Врождённое и приобретённое поведение у животных
Заказать уникальный реферат- 14 14 страниц
- 4 + 4 источника
- Добавлена 18.02.2013
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
Врожденное и приобретенное поведение животных
Заключение
Список источников
Приложения
Крупным достижением этологии явилось и открытие запечатления — одного из важнейших факторов развития поведения животных. Это открытие обычно связывают с именем Лоренца. Однако ёще в семидесятых годах прошлого столетия явление запечатления было описано Д. Сполдингом. Ранняя смерть исследователя была причиной того, что его оригинальные эксперименты не были продолжены и вскоре оказались забытыми на многие годы.Один из опытов Сполдинга заключается в следующем. Непосредственно перед вылуплением птенцов у несушки была изъята часть яиц. Оказалось, что изолированные с момента появления на свет птенцы, выпущенные к своим собратьям и курице, убегали от них и следовали за человеком, который за ними ухаживал. Это происходило даже тогда, когда курица подзывала цыплят к корму.Аналогичные опыты производил впоследствии Конрад Лоренц с дикими гусями. Жителям австрийского местечка Альтенберг, где проводились эти исследования, было, несомненно, забавно видеть ученого, шествовавшего по улице впереди шеренги гусят. Птицы следовали за ним повсюду: и по суше и в воде, когда он плавал в пруду, а потом и по воздуху, когда он ездил на мотоцикле.Анализ реакции следования у птенцов выводковых птиц и других форм запечатления показал, что здесь имеет место именно запечатление в мозгу признаков объекта, на который направлено определенное видотипичное, врожденное действие: само следование за материнской особью (а в эксперименте и за любым движущимся предметом) врожденное, но вид этого объекта или издаваемые им звуки прочно фиксируются в памяти благодаря процессу запечатления без всякого дополнительного подкрепления.Запечатление проявляется в разных формах, и их изучением занимались и занимаются многие ученые. Интересно, что запечатление возможно лишь на протяжении определенного непродолжительного периода после рождения — ни раньше, ни позже. Но раз оно имело место, то результат оказывается исключительно устойчивым и, как правило, уже не может быть переделан.Лоренц ввел еще одно важное представление об импринтинге - способности животных на ранних стадиях развития почти необратимо запечатлевать в памяти в подробностях облик объекта некоторых инстинктивных реакций. Например, гуси и утки сразу после появления на свет запоминают облик своих родителей, за которыми будут неотступно следовать. Но если первым движущимся объектом, который они увидят, будет человек, они будут в дальнейшем следовать только за ним.В результатеподражания (имитации)животное выполняет видотипичные действия путем непосредственного наблюдения за действием других животных своего вида. Особенно это характерно для молодых животных, которые путем имитации родительского поведения обучаются различным проявлениям поведенческого репертуара своего вида. Л. А. Орбели считал имитационное поведениеглавным охранителем вида, ибо громадное преимущество заключается в том, что «зрители», присутствующие при акте повреждения члена их же стада или их сообщества, вырабатывают рефлекторные защитные акты и таким образом могут в будущем избежать опасности.ЗаключениеПсихическую деятельность можно познать лишь в процессе ее развития, и поэтому основное внимание зоопсихолога должно быть обращено на индивидуальное и историческое становление поведения животных. Именно так понимал изучение психической деятельности животных В.А.Вагнер, подчеркивая, что это изучение может быть строго научным лишь при применении двух методов, составляющих единство: онтогенетического, основанного на сравнении фактов из жизни особи, и филогенетического, основанного на сравнении фактов из жизни вида. Вместе эти два метода составляют единый биогенетический метод.Индивидуальное поведение животного развивается и формируется с возрастом. В процессе онтогенеза одни формы поведения сменяют другие, животное накапливает индивидуальный опыт и постепенно приспосабливается к жизни в конкретных условиях, сохраняя при этом определенный видоспецифический репертуар поведения. В развитии животных четко выделяютсяпериоды, характеризующиеся вполне определенными изменениями в физиологии и поведении животных. Однако сложность и многообразие подобных изменений в животном мире чрезвычайно затрудняет создания единой схемы периодизации фаз развития животных.Список источниковАлексеенкова Е.Г. Личность в условиях психической депривации. Учебное пособие. СПб.: «Питер», с. 96Гороховская Е.А. Гусиный отец. Журнал «Природа», №3, 2004 г.Мак-Фарленд Д. Поведение животных: Психобиология, этология и эволюция: Пер. с англ. – М.: Мир, 1988. – 520 с.Фабри К.Э. Основы зоопсихологии: Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Психология», «Биология», «Зоология» и «Физиология». - 3-е изд. - М.: Российское психологическое общество, 1999. – 464 с.ПриложенияРис. 1 и рис. 2. Эксперимент Гарри Харлоу на детенышах макак-резусов.Рис. 3. Конрад Лоренц и следующие за ним серые гуси.
1.Алексеенкова Е.Г. Личность в условиях психической депривации. Учебное пособие. СПб.: «Питер», с. 96
2.Гороховская Е.А. Гусиный отец. Журнал «Природа», №3, 2004 г.
3.Мак-Фарленд Д. Поведение животных: Психобиология, этология и эволюция: Пер. с англ. – М.: Мир, 1988. – 520 с.
4.Фабри К.Э. Основы зоопсихологии: Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Психология», «Биология», «Зоология» и «Физиология». - 3-е изд. - М.: Российское психологическое общество, 1999. – 464 с.
Вопрос-ответ:
Что такое врожденное поведение у животных?
Врожденное поведение — это поведение, которое позволяет животным выполнять определенные действия без какого-либо предварительного опыта или обучения. Оно присутствует у животных с рождения и обусловлено их генетической программой. Примерами врожденного поведения могут быть поисковое поведение, оборонительное поведение или парное поведение.
Каково значение открытия запечатления в исследованиях по поведению животных?
Открытие запечатления является одним из важнейших факторов развития поведения животных. Оно позволяет объяснить, почему и каким образом животные приобретают определенные виды поведения и приспосабливаются к окружающей среде. Открытие запечатления было сделано Лоренцом, но также описано и Сполдингом.
Кто является основоположником исследований по запечатлению у животных?
Основоположниками исследований по запечатлению у животных являются Конрад Лоренц и Дуглас Сполдинг. Лоренц провел ряд опытов на перепелах и утках, где показал, что молодые птицы могут запечатлеть визуальные образы своих родителей и использовать их как ориентир для определения своего виду принадлежности. Сполдинг провел свои исследования на цыплятах и показал, что они также могут запечатлеть визуальные образы своего окружения и использовать их для определения своих родителей.
Какие виды поведения могут быть приобретены у животных?
У животных может быть приобретено разнообразное поведение под влиянием опыта и обучения. Например, они могут научиться искать пищу, строить гнезда, охотиться на добычу или выполнять различные социальные взаимодействия с особями своего вида. Это поведение развивается в процессе взаимодействия с окружающей средой и обусловлено как внешними, так и внутренними факторами.
Что такое врожденное поведение у животных?
Врожденное поведение - это поведение, которое животное обладает с момента рождения и которое не требует обучения или опыта. Оно определяется генетически и передается от поколения к поколению.
Какие примеры врожденного поведения у животных можно привести?
Примеры врожденного поведения у животных включают миграции птиц, строительство гнезд, агрессивную защиту территории и поведение при поиске пищи.
Что такое приобретенное поведение у животных?
Приобретенное поведение - это поведение, которое животное приобретает в процессе жизни под влиянием опыта, обучения или окружающей среды. Оно может быть изменено или приобретено в результате взаимодействия с окружающим миром.
Какие примеры приобретенного поведения у животных можно назвать?
Примеры приобретенного поведения у животных включают обучение детей животных от их родителей, использование инструментов для поиска пищи, обучение животных выполнять определенные трюки или команды, а также адаптацию поведения к изменениям окружающей среды.
Какое значение имеет исследование врожденного и приобретенного поведения у животных?
Исследование врожденного и приобретенного поведения у животных помогает нам понять, как животные адаптируются к своей среде, как они выживают и как они взаимодействуют друг с другом и с окружающим миром. Это позволяет нам лучше понять и оценить природу и поведение животных, а также помогает в разработке стратегий сохранения и улучшения условий их жизни.