Педагогическая помощь родителям в подготовке ребенка к школе
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 30 + 30 источников
- Добавлена 10.05.2011
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
1.1.Психолого-педагогическая характеристика ребенка 6 – 7 лет
1.2. Компоненты психологической готовности
1.2.1. Интеллектуальная готовность ребенка к школе
1.2.2. Личностная готовность ребенка к школе
1.2.3. Социально-психологическая (коммуникативная) готовность ребенка к школе
Глава II. СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ
2.1. Педагогические условия формирования готовности родителей к изменению социального статуса ребенка
2.2. Направления и формы работы с родителями
2.3. Психодиагностика психологической готовности к школьному обучению как средство педагогической помощи родителям
2.4. Программа формирования педагогической компетентности родителей по вопросам готовности ребенка к школе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
В ходе индивидуальной беседы педагог может дать необходимые консультации и рекомендации. Как правило, родители охотно идут на такие беседы с воспитателем, чтобы получить исчерпывающую информацию. Планируя проведение индивидуальной беседы-консультации, педагог или воспитатель должен заранее позаботиться о создании спокойной, благоприятной обстановки. Не следует проводить беседу «на бегу», между делом, попутно переключаясь на разговор с коллегами или детьми. Это может просто оскорбить родителей, ведь они тоже готовились к этой встрече, планировали, какие вопросы надо задать, возможно, им пришлось отпрашиваться с работы [28, С. 123 - 124].
Таким образом, очевидна актуальность совершенствования содержания, форм и методов педагогической помощи родителям к подготовке детей к школьному обучению. От правильного выбора форм работы с родителями зависит как характер, так и эффективность процесса подготовки к школе и адаптации в школьном обучении. Наиболее эффективными они будут при условии, когда взаимоотношения строятся на осознании необходимости целенаправленных воздействий на ребенка, понимании целесообразности их согласования.
2.3. Родительская готовность к поступлению детей в школу
Многие ученые считают едва ли не главной, а то и единственной причиной возникновения школьной дезадаптации, психогенного формирования личности ребенка, которое нарушает его объективный и субъективный статус в школе и семье, затрагивает учебную и вне учебную активность школьника специфические отношения к ребенку в семье, особенности родительского поведения, актуальный микроклимат в семье.
Родительская готовность к поступлению ребенка в школу проявляется в различных сферах, как материальной, так социальной и психологической.
В настоящее время число родителей, принимающих решение о начале обучения ребенка с шести лет, все возрастает. И как показывают исследования Ш.А. Амонашвили, далеко не все из этих детей психологически готовы к систематическому школьному обучению [2]. Результаты исследования А. Юшкова позволили выделить четыре группы родителей по преобладающим мотивам выбора обучения ребенка с шестилетнего возраста [36]:
1. Для родителей данной группы переход в школу связан с тем, что друзья их ребенка идут в школу (и кому-то из них – семь, кому-то шесть и т.д.). Родители при этом полагают, что детям в сложившейся компании будет легче адаптироваться к новым условиям.
2. Эта группа родителей, объясняя мотивы собственного выбора по переходу ребенка из детского сада в школу в возрасте шести лет, оперирует понятием «скука». В «скуку» входит и собственно скука, и нежелание ребенка подчиняться режимным моментам, например, спать в обед, и занятия, материал которых потенциальным шестилетним школьникам уже известен и т.д.
3. Эта группа родителей полагает, что ребенку следует идти в школу с шести лет потому, что иначе он утратит интерес.
4. Родители этой группы замечают успехи детей, поощряют их и считают, что для их развития необходимо отдать ребенка в школу.
Следует отметить, что если мотивы, описанные выше, характерны для родителей, чей ребенок психологически не готов к обучению в школе, то это может привести к негативным последствиям в развитии личности ребенка, его дезадаптации в школе.
Таким образом, для повышения эффективности школьной адаптации детей необходимо формировать родительскую готовность к поступлению детей к школе.
Выводы по второй главе
Теоретический анализ педагогической литературы по проблеме исследования выявил, что существуют различные формы оказания педагогической помощи родителям при поступлении детей к школе (коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные).
Эффективность педагогической помощи родителям подтверждается появлением у них следующих новообразований: сформированность представлений о важных аспектах готовности ребенка к обучению в школе; способность анализировать объективную ситуацию готовности собственного ребенка к обучению в школе; умение анализировать результаты и замечать проблемы, предвосхищать возможные трудности, знать пути и способы разрешения их уже в дошкольном возрасте или адекватно и своевременно реагировать на возможные трудности в младшем школьном возрасте; умение осмысленно выбирать адекватный вариант подготовки ребенка к обучению в школе; умение создавать условия для формирования каждого аспекта готовности в условиях семейного воспитания, оптимально выстраивать стратегии взаимодействия с ребенком с учетом его потребностей, возможностей и уровня его развития.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование подтвердило необходимость оказания педагогической помощи родителям при подготовке детей к школе и разработки эффективных форм и способов ее осуществления.
В данном исследовании было проанализировано понятие «психологическая готовность к школе». Данное понятие является многокомпонентым образованием, так как включает в себя следующие компоненты: интеллектуальный, личностный и социально-психологический (коммуникативный).
Исследование подтвердило, что психологическая готовность к школе не возникает у детей спонтанно. Она образуется постепенно и, самое главное, требует верного психолого-педагогического управления, систематически организованных занятий с ребенком в семье. Такая готовность формируется созданием условий для развития всех видов детской деятельности, обеспечивающих в единстве развитие всех психофизиологических особенностей развития дошкольников - мышления, воли, чувств, воображения, речи, а также усвоение этических норм и выработку нравственного поведения..
В исследовании проведен анализ эффективных форм работы с родителями по подготовке детей к школе. К числу эффективных способов оказания педагогической помощи родителям относятся лекции, практикумы, семинары, беседы, консультации, тестирование, анкетирование, тренинги и др.
Разнообразные формы работы с родителями должны быть взаимосвязаны и представлять единую стройную систему, которая предполагает регулярное и целенаправленное педагогическое просвещение родителей, ознакомление их с основами теоретических знаний о психофизиологических особенностях развития детей 6 – 7 лет, а в большей степени с педагогической практикой работы с детьми и с инновационными идеями в области педагогической и психологической мысли.
Проведенное исследование, естественно, не претендует на решение всего комплекса теоретических и прикладных вопросов оказания педагогической помощи родителям. Одни из них лишь обозначены, другие рассматриваются в постановочном плане.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Амонашвили, И.А. Здравствуйте, дети! / И.А. Амонашвили. – М.: Просвещение, 1987. – 302с.
2. Амонашвили, И.А. В школу с 6 лет / И.А. Амонашвили. – М.: Педагогика, 1990. – 176 с.
3. Антонова, Т.М. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка / Т.М. Антонова, Е.А. Волкова, Н.Н Мишина // Дошкольное воспитание. – М., 1998. - № 6. - С. 66 – 70.
4. Арапова-Пискарева, Н.В. О проблемах преемственности подготовки к школе и раннего обучения / Н.В. Арапова-Пискарева // Дошкольное воспитание. – М., 2004. - №5. – С. 2-6.
5. Арнаутова, Е.С. Методы обогащения воспитательного опыта родителей / Е.С. Арнаутова // Дошкольное воспитание. – М., 2002. - № 9. – С. 52 – 58.
6. Ашикова, С. Воспитатель и родители / С. Ашикова // Дошкольное воспитание. –М., 2004. - №10. – С. 18-23.
7. Белоногова, Г.С. Педагогические знания – родителям / Г.С.Белоногова, Л. Хитрова // Дошкольное воспитание. – М., 2003. - № 1. – С. 82 – 92.
8. Битянова, М. Диагностика дошкольной зрелости / М. Битянова, О. Барчук // «Школьный психолог». – М., 2004. - № 30. – С. 13 – 17.
9. Блонский П.П. Педология: Кн. для преп. и студ. высш. пед. учеб. заведений / П.П. Блонский // Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 288с.
10. Богданова, Т.Г. Диагностика познавательной сферы ребенка / Т.Г. Богданова, Т.В. Корнилова. – М.: Ропедагенство, 1998. – 68 с.
11. Божович, Л.И. Социальная ситуация развития и движущие силы развития ребенка / Л.И. Божович // Психология личности в трудах отечественных психологов: хрестоматия под ред. Л.В. Куликова. – СПб.: Изд-во «Питер», 2005. – С. 160 – 166.
12. Бугрименко, Е.А. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов: методические разработки для школьного психолога / Е.А. Бугрименко, Л.А. Венгер, К.Н. Поливанова, Е.Ю. Сушкова. – М.: ВНИК «Школа», 1994. – 91 с.
13. Вархатова, Е.К. Экспресс-диагностика готовности к школе: практическое руководство для педагогов и школьных психологов / Е.К. Вархатова, Н.В. Дятко, Е.В. Сазонова. – М.: Генезис, 2003. – 48 с.
14. Венгер, А.Л. Психологическое консультирование и диагностика / А.Л. Венгер / Часть 1. – М.: Генезис, 2005. – 160 с.
15. Венгер, А.Л. Психологическое консультирование и диагностика / А.Л. Венгер / Часть 2. – М.: Генезис, 2005. – 128 с.
16. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1996. – С. 264–269.
17. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1996. – 480 с.
18. Галанов А.С. Психодиагностика детей: рабочая тетрадь / А.С. Галанов. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 32 с.
19. Данилина, Т.С. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей / Т. Данилина // Дошкольное воспитание. – М., 2000. - № 1. – С. 41 – 49.
20. Доронова, Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями / Т.Н. Доронова // Дошкольное воспитание. – М., 2004. - № 1. – С. 60 – 68.
21. Детский психолог // Под ред. Рогова Е.И. – Ростов н/Д: Тотем, 1999. - №9. – 107 с.
22. Истратова, О.Н. Справочник психолога начальной школы / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. - 2-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 448с. Серия «Справочники».
23. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова– М.: Знание, 2000.- 328с.
24. Коломинский, Я.Л. Психология детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько.- Мн.: Университэцкае, 2003. – 316 с.
25. Леонтьева, А.Т. Родители являются первыми педагогами своих детей / А.Т. Леонтьева, Т.В. Лушпарь // Дошкольное воспитание. – М., 2001. - № 8. – С. 57 – 59.
26. Маленкова, Л.И. Педагоги, родители, дети / Л.И. Маленкова. – М.: Пед. общество России, 2000. – 122 с.
27. Мухина, В.С. Что такое готовность к учению / В.С. Мухина // «Семья и школа». – М., 1990. – С. 56 – 58.
28. Пичугина, Н.О. Дошкольная педагогика / Н.О. Пичугина, Г.А. Аудашева, С.В. Ассаулова. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2004. – 384 с.
29. Регуш, Л.А. Развитие способностей прогнозирования познавательной деятельности (дошкольник-юноша): учеб. пособие к спецкурсу / Л.А. Регуш. - Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1987. – 345с.
30. Юшков, А. Почему родители торопятся забирать детей из детского сада / А. Юшков // http: // www.ort.spb.ru/nesh/educcoop/parents.htm.
3
Социально-психологическая (коммуникативная) готовность
Личностная готовность
Интеллектуальная готовность
Компоненты психологической готовности ребенка к школе
Группы мотивов учения
Широкие социальные мотивы учения
Мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью
Подструктуры социально-психологического компонента
Коммуникативная компетентность
Социальная компетентность
Языковая компетентность
Формы работы с родителями
Коллективная
форма
Индивидуальная форма
Наглядно-информационная форма
1. Амонашвили, И.А. Здравствуйте, дети! / И.А. Амонашвили. – М.: Просвещение, 1987. – 302с.
2. Амонашвили, И.А. В школу с 6 лет / И.А. Амонашвили. – М.: Педагогика, 1990. – 176 с.
3. Антонова, Т.М. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка / Т.М. Антонова, Е.А. Волкова, Н.Н Мишина // Дошкольное воспитание. – М., 1998. - № 6. - С. 66 – 70.
4. Арапова-Пискарева, Н.В. О проблемах преемственности подготовки к школе и раннего обучения / Н.В. Арапова-Пискарева // Дошкольное воспитание. – М., 2004. - №5. – С. 2-6.
5. Арнаутова, Е.С. Методы обогащения воспитательного опыта родителей / Е.С. Арнаутова // Дошкольное воспитание. – М., 2002. - № 9. – С. 52 – 58.
6. Ашикова, С. Воспитатель и родители / С. Ашикова // Дошкольное воспитание. –М., 2004. - №10. – С. 18-23.
7. Белоногова, Г.С. Педагогические знания – родителям / Г.С.Белоногова, Л. Хитрова // Дошкольное воспитание. – М., 2003. - № 1. – С. 82 – 92.
8. Битянова, М. Диагностика дошкольной зрелости / М. Битянова,
О. Барчук // «Школьный психолог». – М., 2004. - № 30. – С. 13 – 17.
9. Блонский П.П. Педология: Кн. для преп. и студ. высш. пед. учеб. заведений / П.П. Блонский // Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 288с.
10. Богданова, Т.Г. Диагностика познавательной сферы ребенка /
Т.Г. Богданова, Т.В. Корнилова. – М.: Ропедагенство, 1998. – 68 с.
11. Божович, Л.И. Социальная ситуация развития и движущие силы развития ребенка / Л.И. Божович // Психология личности в трудах отечественных психологов: хрестоматия под ред. Л.В. Куликова. – СПб.: Изд-во «Питер», 2005. – С. 160 – 166.
12. Бугрименко, Е.А. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов: методические разработки для школьного психолога / Е.А. Бугрименко, Л.А. Венгер, К.Н. Поливанова, Е.Ю. Сушкова. – М.: ВНИК «Школа», 1994. – 91 с.
13. Вархатова, Е.К. Экспресс-диагностика готовности к школе: практическое руководство для педагогов и школьных психологов /
Е.К. Вархатова, Н.В. Дятко, Е.В. Сазонова. – М.: Генезис, 2003. – 48 с.
14. Венгер, А.Л. Психологическое консультирование и диагностика / А.Л. Венгер / Часть 1. – М.: Генезис, 2005. – 160 с.
15. Венгер, А.Л. Психологическое консультирование и диагностика / А.Л. Венгер / Часть 2. – М.: Генезис, 2005. – 128 с.
16. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1996. – С. 264–269.
17. Выготский, Л.С. Педагогическая психология /
Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1996. – 480 с.
18. Галанов А.С. Психодиагностика детей: рабочая тетрадь /
А.С. Галанов. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 32 с.
19. Данилина, Т.С. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей / Т. Данилина // Дошкольное воспитание. – М., 2000. - № 1. – С. 41 – 49.
20. Доронова, Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями / Т.Н. Доронова // Дошкольное воспитание. – М., 2004. - № 1. – С. 60 – 68.
21. Детский психолог // Под ред. Рогова Е.И. – Ростов н/Д: Тотем, 1999. - №9. – 107 с.
22. Истратова, О.Н. Справочник психолога начальной школы /
О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. - 2-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 448с. Серия «Справочники».
23. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова– М.: Знание, 2000.- 328с.
24. Коломинский, Я.Л. Психология детей шестилетнего возраста /
Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько.- Мн.: Университэцкае, 2003. – 316 с.
25. Леонтьева, А.Т. Родители являются первыми педагогами своих детей / А.Т. Леонтьева, Т.В. Лушпарь // Дошкольное воспитание. – М., 2001. - № 8. – С. 57 – 59.
26. Маленкова, Л.И. Педагоги, родители, дети / Л.И. Маленкова. – М.: Пед. общество России, 2000. – 122 с.
27. Мухина, В.С. Что такое готовность к учению / В.С. Мухина // «Семья и школа». – М., 1990. – С. 56 – 58.
28. Пичугина, Н.О. Дошкольная педагогика / Н.О. Пичугина,
Г.А. Аудашева, С.В. Ассаулова. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2004. – 384 с.
29. Регуш, Л.А. Развитие способностей прогнозирования познавательной деятельности (дошкольник-юноша): учеб. пособие к спецкурсу / Л.А. Регуш. - Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1987. – 345с.
30. Юшков, А. Почему родители торопятся забирать детей из детского сада / А. Юшков // http: // www.ort.spb.ru/nesh/educcoo
Вопрос-ответ:
Какая психолого-педагогическая характеристика у ребенка 6-7 лет?
Возраст 6-7 лет характеризуется активным развитием моторики, речи, воображения, памяти и внимания у ребенка. Он начинает проявлять интерес к самостоятельным играм, умеет выполнять простые задания, понимает правила взаимодействия с другими детьми.
Каковы компоненты психологической готовности ребенка к школе?
Компоненты психологической готовности ребенка к школе включают интеллектуальную готовность, личностную готовность и социально-психологическую (коммуникативную) готовность. Интеллектуальная готовность связана с развитием мышления, речи, памяти и внимания. Личностная готовность проявляется в умении справляться с эмоциональными переживаниями, развитии самооценки и самоконтроля. Социально-психологическая готовность предполагает умение налаживать контакты с ровесниками, сотрудничать, разрешать конфликты и выполнять социально-культурные нормы.
Как помочь ребенку в развитии интеллектуальной готовности к школьному обучению?
Для развития интеллектуальной готовности ребенка к школе можно проводить игры и упражнения, развивать логическое мышление, память и внимание. Важно читать с ребенком книги, разговаривать на разные темы, задавать вопросы, развивающие речь и мышление. Также полезно заниматься рисованием, конструированием и решать задачи вместе с ребенком.
Как развить личностную готовность ребенка к школе?
Для развития личностной готовности ребенка к школе важно помогать ему в познании своих эмоций, научить управлять ими. Полезно заниматься развитием самооценки и самоконтроля, поощрять ребенка за достижения и помогать ему оценивать свои возможности. Также важно научить ребенка основным правилам поведения и общения с другими людьми.
Какая характеристика ребенка 6-7 лет важна для его психологической готовности к школе?
Психолого-педагогическая характеристика ребенка 6-7 лет включает в себя анализ его физического развития, интеллектуальных способностей, эмоционально-личностных особенностей и социальных умений.
Какие компоненты влияют на психологическую готовность ребенка к школьному обучению?
Психологическая готовность к школе включает в себя интеллектуальную готовность, личностную готовность и социально-психологическую (коммуникативную) готовность.
Что включает в себя интеллектуальная готовность ребенка к школе?
Интеллектуальная готовность ребенка к школе включает в себя развитие интеллектуальных способностей, логического мышления, речи, внимания и памяти.
Какой подход используется при работе с родителями в подготовке детей к школе?
Современные формы работы с родителями при подготовке детей к школе включают индивидуальные и групповые консультации, тренинги, семинары, педагогические игры и диалоги.
Какую роль играют родители в подготовке ребенка к школе?
Родители играют важную роль в подготовке ребенка к школе, оказывая ему педагогическую помощь, создавая условия для развития его интеллектуальных и эмоционально-личностных способностей, а также помогая формировать социально-психологическую готовность.
Какая психолого-педагогическая характеристика есть у ребенка в возрасте 6-7 лет?
Возраст 6-7 лет характеризуется резкими изменениями в развитии ребенка. Он становится более активным, самостоятельным и любопытным. Он начинает интересоваться чтением, письмом, арифметикой и прочими школьными навыками.
Какие компоненты психологической готовности к школе существуют?
Психологическая готовность к школе включает в себя три основных компонента: интеллектуальная, личностная и социально-психологическая (коммуникативная) готовность. Каждый из этих компонентов играет важную роль в успешной адаптации ребенка к школьной среде.
Как работа с родителями помогает в подготовке к школе?
Современные формы работы с родителями позволяют создать благоприятную образовательную среду для ребенка. Родители получают необходимые знания и навыки, чтобы помочь своему ребенку в освоении школьной программы. Они также получают поддержку и консультации от педагогов, которые помогают реализовать лучшие подходы к воспитанию и обучению.