Отношение студенческой молодежи к наркомании ,как форме девиантного поведения

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Социология общая
  • 69 69 страниц
  • 49 + 49 источников
  • Добавлена 05.06.2013
2 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к анализу отношения студенческой молодёжи к наркомании как форме девиантного поведения
§ 1.1. Понятие девиантного поведения
§ 1.2. Характеристика российской студенческой молодежи как социальной группы
§ 1.3. Наркомания как зависимое поведение
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей отношения студенческой молодёжи к наркомании, как форме девиантного поведения
§ 2.1. Программа и выборка исследования
§ 2.2. Методы и методики исследования
§ 2.3. Анализ полученных данных
Заключение
Список литературы
Приложение 1

Фрагмент для ознакомления

рост преступности 136 нарушение взаимоотношений с окружающими 78 личностные нарушения 53 деградация 29 затрудняюсь ответить 4
Диаграмма 6

Таблица 7
Считаете ли Вы наркоманию формой девиантного поведения?
да 118 нет 22 затрудняюсь ответить 10 свой вариант ответа 0
Диаграмма 7

Таблица 8
Как относятся к наркомании в молодежной среде (в Вашем ВУЗе)?
Осуждают - последствия наркомании трагичны 84 Нейтрально - это дело каждого 24 Для себя - допускаю, для других - свое мнение не навязываю 7 Сегодня это - достаточно распространенное явление 31 Не могу сказать определенно 4 Свой вариант ответа 0
Диаграмма 8

Таблица 9
Употребляют ли Ваши знакомые наркотики?
да 34 нет 75 затрудняюсь ответить 41 свой вариант ответа 0
Диаграмма 9

Таблица 10
Если Ваши знакомые употребляют наркотики, то как часто?
Несколько раз в месяц 41 Раз в неделю 29 Практически каждый день 8 Не знаю 72
Диаграмма 10

Таблица 11
Пробовали ли Вы употреблять наркотические вещества
нет, 73 однократно 49 несколько раз 23 употребляю часто 5 Свой вариант ответа 0
Диаграмма 11


Таблица 12

Ваше мнение о возможной мотивации употребления наркотиков
Любопытство 96 Мода, желание не выглядеть "белой вороной" 62 Просто так, за компанию 45 Неурядицы в личной и семейной жизни, снятие стресса, усталости 32 Привычка 19 Внутренняя убежденность 4 Свой вариант ответа 0
Диаграмма 12


Таблица 13
Ваше мнение о возможных причинах употребления наркотиков
Генетическая предрасположенность 18 Личностные особенности (определенные черты характера) 21 Проблемы в семье 42 Нарушение воспитания 56 Влияние друзей 68 Отсутствие близких друзей 49 Влияние СМИ 38 Чувство одиночества 35 Свой вариант ответа 0
Диаграмма 13


Таблица 14

Знаете ли Вы, какие меры наказание существуют за хранение, употребление и распростратение наркотиков?
да 49 нет 68 затрудняюсь ответить 33 свой вариант ответа 0
Диаграмма 14


Таблица 15

Может ли человек самостоятельно без посторонней помощи избавиться от наркотической зависимости?
да 36 нет 61 затрудняюсь ответить 53 свой вариант ответа 0
Диаграмма 15


Таблица 16

Как Вы думаете, какие меры могут помочь человеку избавиться от наркологической зависимости?
Помощь профессионального психолога 28 Медицинская помощь 86 Материально - финансовая поддержка 32 Изменения отношения в обществе к наркоманам и алкоголикам 57 Свой вариант ответа: 0
Диаграмма 16


Таблица 17
Какие меры профилактики наркомании могут быть предприняты в Вашем вузе?
Уделять больше внимания организации досуга 73 Усилить информационную, просветительскую работу среди студентов 59 Создать психотерапевтический реабилитационный центр, телефон доверия 68 Определить "группы риска" и работать с ними 34 Проводить семинары и тренинги по профилактике употребления наркотиков 102 Жестко пресекать распространение наркотиков на территории студгородка 113 Свой вариант ответа 0 Диаграмма 17

Таблица 18

Как Вы оцениваете состояние духовной культуры современной российской молодежи?
Низкий 89 Средний 24 Высокий 17 Затрудняюсь ответить 20 Свой вариант ответа 0
Диаграмма 18


Таблица 19

Кто в большей степени оказывает влияние на формирование Ваших взглядов на актуальный социальные проблемы в молодежной среде?
СМИ (телевидение, радио, печатные издания, Интренет) 39 Сверстники (друзья, знакомые, однокурсники и т.д.) 66 Родители и другие родственники 23 Я сам 22 Свой вариант ответа 0
Диаграмма 19



Таблица 20
Данные о респонденте:
Пол:
Диаграмма 20


Возраст
Диаграмма 21


Образование:
Диаграмма 22





Концептуальная модель
Отношение студенческой молодежи к наркомании как форме девиантного поведения





























Заключение

Итак, данная исследовательская работа посвящена одной из наиболее актуальных проблем современного общества – проблеме распространения наркомании как формы девиантного поведения среди студенческой молодежи.
Студенчество является одной из наиболее активных социальных групп среди молодежи. Данная социальная группа выступает как показатель уровня развития современной молодежи в целом. Поэтому отношение студентов к определенным социальным проблемам является важным элементом в формировании ценностей и убеждений молодых людей в целом.
Сегодня отмечается рост количества молодых людей с различными формами проявления девиантного поведения. Особенно растет процент молодежи с наркотической зависимостью.
Поэтому изучение особенностей отношения студенческой молодежи к наркомании как форме девиантного поведения дает возможность понять причины распространения наркотической зависимости в студенческой среде, мотивации употребления наркотиков среди молодежи, а также определить наиболее эффективные формы работы с данной проблемой и ее профилактики.
Поэтому целью данной работы было изучение особенностей отношения студенческой молодежи к наркомании как форме девиантного поведения.
В данной работе мы изучили понятие девиантного поведения; рассмотрели характеристику российской студенческой молодежи как социальной группы; рассмотрели феномен наркомании как форму девиантного поведения и отношение к ней российской студенческой молодежи; эмпирически изучили особенности отношения студенческой молодежи к проблеме наркомании.
Проведенное теоретической и эмпирическое исследование позволяет сделать следующие выводы.
Студенты относят наркоманию к девиантному поведению, однако данная форма девиации с точки зрения студентов не является самой большой проблемой. Наиболее опасным для них представляются участие в деятельности преступных групп, а лишь потом употребление наркотиков.
Молодые люди признают, что за последнее десятилетие отмечается рост молодежи с девиантным поведением, причем такая склонность толкает молодого человека на путь преступления.
В молодежной среде в основном осуждающе относятся к наркотикам, так как последствия данной зависимости трагичны, однако есть и такие студенты, которые демонстрируют нейтральное отношение, считая, что наркотики – это дело каждого.
Хотя большинство студентов и отметили, что их друзья не употребляют наркотики, однако есть и положительные ответы.
Как отмечают сами студенты, их друзья и знакомые в основном употребляют наркотики от случая к случаю, до нескольких раз в месяц, однако есть и такие студенты, которые употребляют наркотики регулярно.
О себе студенты рассказывают, что сами тоже пробовали наркотики, но это было однократное знакомство с веществом, однако есть и такие студенты, которые признались в том, что уже несколько раз употребляли наркотики.
Среди основных мотивов употребления наркотиков в студенческой среде в первую очередь респонденты называют любопытство, модные увлечения, желание быть как все, поддержать компанию и т.д.
Также толкают молодого человека на путь употребления и проблемы в личной жизни, одиночество, отсутствие близких друзей.
Также студенты отмечают и внешнее влияние, например СМИ.
В правовой аспекте студенты недостаточно информированы о том, какие меры наказания они могут получить за хранение и распространение наркотиков.
Студенты признаются, что наркотики – это болезнь и самостоятельно справиться с данной зависимостью большинство людей не могут. Им требуется специальная психологическая и медицинская помощь. Также становится важным и изменение отношения в самом обществе к проблеме наркотиков и к наркоманам.
В качестве мер профилактики наркомании, которые могут быть предприняты в системе вузовского обучения, студенты в первую очередь отмечают такие, как:
Усилить информационную, просветительскую работу среди студентов
Создать психотерапевтический реабилитационный центр, телефон доверия
Определить "группы риска" и работать с ними
Проводить семинары и тренинги по профилактике употребления наркотиков
Жестко пресекать распространение наркотиков на территории студгородка
Уделять больше внимания организации досуга
Студенты отмечают, что недостаточно информированы о последствиях употребления наркотиков, о мерах наказания, связанных с данной формой девиантного поведения. Вообще студенты отмечают, что их сверстники имеют достаточно низкий уровень культурного развития.
Таким образом, проблема отношения студенческой молодежи к наркомании является остро актуальной и требует пристального внимания со стороны общественности.

Список литературы

Абдрахманов Р.А., Гареева З.В. Проблема наркомании глазами студентов // http://pravmisl.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1689
Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследования преступлений. - М., 2005
Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. - М., 2002
Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М., 2003
Бойко Л.И. Трансформация функций высшего образования и социальные позиции студенчества // Социологические исследования. – 2002. -№ 3
Васенина И. Ценностные ориентации студенческой молодежи и экстремизм // Высшее образование в России. - 2007. - № 11. - С. 116-119
Вишневский Ю.Р., Боронина Л.Н., ПучковА.Я. исследование форм девиантного поведения студенческой молодежи свердловской области // http://ecsocman.hse.ru/text/17960070/
Вишневский Ю.Р., Рубина Л.Я. Социальный облик студенчества 90-х годов // Социс. - 1997.  - № 10. С. 56-69
Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Социология молодежи. – Екаринбкрг, 2004
Головатый Н.Ф. Социология молодежи. – К.: МАУП, 1999
Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. – М., 2002
Гражданская культура современного российского студенчества / Под общ. ред. Ю.Р. Вишневского, В. Т. Шапко. - Екатеринбург, 2007
Джекобсон Д. Преимущества полимодельного подхода к пониманию аддиктивного поведения // Психология и лечение зависимого поведения / Под ред. С. Даулинга. – М., 2007. с. 196-213
Джемилева Л.У. Профилактика наркомании среди студентов ВУЗа. – Уфа, 2007 // http://rudocs.exdat.com/docs/index-58453.html
Диагностика и коррекция нарушений социальной адаптации подростков / Под ред. С.А. Беличевой и И.А. Коробейникова. – М., 1995
Запесоцкий А.С. Дети эпохи перемен: их ценности и выбор // Социологические исследования - 2006. - № 12. - С. 98-104
Исаев Д.Д., Журавлёв И.И., Дементьев В.В., Озерецковский С.Д. Типологические модели поведения подростков с различными формами аддиктивного поведения.- СПб., 1997
Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2004
Клиническая психология: Словарь / Под ред. Н.Д. Твороговой. – М., 2007
Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение: Общая характеристика и закономерности развития // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. – 1999. - № 2
Комер Р. Патопсихология поведения, нарушение и патологии психики. – СПб., 2002
Кулаков С.А. Практикум по психотерапии психосоматических расстройств. – СПб., 2005
Леонова О.В. Отношение студенческой молодежи к различным формам девиаций // http://www.isras.ru/abstract_bank_congress4/1687.pdf
Лисовский В.Т. Социология молодежи. – СПб.: Питер, 2006
Личко А.Е., Попов Ю.В. Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков. – М., 2003
Луков В.А. Особенности молодежных субкультур в России // Социс. - 2002. - № 10. - С. 79-87
Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 2005
Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. - СПб., 2005
Метиханова Н.Н. Психология зависимого поведения. - М., 2008
Морально – нравтственные ценности молодежи // Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты. – М., Институт социологии РАН, 2007// http://www.isras.ru/INAB_2007-4.html
Пакина А.Ю. Личностно ориентированный подход к профилактике зависимости / Ежегодник Российского психологического общества: материалы III Всероссийского съезда психологов. – СПб., 2003
Петров А.В. Ценностные предпочтения молодежи: диагностика и тенденции изменений // Социол. исслед. - 2008. - № 2. - С. 83-90
Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реана.- СПб., 2002
Результаты социологического опроса по теме: «Изучение проблемы распространения наркомании в студенческой среде. Отношение студенческой молодежи Камчатского края к данной проблеме» // http://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D1%81%D1%82%D1%83%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9%20%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%B6%D0%B8%20%D0%BA%20%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8&source=web&cd=1&ved=0CD0QFjAA&url=http%3A%2F%2Fwww.kamchatka.gov.ru%2Foiv_doc%2F1563%2F12413.doc&ei=CSORUZiyK6Sl4AS16ICQBw&usg=AFQjCNF6Bjrhvf2bU94eXhkBwG6WXYLymg&bvm=bv.46340616,d.bGE&cad=rjt
Руководство по аддиктологии / Под ред. проф. В.Д. Менделевича. - СПб., 2007
Руткевич М.Н. Социология образования и молодёжи: Избранное (1965 - 2002). – М., 2002
Ручкин Б.А., Гришина Е.А., Серикова Н.А. Российская молодёжь: десять главных проблем. - М., 1999
Ряузова Д.О. Молодежная политика в российской федерации // http://sophist.hse.ru/db/oprview.shtml?ID_S=2280&T=q
Сельченок К.В. Психология зависимости. – Минск, 2005
Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. – Минск, 1998
Старшенбаум Г.В. Аддиктология. Психология и психотерапия зависимостей. - М., 2006
Социальные отклонения / Под ред. В.Н. Кудрявцева. – М., 1986
Смагин С. Ф. Аддикция, аддиктивное поведение, СПб., 2000
Херст Д. Переходные и аутистические феномены при аддиктивном поведении // Психология и лечение зависимого поведения / Под ред. С. Даулинга. – М., 2007. с. 183-196.
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение). – СПб., 2004
Ширванян Т.А. Отношение к психоактивным веществам в молодежной среде // http://www.rae.ru/use/?section=content&op=show_article&article_id=4691
Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы: Пер. с англ. – М., 1993
Чистов В.В. духовно – нравственные ценности современных подростков и молодежи // http://sophist.hse.ru/db/oprview.shtml?ID_S=2280&T=q
Юсупов В.В., Корзунин В.А. Психологическая диагностика зависимого поведения. – СПб., 2007

Приложение 1
Анкета социологического исследования

Уважаемый Участник!
Мы просим Вас принять участие в социологическом опросе, цель которого – определение особенностей отношения современной молодежи к девиантному поведению.
Мы просим Вас ответить на вопросы Анкеты и высказать свое мнение по поводу Вашего отношения к проблеме девиантного поведения.

Скажите, пожалуйста, чем Вы занимаетесь в свободное время?
________________________________________________________

Ваши друзья проводят свое свободное время также?
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
Свой вариант ответа: _____________________

Знаете ли Вы, как называется поведение человека, которое не соответствует принятым в обществе правовым или нравственным нормам?
_________________________________________________________

Выберите из списка три самых опасных, на Ваш взгляд, формы девиантного поведения:
Употребление наркотиков
Злоупотребление алкоголем
Участие в деятельности преступных группировок
Воровство
Решение вопросов при помощи силы
Проституция
Курение
Бродяжничество
Религиозный фанатизм
Токсикомания
Попрошайничество
Преследование людей на национальной почве
Зависимость от азартных игр
Зависимость от компьютерных игр и Интернета
Зависимость от еды (переедание, отказ от еды)
Свой вариант ответа: ______________________

Как вы считаете, за последнее десятилетие отмечается:
Рост количества молодежи с девиантным поведением
Снижается количество молодежи с девиантным поведением
Количество молодежи с девиантным поведение на изменяется
Затрудняюсь ответить
Свой вариант ответа: _____________________

Как вы считаете, к чему может привести склонность молодых людей к девиантному поведению?
_________________________________________________________

Считаете ли Вы наркоманию формой девиантного поведения?
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
Свой вариант ответа: _____________________
Как относятся к наркомании в молодежной среде (в Вашем ВУЗе)?
Осуждают - последствия наркомании трагичны
Нейтрально - это дело каждого
Для себя - допускаю, для других - свое мнение не навязываю
Сегодня это - достаточно распространенное явление
Не могу сказать определенно
Свой вариант ответа: _____________________

Употребляют ли Ваши знакомые наркотики?
Да
Нет
Затрудняюсь ответить

Если Ваши знакомые употребляют наркотики, то как часто?
Несколько раз в месяц
Раз в неделю
Практически каждый день
Не знаю

Пробовали ли Вы употреблять наркотические вещества
нет,
однократно
несколько раз
употребляю часто
Свой вариант ответа: _____________________

Ваше мнение о возможной мотивации употребления наркотиков
Любопытство
Мода, желание не выглядеть "белой вороной"
Просто так, за компанию
Неурядицы в личной и семейной жизни, снятие стресса, усталости
Привычка
Внутренняя убежденность
Свой вариант ответа: _____________________

Ваше мнение о возможных причинах употребления наркотиков
Генетическая предрасположенность
Личностные особенности (определенные черты характера)
Проблемы в семье
Нарушение воспитания
Влияние друзей
Отсутствие близких друзей
Влияние СМИ
Чувство одиночества
Свой вариант ответа: _____________________

Знаете ли Вы, какие меры наказание существуют за хранение, употребление и распростратение наркотиков?
Да
Нет
Затрудняюсь ответить

Может ли человек самостоятельно без посторонней помощи избавиться от наркотической зависимости?
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
Свой вариант ответа: _____________________

Как Вы думаете, какие меры могут помочь человеку избавиться от наркологической зависимости?
Помощь профессионального психолога
Медицинская помощь
Материально - финансовая поддержка
Изменения отношения в обществе к наркоманам и алкоголикам
Свой вариант ответа: _____________________

Какие меры профилактики наркомании могут быть предприняты в Вашем вузе?
Уделять больше внимания организации досуга
Усилить информационную, просветительскую работу среди студентов
Создать психотерапевтический реабилитационный центр, телефон доверия
Определить "группы риска" и работать с ними
Проводить семинары и тренинги по профилактике употребления наркотиков
Жестко пресекать распространение наркотиков на территории студгородка
Свой вариант ответа: _____________________

Как Вы оцениваете состояние духовной культуры современной российской молодежи?
Низкий
Средний
Высокий
Затрудняюсь ответить
Свой вариант ответа: _____________________

Кто в большей степени оказывает влияние на формирование Ваших взглядов на актуальный социальные проблемы в молодежной среде?
СМИ (телевидение, радио, печатные издания, Интренет)
Сверстники (друзья, знакомые, однокурсники и т.д.)
Родители и другие родственники
Я сам
Свой вариант ответа: _____________________


Данные о респонденте:
Пол: М/Ж
Возраст 16/17/18/19/20/21/22/23/24/25
Образование: среднее / средне-специальное / неоконченное высшее / высшее


Спасибо за сотрудничество!




Леонова О.В. Отношение студенческой молодежи к различным формам девиаций // http://www.isras.ru/abstract_bank_congress4/1687.pdf
Вишневский Ю.Р., Боронина Л.Н., ПучковА.Я. исследование форм девиантного поведения студенческой молодежи свердловской области // http://ecsocman.hse.ru/text/17960070/
Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследования преступлений. - М., 2005. – с. 15
Там же. – с. 16
Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. – М., 2002
Там же. – с. 21
Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. - СПб., 2005
Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. – Минск, 1998. – с. 58
Руководство по аддиктологии / Под ред. проф. В.Д. Менделевича. - СПб., 2007
Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. - СПб., 2005
Смагин С. Ф. Аддикция, аддиктивное поведение, СПб., 2000
Личко А.Е., Попов Ю.В. Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков. – М., 2003. – с. 39
Там же. – с. 64
Бойко Л.И. Трансформация функций высшего образования и социальные позиции студенчества // Социологические исследования. – 2002. -№ 3. – с. 48
Запесоцкий А.С. Дети эпохи перемен: их ценности и выбор // Социологические исследования - 2006. - № 12. - с. 98
Лисовский В.Т. Социология молодежи. – СПб.: Питер, 2006
Бойко Л.И. Трансформация функций высшего образования и социальные позиции студенчества // Социологические исследования. – 2002. -№ 3. – с. 49
Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реана.- СПб., 2002
Руткевич М.Н. Социология образования и молодёжи: Избранное (1965 - 2002). – М., 2002
Петров А.В. Ценностные предпочтения молодежи: диагностика и тенденции изменений // Социол. исслед. - 2008. - № 2. - с. 83
Там же. с. 84
Руткевич М.Н. Социология образования и молодёжи: Избранное (1965 - 2002). – М., 2002
Руткевич М.Н. Социология образования и молодёжи: Избранное (1965 - 2002). – М., 2002
Васенина И. Ценностные ориентации студенческой молодежи и экстремизм // Высшее образование в России. - 2007. - № 11. - С. 117
Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реана.- СПб., 2002
Лисовский В.Т. Социология молодежи. – СПб.: Питер, 2006
Лисовский В.Т. Социология молодежи. – СПб.: Питер, 2006
Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2004
Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реана.- СПб., 2002
Запесоцкий А.С. Дети эпохи перемен: их ценности и выбор // Социологические исследования - 2006. - № 12. - С. 100
Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. - СПб., 2005. – с. 5
Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение: Общая характеристика и закономерности развития // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. – 1999. - № 2. – с. 88
Кулаков С.А. Практикум по психотерапии психосоматических расстройств. – СПб., 2005
Метиханова Н.Н. Психология зависимого поведения. - М., 2008
Метиханова Н.Н. Психология зависимого поведения. - М., 2008
Руководство по аддиктологии / Под ред. проф. В.Д. Менделевича. - СПб., 2007
Исаев Д.Д., Журавлёв И.И., Дементьев В.В., Озерецковский С.Д. Типологические модели поведения подростков с различными формами аддиктивного поведения.- СПб., 1997
Руководство по аддиктологии / Под ред. проф. В.Д. Менделевича. - СПб., 2007
Личко А.Е., Попов Ю.В. Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков. – М., 2003












7



Наиболее опасные формы девиантного поведения:
- Участие в деятельности преступных группировок
- Употребление наркотиков
- Токсикомания
- Воровство
- Злоупотребление алкоголя


Рост количества молодежи с девиантным поведением

- Рост преступности среди молодежи
- Нарушение взаимоотношений с окружающими
- Личностные нарушения


Отрицательное отношение молодежи к наркомании

ОДНАКО
Рост количества молодежи, употребляющих наркотики
- однократно
- периодически

Мотивация употребления

- Любопытство
- Мода (быть как все)
- Влияние друзей
- Влияние СМИ - Проблемы в жизни
- Стрессы
- Чувство одиночества
- Нарушение воспитания

Помощь
- Медицинская
- Психологическая
- Изменение отношения общества к наркоманам

Профилактика
- Жесткое пресечение распространения наркотиков в молодежной среде
- Семинары и тренинги по профилактике употребления наркотиков
- Организация досуга молодежи
- Создание психотерапевтических реабилитационных центров
- Просветительская и информационная работа
- Повышение духовной культуры молодежи


1.Абдрахманов Р.А., Гареева З.В. Проблема наркомании глазами студентов // http://pravmisl.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1689
2.Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследования преступлений. - М., 2005
3.Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. - М., 2002
4.Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М., 2003
5.Бойко Л.И. Трансформация функций высшего образования и социальные позиции студенчества // Социологические исследования. – 2002. -№ 3
6.Васенина И. Ценностные ориентации студенческой молодежи и экстремизм // Высшее образование в России. - 2007. - № 11. - С. 116-119
7.Вишневский Ю.Р., Боронина Л.Н., ПучковА.Я. исследование форм девиантного поведения студенческой молодежи свердловской области // http://ecsocman.hse.ru/text/17960070/
8.Вишневский Ю.Р., Рубина Л.Я. Социальный облик студенчества 90-х годов // Социс. - 1997. - № 10. С. 56-69
9.Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Социология молодежи. – Екаринбкрг, 2004
10.Головатый Н.Ф. Социология молодежи. – К.: МАУП, 1999
11.Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. – М., 2002
12.Гражданская культура современного российского студенчества / Под общ. ред. Ю.Р. Вишневского, В. Т. Шапко. - Екатеринбург, 2007
13.Джекобсон Д. Преимущества полимодельного подхода к пониманию аддиктивного поведения // Психология и лечение зависимого поведения / Под ред. С. Даулинга. – М., 2007. с. 196-213
14.Джемилева Л.У. Профилактика наркомании среди студентов ВУЗа. – Уфа, 2007 // http://rudocs.exdat.com/docs/index-58453.html
15.Диагностика и коррекция нарушений социальной адаптации подростков / Под ред. С.А. Беличевой и И.А. Коробейникова. – М., 1995
16.Запесоцкий А.С. Дети эпохи перемен: их ценности и выбор // Социологические исследования - 2006. - № 12. - С. 98-104
17.Исаев Д.Д., Журавлёв И.И., Дементьев В.В., Озерецковский С.Д. Типологические модели поведения подростков с различными формами аддиктивного поведения.- СПб., 1997
18.Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2004
19.Клиническая психология: Словарь / Под ред. Н.Д. Твороговой. – М., 2007
20.Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение: Общая характеристика и закономерности развития // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. – 1999. - № 2
21.Комер Р. Патопсихология поведения, нарушение и патологии психики. – СПб., 2002
22.Кулаков С.А. Практикум по психотерапии психосоматических расстройств. – СПб., 2005
23.Леонова О.В. Отношение студенческой молодежи к различным формам девиаций // http://www.isras.ru/abstract_bank_congress4/1687.pdf
24.Лисовский В.Т. Социология молодежи. – СПб.: Питер, 2006
25.Личко А.Е., Попов Ю.В. Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков. – М., 2003
26.Луков В.А. Особенности молодежных субкультур в России // Социс. - 2002. - № 10. - С. 79-87
27.Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 2005
28.Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. - СПб., 2005
29.Метиханова Н.Н. Психология зависимого поведения. - М., 2008
30.Морально – нравтственные ценности молодежи // Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты. – М., Институт социологии РАН, 2007// http://www.isras.ru/INAB_2007-4.html
31.Пакина А.Ю. Личностно ориентированный подход к профилактике зависимости / Ежегодник Российского психологического общества: материалы III Всероссийского съезда психологов. – СПб., 2003
32.Петров А.В. Ценностные предпочтения молодежи: диагностика и тенденции изменений // Социол. исслед. - 2008. - № 2. - С. 83-90
33.Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реана.- СПб., 2002
34.Результаты социологического опроса по теме: «Изучение проблемы распространения наркомании в студенческой среде. Отношение студенческой молодежи Камчатского края к данной проблеме» // http://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D1%81%D1%82%D1%83%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9%20%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%B6%D0%B8%20%D0%BA%20%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8&source=web&cd=1&ved=0CD0QFjAA&url=http%3A%2F%2Fwww.kamchatka.gov.ru%2Foiv_doc%2F1563%2F12413.doc&ei=CSORUZiyK6Sl4AS16ICQBw&usg=AFQjCNF6Bjrhvf2bU94eXhkBwG6WXYLymg&bvm=bv.46340616,d.bGE&cad=rjt
35.Руководство по аддиктологии / Под ред. проф. В.Д. Менделевича. - СПб., 2007
36.Руткевич М.Н. Социология образования и молодёжи: Избранное (1965 - 2002). – М., 2002
37.Ручкин Б.А., Гришина Е.А., Серикова Н.А. Российская молодёжь: десять главных проблем. - М., 1999
38.Ряузова Д.О. Молодежная политика в российской федерации // http://sophist.hse.ru/db/oprview.shtml?ID_S=2280&T=q
39.Сельченок К.В. Психология зависимости. – Минск, 2005
40.Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. – Минск, 1998
41.Старшенбаум Г.В. Аддиктология. Психология и психотерапия зависимостей. - М., 2006
42.Социальные отклонения / Под ред. В.Н. Кудрявцева. – М., 1986
43.Смагин С. Ф. Аддикция, аддиктивное поведение, СПб., 2000
44.Херст Д. Переходные и аутистические феномены при аддиктивном поведении // Психология и лечение зависимого поведения / Под ред. С. Даулинга. – М., 2007. с. 183-196.
45.Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение). – СПб., 2004
46.Ширванян Т.А. Отношение к психоактивным веществам в молодежной среде // http://www.rae.ru/use/?section=content&op=show_article&article_id=4691
47.Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы: Пер. с англ. – М., 1993
48.Чистов В.В. духовно – нравственные ценности современных подростков и молодежи // http://sophist.hse.ru/db/oprview.shtml?ID_S=2280&T=q
49.Юсупов В.В., Корзунин В.А. Психологическая диагностика зависимого поведения. – СПб., 2007

Вопрос-ответ:

Какое понятие кроется за "девиантным поведением"?

Понятие "девиантного поведения" означает отклонение от социальных норм и ценностей, которые приняты в определенном обществе.

Как можно охарактеризовать российскую студенческую молодежь как социальную группу?

Российская студенческая молодежь является довольно разнообразной и многообразной социальной группой, состоящей из студентов разных возрастов, национальностей, полов и социальных сред.

Что такое наркомания и как она связана с зависимым поведением?

Наркомания - это состояние зависимости от наркотических веществ, которое проявляется в компульсивном и неконтролируемом употреблении наркотиков. Она является одной из форм зависимого поведения, когда человек не может контролировать свою потребность в наркотиках и испытывает физическую и психологическую зависимость от них.

Что было изучено в эмпирическом исследовании отношения студенческой молодежи к наркомании?

В эмпирическом исследовании были исследованы особенности отношения студенческой молодежи к наркомании, как форме девиантного поведения. Были выявлены мотивы и причины употребления наркотиков, а также отношение студентов к борьбе с наркоманией.

Как можно объяснить наркоманию с точки зрения социального подхода?

Из социальной точки зрения, наркоманию можно объяснить влиянием социального окружения, социальными нормами и ценностями, а также низким уровнем социальной поддержки для студенческой молодежи. Также важным фактором является доступность и распространенность наркотиков в обществе.

Какие подходы используются в анализе отношения студенческой молодежи к наркомании?

В анализе отношения студенческой молодежи к наркомании как форме девиантного поведения используются различные теоретико-методологические подходы, такие как социологический, психологический и медицинский подходы. Социологический подход позволяет изучить социальное окружение студентов и факторы, влияющие на их отношение к наркомании. Психологический подход помогает понять мотивы и психологические особенности студентов, которые могут влиять на их отношение к наркотикам. Медицинский подход предоставляет информацию о физиологических и психических аспектах наркомании у студентов.

Что такое девиантное поведение?

Девиантное поведение – это поведение, которое отклоняется от общепринятых норм и ценностей, установленных в данном обществе. Девиантное поведение может быть как социально-неодобряемым, так и противозаконным. В контексте данной статьи, девиантным поведением является наркомания среди студентов, которая нарушает моральные, социальные и юридические нормы, принятые в обществе.

Как можно охарактеризовать российскую студенческую молодежь?

Российская студенческая молодежь - это социальная группа, состоящая из студентов, находящихся в процессе обучения в высших учебных заведениях. Студенческая молодежь представляет собой разнообразную группу по возрасту, полу, этническому и социальному составу. Она характеризуется активным образом жизни, поиском своего места в обществе и формированием своей социальной идентичности.

Что такое наркомания?

Наркомания - это хроническое психическое и физическое состояние зависимости от наркотических веществ, которые приводят к нарушению работы организма и психологического состояния человека. Наркомания является формой зависимого поведения, когда человек становится зависимым от наркотиков и не способен контролировать свои действия и потребление наркотических веществ.

Какое определение имеет понятие "девиантное поведение"?

Девиантное поведение - это поведение, которое отклоняется от общепринятых норм и стандартов в социуме. Изучение девиантного поведения включает в себя анализ причин, мотивов и последствий такого поведения.

Какие особенности характеризуют российскую студенческую молодежь?

Российская студенческая молодежь - это социальная группа молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет, находящихся на стадии активного образования. Они обладают определенными особенностями, такими как стремление к самореализации, поиск своего места в обществе, развитие социальных навыков и формирование собственной идентичности.