Влияние профессии медсестры на личную жизнь
Заказать уникальную курсовую работу- 36 36 страниц
- 22 + 22 источника
- Добавлена 22.05.2013
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ
1.1. Феномен эмоционального выгорания
1.2. Психологическое выгорание сотрудников социальной службы
1.3. Факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания
1.4. Понятие и содержание феномена субъективного благополучия личности
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПРОФЕССИИ МЕДСЕСТРЫ НА СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ЛИЧНОСТИ
2.1. Организация эмпирического исследования
2.2. Результаты исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Все подобранные методики соответствуют возрасту, интеллектуальному развитию испытуемых, целям и задачам исследования, а также валидны и надежны.2.2. Результаты исследованияПри обработке и анализе полученных результатов мы ориентировались на то, чтобы выделить те индивидуально-психологические детерминанты, которые способствуют эмоциональному выгоранию работника. Кроме того, нами учитывались также некоторые организационные и социальные факторы, связанные со спецификой труда в данном медицинском учреждении, и их влияние на психическое выгорание. По методике Бойко были получены следующие результаты (см. табл. 1). Таблица 1 Показатели по диагностике эмоционального выгорания (методика Бойко)Степеньвыраженности симптомов выгоранияпереживание психотравмирующих обстоятельствнеудовлетворенность собой«загнанность в клетку»тревога и депрессияНАПРЯЖЕНИЕнеадекватное избирательное эмоциональное реагированиеэмоционально-нравственная дезориентациярасширение сферы экономии эмоцийредукция профессиональных обязанностейРЕЗИСТЕНЦИЯэмоциональный дефицитэмоциональная отстраненностьличная отстраненностьпсихосоматические и психовегетативные нарушенияИСТОЩЕНИЕНе сложившийся симптом63,4%86,7%71,6%71,4%80,2%38%55,2%83%36,7%37,6%51%64%74%66,8%63%Симптом в фазе формирования17,1%14%4,1%21,4%12,4%42,6%28,1%12,7%22%23%36%33,4%7,9%15,9%31%Сложившийся симптом19,5%0%24,3%7,2%7,4%19,4%16,7%4,3%41,3%39,4%13%2,6%18,1%17,3%6%Полученные результаты свидетельствуют о том, что в данных группах испытуемых не сложились такие симптомы, как – неудовлетворенность собой, напряжение, расширение сферы экономии эмоций. Высокий процент испытуемых обладает неадекватным избирательным эмоциональным реагированием, испытывает чувство «загнанности в клетку», проявляет редукцию своих профессиональных обязанностей. В стадии формирования у испытуемых находятся следующие компоненты эмоционального выгорания – неадекватное эмоциональное реагирование, эмоциональный дефицит, истощение. Как показало психодиагностическое обследование, практически у половины медицинских сестер (48,4%) выявлено эмоциональное выгорание, находящееся в стадии формирования, что, конечно же, свидетельствует о необходимости профилактики и психокоррекции их психологического, психического и эмоционального состояния. Рис. 1. Результаты диагностики по методике В.В. БойкоДалее можно предоставить результаты сопоставления особенностей демографических характеристик сотрудников предприятия и выраженность симптомов эмоционального выгорания. Таблица 2Демографические характеристики сотрудников предприятия с разной степенью выраженности синдрома эмоционального выгоранияДемографические характеристикиСтепень выраженности синдромаОтсутствие «выгорания»«Выгорание» в стадии формированияСложившийся синдром «выгорания»ВозрастОт 25 до 36 лет4%34%20%От 36 до 61года5%26%11%Стаж профессиональной деятельностиОт 0 до 5 лет4,3%20,1%18,2%От 5 до 10 лет3,7%12,2%10,9%Свыше 10 лет11,3%11,2%7,5%Как мы видим по представленной выше таблице практически сформированный синдром эмоционального выгорания в большей степени свойственен группе испытуемых в возрасте от 25 до 35 лет – 34%, уже сложившийся синдром эмоционального выгорания представлен в большем процентном соотношении также в группе людей в возрасте от 25 до 35 лет. Стаж профессиональной деятельности, как мы видим не зависит от уровня выраженности эмоционального выгорания. Таким образом, в ходе исследования было отмечено, что степень эмоционального выгорания у специалистов не зависит от возраста и стажа их работы по специальности.В результате проведения методик были получены следующие результаты. По методике «Субъективное благополучие личности» получены следующие результаты (таблица 1.). Таблица 3.Протокол групповых данных по методике «Субъективное благополучие личности»Уровень выраженности качестваСубъективное благополучие личностиЗначимость социального окруженияСамооценка здоровьяУдовлетворенность повседневной деятельностьюВысокий 12%68%14%5%Средний34%9%45%14%Низкий54%23%41%81%Результаты данного исследования свидетельствуют о том, что у испытуемых присутствует в среднем низкий уровень субъективного благополучия – 54%. Также были выявлены низкие показатели по шкале самооценка здоровья – 41%, лишь 14% испытуемых оценивают свое здоровье на высоком уровне – 14%. Показатели по шкале удовлетворенность повседневной деятельностью оценивается испытуемыми в основном на низком уровне – 81%, средние и высокие показатели представлены в незначительном процентном соотношении. Однако высокие показатели были получены по шкале значимость социального окружения – 68%, что свидетельствует о том, что для испытуемых важна их референтная группа для оказания какой бы то ни было поддержки. Результаты также можно увидеть на представленной ниже диаграмме:Рис. 2. Результаты по диагностике благополучия личностиПо методике личного благополучия личности получены результаты, представленные в таблице 3.Таблица 3Групповой протокол результатов по методике личное благополучиеДепрессивный синдромТревожностьФизический симптомУдовлетворенность жизньюПреобладание отрицательных эмоцийЖизненная сила личностиВысокий 31%78%46%9%64%12%Средний56%19%25%21%26%15%Низкий13%3%29%70%10%73%По представленным выше показателям мы видим, что у 56% испытуемых на среднем уровне выраженности представлен депрессионный синдром личности. Также у 78% повышенный и высокий уровень тревожности. Удовлетворены жизнью лишь 9% испытуемых, а не удовлетворены 70%. У 64% испытуемых преобладают в настроении отрицательные эмоции и негативные переживания. На основе всего этого и уровень жизненной силы испытуемых очень низкий у 73% респондентов. Данные также представлены на диаграмме 3.Рис. 3. Показатели личного благополучия медицинских сестерГипотеза проверялась нами с помощью коэффициента корреляции Пирсона, который позволяет установить наличие связи между признаками. Величина коэффициента линейной корреляции Пирсона не может превышать +1 и быть меньше чем -1. Эти числа являются границами для данного коэффициента.Если коэффициент корреляции по модулю оказывается близким к 1, то это соответствует высокому уровню связи между переменными. Знак полученного коэффициента очень важен для интерпретации. Если знак – плюс, то связь между коррелирующими признаками такова, что большей величине одного признака соответствует большая величина другого признака. Если же получен знак минус, то большей величине одного признака соответствует меньшая величина другого. Такая зависимость носит название обратно пропорциональной зависимости. В общем виде формула для подсчета коэффициента корреляции такова:rxy = ∑ (xi – y)*(yi – y)___ √∑(xi – x)²*∑(yi – y)²где xi – значения, принимаемые переменной Xyi – значения, принимаемые переменной Yx – средняя по Xy – средняя по Y.Критическое значение коэффициента корреляции Пирсона для выборки размером 30 человек равен:rкр = 0.29 при уровне значимости 0,050,37 при уровне значимости 0,01Связь считается значимой, если эмпирическое значение превышает критическое значение при уровне значимости 0,05 и тем более значимой, если – при 0,01.Таблица 4. Уровень выраженности качестваСубъективное благополучие личностиЗначимость социального окруженияСамооценка здоровьяУдовлетворенность повседневной деятельностьюНапряжение0,642055-0,304978-0,334237-0,6312260,810191Тревожность0,659470-0,290225-0,346050-0,6638340,815881Резистенция-0,3209130,527456-0,304978-0,2783420,206557Удовлетворенность жизнью-0,4113350,462405-0,290225-0,353134-0,325023Преобладание отрицательных эмоций0,3828870,4225250,527456-0,4010850,241738Жизненная сила личности-0,3217730,3749730, 565884-0,383216-0,219525Из данной таблицы видно, что 8 значений превышают критическое значение при уровне значимости 0, 01. Из них 6 значений отражают значимую положительную и отрицательную связь между показателями. Шкала субъективное благополучие личности положительно коррелирует со шкалой удовлетворенность жизнью, что говорит о том, что человек, испытывающий удовлетворение в жизни, оценивает своей субъективное благополучие личности как положительное. Шкала преобладание отрицательных эмоций имеет положительную связь со шкалой с уровнем выраженности качества жизни, что говорит о том, что уровень качества жизни напрямую зависит от наличия или отсутствия отрицательных эмоций. Проведя данное исследование, мы можем говорить о том, что действительно существует значимая связь между последствиями профессии, профессиональным выгоранием личности и субъективным восприятием благополучности. Данное исследование ставило перед собой цель – установить или опровергнуть наличие связи. Выявленные связи не противоречат ранее выдвинутой гипотезе. По нашему мнению, данное исследование требует небольших доработок процедуры исследования и подбора диагностических методик. А также с целью повышения эффективности необходимо увеличить выборку респондентов. ЗАКЛЮЧЕНИЕЦель работы заключалась в теоретическом и эмпирическом описании проблемы последствий профессиональной деятельности медсестры и субъективным благополучием личности. Гипотеза, выдвинутая нами во введении данной работы, заключалась в предположении о том, что существует связь между последствиями эмоционального выгорания и влиянием ее на субъективное благополучие личности. На теоретическом и эмпирическом уровнях, данная гипотеза была нами в полной мере доказана, учитывая все результаты, полученные в ходе диагностики. Анализ литературы позволил нам сделать обобщенные теоретические выводы, которые мы смогли в дальнейшем применить к нашему эмпирическому исследованию. Так, мы выяснили, деформации личности в целом развиваются под воздействием труда, в особенности которого входит постоянное взаимодействие с окружающими людьми. Данные деформации способны искажать конфигурацию личностного профиля человека, специалиста и в целом негативно сказываться на эффективности и продуктивности труда. Как мы уже указывали ранее, данным деформациям в большей степени подвержены люди профессий типа «человек-человек». Это можно объяснить тем, что общение и взаимодействие с другой личностью включает в себя обратное воздействие на субъект данного труда. Можно отметить тот факт, что профессиональные деструкции и деформации личности по-разному могут проявляться у представителей разных профессий. Любая профессиональная деятельность уже на стадии ее освоения, а затем при выполнении деформирует личность. Осуществление конкретных видов деятельности не требует всех многообразных качеств и способностей личности.Психическое выгорание, как деформация, непосредственно проявляется в работе сотрудников социальных служб. Профессиональное выгорание возникает в тот момент, когда накопленные человеком отрицательные эмоции не получают своевременного выхода.В профессиональной деятельности работника медицинской сферы особое значение имеет эмоциональный компонент социального взаимодействия. Напряженность, эмоциональная насыщенность работы медработника повышает вероятность возникновения признаков выгорания. После осознания определенных эмоциональных и физиологических проявлений симптомов выгорания повышается потребность справляться с нарушением здоровья. Актуальность проблемы эмоционального выгорания в деятельности медицинского работника определяется также необходимостью принятия профилактических мер по предотвращению выгорания. Проведенное нами эмпирическое исследование в полной мере доказало выдвинутую гипотезу, что действительно последствия профессиональной деятельности медицинских сестер оказывает влияние на субъективное благополучие личности. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека/Л.М. Аболин. – Казань: Издательство Казанского университета, 1987. –261 с.Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А. Психология в медицине/Г.С. Абрамова, Ю.А. Юдчиц.– М.: Наука, 1998. – С. 231–244.Абрамова, Г.С. Синдром «эмоционального выгорания» у медработников / Г.С. Абрамова, Ю.А. Юдчиц // Психология в медицине. – М.: Кафедра-М., 1998. – С. 231-244. Абрумова А.Г. Анализ состояний психологического кризиса и их динамика/А.Г. Абрумова//Психологический журнал. – М.: Наука, 1985. – Т. 6. – № 6. – С. 107–115.Авхименко М.М. Некоторые факторы риска труда медика/М.М. Авхименко//Медицинская помощь. – М.: Медицина, 2003. – № 2. – С. 25–29.Акиндинова, И.А. Методы психологической помощи работе с последствиями синдрома эмоционального выгорания специалистов помогающих профессий / И.А. Акиндинова // Психологический журнал. – 2001. – № 4. – С.74-78.Апчел А.Н., Цыган В.И. Стресс и стрессоустойчивость человека. СПб.: ВИФК, 1999. – 204 с. Бодров, В.А. Психология профессиональной деятельности / В.А. Бодров – М.: PerSe, 2001, – 511 с.Бонивелл И. Ключи к благополучию: Что может позитивная психология / Пер. с англ. Бабичевой М.А. . – М.: Время, 2009.- 192 с.Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. Учебное пособие. М.: Российское педагогическое агентство, 1998. - 263 с.Василькова, А.П. Зависимость динамики восприятия больного от уровня эмпатии студентов медицинского вуза / А.П. Василькова // Ананьевские чтения-2000: Тезисы научно-практической конференции. - СПб., 2000. - С. 174-175.Занковский А.Н. Профессиональный стресс и функциональные состояния // Психологические проблемы профессиональной деятельости. М.: Наука, 1991. – 58 с.Захаров, С. Синдром выгорания у врачей стигма профессионализма или расплата за сочувствие? / С. Захаров // Интернет: http://forums.rusmedserv.com/show thread.php?t=8748.Зильбер, А.П. Этика и закон в медицине критических состояний: Этюды критической медицины. / А.П. Зильбер Петразаводск: Изд-во ПетрГУ, 1998.Лежепекова, Л.Н. Психогигиена и психопрофилактика в работе практического врача / Л.Н. Лежепекова, Б.А. Якубов – М.: Медицина, 1982. – 184 с.Леонова, А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса / А.Б. Леонова // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. Сер. 2. 2001. № 11. С. 16-23Судаков КВ. Системные механизмы эмоционального стресса. - М.: Медицина, 1982. - 232 с.Тарабрина Н. В. Практикум по психологии посттравматического стресса. — СПб: Питер, 2001. — 272 с: ил. - (Серия «Практикум по психологии»).Шамонов Р.М. Психология субъективного благополучия: (к разработке интегративной концепции)/Р.М. Шамионов // Мир психологии. – 2002.-№2.-С. 143-148Юрьева Л.Н. Кризисные состояния: Монография. Д.: Арт-Пресс, 1998. – 110 с. Bernard, С. Leconssurla Physiologie et la Pathologie du SystemeNerveux. ElibronClassics, 2001.Diner E. Subjective well-being: Three decades of progress. Psychological Bulletin. 1999. 276-301
2.Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А. Психология в медицине/Г.С. Абрамова, Ю.А. Юдчиц.– М.: Наука, 1998. – С. 231–244.
3.Абрамова, Г.С. Синдром «эмоционального выгорания» у медработников / Г.С. Абрамова, Ю.А. Юдчиц // Психология в медицине. – М.: Кафедра-М., 1998. – С. 231-244.
4.Абрумова А.Г. Анализ состояний психологического кризиса и их динамика/А.Г. Абрумова//Психологический журнал. – М.: Наука, 1985. – Т. 6. – № 6. – С. 107–115.
5.Авхименко М.М. Некоторые факторы риска труда медика/М.М. Авхименко//Медицинская помощь. – М.: Медицина, 2003. – № 2. – С. 25–29.
6.Акиндинова, И.А. Методы психологической помощи работе с последствиями синдрома эмоционального выгорания специалистов помогающих профессий / И.А. Акиндинова // Психологический журнал. – 2001. – № 4. – С.74-78.
7.Апчел А.Н., Цыган В.И. Стресс и стрессоустойчивость человека. СПб.: ВИФК, 1999. – 204 с.
8.Бодров, В.А. Психология профессиональной деятельности / В.А. Бодров – М.: PerSe, 2001, – 511 с.
9.Бонивелл И. Ключи к благополучию: Что может позитивная психология / Пер. с англ. Бабичевой М.А. . – М.: Время, 2009.- 192 с.
10.Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. Учебное пособие. М.: Российское педагогическое агентство, 1998. - 263 с.
11.Василькова, А.П. Зависимость динамики восприятия больного от уровня эмпатии студентов медицинского вуза / А.П. Василькова // Ананьевские чтения-2000: Тезисы научно-практической конференции. - СПб., 2000. - С. 174-175.
12.Занковский А.Н. Профессиональный стресс и функциональные состояния // Психологические проблемы профессиональной деятельости. М.: Наука, 1991. – 58 с.
13.Захаров, С. Синдром выгорания у врачей стигма профессионализма или расплата за сочувствие? / С. Захаров // Интернет: http://forums.rusmedserv.com/show thread.php?t=8748.
14.Зильбер, А.П. Этика и закон в медицине критических состояний: Этюды критической медицины. / А.П. Зильбер Петразаводск: Изд-во ПетрГУ, 1998.
15.Лежепекова, Л.Н. Психогигиена и психопрофилактика в работе практического врача / Л.Н. Лежепекова, Б.А. Якубов – М.: Медицина, 1982. – 184 с.
16.Леонова, А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса / А.Б. Леонова // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. Сер. 2. 2001. № 11. С. 16-23
17.Судаков КВ. Системные механизмы эмоционального стресса. - М.: Медицина, 1982. - 232 с.
18.Тарабрина Н. В. Практикум по психологии посттравматического стресса. — СПб: Питер, 2001. — 272 с: ил. - (Серия «Практикум по психологии»).
19.Шамонов Р.М. Психология субъективного благополучия: (к разработке интегративной концепции)/Р.М. Шамионов // Мир психологии. – 2002.-№2.-С. 143-148
20.Юрьева Л.Н. Кризисные состояния: Монография. Д.: Арт-Пресс, 1998. – 110 с.
21.Bernard, С. Lecons sur la Physiologie et la Pathologie du Systeme Nerveux. Elibron Classics, 2001.
22.Diner E. Subjective well-being: Three decades of progress. Psychological Bulletin. 1999. 276-301
Вопрос-ответ:
Какая связь есть между профессией медсестры и личной жизнью?
Профессия медсестры может оказывать существенное влияние на личную жизнь. Частые смены, высокие нагрузки и эмоциональное напряжение могут приводить к расстройствам сна, проблемам в отношениях и даже разводам.
Что такое эмоциональное выгорание?
Эмоциональное выгорание - это состояние, когда человек испытывает хроническую усталость и истощение в результате длительной экспозиции к тяжелым эмоциональным требованиям на работе. У медсестер это может проявляться в снижении эмоциональной отзывчивости, ухудшении качества работы и общего удовлетворенности жизнью.
Какие факторы могут способствовать развитию синдрома эмоционального выгорания у медсестер?
Существует несколько факторов, которые могут способствовать развитию синдрома эмоционального выгорания у медсестер, таких как высокие нагрузки на работе, частые конфликты с пациентами и коллегами, недостаток поддержки со стороны руководства и низкая оплата труда.
Что такое субъективное благополучие личности и как оно связано с профессией медсестры?
Субъективное благополучие личности - это психологическое состояние, когда человек ощущает удовлетворенность своей жизнью и отношениями с другими людьми. В профессии медсестры субъективное благополучие может быть нарушено из-за эмоционального выгорания и других факторов, что может отразиться на качестве жизни и отношениях с близкими.
Какими мерами можно предотвратить или справиться с эмоциональным выгоранием у медсестер?
Предотвращение и справление с эмоциональным выгоранием у медсестер включает в себя несколько мероприятий, таких как создание поддерживающих и эмоционально благоприятных условий на работе, обучение стратегиям управления стрессом, регулярные отпуска и время для отдыха, а также участие в психологической поддержке и консультировании.
Какая связь есть между профессией медсестры и её личной жизнью?
Профессия медсестры может оказывать значительное влияние на личную жизнь. Регулярные графики работы, жесткие требования и большая ответственность могут приводить к недостатку времени и эмоциональному истощению, что может негативно сказываться на отношениях с близкими и на общем благополучии личности.
Что такое эмоциональное выгорание и как оно связано с профессией медсестры?
Эмоциональное выгорание - это состояние эмоционального истощения и усталости, которое возникает в результате длительного столкновения с человеческой болью, страданием и эмоциональным напряжением. В профессии медсестры эмоциональное выгорание может быть вызвано постоянной работой с больными людьми, высокой ответственностью и недостатком поддержки со стороны руководства.
Какие факторы могут способствовать развитию эмоционального выгорания у медсестры?
Развитию эмоционального выгорания могут способствовать различные факторы, такие как высокая нагрузка на работе, несправедливое распределение ресурсов, низкая оплата труда, ограничения в возможности профессионального и личностного развития, отсутствие поддержки со стороны коллег и руководства, конфликты на работе и т. д.
Что такое синдром эмоционального выгорания и почему он особенно распространен среди медсестер?
Синдром эмоционального выгорания - это состояние психологического истощения, которое характеризуется физическим, эмоциональным и психологическим выжиганием. Медсестры часто сталкиваются с болью, страданиями и трудными ситуациями, что делает их более подверженными эмоциональному выгоранию.
Как профессия медсестры может влиять на субъективное благополучие личности?
Профессия медсестры может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на субъективное благополучие личности. С одной стороны, работа в медицине может приносить удовлетворение и чувство собственной значимости. С другой стороны, негативные аспекты работы, такие как высокая нагрузка и эмоциональное выгорание, могут снижать уровень субъективного благополучия.
Как профессия медсестры влияет на личную жизнь?
Профессия медсестры может оказывать значительное влияние на личную жизнь. Она требует высокой ответственности, иногда длительной и утомительной работы, что может привести к физической и эмоциональной усталости. Это может отражаться на личных отношениях, времени, которое можно уделить семье и друзьям, а также на общем благополучии и самочувствии.