Влияние стиля семейного воспитания на самооценку младшего школьника
Заказать уникальную курсовую работу- 54 54 страницы
- 43 + 43 источника
- Добавлена 27.01.2012
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы влияния стиля семейного воспитания на самооценку детей младшего школьного возраста
1.1. Самооценка как психологическая категория
1.2. Психологические особенности младшего школьного возраста
1.3. Стиль семейного воспитания как фактор формирование особенностей самооценки ребенка
Выводы по главе 1
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния стиля семейного воспитания на самооценку детей младшего школьного возраста
2.1. Этапы и методы исследования
2.2. Анализ результатов исследования
Выводы по главе 2
Список литературы
В приложении 2 полные тексты всех методик с прикладным материалом
В приложении 3 таблицы с сырыми баллами по всем методикам
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
При инфантилизации родители склонны инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несамостоятельность. Родители в этих семьях склонны видеть ребенка более младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения и склонности ребенка воспринимаются несерьезно. Эти родители считают, что дети не приспособлены самостоятельно разбираться в людях, открыты для дурного влияния, в связи с этим, стараются оградить ребенка от трудностей жизни.
Другие родители более адекватно оценивают возможности своих детей младшего школьного возраста, считают их достаточно социально зрелыми, более серьезно относятся к их интересам и увлечениям, считают, что дети могут адекватно разбираться в окружающих людях и обстоятельствах.
Итак, как видно из таблицы, в большинстве своем родители по отношению к старшим дошкольникам относятся следующим образом: во взаимоотношениях выражено принятие, кооперация, демократичность во взаимоотношениях, родители поддерживают с ребенком адекватную дистанцию, реально оценивают его возможности и способности.
Однако отношение примерно трети родителей выглядит по-другому: они достаточно сильно привязаны к своим детям, что выражается в выраженности симбиоза, при этом проявляется авторитарный стиль воспитания, который подразумевает максимальный контроль ребенка во всех проявлениях его социальной жизнедеятельности, при этом родители считают своего ребенка несамостоятельным, инфантильным.
Отсюда можно предположить, что именно данные нарушения в стиле семейного воспитания (авторитарность и гиперопека) являются причиной низкой самооценки отдельных ребят младшего школьного возраста.
Для того чтобы выявить наличие или отсутствие связи между уровнем самооценки младших школьников и стилем семейного воспитания полученные данные были подвергнуты корреляционному анализу.
Расчеты представлены в приложении 4.
Результаты представлены в таблице 3.
Таблица 3
принятие – отверже
ние Коопера
ция – социаль
ная желатель
ность Адекват
ная дистан
ция - симбиоз Демокра
тизм – авторита
ризм адекв образ – инфанти
лизация Ур-нь самооценки по методике «Лесенка» -0,89 -0,83 -0,83 -0,88 -0,78 Ур-нь самооценки по методике «Кто я» -0,90 -0,83 -0,84 -0,90 -0,76 Ур-нь самооценки по методике «Рисую себя» -0,90 -0,86 -0,82 -0,88 -0,84
Итак, в результате корреляционного анализа можно утверждать, что существует очень высокая корреляция между показателем выраженности уровня самооценки и такими особенностями родительского отношения, как принятие – отверженность, кооперация – социальная желательность, демократизм – авторитаризм, адекватная дистанция - симбиоз.
Также существует сильная корреляция между показателями выраженности уровня самооценки младшего школьника и такими особенностями родительского отношения, как адекватный образ ребенка – инфантилизация.
Таким образом, на формирование низкой самооценки у детей младшего школьного возраста в первую очередь оказывают влияния такие нарушения в системе родительского отношения как отвержение ребенка, авторитарный стиль семейного воспитания, стремление видеть ребенка в рамках социально желаемого возраста, излишняя опека
В меньшей степени возникновению высокого уровня тревожности способствует восприятие его как инфантильной личности.
Таким образом, в результате статистических расчетов предположение о том, что существует зависимость между уровнем самооценки младших школьников и особенностями стиля семейного воспитания, подтвердилось.
Выводы по главе 2
Эмпирическое исследование проходило в Муниципальном образовательном учреждении Средняя общеобразовательная школа д. Шавъяды Республики Башкортостан.
Для определения влияния семейного стиля воспитания на самооценку младших школьников были использованы следующие методики: Опросник родительского отношения А.Я. Варга и В.В. Столина (ОРО); Тест «Лесенка» В.Г. Щур; Тест «Какой Я»; проективная методика «Рисую себя»; Методы статистической обработки данных (корреляционный анализ Браве – Пирсона)
По результатам диагностики примерно 40 % опрошенных детей имеют высокий уровенгь самооценки, около 30 % - средний и около 30 % - низкий. Дети, имеющие низкий уровень самооценки, составляют группу риска, то есть эти дели имеют проблемы в процессе личностного и социального развития.
По результатам диагностики особенностей семейного воспитания было выявлено, что около 70 % родителей придерживаются конструктивного стиля семейного воспитания, который выражается в адекватной оценке ребенка, его уважении, поощрении самостоятельности и демократичном диалоге. Около 30 % родителей придерживаются неконструктивного стиля семейного воспитания, который выражается в чрезмерной опеке или строгости, неадекватной оценке ребенка, авторитаризме
По результатам исследования выявили, что на формирование низкой самооценки у детей младшего школьного возраста в первую очередь оказывают влияния такие нарушения в системе родительского отношения как отвержение ребенка, авторитарный стиль семейного воспитания, стремление видеть ребенка в рамках социально желаемого возраста, излишняя опека
В меньшей степени возникновению высокого уровня тревожности способствует восприятие его как инфантильной личности.
Заключение
Данная исследовательская работа посвящена одной из наиболее актуальных проблем современной психологии и педагогике – изучению особенностей самооценки детей младшего школьного возраста и ее связи с особенностями детско-родительских отношений.
В семье в процессе непосредственного общения с родителями и другими родственниками, в процессе наблюдения за семейными взаимоотношениями ребенок познает окружающий мир, усваивает определенные социальные роли и установки, перенимает модели поведения и привычки. В процессе данной социализации происходит и личностное развитие ребенка дошкольного возраста, формирование его характера, ядра личности «Я концепции», в основе которой лежит самооценка.
Если гармония семейных взаимоотношений нарушена, то и нарушается гармония личностного развития ребенка, начинают формироваться и закрепляться нежелательные черты и свойства его личности, нарушается целостное и адекватное восприятие ребенком самого себя и в результате формируется низкая самооценка.
Ребнеок с низкой самооценкой неуверен в себе, в своих силах, отрицательно относится к себе, зависит от мнения окружающих, замкнут, имеет сложности в учебе и общении, имеет низкие адаптивные способности
Исходя из этого, целью данной исследовательской работы было изучение влияния детско-родительских отношений на самооценку в младшем школьном возрасте.
В данной работе было рассмотрено понятие и сущность самооценки как психологического феномена в психолого-педагогической литературе; изучены психологические особенности младшего школьного возраста; охарактеризованы основные стили семейного воспитания, оказывающие влияние на процесс личностного развития ребенка; эмпирически изучены особенности влияния детско-родительских отношений на самооценку в младшем школьном возрасте.
Результаты теоретического и практического исследования позволили сделать следующие выводы.
Причиной низкой самооценки в младшем школьном школьном возрасте чаще всего выступают нарушения в системе детско-родительских отношений.
Результаты диагностики показали, что на формирование низкой самооценки у детей младшего школьного школьного возраста в первую очередь оказывают влияния такие нарушения в системе родительского отношения как отвержение ребенка, авторитарный стиль семейного воспитания и стремление видеть ребенка в рамках социально желаемого образа, излишняя опека. В меньшей степени возникновению низкой самооценки младших школьников способствует восприятие его как инфантильной личности.
Таким образом, выдвинутая гипотеза о том, что существует зависимость между особенностями детско-родительских отношений и особенностями самооценки у детей младшего школьного возраста, подтвердилась.
Однако данную работу необходимо рассматривать как начальный этап изучения проблемы взаимосвязи детско-родительских отношений и особенностей самооценки у детей младшего школьного возраста, и данные, полученные в результате исследования, нуждаются в более детальной и глубокой проверке.
Список литературы
Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. – СПб., 2008
Берк Л. Развитие ребенка. – СПб., 2006
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб., 2002
Бороздина, Л.В. Что такое самооценка? / Психологический журнал. – 1992. - Т.13. - №4. - с. 99 – 100.
Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку.– М., 2001
Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 2007
Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб., 1999
Галанов А.С. Психодиагностика детей. – М., 2002
Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М., 2007
Дробинская А.О. Правильно ли развивается ваш ребенок и надо ли обращаться за помощью: Книга для тех, кому это интересно. – М., 2004. – 64 с.
Захарова А.В. Психология формирования самооценки. - Минск, 1993
Зинько Е.В. Соотношение характеристик самооценки и уровня притязаний. Часть 1. Самооценка и ее параметры // Психологический журнал. – 2006. - Т. 27. - № 3. с. 18 – 30
Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб., 2000
Ильин, Е.П. Эмоции и чувства. – СПб., 2001
Истртова О.Н. Большая книга детского психолога. – Ростов н/Д., 2008
Колодич Е.Н. Коррекция эмоциональных нарушений у детей и подростков. – Мн., 2002. – С. 39
Кошкарова Т.А. Психологический анализ проблем детско-родительских отношений // Школа здоровья. - 2004.- № 2.- с. 5-14
Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2006
Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 1999
Липкина А.И. Самооценка школьника. - М., 1976
Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М., 1999
Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2001
Мудрик А.В. Социализация человека. – М., 2004
Обухова Л. Ф. Детская психология. - М., 1996
Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. – М., 2000
Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М., 2000
Пантилеев С. Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. – М., 1991
Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Бодалева. – СПб., 2002
Прихожан А.М. Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе.– М., 1999
Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В. Куликов. – СПб., 2000
Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб., 2000
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 1999
Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. - Минск, 1998
Смирнова Е.О. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения // Вопросы психологии. – 2000. – № 3. – С. 34–36
Фридман И.К. О контакте родителей с детьми // Вопросы психологии. - 1990. - № 1. - с. 93-99
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение). – СПб., 2007
Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб., 1999
Эльконин Д.Б. Детская психология. - М., 2006
Тест родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин) // Психологические тесты. / Ред. А.А.Карелин – М., 2001, Т.2.- С.144-152
Методика «Лесенка» // http://www.b17.ru/article/3260/
Методика «Какой я?» // http://psychologytest.ru/metodika-qkakoj-jaq.html
Методика «Рисую себя» // http://teacher.at.ua/publ/shkilnij_psikholog/metodika_narisuj_sebja/52-1-0-6103
Годфруа Ж. Что такое психология? В 2-х т.: Т. 2. – М., 1992
В приложении 2 полные тексты всех методик с прикладным материалом
В приложении 3 таблицы с сырыми баллами по всем методикам
Приложение 1
Протокол диагностики уровня самооценки детей младшего школьного возраста
№ Лесенка Кто я Рисую себя 1 6 высокий 10 высокий 8 высокий 2 6 высокий 9 высокий 8 высокий 3 6 высокий 8 высокий 8 высокий 4 4 средний 5 средний 5 средний 5 5 средний 5 средний 6 средний 6 4 средний 5 средний 6 средний 7 4 средний 6 средний 6 средний 8 5 средний 6 средний 6 высокий 9 5 средний 5 средний 7 средний 10 5 средний 6 средний 6 средний 11 4 средний 5 средний 7 средний 12 5 средний 6 средний 6 средний 13 4 средний 5 средний 6 средний 14 3 низкий 5 средний 5 средний 15 3 низкий 3 низкий 4 низкий 16 2 низкий 2 низкий 3 низкий 17 2 низкий 2 низкий 2 низкий 18 3 низкий 3 низкий 3 низкий 19 3 низкий 4 низкий 3 низкий 20 3 низкий 4 низкий 4 низкий 21 3 низкий 3 низкий 4 низкий 22 2 низкий 3 низкий 3 низкий 23 3 низкий 4 низкий 3 низкий 24 2 низкий 3 низкий 4 низкий 25 2 низкий 2 низкий 3 низкий 26 3 низкий 3 низкий 3 низкий 27 3 низкий 3 низкий 3 низкий 28 2 низкий 2 низкий 2 низкий 29 1 низкий 2 низкий 2 низкий 30 1 низкий 1 низкий 2 низкий
Приложение 2
Текст опросника ОРО
1.Я всегда сочувствую своему ребенку.
2.Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.
3.Я уважаю своего ребенка.
4.Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
5.Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
6.Я испытываю к ребенку чувство расположения.
7.Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.
8.Мой ребенок часто неприятен мне.
9.Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
10.Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.
11.Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.
12.Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
13.Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.
14.Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят.
15.Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.
16.Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.
17.Мой ребенок впитывает в себя все дурное как "губка".
18.Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.
19.Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.
20.Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.
21.Я принимаю участие в своем ребенке.
22.К моему ребенку "липнет" все дурное.
23.Мой ребенок не добьется успеха в жизни.
24.Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.
25.Я жалею своего ребенка.
26.Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.
27.Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.
28.Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.
29.Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.
30.Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.
31.Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.
32.Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.
33.При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.
34.Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
35.В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.
36.Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.
37.Я всегда считаюсь с ребенком.
38.Я испытываю к ребенку дружеские чувства.
39.Основная причина капризов моего ребенка - эгоизм, упрямство и лень.
40.Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.
41.Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство.
42.Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.
43.Я разделяю увлечения своего ребенка.
44.Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.
45.Я понимаю огорчения своего ребенка.
46.Мой ребенок часто раздражает меня.
47.Воспитание ребенка - сплошная нервотрепка.
48.Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
49.Я не доверяю своему ребенку.
50.За строгое воспитание дети благодарят потом.
51.Иногда мне кажется, что ненавижу своего ребенка.
52.В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.
53.Я разделяю интересы своего ребенка.
54.Мой ребенок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.
55.Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.
56.Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.
57.Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.
58.Нередко я восхищаюсь своим ребенком.
59.Ребенок не должен иметь секретов от родителей.
60.Я не высокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.
61.Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.
Методика «Лесенка»
Направлена на изучение особенностей самооценки детей младшего школьного школьного возраста и соотношения реального и идеального «Я».
Ребенку дается следующая инструкция: «Давай нарисуем на листе бумаги небольшую лесенку всего из 7 ступенек. Вот такую: (лесенка демонстрируется ребенку). На самой низшей ее ступени стоят плохие (злые, завистливые) мальчики и девочки, которые живут в нашем городе, на второй — чуть- чуть получше, на третьей — еще чуть-чуть получше, а вот на самой верхней ступеньке стоят самые хорошие (добрые, умные) мальчики и девочки. Скажи, на какой ступеньке стоял бы ты. Нарисуй себя на этой ступеньке, или поставь «крестик», или «галочку».
Анализ результатов заключается в следующем.
Прежде всего, обращают внимание, на какую ступеньку ребенок сам себя поставил. Считается нормой, если дети этого возраста ставят себя на ступеньку «очень хорошие» и даже «самые хорошие дети». В любом случае это должны быть верхние ступеньки, так как положение на любой из нижних ступенек (а уж тем более на самой нижней) говорит не об адекватной оценке, но об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах.
Это очень серьезное нарушение структуры личности, которое может привести к депрессиям, неврозам, асоциальности у детей.
Итак, если пронумеровать ступеньки от 7 до 1 сверху вниз, то интерпретация результатов получается следующая:
7 ступенька – завышенная самооценка;
6, 5 ступенька – адекватная самооценка;
4 ступенька – заниженная самооценка
3, 2 – низкая самооценка;
1 ступенька – резко заниженная самооценка.
В процессе обследования также учитывается, как ребенок выполняет задание: испытывает ли он колебания, раздумывает, как аргументирует свой выбор. Полученные результаты заносятся в протокол.
Методика «Какой я»
Направлена на изучение особенностей самооценки младшего школьного возраста.
Пользуясь специальным протоколом, экспериментатор задает ребенку вопросы, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности.
Оценки, предлагаемые ребенком самому себе, проставляются в колонках протокола, затем переводятся в баллы.
Оцениваемые личностные качества ребенка – дошкольника: Хороший; Добрый; Умный; Аккуратный; Послушный; Внимательный; Вежливый; Умелый (способный); Трудолюбивый; Честный.
Оценка результатов заключается в следующем. Ответы типа «да» оцениваются в 1 балл, ответы типа «нет» оцениваются в 0 баллов. Ответы типа «не знаю» и также ответы типа «иногда» оцениваются в 0,5 балла.
Самооценка ребёнка определяется по общей сумме баллов, набранной им по всем качествам личности.
Выводы об уровне самооценки:
10 - 8 баллов — высокий,
7 - 5 баллов — средний,
4 - 1 балла — низкий.
Методика «Рисую себя»
Ребенку предоставлялся лист бумаги, цветные карандаши или фломастеры на выбор и предлагается нарисовать себя. Время работы не ограничивается, дополнительных инструкций не следует.
Обработка результатов рисунка проводится по следующим параметрам:
декорирование рисунка отражают внутреннее ощущение ребенком самого себя (оценивается по 3 баллам);
количество используемых цветов отображает эмоциональную окраску ребенка по отношению самого к себе (оценивается по 3 баллам);
расположение рисунка по высоте листа показывает занимаемое ребенком место: низкое, среднее, высокое (чем выше рисунок, тем больше балл, оценивается по 3 баллам);
размеры тела отображает самопроявление себя: маленький размер – ограниченность и т.д. (оценивается по 3 баллам).
Выводы об уровне самооценки делаются на основе суммы полученных баллов:
12 - 8 баллов — высокий уровень,
7 - 5 баллов — средний уровень
4 - 1 балла — низкий уровень.
Приложение 3
Тестовые нормы по методике ОРО проводятся в виде таблиц процентильных рангов тестовых баллов по соответствующим шкалам = 160
1 шкала: "принятие-отвержение"
"сырой балл" 0 1 2 3 4 5 6 7 8 Процентильный ранг 0 0 0 0 0 0 0,63 3,79 12,02 "сырой балл" 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Процентильный ранг 31,01 53,79 68,35 77,21 84,17 88,60 90,50 92,40 93,67 "сырой балл" 18 19 20 21 22 23 24 25 26 Процентильный ранг 94,30 95,50 97,46 98,10 98,73 98,73 99,36 100 100 "сырой балл" 27 28 29 30 31 32 Процентильный ранг 100 100 100 100 100 100 2 шкала
"сырой балл" 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Процентильный ранг 1,57 3,46 5,67 7,88 9,77 12,29 19,22 31,19 48,82 80,93 3 шкала
"сырой балл" 0 1 2 3 4 5 6 7 Процентильный ранг 4,72 19,53 39,06 57,96 74,97 86,63 92,93 96,65 4 шкала
"сырой балл" 0 1 2 3 4 5 6 Процентильный ранг 4,41 13,86 32,13 53,87 69,30 83,79 95,76 5 шкала
"сырой балл" 0 1 2 3 4 5 6 7 Процентильный ранг 14,55 45,57 70,25 84,81 93,04 96,83 99,37 100,0 Приложение 4
Корреляционный анализ между показателями уровня самооценки детей младшего школьного возраста и особенностями родительского отношения
№ респондента Лесенка Кто я Рисую себя принятие - отвержение кооперация - социальная желательность адекватная дистанция - симбиоз демократизм - авторитаризм адекв образ - инфантилизация 1 6 9 10 12,02 7,88 19,53 32,13 45,57 2 6 9 12 31,01 9,77 39,06 32,13 14,55 3 7 10 9 31,01 9,77 39,06 32,13 45,57 4 7 8 9 12,02 9,77 39,06 32,13 45,57 5 6 8 10 31,01 7,88 39,06 32,13 45,57 6 7 10 8 31,01 12,29 19,53 13,86 45,57 7 6 9 8 12,02 9,77 19,53 32,13 70,25 8 6 8 8 31,01 7,88 57,96 32,13 70,25 9 5 8 9 31,01 12,29 39,06 32,13 70,25 10 5 8 8 53,79 19,22 39,06 53,87 70,25 11 5 6 7 31,01 12,29 57,96 32,13 70,25 12 5 6 7 53,79 9,77 57,96 53,87 45,57 13 4 6 7 53,79 7,88 57,96 69,3 45,57 14 5 5 6 53,79 19,22 39,06 53,87 45,57 15 4 7 7 31,01 12,29 57,96 69,3 70,25 16 4 5 6 53,79 19,22 57,96 53,87 70,25 17 5 5 5 31,01 19,22 39,06 69,3 70,25 18 4 5 6 53,79 31,19 39,06 53,87 84,81 19 3 4 4 77,21 48,82 57,96 53,87 70,25 20 3 4 4 77,21 80,93 57,96 83,79 70,25 21 4 3 4 77,21 48,82 57,96 83,79 70,25 22 3 3 3 84,17 48,82 86,63 83,79 70,25 23 2 4 3 84,17 48,82 74,97 83,79 84,81 24 4 2 2 84,17 48,82 74,97 83,79 84,81 25 3 3 2 88,6 80,93 86,63 83,79 84,81 26 3 3 3 84,17 48,82 74,97 95,76 84,81 27 2 2 2 88,6 80,93 86,63 95,76 93,04 28 1 2 2 90,5 80,93 86,63 95,76 96,83 29 1 1 1 88,6 48,82 74,97 83,79 96,83 30 2 1 1 88,6 80,93 74,97 83,79 96,83 4,27 5,47 5,77 55,04 32,80 55,10 59,73 67,66 Xср 4,266667 5,466667 5,766667 55,03667 32,79967 55,10467 59,725 67,65633 S 1,720732 2,763473 3,03637 27,15839 26,86993 20,45641 24,89027 19,88964 сумм XY1 5843,66 3090,89 6205,86 6551,5 7882,7 сумм XY2 7057,43 3581,18 7655,81 8003,37 9888,96 сумм XY3 7366,88 3630,71 8057,43 8401,55 10240,83 сумм XY4 112260,8 72658,26 104772,1 115818,6 122275 r1 -0,89 -0,83 -0,83 -0,88 -0,78 r2 -0,90 -0,83 -0,84 -0,90 -0,76 r3 -0,90 -0,86 -0,82 -0,88 -0,84
3
1.Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. – СПб., 2008
2.Берк Л. Развитие ребенка. – СПб., 2006
3.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб., 2002
4.Бороздина, Л.В. Что такое самооценка? / Психологический журнал. – 1992. - Т.13. - №4. - с. 99 – 100.
5.Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку.– М., 2001
6.Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 2007
7.Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб., 1999
8.Галанов А.С. Психодиагностика детей. – М., 2002
9.Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М., 2007
10.Дробинская А.О. Правильно ли развивается ваш ребенок и надо ли обращаться за помощью: Книга для тех, кому это интересно. – М., 2004. – 64 с.
11.Захарова А.В. Психология формирования самооценки. - Минск, 1993
12.Зинько Е.В. Соотношение характеристик самооценки и уровня притязаний. Часть 1. Самооценка и ее параметры // Психологический журнал. – 2006. - Т. 27. - № 3. с. 18 – 30
13.Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб., 2000
14.Ильин, Е.П. Эмоции и чувства. – СПб., 2001
15.Истртова О.Н. Большая книга детского психолога. – Ростов н/Д., 2008
16.Колодич Е.Н. Коррекция эмоциональных нарушений у детей и подростков. – Мн., 2002. – С. 39
17.Кошкарова Т.А. Психологический анализ проблем детско-родительских отношений // Школа здоровья. - 2004.- № 2.- с. 5-14
18.Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2006
19.Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 1999
20.Липкина А.И. Самооценка школьника. - М., 1976
21.Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М., 1999
22.Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2001
23.Мудрик А.В. Социализация человека. – М., 2004
24.Обухова Л. Ф. Детская психология. - М., 1996
25.Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. – М., 2000
26.Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М., 2000
27.Пантилеев С. Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. – М., 1991
28.Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Бодалева. – СПб., 2002
29.Прихожан А.М. Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе.– М., 1999
30.Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В. Куликов. – СПб., 2000
31.Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб., 2000
32.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 1999
33.Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. - Минск, 1998
34.Смирнова Е.О. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения // Вопросы психологии. – 2000. – № 3. – С. 34–36
35.Фридман И.К. О контакте родителей с детьми // Вопросы психологии. - 1990. - № 1. - с. 93-99
36.Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение). – СПб., 2007
37.Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб., 1999
38.Эльконин Д.Б. Детская психология. - М., 2006
39.Тест родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин) // Психологические тесты. / Ред. А.А.Карелин – М., 2001, Т.2.- С.144-152
40.Методика «Лесенка» // http://www.b17.ru/article/3260/
41.Методика «Какой я?» // http://psychologytest.ru/metodika-qkakoj-jaq.html
42. Методика «Рисую себя» // http://teacher.at.ua/publ/shkilnij_psikholog/metodika_narisuj_sebja/52-1-0-6103
43.Годфруа Ж. Что такое психология? В 2-х т.: Т. 2. – М., 1992
Вопрос-ответ:
Что такое самооценка?
Самооценка - это психологическая категория, которая отражает оценку и самопонимание человека по отношению к себе, своим качествам, способностям и достижениям.
Какие особенности характерны для младшего школьного возраста?
В младшем школьном возрасте дети начинают формировать свою самооценку, они становятся более самостоятельными, развивается их социальная и интеллектуальная сфера. Они активно интересуются окружающим миром и учатся адаптироваться к новым условиям.
Какой стиль семейного воспитания влияет на самооценку младшего школьника?
Стиль семейного воспитания может влиять на самооценку младшего школьника. Авторы статьи предполагают, что демократический стиль воспитания, основанный на поддержке, понимании и уважении к личности ребенка, способствует формированию положительной самооценки. В то же время, авторы указывают, что авторитарный стиль воспитания, характеризующийся жесткими правилами и ограничениями, может привести к низкой самооценке и негативным эмоциональным состояниям.
Какие выводы можно сделать по главе 1?
По результатам главы 1 статьи можно сделать вывод, что самооценка является важной психологической категорией и развивается у детей младшего школьного возраста. Также стиль семейного воспитания может оказывать влияние на самооценку ребенка, причем демократический стиль воспитания способствует формированию положительной самооценки, а авторитарный стиль - негативно влияет на самооценку.
Какие психологические особенности формируются у младшего школьника?
У младшего школьника развивается самостоятельность, интерес к окружающему миру, адаптация к новым условиям. Также у младшего школьника формируется социальная и интеллектуальная сфера развития.
Что такое самооценка?
Самооценка - это понятие из области психологии, которое описывает внутреннюю оценку и ощущение собственной ценности человека. Она включает в себя уровень самоприятия, самоуважения, уверенности в своих способностях и достоинствах. Самооценка формируется в детстве и может быть повлияна различными факторами, включая стиль семейного воспитания.
Какие особенности характерны для младшего школьного возраста?
Младший школьный возраст (7-10 лет) характеризуется особым периодом в развитии ребенка. В этом возрасте происходит активное формирование личности, начинаются изменения в когнитивных, эмоциональных и социальных сферах. Дети становятся более независимыми, развивается логическое мышление, формируются социальные навыки и отношения со сверстниками. Отрицательная самооценка может сказываться на этих аспектах развития и усложнять адаптацию в обществе.
Что такое стиль семейного воспитания и как он влияет на самооценку ребенка?
Стиль семейного воспитания - это особый подход родителей к воспитанию и взаимодействию с ребенком. Влияние стиля семейного воспитания на самооценку ребенка может быть разнообразным. Например, авторитарный стиль, характеризующийся жесткими правилами и контролем, может привести к низкой самооценке из-за постоянного чувства неудовлетворенности и недостатка свободы самовыражения. В то же время, демократический стиль, основанный на доверии, поддержке и развитии самостоятельности ребенка, может способствовать формированию высокой самооценки.
Что такое самооценка?
Самооценка - это психологическая категория, отражающая мнение человека о себе, его оценку своих качеств, способностей и достоинств.