Особенности деятельности подразделений ЭБиПК по выявлению, предупреждению и раскрытию преступлений в лесопромышленном комплексе.
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 12 + 12 источников
- Добавлена 22.04.2013
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Оперативно – розыскная характеристика преступлений, совершаемых в лесопромышленном комплексе
Глава 2. Организационные аспекты деятельности подразделений ЭБиПК по выявлению, предупреждению и раскрытию преступлений в лесопромышленом комплексе
Глава 3. Проблемы деятельности подразделений ЭБиПК по выявлению, предупреждению и раскрытию преступлений в лесопромышленом комплексе
Заключение
Список использованной литературы
После проведения оценки нарушений с воздуха, осуществленной специалистами Восточно - Сибирского лесоустроительного предприятия на территории части лесхозов Красноярского края, официально выявленный объем вырубленной при самовольных рубках древесины за год увеличился в 3 раза.
Кроме того, зафиксировано уничтожение и повреждение лесного подроста на 6,3 тыс. га. Сумма штрафов и неустоек, выставленных лесозаготовительным предприятиям на территории Красноярского края в 2010 г., составила 207,5 млн. руб.
Для усиления борьбы с нелегальным оборотом древесины региональными властями создана Межведомственная комиссия по организации охраны лесного фонда на территории края от незаконных действий, в состав которой вошли представители различных государственных служб и ведомств, в той или иной мере причастных к контролю за заготовкой, переработкой, транспортировкой и экспортом древесины, в том числе специалисты администрации, руководители различных служб агентства лесного хозяйства, железной дороги, таможни, налоговой службы, прокуратуры и Главного управления внутренних дел МВД России. WWF России является единственной неправительственной общественной организацией, участвующей в работе Межведомственной комиссии.
Борьба с этим нежелательным явлением в регионе велась одновременно по нескольким направлениям:
проведение аттестации лесозаготовителей;
создание единой базы лесных и лесорубочных билетов, выписываемых на территории Красноярского края;
ужесточение контроля в налоговой и таможенной сферах;
создание районных межведомственных групп по организации охраны краевого лесного фонда от незаконных действий;
усиление контроля над деятельностью в местах отгрузки древесины (в том числе в железнодорожных тупиках) на территории края.
В 2010 г. работа была усилена. В частности, при поддержке краевой администрации в рамках работы Межведомственной комиссии на территории края впервые в России с целью борьбы с «черными» лесорубами использовались вертолеты. В апреле и декабре с помощью воздушных сил проведены рейды по основным лесозаготовительным районам, в результате которых обнаружено несколько десятков мест незаконных рубок леса. В 2011 г. у полиции Красноярского края появился собственный авиаотряд, оснащенный вертолетом Ми 8, который сразу же стал использоваться для мероприятий по пресечению нелегального оборота древесины.
Итогом совместных действий различных структур стало то, что впервые за последние несколько лет в Красноярском крае зафиксировано снижение официально выявленного ущерба от нелегальной лесозаготовительной деятельности. В 2010 г. он оценивался почти в 75 млн. руб., что почти вдвое меньше ущерба, нанесенного лесам региона в 2009 г. (149 млн руб.). По данным УБЭП ГУВД, в 2010 г. в крае зарегистрировано 413 случаев незаконных порубок леса, 390 уголовных дел, возбужденных по статье 260 УК РФ («Незаконная заготовка деревьев, кустарников и лиан»), направлено в суд. К уголовной ответственности привлечено 220 человек, совершивших подобное преступление, два человека получили реальные сроки наказания. Также сотрудниками органов внутренних дел выявлены факты взяточничества, служебного подлога, халатности и превышения должностных полномочий.
По состоянию на 1 декабря 2011 г. на территории всего Красноярского края выявлено 554 факта незаконных рубок, что ниже уровня аналогичного периода 2010 г. на 84 % (652 случая). Более чем вдвое за прошедший период этого го_ да возросло количество лиц, привлеченных к уголовной ответственности за правонарушения в лесной отрасли — 108 человек (за аналогичный период 2010 г. — 48 человек). Ущерб от выявленных незаконных порубок за 11 месяцев 2011 г. составил 169,7 млн. руб. (за аналогичный период 2010 г. — 157,1 млн. руб.).
Выявление коррупционных связей в лесной и таможенной сферах является одним из основных направлений работы специалистов отдела по борьбе с экономическими преступлениями, нацеленной на снижение объемов нелегальной древесины в регионе. Размеры взяток, зафиксированных за последний год на территории края, варьировали от 5 тыс. руб. до 100 тыс. долларов.
Наиболее активные работы по пресечению незаконных действий в лесном фонде ведутся в самом многолесном районе Красноярского края — Богучанском, где заготавливается примерно треть от общего объема произведенной в регионе древесины и где сосредоточены крупнейшие лесозаготовительные предприятия края.
По оперативным данным Богучанского РОВД, за 10 месяцев 2011 г. на территории района зарегистрировано 96 фактов незаконных вырубок леса (за аналогичный период прошлого года — 52). Направлено в суд либо прекращено по нереабилитирующим основаниям 42 уголовных дела (21).
Приостановлено по ст. 208 УПК 52 уголовных дела, лица не установлены. По четырем фактам вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Кроме того, с мест незаконных порубок изъято пять единиц гусеничной техники и шесть бензопил.
Анализируя экономическую обстановку на территории района с 2005 г., можно отметить, что преступления, связанные с незаконными рубками леса занимают верхнюю строку в списке выявленных преступлений экономической направленности. Выявление указанной категории преступлений неуклонно растет на протяжении последних 5 лет, что прежде всего необходимо связывать с усилением внимания правоохранительных органов к этой проблеме и наработкой новых методов борьбы. Это же находит отражение в таблице, где показана активность в обнаружении лиц совершивших порубки, доказывании их вины и тем самым направлении дела в суд для привлечения виновных лиц к уголовной ответственности, предусмотренной ст. 260 УК РФ.
Большинство этих преступлений обнаружено и раскрыто на территории района с помощью лесной оперативной рейдовой группы, подчиняющейся ОБЭП Богучанского РОВД.
Глава 3. Проблемы деятельности подразделений ЭБиПК по выявлению, предупреждению и раскрытию преступлений в лесопромышленом комплексе
30 июня 2011 года Постановлением Законодательного Собрания Красноярского края принят закон № 12-6058 «Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Красноярского края». Настоящий Закон принят в целях осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды и природопользования, прекращения незаконного лесопользования и является важным инструментом контроля за оборотом древесины. Реализация закона позволит минимизировать накопление на железнодорожных тупиках значительных объемов древесины, принадлежность которой какому-либо собственнику документально не подтверждена. Необходимость документального подтверждения легальности происхождения древесины для лесозаготовителей и перевозчиков будет способствовать снижению объемов и количества незаконных лесозаготовок.
В целом, принятие закона позволит осуществлять контроль со стороны органов исполнительной власти, в том числе и правоохранительных, за законностью происхождения продукции.
Вместе с тем, применение нового законодательства принесет положительные результаты только в случае полного соблюдения хозяйствующими субъектами установленных правил оформления документов, касающихся приема, хранения и отгрузки древесины.
Необходимо добиваться выполнения предпринимателями обязанностей по качественному ведению документации, своевременному и полному предоставлению отчетов.
В Красноярском крае в январе 2011 года утверждена Концепция совершенствования деятельности органов внутренних дел Красноярского края в сфере борьбы с преступлениями в лесопромышленном комплексе. В рамках реализации Концепции на территории г. Лесосибирска и Мотыгинского района проводится комплекс организационных и практических мероприятий.
На основании разработанного плана осуществляется взаимодействие с КГБУ «Енисейское лесничество», КГБУ «Мотыгинское лесничество», а также таможенным постом г. Лесосибирска. Проводятся рабочие встречи, на которых вырабатывается алгоритм совместных действий по обмену информацией, выявлению и документированию преступлений. Проводятся рейдовые мероприятия по проверке законности нахождения лесопродукции на территории железнодорожных тупиков, на которых осуществляется отгрузка лесопродукции на внутренний и внешний рынок.
Совместно с подразделениями УФМС проводятся проверки предприятий лесопромышленного комплекса, использующих иностранную рабочую силу, осуществляются мероприятия по обнаружению и ликвидации мест незаконной скупки, переработки и отгрузки древесины, организациями, привлекающими иностранных граждан.
Сотрудники красноярской полиции подвели итоги работы по выявлению преступлений в лесопромышленном комплексе.
С начала этого года по материалам, собранным оперативниками УЭБиПК главного управления МВД России по краю возбуждено 720 уголовных дел по фактам незаконных порубок. К уголовной ответственности привлечено более 300 лиц недобросовестных граждан. Как показывает проведенный анализ, все чаще преступления совершаются лицами с высшим образованием, являющимися индивидуальными предпринимателями, либо руководителями предприятий, занимающихся лесозаготовками.
По материалам подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции закончены расследованием и направлены в суд уголовные дела на 18 эпизодов преступной деятельности в отношении двух организованных групп, осуществляющих незаконную заготовку древесины в Богучанском районе.
Ущерб, причиненный лесному хозяйству, исчисляется в миллионах рублей (по первому уголовному делу он насчитывается в размере более 4 миллионов рублей, по второму 29 миллионов).
Полицией края предприняты кардинальные меры, направленные на активизацию работы по выявлению и раскрытию преступлений, связанных с незаконным оборотом древесины. Из числа сотрудников главного Управления созданы специализированные оперативные группы, которые проводят рейдовые и оперативные мероприятия на территории основных лесозаготовительных районов края.
Активная работа по пресечению незаконного оборота древесины на территории края проводится совместно с другими правоохранительными и надзорными органами. На заседании краевой межведомственной комиссии по организации охраны лесного фонда для усиления работы в данном направлении принято решение о внедрении единой информационной системы "Учет лесопродукции на пунктах приема и отгрузки древесины на территории края". С ее помощью контролирующие органы смогут отслеживать движение древесины на территории региона в режиме онлайн и в случае необходимости принимать меры, направленные на предотвращение нелегального оборота древесины, сообщает пресс-служба ГУ МВД по краю.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, несовершенство законодательного регулирования оборота леса и лесопродукции, отсутствие научно-обоснованной методики расследования преступлений, совершаемых в данной сфере, создают условия для функционирования значительного рынка нелегальной древесины.
Для экономической безопасности страны представляют угрозу действия иностранных граждан, отдающих предпочтение приобретению в связи с дешевизной именно незаконно заготовленного леса и продуктов его переработки. Простота способов легализации древесины без особого труда позволяет подготовить и вывезти ее за рубеж, что затрудняет работу по пресечению контрабанды.
Такая экспансия иностранных предпринимателей, финансирующих противоправную деятельность, наблюдается: в субъектах Российской Федерации, входящих в Дальневосточный, Сибирский, Уральский федеральные округа,- со стороны граждан Китайской Народной Республики, Северной Кореи, Японии; в северо-западных, центральных, приволжских регионах cтраны - со стороны представителей бизнеса европейских государств, в субъектах Федерации Северного Кавказа, других южных регионов - со стороны Турции, Ирана, иных стран Востока.
Вместе с тем действенного механизма государственной политики в сфере борьбы с незаконным оборотом леса и лесоматериалов до настоящего времени не выработано. Правоохранительные органы продолжают фиксировать лишь отдельные элементы преступной деятельности, без исследования всего пути оборота нелегальной древесины, не выявляя причины и условия, способствующие возникновению криминального бизнеса.
До настоящего времени на законодательном уровне не регламентирован вопрос хранения древесины, изымаемой в ходе расследования уголовных дел, и возможности ее реализации в установленном порядке до постановления приговора суда.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Федеральный закон « О полиции» от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ.
Закон № 12-6058 «Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Красноярского края» от 30 июня 2011 года
Уголовный кодекс Российской Федерации: текст с изменениями и дополнениями на 10 октября 2012 года. Москва: Эксмо, 2012
Галоганов, Алексей Павлович Правоохранительные органы Российской Федерации Москва: ЮНИТИ: Закон и право, 2013
Гуценко, Константин Федорович Правоохранительные органы Москва: КноРус, 2013
Терещенко, Владимир Анатольевич Правоохранительные органы учебное пособие Новосибирск: СибАГС, 2013
Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7
www.krasmebel.ru/razvitie-lesopromyshlennogo-kompl
www.wood.ru
www.media-line.kirov.ru/doc
www.minpromtorg.gov.ru/stats/industry
mvdrus.ru/news/80327-v-2012-godu-v.html
www.minpromtorg.gov.ru/stats/industry
www.media-line.kirov.ru/doc
www.media-line.kirov.ru/doc
www.minpromtorg.gov.ru/stats/industry
Галоганов, Алексей Павлович Правоохранительные органы Российской Федерации Москва: ЮНИТИ: Закон и право, 2013
Уголовный кодекс Российской Федерации: текст с изменениями и дополнениями на 10 октября 2012 года. Москва: Эксмо, 2012
Уголовный кодекс Российской Федерации: текст с изменениями и дополнениями на 10 октября 2012 года. Москва: Эксмо, 2012
Терещенко, Владимир Анатольевич Правоохранительные органы учебное пособие Новосибирск: СибАГС, 2013
Терещенко, Владимир Анатольевич Правоохранительные органы учебное пособие Новосибирск: СибАГС, 2013
Гуценко, Константин Федорович Правоохранительные органы Москва: КноРус, 2013
Терещенко, Владимир Анатольевич Правоохранительные органы учебное пособие Новосибирск: СибАГС, 2013
www.krasmebel.ru/razvitie-lesopromyshlennogo-kompl
www.krasmebel.ru/razvitie-lesopromyshlennogo-kompl
mvdrus.ru/news/80327-v-2012-godu-v.html
Закон № 12-6058 «Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Красноярского края» от 30 июня 2011 года
2
1.Федеральный закон « О полиции» от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ.
2.Закон № 12-6058 «Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Красноярского края» от 30 июня 2011 года
3.Уголовный кодекс Российской Федерации: текст с изменениями и дополнениями на 10 октября 2012 года. Москва: Эксмо, 2012
4.Галоганов, Алексей Павлович Правоохранительные органы Российской Федерации Москва: ЮНИТИ: Закон и право, 2013
5.Гуценко, Константин Федорович Правоохранительные органы Москва: КноРус, 2013
6.Терещенко, Владимир Анатольевич Правоохранительные органы учебное пособие Новосибирск: СибАГС, 2013
7.Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7
8.www.krasmebel.ru/razvitie-lesopromyshlennogo-kompl
9.www.wood.ru
10.www.media-line.kirov.ru/doc
11.www.minpromtorg.gov.ru/stats/industry
12.mvdrus.ru/news/80327-v-2012-godu-v.html
Вопрос-ответ:
Какие преступления чаще всего совершаются в лесопромышленном комплексе?
В лесопромышленном комплексе чаще всего совершаются следующие преступления: незаконная рубка и вырубка деревьев, незаконная добыча древесины, контрабанда лесоматериалов, подделка документов о происхождении древесины и другие экономические преступления.
Какие особенности имеет оперативно-розыскная характеристика преступлений в лесопромышленном комплексе?
Оперативно-розыскная характеристика преступлений в лесопромышленном комплексе имеет следующие особенности: высокая степень сокрытия преступных действий и организованность преступных группировок, использование специализированного оборудования и транспорта, сложная система легализации доходов от преступной деятельности и др.
Как организованы подразделения ЭБиПК по выявлению, предупреждению и раскрытию преступлений в лесопромышленном комплексе?
Подразделения ЭБиПК по выявлению, предупреждению и раскрытию преступлений в лесопромышленном комплексе организованы на основе принципов оперативной разведки и розыска. В их состав входят оперативные сотрудники, следователи, эксперты, аналитики и другие специалисты. Работа подразделений ведется в тесном взаимодействии с различными службами и органами государственной власти.
Какие проблемы возникают у подразделений ЭБиПК при выявлении, предупреждении и раскрытии преступлений в лесопромышленном комплексе?
У подразделений ЭБиПК возникают следующие проблемы: недостаток финансирования и современного оборудования, нехватка квалифицированных кадров, отсутствие эффективного механизма взаимодействия с другими правоохранительными органами и государственными структурами, сложность обнаружения и проведения расследования преступлений в условиях леса и др.
Какие преступления чаще всего совершаются в лесопромышленном комплексе?
В лесопромышленном комплексе чаще всего совершаются преступления связанные с незаконной рубкой и вывозом древесины, нарушением правил пожарной безопасности и браконьерством. Также встречаются случаи незаконной вырубки деревьев и охоты в заповедниках.
Как осуществляется оперативно-розыскная характеристика преступлений в лесопромышленном комплексе?
Оперативно-розыскная характеристика преступлений в лесопромышленном комплексе осуществляется через систему сбора и анализа оперативной информации, проведение оперативно-розыскных мероприятий, включая обыски, задержания и следственные действия. Также применяются различные методы оперативного наблюдения и расследования.
Какие организационные аспекты деятельности подразделений ЭБиПК по выявлению, предупреждению и раскрытию преступлений в лесопромышленом комплексе?
Организационные аспекты деятельности подразделений ЭБиПК включают организацию оперативного и криминалистического аппарата, обучение сотрудников, разработку методик и инструкций по расследованию преступлений, установление сотрудничества с другими органами правопорядка и организация взаимодействия с общественностью.
Какие проблемы возникают у подразделений ЭБиПК по выявлению, предупреждению и раскрытию преступлений в лесопромышленом комплексе?
У подразделений ЭБиПК возникают проблемы с недостаточной финансированием и материально-техническим обеспечением, нехваткой квалифицированных сотрудников, сложностью сбора оперативной информации, сложной организацией оперативно-розыскных мероприятий и сложностью привлечения преступников к ответственности.