Структура одарённости и предпосылки творческих способностей
Заказать уникальную курсовую работу- 29 29 страниц
- 22 + 22 источника
- Добавлена 04.05.2013
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Основные подходы к рассмотрению одаренности и предпосылок творчества
1.1. Основные подходы к рассмотрению феномена одаренности
1.2. Структура и виды одаренности
1.3. Психологические особенности одаренного ребенка
1.4. Структурные основы творческих способностей
Глава 2. Экспериментальное исследование структуры творческой одаренности
2.1. Ход и процедура эксперимента
2.2. Обсуждение экспериментальных данных
Заключение
Литература
Приложение
е. гибкости мышления) показатели невысокие. Уровень разработанности находится на уровне выше среднего за счет данных девочек, отличающихся большей тщательностью в выполнении заданий. Таким образом, общий уровень невербальной творческой одаренности у младших школьников невысокий.Таблица №2. Данные, полученные с помощью методики «Закончи рисунок» П. Торренса, в группе подростков№испытуемыеполвозрастИзмеряемые показателибеглостьоригинальностьразработанностьабстрактность названийсопротивление к замыканию1А.А.жен14606242В.И.муж14814443Г.А.жен14618164Г.С.жен141018225Д.Н.жен149110216К.И.жен14609117Л.М.муж15804138П.О.муж15613249Р.М.муж1410051410Ш.С.муж14101524Средние показатели7,90,66,21,83,3Представленные в Таблице 2 данные по группе подростков показывают, что уровень беглости невербальной творческой одаренности у них высокий – они быстро создают новые рисунки, однако по остальным показателям, в особенности по оригинальности, и уровню разработанности показатели подростков еще ниже, чем у младших школьников.Уровень шкалы «абстрактность названий» несколько выше, чем у младших школьников. Таким образом, общий уровень невербальной творческой одаренности у подростков невысокий.Для большей наглядности представим полученные средние баллы по методике «Закончи рисунок» П. Торренса в группах младших школьников и подростков на диаграмме 1.Диаграмма 1. Сравнительный анализ структуры невербальной творческой одаренности у младших школьников и подростковПоказатель «беглость» чуть меньше у младших школьников, чем у подростков. Причиной являются неадекватные рисунки. То есть ученики успевали справиться с задачей за определенное им время, но предлагаемые линии по методике не были использованы в качестве детали или основой картин. По критериям «оригинальность» и «разработанность» особо большая разница не выявлена. По критерию «абстрактность названий» младшие школьники получили баллы за такие названия как: сердечка-девочка, НЛО корабль, горный архар, жена чебурашки, горы нос, ванильное облако, осёл Осёня, цветок улыбка, яма ужас, облачная туча. Необычными названиями у подростков явились такие названия как: река как змея, сон грустного человека, падающая скала, речка в горах, небо в облаках.Показатели по критериям «беглость», «оригинальность», «абстракность названий» и «сопративление к замыканию» в группах испытуемых ниже нормы, а по критерию «разработанность» выше нормы. Далее двум группам испытуемых была предложена методика «Необычность использования» для оценки вербального компонента творческой одаренности. Результаты, полученные с помощью данной методики в группе младших школьников, представлены в Таблице 3, в группе подростков – в таблице 4.Таблица №3. Данные, полученные с помощью методики «Необычность использования» П. Торренса, в группе младших школьников№испытуемыеполвозрастИзмеряемые показателибеглостьгибкостьоригинальность1А.С.муж87122А.Д.муж83113Б.Д.жен86614В.С.жен92025Ж.К.муж84126И.А.жен85427К.А.жен92008М.О.муж83219П.Н.жен954110Р.Э.муж8320Средние показатели3,62,11,2Представленные в Таблице 3 данные по группе младших школьников показывают, что уровень беглости вербальной творческой одаренности у них невысокий – они с трудом придумывали необычные способы использования предложенных экспериментатором предметов, по остальным показателям результаты также невысокие. Таким образом, общий уровень вербальной творческой одаренности у младших школьников низкий.Таблица №4. Данные, полученные с помощью методики «Необычность использования» П. Торренса, в группе подростков№испытуемыеполвозрастИзмеряемые показателибеглостьгибкостьоригинальность1А.А.жен1410622В.И.муж146413Г.А.жен147314Г.С.жен149225Д.Н.жен149326К.И.жен146227Л.М.муж155228П.О.муж1510619Р.М.муж1443110Ш.С.муж14722Средние показатели7,33,31,6Представленные в Таблице 4 данные по группе подростков показывают, что уровень беглости вербальной творческой одаренности у них высокий – они без особого труда придумывали необычные способы использования предложенных экспериментатором предметов, по остальным показателям результаты средние. Таким образом, общий уровень вербальной творческой одаренности у подростков находится на среднем уровне.Представим полученные баллы по методике «Необычность использования» у младших школьников и подростков на Диаграмме 2.Диаграмма 2. Сравнительный анализ структуры вербальной творческой одаренности у младших школьников и подростковТаким образом, можно увидеть явное преимущество в развитии вербальной творческой одаренности у подростков по сравнению с младшими школьниками. Это может быть связано с тем, что средняя школа начинает предъявлять больше требований к вербальному компоненту психических процессов, поэтому подросткам проще было выполнять задания на вербальную креативность по сравнению с заданиями на невербальную креативность. Что касается младших школьников, то невысокие показатели, полученные ими по обеим методикам, говорят о том, что условия, в которых воспитываются и обучаются эти школьники, не способствуют развитию креативности.В результате проведенного исследования выдвинутая нами гипотеза о том, что между младшими школьниками и подростками существуют различия в структуре творческой одаренности и уровне ее развития, нашла свое подтверждение.ЗаключениеОбобщая результаты проведенного теоретико-экспериментального исследования, сформулируем некоторые основные выводы.1.Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких по сравнению с другими людьми, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности.2. Среди критериев выделения видов одаренности можно назвать следующие: вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики; степень сформированности; форма проявлений; широта проявлений в различных видах деятельности; особенности возрастного развития.3. Структурные компоненты одаренности включают: доминирующую роль познавательной мотивации; исследовательскую творческую активность, выражающуюся в обнаружении нового, в постановке и решении проблем; возможности достижения оригинальных целей; прогнозирования и предвосхищения; способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки. Они составляют единую интегративную структуру одаренности, проявляющуюся на всех уровнях индивидуального развития ребенка.4. Выбранные методики и приемы экспериментального исследования позволили выявить различия в структуре творческой одаренности и уровне ее развития у младших школьников и подростков.5. Результаты проведенного экспериментального исследования показали, что в структуре одаренности у младших школьников больше развит невербальный компонент, у подростков – вербальный. Кроме того, общий уровень творческой одаренности выше у подростков, что может быть связано с большим личным опытом, развитием основных интеллектуальных функций, расширение круга интересов и возможностей в школе и дома.ЛитератураАнаньев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. – Москва – Воронеж, 1996. – 382 с.Бабаева Ю.Д. Основные подходы к проблеме формирования общей одаренности // http://zaoisc.ru/proekti/inf_podderj/babaeva-osnpodhod.htmlБаграмянц М.Л. Одаренность как теоретический конструкт // http://www.socionauki.ru/journal/articles/130529/Белова Е.С. Выявление творческого потенциала дошкольников с помощью теста П. Торренса // Психологическая диагностика. – 2004. – №1.Бензелюк Е.И. Возрастная динамика показателей креативности у детей 6-9 лет//Вопросы психологии. – 2008. - №3. – С. 22-27.Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Одаренность и проблемы ее идентификации // Психологическая наука и образование. – 2000. – № 4. – С. 5-13.Богоявленская Д.Б. Еще раз о понятии «одаренность» // http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=672Богоявленская Д.Б., Брушлинский А.В., Бабаева Ю.Д. Рабочая концепция одаренности/ Под редакцией В.Д. Шадрикова.– М., 1998.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: ЧеРо, 1999. – 336 с.Дьяченко О.М. Проблема развития способностей: до и после Л.С. Выготского // Вопросы психологии. – 1996. - №5. – С. 98-104.Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. - М.: МОДЭК, 1997. – 464 с.Лихачев Б.Т. Педагогика: [Учеб.пособие для студ. пед. учеб. завед.]. – М.: Прометей, 1992. – 528 с.Лук А.Н. Психология творчества. – М.,1978. – 156 с.Матюшкин A.M. Загадки одаренности. Проблемы практической диагностики. – М.: Школа-пресс, 1993. – 208 с.Николко В.Н. Творчество как новационный процесс. – Симферополь: «Таврия», 1990. – 190 с.Педагогика профессионального образования: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений / [Е.П. Белозерцев, А.Д. Гонеев, А.Г. Пашков и др.]: под ред. В.А. Сластенина. – М.: издательский центр «Академия», 2004. – 368 с.Психология одаренности детей и подростков: учебное пособие для студ. высш. и средн. пед. учеб.заведений / [Ю.Д. Бабаева, Н.С. Лейтес, Т.М. Матютина и др.]. – М.: изд. центр «Академия», 2000. – 336 с.Психология: учебник для гуманитарных вузов / [под ред. В.Н. Дружинина]. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 656 с.Развитие творческой активности школьников / Под ред. А.М. Матюшкина. – М., 1991.Реан А.А. Психология и педагогика / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. – СПб.: Питер, 2000. – 432 с.Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т. Т.I. – М.: Педагогика , 1985.—328 с.Туник Е.Е. Диагностика креативности. Тест Торренса. – СПб., 1998. – 125 с.ПриложениеБланк методики «Закончи рисунок»Фамилия ____________ Имя___________ Дата _____________На этой странице нарисованы незаконченные фигурки. Если ты добавишь к ним дополнительные линии, у тебя получатся интересные предметы или сюжетные картинки.На выполнение этого задания отводится 10 минут. Постарайся придумать такую картинку или историю, которую никто другой не сможет придумать. Сделай ее полной и интересной, добавляй к ней новые идеи.Придумай интересное название для каждой картинки и напиши его внизу под картинкой. Бланк методики «Необычность использования»В течение минуты вам нужно придумать и написать как можно больше необычных способов использования канцелярской скрепкиавтомобильной камерышкольной доски
2.Бабаева Ю.Д. Основные подходы к проблеме формирования общей одаренности // http://zaoisc.ru/proekti/inf_podderj/babaeva-osnpodhod.html
3.Баграмянц М.Л. Одаренность как теоретический конструкт // http://www.socionauki.ru/journal/articles/130529/
4.Белова Е.С. Выявление творческого потенциала дошкольников с помощью теста П. Торренса // Психологическая диагностика. – 2004. – №1.
5.Бензелюк Е.И. Возрастная динамика показателей креативности у детей 6-9 лет//Вопросы психологии. – 2008. - №3. – С. 22-27.
6.Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Одаренность и проблемы ее идентификации // Психологическая наука и образование. – 2000. – № 4. – С. 5-13.
7.Богоявленская Д.Б. Еще раз о понятии «одаренность» // http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=672
8.Богоявленская Д.Б., Брушлинский А.В., Бабаева Ю.Д. Рабочая концепция одаренности / Под редакцией В.Д. Шадрикова. – М., 1998.
9.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: ЧеРо, 1999. – 336 с.
10. Дьяченко О.М. Проблема развития способностей: до и после Л.С. Выготского // Вопросы психологии. – 1996. - №5. – С. 98-104.
11. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. - М.: МОДЭК, 1997. – 464 с.
12. Лихачев Б.Т. Педагогика: [Учеб. пособие для студ. пед. учеб. завед.]. – М.: Прометей, 1992. – 528 с.
13. Лук А.Н. Психология творчества. – М.,1978. – 156 с.
14. Матюшкин A.M. Загадки одаренности. Проблемы практической диагностики. – М.: Школа-пресс, 1993. – 208 с.
15. Николко В.Н. Творчество как новационный процесс. – Симферополь: «Таврия», 1990. – 190 с.
16. Педагогика профессионального образования: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / [Е.П. Белозерцев, А.Д. Гонеев, А.Г. Пашков и др.]: под ред. В.А. Сластенина. – М.: издательский центр «Академия», 2004. – 368 с.
17. Психология одаренности детей и подростков: учебное пособие для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений / [Ю.Д. Бабаева, Н.С. Лейтес, Т.М. Матютина и др.]. – М.: изд. центр «Академия», 2000. – 336 с.
18. Психология: учебник для гуманитарных вузов / [под ред. В.Н. Дружинина]. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 656 с.
19. Развитие творческой активности школьников / Под ред. А.М. Матюшкина. – М., 1991.
20.Реан А.А. Психология и педагогика / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. – СПб.: Питер, 2000. – 432 с.
21. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т. Т.I. – М.: Педагогика , 1985.—328 с.
22. Туник Е.Е. Диагностика креативности. Тест Торренса. – СПб., 1998. – 125 с.
Вопрос-ответ:
Какие подходы существуют к рассмотрению феномена одаренности?
К основным подходам к рассмотрению феномена одаренности относятся генетический, средовой и социокультурный подходы. Первый подход предполагает, что основные предпосылки одаренности находятся в генах, второй подход сосредоточивается на влиянии среды, а третий подход учитывает взаимодействие между генетическими и средовыми факторами.
Какова структура и виды одаренности?
Структура одаренности включает в себя такие составляющие, как интеллектуальная одаренность, творческая одаренность, социальная одаренность и физическая одаренность. Виды одаренности могут быть разные в зависимости от сферы проявления одаренности, например, в области наук, искусства, спорта или социальной деятельности.
Какие психологические особенности характеризуют одаренного ребенка?
Одаренные дети обычно обладают высоким уровнем интеллекта, быстрым усвоением информации, развитой логикой и аналитическим мышлением. Они также могут иметь развитую креативность, умение устанавливать связи между разными предметами и областями знания, а также высокую мотивацию к достижению успеха.
Каковы структурные основы творческих способностей?
Структурные основы творческих способностей включают в себя различные компоненты, такие как гибкость мышления, оригинальность мышления, способность к ассоциативному мышлению, умение видеть нестандартные решения проблем и выделяться из общей массы.
Как проходило экспериментальное исследование структуры творческой одаренности?
Для исследования структуры творческой одаренности был проведен эксперимент, в котором испытуемым были предложены разные творческие задания. Затем были проанализированы результаты заданий, чтобы выявить основные компоненты творческих способностей и их взаимосвязь.
Как можно определить творческую одаренность у ребенка?
У ребенка с творческой одаренностью обычно есть выдающиеся способности в области творчества, такие как музыкальное, художественное или литературное таланты. Он может проявлять оригинальное мышление, иметь способность к инновациям и решению сложных задач. Кроме того, одаренный ребенок обычно обладает высокой мотивацией и настойчивостью в достижении своих целей в творческой сфере.
Какие варианты структуры одаренности существуют?
Существует несколько различных вариантов структуры одаренности. Одна из самых распространенных моделей включает три компонента: интеллектуальные способности, творческий потенциал и мотивацию. Другие модели могут включать дополнительные компоненты, такие как социальные и эмоциональные навыки.
Какие особенности характерны для одаренных детей?
Одаренные дети обычно обладают высокой интеллектуальной способностью и обучаемостью. Они могут быть более творческими и иметь более развитое воображение, чем их сверстники. Одаренные дети также могут проявлять большой интерес к определенным областям знаний или деятельности и иметь высокую мотивацию для достижения успеха в этих областях.
Какие результаты показало экспериментальное исследование структуры творческой одаренности?
Экспериментальное исследование позволило выявить несколько ключевых аспектов структуры творческой одаренности. Одним из них является наличие высокой степени творческого потенциала у одаренных людей. Участники исследования также проявляли высокий уровень мотивации и настойчивости в достижении своих творческих целей. Кроме того, были выявлены связи между творческой одаренностью и другими интеллектуальными способностями, такими как логическое мышление и аналитические навыки.