Фрагмент для ознакомления
Т-км в 1960 г. до 44,5 трлн. Т-км в 2010 г.), мировой пассажирооборот — в 7 раз (с 2,5 трлн. пас-км до 17,5 трлн. пас-км), что обусловлено опережающим ростом объемов мирового ВВП (в 57 раз — с 1,1 трлн. дол. США в 1960 г. до 63,2 трлн. дол. США в 2010 г.) и мировой торговли товарами (в 117 раз — с 0,13 трлн. дол. США в 1960 г. до 15,2 трлн. дол. США в 2010 г.), вследствие чего транспортомисткисть мирового хозяйства сократилась с 6,2 т-км / $ 1. США в 1960 г. до 0,8 т-км / $ 1. США в 2010 г. 2. Ускоренный рост длины, плотности и качественных параметров транспортной сети мира, 70% которой занимают автомобильные дороги, длина которых за период 1960-2010 гг выросла с 15,5 до 30 млн. км, 20% — воздушные, которые увеличились с 3,3 до 12,1 млн. км, 5% приходится на железнодорожные пути, длина которых наоборот характеризуется незначительной тенденцией к сокращению с 1,32 до 1,02 млн. км. До 38,4% железнодорожной сети мира приходится на транспорте систему Северной Америки, однако наиболее высокую плотность железнодорожных путей имеют страны ЕС, среди которых Чехия (121,6 км/1000 км2), Бельгия (110,6 км/1000 км2), Люксембург (105,8 км/1000 км2) и Япония (73 км/1000 км2). Наиболее широкая сеть автомобильных дорог в США (6463 тыс. км), странах ЕС (5000 тыс. км) и Китае (2283 тыс. км). Длинной сетью внутренних водных путей мира характеризуется транспортная система Бразилии (50 тыс. км), США (41 тыс. км), Индонезии (41 тыс. км) и Индии (14,5 тыс. км). 3. Высокая степень неоднородности региональной структуры мировой транспортной системы, что определяется особенностями территориального расположения, уровню социально-экономического развития стран, грузо-и пасажироспроможним потенциалом стран подобное. В структуре мирового грузооборота по видам транспорта 62% мировых грузоперевозок обслуживает морской транспорт, 16% — железнодорожный, 8% — автомобильный, 3% — речной, 1% — воздушный. До 80% мировых пассажирских перевозок обеспечивается автомобильным транспортом, 10% — железнодорожным, 9% — воздушным, 1% — морским и речным. 4. Структура мировой транспортной системы с региональной принадлежностью свидетельствует о доминировании в структуре грузовых и пассажирских перевозок железнодорожным, авиационным и морским транспортом Азии и Океании, что вызвано быстрыми темпами экономического роста экономик Китая, Индии, Индонезии и т.д.. 5. В структуре внутриконтинентальных перевозок 70-80% занимают наземные виды транспорта, причем в западноевропейских странах лидером по грузоперевозок является автомобильный транспорт (40%), в странах Восточной Европы и СНГ — железнодорожный транспорт (60%), в странах Северной Америки эти виды транспорта занимают примерно равные доли. В целом очевидна тенденция к росту доли автомобильного транспорта как в структуре внутренних, так и международных перевозок. 6. Внутриконтинентальные перевозки обслуживаются железнодорожным транспортом, грузо-и пассажирооборот которого характеризуется высокими темпами роста (167,4 и 141,6% соответственно за период 2000-2009 гг) автомобильным транспортом (116,3 и 117,8% соответственно) и внутренним водным транспортом, что занимает лишь 4% в структуре мировых процессов транспортировки. Межконтинентальные перевозки грузов на 80% обеспечиваются морским транспортом (рост объемов перевозок на 36,4% за период 2000-2009 гг), а пассажиров — воздушным транспортом (рост на 39,4%). 7. Структура мировой транспортной системы по уровню развития свидетельствует, что развитые страны мира контролируют 70% рынка международных грузовых перевозок, в частности 60,5% тоннажа мирового морского флота. Транспортные системы развивающихся стран, обслуживают 20% мирового грузооборота, из которых треть принадлежит морскому транспорту, владельцами которого являются Китай и Южная Корея. На транспортные системы стран Восточной Европы и СНГ приходится лишь 10% мирового грузооборота. 8. Развитие маршрутов транспортировки обусловлен изменениями в географической структуре мировой торговли, что в течение 1960-2009 гг, как показывают расчеты на основе коэффициентов структурных сдвигов и коэффициента Гатева, отмечала существенных сдвигов (в среднем изменилась на 117,5%), что обусловило изменения в региональном распределении транспортных потоков. Так, установлено, что 37,9% североамериканских, 70,9% европейских, 57,8% азиатских экспортных грузопотоков приходится на внутрирегиональной торговли в рамках каждого из названных регионов, что связано с активным развитием процессов региональной интеграции. Движение этих потоков обеспечивается мощностями соответствующих региональных транспортных систем.ЗаключениеСовременные трансформационные тенденции, структурные преобразования, протекающие в российской экономике, актуализируют необходимость целенаправленного поиска адекватных сложившимся условиям методов и механизмов управления предприятиями, отраслями и комплексами в контексте обеспечения стабильного и поступательного экономического развития национальной экономикиПроблемы управления транспортной системой России, рассматриваемой в качестве важнейшей функциональной подсистемы системы управления экономикой страны или отдельного региона, в контексте поиска и принятия наиболее целесообразных решений на всех иерархических уровнях, являются на сегодняшний день первостепенными, что тесно сопряжено с выполняемой транспортом ролью как важнейшей инфраструктурной отраслью экономики, от эффективного функционирования которой зависит благосостояние и экономический рост всей национальной экономики. Мировая транспортная система состоит из нескольких региональных транспортных систем и имеет неоднородную структуру. Так, густота транспортной сети в большинстве развитых стран составляет 50—60 км на 100 км² территории, в то время как в развивающихся — 5 — 10 км. Участие различных видов транспорта в мировом обороте также не одинаково: в грузообороте преобладает морской транспорт, в пассажирообороте — автомобильный.Огромное значение для развития мировой транспортной системы имело изобретение контейнера, что повлекло за собой появление новых транспортных средств — контейнеровозов и строительство перегрузочных терминалов. Сегодня в контейнерах осуществляется свыше 90 % объёма перевозок штучного груза в мире.На современном этапе мировая транспортная система характеризуется большой зависимостью от информационных технологий и развивается по следующим направлениям: увеличение пропускной способности транспортных путей, повышение безопасности движения, появление принципиально новых транспортных средств, увеличение вместимости и грузоподъёмности транспортных средств, увеличение скорости передвижения.Список использованных источниковМасаковский В.П., Петрова Н.Н., Физическая и экономическая география мира. - М.:Айрис-пресс, 2010. - 368с.:илВолодин А. В. Транспортная стратегия России и механизм управления ее реализацией // Бюллетень транспортной информации. – 2005. – № 4. – С. 6–15.Гасанов М. Транспортная инфрастуктура региона // Экономист. – 2004. – № 10. – С. 70–74.Гранберг А. Г. Транспортная система и производительные силы: новый этап исследований и развития // Промышленная политика в Российской Федерации. – 2004. – № 4. – С. 3–5.Криницкий Е. Всероссийское обсуждение транспортной стратегии страны // Автомобильный транспорт. – 2004. – № 1. – С.1–8.Криницкий Е. Новые тенденции развития транспортной системы России // Автомобильный транспорт. – 2002. – № 6. – С. 18–19.Лапидус Б. М. Развитие транспортной системы страны // ЭКО. – 2006. – № 3. – С. 62-65.Малов В. Ю. Транспортная система азиатской части страны в новых геополитических условиях // ЭКО. Экономика и организация промышленного производства. – 2004. – № 5. – С. 35–48.О правительственной комиссии по вопросам комплексного развития транспортной системы Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 12.11.04 № 626 // Экономика железных дорог. – 2005. – № 2. – С. 105.Персианов В. А. Укреплять научные основы развития транспортной системы России // Бюллетень транспортной информации. – 2005. – № 9. – С. 7–10.Рение Л. А. Перспективы российского рынка транспортных услуг с точки зрения его интеграции в мировую транспортную систему // Внешнеэкономический бюллетень. – 2001. – № 3. – С. 72–75.Транспортная стратегия Российской Федерации. Проект // Автомобильный транспорт. – 2003. – № 11. – С. 42–59.Российский статистический ежегодник. 2011. — Москва: Росстат, 2011. — 795 с. — 2000 экз.Приложение 1Основные макроэкономические показатели социально- экономического развития России 2012 годасентябрь2012 годаЯнварь-сентябрь 2012 годав % к январю-сентябрю 2011 годасентябрь2012 годак сентябрю 2011 года в %Валовой внутренний продукт, млрд.рублей 28061,71)104,52)Индекс выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности3)103,2100,1Индекс промышленного производства 4), 5)102,9102,0Инвестиции в основной капитал, млрд. рублей (оценка)1104,5107,298,7Продукция сельского хозяйства, млрд.рублей665,697,792,3Внешнеторговый оборот, млрд. долларов США6)71,57)103,89)95,78)в том числе:экспорт товаров42,1103,994,4импорт товаров29,4103,797,5Грузооборот транспорта, млрд. т-км 10)409,1102,0104,2Оборот розничной торговли, млрд. рублей1837,6106,3104,4Реальные располагаемые денежные доходы11)103,6103,8Начисленная средняя заработная плата одного работника,12) рублей 26489114,4113,6Индекс потребительских цен 104,6106,6Индекс цен производителей промышленных товаров4)106,7111,6Приложение 2Индексы основных показателей производства товаров и услугв январе-сентябре 2012 и в январе-сентябре 2011 годов,в % к аналогичному периоду предыдущего годаПриложение 3Динамика пассажирооборота по видам транспорта в январе-сентябре 2012 и в январе-сентябре 2011 годов,в % к аналогичному периоду предыдущего годаПриложение 4Грузооборот по видам транспорта (миллиардов тонно-километров)Январь-сентябрь 2011 г. Январь-сентябрь2012 г.Январь-сентябрь 2012 г. в % к январю-сентябрю 2011 г.Транспорт всех отраслей экономики3713,23790,1102,1в том числе:Транспорт отраслей Минтранса России1918,32012,8104,9железнодорожный общего пользования1573,21658,1105,4промышленный железнодорожный73,477,4*105,4автомобильный160,4175,1109,2морской58,3148,0482,4внутренний водный49,3650,42102,1воздушный (гражданская авиация)3,6033,696102,6Транспорт других министерств и ведомствтрубопроводный1794,91777,399,0*- оценкаКоммерческий грузооборот по видам транспорта (миллиардов тонно-километров)Январь-сентябрь 2011 г. Январь-сентябрь2012 г.Январь-сентябрь 2012 г. в % к январю-сентябрю 2011 г.Транспорт отраслей Минтранса России1768,61856,5105,0железнодорожный общего пользования1573,21658,1105,4промышленный железнодорожный6,3756,719*105,4автомобильный77,7589,53115,1морской58,3148,0482,4внутренний водный49,3650,42102,1воздушный (гражданская авиация)3,6033,696102,6*- оценка
1.Масаковский В.П., Петрова Н.Н., Физическая и экономическая география мира. - М.:Айрис-пресс, 2010. - 368с.:ил
2.Володин А. В. Транспортная стратегия России и механизм управления ее реализацией // Бюллетень транспортной информации. – 2005. – № 4. – С. 6–15.
3.Гасанов М. Транспортная инфрастуктура региона // Экономист. – 2004. – № 10. – С. 70–74.
4.Гранберг А. Г. Транспортная система и производительные силы: новый этап исследований и развития // Промышленная политика в Российской Федерации. – 2004. – № 4. – С. 3–5.
5.Криницкий Е. Всероссийское обсуждение транспортной стратегии страны // Автомобильный транспорт. – 2004. – № 1. – С.1–8.
6.Криницкий Е. Новые тенденции развития транспортной системы России // Автомобильный транспорт. – 2002. – № 6. – С. 18–19.
7.Лапидус Б. М. Развитие транспортной системы страны // ЭКО. – 2006. – № 3. – С. 62-65.
8.Малов В. Ю. Транспортная система азиатской части страны в новых геополитических условиях // ЭКО. Экономика и организация промышленного производства. – 2004. – № 5. – С. 35–48.
9.О правительственной комиссии по вопросам комплексного развития транспортной системы Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 12.11.04 № 626 // Экономика железных дорог. – 2005. – № 2. – С. 105.
10.Персианов В. А. Укреплять научные основы развития транспортной системы России // Бюллетень транспортной информации. – 2005. – № 9. – С. 7–10.
11.Рение Л. А. Перспективы российского рынка транспортных услуг с точки зрения его интеграции в мировую транспортную систему // Внешнеэкономический бюллетень. – 2001. – № 3. – С. 72–75.
12.Транспортная стратегия Российской Федерации. Проект // Автомобильный транспорт. – 2003. – № 11. – С. 42–59.
13.Российский статистический ежегодник. 2011. — Москва: Росстат, 2011. — 795 с. — 2000 экз.
Вопрос-ответ:
Каковы основные характеристики мировой транспортной системы?
Мировая транспортная система характеризуется высоким уровнем интеграции и взаимодействия различных видов транспорта, таких как железнодорожный, автомобильный, морской, воздушный и речной. Она обеспечивает передвижение грузов и пассажиров на международном уровне, обеспечивая логистическую связь между различными регионами мира. Мировая транспортная система также характеризуется использованием современных технологий и инфраструктуры, таких как глобальные транспортные сети, сети автоматизированных складов и портов, а также системы грузоперевозок и пассажирских авиалиний. Она играет важную роль в развитии экономики, торговли и культурных связей между странами.
Какие региональные особенности развития различных видов транспорта можно выделить?
Региональные особенности развития различных видов транспорта могут быть связаны с географическим положением региона, его климатическими условиями, демографическими и экономическими особенностями. Например, в регионах с развитой промышленностью и высокой плотностью населения обычно развиты железнодорожный и автомобильный транспорт, так как они обеспечивают эффективное перемещение грузов и пассажиров. В регионах с доступом к морю развит морской транспорт, который обеспечивает межконтинентальные грузоперевозки. В регионах с хорошо развитым туристическим сектором развит воздушный транспорт, так как он предоставляет быструю и удобную перевозку пассажиров.
Какие основные показатели производственной деятельности связаны с развитием различных видов транспорта?
Основные показатели производственной деятельности, связанные с развитием различных видов транспорта, включают объем перевезенных грузов и количество перевезенных пассажиров. Интенсивность использования транспорта также является важным показателем и зависит от спроса на транспортные услуги. Кроме того, рентабельность и эффективность транспортных компаний и инфраструктуры также являются важными показателями производственной деятельности.
Каковы основные характеристики мировой транспортной системы?
Мировая транспортная система характеризуется огромными масштабами и разнообразием видов транспорта. Она включает себя автомобильные, железнодорожные, авиационные и морские пути сообщения, а также трубопроводы и инфраструктуру логистики. Мировая транспортная система позволяет осуществлять грузоперевозки и пассажирские перевозки на длинные расстояния и обеспечивает экономическое и культурное взаимодействие между разными странами и регионами.
Какие региональные особенности развития различных видов транспорта существуют?
Развитие различных видов транспорта имеет свои региональные особенности. Например, в развитых странах автомобильный транспорт играет ведущую роль в грузоперевозках и пассажирских перевозках, благодаря хорошо развитой сети автострад и автомобильных предприятий. В развивающихся странах, где развитие инфраструктуры не такое высокое, железнодорожный транспорт часто является основным средством транспорта. В регионах, богатых ресурсами, развитие морского и речного транспорта может быть приоритетным. Каждый регион определяет развитие различных видов транспорта в зависимости от своих нужд и возможностей.
Какие основные показатели производственной деятельности существуют в различных видах транспорта?
Основными показателями производственной деятельности в различных видах транспорта являются объем перевезенных грузов и количество перевезенных пассажиров. В автомобильном транспорте это объем грузов в тонно-километрах и пассажирооборот в пассажиро-километрах. В железнодорожном транспорте основным показателем является объем грузов в тоннах и количество перевезенных пассажиров. Для авиационного транспорта основными показателями являются грузооборот и пассажирооборот. В морском транспорте это объем перевезенного груза в тоннах.
Какова общая характеристика мировой транспортной системы?
Мировая транспортная система — это комплекс взаимосвязанных средств и организаций, позволяющих осуществлять перемещение людей, грузов и информации по всему миру. Она включает в себя различные виды транспорта, такие как автомобильный, железнодорожный, авиационный и морской.
Какие есть региональные особенности развития различных видов транспорта?
Развитие различных видов транспорта имеет свои особенности в разных регионах мира. Например, в развитых странах автомобильный транспорт часто является основным средством передвижения, благодаря широко развитой дорожной инфраструктуре. В то же время, в развивающихся странах железнодорожный транспорт может играть более важную роль, особенно в перевозке грузов. В некоторых регионах морской транспорт может быть ключевым из-за географических особенностей и доступа к водным путям.