Работа с многозначными словами на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе.
Заказать уникальную курсовую работу- 47 47 страниц
- 24 + 24 источника
- Добавлена 01.04.2013
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
Глава 1. Лингвистические основы изучения многозначных слов в школе
1.1.Современные лингвистические и психолингвистические представления о слове и лексической системе языка
1.2.Особенности развития словаря детей младшего школьного возраста
Глава 2. Методика работы над многозначными словами в начальных классах
2.1. Многозначные слова и их стилистические функции
2.2.Методика работы над многозначными словами
Глава 3.Экспериментальная работа с многозначными словами на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе
3.1. Исследование уровня понимания младшими школьниками значений многозначных слов
3.2.Основные направления работы с многозначными словами на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе в начальной школе
3.3.Контрольный эксперимент
Заключение
Список литературы
Приложение
Железная решетка, железная дисциплина; глубокая река, глубокое чувство; черный день, черный карандаш; кислое яблоко, кислый вид; малиновый цвет, малиновый звон.Следующий этап формирующей работы – это работа с умениями подбирать антонимы и синонимы к значениям многозначных слов. На этом этапе были предложены следующие такие задания:Замените выделенные слова противоположными по смыслу. Придумайте с данными словосочетаниями предложения.1. Легкое упражнение, легкий труд. 2. Мелкий дождь, мелкая река. 3. Полный человек, полный стакан. 4. Свежая газета, свежий хлеб.Ключи: 1. Трудный, тяжелый. 2. Крупный, глубокий. 3. Худой, пустой. 4. Старый, черствый.Замените данные фразеологизмы синонимами.1. Сидеть сложа руки. 2. Припереть к стене. 3. Первым делом. 4. На самом деле. 5. То и дело. 6. Мое дело сторона.Ключи: 1. Бездельничать. 2. Разоблачить. 3. Прежде всего. 4. В действительности. 5. Беспрерывно. 6. Меня это не касается.Для формирования умения определять значения слов служат следующие упражнения [4]:Укажите лексических значения слов. В случае затруднений справляйтесь в толковом словаре1. Вид растения; здоровый вид; альбом с видами Крыма. 2. Ему везет; везет песок; везет массу новостей. 3. Лисий мех; ходить в мехах; кузнечный мех. 4. Карнавальный наряд; наряд на уголь; наряд милиции. 5. Сделать добро людям; чужое добро.Прочитайте словосочетания. Укажите, используя условные обозначения, какие слова употреблены в прямом, а какие – в переносном значении.Плачущая сосулька; плачущий ребенок; дремлет лес; дремлет собака; разыгравшиеся волны; разыгравшиеся дети; спят цветы; спят дети; крылатый звук; крылатая ракета; волнистое облако; волнистые волосы.Прочитайте «вредный совет» Г. Остера. В каком значении употребляется слово «мягкий»?Если вы по коридору Мчитесь на велосипеде, А навстречу вам из ванной Вышел папа погулять, Не сворачивайте в кухню: В кухне твердый холодильник.Тормозите лучше в папу, Папа мягкий. Он простит.Свое конкретное значение слово приобретает лишь в определенном контексте – предложении, абзаце, где нейтрализуются одни стороны его семантики и, наоборот, активизируются другие. поэтому особенно важны упражнения на уровне предложений и связных текстов, в которых наиболее ярко раскрываются явление полисемии и связанные с нею изобразительные возможности слова. Мы приводим некоторые из таких упражнений.Упражнения на изучение многозначности в контексте [4].Определите значение слова «дорога» в «Губернских очерках» Салтыкова-Щедрина.«И вот опять передо мною дорога – дорога с ее березовыми аллеями, с ее раскинутыми по сторонам равнинами, бог весть куда тянущимися». «...а я так устал уж, так разбит жизнью, как разбита почтовая лошадь ежечасною ездою по каменистой твердой дороге!»Ключи: ландшафт; полоса земли, предназначенная для передвижения.Выполняя предложенные упражнения, дети часто обращаются к толковому словарю, словарю синонимов, антонимов. Младшие школьники расширяют и уточняют свой словарный запас, развивают грамматический строй и произносительную сторону речи. 3.3.Контрольный экспериментДинамика развития понимания значений многозначных слов у младших школьников в ходе эксперимента следующая: изменение уровня понимания значений на более высокий у 36 человек; увеличение процентного соотношения (констатирующего и контрольного экспериментов: высокий уровень 43%, достаточный уровень 50%, недостаточный уровень 7%); испытуемые называли несколько лексико-семантических вариантов.Достаточный уровень понимания многозначных слов после обучения изменился лишь на 30%. У 8 детей (55%) до обучения был отмечен недостаточный уровень понимания значений полисемантичных слов. После проведения серии обучающих занятий недостаточный уровень понимания встретился лишь у 1 ребенка (7%).Результаты исследования приводят к осознанию необходимости проведения занятий по ознакомлению с многозначными словами, так как это обогащает речь детей, делает ее более меткой и выразительной, способствует пониманию определенных ситуаций и контекстов. На основании чего можно сделать вывод, что методика и приемы развивающей работы, которые использовались на стадии формирующего эксперимента, продемонстрировали достаточную эффективность в плане последовательного и систематического развития речи детей в процессе специальных занятий и могут быть рекомендованы для реализации в учреждениях школьного образования.ЗаключениеДля проверки эффективности формирующей работы был проведен контрольный эксперимент, результаты которого позволяют сделать вывод, что у учащихся данного класса, в результате работы с многозначными словами повысилось такое коммуникативное качество речи, как точность. Школьники стали правильно выбирать слова и употреблять их в точных значениях.Большинство детей не могут выполнить самостоятельно предложенные упражнения. У некоторых детей осмысления, а значит и усвоения понятия многозначности в этом возрасте не происходит. Это связано с рядом причин, одной из которых я считаю низкую технику чтения. Не секрет, что в первой четверти 3 класса навык беглого чтения имеют около 40% учащихся. Многие из тех, кто читает быстро, не понимают прочитанного, а для работы со словарями и текстами, для усвоения многозначных слов необходим навык осознанного чтения. Также испытывают трудности в понимании значений слова дети, мышление которых недостаточно развито. Точное понимание значения слова, обозначающего понятие, умение быстро, в сотые доли секунды, выбрать нужное слово, соединить его по смыслу и грамматически с другими словами говорит о развитом понятийном мышлении. В младшем школьном возрасте только закладываются основы понятийного мышления, поэтому усвоение многозначных слов представляет трудность для некоторых детей.Лексической работе на уроках русского языка в начальной школе отводится всего несколько часов в каждом классе. С другой стороны – поиск слов в словарях, чтение статей, объяснение значений слов требует больших затрат времени. Нужно поощрять самостоятельную работу детей, не препятствовать тому, чтобы дети сами находили значения слов в толковом словаре, даже если кажется, что это пустая трата урока. На это нельзя жалеть время: только затратив усилия по поиску слов, затратив усилия на то, чтобы прочитать словарные статьи, чтобы самому убедиться в том, что значения слова записаны несколько раз, школьник может усвоить эти новые знания.Хорошее владение родным языком, речью – в определенном смысле искусство, которому нужно учиться не один год. От овладения этим искусством подчас зависит не только профессиональная карьера, но и социальный статус человека. И чем раньше мы начинаем овладевать им, тем большего совершенства сможем достигнуть в жизни.Работа над многозначными словами расширяет и углубляет представление учащихся о семантике и сфере употребления изучаемой лексики, способствует совершенствованию их устной и письменной речи.Список литературыАбабкова М. И. Некоторые наблюдения за формированием и качественным составом словаря русского ребенка на этапе голофраз.// Усвоение ребенком родного ( русского ) языка. СПб., 1993. -С. 4-9.Аллендорф К. А. Значение и изменение значений слов: Автореф. дисс. ...докт наук. М., 1966.Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. [Текст] — М.: Мозаика-Синтез, 1999.- 67с.Агаркова Н. Г., Агарков Ю. А. Азбука [Текст]: 1 кл.: Методическое пособие/Н. Г. Агаркова, Ю. А. Агарков. – М.: Академкнига/Учебник, 2006. – 175 с.Баранов М. Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка: Пособие для учителя / Т. М. Баранов. – М.: Просвещение, 1988. – 191 с.Баранов М. Т. Обучение русскому языку в 4 классе: Метод. указания к учебн. Пособие для учителя / М. Т. Баранов, Л. Т. Григорян, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова; Сост. Т. А. Ладыженская. – 2-е изд., испр.- М.: Просвещение, 1985, - 223 с. Богуславская Н. Е. Методика развития речи на уроках русского языка: Пособие для учителей / Н. Е. Богуславская, В. И. Капинос, А. Ю. Купалова и др. Под ред. Т. А. Ладыженской. – М.: Просвещение, 1980. – 240 с. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи : учебное пособие для студентов нефилологических факультетов вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. – Ростов н/Д : Феникс, 2007. – 539 с. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.1989Запорожец А. В. "Психология", М., Учпедгиз, 1953Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 2007.Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. М., 1979.Казарцева, О. М.. Культура речевого общения : теория и практика обучения : учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / О. М. Казарцева. – М. : Флинта : Наука, 1998. – 496 с. Каменская Е. Н. Психология развития и возрастная психология : конспект лекций/ Е. Н. Каменская. – Изд. 3-е, перераб. И доп. – Ростов н/Д : Феникс, 2008. – 251, [1] с. – (Зачет и экзамен)Крысин Л. П. Современный русский язык. Лексическая семантика. Лексикология. Фразеология. Лексикография: учебн. Пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений/ Л. П. Крысин. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 240 с.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли : пособие для учителя / [А. Г. Асмолов и др. ; Российская академия образования] ; под ред. А. Г. Асмолова. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 152 с.Львов М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. Пособие для студентов пед. Ин-тов по спец. №2121 «Педагогика и методика нач. обучения» / М. Р Львов, Т. Г. Рамзаева, Н. Н. Светловская. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1987. – 415 с. Леонтьев А. А. Функции и формы речи. // Основы теории речевой деятельности. / Под ред. А.А. Леонтьева. М.., 1974. С. 241 -254.Леонтьев А. А. Исследования детской речи. // Основы теории речевой деятельности. / Под ред. А.А. Леонтьева. М.., 1974. С 148-167.Львов М.Р. Тенденции развития речи учащихся. - Вып. 1. - М., 1978. - Вып. 2. - М., 1979Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения. - М., 1974Максаков А.И. Речь воспитателя/Развитие речи детей дошкольного возраста/Под ред. Сохина 3е изд., Москва,1989Нищева Н.В. Диагностика речевого развития с целью осуществления индивидуального сопровождения //Дошкольная педагогика. - № 1. – 2003Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. / Под ред. М.М.Алексеева. - М., 2002.ПриложениеУпражнения на изучение семантики слова1. Укажите однозначные и многозначные слова:аккордеон, анапест, аудитория, блюдо, брать, троллейбус, хорей, донесение, затягивание.2. Выпишите в два столбика глаголы однозначные и многозначные. С одним из многозначных глаголов составьте три предложения, употребив глагол в разных значениях:автоматизировать, бороться, баррикадировать, вести, вакцинировать, говорить, готовить, дебютировать, диагностировать, держать.3. Определите признак, который лег в основу названий дней недели:вторник, среда, четверг, пятница.4. Назовите признак, который положен в основу фамилий персонажей литературных произведений:Простаков, Тугоуховский, Кабаниха, Угрюм-Бурчеев, Оболт-Оболдуев, Снегина.Вспомните авторов произведений, в которых действуют эти персонажи.Для раскрытия полисемии важны упражнения на уровне словосочетаний, ибо именно сочетаемость определяет, в каком значении выступает слово. Ср.: Привести машину в действие. План действий. Место действия. Вредное действие. В каждом из приведенных предложений существительное действие выступает в разных значениях.Упражнения на дифференциацию значений слова1. Определите, в каких значениях употреблены выделенные существительные в данных словосочетаниях.Образец: проездной билет – документ, удостоверяющий право пользоваться чем-либо; экзаменационный билет – листок с указанием вопросов, на которые нужно ответить.1. Пришить вешалку, вешалка на первом этаже. 2. Время обеда, в наше время. 3. Домашний адрес, теплый адрес. 4. Холодный вечер, торжественный вечер. 5. Прокладывать дорогу, дать дорогу. 6. Идея романа, осуществить идею.Ключи: 1. Петля, пришиваемая к платью, за которую его вешают. Разг. Помещение, оборудованное для хранения верхней одежды, гардероб. 2. Определенный момент, в который происходит что-либо. Период, эпоха в жизни человечества, государства, общества. 3. Надпись на почтовом конверте с указанием места назначения и получателя. Письменное приветствие. 4. Время суток. Вечернее собрание, посвященное чему-либо. 5. Полоса земли, служащая для езды и ходьбы. Место для прохода, проезда. 6. Основная, главная мысль. Намерение, план.2. Выпишите словосочетания, в которых прилагательные сначала употреблены в прямом значении, а затем – в переносном.Железная решетка, железная дисциплина; глубокая река, глубокое чувство; черный день, черный карандаш; кислое яблоко, кислый вид; малиновый цвет, малиновый звон.3. Определите, в каких значениях употреблены глаголы.Образец: время бежит (быстро проходит), бегут слезы (текут, льются).1. Везти вещи, ему везет. 2. Жить долго, жить в деревне. 3. Бросить билет, бросить курить, бросить войска в бой. 4. Дать книгу, дать задание. 5. Нести чемодан, нести ответственность.Ключи: 1. Доставлять с помощью средств передвижения. Об удаче в чем-либо. 2. Существовать, находиться в процессе жизни. Пребывать, обитать где-либо. 3. Выкинуть. Прекратить. Направить. 4. Вручить. Поручить сделать что-либо. 5. Взяв в руки или нагрузив на себя, перемещать, доставлять куда-либо. Отвечать за что-либо.4. Замените выделенные слова противоположными по смыслу. Придумайте с данными словосочетаниями 4 предложения.Образец: близкое расстояние – дальнее расстояние. Для хороших друзей дальнее расстояние не преграда.1. Легкое упражнение, легкий труд. 2. Мелкий дождь, мелкая река. 3. Полный человек, полный стакан. 4. Свежая газета, свежий хлеб.Ключи: 1. Трудный, тяжелый. 2. Крупный, глубокий. 3. Худой, пустой. 4. Старый, черствый.5. Замените глаголы близкими по значению.1. Достать тетрадь из портфеля, достать билеты в театр. 2. Завести мотор, завести собаку. 3. Идет автобус, идти на работу. 4. Открыть дверь, открыть собрание. 5. Передать письмо, передать содержание рассказа.Ключи: 1. Вынуть, купить. 2. Привести в движение, приобрести. 3. Двигается, перемещается; отправляться. 4. Отпереть, начать. 5. Вручить, изложить.6. Замените данные фразеологизмы синонимами.Образец: руки не доходят – некогда.1. Сидеть сложа руки. 2. Припереть к стене. 3. Первым делом. 4. На самом деле. 5. То и дело. 6. Мое дело сторона.Ключи: 1. Бездельничать. 2. Разоблачить. 3. Прежде всего. 4. В действительности. 5. Беспрерывно. 6. Меня это не касается.Свое конкретное значение слово приобретает лишь в определенном контексте – предложении, абзаце, где нейтрализуются одни стороны его семантики и, наоборот, активизируются другие. Поэтому особенно важны упражнения на уровне предложений и связных текстов, в которых наиболее ярко раскрываются явление полисемии и связанные с нею изобразительные возможности слова. Приводим некоторые из таких упражнений.Упражнения на изучение многозначности в контексте1. Определите значение слова дорога в «Губернских очерках» Салтыкова-Щедрина.«И вот опять передо мною дорога – дорога с ее березовыми аллеями, с ее раскинутыми по сторонам равнинами, бог весть куда тянущимися».«...а я так устал уж, так разбит жизнью, как разбита почтовая лошадь ежечасною ездою по каменистой твердой дороге!»Ключи: ландшафт; полоса земли, предназначенная для передвижения.2. Объясните, какие значения слов исторический, история использует Н.В. Гоголь для создания комического эффекта в поэме «Мертвые души».«Ноздрев был в некотором отношении исторический человек. Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории. Какая-нибудь история непременно происходила: или выведут его под руки из зала жандармы, или принуждены бывают вытолкать свои же приятели».Ключи: исторический – важный для истории, вошедший в историю; история – скандал, неприятность; происшествие.3. Определите значение прилагательного красный в произведениях Н.В. Гоголя.1. На ярмарке случилось странное происшествие: все наполнилось слухом, что где-то между товаром показалась красная свитка («Сорочинская ярмарка»). 2. Хохот поднялся со всех сторон; но разряженной сожительнице медленно выступавшего супруга не слишком показалось такое приветствие: красные щеки ее превратились в огненные, и треск отборных слов посыпался на голову разгульного парубка... (там же) 3. Ковалев догадался и, схватив со стола красную ассигнацию, сунул в руки надзирателю, который, расшаркавшись, вышел за дверь... («Нос»). 4. Чем же ваша жизнь не красна? – сказал председатель («Мертвые души»). 5. Вслед за чемоданом внесен был небольшой ларчик красного дерева с штучными выкладками из карельской березы, сапожные колодки и завернутая в синюю бумагу жареная курица (там же). 6. У него нет достаточной земли, – ну, он и захватил чужую пустошь, то есть он рассчитывал, что она не нужна и о ней хозяева забыли, а у нас как нарочно уже испокон века собираются крестьяне праздновать там красную горку (там же). 7. Правда, что красные девушки немного призадумались, принимая подарки: бог знает, может, в самом деле перешли они через нечистые руки («Вечер накануне Ивана Купала»).Ключи: 1. Цвета крови. 2. Покрасневший от прилива крови к коже. 3. 10-рублевая ассигнация. 4. Хороша. 5. Дерево, идущее на тонкие столярные поделки. 6. Первая неделя после пасхальной, время свадеб в старину. 7. Красивый.4. Определите значение прилагательного черный в произведениях А.С. Пушкина.1. Гляжу, как безумный, на черную шаль, / И хладную душу терзает печаль («Черная шаль»). 2. Редеет облаков летучая гряда. / Звезда печальная, вечерняя звезда! / Твой луч осеребрил увядшие равнины, / И дремлющий залив, и черных скал вершины («Редеет облаков летучая гряда...»). 3. Слушай, брат Сальери, / Как мысли черные к тебе придут, / Откупори шампанского бутылку / Иль перечти «Женитьбу Фигаро» («Моцарт и Сальери»). 4. Делать нечего. Она, / Черный зависти полна, / Бросив зеркальце под лавку, / Позвала к себе Чернавку... («Сказка о мертвой царевне...») 5. Весь черный народ был за Пугачева («История Пугачева»).Ключи: 1. Цвета сажи. 2. Темный, отличающийся относительной темнотой окраски. 3. Мрачный, безотрадный. 4. Злобный, преступный. 5. Принадлежащий к низшим слоям населения.5. Определите значение выделенных слов.1. Смиренный грешник, Дмитрий Ларин, / Господний раб и бригадир, / Под камнем сим вкушает мир (А.Пушкин). Зимой он был послан от колхоза на лесозаготовки бригадиром по вывозке (В.Тендряков). 2. Анекдот о трех картах сильно подействовал на его воображение (А.Пушкин). Туркин знал много анекдотов, шарад, поговорок, любил шутить и острить (А.Чехов). 3. Всем, чем для прихоти обильной / Торгует Лондон щепетильный / И по Балтическим волнам / За лес и сало возит нам... (А.Пушкин) Тарас Петрович был очень щепетилен во всем, что касалось выполнения приказов старших начальников (Э.Казакевич). 4. Но между тем какой позор / Являет Киев осажденный? (А.Пушкин) Страх перед позором, которым он покрыл бы себя, если бы все здесь, в зале суда, узнали его поступок, заглушил происходившую в нем внутреннюю работу (Л.Толстой). 5. Вмиг надуло ему в горло жабу, и добрался он домой, не в силах будучи сказать ни одного слова; весь распух и слег в постель (Н.Гоголь). На сырой земле, как будто прилипнув к ней плоским брюхом, сидела довольно жирная старая жаба (В.Гаршин). 6. В зубах – циграка, примят картуз, / На спину б надо бубновый туз! (А.Блок) Он (табак. – Б.М.) был в разных видах: в картузах, и в табашнице, и, наконец, насыпан был просто кучею на столе (Н.Гоголь).Ключи: 1. Военный чин, средний между полковником и генералом. Руководитель производственной группы, бригады. 2. История, происшествие необычайного характера. Маленький рассказ смешного содержания с неожиданным острым окончанием. 3. Галантерейный и парфюмерный. Строго, до мелочей принципиальный в отношениях с кем-либо или по отношению к чему-либо. 4. Зрелище. Бесчестье. 5. Ангина. Сходное с лягушкой бесхвостое земноводное с бородавчатой кожей. 6. Мужской головной убор с жестким козырьком. Плотный бумажный мешок.6. Замените в тексте выделенные словосочетания синонимами. Используйте текст при рассказе о картине Ф.Решетникова «Опять двойка».Петя – ученик четвертого класса. Учится он плохо, очень часто получает двойки. Главное для него – игры. Придя домой из школы, он прежде всего бросает свой портфель куда попало и бежит на улицу кататься на коньках, возиться с собакой. Уроки делает кое-как и не занимается с младшим братом.По-другому ведет себя его сестра. Она привыкла трудиться: помогает маме по хозяйству, каждый день старательно делает уроки. Она не скажет: «Меня это не касается», когда видит, как мать убирает квартиру, и охотно помогает ей. Зина сильно волнуется, когда брат получает двойки, понимая, что по заслугам.Ключи: то и дело, первым делом, спустя рукава, мое дело сторона, вне себя, за дело.7. Отредактируйте текст, избегая повторения одних и тех же слов.
1.Абабкова М. И. Некоторые наблюдения за формированием и качественным составом словаря русского ребенка на этапе голофраз.// Усвоение ребенком родного ( русского ) языка. СПб., 1993. -С. 4-9.
2.Аллендорф К. А. Значение и изменение значений слов: Автореф. дисс. ...докт наук. М., 1966.
3.Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. [Текст] — М.: Мозаика-Синтез, 1999.- 67с.
4.Агаркова Н. Г., Агарков Ю. А. Азбука [Текст]: 1 кл.: Методическое пособие/Н. Г. Агаркова, Ю. А. Агарков. – М.: Академкнига/Учебник, 2006. – 175 с.
5.Баранов М. Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка: Пособие для учителя / Т. М. Баранов. – М.: Просвещение, 1988. – 191 с.
6.Баранов М. Т. Обучение русскому языку в 4 классе: Метод. указания к учебн. Пособие для учителя / М. Т. Баранов, Л. Т. Григорян, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова; Сост. Т. А. Ладыженская. – 2-е изд., испр.- М.: Просвещение, 1985, - 223 с.
7.Богуславская Н. Е. Методика развития речи на уроках русского языка: Пособие для учителей / Н. Е. Богуславская, В. И. Капинос, А. Ю. Купалова и др. Под ред. Т. А. Ладыженской. – М.: Просвещение, 1980. – 240 с.
8.Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи : учебное пособие для студентов нефилологических факультетов вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. – Ростов н/Д : Феникс, 2007. – 539 с.
9.Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.1989
10.Запорожец А. В. "Психология", М., Учпедгиз, 1953
11.Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 2007.
12.Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. М., 1979.
13.Казарцева, О. М.. Культура речевого общения : теория и практика обучения : учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / О. М. Казарцева. – М. : Флинта : Наука, 1998. – 496 с.
14.Каменская Е. Н. Психология развития и возрастная психология : конспект лекций/ Е. Н. Каменская. – Изд. 3-е, перераб. И доп. – Ростов н/Д : Феникс, 2008. – 251, [1] с. – (Зачет и экзамен)
15.Крысин Л. П. Современный русский язык. Лексическая семантика. Лексикология. Фразеология. Лексикография: учебн. Пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений/ Л. П. Крысин. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 240 с.
16.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли : пособие для учителя / [А. Г. Асмолов и др. ; Российская академия образования] ; под ред. А. Г. Асмолова. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 152 с.
17.Львов М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. Пособие для студентов пед. Ин-тов по спец. №2121 «Педагогика и методика нач. обучения» / М. Р Львов, Т. Г. Рамзаева, Н. Н. Светловская. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1987. – 415 с.
18.Леонтьев А. А. Функции и формы речи. // Основы теории речевой деятельности. / Под ред. А.А. Леонтьева. М.., 1974. С. 241 -254.
19.Леонтьев А. А. Исследования детской речи. // Основы теории речевой деятельности. / Под ред. А.А. Леонтьева. М.., 1974. С 148-167.
20.Львов М.Р. Тенденции развития речи учащихся. - Вып. 1. - М., 1978. - Вып. 2. - М., 1979
21.Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения. - М., 1974
22.Максаков А.И. Речь воспитателя/Развитие речи детей дошкольного возраста/Под ред. Сохина 3е изд., Москва,1989
23.Нищева Н.В. Диагностика речевого развития с целью осуществления индивидуального сопровождения //Дошкольная педагогика. - № 1. – 2003
24.Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. / Под ред. М.М.Алексеева. - М., 2002.
Вопрос-ответ:
Что такое многозначные слова?
Многозначные слова - это слова, которые имеют несколько разных значений или толкований.
Зачем работать с многозначными словами на уроках русского языка и литературного чтения?
Работа с многозначными словами помогает развивать лексическую компетенцию учащихся, улучшает их понимание текстов и способность адекватно использовать слова в речи.
Какие лингвистические и психолингвистические представления о слове важны при работе с многозначными словами?
Основные представления о слове на данном этапе основываются на системно-структурной теории слова, которая рассматривает слово как единицу языка, состоящую из формальной и значениевой структуры.
Какие особенности развития словаря у детей младшего школьного возраста?
Дети младшего школьного возраста активно начинают обогащать свой словарный запас, но они еще не всегда умеют использовать слова в разных контекстах и понимать все их значения.
Какие методики можно использовать при работе над многозначными словами в начальных классах?
На начальных уроках русского языка и литературного чтения можно применять такие методики, как чтение и анализ текстов с многозначными словами, составление словаря, упражнения на заполнение пропусков и другие игровые задания.
Зачем работать с многозначными словами на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе?
Работа с многозначными словами помогает развивать у детей навыки обобщения, анализа, интеллектуального творчества и критического мышления. Это также способствует расширению словарного запаса и усвоению смысловых оттенков слов.
Какие лингвистические и психолингвистические представления о слове и лексической системе языка существуют?
Современные лингвистические и психолингвистические представления о слове утверждают, что слово - это основная и неделимая единица языка, отображающая смысловые и грамматические значения. Лексическая система языка представляет собой все слова, употребляемые в данном языке, и их взаимосвязи.
Какие особенности развития словаря детей младшего школьного возраста?
Дети младшего школьного возраста активно осваивают новые слова и стремятся использовать их в речи. Однако их словарный запас еще ограничен, и они не всегда обладают навыком понимать и использовать различные значения слов. Развитие словаря детей младшего школьного возраста требует систематической работы и тренировки.