Особенности организации времени у студентов в разных ситуациях организационного стресса.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология
  • 25 25 страниц
  • 43 + 43 источника
  • Добавлена 01.09.2011
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
1. Психология времени
1.1. Особенности восприятия времени
1.2. Сжатие времени
1.3. Связь времен
2. Стресс в различных организационных ситуациях учебной деятельности студентов
2.1. Понятие стресса в психологии
2.2. Организационные стрессы в учебной деятельности студентов
3. Методы борьбы с организационными стрессами у студентов
Заключение
Литература

Фрагмент для ознакомления

В результате идет подготовка к более серьезным стрессовым ситуациям. Т.е. напряженная работа студентов в течение семестра будет сопровождаться успешной сдачей экзаменов в сессию. Наблюдения показывают, что большинство студентов не придерживаться этого правила [4].
Проблема стресса является сложной и многогранной. Стресс в процессе обучения должен быть под контролем. Это проблема студентов и их преподавателей, социальных работников и психологов. Возможные пути ее решения кроются в профессиональной и студенческой мотивации, в введение в основы обучения здоровому образу жизни [32].
Интенсивность и напряженность современной жизни провоцирует высокий уровень отрицательных эмоциональных переживаний и стрессовых реакций, и может привести к выраженным и длительным нагрузкам.
Стресс - это реакция человека на умственное или физическое напряжение, которая является физиологическим безусловным рефлексом. Стресс - это часть нашей повседневной жизни. Стресс может быть и полезным и деструктивным: полезный добавляет энергии, а негативный и проявляется в головных болях, гипертонии, язвах желудка, хронической бессоннице, психических расстройствах и других заболеваниях [21].
Для современного студента и любого человек вообще стресс - явление привычное, как реакция на накопившиеся проблемы в процессе бесконечной борьбы с повседневными трудностями. Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиями в личной жизни.
Для студента стресс может быть спровоцирован такими проблемами как [16]:
лишение сна;
несданные работы;
невыполненные или ненадлежащим образом выполненные поставленные задачи;
отсутствие во время лекций или выполнения проектов по дисциплине;
недостаточное знание дисциплины;
плохие показатели по конкретной дисциплине;
перегрузки или слишком маленькие нагрузки;
задача, которая должна быть завершена в течение определенного периода времени;
конфликты, которые могут произойти в результате различий между нормами неформальной группы и формальными требованиями организации (преподавателя). В этой ситуации, студент может почувствовать напряжение и беспокойство, потому что он хочет быть принятым группой, с одной стороны, и преподавателем – с другой;
отсутствие интереса к предлагаемой дисциплине или работе;
плохое физическое состояние (отклонения в температуре помещения, плохое освещение или чрезмерный шум, и т.д.).
И нельзя игнорировать личностные факторы. Они включают болезнь одного из членов семьи, изменение количества друзей, конфликты с одноклассниками и близкими друзьями, путешествия, значительные личные достижения, финансовое положение и изменения в других сферах жизни [16].

3. Методы борьбы с организационными стрессами у студентов


Есть много способов справиться со стрессом. Можно предложить методов несколько, способных вызывать интерес у современного студента [1].
1. Распределение времени, чтобы держать ситуацию под контролем. Чувство контроля над ситуацией, вероятно, наиболее важное и фундаментальное условие, необходимое для преодоления стресса.
2. Защищая себя от стресса, можно использовать воображение для психического расслабления.
3. Прогулка на свежем воздухе.
4. Посещение культурных и рекреационных объектов (театр, музей, выставки, кино, и т.д.).
5. Связь с друзьями или другими приятными компаниями.
6. Хорошее средство от стресса - это смех. Он тренирует многие мышцы, снимает головную боль, понижает кровяное давление, нормализует дыхание и сон. В крови приходит выброс так называемых антистрессовых гормонов. Во время стресса в организме производит также выработка гормонов стресса - адреналина и кортизола.
7. Массаж.
8. Спорт (бег, плавание, спорт, и т.д.).
9. Существует ряд упражнений для снятия стресса.
Значительную роль в преодолении негативного влияния неблагоприятных условий на деятельность человека - волевые качества. Важную роль в регуляции психических состояний, в том, как человек реагирует на воздействие стрессовых факторов окружающей среды, играют типовые индивидуальные особенности нервной системы и личности. Известно, что лица, имеющие высокую прочность нервной системы, характеризуются большей стабильностью, лучшей переносимостью стресса по сравнению с людьми, которые имеют слабую нервную систему. Так, жизнерадостные люди более устойчивы, способны сохранять контроль и критичность в сложных ситуациях.
Люди с низкой самооценкой имеют высокий уровень тревожности в опасной ситуации. Они видят себя как низкую способность справиться с ситуацией, поэтому они менее склонны контролировать ситуацию, пытаясь избежать трудностей [3].
Таким образом, переносимость стресса в значительной степени является индивидуальный феномен.
В исследованиях показано, что непредсказуемые и неконтролируемые события являются более опасными, чем предсказуемые и управляемые. Когда люди понимают, как действовать, вероятность стресса значительно снижается. Применительно к учебной деятельности можно сказать, что если способность контролировать ситуацию очень слабая и интенсивность работы значительна, эта работа сама по себе является стрессором.
Заключение

Особенности восприятия и организации времени изучаются психологией времени. Это обширная область, изучающая особенности индивидуального и типического восприятия временного континууму, а также способы управления им.
От субъективного восприятия времени и способов его организации во многом зависит реакция студентов на различные организационные ситуации, способные провоцировать стресс.
Организационный стресс - это неотъемлемая часть повседневной жизни каждого студента. Реакция на стресс, как начало рабочего дня, диета, физическая активность, качество отдыха и сна, отношения с другими, являются частью жизни. От студента зависит, какой будет его образ жизни - здоровый, активный, или нездоровый, пассивный, и, следовательно, как часто и долго он будет находиться под напряжением.
Литература


Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. СПб.: Алетейя, 2001.
Андреева Д.А. О понятии адаптация. Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе // Человек и общество: Уч. записки XIII. - Л.: ЛГУ, 1973, с.62-69
Аракелов Г.Г. Стресс и его механизмы // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1995. №4. С.45-54.
Аракелов Г.Г., Лысенко Н.Е., Шотт Е.К. Психофизиологический метод оценки тревожности // Психол. журн. 1997. Т.18. № 2. С.102-113.
Бодров В.А. Информационный стресс. М.: ПЕР СЭ, 2004.382 с.
Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. - М.: ПЕР СЭ. - 2006. - с.528
Болотова А.К. Психология организации времени. – М.: Аспект-Пресс, 2006. – 254 с.
Болотова А.К. Фактор времени в переживании и преодолении ситуации социальной нестабильности.// Психология человека в условиях социальной нестабильности. М., 1994, с. 47-62.
Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. — СПб.: Питер, 2009. — 336 с.
Г. Селье. Стресс без дистресса. Москва "Прогресс" 1982.
Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т., Т.1. – М.: «Мир», 1999г.
Горизонтов П.Д. Стресс. БМЭ, 1963. Т.31. С.608-628.
Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. М.: Политиздат, 1987, 286 с.
Губачев Ю.М., Иевлев Б.В., Карвасарский Б.Д. и др. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии. Л.: Медицина, 1996, 224 с.
Дубровина И.В. Психология. – М.:»Академия», 1999.
Знание - сила. 1983. № 11. Стр. 19—21, «Популярная психология. Хрестоматия», М.: Просвещение», 1990.
Игумнов С.А. Управление стрессом: современные психологические и медикаментозные подходы. - СПб.: Речь, 2007. - с.217
Изард К. Эмоции человека. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980, 440 с.
Интернет-ресурс: http://wsyachina. narod.ru/psychology/stress_1.html
Интернет-ресурс: http://www.no-stress.ru/testy/stress.html
Интернет-ресурс: http://www.psyinst.ru/library. php? part=article&id=740
Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М.: Наука, 1983, 368 с.
Ковалев В.И. Особенности личностной организации времени жизни.// Гуманистические проблемы психологической теории. М., 1995, с. 179-185.
Космолинский Ф.П. Эмоциональный стресс при работе в экстремальных условиях. М.: Медицина, 1976, 190 с.
Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс. / Под ред. Л. Леви. Л.: Медицина, 1970. С.178-208.
Лазарус Р.С. Индивидуальная чувствительность и устойчивость к психологическому стрессу // Психологические факторы на работе и охрана здоровья. М. - Женева, 1989. С.121-126.
Майерс, Д. Психология / Д. Майерс; пер. с англ. И.А. Карпиков, В.А. Старовойтова. - 2-е изд. - Мн.: "Попурри", 2006. - с.848
Митева И.Ю. Курс управления стрессом. Москва: ИКЦ "МарТ", 2004. - с.288
Писаренко В.М. Роль психики в обеспечении эмоциональной устойчивости человека // Психол. журн. 1986. Т.7. № 1. С.62-72.
Психология ощущений и восприятия (Хрестоматия). – М.: ЧеРо, 1999.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т., Т.1. – М.: Педагогика, 1989.
Селье Г. На уровне целого организма. М.: Наука, 1972, 122 с.
Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. М.: Медицина, 1960,254 с.
Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1979, 124 с.
Смит Т. Д.ж. Профессиональный стресс // Человеческий фактор / Под ред.Г. Салвенди. М.: Мир, 1991. Т.2. С.356-392.
Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д: Феникс, 2001.
Суворова В.В. Психофизиология стресса. М.: Педагогика, 1985, 208 с.
Тригранян Р.А. Стресс и его значение для организма (отв. ред. навст. предисл. О.Г. Газенко. - М.: Наука, 1988-176с
Фаустов А.С., Щербатых Ю.В. Коррекция уровня экзаменационного стресса у студентов как фактор улучшения их здоровья // Здравоохранение Российской Федерации. 2001, №4, С.38-39.
Фёдорова Е.Е. Адаптация студентов ВУЗов к учебно-профессиональной деятельности. - Магнитогорск, 2007 - 13.00.08
Щербатых Ю.В. Влияние показателей высшей нервной деятельности студентов на характер протекания экзаменационного стресса // Журнал ВНД им. Павлова, 2000, №6, С.959-965.
Щербатых Ю.В. Использование методов саморегуляции и нейролингвистического программирования для снижения уровня стресса у студентов // Профилактика правонарушений в студенческой среде. Воронеж: ВГПУ, 2003. С.105-107.
Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. - СПб.: Питер, 2006. - с.256


















22

Литература


1.Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. СПб.: Алетейя, 2001.
2.Андреева Д.А. О понятии адаптация. Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе // Человек и общество: Уч. записки XIII. - Л.: ЛГУ, 1973, с.62-69
3.Аракелов Г.Г. Стресс и его механизмы // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1995. №4. С.45-54.
4.Аракелов Г.Г., Лысенко Н.Е., Шотт Е.К. Психофизиологический метод оценки тревожности // Психол. журн. 1997. Т.18. № 2. С.102-113.
5.Бодров В.А. Информационный стресс. М.: ПЕР СЭ, 2004.382 с.
6.Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. - М.: ПЕР СЭ. - 2006. - с.528
7.Болотова А.К. Психология организации времени. – М.: Аспект-Пресс, 2006. – 254 с.
8.Болотова А.К. Фактор времени в переживании и преодолении ситуации социальной нестабильности.// Психология человека в условиях социальной нестабильности. М., 1994, с. 47-62.
9.Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. — СПб.: Питер, 2009. — 336 с.
10.Г. Селье. Стресс без дистресса. Москва "Прогресс" 1982.
11.Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т., Т.1. – М.: «Мир», 1999г.
12.Горизонтов П.Д. Стресс. БМЭ, 1963. Т.31. С.608-628.
13.Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. М.: Политиздат, 1987, 286 с.
14.Губачев Ю.М., Иевлев Б.В., Карвасарский Б.Д. и др. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии. Л.: Медицина, 1996, 224 с.
15.Дубровина И.В. Психология. – М.:»Академия», 1999.
16.Знание - сила. 1983. № 11. Стр. 19—21, «Популярная психология. Хрестоматия», М.: Просвещение», 1990.
17.Игумнов С.А. Управление стрессом: современные психологические и медикаментозные подходы. - СПб.: Речь, 2007. - с.217
18.Изард К. Эмоции человека. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980, 440 с.
19.Интернет-ресурс: http://wsyachina. narod.ru/psychology/stress_1.html
20.Интернет-ресурс: http://www.no-stress.ru/testy/stress.html
21.Интернет-ресурс: http://www.psyinst.ru/library. php? part=article&id=740
22.Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М.: Наука, 1983, 368 с.
23.Ковалев В.И. Особенности личностной организации времени жизни.// Гуманистические проблемы психологической теории. М., 1995, с. 179-185.
24.Космолинский Ф.П. Эмоциональный стресс при работе в экстремальных условиях. М.: Медицина, 1976, 190 с.
25.Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс. / Под ред. Л. Леви. Л.: Медицина, 1970. С.178-208.
26.Лазарус Р.С. Индивидуальная чувствительность и устойчивость к психологическому стрессу // Психологические факторы на работе и охрана здоровья. М. - Женева, 1989. С.121-126.
27.Майерс, Д. Психология / Д. Майерс; пер. с англ. И.А. Карпиков, В.А. Старовойтова. - 2-е изд. - Мн.: "Попурри", 2006. - с.848
28.Митева И.Ю. Курс управления стрессом. Москва: ИКЦ "МарТ", 2004. - с.288
29.Писаренко В.М. Роль психики в обеспечении эмоциональной устойчивости человека // Психол. журн. 1986. Т.7. № 1. С.62-72.
30.Психология ощущений и восприятия (Хрестоматия). – М.: ЧеРо, 1999.
31.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т., Т.1. – М.: Педагогика, 1989.
32.Селье Г. На уровне целого организма. М.: Наука, 1972, 122 с.
33.Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. М.: Медицина, 1960,254 с.
34.Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1979, 124 с.
35.Смит Т. Д.ж. Профессиональный стресс // Человеческий фактор / Под ред.Г. Салвенди. М.: Мир, 1991. Т.2. С.356-392.
36.Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д: Феникс, 2001.
37.Суворова В.В. Психофизиология стресса. М.: Педагогика, 1985, 208 с.
38.Тригранян Р.А. Стресс и его значение для организма (отв. ред. навст. предисл. О.Г. Газенко. - М.: Наука, 1988-176с
39.Фаустов А.С., Щербатых Ю.В. Коррекция уровня экзаменационного стресса у студентов как фактор улучшения их здоровья // Здравоохранение Российской Федерации. 2001, №4, С.38-39.
40.Фёдорова Е.Е. Адаптация студентов ВУЗов к учебно-профессиональной деятельности. - Магнитогорск, 2007 - 13.00.08
41.Щербатых Ю.В. Влияние показателей высшей нервной деятельности студентов на характер протекания экзаменационного стресса // Журнал ВНД им. Павлова, 2000, №6, С.959-965.
42.Щербатых Ю.В. Использование методов саморегуляции и нейролингвистического программирования для снижения уровня стресса у студентов // Профилактика правонарушений в студенческой среде. Воронеж: ВГПУ, 2003. С.105-107.
43.Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. - СПб.: Питер, 2006. - с.256

Вопрос-ответ:

Что такое психология времени?

Психология времени - это область психологии, изучающая восприятие, воспроизведение и организацию временных интервалов в человеческом сознании. Она исследует, как люди воспринимают время, как они оценивают его продолжительность, а также как они управляют своим временем.

Какие особенности восприятия времени могут быть у студентов в организационном стрессе?

В организационном стрессе студенты могут испытывать переживания из-за ограниченности времени: им кажется, что времени слишком мало для выполнения всех задач. Они могут также воспринимать время быстрее или медленнее, чем оно на самом деле проходит. Недостаток времени может вызывать у студентов стресс и неудовлетворение.

В чем заключается понятие организационного стресса в учебной деятельности студентов?

Организационные стрессы в учебной деятельности студентов возникают из-за различных факторов, таких как высокая нагрузка на учебу, сжатие времени, конкуренция, требования преподавателей и руководства. Это может приводить к высокому уровню стресса, тревоги и депрессии у студентов, а также снижению их академической успеваемости.

Какие методы борьбы с организационными стрессами могут помочь студентам в управлении своим временем?

Для борьбы с организационными стрессами студенты могут использовать различные методы, такие как планирование своего времени, установление приоритетов, делегирование задач, использование техник управления временем (например, метода "помидора"), а также саморегуляция эмоций и восстановление после стрессовых ситуаций.

Какой вклад в исследование организации времени студентов вносят данные работы?

Эти работы помогают лучше понять, как организация времени студента влияет на его учебную деятельность и психологическое состояние. Они позволяют выявить особенности восприятия и управления временем в стрессовых ситуациях, а также предложить методы борьбы с организационными стрессами. Такие исследования важны для разработки эффективных программ поддержки студентов и повышения их успехов в учебе.

Какие особенности восприятия времени имеются у студентов?

У студентов часто возникает ощущение, что времени недостаточно, они могут переоценивать продолжительность задач, что приводит к сжатию времени для выполнения заданий или ощущению его недостатка.

Каким образом происходит сжатие времени у студентов?

Сжатие времени у студентов обычно происходит из-за большого объема учебных заданий, экзаменов, контрольных работ, которые необходимо выполнить в ограниченные сроки. Это может вызывать стресс и нехватку времени для выполнения всех задач.

Как связаны между собой времена у студентов?

Времена у студентов могут быть связаны в контексте сроков выполнения заданий или экзаменов. Например, на выполнение одной задачи может уходить больше времени, что влияет на время выполнения других заданий. Это может создать ощущение спешки и давления на студентов.