Выявление личностных черт особенностей межличностного общения и мотивационной сферы

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психодиагностика
  • 39 39 страниц
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 30.04.2013
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение
1. Психологический анамнез
2. Описательный портрет личности
3. Предварительные гипотезы
4. Психологический портрет личности
4.1. Личностные черты испытуемого
4.2. Мотивационная сфера личности
Заключение по итогам обследования
Обратная связь
Список литературы
Приложения

Фрагмент для ознакомления

Однако большую трудность у него вызвала методика Роршаха. Все методики испытуемый выполнял самостоятельно и успешно с ними справлялся. Комментировал, обсуждал стимульный материал совместно с экспериментатором. Обратная связьПо итогам проведенного обследования с помощью психодиагностических методик можно сделать вывод о наличии внутренних конфликтов личности, ее фрустрированности, зацикленности на личностных проблемах, которые проецируются на профессиональную деятельность испытуемого. Испытуемый относится к себе, как к самостоятельному, уверенному в себе, удовлетворенному своими возможностями и поступками человеку. Полученные данные свидетельствуют о уверенности испытуемого в том, что окружающие люди относятся к нему с одобрением, симпатией, пониманием, уважением, что говорит о положительном самоотношении самого испытуемого.Испытуемый склонен считать, что в большей степени сам способствует достижению различных целей в жизни, но допускает и волю случая, удачное стечение обстоятельств, помощь других людей в успехе своей деятельности.Испытуемый проявляет независимость и самостоятельность в своих мыслях и поступках, т.о. не требует одобрения и поддержки своих действий со стороны окружающих. Способен сам оценить их ценность и значимость. Проявляет высокий самоконтроль поведения, что свидетельствует о большой произвольности и осознанности.Преобладает жизнерадостное, легкое, оптимистическое отношение к жизни. Можно говорить о высокой способности справляться с жизненными неудачами и не переживать их как внутренний конфликт. Испытуемому свойственно проявление самоуверенности, возможно, граничащей с низкой чувствительностью к угрожающим и предупреждающим факторам, неспособностью или нежеланием придавать значение неудачам. Значения, касающиеся направления реакций, попадают в среднее значение стандартных баллов, поэтому трудно выделить ведущую. Но можно предположить, что испытуемый во фрустрационной ситуации чаще будет отвечать либо в экстрапунитивной, либо импунитивной манере и реже в экстрапунитивной.Он так же склонен рассматривать фрустрационную ситуацию как малозначимую, часто старается принизить значение неприятности.В целом испытуемый положительно относится к своему «Я», т.е. осознает, ощущает ценность собственной личности как для себя, так и для других; уверен в себе, в своих возможностях и способностях, считает себя надёжным, самостоятельным человеком; принимает свои недостатки и осознаёт свои достоинства и чувствует потребность в познании и изменении себя. Отношение к себе носит закрытый (защищенный) характер, которое выражаться в недостаточной внутреннее критичности, осознанности себя.Список литературыАлешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Е.М.Дубовская. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. М., МГУ, 1987Бажин Е.Ф., Голыкина Е.А., Эткинд А.М. Опросник уровня субъективного контроля (УСК)Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике – СПб.: Питер Ком, 1999. – 528 с.Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. – М.: «СМЫСЛ», 1992. – 17 с.Мельников В.Д., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М., 1985Методика рисуночной ассоциацииМетодика рисуночной ассоциации (Тест Розенцвейга). Тест Розенцвейга. Методика рисуночной фрустрации (модификация Н.В.Тарабриной) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б. – СПб., 2002. С.150-172.Пантилеев С.Р. Методика исследования самоотношенияПотёмкина О.Ф. Способ составления психологического портрета и автопортрета. М., ИП РАН, 1993Руковишников А.А. Опросник межличностных отношений. РуководствоСобчик Л.Н. Диагностика межличностных отношений: модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири. - М.: ИНФРА, 1990. - 156 с.ПриложенияПриложение 1Тест рукиПроцедура проведенияСтимульный материал состоит из девяти карточек со стандартным изображением кистей рук и одной пустой карточки. Десять карточек предъявляются обследуемому в определенной последовательности в конкретной фиксированной позиции со следующей инструкцией: "Что, по Вашему мнению, делает эта рука?".Если обследуемый затрудняется с ответом, ему предлагается следующий вопрос: "Что, как Вы думаете, делает человек, которому принадлежит эта рука? Назовите все варианты, которые Вы можете представить".При предъявлении первых трех карточек обследуемому необходимо напоминать о том, что называть надо все варианты ответов, которые он может представить. Это особенно важно в тех случаях, когда обследуемый ограничивается одним ответом на карточку. Большее количество ответов позволяет получить более надежные результаты тестирования, так как в данном случае личность человека проявляется более полно. Но если после двух-трех напоминаний обследуемый продолжает ограничиваться одним ответом, повторение инструкции прекращается.Десятая карта (пустая) предъявляется с инструкцией: "Сначала представьте себе какую-нибудь руку, а затем опишите те действия, которые она может выполнять".Любые ответы встречаются одобрительной поддержкой. В случае неточного или двусмысленного ответа человека просят пояснить его содержание. При этом необходимо избегать навязывания каких-либо специфических ответов. Уточняющие вопросы могут быть примерно следующими:"Расскажите об этом немного подробнее", "Опишите подробнее эту ситуацию".Карточку разрешается поворачивать и держать при ответе в любой позиции, выбранной обследуемым. Отмечается латентное время реакции на предъявляемые карточки стимульного набора.Ответы обследуемого заносятся в "Бланк фиксации результатов".Обработка результатовНа первом этапе подсчитывается общее количество ответов, данных обследуемым.На втором этапе осуществляется формализация ответов обследуемого через отнесение каждого ответа к одной из четырнадцати оценочных категорий. Затем подсчитывается общее количество ответов каждой категории.Авторами "Hand-теста" были предложены следующие оценочные категории.Агрессия (Agg). Эта категория включает ответы, в которых рука воспринимается как угрожающая, наносящая повреждения, нападающая, оскорбляющая, господствующая или активно хватающая другого человека или какой-либо объект. Бессознательная цель "Agg" поведения - наказание и искупление.Примеры: «Дает пощечину», «Бьет», «Толкает», «Отбирает», «Шлепает ребенка», «Ударяет кого-то кулаком», «Дерется», «Готова ударить», «Сжимает ужа», «Отбирает что-то», «Ворует», «Сжимает кого-то», «Высмеивает», «Ругает кого-то», «Царапает», «Меряется силой», «Хватает», «Ловит», «Может дать щелбан» и т. д.Директивность (Dir). Эта категория включает ответы, в которых рука воспринимается как доминирующая, руководящая, управляющая, отдающая команды, перечащая, мешающая или каким-то иным способом активно влияющая на другого человека. Сюда же попадают ответы, в которых рука кажется направленной на коммуникацию, но эта направленность является вторичной по отношению к намерению подчинить другого человека своему влиянию.Примеры: «Дирижирует оркестром», «Управляет подъемным краном», «Милиционер дает команду остановиться», «Делает предупреждение», «Указывает направление», «Читает нотации, проповеди, поучает», «Дает указания», «Предлагает сильную опеку», «Выгоняет из класса», «Призывает с плаката», «Не дает пройти», «Приказывает», «Заставляет» и т. д. Ответы этой категории отражают установку превосходства над другими людьми, ожидание, что другие должны вести себя в соответствии с намерениями руки, повышенную готовность использовать других людей в своих интересах.Аффектация (эмоциональность) (Aff). Эта категория включает ответы, в которых рука воспринимается как выражающая привязанность, любовь, эмоционально положительное, благожелательное отношение к другим. К этой категории относятся ответы, в которых рука предлагает дружбу или помощь.Примеры: «Жалеет кого-то», «Протягивает руку для оказания помощи», «Обнимает», «Дружески похлопывает по плечу», «Добро пожаловать», «Дает милостыню», «Бросает деньги в ящик для пожертвований на церковь», «Дарит цветы», «Аплодирует», «Пожимает руку», «Крошит хлеб птицам», «Гладит собачонку» и т. д. Эти ответы отражают способность к активной социальной жизни, желание субъекта сотрудничать с другими. И хотя большинство этих ответов включает прямое и непосредственное общение, они относятся к категории «Aff», а не «Com», так как прежде всего характеризуются наличием именно благожелательного отношения и привязанности.Коммуникация (Com). К этой категории относятся ответы, в которых рука общается или пытается общаться с кем-то. При этом общающийся находится в равной или подчиненной позиции по отношению к своему партнеру. В этих ответах совершенно очевидно, что коммуникатор хочет поделиться информацией, нуждается в обратной связи, хочет быть понятым и принятым своей аудиторией. Условно этот показатель можно назвать показателем "делового" общения, в то время как предыдущую категорию "Aff" - показателем "модальностного", или "эмоционального", общения.Примеры: «Жестикулирует при разговоре», «Стремится договориться», «Передает информацию», «Пытается быть понятым», «Разговор руками», Прощается» «здоровается» «Показывает: мне 5 лет», «Показывает дорогу», «Показывает нужный дом», «Зовет кого-то» и т. д.Зависимость (Dep). К этой категории относятся ответы, в которых рука воспринимается как ищущая помощи или поддержки у других людей. Возможность совершить какое-либо действие зависит в данном случае от благожелательного отношения других людей, от их желания помочь. В эту же категорию входят ответы, в которых рука воспринимается как подчиняющаяся другим.Примеры: «Умоляет», «Просит подать руку», «Рука ребенка, боящегося потерять равновесие», «Дайте мне, пожалуйста, ...», «Помогите мне, пожалуйста», «Ожидает получить что-то», «Гадание по руке», «Отдает честь офицеру», «Путешествует на попутных машинах», «Дает клятву», «Клянется говорить правду», «Пытается остановить такси», «Поднимает руку для ответа на уроке», «Поднимает руку, чтобы спросить».Страх (F). Эта категория включает ответы, отражающие страх перед ответным ударом, агрессией со стороны других людей. В таких ответах рука может выступать как жертва чьих-то агрессивных проявлений или стремиться оградить себя от физических воздействий и повреждений. К категории "F" относятся не "истинные" тенденции к действию, а защитные реакции. В эту же категорию попадают ответы, в которых рука выступает как жертва собственной агрессии или воспринимается как наносящая вред обследуемому (мазохистские тенденции).Примеры: «Рука поднята от страха с целью защитить себя», «Отводит удар», «Просит: «Пожалуйста, не бейте меня»», «Руке угрожает травма», «Что-то прячет», Выражает панический страх» и т. д. «Царапает себя», «Рука душит меня» и другие, означающие отказ от агрессии.Эксгибиционизм (демонастративность) (Ех). К этой категории относятся ответы, в которых рука принимает участие в деятельности, связанной с развлечениями, самовыражением, демонстративностью.Примеры: «Показывает кому-то руку», «Любуется ногтями», «Показывает лак на ногтях», «Женщина протягивает руку, чтобы привлечь к себе внимание», «Протягивает руку, чтобы показать кольцо «Хочет показать фокус», «Показывает уточку» и т.д.Калечность (увечность) (Crip). Эта категория включает ответы, в которых рука воспринимается как больная, искалеченная, деформированная или каким-либо образом поврежденная.Примеры: «Рука, больная артритом», «Рука со сломанным пальцем», «Сломанное запястье», «Деформированные пальцы», «Рука больного или умирающего человека», «Искалеченная рука», «Сведенная судорогой рука», «Один из пальцев выглядит сломанным», «Нетрудоспособная рука», «Показывает, что с рукой что-то неладно» и т. д.Описание (Des). Эта категория включает ответы, являющиеся физическим описанием руки, при этом не фиксируется и не подразумевается какая-либо тенденция к действию и наличие энергии. Рука как бы нарисована, происходит описание образа или настроения без проецирования тенденции к действию.Примеры: «Красивая рука», «Некрасивая рука», «Пухлая рука», «Уверенность», «Ладошка с выпрямленными пальцами», «Рука с растопыренными пальцами», «Человек измучен», «Рука интеллигентного человека», «Похожа на петуха» и т. д.Напряжение (Теп). К этой категории относятся ответы, в которых рука затрачивает определенную энергию, но практически ничего не достигает. Энергия уходит на то, чтобы удержать свои чувства или поддержать себя в сложных ситуациях. Для этих ответов характерны переживания тревоги, напряжения, дискомфорта.Примеры: «Рука дрожит», «Сжатый в гневе кулак», «Сжимает руки, чтобы сдержать себя», «Напрягает руку», «Сжимает пальцы, чтобы не наговорить что-нибудь», «Кулак, сжатый в состоянии тревоги», «Стремится удержать», «Нервно сжимает руки», «Сдерживает волнение», «Человек сильно сконцентрировался, решает что-то», «Неприятно смотреть на эту руку», «Нервно стучит пальцами по столу» и т. д.Активные безличные ответы (Act). Эта категория включает ответы, в которых рука совершает какое-либо действие, выполнение которого не требует присутствия другого лица. Все тенденции к безличному действию, в которых рука меняет свое физическое положение или противодействует силе тяжести, оцениваются по этой категории.Примеры: «Тащит», «Продевает нитку в иголку», «Подбирает маленькие предметы», «Пишет», «Вяжет», «Шьет», «Плывет», «Достает что-то», «Бросает что-то», «Собирает что-то», «Моет», «Сыплет», «Машет» (но не в знак прощания), «Опирается на что-то» и т. д.Пассивные безличные ответы (Pas). Эта категория включает ответы, в которых рука совершает пассивные действия, не требующие присутствия другого лица. Безличные действия, в которых рука не меняет своего физического положения и не сопротивляется силе тяжести, также оцениваются по этой категории.Примеры: «Лежит, отдыхая», «Спокойно вытянута», «Сушит ногти», «Роняет что-то», «Ждет», «Спит», «Просто свесилась» и т. д.Галлюцинации (Bas). К этой категории относятся ответы невероятного, необычного, и вместе с тем страшного и пугающего содержания. При этом контуры рисунка, как правило, игнорируются.Примеры: «Большой клоп», «Голова смерти», «Петух с отрубленной головой» и т. д.Отказ от ответа (Fail). Человек не может дать ответ на карточку.Приложение 2Пример стимульного материала к методике Роршаха

1.Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Е.М.Дубовская. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. М., МГУ, 1987
2.Бажин Е.Ф., Голыкина Е.А., Эткинд А.М. Опросник уровня субъективного контроля (УСК)
3.Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике – СПб.: Питер Ком, 1999. – 528 с.
4.Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. – М.: «СМЫСЛ», 1992. – 17 с.
5.Мельников В.Д., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М., 1985
6.Методика рисуночной ассоциации
7.Методика рисуночной ассоциации (Тест Розенцвейга). Тест Розенцвейга. Методика рисуночной фрустрации (модификация Н.В.Тарабриной) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б. – СПб., 2002. С.150-172.
8.Пантилеев С.Р. Методика исследования самоотношения
9.Потёмкина О.Ф. Способ составления психологического портрета и автопортрета. М., ИП РАН, 1993
10.Руковишников А.А. Опросник межличностных отношений. Руководство
11.Собчик Л.Н. Диагностика межличностных отношений: модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири. - М.: ИНФРА, 1990. - 156 с.

Вопрос-ответ:

Какое значение имеет психологический анамнез при выявлении личностных черт?

Психологический анамнез является важным инструментом в психологической диагностике, позволяющим собрать информацию о прошлом и настоящем пациента. Он помогает выявить связь между определенными личностными чертами и жизненными ситуациями, а также оценить влияние различных факторов на формирование личности.

Что включает в себя описательный портрет личности?

Описательный портрет личности включает в себя описание внешних и внутренних характеристик человека. Это может быть его внешний вид, стиль общения, особенности мышления и эмоциональной сферы. Такой портрет помогает получить представление о человеке в целом и понять его индивидуальные особенности.

Какие предварительные гипотезы можно сформулировать на основе психологического анамнеза?

На основе психологического анамнеза можно сформулировать предварительные гипотезы о влиянии определенных событий и опыта на формирование личности человека. Например, можно предположить, что травма в детстве может быть связана с развитием определенных личностных черт или что определенные семейные отношения могут влиять на стиль межличностного общения.

Какие личностные черты могут быть выявлены при использовании методики Роршаха?

Методика Роршаха позволяет выявить различные личностные черты, такие как эмоциональная реактивность, уровень интеллекта, степень агрессивности, эгоцентризм и многие другие. Однако ее интерпретация требует определенных навыков и опыта, поэтому ее результаты должны быть проанализированы и сопоставлены с другими методиками для получения более точных результатов.

Какую информацию можно получить о мотивационной сфере личности по итогам обследования?

По итогам обследования можно получить информацию о мотивациях, интересах, целях и ценностях человека. Это позволяет оценить, что движет личностью, какие у него амбиции и насколько он мотивирован для достижения своих целей. Такая информация может быть полезна при планировании психологической помощи и разработке индивидуальных программ.

Какие методики использовались для выявления личностных черт и особенностей межличностного общения?

Для выявления личностных черт и особенностей межличностного общения были использованы психологический анамнез, описательный портрет личности, предварительные гипотезы, психологический портрет личности и методика Роршаха.

Какие результаты были получены по итогам обследования?

По итогам обследования был выявлен психологический портрет личности, включающий личностные черты испытуемого и мотивационную сферу. Также была дана обратная связь по результатам исследования.

Какие трудности возникли при использовании методики Роршаха?

У испытуемого возникли трудности при выполнении методики Роршаха. Данный метод вызвал большую трудность и требовал дополнительной поддержки со стороны психолога.

Какие методики испытуемый выполнял самостоятельно?

Испытуемый самостоятельно выполнил все методики, кроме методики Роршаха. С остальными методиками он успешно справился.