Структура одарённости и предпосылки творческих способностей

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Общая психология
  • 29 29 страниц
  • 22 + 22 источника
  • Добавлена 04.05.2013
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Основные подходы к рассмотрению одаренности и предпосылок творчества
1.1. Основные подходы к рассмотрению феномена одаренности
1.2. Структура и виды одаренности
1.3. Психологические особенности одаренного ребенка
1.4. Структурные основы творческих способностей
Глава 2. Экспериментальное исследование структуры творческой одаренности
2.1. Ход и процедура эксперимента
2.2. Обсуждение экспериментальных данных
Заключение
Литература
Приложение

Фрагмент для ознакомления

е. гибкости мышления) показатели невысокие. Уровень разработанности находится на уровне выше среднего за счет данных девочек, отличающихся большей тщательностью в выполнении заданий. Таким образом, общий уровень невербальной творческой одаренности у младших школьников невысокий.Таблица №2. Данные, полученные с помощью методики «Закончи рисунок» П. Торренса, в группе подростков№испытуемыеполвозрастИзмеряемые показателибеглостьоригинальностьразработанностьабстрактность названийсопротивление к замыканию1А.А.жен14606242В.И.муж14814443Г.А.жен14618164Г.С.жен141018225Д.Н.жен149110216К.И.жен14609117Л.М.муж15804138П.О.муж15613249Р.М.муж1410051410Ш.С.муж14101524Средние показатели7,90,66,21,83,3Представленные в Таблице 2 данные по группе подростков показывают, что уровень беглости невербальной творческой одаренности у них высокий – они быстро создают новые рисунки, однако по остальным показателям, в особенности по оригинальности, и уровню разработанности показатели подростков еще ниже, чем у младших школьников.Уровень шкалы «абстрактность названий» несколько выше, чем у младших школьников. Таким образом, общий уровень невербальной творческой одаренности у подростков невысокий.Для большей наглядности представим полученные средние баллы по методике «Закончи рисунок» П. Торренса в группах младших школьников и подростков на диаграмме 1.Диаграмма 1. Сравнительный анализ структуры невербальной творческой одаренности у младших школьников и подростковПоказатель «беглость» чуть меньше у младших школьников, чем у подростков. Причиной являются неадекватные рисунки. То есть ученики успевали справиться с задачей за определенное им время, но предлагаемые линии по методике не были использованы в качестве детали или основой картин. По критериям «оригинальность» и «разработанность» особо большая разница не выявлена. По критерию «абстрактность названий» младшие школьники получили баллы за такие названия как: сердечка-девочка, НЛО корабль, горный архар, жена чебурашки, горы нос, ванильное облако, осёл Осёня, цветок улыбка, яма ужас, облачная туча. Необычными названиями у подростков явились такие названия как: река как змея, сон грустного человека, падающая скала, речка в горах, небо в облаках.Показатели по критериям «беглость», «оригинальность», «абстракность названий» и «сопративление к замыканию» в группах испытуемых ниже нормы, а по критерию «разработанность» выше нормы. Далее двум группам испытуемых была предложена методика «Необычность использования» для оценки вербального компонента творческой одаренности. Результаты, полученные с помощью данной методики в группе младших школьников, представлены в Таблице 3, в группе подростков – в таблице 4.Таблица №3. Данные, полученные с помощью методики «Необычность использования» П. Торренса, в группе младших школьников№испытуемыеполвозрастИзмеряемые показателибеглостьгибкостьоригинальность1А.С.муж87122А.Д.муж83113Б.Д.жен86614В.С.жен92025Ж.К.муж84126И.А.жен85427К.А.жен92008М.О.муж83219П.Н.жен954110Р.Э.муж8320Средние показатели3,62,11,2Представленные в Таблице 3 данные по группе младших школьников показывают, что уровень беглости вербальной творческой одаренности у них невысокий – они с трудом придумывали необычные способы использования предложенных экспериментатором предметов, по остальным показателям результаты также невысокие. Таким образом, общий уровень вербальной творческой одаренности у младших школьников низкий.Таблица №4. Данные, полученные с помощью методики «Необычность использования» П. Торренса, в группе подростков№испытуемыеполвозрастИзмеряемые показателибеглостьгибкостьоригинальность1А.А.жен1410622В.И.муж146413Г.А.жен147314Г.С.жен149225Д.Н.жен149326К.И.жен146227Л.М.муж155228П.О.муж1510619Р.М.муж1443110Ш.С.муж14722Средние показатели7,33,31,6Представленные в Таблице 4 данные по группе подростков показывают, что уровень беглости вербальной творческой одаренности у них высокий – они без особого труда придумывали необычные способы использования предложенных экспериментатором предметов, по остальным показателям результаты средние. Таким образом, общий уровень вербальной творческой одаренности у подростков находится на среднем уровне.Представим полученные баллы по методике «Необычность использования» у младших школьников и подростков на Диаграмме 2.Диаграмма 2. Сравнительный анализ структуры вербальной творческой одаренности у младших школьников и подростковТаким образом, можно увидеть явное преимущество в развитии вербальной творческой одаренности у подростков по сравнению с младшими школьниками. Это может быть связано с тем, что средняя школа начинает предъявлять больше требований к вербальному компоненту психических процессов, поэтому подросткам проще было выполнять задания на вербальную креативность по сравнению с заданиями на невербальную креативность. Что касается младших школьников, то невысокие показатели, полученные ими по обеим методикам, говорят о том, что условия, в которых воспитываются и обучаются эти школьники, не способствуют развитию креативности.В результате проведенного исследования выдвинутая нами гипотеза о том, что между младшими школьниками и подростками существуют различия в структуре творческой одаренности и уровне ее развития, нашла свое подтверждение.ЗаключениеОбобщая результаты проведенного теоретико-экспериментального исследования, сформулируем некоторые основные выводы.1.Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких по сравнению с другими людьми, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности.2. Среди критериев выделения видов одаренности можно назвать следующие: вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики; степень сформированности; форма проявлений; широта проявлений в различных видах деятельности; особенности возрастного развития.3. Структурные компоненты одаренности включают: доминирующую роль познавательной мотивации; исследовательскую творческую активность, выражающуюся в обнаружении нового, в постановке и решении проблем; возможности достижения оригинальных целей; прогнозирования и предвосхищения; способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки. Они составляют единую интегративную структуру одаренности, проявляющуюся на всех уровнях индивидуального развития ребенка.4. Выбранные методики и приемы экспериментального исследования позволили выявить различия в структуре творческой одаренности и уровне ее развития у младших школьников и подростков.5. Результаты проведенного экспериментального исследования показали, что в структуре одаренности у младших школьников больше развит невербальный компонент, у подростков – вербальный. Кроме того, общий уровень творческой одаренности выше у подростков, что может быть связано с большим личным опытом, развитием основных интеллектуальных функций, расширение круга интересов и возможностей в школе и дома.ЛитератураАнаньев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. – Москва – Воронеж, 1996. – 382 с.Бабаева Ю.Д. Основные подходы к проблеме формирования общей одаренности // http://zaoisc.ru/proekti/inf_podderj/babaeva-osnpodhod.htmlБаграмянц М.Л. Одаренность как теоретический конструкт // http://www.socionauki.ru/journal/articles/130529/Белова Е.С. Выявление творческого потенциала дошкольников с помощью теста П. Торренса // Психологическая диагностика. – 2004. – №1.Бензелюк Е.И. Возрастная динамика показателей креативности у детей 6-9 лет//Вопросы психологии. – 2008. - №3. – С. 22-27.Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Одаренность и проблемы ее идентификации // Психологическая наука и образование. – 2000. – № 4. – С. 5-13.Богоявленская Д.Б. Еще раз о понятии «одаренность» // http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=672Богоявленская Д.Б., Брушлинский А.В., Бабаева Ю.Д. Рабочая концепция одаренности/ Под редакцией В.Д. Шадрикова.– М., 1998.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: ЧеРо, 1999. – 336 с.Дьяченко О.М.  Проблема развития способностей: до и после Л.С. Выготского // Вопросы психологии. – 1996. - №5. – С. 98-104.Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. - М.: МОДЭК, 1997. – 464 с.Лихачев Б.Т. Педагогика: [Учеб.пособие для студ. пед. учеб. завед.]. – М.: Прометей, 1992. – 528 с.Лук А.Н. Психология творчества. – М.,1978. – 156 с.Матюшкин A.M. Загадки одаренности. Проблемы практической диагностики. – М.: Школа-пресс, 1993. – 208 с.Николко В.Н. Творчество как новационный процесс. – Симферополь: «Таврия», 1990. – 190 с.Педагогика профессионального образования: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений / [Е.П. Белозерцев, А.Д. Гонеев, А.Г. Пашков и др.]: под ред. В.А. Сластенина. – М.: издательский центр «Академия», 2004. – 368 с.Психология одаренности детей и подростков: учебное пособие для студ. высш. и средн. пед. учеб.заведений / [Ю.Д. Бабаева, Н.С. Лейтес, Т.М. Матютина и др.]. – М.: изд. центр «Академия», 2000. – 336 с.Психология: учебник для гуманитарных вузов / [под ред. В.Н. Дружинина]. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 656 с.Развитие творческой активности школьников / Под ред. А.М. Матюшкина. – М., 1991.Реан А.А. Психология и педагогика / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. – СПб.: Питер, 2000. – 432 с.Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т. Т.I. – М.: Педагогика , 1985.—328 с.Туник Е.Е. Диагностика креативности. Тест Торренса. – СПб., 1998. – 125 с.ПриложениеБланк методики «Закончи рисунок»Фамилия ____________ Имя___________ Дата _____________На этой странице нарисованы незаконченные фигурки. Если ты добавишь к ним дополнительные линии, у тебя получатся интересные предметы или сюжетные картинки.На выполнение этого задания отводится 10 минут. Постарайся придумать такую картинку или историю, которую никто другой не сможет придумать. Сделай ее полной и интересной, добавляй к ней новые идеи.Придумай интересное название для каждой картинки и напиши его внизу под картинкой.     Бланк методики «Необычность использования»В течение минуты вам нужно придумать и написать как можно больше необычных способов использования канцелярской скрепкиавтомобильной камерышкольной доски

1.Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. – Москва – Воронеж, 1996. – 382 с.
2.Бабаева Ю.Д. Основные подходы к проблеме формирования общей одаренности // http://zaoisc.ru/proekti/inf_podderj/babaeva-osnpodhod.html
3.Баграмянц М.Л. Одаренность как теоретический конструкт // http://www.socionauki.ru/journal/articles/130529/
4.Белова Е.С. Выявление творческого потенциала дошкольников с помощью теста П. Торренса // Психологическая диагностика. – 2004. – №1.
5.Бензелюк Е.И. Возрастная динамика показателей креативности у детей 6-9 лет//Вопросы психологии. – 2008. - №3. – С. 22-27.
6.Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Одаренность и проблемы ее идентификации // Психологическая наука и образование. – 2000. – № 4. – С. 5-13.
7.Богоявленская Д.Б. Еще раз о понятии «одаренность» // http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=672
8.Богоявленская Д.Б., Брушлинский А.В., Бабаева Ю.Д. Рабочая концепция одаренности / Под редакцией В.Д. Шадрикова. – М., 1998.
9.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: ЧеРо, 1999. – 336 с.
10. Дьяченко О.М. Проблема развития способностей: до и после Л.С. Выготского // Вопросы психологии. – 1996. - №5. – С. 98-104.
11. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. - М.: МОДЭК, 1997. – 464 с.
12. Лихачев Б.Т. Педагогика: [Учеб. пособие для студ. пед. учеб. завед.]. – М.: Прометей, 1992. – 528 с.
13. Лук А.Н. Психология творчества. – М.,1978. – 156 с.
14. Матюшкин A.M. Загадки одаренности. Проблемы практической диагностики. – М.: Школа-пресс, 1993. – 208 с.
15. Николко В.Н. Творчество как новационный процесс. – Симферополь: «Таврия», 1990. – 190 с.
16. Педагогика профессионального образования: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / [Е.П. Белозерцев, А.Д. Гонеев, А.Г. Пашков и др.]: под ред. В.А. Сластенина. – М.: издательский центр «Академия», 2004. – 368 с.
17. Психология одаренности детей и подростков: учебное пособие для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений / [Ю.Д. Бабаева, Н.С. Лейтес, Т.М. Матютина и др.]. – М.: изд. центр «Академия», 2000. – 336 с.
18. Психология: учебник для гуманитарных вузов / [под ред. В.Н. Дружинина]. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 656 с.
19. Развитие творческой активности школьников / Под ред. А.М. Матюшкина. – М., 1991.
20.Реан А.А. Психология и педагогика / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. – СПб.: Питер, 2000. – 432 с.
21. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т. Т.I. – М.: Педагогика , 1985.—328 с.
22. Туник Е.Е. Диагностика креативности. Тест Торренса. – СПб., 1998. – 125 с.







Вопрос-ответ:

Какие подходы существуют к рассмотрению феномена одаренности?

К основным подходам к рассмотрению феномена одаренности относятся генетический, средовой и социокультурный подходы. Первый подход предполагает, что основные предпосылки одаренности находятся в генах, второй подход сосредоточивается на влиянии среды, а третий подход учитывает взаимодействие между генетическими и средовыми факторами.

Какова структура и виды одаренности?

Структура одаренности включает в себя такие составляющие, как интеллектуальная одаренность, творческая одаренность, социальная одаренность и физическая одаренность. Виды одаренности могут быть разные в зависимости от сферы проявления одаренности, например, в области наук, искусства, спорта или социальной деятельности.

Какие психологические особенности характеризуют одаренного ребенка?

Одаренные дети обычно обладают высоким уровнем интеллекта, быстрым усвоением информации, развитой логикой и аналитическим мышлением. Они также могут иметь развитую креативность, умение устанавливать связи между разными предметами и областями знания, а также высокую мотивацию к достижению успеха.

Каковы структурные основы творческих способностей?

Структурные основы творческих способностей включают в себя различные компоненты, такие как гибкость мышления, оригинальность мышления, способность к ассоциативному мышлению, умение видеть нестандартные решения проблем и выделяться из общей массы.

Как проходило экспериментальное исследование структуры творческой одаренности?

Для исследования структуры творческой одаренности был проведен эксперимент, в котором испытуемым были предложены разные творческие задания. Затем были проанализированы результаты заданий, чтобы выявить основные компоненты творческих способностей и их взаимосвязь.

Как можно определить творческую одаренность у ребенка?

У ребенка с творческой одаренностью обычно есть выдающиеся способности в области творчества, такие как музыкальное, художественное или литературное таланты. Он может проявлять оригинальное мышление, иметь способность к инновациям и решению сложных задач. Кроме того, одаренный ребенок обычно обладает высокой мотивацией и настойчивостью в достижении своих целей в творческой сфере.

Какие варианты структуры одаренности существуют?

Существует несколько различных вариантов структуры одаренности. Одна из самых распространенных моделей включает три компонента: интеллектуальные способности, творческий потенциал и мотивацию. Другие модели могут включать дополнительные компоненты, такие как социальные и эмоциональные навыки.

Какие особенности характерны для одаренных детей?

Одаренные дети обычно обладают высокой интеллектуальной способностью и обучаемостью. Они могут быть более творческими и иметь более развитое воображение, чем их сверстники. Одаренные дети также могут проявлять большой интерес к определенным областям знаний или деятельности и иметь высокую мотивацию для достижения успеха в этих областях.

Какие результаты показало экспериментальное исследование структуры творческой одаренности?

Экспериментальное исследование позволило выявить несколько ключевых аспектов структуры творческой одаренности. Одним из них является наличие высокой степени творческого потенциала у одаренных людей. Участники исследования также проявляли высокий уровень мотивации и настойчивости в достижении своих творческих целей. Кроме того, были выявлены связи между творческой одаренностью и другими интеллектуальными способностями, такими как логическое мышление и аналитические навыки.