Методы измерения мотивации достижения
Заказать уникальную курсовую работу- 34 34 страницы
- 27 + 27 источников
- Добавлена 23.05.2013
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Понятие и способы измерения мотивации достижения в психологии
1.1.Феномен мотивации в психологии
1.2.Проблема мотивации достижения в отечественной и зарубежной литературе
1.3.Возрастные особенности развития мотивации достижения
1.4.Способы измерения мотивации достижения в психологии
Выводы по 1 главе
Глава 2. Экспериментальное изучение мотивации достижения успеха в подростковом возрасте
2.1. Методологические аспекты исследования мотивации достижения в подростковом возрасте
2.2. Дизайн эксперимента
2.3. Анализ и интерпретация результатов экспериментального исследования мотивации достижения в подростковом возрасте
Заключение
Список литературы
Концепция о побуждающей и направляющей роли мотивов в деятельности и поведении А.Н. Леонтьева, согласно которой мотивы играют регулирующую роль в человеческом поведении. В нашем исследовании это положение позволяет рассматривать мотивацию достижения успеха как ту направляющую силу, которая позволяет подростку ставить перед собой цели, стремиться к их достижению, не боясь ошибиться, а в случае ошибки не отказываться от ее достижения, а делать повторные попытки с учетом прошлых неудач.Положение С.Л. Рубинштейна о том, что мотивы составляют ядро личности человека, согласно которому в структуре личности мотивация занимает особое место и является основным, родовым понятием, используемым для объяснения движущих сил поведения и деятельности человека. В нашем исследовании данное положение позволило рассмотреть взаимосвязь уровня развития мотивации достижения успеха и степени адекватности самооценки воспитанников детских домов. Теория мотивации достижения успехов и избегания неудач Д. МакКлелланда, Х. Хекхаузена, согласно которойстановление мотивации достижения успеха и избегания неудачи есть не простое возрастание положительного или усугубление отрицательного отношения к деятельности, а стоящее за ним усложнение структуры мотивационной сферы, входящих в нее побуждений, появление новых, более зрелых, иногда противоречивых отношений между ними. Данная концепция позволила нам рассматривать мотивацию достижения успеха и избегания неудач как сложный феномен, включающий в себя различные элементы, на который влияют как внешние факторы, с которыми взаимодействует ребенок, так и его внутреннее состояние. В нашей работе использовались следующие методы и методики.Метод теоретического анализа литературыиспользовался для осуществления теоретического анализа имеющихся в литературных источниках данных по поставленной проблеме. Результатом использования этого метода явилось написание теоретической главы данного исследования, а также построение гипотез, на которых был основан эксперимент.В ходе экспериментальной работы были использованы психодиагностический метод, анализ успеваемости иметод математической обработки данных.Методики исследования: тест Т.В. Дембои С.Я. Рубинштейндля выявления самооценки;опросник «Шкала оценки потребность в достижении» Ю.М. Орлова.Тест Т.В. Дембо и С.Я. Рубинштейн для выявления самооценки (сер. 1970-х гг.). Цель методики – выявление самооценки и уровня притязаний испытуемого. Стимульный материал представляет собой бланк с семью вертикальными линиями, обозначающими следующие показатели: здоровье; ум, способности; характер; авторитет у сверстников; умение многое делать своими руками, умелые руки; внешность; уверенность в себе. На каждой линии испытуемые чертой отмечают, как они оценивают развитие у себя этого качества в данный момент времени. После этого крестикомони отмечают, при каком уровне развития этих качествони были бы удовлетворены собой.Обработка проводится по шести шкалам (первая не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Длина каждой шкалы 100мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (например, 54мм = 54 баллам).Критерии оценки полученных результатов: менее 45 баллов – заниженная самооценка; 45-74 балла – адекватная самооценка; 75-100 баллов – завышенная самооценка.Опросник «Шкала оценки потребности в достижении»Ю.М. Орлова (1978). Цель методики – определение уровня потребности в достижении. Стимульный материал методики представляет собой опросник из 22 утверждений, на которые испытуемых отвечают «да» или «нет». Критерии оценки полученных результатов: 0–10 – низкий уровень потребности в достижении; 11–12 – уровень ниже среднего; 13–14 – средний уровень; 15–16 – уровень выше среднего; 17–22 – высокий уровень. В данном исследовании эта методика позволяет выявить уровень развития потребности в достижении.Анализ успеваемости испытуемых проводился по журналу успеваемости за две четверти совместно с учителем с целью определения объективного критерия, который зависит от уровня развития мотивации достижения успеха – школьной успеваемости/неуспеваемости.Метод математической обработки данныхвключал в себя описательную статистику, t-критерий Стьюдента.2.2. Дизайн экспериментаВ данном исследовании можно выделить следующие этапы.Первичная постановка проблемы заключалась в обосновании темы исследования. Была определена цель исследования, после чего в результате теоретического поиска была выдвинута предварительная гипотеза. Был намечен круг задач, которые необходимо решить. Этап работы с научной литературой. На данном этапе проведен анализ литературы по изучаемой теме. Собранная информация была проанализирована, в результате сложилась теоретическая модель изучаемого явления, на основе чего был разработан план экспериментально-психологического исследования, конкретизирована гипотеза.Подбор экспериментального инструментария осуществлялся на основе конкретизированной гипотезы. Исследовательский инструментарий состоял из двух психодиагностических методик.Подбор экспериментальной выборки, которую составили 26школьников в возрасте от 14 до 16 лет.Проведение эксперимента при помощи методик, подобранных для данного исследования.Обработка результатов была произведена при помощи компьютерной программы EXCEL 12. Полученные данные обрабатывались методом описательной статистики с целью выявления среднего арифметического значения, стандартной ошибки и стандартного отклонения. Был использован t-критерий Стьюдентадля выявления достоверности различий между двумя группами испытуемых.Интерпретация полученных данных и формулировка выводов. На этом этапе полученные вторичные данные были подвергнуты анализу и интерпретации, на основании чего было сформулированозаключение по работе.2.3. Анализ и интерпретация результатов экспериментального исследования мотивации достижения в подростковом возрастеНа основании результатов, полученных с помощью методики «Шкалы оценки потребности в достижении Ю.М. Орлова» все испытуемые были разделены на две группы: в первую вошли подростки с уровнем достижения успеха средним и ниже среднего, во вторую группу вошли школьники с уровнем достижения успеха выше среднего и высоким. Школьников с низким уровнем достижения успеха выявлено не было. Результаты по этому опроснику представлены в Таблице 1.Таблица 1Средние величины по шкалам методики«Потребность в достижении» Ю.М. Орлова в 1 и 2 группахпоказательгруппа 1 (n=14)группа 2 (n=12)t-критерий СтьюдентаM±mM±mtрпотребность в достижении11,6±0,1216,25±0,22,4 <0,05У школьников 1 группы уровень мотивации достижения ниже среднего. По мнению Ю.М. Орлова, это говорит о нежелании прилагать усилия для достижения результата, оставлении деятельности при возникновении любых трудностей. У учащихся 2 группы уровень мотивации достижения выше среднего, что говорит о желании достигать результата даже при наличии некоторых трудностей достижения. При этом между группами учащихся выявлены статистически достоверные различия в уровне мотивации достижения успеха.Далее учащимся была предложена методика исследования самооценки Т.В. Дембо и С.Я. Рубинштейн, направленная на выявление уровня самооценки испытуемых, а также степени ее адекватности. Результаты представлены в Таблице 2.Таблица 2показательгруппа 1 (n=14)группа 2 (n=12)t-критерий СтьюдентаM±mM±mtрздоровье58,4±2,868,5±2,61,7≥0,1ум, способности85,3±2,870,4±2,81,9≥0,1характер88,4±2,662,3±2,72,2<0,05авторитет у сверстников89,6±2,654,3±2,82,36<0,05умелые руки55,6±2,847,2±2,50,7≥0,1внешность77,5±2,868,8±2,71,3≥0,1уверенность в себе91,4±3,573,3±2,52,1<0,05Несмотря на достаточно высокие показатели самооценки в обеих группах учащихся и полное отсутствие показателей заниженной самооценки, данные результаты требуют серьезного анализа. По мнению Т.В. Дембо и С.Я. Рубинштейн, показатели выше 75 свидетельствуют не о высокой, а о завышенной, нереалистичной самооценке, что присутствует у воспитанников 1 группы в оценке 5 показателей из 7. У школьников 2 группы средние показатели находятся в пределах нормы. Учащиеся 1 группы лишь в двух случаях оценили себя адекватно: при оценке здоровья и умения выполнять работу руками («умелые руки»). Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих.Далее был проведен анализ успеваемости учащихся, представленный на рисунке 1.Рисунок 1. Анализ успеваемости учащихся, чел.Основываясь на данных, представленных на рисунке 1, можно отметить, что школьники с высоким уровнем мотивации достижения успеха учатся лучше, чем школьники со средним и ниже среднего уровнем мотивации достижения успеха.Таким образом, выдвинутые нами гипотезы о том, что уровень мотивации достижения успеха оказывает влияние на степень успешностиучебной деятельности; а также что существует взаимосвязь между уровнем развития мотивации достижения успеха и степенью адекватности самооценки подростков, подтвердились.ЗаключениеОдной из важных проблем в современной психологии является формирование мотивации достижения успеха. Актуальность ее обусловлена необходимостью подготовки к жизни людей, способных самостоятельно приобретать знания, формированием у них активной жизненной позиции и опыта творческой деятельности. Все большее значение в последнее время придается исследованиям мотивации деятельности, ориентированной на достижения.Мотивация достижения направлена на возможно лучшее выполнение любого вида деятельности и ориентирована на достижение некоторого результата. Мотивациядостижения проявляется в стремлении субъекта прилагать усилия и добиваться, возможно, лучших результатов в области, которую он считает важной (значимой). Главным возрастным мотивом подростков является мотив достижения, который, как правило, связан со стремлением добиваться успеха, избегать неудач, с тем, чтобы повысить или сохранить самоуважение, самооценку, уважение окружающих. Развитие мотива, баланс стремления к успеху и желания избегать неудач могут различаться: одни подростки больше стремятся к успеху, активно берутся за сложные проблемы, другие стараются сохранить уже достигнутое, не рисковать.Действенные мотивы достижения, мобилизирующие внутренние силы подростка для успешной работы, не только обеспечивают его активное включение в активный процесс, но и становятся достоянием личности подростка, устойчивым ее свойством.Данная работа была посвящена изучению мотивации достижения успеха у подростков. В результате проведенного исследования были выявлены значимые различия между группами учащихся в уровне развития мотивации достижения успеха, а также в особенностях взаимосвязи уровня мотивации достижения успеха и самооценки подростков. Таким образом, гипотезы, поставленные в работе, были подтверждены, цель реализована, задачи выполнены.Список литературыБлейхер В.М., Крук И.В. Патопсихологическая диагностика. – Киев: «3доров'я», 1986. – С. 127-132.Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М.: Педагогика, 1972. – С. 7-44.Большая психологическая энциклопедия / Под ред. Н. Дубенюка. – М.: Эксмо, 2007. – 544 с.Васильев И.А., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. – 178 с. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. – М.: МГУ, 1990. – 288 с.Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения. Уч. пособие. М.: Смысл; Изд. центр «Академия», 2006. – 332 с. Горожанина Е.В. Формирование мотивации достижения успеха в процессе обучения детей с нарушениями интеллекта [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lib.ololo.cc/b/165780/read Грабал В. Мотивация достижения и ее развитие в процессе учебной деятельности: Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидов в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1980. – 154 с.Елфимова Н.В. Пути исследования мотивации в когнитивной психологии // Вопросы психологии. – 1985. – №5. – С. 26-31. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2000. – 536 с.Левин К. Теория поля в социальных науках. – СПб.: Сенсор, 2000. – 368 с. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: МГУ, 1975. – 304 с.Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация достижения: структура и механизмы. Автореф. дис... канд. психол. наук. – М., 1987. – 23 с.Макклелланд Д. Мотивация достижения успеха. – СПб.: Питер, 2007. – 672 с.Маслоу А. Мотивация и личность. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2003. – 351 с. Общая психодиагностика /Под ред. Бодалева А.А., Столина В.В. – М.: Изд-во МГУ, 1987. – С. 170-174.Пилоян Р.А. Мотивация спортивной деятельности. – М.: Физкультура и спорт, 1984. – 104 с. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – Спб.: Питер, 2002. – 648 с. Степанский В.И. Влияние мотивации достижения успеха и избегания неудач на регуляцию деятельности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.voppsy.ru/issues/1981/816/816059.htm Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность. Теории. Упражнения. Эксперименты. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2004. – 608 с.Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М. 2002. – C.98-102.Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность: в 2-х тт. Т.1. – М.: Педагогика, 1986. – 408 с.Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. – СПб.: Речь, 2001. – 256 с.Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности: основные положения, исследования и применение. – СПб.: Питер Пресс, 1997. – 608 с. Чирков В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека // Вопросы психологии. – 1996. – № 3. – С. 116—132.Шадриков В.Д. Введение в психологию: мотивация поведения. – М.: Логос, 2001. – 136 с.Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 512 с.
2.Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М.: Педагогика, 1972. – С. 7-44.
3.Большая психологическая энциклопедия / Под ред. Н. Дубенюка. – М.: Эксмо, 2007. – 544 с.
4.Васильев И.А., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. – 178 с.
5.Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. – М.: МГУ, 1990. – 288 с.
6.Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения. Уч. пособие. М.: Смысл; Изд. центр «Академия», 2006. – 332 с.
7.Горожанина Е.В. Формирование мотивации достижения успеха в процессе обучения детей с нарушениями интеллекта [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lib.ololo.cc/b/165780/read
8. Грабал В. Мотивация достижения и ее развитие в процессе учебной деятельности: Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидов в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1980. – 154 с.
9.Елфимова Н.В. Пути исследования мотивации в когнитивной психологии // Вопросы психологии. – 1985. – №5. – С. 26-31.
10.Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2000. – 536 с.
11.Левин К. Теория поля в социальных науках. – СПб.: Сенсор, 2000. – 368 с.
12. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: МГУ, 1975. – 304 с.
13. Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация достижения: структура и механизмы. Автореф. дис... канд. психол. наук. – М., 1987. – 23 с.
14.Макклелланд Д. Мотивация достижения успеха. – СПб.: Питер, 2007. – 672 с.
15. Маслоу А. Мотивация и личность. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2003. – 351 с.
16. Общая психодиагностика / Под ред. Бодалева А.А., Столина В.В. – М.: Изд-во МГУ, 1987. – С. 170-174.
17. Пилоян Р.А. Мотивация спортивной деятельности. – М.: Физкультура и спорт, 1984. – 104 с.
18. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – Спб.: Питер, 2002. – 648 с.
19.Степанский В.И. Влияние мотивации достижения успеха и избегания неудач на регуляцию деятельности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.voppsy.ru/issues/1981/816/816059.htm
20. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность. Теории. Упражнения. Эксперименты. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2004. – 608 с.
21.Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М. 2002. – C.98-102.
22. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность: в 2-х тт. Т.1. – М.: Педагогика, 1986. – 408 с.
23. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. – СПб.: Речь, 2001. – 256 с.
24. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности: основные положения, исследования и применение. – СПб.: Питер Пресс, 1997. – 608 с.
25. Чирков В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека // Вопросы психологии. – 1996. – № 3. – С. 116—132.
26. Шадриков В.Д. Введение в психологию: мотивация поведения. – М.: Логос, 2001. – 136 с.
27. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 512 с.
Вопрос-ответ:
Что такое мотивация достижения?
Мотивация достижения - это внутренняя мотивационная составляющая, которая побуждает человека стремиться к достижению определенных целей, успеху и преуспеванию.
Какая проблема с мотивацией достижения существует в отечественной и зарубежной литературе?
В отечественной и зарубежной литературе существует проблема определения и измерения мотивации достижения, так как она является сложным и многограннным феноменом.
Какие способы измерения мотивации достижения существуют в психологии?
В психологии существует несколько способов измерения мотивации достижения, таких как методики проективных заданий, опросники, эксперименты.
Какая возрастная особенность развития мотивации достижения существует?
Возрастная особенность развития мотивации достижения заключается в том, что она постепенно усиливается в подростковом возрасте и достигает своего пика.
Какие методологические аспекты исследования мотивации достижения в подростковом возрасте можно выделить?
В исследовании мотивации достижения в подростковом возрасте важно учесть такие аспекты, как выбор популяции, использование достоверных методов измерения, контроль за внешними факторами и т.д.
Что такое мотивация достижения в психологии?
Мотивация достижения - это психологическая характеристика личности, которая включает в себя стремление к достижению результатов, преодолению трудностей и выполнению поставленных целей.
Какие проблемы мотивации достижения рассматриваются в отечественной и зарубежной литературе?
В отечественной и зарубежной литературе рассматриваются различные проблемы, связанные с мотивацией достижения, например, влияние мотивации достижения на успешность обучения, взаимосвязь мотивации достижения с другими психологическими характеристиками личности и процессом саморегуляции.
В чем заключаются возрастные особенности развития мотивации достижения?
Возрастные особенности развития мотивации достижения включают постепенный рост ее уровня с детства до юношества, изменение приоритетов в мотивации достижения в зависимости от возрастных периодов, формирование стабильных мотивационных ориентаций и целевой направленности.