Формы реализации исполнительной власти и их особенности в сфере обеспечения безопасности РФ.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Административное право
  • 34 34 страницы
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 07.06.2013
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1. Виды федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности
1.1. ФСБ и СВР
1.2. ФСО и ЭКСПОРТНЫЙ КОНТРОЛЬ
2. Правовое регулирование деятельности органов федеральной службы безопасности
2.1. Понятие и сущность механизма правового регулирования деятельности органов федеральной службы безопасности
2.2. Принципы деятельности Федеральной службы безопасности
Заключение
Список литературы


Фрагмент для ознакомления

Не каждое суждение, претендующее называться принципом, является таковым, ибо принцип должен: отражать потребности развития какой-либо сферы общественной жизни; базироваться на определенной закономерности; обладать признаками важности и значимости для осуществления деятельности. Кроме того, принципы должны выполнять свою роль регулятивного средства, помогающего ориентироваться в массе практических ситуаций. Опора на принципы особенно необходима в нетипичных ситуациях, в которых ориентирование и принятие того или иного ответственного решения затруднено в силу отсутствия нормативной правовой регламентации.
Поэтому полезно помнить прозорливое замечание Петра I: «Не держись устава, яко слепой стенки, в уставах правила писаны, а случаев и времени нет».
Отмеченный пробел восполняют закономерности и принципы деятельности органов безопасности. Данные категории, осмысленные с позиций современности, имеют не только теоретическое значение, но также и практическую ценность, так как определяют образ действий конкретного сотрудника органов ФСБ, служат объективной основой для правильной ориентировки в служебных ситуациях и, следовательно, для принятия рациональных решений. Знание закономерностей и принципов позволяет осуществлять профессиональную деятельность более эффективно, опираясь на научные положения, научные подходы.
Однозначность в понимании и употреблении термина «принцип деятельности органов федеральной службы безопасности» еще не достигнута. Тем не менее, необходимо добиваться данной однозначности.
Это важно не только для самой науки, ее теоретической продуктивности, но также и для учебно-воспитательного процесса в целом, ибо научные понятия и термины, а особенно принципы, выступают не только средством ориентировки в массе практических ситуаций, но также и средством выработки профессионально направленных мировоззренческих взглядов и убеждений.
Значительное внимание исследованию принципов уделил В.И. Зажицкий.
С позиций уголовного и уголовно-процессуального законодательства он обстоятельно проанализировал их природу, а также и механизм реализации принципов оперативно-розыскной деятельности на практике. При этом были подчеркнуты их фундаментальность, соответствие закономерностям развития общества и государства, достижениям правовой мысли, а также мировоззренческим представлениям граждан, закрепленным в соответствующих правовых нормах.
В основном соглашаясь со сказанным, трудно, вместе с тем, поддержать мысль автора о необходимости наиболее полного раскрытия содержания принципов в тексте любого закона, ибо практика развивается значительно быстрее обеспечивающего ее законодательства, к тому же нормативные правовые акты в этом случае становятся чрезвычайно перегруженными в случае включения всего исчерпывающего перечня правил, требований, рекомендаций, запретов и пр., составляющих систему каждого из названных принципов.
В отличие от принципов деятельности органов безопасности, принципы уголовного права и уголовного процесса по своему статусу занимают уровень, не проистекающий из понятий и институтов, а предопределяющий более частные правила и положения. Они имеют законодательное закрепление и поэтому носят нормативно-правовой, властно-повелительный, императивный, а потому общеобязательный характер.
Данные принципы отражают закономерности социально-экономического и политического развития общества и государства, они образуют целостную систему, которая включает: общеправовые принципы (законность, обеспечение прав и свобод человека и гражданина); процессуальные принципы (публичность, презумпция невиновности, национальный язык судопроизводства, гласность судебного разбирательства, право на обжалование, состязательность и равноправие сторон, всесторонность, полнота и объективность и др.).
Обобщение сложившихся взглядов на понятие принципа деятельности органов ФСБ позволяет сформулировать некоторые выводы, касающиеся данной научной категории, а именно, принципы:
проистекают из объективных закономерностей оперативной деятельности и, следовательно, объективны по содержанию, поскольку формулируются с целью эффективной реализации в оперативной практике выявленных повторяющихся, устойчивых и необходимых связей и отношений;
заключают в себе основополагающие, руководящие ценностные идеи правового, нравственного, организационного, специального и другого характера, каждая из которых находит свою реализацию в определенной оперативной ситуации, при решении определенной оперативной задачи;
являются теоретическим обобщением практического опыта оперативной работы, в силу чего обладают значительным мировоззренческо-методологическим потенциалом и, кроме того, важным прикладным значением;
формулируются, принимаются и отвергаются сообразно потребностям оперативной практики и теоретической деятельности, тем самым учитывается их, принципов, общественно-исторический и относительный характер;
соотносятся как однопорядковые, равнозначные, взаимосвязанные и непротиворечащие друг другу элементы общей теории оперативной деятельности, выступающей в виде системы логически взаимосвязанных специально-научных знаний, дающих целостное представление о ее объекте и предмете;
выступают средством формирования профессионально-мировоззренческих взглядов и убеждений сотрудников органов безопасности.
Учитывая изложенное, будет обоснованным опираться на следующее понимание принципа деятельности органов безопасности: «Принцип деятельности органов федеральной службы безопасности – это системная совокупность основанных на закономерностях и подтвержденных практикой общих теоретических положений, предписаний, правил и рекомендаций по целесообразной организации и практическому осуществлению оперативной деятельности, отражающих наиболее общие идеи правового, нравственного, организационного, специального и другого характера».
Принцип является когнитивным феноменом субъективного происхождения: именно субъект деятельности формулирует, принимает принцип и затем реализует его в деятельности. С течением времени опять же субъект деятельности может отказаться от необходимости следования данному принципу, поскольку лежащие в основе принципа объективные отношения с течением времени (относительно продолжительного) могут изменяться. Поэтому с гносеологической точки зрения принцип может быть как истинным, так и ложным, как соответствующим объективной реальности, так и не соответствующим. Первоисточником принципов является практика, в ходе которой вырабатываются рациональные правила и рекомендации деятельности.
Таким образом, принцип формулируется для того, чтобы обеспечить учет и реализацию в практической деятельности ФСБ объективных закономерностей.
Некоторые авторы отождествляют принцип с закономерностью, с чем трудно согласиться, поскольку природа данных категорий различна. Закономерность – категория объективная, в ее основе лежат причинные взаимоотношения, ускользающие, по Ф.Энгельсу, из-под сознательного контроля людей. Причинные взаимоотношения с необходимостью проявляются в соответствующих условиях своими взаимозависимостью и постоянством. Закономерность есть инвариантная связь. Хотя законы и принципы имеют объективную основу и тесно между собой связаны, их смешение и отождествление ошибочно, что иногда имеет место. Принцип суть логическое умозаключение, утверждение, основанное на научном законе (либо на практическом опыте), его предназначение заключается в управлении какими-либо процессами в сфере общественной деятельности.
Также ошибочным является и искусственное обособление, отделение закона от соответствующего ему принципа. Закон и принцип – это две взаимосвязанные, образующие диалектическое единство научные категории. Первая фиксирует устойчивые, повторяющиеся, необходимые отношения. Вторая указывает, как в организационно-методическом отношении следует действовать, какими путями и способами реализовать выявленный закон на практике.
Конспирация, например, – это одновременно и закон, и принцип деятельности ФСБ, в зависимости от того, в какой форме отражаются закономерные связи.
Не менее важным следует признать значение закономерностей и для развития научных основ специально-научной теории, могущей быть названной теорией оперативной деятельности органов ФСБ.
В общем случае побудительными причинами поиска закономерностей деятельности органов безопасности служат потребности ее дальнейшего совершенствования в постоянно изменяющихся условиях деятельности органов безопасности в целом. Предварительный анализ применительно к современному уровню развития специально-научной теории и оперативной практики позволяет проследить некоторые исторические особенности становления и развития закономерных связей и, таким образом, вплотную приблизиться к решению проблемы разработки целостной системы принципов.

Заключение

Правовое обеспечение безопасности представляет собой систему, основными элементами которой являются международно-правовое обеспечение, законодательное обеспечение и обеспечение пограничной безопасности нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Безопасность Российской Федерации представляет собой состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от реальных и потенциальных внешних и внутренних угроз в пограничном пространстве, достигаемое совместной и согласованной деятельностью органов государственной власти Российской Федерации и других субъектов обеспечения пограничной безопасности в пределах их полномочий в пограничной сфере.
Различаются следующие форы реализации:
в зависимости от объекта управления (вида правоотношений) – на внешнюю (при выполнении органом исполнительной власти своих задач и функций по отношению к внешним участникам управленческих общественных связей) и внутреннюю (при решении своих внутриорганизационных вопросов);
по способу выражения – на словесную (письменная и устная) и 'конклюдентную (с помощью условных знаков, изображений);
по характеру вызываемых последствий – на правовые и неправовые.
Органы Федеральной службы безопасности представляют собой единую централизованную систему, в которую входят управления по отдельным регионам и субъектам Федерации (территориальные органы безопасности) и управления (отделы) ФСБ в Вооруженных Силах России, войсках и иных воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках). Территориальные органы безопасности и органы безопасности в войсках находятся в прямом подчинении Федеральной службы. Кроме того, центральный аппарат ФСБ имеет в своем подчинении предприятия, учебные заведения, научно-исследовательские, экспертные и военно-медицинские учреждения и подразделения, военно-строительные подразделения, центры специальной подготовки, а также подразделения специального назначения.
В сфере борьбы с преступностью органы ФСБ осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации.
Деятельность федеральной службы безопасности осуществляется на основе следующих принципов:
законность;
уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
гуманизм;
единство системы органов федеральной службы безопасности, а также централизация управления ими;
конспирация, сочетание гласных и негласных методов и средств деятельности.
На органы ФСБ РФ федеральными законами и иными нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти могут возлагаться и другие задачи в сфере борьбы с преступностью.
В заключении необходимо отметить, что Федеральная служба безопасности Российской Федерации является основным органом по обеспечению безопасности.
Список литературы

Конституция Российской Федерации [Текст] : [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года] : офиц. текст: по состоянию на 30 декабря 2008 года // Российская газета.- 1993.- №237.
«Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 05.04.2013) // Российская газета, № 256, 31.12.2001.
Федеральный закон от 03.04.1995 № 40-ФЗ (ред. от 08.12.2011) «О Федеральной службе безопасности» // Российская газета, № 72, 12.04.1995.
Указ Президента РФ от 11.08.2003 № 960 (ред. от 19.03.2013) «Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации»
Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 года № 24 «Концепция национальной безопасности» // Справочная правовая система Консультант Плюс.
Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова.- М.: Юристъ, 2012.
Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации.— М.: «Зерцало»; «Теис», 2011.
Васильев А.С. Подготовка и принятие управленческих решений: организационно-правовые проблемы. - Одесса: АО «Бах-ва», 2010. - С. 3 - 4.
Габричидзе Б.Н., Елисеев Б.Г. Российское административное право. - М., 2012.
Гулягин А.Ю. Уполномоченные субъекты правоохранительной деятельности // Российская юстиция. 2012. - № 11. - С. 40 - 44.
Гулягин А.Ю. Функциональный и компетенционный подходы при классификации органов административной юрисдикции // Российская юстиция. - 2012. - № 5. - С. 54 - 58.
Конин Н.М. Административное право России в вопросах и ответах: учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: «Проспект», 2010.
Манохин, В.М. Российское административное право / В.М.Манохин. - Саратов: СГЛП, 2003.
Петров М.И. Комментарий к Федеральному закону «О Федеральной службе безопасности» (постатейный). - М.: Деловой двор, 2011.
Попов Л.Л., Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В. Административное право России: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. (отв. ред. Попов Л.Л.). - М.: «Проспект», 2010.
Правовое регулирование и органы обеспечения безопасности жизнедеятельности. Безопасность жизнедеятельности // http://sdb.su/svalka/754-glava-4-pravovoe-regulirovanie-i-organy-obespecheniya-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti-bezopasnost-zhiznedeyatelnosti.html.

Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 года № 24 «Концепция национальной безопасности» // Справочная правовая система Консультант Плюс.
Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова.- М.: Юристъ, 2012. – С. 23.
Конин Н.М. Административное право России в вопросах и ответах: учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: «Проспект», 2010. - С. 134.
Попов Л.Л., Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В. Административное право России: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. (отв. ред. Попов Л.Л.). - М.: «Проспект», 2010. – С. 233.
Васильев А.С. Подготовка и принятие управленческих решений: организационно-правовые проблемы. - Одесса: АО «Бах-ва», 2010. - С. 3 - 4.
Конституция Российской Федерации [Текст] : [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года] : офиц. текст: по состоянию на 30 декабря 2008 года // Российская газета.- 1993.- №237.
Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации.— М.: «Зерцало»; «Теис», 2011.—С. 224.
Федеральный закон от 03.04.1995 № 40-ФЗ (ред. от 08.12.2011) «О Федеральной службе безопасности» // Российская газета, № 72, 12.04.1995.
Указ Президента РФ от 11.08.2003 № 960 (ред. от 19.03.2013) «Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации»
«Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 05.04.2013) // Российская газета, № 256, 31.12.2001.
Гулягин А.Ю. Уполномоченные субъекты правоохранительной деятельности // Российская юстиция. - 2012. - № 11. - С. 40 - 44.
Гулягин А.Ю. Функциональный и компетенционный подходы при классификации органов административной юрисдикции // Российская юстиция. - 2012. - № 5. - С. 54 - 58.
Петров М.И. Комментарий к Федеральному закону «О Федеральной службе безопасности» (постатейный). - М.: Деловой двор, 2011. – С. 56.
Административное право: Учебник /под ред. Л.Л. Попова. – М.: Юристъ, 2004. – С. 67.
Манохин, В.М. Российское административное право / В.М.Манохин. - Саратов: СГЛП, 2003. – С. 121.
Петров М.И. Комментарий к Федеральному закону «О Федеральной службе безопасности» (постатейный). - М.: Деловой двор, 2011. – С. 56.
Петров М.И. Комментарий к Федеральному закону «О Федеральной службе безопасности» (постатейный). - М.: Деловой двор, 2011. – С. 56.
Петров М.И. Комментарий к Федеральному закону «О Федеральной службе безопасности» (постатейный). - М.: Деловой двор, 2011. – С. 56.









34

1.Конституция Российской Федерации [Текст] : [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года] : офиц. текст: по состоянию на 30 декабря 2008 года // Российская газета.- 1993.- №237.
2.«Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 05.04.2013) // Российская газета, № 256, 31.12.2001.
3.Федеральный закон от 03.04.1995 № 40-ФЗ (ред. от 08.12.2011) «О Федеральной службе безопасности» // Российская газета, № 72, 12.04.1995.
4.Указ Президента РФ от 11.08.2003 № 960 (ред. от 19.03.2013) «Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации»
5.Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 года № 24 «Концепция национальной безопасности» // Справочная правовая система Консультант Плюс.
6.Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова.- М.: Юристъ, 2012.
7.Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации.— М.: «Зерцало»; «Теис», 2011.
8.Васильев А.С. Подготовка и принятие управленческих решений: организационно-правовые проблемы. - Одесса: АО «Бах-ва», 2010. - С. 3 - 4.
9.Габричидзе Б.Н., Елисеев Б.Г. Российское административное право. - М., 2012.
10.Гулягин А.Ю. Уполномоченные субъекты правоохранительной деятельности // Российская юстиция. 2012. - № 11. - С. 40 - 44.
11.Гулягин А.Ю. Функциональный и компетенционный подходы при классификации органов административной юрисдикции // Российская юстиция. - 2012. - № 5. - С. 54 - 58.
12.Конин Н.М. Административное право России в вопросах и ответах: учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: «Проспект», 2010.
13.Манохин, В.М. Российское административное право / В.М.Манохин. - Саратов: СГЛП, 2003.
14.Петров М.И. Комментарий к Федеральному закону «О Федеральной службе безопасности» (постатейный). - М.: Деловой двор, 2011.
15.Попов Л.Л., Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В. Административное право России: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. (отв. ред. Попов Л.Л.). - М.: «Проспект», 2010.
16.Правовое регулирование и органы обеспечения безопасности жизнедеятельности. Безопасность жизнедеятельности // http://sdb.su/svalka/754-glava-4-pravovoe-regulirovanie-i-organy-obespecheniya-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti-bezopasnost-zhiznedeyatelnosti.html.

Вопрос-ответ:

Какие виды федеральных органов исполнительной власти существуют в области обеспечения безопасности РФ?

Существует несколько видов федеральных органов исполнительной власти, занимающихся обеспечением безопасности в РФ. Некоторые из них включают ФСБ, СВР, ФСО и ЭКСПОРТНЫЙ КОНТРОЛЬ.

Какие особенности у ФСБ и СВР в области обеспечения безопасности РФ?

ФСБ и СВР являются федеральными органами исполнительной власти, специализирующимися на обеспечении безопасности в РФ. ФСБ занимается внутренней безопасностью страны и борьбой с терроризмом, а СВР занимается внешней разведкой и обеспечением безопасности РФ за рубежом.

Какие задачи решает ФСО и ЭКСПОРТНЫЙ КОНТРОЛЬ в сфере обеспечения безопасности РФ?

ФСО и ЭКСПОРТНЫЙ КОНТРОЛЬ также являются федеральными органами исполнительной власти, задачи которых связаны с обеспечением безопасности в РФ. ФСО отвечает за охрану государственных учреждений и важных лиц, а ЭКСПОРТНЫЙ КОНТРОЛЬ контролирует экспорт товаров, которые могут представлять угрозу для безопасности страны.

Что представляет собой механизм правового регулирования деятельности органов федеральной службы безопасности?

Механизм правового регулирования деятельности органов федеральной службы безопасности представляет собой систему правовых норм и инструментов, которые определяют полномочия, компетенцию и правила работы этих органов. Он обеспечивает законность и гарантирует защиту прав и свобод граждан при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности страны.

Какие существуют виды федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности?

В области обеспечения безопасности существуют различные виды федеральных органов исполнительной власти. Одним из них является Федеральная служба безопасности (ФСБ), которая осуществляет борьбу с террористической и экстремистской деятельностью, защиту государственной границы и расследование преступлений. Ещё одним важным органом является Служба внешней разведки (СВР), ответственная за сбор и анализ информации о внешней политике и обеспечении безопасности РФ за рубежом.

Какими особенностями отличаются ФСБ и СВР?

ФСБ и СВР различаются своими функциями и задачами. ФСБ осуществляет оперативно-розыскную и контрразведывательную деятельность внутри страны, борется с терроризмом, экстремизмом и преступлениями, связанными с нарушением безопасности государства. СВР занимается разведкой за рубежом, сбором информации о внешней политике других государств, организациями и лицами, угрожающими безопасности РФ, а также представляет информацию о внешней деятельности России.

Какие ещё федеральные органы исполнительной власти существуют в области обеспечения безопасности?

Помимо ФСБ и СВР, существуют такие федеральные органы как Федеральная служба охраны (ФСО) и Экспортный контроль. ФСО занимается обеспечением безопасности и охраной конституционного порядка, высших органов государства и других объектов важности для РФ. Экспортный контроль осуществляет контроль за экспортом военной и двойного назначения продукции, чтобы предотвратить незаконные поставки и защитить национальные интересы РФ.

Что такое механизм правового регулирования деятельности органов федеральной службы безопасности?

Механизм правового регулирования деятельности органов федеральной службы безопасности включает в себя систему правовых норм и принципов, а также процедур и инструментов, которые регулируют и ограничивают их деятельность. Этот механизм обеспечивает законность, прозрачность и учет интересов граждан при осуществлении органами ФСБ своих функций и полномочий.