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Это обижает, обесценивает его достоинства. Любой ребенок, даже имеющий серьезные проблемы в развитии, является индивидуальностью.
Важную роль играет эмоциональный контакт со взрослым: деловое сотрудничество с ним, речевое взаимодействие, организация совместной предметной и игровой деятельности.
Для формирования речи, родители должны в повседневной жизни включать речь во все виды деятельности: ежедневно озвучивать ребенку его и свои действия, одевая ребенка на прогулку, купая его, играя с ним, внося, таким образом, эмоционально-смысловой комментарий в жизнь ребенка. Позже можно просить ребенка комментировать действия. При этом развивается планирующая и регулирующая функции речи, играющие незаменимую роль в становлении речи и мышления, в умении планировать и организовывать собственную деятельность на основе словесной инструкции взрослого, а позднее и самостоятельно, в умении строить рассказы, излагать свои мысли логично и последовательно, осмышлять причинно-следственные зависимости.
В настоящее время важное значение придается также привлечению родителей к обучению своего ребенка. Показано, что при соответствующей подготовке эффективность их работы в качестве учителей своих детей может быть исключительно высока и крайне полезна как для ребенка, так и для самих родителей.
Для достижения оптимальных результатов по коррекции и развитию речи у детей родителям необходимо выполнять следующие требования:
1. Читать и разучивать стихи, народные сказки, рассказывать басни в лицах, использовать сюжетно-ролевые игры.
2. Выполнять упражнения на развитие лексического запаса, артикуляционной и мелкой моторики, слухового и зрительного восприятия и внимания.
3. Регулярно посещать логопедические занятия в ДОУ и выполнять домашние задания.
4. Соблюдать правильный распорядок дня: ежедневная зарядка, регулярные прогулки на свежем воздухе, закаливание.
5. Создавать спокойный ночной отдых.
6. Осуществлять к ребенку индивидуальный подход.
7. Выполнять требования логопеда и воспитателя.
8. Постоянно обеспечивать совместную, плодотворную деятельность с логопедом, психоневрологом, психологом, дефектологом и другими специалистами.
Родителям следует помнить, что, расширяя круг представлений ребёнка об окружающих предметах и явлениях, знакомя его с художественными произведениями, беседуя на различные бытовые темы, близкие и доступные
пониманию малыша, вы способствуете быстрейшему овладению правильной речью.
Один из основных методов психотерапии для лечения речевых нарушений является активное привлечение родителей к постоянной работе со своим ребенком. Родители детей с различными патологиями могут и должны эффективно помогать своим детям, руководствуясь рекомендациями специалистов, при этом преодолевая и свои стрессовые состояния.



Список использованных источников
Горшенина, В.В. Система работы детского сада по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания /В. В. Горшенина – М.: Глобус, Волгоград, 2009, 192 с.
Егоров В.В., Скибицкий Э.Г., Храпченков В.Г. Педагогика высшей школы: Учебное пособие. – Новосибирск: САФБД, 2008. − 260 с.
Каптерев П.Ф. Идеи о первоначальном воспитании в классической древности. – Спб., 1900
Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. Издательство: У-Фактория, 2005 г.
Краткий словарь по социологии / Под общ. Ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина; Сост. Э.М. Коржева, Н.Ф. Наумова. − М.: Политиздат, 1988. − 479 с.
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / РАН. Ин-т русского языка им. В.В. Виноградова / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. − 4-е изд., дополн. − М.: Азбуковник, 1997. − 944 с.
Ревская Н.Е. Психология и педагогика: Краткий конспект курса лекций Н.Е. Ревская. − СПб.: ООО «Изд-во «Альфа», 2001. − 304 с.
Столяренко Л.Д. Психология и педагогика в вопросах и ответах. Серия «Учебники, учебные пособия» / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин − Ростов н/Д.: «Феникс», 1999. − 576 с.
Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании: Учеб. пособие. Ч 1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии Н.И. Шевандрин. − М.: ВЛАДОС, 1995. − 544 с.
Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства / Ф. Энгельс. − М., 1978.
Янушко Е. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет. Издательство: Теревинф, 2009 г.









15

Список использованных источников
1.Горшенина, В.В. Система работы детского сада по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания /В. В. Горшенина – М.: Глобус, Волгоград, 2009, 192 с.
2.Егоров В.В., Скибицкий Э.Г., Храпченков В.Г. Педагогика высшей школы: Учебное пособие. – Новосибирск: САФБД, 2008. ? 260 с.
3.Каптерев П.Ф. Идеи о первоначальном воспитании в классической древности. – Спб., 1900
4.Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. Издательство: У-Фактория, 2005 г.
5.Краткий словарь по социологии / Под общ. Ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина; Сост. Э.М. Коржева, Н.Ф. Наумова. ? М.: Политиздат, 1988. ? 479 с.
6. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / РАН. Ин-т русского языка им. В.В. Виноградова / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. ? 4-е изд., дополн. ? М.: Азбуковник, 1997. ? 944 с.
7.Ревская Н.Е. Психология и педагогика: Краткий конспект курса лекций Н.Е. Ревская. ? СПб.: ООО «Изд-во «Альфа», 2001. ? 304 с.
8.Столяренко Л.Д. Психология и педагогика в вопросах и ответах. Серия «Учебники, учебные пособия» / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин ? Ростов н/Д.: «Феникс», 1999. ? 576 с.
9.Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании: Учеб. пособие. Ч 1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии Н.И. Шевандрин. ? М.: ВЛАДОС, 1995. ? 544 с.
10.Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства / Ф. Энгельс. ? М., 1978.
11.Янушко Е. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет. Издательство: Теревинф, 2009 г.

Вопрос-ответ:

Какие функции выполняет семья в педагогическом взаимодействии?

Семья выполняет несколько функций в педагогическом взаимодействии. Она является основным источником воспитания и развития ребенка, предоставляет условия для его роста, поддерживает его эмоционально и психологически. Семья является моделью поведения и речи для ребенка, поэтому очень важно, что она передает правильные навыки и ценности.

Какова роль семьи в развитии ребенка?

Роль семьи в развитии ребенка невозможно переоценить. Семья является первой и главной средой, в которой ребенок формирует свою личность, получает первичные знания и навыки. Семья создает условия для физического и психического развития ребенка, поддерживает его интересы и стимулирует его участие в общественной жизни. Безусловно, родители играют важную роль в развитии речи ребенка с нарушением, так как они могут предоставить ему дополнительные практические занятия и поддержку.

Какие особенности социокультурной среды воспитания и развития ребенка с нарушением речи?

Социокультурная среда воспитания и развития ребенка с нарушением речи может быть сложной и требует особого внимания и поддержки. Ребенок может столкнуться с недопониманием и непониманием со стороны окружающих, что может приводить к снижению его самооценки и ухудшению коммуникативных навыков. Важно предоставить ребенку безусловное признание и поддержку, создать условия для развития его речи и стимулировать его активное общение с другими людьми.

Как семья, имеющая ребенка с речевой патологией, может влиять на развитие его речи?

Семья, имеющая ребенка с речевой патологией, может играть ключевую роль в развитии его речи. Родители могут обратиться за помощью к специалистам, таким как логопеды, и получить рекомендации о методах коррекции и развития речи ребенка. Они также могут применять эти методы дома и проводить дополнительные занятия с ребенком. Кроме того, родители могут создать поддерживающую и стимулирующую среду для развития речи ребенка, давая ему возможность общаться с другими людьми и регулярно участвовать в речевых упражнениях.

Какая роль играет семья в развитии ребенка?

Семья является основной социальной средой развития ребенка, где он получает первичное образование, осваивает навыки общения, формирует свое отношение к миру и обществу. Родители являются первыми учителями ребенка и их взаимодействие с ним играет огромную роль в его развитии.

Какие функции выполняет семья в педагогическом взаимодействии?

Семья выполняет множество функций, включая эмоциональную поддержку и стимуляцию развития ребенка, обеспечение физического комфорта и безопасности, формирование ценностей и навыков, передачу культурного наследия и основ общественной жизни. Она также отвечает за создание благоприятной и поддерживающей среды для развития ребенка.

Как семья взаимодействует с ребенком, имеющим речевую патологию?

Семья, имеющая ребенка с речевой патологией, должна осознавать свою роль в коррекции речевого развития ребенка. Это включает регулярные занятия с логопедом, использование специальных методик и техник, участие в семейных тренингах и консультациях. Родители также должны создавать речевую обстановку в доме, применять техники коммуникации, поощрять и поддерживать речевые усилия ребенка.

Какие особенности социокультурной среды воспитания и развития ребенка с нарушением речи?

Социокультурная среда воспитания и развития ребенка с нарушением речи может быть более направленной на развитие речи и коммуникационных навыков. Такие семьи часто участвуют в специальных программах и тренингах, имеют постоянные консультации с логопедами и специалистами. Они активно применяют методики и техники коррекции речи, которые помогают ребенку преодолевать свои трудности.

Когда и каким образом ребенок должен овладеть способностью правильно говорить?

В развитии речи у детей есть определенные этапы и нормы. Например, к 2-3 годам ребенок должен начать формировать произношение звуков и сочетание слов. Однако каждый ребенок уникален и может развиваться в своем собственном темпе. Важно, чтобы родители общались с ребенком, поощряли его речевые усилия и поддерживали его коммуникативные навыки.

Какая роль семьи в развитии ребенка с нарушением речи?

Семья играет ключевую роль в развитии ребенка с нарушением речи. Важно, чтобы родители создавали благоприятную атмосферу для развития коммуникативных навыков ребенка, осуществляли контроль за его речевой практикой, поддерживали и мотивировали его на общение и обучение. Регулярное взаимодействие семьи с ребенком способствует его речевому развитию и коррекции речевых нарушений.