Использование потенциала Санкт-Петербурга для формирования общекультурных компетенций школьников в процессе реализации туристских программ
Заказать уникальную дипломную работу- 85 85 страниц
- 59 + 59 источников
- Добавлена 15.08.2013
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1.Теоретические основы формирования общекультурных компетенций школьников в процессе реализации туристских программ
1.1.Понятие и формирование общекультурных компетенций школьников
1.2.Роль туристско-экскурсионных программ в формировании общекультурных компетенций школьников
1.3.Особенности проектирования образовательных туров для школьников
2. Анализ туристско-ресурсного потенциала Санкт-Петербургского региона для проектирования школьных образовательных туров
2.1. Развитие сферы туризма в Санкт-Петербургском регионе
2.2. Туристские ресурсы региона, ориентированные на формирование общекультурных компетенций школьников
2.3. Анализ развития школьных туристских программ в регионе
3.Разработка образовательного тура для старших школьников по Санкт-Петербургскому региону
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
«Петербургские дворцы». Исследуя дворцы XVIII века (Строгановский, Шереметевский, Мраморный, Елагин, Аничков), школьники узнают об архитектурных особенностях этих сооружений, стиле жизни, который они диктуют гостям и хозяевам.
Все данные программы предполагают освежение в памяти знаний школьной программы и изучение новых их аспектов и направлений. Обязательным также является проведение итогового обсуждения длязакрепления сформировавшихся компетенций.
Часть 2. Век девятнадцатый. Кроме дня «Наука путешествовать», в первую программу знакомства с Санкт-Петербургом XVIII века могут войти следующие дни:
«Ампир – стиль империи». Участники программы узнают, что представляет собой стиль ампир и почему именно он определяет облик Петербурга первой половины XIX века. Работа разворачивается в ампирных ансамблях города и на экспозиции «Под знаком орла» в Государственном Эрмитаже.
«1812». В этот день путешественники пытаются понять, какой была эта далекая война, что за люди участвовали в ней, почему память о ней сохраняется на протяжении двух столетий. На маршрутах школьники изучают петербургские памятники Отечественной войне 1812 года: Казанский собор, ансамбль Дворцовой площади, Нарвские ворота, Военную галерею 1812 года в Государственном Эрмитаже и тематическую экспозицию в Артиллерийском музее.
«День с героем. Евгений Онегин». Путешествуя по следам героев А. С. Пушкина, школьники комментируют текст первой главы романа «Евгений Онегин» и выясняют, какую роль играл город в формировании мировоззрения молодого человека начала века. В плане дня — посещение музея-квартиры А. С. Пушкина.
«Дом Романовых — 2». Школьники оценивают вклад в российскую культуру императоров Николая I, Александра II и Александра III, изучают произведения искусства XIX века в залах Русского музея.
«Петербург. Империя. Мировая держава». Тема дня — вхождение России в число мировых держав в ХIХ веке, интересы которых простираются далеко за пределы их собственных границ. Посетив музей Географического общества, Военно-морской музей, музей Арктики и Антарктики, музей-квартиру П. К. Козлова, школьники узнают о самых знаменитых экспедициях XIX века, предпринятых русскими путешественниками.
«День с героем. Родион Раскольников». Школьники идут по городу по следам героев романа «Преступление и наказание», посещают музей писателя в Кузнечном переулке, чтобы составить собственное представление о Петербурге Достоевского.
«Поэзия и проза доходного дома». Участники программы исследуют феномен петербургского доходного дома — символа эпохи и осматривают типичный образец доходного дома, в котором ныне расположен Музей печати.
«Павловск. Поэтическая прогулка с Василием Жуковским». Этот день погружает путешественников в атмосферу русского романтизма и знакомит с особенностями романтического парка.
Принцип построение таких программ сохраняется в виде, описанном выше, но здесь необходимо использовать интерактивные виды обучения и обсуждения.
Для более опытных путешественников по Петербургу предлагают:
«Волшебный край!..». Посещение императорских театров и связанных с ними музеев (музей-квартира Самойловых, музей театрального и музыкального искусства, музей русской драмы при Александринском театре) помогает участникам программы ощутить театральную атмосферу Петербурга XIX века и исследовать роль театра как центра общественной жизни столицы.
«Искусство устраивать сады». День, когда путешественники отправляются в Гатчину, где исследуют законы паркового строительства XIX века.
«Приютино. Частная жизнь дворянина». Посещение музея «Приютино» позволит школьникам понять особенности частной жизни русского дворянства, скрытой от глаз большого света, почувствовать атмосферу усадебного быта и познакомиться с историей семьи Олениных.
«Мятежники. 14 декабря 1825 года». Участники программы реконструируют события декабрьского восстания, посещают залы допроса декабристов в Петропавловской крепости и участвуют в увлекательной дискуссии о значении этого дня в истории России.
«Дело о государственных преступлениях». День посвящен «расследованию» событий трагического дня – 1 марта 1881 года. Реконструируя день убийства Александра II с точки зрения террористов, царской семьи и полиции, школьники размышляют об истории и смысле российского терроризма.
«Невский проспект» помогает участникам программы воссоздать картину общественной жизни петербуржцев на рубеже XIX и XX веков. Прекрасным дополнением к образовательным маршрутам по главной магистрали города становится посещение экспозиции в Комендантском доме Петропавловской крепости.
«Город всех вер». В плане дня — знакомство с основными мировыми религиями, изучение архитектурных особенностей иноверческих храмов города. Дети посещают музей истории религии, синагогу, буддийский храм, армянские, католические и протестантские церкви.
«Железная дорога». День, связанный с исследованием истории железнодорожного сообщения в России, помогает понять, как технический прогресс повлиял на облик города и жизнь горожан. Работа разворачивается в городском пространстве и в музеях железнодорожного транспорта.
«Петербургский высший свет». Путешествие по великокняжеским дворцам Санкт-Петербурга помогает школьникам погрузиться в жизнь столичной аристократии XIX века.
«На перепутье». В этот день участники программы знакомятся с разнообразием новых художественных стилей и течений второй половины XIX века; посещают музеи-квартиры, рассказывающие об общественных деятелях того времени (Н. А. Римский-Корсаков, Н. А. Некрасов, Д. И. Менделеев).
«Петербургские впечатления». Работа в Эрмитаже у полотен знаменитых импрессионистов поможет не только проникнуть в тайну их творчества, но и по-иному взглянуть на Санкт-Петербург.
Часть 3. Век двадцатый (для более старшего возраста или повторных экскурсий)
«Модерн. Искусство. Стиль жизни». Учебная экскурсия по Каменному острову и практическое занятие на улицах города знакомят школьников с идеями и особенностями стиля модерн. Произведения русского изобразительного искусства начала ХХ века школьники изучают в залах Русского музея.
«По сравнению с 1913-м...». Герои дня — петербуржцы разных слоев населения, представляющие город начала XX века. Школьники узнают об их жизни в музее И. П. Павлова, музее политической истории России, Мраморном дворце, музее-квартире Ф. И. Шаляпина.
«Петербургские обстоятельства. Портрет поэта на фоне города». В этот день учащимся предстоит, вслед за А. А. Ахматовой, «прожить», самые яркие и трагические страницы ее жизни и создать собственный портрет поэта. Школьники познакомятся с творчеством А. А. Ахматовой, обстоятельствами ее жизни и персонажами «Поэмы без героя», совершат путешествие по улицам города, побывают в музее Фонтанного дома.
«Петербург Блока». День посвящен исследованию творчества известного поэта, его отношения к Петербургу. В плане дня — посещение музея-квартиры А. А. Блока.
«Дачный Петербург». Участники программы едут на Карельский перешеек, чтобы посетить музей-усадьбу И. Е. Репина «Пенаты», понять особенности дачного быта начала XX века, почувствовать атмосферу общественной жизни русской интеллигенции того времени.
«Россия. Год 1917-ый». День посвящен одному из самых неоднозначных событий XX века — Октябрьской революции (музей Политической истории России). Учащимся предстоит реконструировать революционные события в пространстве города, познакомиться с основными действующими лицами в петербургских музеях, понять как работают политические технологии.
«Город великих открытий». Этот день знакомит с научными школами Санкт-Петербурга XIX-XX веков, с выдающимися техническими достижениями, которые преобразили быт и жизнь горожан. О них рассказывают экспозиции Военно-медицинского музея, музея «Мир воды Санкт-Петербурга», музея космонавтики и музея связи А. С. Попова.
«Мы наш, мы новый мир построим». Школьники окунутся в атмосферу 20-30-х годов XX столетия, чтобы понять, как складывался и утверждался миф об избранности советского человека (музей С. М. Кирова, музей истории Ленинграда в особняке Румянцева).
«Ленинградская блокада». Прослеживая судьбы жителей блокадного города, участники программы ищут ответ на важный вопрос — что помогало выстоять и победить людям в то тяжелое время. Школьники побывают на Пискаревском мемориале, в музее «А музы не молчали» и музее Обороны Ленинграда.
Таким образом, изученные программы охватывают большое число знаний, умений, навыков и объектов, формирующих общекультурные компетенции школьников в процессе путешествия.
Выводы по главе:
Туризм является стратегическим сектором экономики для Санкт-Петербурга: создает около 10 процентов валового регионального продукта и более 60 тысяч рабочих мест, обеспечивает более 5 процентов налоговых доходов и располагает необходимыми активами для роста туризма и существенного увеличения доходов от туризма в абсолютном выражении.
Проведенный в главе анализ показал, что Санкт-Петербург и его туристский потенциал является перспективной и практически исчерпывающей базой для формирования общекультурных компетенций школьников в процессе проведения экскурсий в рамках организации путешествия. Большое число объектов посещения, непосредственно связанных со школьной программой, позволяет максимально эффективно обновлять и получать новые знания по основным школьным дисциплинам. На настоящий момент разработано достаточно широкое предложение для школьных групп по культурно-познавательным турам в Санкт-Петербурге и пригородах.
3.Разработка образовательного тура для старших школьников по Санкт-Петербургскому региону
Начальным этапом разработки оригинального инновационного тура, включающего максимально возможный комплекс видов туризма является разработка проекта будущего тур-продукта. В рамках данного тура планируется посещение исторических, культурных и паломнических объектов Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Выбранная территория для развития нового туристского направления – территория города и пригородов Санкт-Петербурга, богатая культурными, историческими и религиозными объектами, формирующих туристский интерес. Они послужат предпосылкой для организации культурно-познавательных видов туризма. Данные культурно-познавательные объекты исследованы научными методами и оценены как имеющие общественное значение и могут быть использованы для удовлетворения рекреационных потребностей людей. Среди таких объектов на территории имеются: памятники истории, памятники археологии, памятники градостроительства и архитектуры, развлекательные объекты.
Место проведения: Санкт-Петербургский регион.
Продолжительность: 5/4 дней
Численность группы: до 40 человек
В стоимость тур-продукта входит:
- Размещение в отелях 2*,
- Питание – завтраки;
- Транспортное обслуживание по программе;
- Экскурсии с гидом, указанные в программе.
- Дополнительно оплачиваются: Дополнительное питание; любой дополнительный сервис, не входящий в стандартную программу.
Таким образом, уникальность данного туристского маршрута заключается в том, что разработанный туристский продукт позволит школьникам ознакомиться с достопримечательностями, как Санкт-Петербурга, так и с храмами и музейными комплексами региона. Данное путешествие направленно на отдых и обогащение нравственно-культурного мира в рамках формирования общекультурных компетенций.
Туристский продукт включает:
Питание: 3х разовое, кроме завтрака в день заезда и ужина в день отъезда.
Транспорт: автобус Hyundai AeroCity - на весь тур.
Экскурсии: обзорная экскурсия по Санкт-Петербургу;
Эрмитаж, Исаакиевский собор, Казанский собор;
Старая Ладога (Ладожская крепость, храм Георгия Победоносца, храм Рождества Иоанна Предтечи);
Тервиничи (Покрово-Тервенический женский монастырь с его главной святыней – Чудотворной иконой Божьей Матери, именуемой Тервенической);
Тихвин (Богородично-Успенский мужской монастырь, чудотворная икона Божьей Матери Одигитрии Путеводительницы);
Обзорная экскурсия по Тихвину;
Петергоф (Нижний парк)
Продолжительность туристского маршрута 5 дней / 4 ночи
Таблица 3.1.
Программа туристского маршрута
День Маршрут 1 день 08.35. Прибытие в Санкт-Петербург на Московский вокзал (утром).
С 09:00 до 10:00 встреча с гидом у бюста Петра I в здании вокзала (табличка «Петербург и святыни Северо-Запада»).
10.00 – 15.00. Обзорная автобусная экскурсия по городу «Три века истории Петербурга». Обед
16.00 Размещение в гостинице «Карелия»**+ (номера с удобствами).
С 17.00 – Музей для детей «Планета динозавров».
20:00 Ужин. 2 день
08.00 Завтрак.
08.30 Переезд в Старую Ладогу. Путевой рассказ
Ладожская крепость, храм Георгия Победоносца XII века, место заточения опальной царицы и первой супруги Петра I Евдокии Лопухиной – Успенский женский монастырь, древнейшая на Руси улица Варяжская, храм Рождества Иоанна Предтечи.
Лодейное поле. Трассовая экскурсия и остановка на берегу реки Свирь с рассказом об истории города. Обед в кафе на маршруте
15:00 Экскурсия в Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь с его главной святыней – нетленными мощами Преподобного Александра Свирского.
Посещение выкопанного Свирским Чудотворцем целебного колодца.
18:00 Анимационная программа, реставрирующая события Руси.
20.00 Ужин. Размещение рядом с монастырем в гостинице «Старая Слобода» (современный ремонт, мебель из натурального дерева, вода из артезианской скважины, номера без удобств, душевые и туалеты общие на этаже, оформление ресторана и холла в русском стиле.).
20.30 Детская дискотека в старорусском стиле. 3 день
08.00 Завтрак.
08.30 Переезд в Тервеничи. Экскурсия в Покрово-Тервенический женский монастырь. Купание в святых источниках. Обед в трапезной монастыря
14:00 Переезд в Тихвин. Экскурсия в действующий Богородично-Успенский мужской монастырь.
20.00 Размещение в гостинице «Тихвин» (номера с удобствами после ремонта).
20.30 Ужин. Свободное время. 4 день 08.00 Завтрак.
08.30 Экскурсия «Летопись старого города» по городу Тихвин, Купание в Дымковском (Святом) озере.
14:00 Обед. Отъезд в Санкт-Петербург.
20.00 Ужин. Размещение в гостинице «Карелия» (номера с удобствами). 5 день
08.00 Завтрак.
08.30 Сдача номеров.
09.00 Поездка в Петергоф. Экскурсия по трассе «Большая Петергофская дорога – дорога императоров и президентов». Экскурсия «Фонтаны Петергофа» (экскурсия по Нижнему парку). Интерактивная детская программа
15.00 Возвращение в Петербург. Обед
17.00 Свободное время или Экскурсия «Северная Венеция» на катере по рекам и каналам Петербурга (за дополнительную плату 200 руб.).
20.00 Отъезд.
Расчет стоимости турпродукта
Автобусные переезды по маршруту
Характеристика автобуса
Количество мест: 40 Туалет: есть Кондиционер: есть DVD / TV: есть Способность длительных поездок: присутствует
Аренда с водителем, со всеми проездными документами, без стоимости топлива.
4 200 руб./сутки
4 200 руб. × 5 дней = 21 000 руб.
2. Топливо
Протяженность автобусного маршрута в км – 704 км
Расход топлива 30 л на 100 км, итого 211,2 л.
Стоимость 1 л топлива (дизтоплтиво ЕВРО) = 30 руб.
Итого стоимость топлива на маршрут- 6336 руб.
3. Гид-сопровождающий
3 000 руб. /день
Из расчета 5 дней – 15 000 руб.
4. Экскурсионная программа (входные билеты, экскурсионные сборы) – 2400 руб. с человека, итого- 96000 руб.
5. Размещение (двухместные номера)
Гостиница «Карелия» **+ завтрак (2 дня) – 3400 руб.*2 =6800 руб.
Гостиница «Старая слобода» + завтрак - 2500 руб.
Гостиница «Тихвин» + завтрак - 2400 руб.
Итого - 11700 руб.(на двоих в номере)
Стоимость размещения на группу (40 человек) = 234 000 руб.
6.Питание.
Питание (завтрак) входит в стоимость проживания.
Обед и ужин оплачиваются из расчета 180 руб. обед и 150 руб. ужин.
Итого на группу (180*5+150*4)*40 = 60000 руб.
7.Общие расходы по туру = питание + размещение гида и водителя
Питание – 1500 руб.*2 = 3000 руб.
Размещение – 11700 руб.
Итого 14700 руб.
Итого затрат на тур= 21000+6336+15000+96000+234000+60000+14700= 447036 руб.
Комиссионные турфирмы – 10 % = 44703,6 руб.
Прибыль – 10 % =44703,6 руб.
Цена тура без НДС = 536443,2 руб.
НДС 18 % - 96560 руб.
Итого цена тура = 633003,2 руб.
Цена тура на 1 человека = 15825 руб.
В таблице 3.3. проведен анализ объектов маршрута с точки зрения системы воспитания и формирования общекультурных компетенций школьников в процессе проведения экскурсии.
Таблица 3.3
Анализ содержания экскурсионной программы с точки зрения системы воспитания и формирования общекультурных компетенций школьников
Элемент маршрута Объект Содержание (характеристика) Основной вид воспитания 1 день Санкт-Петербург Общая информация по маршруту, правила поведения в автобусе и на маршруте, техника безопасности
Умственное, нравственное; правовое, экономическое Обзорная автобусная экскурсия по городу «Три века истории Петербурга». Исаакиевский собор. Архитектор О.Монферан 1818-1858 год. Храм освящён в честь святого Исаакия Долмацкого-небесного покровителя Петра I. Во внутреннем убранстве собора использованы фрески, мозаики, породы ценного камня, драгоценные металлы. Центром ансамбля Исаакиевской площади является Исаакиевский собор, Мариинский дворец, дома министров. Доминанта этой площади является памятник Николая I (скульптор П.К.Клодт и архитектор О.Монферан, 1859 год), у неё только две точки опоры, украшена 4 барельефами. Барельефы повествовали о царствовании Николая I. Исаакиевский собор - выдающийся памятник архитектуры позднего классицизма, до Октябрьской революции - главный кафедральный собор Санкт-Петербурга. С 1937 -историко-художественный музей.История собора восходит к 1710, когда возле Адмиралтейства. В оформлении храма принимали участие выдающиеся живописцы и скульпторы Карл Брюллов, Федор Бруни, Петр Басин, Василий Шебуев, Иван Витали, Николай Пименов, Петр Клодт. Общая площадь мозаичного убранства около 600 кв. м.
Казанский собор. Строительство Казанского собора стало самым известным творением этого мастера. При планировке собора Воронихин столкнулся с большими сложностями. В православных храмах алтарь всегда смотрит на восток, а главный вход должен располагаться на западной стороне. Однако на Невский проспект Казанский собор выходит своим боковым, северным фасадом. С одной стороны Воронихин должен был построить нечто грандиозное, вписывающееся в общую панораму этой части Большой першпективы (Невского проспекта), а с другой – соблюсти правила церковного строительства. В римском соборе св. Петра колоннада находится на площади перед главным входом. Здесь же колоннада оформляет боковой фасад, выходящий к Невскому проспекту. Величественная колоннада собора состоит из 96 коринфских колонн, которые поставлены в четыре ряда. Таким образом, она охватывает площадь перед проспектом двумя изогнутыми крыльями. Само здание храма имеет в плане форму вытянутого с запада на восток латинского креста. У собора три входа: северный (с Невского проспекта), южный и главный – западный (с Казанской улицы). Напротив главного входа в храм располагается небольшая площадь, ограниченная полукольцом чугунной решетки протяженностью порядка ста семидесяти одного метра. Казанский собор богато украшен скульптурой. Здесь имеются работы таких мастеров, как И.П. Мартос, С.С. Пименов, В.И. Демут-Малиновский, И.П. Прокофьев и другие.
Эрмитаж. Свое завершение Зимний дворец приобрел в царствование императора Николая I (1825-1855). Внук великой Екатерины II и младший брат царя Александра I, Николай вступил на престол, жестоко подавив восстание 14 декабря 1825 года – первое организованное выступление против царизма. Вся дальнейшая политика его царствования была направлена на укрепление могущества и авторитета самодержавной власти. Став хозяином Зимнего дворца, Николай для поднятия престижа главной императорской резиденции отдает распоряжения по расширению парадной части дворца. Прежде всего, он осуществляет задуманную еще Александром I идею создания во дворце портретной галереи в память о победе над Наполеоном. Еще в 1819 году из Англии был приглашен живописец Джордж Доу, которому было поручено написать портреты всех русских генералов – участников кампаний 1812-1815 годов. Доу, которому помогали русские живописцы А.В.Поляков и В.А.Голике, написал 332 портрета тех, кто был еще жив, и тех, кого уже не было в живых и кого он писал по сохранившимся прижизненным изображениям. В 1826 году известный петербургский архитектор К.Росси (1775/77-1849) построил в Зимнем дворце галерею длиной 55 м, где разместили написанные портреты. Так был создан уникальный памятник воинской славы России – Военная галерея 1812 года.
Умственное, патриотическое, религиозное, аксиологическое, гражданское, интернациональное, нравственное, эстетическое Музей для детей «Планета динозавров» Эстетическое, аксиологическое,
экологическое 2 день Старая Ладога Путевой рассказ об истории Приладожских земель, древнерусских князьях и былинных героях. Экскурсия по первой столице древней Руси – Старой Ладоге, места откуда начинается знаменитый путь «из варяг в греки», откуда призвали на княжение Рюрика, где высится могильный курган Вещего Олега, где сохранились древнейшие храмы русичей, места «откуда есть и пошла русская земля»: особенности славянских и варяжских курганных захоронений, самое раннее каменное сооружение древней Руси – Ладожская крепость, храм Георгия Победоносца XII века, место заточения опальной царицы и первой супруги Петра I Евдокии Лопухиной – Успенский женский монастырь, древнейшая на Руси улица Варяжская, храм Рождества Иоанна Предтечи. Переезд в Лодейное поле. Трассовая экскурсия и остановка на берегу реки Свирь с рассказом об истории города – родины Балтийского флота, возникшего на месте утвержденной Петром I верфи. Экскурсия в «святыню земли русской» Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь с его главной святыней – обладающими чудодейственной силой исцеления нетленными мощами Преподобного Александра Свирского. Посещение выкопанного Свирским Чудотворцем целебного колодца. Анимационная программа, реставрирующая события Руси Умственное, нравственное; правовое, патриотическое, религиозное, гражданское, интернациональное, эстетическое
Экономическое Дискотека в старорусском стиле эстетическое, патриотическое 3 день Тервеничи Экскурсия в самую молодую обитель России – Покрово-Тервенический женский монастырь с его главной
святыней – Чудотворной иконой Божьей Матери, именуемой Тервенической. Купание в святых источниках. Переезд в Тихвин. Экскурсия в действующий Богородично-Успенский мужской монастырь, знакомство с его уникальным архитектурным ансамблем на площади 7 га. и величайшей православной святыней – Тихвинской иконой Божьей Матери (ранее чудотворная икона Божьей Матери Одигитрии Путеводительницы), вернувшейся на Родину только в 2004 году.
Свободное время Умственное, нравственное; патриотическое, гражданское, интернациональное, аксиологическое, эстетическое, экологическое
Экономическое 4 день Тихвин Экскурсия «Летопись старого города» по городу Тихвин, первое упоминание о котором относится к XIV веку. Поездка (12 км. от Тихвина) в Антониево — Дымковский монастырь, основанный в 13.в. Св. Антонием на берегу живописнейшего озера (его воды обладают, по преданию, исцеляющими свойствами). Купание в Дымковском (Святом) озере. Отъезд в Санкт-Петербург..
Свободное время Умственное, нравственное; патриотическое, гражданское, интернациональное, аксиологическое, эстетическое, экологическое
Экономическое 5 день Санкт-Петербург Поездка в Петергоф. Экскурсия по трассе «Большая Петергофская дорога – дорога императоров и президентов». Экскурсия «Фонтаны Петергофа» (экскурсия по Нижнему парку).
Интерактивная детская программа
Экскурсия «Северная Венеция» на катере по рекам и каналам Петербурга Умственное, нравственное; патриотическое, гражданское, интернациональное, аксиологическое, эстетическое, экологическое
Таким образом, в рамках предложенного тура происходит формирование общекультурной компетенции на базе общекультурного содержания программы тура, включающего в себя практически все возможные виды образования, знаний и соответствующих им объектов. Без овладения этим комплексом знаний идей, ценностных представлений, способов познания, мышления и практической деятельности невозможно взаимоотношение и взаимодействие людей, гармония человека и общества, человека и природы.
Заключение
Идея развития компетенций является одной из ключевых идей модернизации образования. Эта идея выводит цель современного образования за пределы традиционных представлений о ней как о системе передачи суммы знаний и формирования соответствующих им умений и навыков. На современном этапе именно компетенция становится показателем нового качества образования.
Педагогика понимает под компетентностью уровень образованности, достаточный для самообразования и самостоятельного решения возникающих при этом познавательных задач, проблем и определения личностной позиции. Чтобы иметь возможность контролировать и сравнивать “количество образования” у каждого человека, следует иметь перечень компетенций в виде личностного ресурса, которыми овладел обучающийся. Особенно остро была осознана необходимость наличия такого перечня компетенций в связи с Болонским процессом и обсуждением Общеевропейских компетенций на основе образовательных стратегий и выделения общих компетенций.
К общекультурным компетенциям относят круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это – особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.
Благодаря различным направлениям творческой деятельности, в организациях отдыха и оздоровления детям и молодежи предоставляется возможность открыть в себе новые таланты и способности. Более того, грамотно выстроенное психолого-педагогическое сопровождение позволяет выявить скрытые ресурсы развития личности ребенка, создает на этой основе оптимальные психологические условия для решения различных психолого-педагогических проблем.
Реализуемые в рамках организаций отдыха и оздоровления детей образовательные и воспитательные программы дают значительные положительные результаты, оказывая влияние на продуктивное развитие личности в период каникулярного отдыха, способствуют укреплению здоровья, профилактике вредных привычек, социализируя и реабилитируя детей.
Туризм и краеведение в системе образования России всегда являлись традиционным и эффективным средством обучения и воспитания молодежи. Специальные методики использования экскурсий, путешествий, систематических краеведческих наблюдений и исследований для расширения кругозора учащихся, освоения разносторонних практических навыков, воспитание в них патриотизма и любви к малой родине получили широкое распространение в России с начала ХХ века. На современном этапе практические формы и методы обучения снова становятся востребованными. Поэтому необходимо возрождать некогда существовавшее туристско-экскурсионное движение, возвращаться к первоначальному назначению экскурсии как одной из форм обучения и воспитания учащихся общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования.
Туризм является стратегическим сектором экономики для Санкт-Петербурга: создает около 10 процентов валового регионального продукта и более 60 тысяч рабочих мест, обеспечивает более 5 процентов налоговых доходов и располагает необходимыми активами для роста туризма и существенного увеличения доходов от туризма в абсолютном выражении.
В работе был проведен анализ развития детского туризма в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, изучены основные туристско-рекреационные ресурсы региона, важные для формирования общекультурных компетенций школьников в процессе проведения экскурсий.
На основе проведенного анализа был разработан образовательный тур для школьников, в котором сочетаются все необходимые виды воспитания, и задействованы ресурсы, положительно влияющие именно на формирование общекультурных компетенций школьников. Данный тур может быть востребован как общеобразовательными учреждениями данного региона, так и использоваться для школьников любого региона России и мира. Расчетная стоимость тура при формировании группы в 40 человек составляет 15825 руб. с человека.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи выполнены. Практическая значимость работы заключается в возможности использовать ее результаты в образовательной деятельности в рамках формирования общекультурных компетенций учащихся любой школы России.
Список использованной литературы
Федеральный закон N 132-ФЗ от 24.11. 1996 г «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (в ред. 2012 года)
Закон Российской Федерации «О внесении изменений в Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (№ 170-ФЗ от 21.12.04г.);
ГОСТ Р 50681-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг»
Национальный стандарт РФ «Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления» (ГОСТ Р 52887-2007);
Агамирова Е.В. Управление персоналом в туризме и гостинично-ресторанном бизнесе: практикум. Учебное пособие для ВУЗов. – М.: Дашков и Ко, 2007 г.
Бермус А.Г. Инфраструктура компетентностного подхода в гуманитарном образовании // Компетенции в образовании: опыт проектирования: Сб. науч. тр. / Под ред. А.В. Хуторского. М., 2007. С. 45–53.
Богданова С. Подарим детям каникулы// Туризм: практика, проблемы, перспективы,-2008, №4.-с. 44-45
Быстров С.А., Воронцова М.Г.. Туризм: макроэкономика и микроэкономика. – СПб.: «Издательский дом Герда», 2007. – 464 с.
Виды воспитания. Источник - http://prepod.info/ru/article/vidy-vospitaniya/
Виды воспитания. Источник - http://www.pedpro.ru/education/15/284.htm
Виноградова М.В., Панина З.И. Бизнес-планирование в индустрии гостеприимства : учеб. пособие – 2-е изд., испр. – М.:Издательско-торговая корпорация «Дашков и К◦», 2011. – 289с
Голубков Е. П. и др. Маркетинг: выбор лучшего решения. М.: Экономика, 2006. - 222 с.
Гражданское воспитание/ Педагогический словарь
Гражданское политическое воспитание. Источник - http://infospy.ru/Articles/article_storyid_2769.html
Грачева О. Ю., Маркова Ю. А., Мишина Л. А., . Мишунина Ю. В. Организация туристического бизнеса: Технология создания турпродукта. Учебно-практическое пособие. М.: «Дашков и Ко», 2010. – С. 79
Демонстрируя системность. Источник - http://www.rstnw.ru/demonstriruya-sistemnost.html
ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ СФЕРЫ ТУРИЗМА И РЕКРЕАЦИИ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2010-2015 ГОДЫ"/25.06.2010 г. Источник - http://www.referent.ru/178/29108
Дурович А. П. Реклама в туризме. - СПб., Питер. 2007. – 296с
Дурович А.П. Маркетинг в туризме: учеб. пособие – 7-е изд., стер. – Минск: Новое знание, 2007. – 412с.
Емельянов Б.В. Экскурсоведение. М.: 2007.
Зимняя И. А. Стратегия воспитания: возможности и реальность // Знание. Понимание. Умение. — 2006. — № 1. — С. 67-74.
Иванова, Т. В. Компетентностный подход к разработке стандартов для 11-летней школы: анализ, проблемы, выводы [Текст] / Т. В. Иванова // Стандарты и мониторинг в образовании. –2004. – № 1. – С. 16-20.
Ильина Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 256с.
Исследование рынка въездного туризма в Санкт-Петербурге.2012. – Источник - http://bplan4u.ru/data/documents/spb_tours.pdf
КОНЦЕПЦИЯ модернизации российского образования на период до 2010 года. Источник - http://upr.1september.ru/2002/28/2.htm
Краевский В. В., Хуторской А. В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах // Педагогика. — 2003. — № 2.
Круглов М.Г., Сергеев С.К., Такташов В.А. и др. Менеджмент систем качества: Учебное пособие. - М.: ИПК Издательство стандартов, 2009.
Лаврова Т. А. Совершенствование организационных форм регионального управления в сфере туризма на основе использования кадастров туристских ресурсов . Автореф. На соиск уч.ст.д.э.н. – СПб,2010
Лаврова Т.А. Совершенствование системы развития туризма на уровне административных районов Санкт-Петребурга // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. - № 11(71)
Лаврова Т.А. Стратегическое планирование развития туризма в Санкт-Петербурге // Научные записки кафедры прогнозирования и планирования экономических и социальных систем. Выпуск 9. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008. -
Лаврова Т.А. Формирование сбалансированного механизма функционирования туризма в Санкт-Петербурге: Монография. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008. – 10,25 п.л.
Лебедев, О. Е. Компетентностный подход в образовании [Текст] / О. Е. Лебедев // Школьные технологии. – 2004. – № 5. – С. 3.
Леонова Е.В. Формирование обекультурных компетенций у студентов технических вузов//Высшее образование в России, № 2, 2010. С. 124-131
Любина Д.Е. О формировании общекультурной компетенции в процессе школьного географического образования. Источник - http://www.jurnal.org/articles/2011/ped20.html
Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: Учеб. пособие / Под ред. д-ра экон. наук, проф. НА. Нагапетьянца. — М.: Вузовский учебник, 2007. — 272 с.
Материалы семинара "Образовательный стандарт основной школы" / В. Д. Шадриков, Э. Д. Днепров (М., 3-5 апреля 2002 г.) - М., 2002
Морозова О.М. Формирование ключевых компетенций обучающихся. Источник - http://www.sch1948.ru/metodobedinenie/302-morozova.html
Обучение с увлечением. Источник - http://rest.kuda.ua/1633
Общие основы педагогики. Источник - http://libsib.ru/pedagogika/obschie-osnovi-pedagogiki/vidi-vospitaniya-i-ich-spetsifika
Официальный сайт «Российский Союз Туристской Индустрии» (СЗРО РСТ). Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.rstnw.r
Петербургская стратегия сохранения культурного наследия (постановление Правительства Санкт-Петербурга от 01.11.2005 N 1681)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Санкт-Петербурга от 17.10.2005 n 1541 О ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА КАК ТУРИСТИЧЕСКОГО ЦЕНТРА НА 2005-2010 ГОДЫhttp://www.zonazakona.ru/law/zakon_spb/3012/
Прутченков А.С. Терюкова Т.С. Экономическое воспитание молодежи в контексте современных социальных преобразований// Экономический и научно-технический интернет-журнал NOVAINFO.RU
Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация [Текст] / Дж. Равен. – М.: Когито-Центр, 2002. – 150 с.
Санкт-Петербург > Петербург в цифрах > Культура и туризм/ Официальный портал администрации Санкт-Петербурга. Источник - http://gov.spb.ru/day/cultur
Совет Европы: Симпозиум по теме «Ключевые компетенции для Европы»: Док. ЭЕСЗ / 5С / 8ес (96) 43. - Берн, 1996.
Стратегия модернизации содержания общего образования [Текст]: материалы для разработки документов по обновлению общего образования. – М.: Минобразования, 2010. – 72 с.
Стратегия развития Ленинградской области. Источник - http://www.spb-venchur.ru/regions/2/strategylo.htm
Фишман, И.С. Ключевые компетентности как результат образования [Электронный ресурс] / И. С. Фишман. – [Режим доступа: http://www.conf.univers.krasu.ru/conf_9/docl_s.html].
Харламова, Т. Компетентное обсуждение [Текст] / Т. Харламова // Школьный психолог. – 2002. – № 20. – С. 57-62.
Хасанова М.П. Воспитание подрастающего поколения средствами экскурсионной деятельности. Источник - http://www.azimut72.com/biblioteka/nasha-metodicheskaya-kopilka/news510.html
Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированного образования // Народное образование. — 2003. — № 2.
Хуторской, А. В. Ключевые компетенции. Технология конструирования [Текст] / А. В. Хуторской // Народное образование. – 2003. – №- 5. – С. 55-61.
Чучалин А. Формирование компетенций выпускников основных образовательных программ // Высшее образование в России. 2008. №12. С. 10–18.
Щербакова Т.К. Методические рекомендации по формированию компетенций у школьников в контексте новых стандартов. Источник- http://www.stav-geo.ru/load/vse_chto_nuzhno_geografu/uchebno_metodicheskaja_literatura/metodicheskie_rekomendacii_po_formirovaniju_kompetencij_u_shkolnikov_v_kontekste_novykh_standartov/15-1-0-1289
Экологическое воспитание: сущность, задачи, проблемы. Источник - http://www.grozny-inform.ru/main.mhtml?Part=14&PubID=2343
Эстетическое воспитание/ БСЭ, Источник - http://bse.sci-lib.com/article127230.html
Языковые курсы – обучение с интересом. Источник - http://www.italino.ru/italyanskii-servis/yazykovye-kursy.html
Ярулов, А. А. Познавательная компетентность школьников [Текст] / А. А. Ярулов // Школьные технологии. – 2004. – № 2. – С. 43-84.
Приложения
Приложение 1
Карта достопримечательностей Санкт-Петербурга
Приложение 2
Карта Ленинградской области
Щербакова Т.К. Методические рекомендации по формированию компетенций у школьников в контексте новых стандартов. Источник- http://www.stav-geo.ru/load/vse_chto_nuzhno_geografu/uchebno_metodicheskaja_literatura/metodicheskie_rekomendacii_po_formirovaniju_kompetencij_u_shkolnikov_v_kontekste_novykh_standartov/15-1-0-1289
Материалы семинара "Образовательный стандарт основной школы" / В. Д. Шадриков, Э. Д. Днепров (М., 3-5 апреля 2002 г.) - М., 2002
Щербакова Т.К. Методические рекомендации по формированию компетенций у школьников в контексте новых стандартов. Источник- http://www.stav-geo.ru/load/vse_chto_nuzhno_geografu/uchebno_metodicheskaja_literatura/metodicheskie_rekomendacii_po_formirovaniju_kompetencij_u_shkolnikov_v_kontekste_novykh_standartov/15-1-0-1289
Совет Европы: Симпозиум по теме «Ключевые компетенции для Европы»: Док. ЭЕСЗ / 5С / 8ес (96) 43. - Берн, 1996.
КОНЦЕПЦИЯ модернизации российского образования на период до 2010 года. Источник - http://upr.1september.ru/2002/28/2.htm
Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированного образования // Народное образование. — 2003. — № 2.
Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированного образования // Народное образование. — 2003. — № 2.
Краевский В. В., Хуторской А. В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах // Педагогика. — 2003. — № 2.
Емельянов Б.В. Экскурсоведение. М.: 2007.
Хасанова М.П. Воспитание подрастающего поколения средствами экскурсионной деятельности. Источник - http://www.azimut72.com/biblioteka/nasha-metodicheskaya-kopilka/news510.html
Там же.
Общие основы педагогики. Источник - http://libsib.ru/pedagogika/obschie-osnovi-pedagogiki/vidi-vospitaniya-i-ich-spetsifika
Виды воспитания. Источник - http://www.pedpro.ru/education/15/284.htm
Зимняя И. А. Стратегия воспитания: возможности и реальность // Знание. Понимание. Умение. — 2006. — № 1. — С. 67-74.
Гражданское воспитание/ Педагогический словарь
Гражданское политическое воспитание. Источник - http://infospy.ru/Articles/article_storyid_2769.html
Эстетическое воспитание/ БСЭ, Источник - http://bse.sci-lib.com/article127230.html .
Экологическое воспитание: сущность, задачи, проблемы. Источник - http://www.grozny-inform.ru/main.mhtml?Part=14&PubID=2343
Прутченков А.С. Терюкова Т.С. Экономическое воспитание молодежи в контексте современных социальных преобразований// Экономический и научно-технический интернет-журнал NOVAINFO.RU
Виды воспитания. Источник - http://prepod.info/ru/article/vidy-vospitaniya/
Агамирова Е.В. Управление персоналом в туризме и гостинично-ресторанном бизнесе: практикум. Учебное пособие для ВУЗов. – М.: Дашков и Ко, 2007 г.
Круглов М.Г., Сергеев С.К., Такташов В.А. и др. Менеджмент систем качества: Учебное пособие. - М.: ИПК Издательство стандартов, 2009.
в ред. ФЗ от 10.01.2003 г. № 15-ФЗ, ФЗ от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ, ФЗ от 05.02.2007 г. № 12-ФЗ
ГОСТ Р 50681-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг»
Ильина Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 256с.
Грачева О. Ю., Маркова Ю. А., Мишина Л. А., . Мишунина Ю. В. Организация туристического бизнеса: Технология создания турпродукта. Учебно-практическое пособие. М.: «Дашков и Ко», 2010. – С. 79
Богданова С. Подарим детям каникулы// Туризм: практика, проблемы, перспективы,-2008, №4.-с. 44-45
Например. турфирма «Дельфин», «Нева», «РосТрэвел» и другие.
Обучение с увлечением. Источник - http://rest.kuda.ua/1633
Языковые курсы – обучение с интересом. Источник - http://www.italino.ru/italyanskii-servis/yazykovye-kursy.html
Исследование рынка въездного туризма в Санкт-Петербурге.2012. – Источник - http://bplan4u.ru/data/documents/spb_tours.pdf
Санкт-Петербург > Петербург в цифрах > Культура и туризм/ Официальный портал администрации Санкт-Петербурга. Источник - http://gov.spb.ru/day/cultur
Там же
Там же
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Санкт-Петербурга от 17.10.2005 n 1541 О ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА КАК ТУРИСТИЧЕСКОГО ЦЕНТРА НА 2005-2010 ГОДЫhttp://www.zonazakona.ru/law/zakon_spb/3012/
По данным Комитете по инвестициям и стратегическим проектам Санкт-Петербурга. Источник: http://st-petersburg.ru/statistics/Comfort/Tourism/Hotel%20Infrastructure.aspx
Санкт-Петербург > Петербург в цифрах > Культура и туризм/ Официальный портал администрации Санкт-Петербурга. Источник - http://gov.spb.ru/day/cultur
Санкт-Петербург > Петербург в цифрах > Культура и туризм/ Официальный портал администрации Санкт-Петербурга. Источник - http://gov.spb.ru/day/cultur
Петербургская стратегия сохранения культурного наследия (постановление Правительства Санкт-Петербурга от 01.11.2005 N 1681)
ЛАВРОВА Т. А. Совершенствование организационных форм регионального управления в сфере туризма на основе использования кадастров туристских ресурсов . Автореф. На соиск уч.ст.д.э.н. – СПб,2010
РЫНОК ДЕТСКИХ РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ. Источник - http://www.estimation.ru/ru/analytics/2008/05/14-1/
Демонстрируя системность. Источник - http://www.rstnw.ru/demonstriruya-sistemnost.html
2
2.Закон Российской Федерации «О внесении изменений в Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (№ 170-ФЗ от 21.12.04г.);
3.ГОСТ Р 50681-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг»
4.Национальный стандарт РФ «Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления» (ГОСТ Р 52887-2007);
5.Агамирова Е.В. Управление персоналом в туризме и гостинично-ресторанном бизнесе: практикум. Учебное пособие для ВУЗов. – М.: Дашков и Ко, 2007 г.
6. Бермус А.Г. Инфраструктура компетентностного подхода в гуманитарном образовании // Компетенции в образовании: опыт проектирования: Сб. науч. тр. / Под ред. А.В. Хуторского. М., 2007. С. 45–53.
7.Богданова С. Подарим детям каникулы// Туризм: практика, проблемы, перспективы,-2008, №4.-с. 44-45
8.Быстров С.А., Воронцова М.Г.. Туризм: макроэкономика и микроэкономика. – СПб.: «Издательский дом Герда», 2007. – 464 с.
9.Виды воспитания. Источник - http://prepod.info/ru/article/vidy-vospitaniya/
10.Виды воспитания. Источник - http://www.pedpro.ru/education/15/284.htm
11.Виноградова М.В., Панина З.И. Бизнес-планирование в индустрии гостеприимства : учеб. пособие – 2-е изд., испр. – М.:Издательско-торговая корпорация «Дашков и К?», 2011. – 289с
12.Голубков Е. П. и др. Маркетинг: выбор лучшего решения. М.: Экономика, 2006. - 222 с.
13.Гражданское воспитание/ Педагогический словарь
14.Гражданское политическое воспитание. Источник - http://infospy.ru/Articles/article_storyid_2769.html
15.Грачева О. Ю., Маркова Ю. А., Мишина Л. А., . Мишунина Ю. В. Организация туристического бизнеса: Технология создания турпродукта. Учебно-практическое пособие. М.: «Дашков и Ко», 2010. – С. 79
16.Демонстрируя системность. Источник - http://www.rstnw.ru/demonstriruya-sistemnost.html
17.ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ СФЕРЫ ТУРИЗМА И РЕКРЕАЦИИ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2010-2015 ГОДЫ"/25.06.2010 г. Источник - http://www.referent.ru/178/29108
18.Дурович А. П. Реклама в туризме. - СПб., Питер. 2007. – 296с
19.Дурович А.П. Маркетинг в туризме: учеб. пособие – 7-е изд., стер. – Минск: Новое знание, 2007. – 412с.
20.Емельянов Б.В. Экскурсоведение. М.: 2007.
21.Зимняя И. А. Стратегия воспитания: возможности и реальность // Знание. Понимание. Умение. — 2006. — № 1. — С. 67-74.
22.Иванова, Т. В. Компетентностный подход к разработке стандартов для 11-летней школы: анализ, проблемы, выводы [Текст] / Т. В. Иванова // Стандарты и мониторинг в образовании. –2004. – № 1. – С. 16-20.
23.Ильина Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 256с.
24.Исследование рынка въездного туризма в Санкт-Петербурге.2012. – Источник - http://bplan4u.ru/data/documents/spb_tours.pdf
25.КОНЦЕПЦИЯ модернизации российского образования на период до 2010 года. Источник - http://upr.1september.ru/2002/28/2.htm
26.Краевский В. В., Хуторской А. В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах // Педагогика. — 2003. — № 2.
27.Круглов М.Г., Сергеев С.К., Такташов В.А. и др. Менеджмент систем качества: Учебное пособие. - М.: ИПК Издательство стандартов, 2009.
28.Лаврова Т. А. Совершенствование организационных форм регионального управления в сфере туризма на основе использования кадастров туристских ресурсов . Автореф. На соиск уч.ст.д.э.н. – СПб,2010
29.Лаврова Т.А. Совершенствование системы развития туризма на уровне административных районов Санкт-Петребурга // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. - № 11(71)
30.Лаврова Т.А. Стратегическое планирование развития туризма в Санкт-Петербурге // Научные записки кафедры прогнозирования и планирования экономических и социальных систем. Выпуск 9. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008. -
31.Лаврова Т.А. Формирование сбалансированного механизма функционирования туризма в Санкт-Петербурге: Монография. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008. – 10,25 п.л.
32.Лебедев, О. Е. Компетентностный подход в образовании [Текст] / О. Е. Лебедев // Школьные технологии. – 2004. – № 5. – С. 3.
33.Леонова Е.В. Формирование обекультурных компетенций у студентов технических вузов//Высшее образование в России, № 2, 2010. С. 124-131
34.Любина Д.Е. О формировании общекультурной компетенции в процессе школьного географического образования. Источник - http://www.jurnal.org/articles/2011/ped20.html
35.Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: Учеб. пособие / Под ред. д-ра экон. наук, проф. НА. Нагапетьянца. — М.: Вузовский учебник, 2007. — 272 с.
36.Материалы семинара "Образовательный стандарт основной школы" / В. Д. Шадриков, Э. Д. Днепров (М., 3-5 апреля 2002 г.) - М., 2002
37.Морозова О.М. Формирование ключевых компетенций обучающихся. Источник - http://www.sch1948.ru/metodobedinenie/302-morozova.html
38.Обучение с увлечением. Источник - http://rest.kuda.ua/1633
39.Общие основы педагогики. Источник - http://libsib.ru/pedagogika/obschie-osnovi-pedagogiki/vidi-vospitaniya-i-ich-spetsifika
40.Официальный сайт «Российский Союз Туристской Индустрии» (СЗРО РСТ). Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.rstnw.r
41.Петербургская стратегия сохранения культурного наследия (постановление Правительства Санкт-Петербурга от 01.11.2005 N 1681)
42.ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Санкт-Петербурга от 17.10.2005 n 1541 О ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА КАК ТУРИСТИЧЕСКОГО ЦЕНТРА НА 2005-2010 ГОДЫhttp://www.zonazakona.ru/law/zakon_spb/3012/
43.Прутченков А.С. Терюкова Т.С. Экономическое воспитание молодежи в контексте современных социальных преобразований// Экономический и научно-технический интернет-журнал NOVAINFO.RU
44.Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация [Текст] / Дж. Равен. – М.: Когито-Центр, 2002. – 150 с.
45.Санкт-Петербург > Петербург в цифрах > Культура и туризм/ Официальный портал администрации Санкт-Петербурга. Источник - http://gov.spb.ru/day/cultur
46.Совет Европы: Симпозиум по теме «Ключевые компетенции для Европы»: Док. ЭЕСЗ / 5С / 8ес (96) 43. - Берн, 1996.
47. Стратегия модернизации содержания общего образования [Текст]: материалы для разработки документов по обновлению общего образования. – М.: Минобразования, 2010. – 72 с.
48.Стратегия развития Ленинградской области. Источник - http://www.spb-venchur.ru/regions/2/strategylo.htm
49.Фишман, И.С. Ключевые компетентности как результат образования [Электронный ресурс] / И. С. Фишман. – [Режим доступа: http://www.conf.univers.krasu.ru/conf_9/docl_s.html].
50. Харламова, Т. Компетентное обсуждение [Текст] / Т. Харламова // Школьный психолог. – 2002. – № 20. – С. 57-62.
51.Хасанова М.П. Воспитание подрастающего поколения средствами экскурсионной деятельности. Источник - http://www.azimut72.com/biblioteka/nasha-metodicheskaya-kopilka/news510.html
52.Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированного образования // Народное образование. — 2003. — № 2.
53. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции. Технология конструирования [Текст] / А. В. Хуторской // Народное образование. – 2003. – №- 5. – С. 55-61.
54.Чучалин А. Формирование компетенций выпускников основных образовательных программ // Высшее образование в России. 2008. №12. С. 10–18.
55.Щербакова Т.К. Методические рекомендации по формированию компетенций у школьников в контексте новых стандартов. Источник- http://www.stav-geo.ru/load/vse_chto_nuzhno_geografu/uchebno_metodicheskaja_literatura/metodicheskie_rekomendacii_po_formirovaniju_kompetencij_u_shkolnikov_v_kontekste_novykh_standartov/15-1-0-1289
56.Экологическое воспитание: сущность, задачи, проблемы. Источник - http://www.grozny-inform.ru/main.mhtml?Part=14&PubID=2343
57.Эстетическое воспитание/ БСЭ, Источник - http://bse.sci-lib.com/article127230.html
58.Языковые курсы – обучение с интересом. Источник - http://www.italino.ru/italyanskii-servis/yazykovye-kursy.html
59. Ярулов, А. А. Познавательная компетентность школьников [Текст] / А. А. Ярулов // Школьные технологии. – 2004. – № 2. – С. 43-84.
Вопрос-ответ:
Что такое общекультурные компетенции школьников?
Общекультурные компетенции школьников - это совокупность знаний, умений и навыков, которые позволяют им участвовать в культурной жизни общества, развивать саморазвитие, критическое мышление, творческие способности и межкультурное взаимодействие.
Как туристско-экскурсионные программы могут помочь в формировании общекультурных компетенций у школьников?
Туристско-экскурсионные программы помогают школьникам расширить свой кругозор, познакомиться с различными культурами и традициями, развить уважение к другим людям и их культуре.
Какие особенности нужно учитывать при проектировании образовательных туров для школьников?
При проектировании образовательных туров для школьников необходимо учитывать их возрастные особенности, интересы и цели поездки. Также важно выбирать разнообразные программы, включающие экскурсии, мастер-классы, посещение музеев и других культурных мероприятий.
Какой потенциал Санкт-Петербурга может быть использован при формировании общекультурных компетенций школьников?
Санкт-Петербург - это культурная столица России, где находятся множество исторических и культурных достопримечательностей. Школьники могут посетить Эрмитаж, Петропавловскую крепость, Петергоф и другие объекты, изучить историю и искусство, а также познакомиться с культурными традициями города.
Какие выгоды получают школьники от участия в туристических программав Санкт-Петербурге?
Участие в туристических программах в Санкт-Петербурге позволяет школьникам расширить свой кругозор, познакомиться с историей и культурой города, развить общекультурные компетенции, научиться работать в команде и самостоятельно решать задачи.
Какие общекультурные компетенции могут быть сформированы у школьников через туристические программы в Санкт-Петербурге?
В процессе реализации туристических программ в Санкт-Петербурге у школьников могут быть сформированы общекультурные компетенции, такие как знание и понимание истории, культуры и искусства города, развитие коммуникативных навыков при общении с разными людьми, развитие интереса к культурному наследию, способность анализировать и сравнивать культурные особенности разных стран и регионов.
Что такое общекультурные компетенции и почему они важны для школьников?
Общекультурные компетенции - это комплекс знаний, умений и навыков, обеспечивающих школьникам понимание и уважение к культуре, искусству и истории своего народа и других народов. Они важны для школьников, так как помогают им развиваться как личности, обогащать свой мировоззрение, адаптироваться в многонациональном обществе и успешно функционировать в современном мире.
Какая роль туристско-экскурсионных программ в формировании общекультурных компетенций школьников?
Туристско-экскурсионные программы играют важную роль в формировании общекультурных компетенций школьников. Они позволяют школьникам познакомиться с разными культурами, традициями и историческими местами, расширенить свой кругозор, развить уважение к культурному наследию, а также развить коммуникативные навыки и способность анализировать и сравнивать культурные особенности разных стран и регионов. Таким образом, туристические программы помогают формированию общекультурных компетенций у школьников.
Какие особенности должны быть учтены при проектировании образовательных туров для школьников в Санкт-Петербурге?
При проектировании образовательных туров для школьников в Санкт-Петербурге необходимо учесть такие особенности, как возрастные особенности школьников, их уровень знаний и интересы. Также важно предоставить школьникам разнообразные образовательные и культурные программы, адаптированные под их уровень и потребности. Кроме того, следует обратить внимание на безопасность и комфортность пребывания школьников во время тура.
Какие теоретические основы лежат в основе формирования общекультурных компетенций школьников в процессе реализации туристических программ?
Основная теоретическая основа заключается в понимании понятия и формирования общекультурных компетенций школьников. Также важную роль играют туристско-экскурсионные программы и их особенности в проектировании образовательных туров для школьников.