Позднее творчество М.А. Врубеля. Ночные сцены (“Сирень”, “Пан”, “К ночи”, “Царевна-Лебедь”, “Лебедь”).
Заказать уникальный реферат- 14 14 страниц
- 10 + 10 источников
- Добавлена 02.05.2013
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
1. Этапы творческого пути М.А.Врубеля и их специфика
2. Ночные сцены в позднем творчестве художника
Заключение
Литература и источники
Персонаж, Царевна-Лебедь, предстает здесь в невиданном доселе свете – не как яркая, сияющая красавица из сказки, а как дева ночи: «Композиция построена таким образом, что создается впечатление, будто мы заглянули в сказочный мир, где внезапно появляется и вот-вот исчезнет волшебная девушка-птица, плывущая к далекому таинственному берегу. Последние лучи солнца играют на белоснежном оперении, переливаясь радужными красками. Мерцают бирюзовые, голубые, изумрудные самоцветные камни узорчатого венца-кокошника, и мнится, что это трепетное сияние сливается с отблеском зари на гребнях морских волн и своим призрачным светом словно окутывает тонкие черты бледного лица, заставляет оживать шелестящие складки полувоздушной белой фаты, придерживаемой от дуновения ветра девичьей рукой».
«Царевна-Лебедь» Михаила Александровича Врубеля – своего рода символ прекрасной героини русской сказки, облаченной в великолепный наряд. В основе сюжета о царевне Лебедь лежит как «Сказка о царе Салтане» Александра Сергеевича Пушкина, увидевшая свет в 1832 году, так и одноименная опера Римского-Корсакова, поставленная в 1900 году, в которой главную партию исполняла жена художника, Надежда Ивановна Забела-Врубель. Врубель создает ее портрет в этой роли, однако пишет тем не менее не конкретный, а некий обобщающий образ героини русских сказок.
Помещение лирического героя в необычные обстоятельства – излюбленный прием в русской литературе. Соотносящий себя с литературной традицией России Врубель в своих ноктюрнах использует этот прием и наблюдает, как происходят метаморфозы персонажей и сюжетов под его кистью.
Заключение
Специфика работ Врубеля привлекала многих исследователей к изучению его творчества. На наш взгляд, подлинное понимание сущности его работ, особенно рассмотренного нами позднего периода, отягощенного тяжелой болезнью мастера, достигается лишь комплексным анализом, во-первых, мотивов его работ – мифологии, русской сказки, литературной традиции в России, во-вторых, важную роль здесь играет и сама социокультурная ситуация, в которой сошлись различные стилевые направления, создание различных художественных объединений, историческая ситуация в России. Наконец, не стоит забывать и о личных переживаниях художника, который пропускает реальность мира через призму своей духовности.
Основной мотив поздних работ Врубеля – мистика ночи. Если в художественной традиции до романтиков ночь считалась символом Тьмы и зла, то именно романтики, к символизму так часто отсылает поздний Врубель, начинают трактовать ее как время, в которое душа открывает свои истинные черты, когда можно мечтать и думать обо всём, созерцая тихую природу, не отягощённую суетой дня.
Анализ, проведенный нами в данной работе показал, во-первых, специфику различных периодов жизни и творчества Врубеля; во-вторых, данный анализ раскрыл основные моменты творчества художника в поздний период. В-третьих, соответственно поставленным задачам, был дан краткий анализ основных работ изучаемого периода.
Литература и источники
Бенуа А. Н. История русской живописи в 19 веке. – М.: Республика, 1995.
Врубель Михаил Александрович//Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. (URL: http://www.bibliotekar.ru/rusVrubel/index.htm)
Гомбрих Э. История искусства. – М.: АСТ, 1998.
Дмитриева Н.А. Михаил Врубель. — Л.: Художник РСФСР, 1990. (URL: http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:5O9-OcslHBUJ:www.portal.rbiu.ru/docs/manage/%D0%9A%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%94%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%B0%2520%D0%9D.%D0%90.%2520%D0%92%D1%80%D1%83%D0%B1%D0%B5%D0%BB%D1%8C.pdf+&cd=16&hl=ru&ct=clnk&gl=ru&client=firefox-a).
Живопись. Михаил Врубель/Русское искусство// Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство 17 – 20 веков. Энциклопедия. (URL: http://www.bibliotekar.ru/avanta/138.htm).
Михаил Александрович Врубель.//Великие художники. – М.: «Директ-Медиа», 2010. – Т.33.
Михаил Врубель. Сирень//Галерея Танаис. (URL: http://www.tanais.info/art/vrubel25more.html).
Михаил Врубель « Живопись, картины, фото художника « Лебедь. 1901. (URL: http://vrubel-world.ru/vrubel-art/7.php).
Михаил Врубель. К ночи//Галерея Танаис. (URL: http://www.tanais.info/art/vrubel25more.html).
Михаил Врубель. Царевна-Лебедь//Галерея Танаис. (URL: http://www.tanais.info/art/vrubel25more.html).
Дмитриева Н.А. Михаил Врубель. — Л.: Художник РСФСР, 1990. — С. 7. (URL: http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:5O9-OcslHBUJ:www.portal.rbiu.ru/docs/manage/%D0%9A%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%94%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%B0%2520%D0%9D.%D0%90.%2520%D0%92%D1%80%D1%83%D0%B1%D0%B5%D0%BB%D1%8C.pdf+&cd=16&hl=ru&ct=clnk&gl=ru&client=firefox-a).
Гомбрих Э. История искусства. – М.: АСТ, 1998. – С. 584.
Михаил Александрович Врубель.//Великие художники. – М.: «Директ-Медиа», 2010. – Т.33. – С. 5-6.
Врубель Михаил Александрович//Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. (URL: http://www.bibliotekar.ru/rusVrubel/index.htm)
Живопись. Михаил Врубель/Русское искусство// Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство 17 – 20 веков. Энциклопедия. (URL: http://www.bibliotekar.ru/avanta/138.htm).
Бенуа А. Н. История русской живописи в 19 веке. – М.: Республика, 1995. – С. 410.
Михаил Врубель. Сирень//Галерея Танаис. (URL: http://www.tanais.info/art/vrubel25more.html).
Там же.
Михаил Врубель « Живопись, картины, фото художника « Лебедь. 1901. (URL: http://vrubel-world.ru/vrubel-art/7.php).
Михаил Врубель. К ночи//Галерея Танаис. (URL: http://www.tanais.info/art/vrubel25more.html).
Михаил Врубель. Царевна-Лебедь//Галерея Танаис. (URL: http://www.tanais.info/art/vrubel25more.html).
14
1.Бенуа А. Н. История русской живописи в 19 веке. – М.: Республика, 1995.
2.Врубель Михаил Александрович//Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. (URL: http://www.bibliotekar.ru/rusVrubel/index.htm)
3.Гомбрих Э. История искусства. – М.: АСТ, 1998.
4.Дмитриева Н.А. Михаил Врубель. — Л.: Художник РСФСР, 1990. (URL: http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:5O9-OcslHBUJ:www.portal.rbiu.ru/docs/manage/%D0%9A%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%94%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%B0%2520%D0%9D.%D0%90.%2520%D0%92%D1%80%D1%83%D0%B1%D0%B5%D0%BB%D1%8C.pdf+&cd=16&hl=ru&ct=clnk&gl=ru&client=firefox-a).
5.Живопись. Михаил Врубель/Русское искусство// Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство 17 – 20 веков. Энциклопедия. (URL: http://www.bibliotekar.ru/avanta/138.htm).
6.Михаил Александрович Врубель.//Великие художники. – М.: «Директ-Медиа», 2010. – Т.33.
7.Михаил Врубель. Сирень//Галерея Танаис. (URL: http://www.tanais.info/art/vrubel25more.html).
8.Михаил Врубель « Живопись, картины, фото художника « Лебедь. 1901. (URL: http://vrubel-world.ru/vrubel-art/7.php).
9.Михаил Врубель. К ночи//Галерея Танаис. (URL: http://www.tanais.info/art/vrubel25more.html).
10.Михаил Врубель. Царевна-Лебедь//Галерея Танаис. (URL: http://www.tanais.info/art/vrubel25more.html).
Вопрос-ответ:
Каковы этапы творческого пути М.А. Врубеля?
Творческий путь М.А. Врубеля можно разделить на несколько этапов. В начале он был влиятельным представителем русского неоромантизма, затем его стиль стал более символистским под влиянием печатей и икон. В поздний период своего творчества Врубель создал ряд известных ночных сцен, включая «Сирень», «Пан», «К ночи», «Царевна-Лебедь» и «Лебедь».
В чём специфика каждого этапа творчества М.А. Врубеля?
Первый этап творчества Врубеля был отмечен реалистическим стилем и вниманием к деталям. На втором этапе художник обратился к символизму, раскрывая тонкую мистическую сторону искусства. На позднем этапе его работы стали все более эмоциональными, экспрессивными и загадочными, особенно в ночных сценах, где он воплощал свои фантазии и внутренний мир.
Что особенного в ночных сценах в позднем творчестве М.А. Врубеля?
Ночные сцены в позднем творчестве М.А. Врубеля представляют особый свет и мистическую атмосферу. Они погружают зрителей в сказочный мир, где фантазия сочетается с реальностью. Врубель обращает внимание на детали и создает загадочное впечатление. Врубель представляет персонажей, таких как Царевна-Лебедь, в новом свете, показывая их необычность и таинственность.
Какова специфика композиции ночных сцен в творчестве М.А. Врубеля?
Композиция ночных сцен в творчестве М.А. Врубеля создает впечатление, что зритель заглядывает в сказочный мир, где неожиданно появляется волшебство и тайна. Зритель ощущает напряжение и удивление при взгляде на персонажей, таких как Царевна-Лебедь, в новом свете. Использование особого светового эффекта и детальная проработка создают вокруг персонажей некую магию и загадку.
Какие этапы можно выделить в творческом пути М.А. Врубеля?
Творческий путь М.А. Врубеля можно разделить на несколько этапов. Первый этап - становление как художника и формирование своего стиля. Второй этап - период символизма, когда Врубель создает свои знаменитые полотна с мифологическими и сказочными персонажами. Третий этап - позднее творчество, к которому относятся и его ночные сцены. Каждый этап характеризуется своей спецификой и особыми художественными приемами.
Какие ночные сцены входят в позднее творчество М.А. Врубеля?
В позднем творчестве М.А. Врубеля можно выделить несколько знаменитых ночных сцен. Сюда относятся картины "Сирень", "Пан", "К ночи", "Царевна-Лебедь" и "Лебедь". Ночные сцены в художественном исполнении Врубеля имеют особую мистическую атмосферу и создают впечатление загадочности и сказочности.
Чем отличаются ночные сцены в позднем творчестве М.А. Врубеля от его более ранних работ?
Ночные сцены в позднем творчестве М.А. Врубеля отличаются особой атмосферой и настроением. В отличие от его более ранних работ, где использовалась яркая палитра и контрастные цвета, в ночных сценах Врубель использует темные тона и мягкий свет, что создает ощущение полумрака и загадочности. Ночные сцены также обладают более сказочной и снытью и создают особую атмосферу пришествия ночи.
Какое впечатление производит картина "Царевна-Лебедь"?
Картина "Царевна-Лебедь" впечатляет своей красотой и мистическим настроением. Персонаж, Царевна-Лебедь, предстает здесь в невиданном доселе свете - не как яркая, сияющая красавица из сказки, а как дева ночи. Композиция построена таким образом, что создается впечатление, будто мы заглянули в сказочный мир, где внезапно появляется и вот-вот исчезнет Царевна-Лебедь.
Какие этапы творческого пути М.А. Врубеля можно выделить?
Творческий путь М.А. Врубеля можно разделить на несколько этапов. Первый этап - период его знакомства с историческим искусством и скульптурой в Москве и Петербурге. Второй этап - период его обучения в Париже, где он становится членом многих художественных объединений и начинает свое индивидуальное творчество. Третий этап - позднее творчество, характеризующееся новыми темами и техниками, включая ночные сцены.