Живы ли сейчас Молчалины?
Заказать уникальный реферат- 16 16 страниц
- 7 + 7 источников
- Добавлена 25.04.2013
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
Живы ли сейчас Молчалины?
Заключение
Список литературы
Блестящие достижения в области анализа социальной психологии выделяют «Господа Молчалины» в ряду других произведений сатирика, посвященных изображению чиновничества.«Господа Молчалины» — сатира, но сатира не столько карающая, сколько разъясняющая тип, которому свойственно противоречивое переплетение отрицательных и положительных элементов. В ходе повествования молчалинский мир все более раскрывался не только в своих комических, но и трагических сторонах. Двойственная социально-нравственная природа Молчалиных давала повод и для сатирического обличения, и для гуманистического сочувствия; комедия и трагедия их существования идут рядом, переплетаются и переходят одна в другую. Единство комического и трагического определяет идейно-эмоциональную специфику «Господ Молчалиных». Комическое более очевидно, оно сказывается в официальной, «казенной» стороне жизни. Трагическая сторона Молчалиных обнаруживается лишь по мере углубления в их психику, в их частную жизнь, в их негласное домашнее существование. Вот почему в «Господах Молчалиных» сатирик прослеживает своего героя в равной мере как в сфере служебно-администратнвной, так и в домашней. В 60-е годы Салтыков прямо декларировал свой отказ заниматься описанием домашнего жительства изображаемых им типов из господствующих классов, заявляя, что эти типы интересуют его как «раса, существующая политически». До 70-х годов Салтыков оставался в общем верен этому принципу, и отступления от него не были частыми и сколько-нибудь значительными. В начале 70-х годов, в «Господах ташкентцах» (главы о «ташкентцах приготовительного класса»), Салтыков отвел значительное место проблеме семейного воспитания «государственных птенцов». Однако никогда прежде, разрабатывая тему чиновничества, Салтыков не останавливался так подробно на описании личной, интимной, семейно-бытовой обстановки, как это сделано в «Господах Молчалиных».ЗаключениеТворчество М.Е.Салтыкова-Щедрина являет собой сложное переплетение разнородных и, на первый взгляд, трудно совместимых элементов различных литературных и культурных традиций. Взгляды Салтыкова-Щедрина на мир и человека с течением времени менялись, что нашло отражение в эволюции художественной системы. При этом те или иные мотивы и темы не исчезают, а усложняются и углубляются. Возможно, это обстоятельство затемняет смысл некоторых произведений писателя, усложняет процесс их интерпретации, однако вместе с тем, способность такого рода совмещения указывает на универсальность мышления Салтыкова-Щедрина. Созданные им произведения находятся в одном ряду с теми сатирическими произведениями мировой литературы, которые не утратили с течением времени своей художественной ценности. Первый из сделанных нами выводов заключается в том, что произведения Щедрина содержат элементы драматургического жанра. Эта особенность стиля писателя объясняется его пристрастием к театру в ранний период творчества, интересом к самой форме театрализованных: представлений с их внешней выразительностью, с четким распределением ролей между персонажами. Драматургические принципы изображения мира влияют и на структуру произведений писателя: сочинения Щедрина всегда собирались воедино из отдельных очерков, подобно тому, как пьеса «составляется» из отдельных сцен и явлений. Взаимодействие различных жанровых систем становится отличительной характеристикой текстов писателя и наблюдается вплоть до заключительного этапа творчества. Щедрин создает свой вариант театрализованной реальности, которая во многом схожа с миром кукольного театра. Асоциальность поведения героев, то есть вызывающие, нетривиальные поступки, «искаженная» речь, которая часто состоит из звукоподражаний и бессмысленных выкриков, гротесковые жесты - всё это равно присуще как эстетике кукольного театра, так и художественному миру произведений Салтыкова-Щедрина. Отметим, что художественная вселенная, созданная писателем, является своеобразным «двойником» реальной действительности. С образом кукол также связана тема, берущая начало в романтической эстетике, — тема страха перед заменой живого человека, его тела и души, имитацией жизни - механизмом. Данная тема воплощается и в сатире Щедрина. В творчестве Щедрина формируется принципиально новый для русской литературы тип героя - «герой-марионетка». Если присмотреться к телесному поведению щедринских персонажей, то становится очевидна их несамостоятельность, подчиненность некой внешней силе, управляющей им, - невидимому кукловоду. Движения героев-марионеток «разоблачают» механистическое устройство их тел, которое поглощает и целиком замещает сферу духовной жизни. «Кукольная» тема тесно связана с темой «мертвого мира»., В ранних произведениях этот образ предстает в гротесковой форме: герои Щедрина не умирают, а как будто «ломаются», выходят из строя, подобно механизмам. Призрачно и пространство, которое всецело соотносится с образом времени. Для ранних циклов очерков характерно то, что пространственные объекты лишены привычных для них качеств: они не привязаны к одному месту, в них отсутствуют четкие границы. Самым ярким примером является Ташкент. Он прямо обозначается как некое условное место, могущее возникнуть где угодно и в любое время. Такого рода географический объект иллюстрирует идею дурной бесконечности, актуальную для данного периода творчества Щедрина. В разные годы творчество Щедрина признавалось устаревшим, изжившим себя, его причисляли к факту определенного исторического периода, не более. Однако великая сатира не уходит с исчезновением очередной социально-политической реалии, достойной осмеяния, - время от времени она воскресает. Всякое выдающееся литературное произведение, в том числе сатирическое, заглядывает в самую глубь, далеко за поверхность социальных явлений, к основаниям жизни не только отдельной страны, но и всего человечества. Сегодня Щедрин — один из самых цитируемых писателей, в интернете то и дело встречаются выписки из его произведений разных лет, удивительно перекликающиеся с настоящим историческим моментом. Очередной этап" воскресения творчества Салтыкова-Щедрина свидетельствует о потребности заново перечитать и переосмыслить произведения сатирика, и задача филолога в данном случае состоит в том, чтобы помочь читателю в этом процессе переосмысления. Список литературыГазета «Неделя» (1866-1901). М., 2009 Есин. Б. И. История русской журналистики ХIХ в. Учебник. М., 2008 Искусство глазами журналиста (ХIХ-нач. ХХ вв.) . Спецсеминар. М. 2003История русской журналистики XVIII-XIX вв. Под. ред. проф. Л. П. Громовой. СПб, 2003. Часть III. Лапшина. Г. С. Очерки из истории отечественной журналистики 1870-х гг. М., 2009 Русская дореволюционная газета. М., 1971 История русской журналистики. Хрестоматия. Сост. Б. И. Есин. М., 1991 Страницы минувшего. Отечественная публицистика ХIХ-нач. ХХ. Сост. Г. С. Лапшина. М., 2006. Стр. 122-222, 236-259.
1.Газета «Неделя» (1866-1901). М., 2009
2.Есин. Б. И. История русской журналистики ХIХ в. Учебник. М., 2008
3.Искусство глазами журналиста (ХIХ-нач. ХХ вв.) . Спецсеминар. М. 2003
4.История русской журналистики XVIII-XIX вв. Под. ред. проф. Л. П. Громовой. СПб, 2003. Часть III.
5.Лапшина. Г. С. Очерки из истории отечественной журналистики 1870-х гг. М., 2009
6.Русская дореволюционная газета. М., 1971 История русской журналистики. Хрестоматия. Сост. Б. И. Есин. М., 1991
7.Страницы минувшего. Отечественная публицистика ХIХ-нач. ХХ. Сост. Г. С. Лапшина. М., 2006. Стр. 122-222, 236-259.
Вопрос-ответ:
Что изображает роман "Господа Молчалины"?
Роман "Господа Молчалины" изображает чиновничество и проблемы, с ним связанные.
Как можно охарактеризовать стиль и жанр произведения "Господа Молчалины"?
Произведение "Господа Молчалины" относится к жанру сатиры и характеризуется остротой и сарказмом в изображении чиновничества.
Какие достижения в области анализа социальной психологии присущи произведению "Господа Молчалины"?
Произведение "Господа Молчалины" выделяется своими блестящими достижениями в области анализа социальной психологии, особенно в изображении типичных черт чиновничества.
Какие качества свойственны главным героям произведения "Господа Молчалины"?
Главные герои произведения "Господа Молчалины" обладают противоречивым характером, включающим как отрицательные, так и положительные элементы.
Как раскрывается молчалинский мир в процессе повествования?
В ходе повествования произведения "Господа Молчалины" молчалинский мир все более раскрывается, показывая свои особенности и проблемы.
Какова тематика произведения "Господа Молчалины"?
Произведение "Господа Молчалины" является сатирой, посвященной изображению чиновничества.
Что отличает "Господ Молчалин" от других произведений сатирика?
В "Господах Молчалинах" особенно ярко выражено противоречивое переплетение отрицательных и положительных элементов, которое характерно для данного типа.
Считается ли "Господа Молчалины" карающей сатирой?
Нет, "Господa Молчалины" является скорее разъясняющей сатирой, которая не столько наказывает, сколько раскрывает тип чиновника со всеми его особенностями.
Чем интересен молчалинский мир в процессе повествования?
В ходе повествования молчалинский мир все больше раскрывается во всех его аспектах и открывает перед нами удивительные детали и особенности бытия чиновников.
В чем заключаются блестящие достижения "Господ Молчалин" в анализе социальной психологии?
Произведение "Господа Молчалины" выделяется блестящими достижениями в анализе социальной психологии и позволяет лучше понять психологию и мотивы поведения чиновников.