На выбор автора из тем №№ 7, 8, 9, 12. нужно утвердить тему с клиентом.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Право
  • 34 34 страницы
  • 29 + 29 источников
  • Добавлена 14.06.2010
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1. Становление практической психологии образования в России
2. Составляющие психологического климата на уроках права
3. Анализ научных работ по психологии преподавания
4.Применение психологии на уроке права
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Фрагмент для ознакомления

Обратим внимание на то, что различные варианты тестовых заданий, предполагающих выбор только одного правильного ответа, нацелены на проверку строго определенных знаний, умений и навыков учеников. Выделим некоторые группы подобных заданий.
1 группа сориентирована на проверку знаний в области понятийного аппарата. Мы уже знаем об особенностях методи ки внеконтекстных операций с базовыми правовыми понятия ми, которая вполне применима и в этой ситуации.
группа заданий может быть посвящена проверке умений выделять существенные признаки тех или иных явлений. Так, старшие школьники, пользуясь методом абстрагирования, а также сравнительно-юридическими операциями, определяют, например, отличительные признаки актов применения права от нормативно-правовых актов.
группа заданий предполагает выявление знаний, устоявшихся в юридической науке оценок каких-либо явлений либо
их классификации. Предположим, таким образом можно выяснить современные подходы к классификации юридических норм или прав человека.
группа заданий предполагает выявить знания учеников о тех или иных ученых, мыслителях, способствующих становлению, развитию науки. Диагностированию подвергается не просто информационное пространство в модели обученности школьника, но и его творческие способности сопоставлять различные мнения и формировать свое собственное.
группа заданий проверяет знания конкретного характера: о вступлении закона в силу, о некоторых юридических правилах действующего законодательства, о названии конкретных законов и проч.
группа проверяет умения соотнести теоретические положения и факты реальной действительности. Так, предположим, легко проверить знания учеников о форме государства с юридической точки зрения и конкретных государствах.
группа заданий проверяет знания содержания элементов конкретных правовых норм, например, гипотезы или диспозиции.
Применение тестового задания на мой взгляд на много снижает психологическую обстановку в классе при подведении итогов и проверки знаний. Это объясняется тем, что ученик самостоятельно отвечает на вопросы, тем, более есть варианты ответов.
Помимо заданий с одним правильным вариантом, в тестах могут использоваться и задания других типов, в частности задания с множественным выбором, т. е. такие задания, в которых среди предложенных вариантов есть несколько правильных ответов. Специалисты считают, что весьма эффективными, позволяющим проверить владение испытуемым специальной терминологией, являются задания на соотнесение правовых понятий и определений. Тестируемому предлагается два списка, и он должен восстановить соответствие между их отдельными частями. Предположим, школьнику предлагается такой список:
Виновно совершенное общественно-опасное деяние, запрещенное уголовным кодексом под угрозой наказания.
Совершение лицом двух и более преступлений, установленных приговором суда.
Психическая способность лица понимать (осознавать) фактическое содержание и общественную опасность совершаемого им деяния и руководствоваться таким осознанием.
Предусмотренные законом неблагоприятные последствия, наступающие для лица, совершившего преступление, по приговору суда.
В процессе контроля знаний, умений и навыков обучаемых следует обращать внимание на следующие критерии:

Точность представленной информации.
Разнообразие фактов и примеров в ответах.
Умение анализировать правовую информацию.
Знание правовой терминологии, умение использовать правовые понятия в речи.
Умение работать в группе (необходимо понять, как обучаемый участвует в дискуссии, слушает других, выступает от имени группы, вовлекает других в общую работу).
Необходимо помнить, что модель обученности представляет собой совокупность знаний, умений и навыков в области различения, узнавания информации, ее запоминания, понимания, умения использовать при решении определенных заданий, а также переноса в нестандартную ситуацию. На этой основе и выстраиваются различные системы диагностики обученности тех, кто овладевает знаниями в области права для того, чтобы быть конку-рентноспособным человеком в сложном современном мире (Приложение 1).
Проверка знаний, умений обучаемых в области права должна осуществляться систематически. При оценке ответа ученика учитель может руководствоваться и традиционной системой проверки их знаний и умений, когда обращается внимание на:
полноту и правильность ответа;
степень осознанности и понимания изученного;
речевое оформление ответа.
Оценка « 5 » ставится в том случае, когда ответ полностью правильный, ученик демонстрирует знания фактов, правовых норм, дает примеры по разъяснению теоретических положений, грамотно формулирует сущность понятий, умеет делать выводы и обобщения, высказывает самостоятельные суждения.
Оценка « 4 » ставится в том случае, когда при всей верности ответа есть некоторые неточности в изложении материала.
Оценка « 3 » ставится в том случае, когда в ответе обнаруживается недостаточно глубокое понимание проблемы, отсутствуют собственные оценки сказанного, проявляются умения лишь репродуктивно излагать материал.
Оценка « 2 » выставляется в том случае, когда ученик вовсе не знает материал и не готов к уроку.
Вместо приказов используются предложения, советы, просьбы, учитываются индивидуальные особенности членов коллектива. Появление этих особенностей носит закономерный характер и может быть показано в следующей таблице (Приложения 3).
Ученые доказали, что темперамент самого педагога не фатально обусловливает стиль управления. Он только благоприятствует формированию того или иного стиля. Сознание, воля, самовоспитание позволяют любому преподавателю выработать у себя наиболее эффективный демократический стиль руководства. Опыт показал, что учителя эффективных стилей управления детским коллективом лучше ориентируются в межличностных отношениях школьников. В классах, где работают эти учителя, самый высокий коэффициент удовлетворенности в общении, максимальные коэффициенты сплоченности коллектива. Это позволило сделать вывод, что взаимоотношения школьников формируются под непосредственным влиянием личности педагога, применяемого им стиля управления, а овладение успешным стилем руководства — серьезный и длительный процесс самовоспитания.
Универсальным средством коммуникации является речь. Для учителя она приобретает особую значимость. На результативность обучающего процесса влияют такие параметры, как темп, дикция, интенсивность, образность, грамотность и эмоциональность речи. Темп речи определяется количеством слов, сказанных учителем в минуту. Дикция показывает четкость произношения учебной информации с обязательным написанием каждого нового термина. Интенсивность речи — это ее громкость. Она определяется умением концентрировать внимание на самом главном. Важной характеристикой речи является ее образность, под которой понимается умение учителя делать сравнения, использовать метафоры. И, наконец, общая и специфическая грамотность речи становится необходимым элементом характеристики учителя.
Весьма значимым компонентом является внешний облик учителя, который оказывает целенаправленное воздействие на формирование личности ученика. Эксперимент подтвердил, что внешность педагога на 40% предопределяет отношение учеников к учебному предмету (в процессе исследования анализировались результаты обучения 127 человек пятью Педагогами).
Заключение

Стремление не поступать формально, создать добрую атмосферу общения с ребятами присуще многим педагогам. Хорошо известно, что любые формы интерактивного обучения и даже проведения традиционных уроков будут
Важной особенностью профессионализма учителя-мастера является знание предмета и эрудиция. В этой связи особую актуальность приобретают умения не просто воспроизведения заранее обозначенной программой информации, но и способности переноса этой информации в нестандартную ситуацию. Авторитарная педагогика ориентировала все дидактическое обеспечение учебного процесса на типовое образование начиная от целей, содержания и методического построения учебного процесса. В инновационной школе нельзя не учитывать, что потребности и установки человека определяют избирательность восприятия и мышления. Личностно-ориентированная образовательная концепция, о которой говорят современные ученые, требует от педагога высокого уровня знаний, в том числе и по различным аспектам психологии личности.
В основе появления педагогической мастерской в современных школах лежит иной принцип: «учить тому, что умеешь делать сам». В этом смысле учитель-мастер транслирует ученику нормы и способы своей культуры в совместной деятельности и коммуникации.
Пытаясь научно оценить профессионально значимые качества, умения учителя права, мы пришли к выводу о доминировании следующих черт у учителя-мастера: доброжелательность, справедливость, моральная ответственность, профессиональная ответственность, эмпатия, толерантность, эрудиция, умение понять ученика, доходчиво объяснить материал, культура речи, педагогический оптимизм, организаторские умения, эмоциональность, умение владеть собой, знание современных технологий обучения. Все вышеуказанные качества личности не являются статичными. Профессионализм учителя-мастера постоянно совершенствуется, а значит, появляются новые требования к его личности и профессиональной деятельности.
Основными средствами достижения главной цели использования психологии на уроках права являются создание и соблюдение психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. Нарушение этих условий мешает своевременной реализации возрастных и индивидуальных возможностей детей, что ведет к ухудшению их психологического здоровья и вызывает необходимость коррекционной или специально развивающей работы с ними.
Перспективное направление нацелено на развитие индивидуальности каждого ребенка. Напомним, что индивидуальность — это психологическая неповторимость отдельного, единичного человека, взятого в целом, во всех его свойствах и отношениях. Это направление реализует теоретическое положение о богатстве возможностей развития личности каждого ребенка. Здесь в центре внимания преподавателя как психолога — анализ психологических условий развития способностей всех и каждого. Конечно, уровень развития и содержательная специфика способностей у детей будут различными, различными будут и задачи, которые решает психолог совместно с педагогами и родителями по отношению к каждому ребенку.
Главная цель преподавателя как психолога — психологическое здоровье детей — связана прежде всего с перспективным направлением ее деятельности, ориентированным на своевременное и полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. Эта цель может быть реализована только тогда, когда преподаватель применяет преемственность психологического внимания к ребенку на разных возрастных этапах работы с детьми, когда происходит «стыковка» представлений, понимания, умений взрослых, работающих с детьми одного возраста, и взрослых, работающих с детьми другого возраста.


Список использованной литературы

Аверьянова Г.Д. Проблемы организации, содержания и методов обучения в русской гимназии в первой половине XIX в. Дис. ... к. п. н. - М., 1973.
Актуальные проблемы России: что мы можем сделать? - Брянск, «Курсив», 2008.
Актуальные проблемы теории и практики юридического образования на пороге XXI столетия. Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 60-летию юрид. ф-та ХГАЭП. 7-8 октября 1999 г. - Хабаровск. 1999. - 150 с.
Балонина СВ. Научно-методические основы преподавания правовых дисциплин в неюридических вузах. Дисс. на соиск. уч. степени к.п.н., -М.,2000.
Болотина Т.В. Обучение школьников правам ребенка.// Основы государства и права. №4,1999.
Борисов А.В., Колодкин Л.Г. Становление и развитие юридического образования в дореволюционной России. - М., Академия МВД РФ, 1994.
Вербицкий Н.П. Теоретические вопросы правового воспитания школьников. Дисс. на соиск. уч. степени к.ю.н., - Минск, 1987.
Внеурочная деятельность по правовому образованию школьников. Уко-лова И.Е., Друбачевская И.Л., Вакуленко А.П., Володина СИ., Поливкто-ва A.M.// Основы государства и права. № 5-7,1999.
Долгова АМ., Кожевникова АЛ., Медведев A.M. Правовое воспитание несовершеннолетних. - М., Знание, 1977.
Дополнительное педагогическое образование в XXI в. Материалы Всероссийской научно-практической конференции/Сост. Н.В. Брусенцова. -М.,АПКиПРО, 2001.
ДружкинаИ.Г. Ваши права. Программно-методические материалы к урокам граждановедения в 3-(4) классе. - Тамбов. 2001.
Дружкова А.В. Методика преподавания обществознания в средней школе: Учеб. пособие. - М., Просвещение. 1985.
Жеругов Р.Т. Активные технологии преподавания и изучения теории государства и права. - М., 2007.
Задания для самостоятельной работы по курсу «Основы Советского государства и права». Пособие для учителя /А.Ф. Никитин, В.М. Обухов, Я.В. Соколов и др. - М., Просвещение, 1987.
Запорожец А.Л. О подготовке юриста. // Высшее образование в России. № 5.1999.
Зернов В., Бархатова. Негосударственные вузы России. // Высшее образование в России. 1999. № 4. С. 10-14.

Ивановский Н. Право как предмет общего образования.// Образование. 1895. №7-8.
Ильина Т.А. Педагогика. - М., Просвещение, 1984.
КрючковаП.В., Кузнецова ЕВ. идр. Основы потребительских знаний. Методические рекомендации. - М., 1997.
Куприц Н.Я. Из истории государственно-правовой мысли дореволюционной России. - М., 1980.
Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. 2-е изд., перераб. - М., Высшая школа. 1991. - 224 с.
ЛернерИ.Я. Дидактические основы методов обучения. - М., 1981.
Лукина Н.П. и др. Правовое образование в начальной школе. - СПб., 1996.
Люберцева Л. С. Дидактические условия повышения педагогического мастерства преподавателей средних учебных заведений. Автореф. дисс. на соиск. уч. степени к.п.н., - М., 2000.
Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школ. - М., Новая школа. 2008.
Элиасберг Н.И. Педагогический коллектив школы - субъект инновационной системы правового образования. - СПб., 1998.
Элиасберг Н.И. Правовое образование в отечественной школе 30-х -90-х гг. XX века. Опыт системно-генетического анализа. - СПб. Госуниверситет педагогического мастерства. 2000. - 110 с.
Ягофаров ДА. Педагогическая юриспруденция. Современный подход к правовому образованию. // Основы государства и права. №4, 2000.
Якунин В.А. Обучение как процесс управления: Психологические аспекты. - Л. Издание Лен. ун.-та. 1988.


Приложения

Приложение 1

МОДЕЛЬ ОБУЧЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Приложение 2


0 4 23 34 t, время на уроке
1 Процент усвоения правовой информации




Приложение 3


Темперамент Можно повысить голос Быстро овладевает
новым учебным
материалом Любит однообразную работу 1. Сангвиник + + - 2. Флегматик + - + 3. Холерик - + - 4. Меланхолик - - +





Приложение 4

Тест

Нравится ли Вам посещать уроки права?
2.Находите ли практическое вы применения знаний приобретенных на уроках права в реальной жизни?
3. Достаточно ли Вам времени на подготовку к уроку права?
4. Достаточно ли уделяет внимания учитель на уроке права?
5. Достаточно ли уроков для изучения права?

Новое педагогическое мышление / Под ред. А. В. Петровского. — М., 1989. - С. 18.

Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школ. - М., Новая школа. 2008.

Джеймс У. Беседы с учителями о психологии. — М., 2008.
Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школ. - М., Новая школа. 2008.













38

1.Аверьянова Г.Д. Проблемы организации, содержания и методов обуче¬ния в русской гимназии в первой половине XIX в. Дис. ... к. п. н. - М., 1973.
2.Актуальные проблемы России: что мы можем сделать? - Брянск, «Кур¬сив», 2008.
3.Актуальные проблемы теории и практики юридического образования на пороге XXI столетия. Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 60-летию юрид. ф-та ХГАЭП. 7-8 октября 1999 г. - Хабаровск. 1999. - 150 с.
4.Балонина СВ. Научно-методические основы преподавания правовых дисциплин в неюридических вузах. Дисс. на соиск. уч. степени к.п.н., -М.,2000.
5.Болотина Т.В. Обучение школьников правам ребенка.// Основы госу¬дарства и права. №4,1999.
6.Борисов А.В., Колодкин Л./^Становление и развитие юридического об¬разования в дореволюционной России. - М., Академия МВД РФ, 1994.
7.Вербицкий Н.П. Теоретические вопросы правового воспитания школь¬ников. Дисс. на соиск. уч. степени к.ю.н., - Минск, 1987.
8.Внеурочная деятельность по правовому образованию школьников. Уко-лова И.Е., Друбачевская И.Л., Вакуленко А.П., Володина СИ., Поливкто-ва A.M.// Основы государства и права. № 5-7,1999.
9.Долгова АМ., Кожевникова АЛ., Медведев A.M. Правовое воспитание несовершеннолетних. - М., Знание, 1977.
10.Дополнительное педагогическое образование в XXI в. Материалы Все¬российской научно-практической конференции/Сост. Н.В. Брусенцова. -М.,АПКиПРО, 2001.
11.ДружкинаИ.Г. Ваши права. Программно-методические материалы к урокам граждановедения в 3-(4) классе. - Тамбов. 2001.
12.Дружкова А.В. Методика преподавания обществознания в средней шко¬ле: Учеб. пособие. - М., Просвещение. 1985.
13.Жеругов Р.Т. Активные технологии преподавания и изучения теории го¬сударства и права. - М., 2007.

14.Задания для самостоятельной работы по курсу «Основы Советского го¬сударства и права». Пособие для учителя /А.Ф. Никитин, В.М. Обухов, Я.В. Соколов и др. - М., Просвещение, 1987.
15.Запорожец А.Л. О подготовке юриста. // Высшее образование в России. № 5.1999.
16.Зернов В., Бархатова. Негосударственные вузы России. // Высшее обра¬зование в России. 1999. № 4. С. 10-14.

17.Ивановский Н. Право как предмет общего образования.// Образование. 1895. №7-8.
18.Ильина Т.А. Педагогика. - М., Просвещение, 1984.
19.КрючковаП.В., Кузнецова ЕВ. идр. Основы потребительских знаний. Ме¬тодические рекомендации. - М., 1997.
20.Куприц Н.Я. Из истории государственно-правовой мысли дореволюци¬онной России. - М., 1980.
21.Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспекти¬вы. 2-е изд., перераб. - М., Высшая школа. 1991. - 224 с.
22.ЛернерИ.Я. Дидактические основы методов обучения. - М., 1981.
23.Лукина Н.П. и др. Правовое образование в начальной школе. - СПб., 1996.
24.Люберцева Л. С. Дидактические условия повышения педагогического ма¬стерства преподавателей средних учебных заведений. Автореф. дисс. на соиск. уч. степени к.п.н., - М., 2000.
25.Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школ. - М., Новая школа. 2008.
26.Элиасберг Н.И. Педагогический коллектив школы - субъект инноваци¬онной системы правового образования. - СПб., 1998.
27.Элиасберг Н.И. Правовое образование в отечественной школе 30-х -90-х гг. XX века. Опыт системно-генетического анализа. - СПб. Госунивер¬ситет педагогического мастерства. 2000. - 110 с.
28.Ягофаров ДА. Педагогическая юриспруденция. Современный подход к правовому образованию. // Основы государства и права. №4, 2000.
29.Якунин В.А. Обучение как процесс управления: Психологические аспек¬ты. - Л. Издание Лен. ун.-та. 1988.

Вопрос-ответ:

Какие составляющие психологического климата на уроках права?

Составляющие психологического климата на уроках права могут включать: уровень коммуникации между учителем и учениками, включая открытость, взаимопонимание и уважение; рациональное использование времени на уроке; создание атмосферы доверия и поддержки; поощрение активного участия и самостоятельности учеников; эмоциональная поддержка и позитивный настрой; гармоничное взаимодействие и сотрудничество в классе.

Какова роль психологии на уроке права?

Психология может играть важную роль на уроке права, помогая понять и объяснить различные аспекты поведения, мотивацию и психологические особенности учеников. Это может помочь преподавателю создать эффективные методы обучения, разработать стратегии мотивации и взаимодействия с учениками, а также предотвращать или урегулировать конфликты. Психология также может использоваться для изучения эффективности учебных методик и применения индивидуального подхода к обучению каждого ученика.

Какие научные работы по психологии преподавания стоит проанализировать?

При анализе научных работ по психологии преподавания рекомендуется обратить внимание на исследования, касающиеся различных аспектов обучения и преподавания, включая методы обучения, проблемы мотивации, поведение учеников, эмоциональную составляющую обучения и другие факторы, влияющие на эффективность образования. Важно выбрать работы, которые имеют актуальность и применимость к практике, исследуют конкретные аспекты преподавания и могут принести пользу учителям и практическим психологам в сфере образования.

Как развивается практическая психология образования в России?

Практическая психология образования развивается в России постепенно и активно. В последние годы все больше школ привлекают практических психологов для помощи ученикам, педагогам и родителям. Психологи помогают решать различные проблемы, связанные с образованием, такие как развитие социальных навыков, преодоление трудностей в обучении и др. Они проводят консультации, тренинги, психологические практикумы и другие мероприятия, помогающие участникам образовательного процесса справляться с проблемами и развиваться.

Какие составляющие психологического климата могут быть на уроках права?

На уроках права психологический климат может зависеть от нескольких составляющих. Во-первых, это отношение учителя к ученикам. Учитель должен быть доброжелательным, доступным для общения и поддерживать уверенность учеников в себе. Во-вторых, это взаимоотношения между учениками. Уроки права могут быть интерактивными, с обсуждениями и работой в группах, что способствует развитию сотрудничества и взаимопомощи. Кроме того, психологический климат на уроках права будет зависеть от атмосферы в классе, от уровня благополучия и уважительного отношения друг к другу.

Есть ли анализ научных работ по психологии преподавания в России?

Да, в России проводится анализ научных работ по психологии преподавания. Многие ученые и психологи занимаются исследованиями в этой области и публикуют статьи и книги о своих исследованиях. В результате анализа этих работ можно узнать о различных аспектах психологии преподавания, таких как мотивация учеников, развитие мышления, использование эффективных методов обучения и др. Анализ научных работ помогает педагогам и психологам использовать современные научные знания в своей практической деятельности и повышать качество образования.

Каковы основные этапы становления практической психологии образования в России?

Основные этапы становления практической психологии образования в России можно условно разделить на следующие: начало 20 века – появление первых психологических лабораторий и исследований в области образования; 60-70 годы 20 века – активное развитие психологии образования, создание специализированных кафедр и центров; 90-е годы – начало образования психологических служб в школах; современность – широкое использование психологических знаний в учебном процессе и психологическая поддержка учащихся.

Какие компоненты входят в состав психологического климата на уроках права?

В состав психологического климата на уроках права входят следующие компоненты: эмоциональный климат (атмосфера доброжелательности и уважения на уроке), мотивационный климат (стимулирование интереса и желания учиться), коммуникативный климат (нормы общения и взаимодействия на уроке), когнитивный климат (создание условий для активного мышления и умственной активности учеников).

Какие научные работы можно найти по психологии преподавания?

В научных работах по психологии преподавания можно найти следующие темы: эффективные методы обучения, мотивация учащихся, формирование учебных навыков, организация учебного процесса, диагностика психологических особенностей учащихся, психологическая поддержка учащихся.

Как применяется психология на уроке права?

Психология применяется на уроке права для понимания психологических особенностей учащихся, адаптации учебного материала к индивидуальным потребностям и возможностям учеников, создания психологического комфорта на уроке, стимулирования интереса к предмету и развития мотивации учения.

Какова роль психологии в образовании?

Роль психологии в образовании заключается в том, чтобы понять психологические особенности учащихся и использовать эту информацию для оптимизации учебного процесса. Психология помогает педагогам понять, как преподавать, чтобы ученики лучше усваивали материал. Она также помогает разработать методики обучения, учитывая психологические особенности детей разного возраста и индивидуальные особенности каждого ученика.