"Формирование у младших школьников умения передавать на письме чужую речь"

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Русский язык и культура речи
  • 29 29 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 10.06.2013
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение
Глава 1. Теоретические основы работы над формированием умения передавать чужую речь
1.1. Научное описание понятия «чужая речь», «способы передачи чужой речи» в лингвистической литературе
1.2. Вопросы формирования у младших школьников умения передавать чужую речь в методической литературе
Глава 2. Формирование у младших школьников умения передавать чужую речь в современной начальной школе
2.1. Возможности учебно-методических комплектов (УМК) по русскому языку для формирования у младших школьников умения передавать чужую речь на письме
2.2. Программа и содержание работы по формированию у младших школьников умения передавать чужую речь на письме
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

Целью изучения предмета «Русский язык» в начальной школе по теме «Формирование у младших школьников умения передавать на письме чужую речь» является развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также основ грамотного письма как показателя общей культуры человека.Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета: - развитие речи, мышления, воображения школьников;- формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, уменияграмотно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять устные монологические высказывания и письменныеизложения; - воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку; побуждение к познавательному процессу, стремлениям к усовершенствованию своей речи.Для формирования умений передавать чужую речь на письме значимое место в программе отводится темам «Текст». Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и знаний по языку, что являетсяосновой для обучения младших школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание); соблюдения норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развития умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной творческой работы. Работа над предложением направлена на обучение младших школьников нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. В результате работы обучающиеся научатся:- определять тему и основную мысль (основное переживание)текста, составлять план текста и использовать его при устноми письменном изложении, при устном и письменном сочинении;- членить тексты на абзацы,с оформлениемэтого членение на письме;- грамотно, безошибочно писать;- работать со словарями.Развитие речи с формированием учащихся излагать чужую речь на письме Построение текста. Выделение в тексте смысловых частей.Подбор заголовков к каждой части текста и к тексту в целом.Составление плана текста. Использование плана для пересказатекста, устного рассказа, написания изложенияи сочинения. Различение текста-описания и текста-повествования.Обнаружение в художественном тексте разных частей: описания и повествования. Сочинение по наблюдениям с использованием описания и повествования.Построение текста с применением косвенной речи вместо прямой.Содержание уроков (по учебнику Каленчук М.Л.)Урок 1. Устное изложение (1 час)Задачи урока: работа над пониманием основной мысли, выраженной в тексте; обучение детей составлению плана текста; развитие устной речи школьников.Ход урокаЧитаю текст «Трясогузкины письма» по Н. Сладкову(упр. 29), дети следят за мной по учебнику. Потом начинаю задавать вопросы, указанные после текста, чтобы обратить внимание школьников на последовательность изложения событий в тексте. Далее работаем с названием текста, определяем, соответствует ли оно его основной мысли.Затем даю задание составить план текста и записать его в тетрадь. Примерные названия частей планамогут быть такие: 1. Старый почтовый ящик и дятел. 2. Почемутрясогузку назвали «Почтальон». 3. Тревожная жизнь трясогузки.4. Новые заботы. 5. Как оберегали трясогузку. 6. Птичьясемьяпокидает гнездо. Далее еще раз четко читаю текст.Затем дети читают текст вслух вполголоса, закрывают его листом бумаги и пересказывают, опираясь на план.Урок 2. Письменное изложение (1 час)Задачи урока: работа над письменным пересказом текста; особенности текста-повествования. Ход урокаЧитаю текст (упр. 30), дети следят по учебнику. Затем задаю вопросы, размещенные ниже текста. Они помогают проследить логику развития событий в тексте, определить основную мысль каждой части текста и составить его план. Примерные названия частей плана могут бытьтакие: 1. Первая встреча кошки и ежа. 2. Кошка начинает игру.3. Чем закончилась игра кошки и ежа. 4. Чему научиласькошка.Далее даю задание устно пересказать текст по плану. Затем обсуждаем все случаи трудных написаний в тексте.После этого ученики читают текстеще раз вслух вполголоса, закрывают его листом бумаги и письменно излагают своими словами.Урок 3. Устное изложение (1 час)Задачи урока: научить детей составлять план текста; развиватьустную речь школьников: умение своими словами пересказатьдостаточно большой текст, передавая смысл каждой его частис опорой на план; учить детей переводить прямую речь в косвенную по образцу.Ход урокаЯ читаю текст Л. Каминского «Как котенок Яша училсярисовать» (упр. 38), ученики следят по учебнику. Задаю вопросы, помещенные в конце этого упражнения,чтобы обратить внимание школьниковна характер главного героя, на последовательность изложений событий в тексте и помочь имизложить основную мысль текста.После этого даю задание, чтобы школьники составили план текста. Даю примерные названиячастей плана: 1. Что котенок Яша рассказало себе учителю рисования. 2. Как котенок Яша рисовал мышонка. 3. Как Яша нарисовал стакан с молоком. 4. Как котёнок Яшанарисовал собаку. 5. Какой вывод сделал учитель о способностях котенка к рисованию.После этого обращаю внимание детей на образец, по которому они при устном пересказе должны заменять словакотенка и учителя («прямую речь») своими словами («косвеннаяречь»), т.е. пересказать разговор (диалог) героев от лица автора-рассказчика. Во времяустного пересказа текста разрешаю детям использовать раннее составленный план.Урок 4. Письменное изложение (1 час)Задачи урока:работа над письменным пересказом текста; определить основную мысль, выраженную в тексте. Обращаю внимание детей на название текста. Продолжаюобучать детей составлять план текста теперь уже для письменного пересказа с заменой рассказа от первого лица рассказом о героев третьем лице. Обращаю внимание на орфографию.Ход урокаЧитаю текст (упр. 39), дети в это время следят по учебнику. Задаю первые два вопроса к тексту. Открываем Толковый словарь и ищем значение слова «натура».Далее задаю очередные вопросы о поведении всех животных, о которых говорится в тексте. Далее еще раз читаем последнее предложение первогоабзаца и последнее предложение текста. Обращаю внимание, что это основная мысль автора. Затем даю задание о подборе названия к тексту. Примерные названия текста: «Баран, заяц и пёс» или «Художник и его питомцы», «Необычная дружба».Затем младшие школьники читают текст по цепочке, заменяя слова «я», «у меня» на слова «художник», «у художника» (используем образец в учебнике). После этого дети составляют план текста и устнопересказывают его, используя слова «у художника», «с ним», «к нему» и т. д. Далее обращаю внимание на трудные написания слов в тексте. После этого, еще раз медленно читаю текст, затем дети еще раз читают текст, закрывают его листом бумаги и письменно излагают своими словами, изменив рассказ от первоголица рассказом о герое в третьем лице.Урок5. Устный рассказ по рисунку (1 час)Задачи урока: развить умение младших школьников своими словамипересказать достаточно большой текст с опорой на план; продолжить обучение детей различать описание и повествованиев тексте, последовательно излагать события в тексте, пониматьосновную мысль текста, переводить прямую речь в косвенную, опираясь на образец.Ход урокаЧитаю рассказ А. Раскина «Как папа бросил мяч под автомобиль» (упр. 44), дети следят по учебнику.Задаю первые два блока вопросов к тексту, чтобы школьники поняли, с кем произошла история и от чьего лица идет повествование.Последующими вопросамиопределяем характер и причины поступков героев рассказа (маленького папы, его родных, мальчишек во дворе), пытаемся понять основную мысль текста.Далее вместе с детьми делим текст на части и составляем его план.Примерные названия частей плана могут быть: 1. Какойнеобыкновенный мяч подарили папе. 2. Как повел себя маленький папа, когда у него появился чудесный мяч. 3. Как маленькийпапа бросил свой мяч под машину. 4. Что сказали папе дома.5. Какие выводы сделал маленький папа.Затем внимательно читаем образец, где помещена информация о переводе прямой речи в косвенную.После того, как дети составят план, будет дано время для устного пересказа текста.Урок 6.Письменное изложение (1 час)Задачи урока:работа над письменным пересказом текста; определить основную мысль, выраженную в тексте. Обращаю внимание детей на название текста. Продолжаюобучать детей составлять план текста теперь для письменного пересказа. Обращаю внимание на орфографию.Ход урока. Читаю текст «Умная птичка» (по Михаилу Зощенко)(упр. 46), ученики следят по учебнику. Определяем, какой это текст (текст-повествование) с объяснением, почему они так решили. Далее работаем с названием текста. Определяем главную мысль. Примерные названия частей плана этого текста могут бытьтакие: 1. Как мальчик нашел гнездышко. 2. Упавшая птичка. 3. Как мальчик ловил птичку.4. Как птичка спасла своих птенцов.Затем обращаю внимание на сложные моменты написания в тексте, читаю текст еще раз. Затем дети читают текст вслух вполголоса, закрывают его листом бумаги и письменно излагают своими словами, обращая внимание на то,чтобы последовательность событий не нарушалась.ЗаключениеЦель исследование – разработка программы и содержания опытного обучения младших школьников по формированию умения передавать на письме чужую речь.В соответствии с логикой исслкдования решены следующие задачи:Рассмотрены понятия «чужая речь», «прямая речь», «косвенная речь»; «несобственно –прямая речь».Изучены вопросы обучения младших школьников по формированию умения передавать чужую речь на письме.Выявлены возможности современных УМК по формированию навыков передачи чужоц речи в методической науке.Разработаны примерная программа и содержание опытного обучения младших школьников по формированию умения на письме передавать ужую речь.Научная литература располагает описанием понятий «чужая речь», «прямая речь», «косвенная речь»; «несобственно –прямая речь» и способов их передачи.Методическая наука располагает описанием методов и стредств формирования умений и навыков по передаче чужой речи.Анализ учебно-методических комплектов по обучению грамоте показал ,что среди большого их числа, немногие ставят перед задачу по формированию умения передавать чужую речь. В таких УМК нет ни задач, ни упражнений, направленных на выполнение данной задачи.В практической части курсовой работы предоставили программу и содержание уроков по опытному обучению младших школьников формированию умений передавать чужую речь на письме.Список использованной литературыАбрамова М.Г. Русский язык: 3 класс: Мет. пособие/М.Г. Абрамова, Т.А. Байкова, О.В. Малаховская – М.: Академкнига, 2012. – 352с.Гаркунова И.Л., Канакина В.П. Изложения в начальных классах // Начальная школа. – 1984. - № 4. – С. 50.Зиновьева Т.И. Практикум по методике обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие/Т.И. Зиновьева, О.Е. Курлыгина, Л.С. Трегубова. – М.: Академия, 2007. – 304 с.Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: 3 кл.: Учеб.: Ч. 1. – М.: Просвещение, 2011. –318 с. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: 3 кл.: Учеб: Ч. 2. – М.: Просвещение, 2011. –318 с.Канакина В.П. Русский язык: 3 класс: Мет. пособие/В.П. Канакина, Г.А. Фомичева – М.: Просвещение, 2006 – 142 с.Касаткин Л.Л. Современный русский язык: Слов.- справ.:Пособие для учителя/Л.Л. Касаткин, Е.В. Клобуков, П.А. Лекант – М.: Просвещение, 2004. – 304 с.Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1985. – 176 с.Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие – М.: Просвещение, 1979. – 431 с.Русский язык: 3 кл. : Учеб.: Ч. 1 / М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, Т.А. Байкова.–М.: Академкнига, 2011. — 160 с.Русский язык: 3 кл. : Учеб.: Ч. 2 / М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, Т.А. Байкова.–М.: Академкнига, 2011. — 192 с.Русский язык: 3 кл. : Учеб.: Ч. 3 / М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, Т.А. Байкова.–М.: Академкнига, 2011. — 192 с.Русский язык: Учеб./под ред.Л.Л. Касаткина – М.: Академия, 2001. – 768 с.Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учеб. пособие/под ред. М.С. Соловейчик – М.: Академия, 1997. – 383 с.Русский язык. Энциклопедия/гл. ред. Ю.Н. Караулов – М.: Большая Российская энциклопедия; Дрофа, 1997. – 703 с.Современный русский язык: Учеб./Под ред. В.А. Белошапковой –М.: Высш. шк., 1989. – 800 с.Современный русский язык: Учеб./под ред. П.А. Леканта – М.: Дрофа, 2007 – 560 с.Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц: Учеб. Ч. 2. Морфология. Синтаксис/под ред. Е.И. Дибровой – М.: Академия, 2006. –624 с.Современный русский язык . Учеб:. Ч.3. Синтаксис. Пунктуация/В.В. Бабайцева, Л.Ю. Максимов – М.:Просвещение, 1987 – 256 с.Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.Русский язык. К тайнам нашего языка: 3 кл.: Учеб: Ч. 1.,2 – М.: Ассоциация XXIвек, 2006.


Список использованной литературы

1.Абрамова М.Г. Русский язык: 3 класс: Мет. пособие/М.Г. Абрамо-ва, Т.А. Байкова, О.В. Малаховская – М.: Академкнига, 2012. – 352с.
2.Гаркунова И.Л., Канакина В.П. Изложения в начальных классах // Начальная школа. – 1984. - № 4. – С. 50.
3.Зиновьева Т.И. Практикум по методике обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие/Т.И. Зиновьева, О.Е. Курлыгина, Л.С. Трегубова. – М.: Академия, 2007. – 304 с.
4.Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: 3 кл.: Учеб.: Ч. 1. – М.: Просвещение, 2011. –318 с.
5. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: 3 кл.: Учеб: Ч. 2. – М.: Просвещение, 2011. – 318 с.
6.Канакина В.П. Русский язык: 3 класс: Мет. пособие/В.П. Канакина, Г.А. Фомичева – М.: Просвещение, 2006 – 142 с.
7.Касаткин Л.Л. Современный русский язык: Слов.- справ.:Пособие для учителя/Л.Л. Касаткин, Е.В. Клобуков, П.А. Лекант – М.: Про-свещение, 2004. – 304 с.
8.Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников: Посо-бие для учителя. М.: Просвещение, 1985. – 176 с.
9.Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие – М.: Просвещение, 1979. – 431 с.
10.Русский язык : 3 кл. : Учеб.: Ч. 1 / М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, Т.А. Байкова.–М.: Академкнига, 2011. — 160 с.
11. Русский язык : 3 кл. : Учеб.: Ч. 2 / М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, Т.А. Байкова.–М.: Академкнига, 2011. — 192 с.
12. Русский язык : 3 кл. : Учеб.: Ч. 3 / М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, Т.А. Байкова.–М.: Академкнига, 2011. — 192 с.
13. Русский язык: Учеб./под ред.Л.Л. Касаткина – М.: Академия, 2001. – 768 с.
14. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учеб. пособие/под ред. М.С. Соловейчик – М.: Академия, 1997. – 383 с.
15. Русский язык. Энциклопедия/гл. ред. Ю.Н. Караулов – М.: Боль-шая Российская энциклопедия; Дрофа, 1997. – 703 с.
16.Современный русский язык: Учеб./Под ред. В.А. Белошапковой –М.: Высш. шк., 1989. – 800 с.
17.Современный русский язык: Учеб./под ред. П.А. Леканта – М.: Дрофа, 2007 – 560 с.
18.Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц: Учеб. Ч. 2. Морфология. Синтаксис/под ред. Е.И. Дибровой – М.: Академия, 2006. – 624 с.
19.Современный русский язык . Учеб:. Ч.3. Синтаксис. Пунктуа-ция/В.В. Бабайцева, Л.Ю. Максимов – М.: Просвещение, 1987 – 256 с.
20. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Русский язык. К тайнам наше-го языка: 3 кл.: Учеб

Вопрос-ответ:

1. Что такое "чужая речь" и "способы передачи чужей речи" в лингвистической литературе?

В лингвистической литературе "чужая речь" - это речь другого человека, которую нужно передать на письме. "Способы передачи чужей речи" - это различные приемы и методы, которые позволяют передать речь другого человека точно и осмысленно на письме.

2. Какие вопросы рассматриваются в методической литературе по формированию у младших школьников умения передавать чужую речь?

В методической литературе рассматриваются вопросы о том, как учить детей передавать чужую речь, как формировать у них навыки и навыки передачи чужой речи, как использовать различные упражнения и задания для развития этого умения.

3. Как формируется у младших школьников умение передавать чужую речь в современной начальной школе?

В современной начальной школе умение передавать чужую речь формируется через разнообразные учебно-методические материалы, такие как тексты разговоров, диалоги, ролевые игры. Также используются специальные задания и упражнения, направленные на развитие навыков передачи чужой речи.

4. Какие возможности предоставляет учебно-методическая литература для формирования умения передавать чужую речь у младших школьников?

Учебно-методическая литература предоставляет различные задания, упражнения и материалы, которые помогают развивать у младших школьников умение передавать чужую речь. Это могут быть тексты для чтения, игры с репликами, уроки коммуникации и т.д.

5. Какие теоретические основы работы над формированием умения передавать чужую речь приведены в главе 1 статьи?

В главе 1 статьи приведены научные описания понятия "чужая речь" и "способы передачи чужей речи" в лингвистической литературе. Здесь рассматриваются различные вопросы формирования у младших школьников умения передавать чужую речь в методической литературе.

Что такое "чужая речь" и "способы передачи чужей речи"?

Чужая речь - это речь другого человека, которую необходимо передать на письме. Способы передачи чужей речи включают директную речь, косвенную речь и свободную речь.

Какие вопросы рассматриваются в методической литературе о формировании умения передавать чужую речь у младших школьников?

Методическая литература исследует вопросы связанные с формированием умения передавать чужую речь у младших школьников, такие как развитие коммуникативных навыков, обучение правилам цитирования и практические рекомендации для проведения уроков письма.

Какими возможностями обладает современная начальная школа для формирования у младших школьников умения передавать чужую речь?

В современной начальной школе есть различные задания и уроки, которые помогают развить у младших школьников умение передавать чужую речь. Это может быть анализ текстов, создание диалогов, игры с использованием директной речи и другие интерактивные методы обучения.

Какие теоретические основы лежат в основе работы над формированием умения передавать чужую речь?

Теоретические основы работы над формированием умения передавать чужую речь включают исследования в лингвистической литературе, которые помогают определить понятие "чужая речь" и различные способы передачи чужей речи, такие как директная, косвенная и свободная речь.

Какие аспекты формирования умения передавать чужую речь рассматриваются в первой главе статьи?

В первой главе статьи рассматриваются научное описание понятия "чужая речь" и "способы передачи чужей речи" в лингвистической литературе, а также вопросы формирования умения передавать чужую речь, которые рассмотрены в методической литературе.

Что означает понятие "чужая речь"?

Понятие "чужая речь" в лингвистике означает передачу слов и высказываний другого человека или персонажа. Это может быть цитата, диалог или монолог, который нужно передать на письме.

Какие способы передачи чужой речи существуют?

Существует несколько способов передачи чужой речи на письме. Некоторые из них: прямая речь, косвенная речь, свободная индиректная речь. Каждый из этих способов имеет свои особенности и правила использования.