Игровые концепции культуры Хёйзинга

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Строительство и архитектура
  • 16 16 страниц
  • 3 + 3 источника
  • Добавлена 02.09.2013
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
1.Особенности концепции
2.Взаимосвязь культуры и игры
Заключение
Список использованных источников

Фрагмент для ознакомления

Поэзия предполагает наличие круга посвященных, которым понятен ее язык. Язык поэзии отличается от обычного языка своей образностью; это использование образов и является игрой. Именно она стилистически упорядочивает образы, придает им таинственности. В архаических культурах поэзия выполняла более широкую, чем эстетическая, функцию. С духовным и материальным развитием культуры расширяются те ее сферы, где признаков игры нет или они малозаметны за счет тех, где игровой элемент превалирует. Культура с тем в целом приобретает серьезности. Религиозный культ также оказывается под влиянием этого процесса. Основным игровым полем остается поэзия.
Поэзия тесно связана с воображением, поэтому воображение также происходит из игры. Представить воспринимаемое в виде живого существа - значит выразить его на первичном уровне. Это происходит тогда, когда возникает потребность сообщить о воспринимаемом кому-то еще. Спектакль рождается как представление.
На основе этого И. Хейзинга пришел к выводу, что правомерно называть игрой неотъемлемую склонность духа, создавать вымышленный мир живых существ. Так, согласно мифологическими представлениями, возникновение мира произошло благодаря использованию частей тела некоего мирового гиганта божествами-создателями.
Кроме военного дела, поединков, философии, религиозного культа, поэзии, игра связана также с искусством. Внешним признаком глубокой психологической связи игры и искусства является то, что во многих языках исполнение на музыкальных инструментах и театральное действо называют общим.
Связь игры и искусства лежит в плоскости иррационального, образно-поэтического освоения действительности. И музыка, и игра подчиняются законам, которые не определяются нормами разума, долга и истины.
Очевидна для Хейзинги также связь игры и танца, изобразительного, театрального искусства и киноискусства. В драматургии игра сама по себе является искусством.













Заключение

Таким образом, игровая концепция культуры, сформулированная в целостном виде И. Хейзинга, рассматривает игру как первооснову культуры. Более того, культура возникает и развертывается в форме игры, имеет игровой характер. Игра, по мнению И. Хейзинги, - это всеобъемлющий способ человеческой деятельности, универсальная категория человеческого существования. Цель игры содержится в ней самой. Игра с самого начала была вне сферы нравственности, она находится за пределами добра и зла. И высоконравственный, и аморальный поступки совершаются по правилам той или иной игры. По сути, игра не совместима с насилием. Именно нравственные поступки свидетельствуют о должном соблюдении «правил игры». Ведь нравственность является не чем иным, как укоренившейся в прошлом традиции. Безнравственность, с этой точки зрения, является намеренно выбранным положением «вне игры», то есть чем-то абсурдным по определению. По такой логике, серьезное не является антонимом игры, ее противоположность - бескультурье и варварство – бескультурное варварство.
Итак, анализируя игровой фактор, И. Хейзинга убедительно показал его чрезвычайную действенность и плодотворность при возникновении всех крупных форм общественной жизни. Игровые соревнования, древнейшие, чем сама культура, способствовали росту и развитию форм архаической культуры. Религиозный культ вырос из священной игры. Поэзия родилась в игре и продолжает существовать в игровых формах. Музыка и танец были чистой игрой мудрости, знания находили словесное выражение в освященных обычаем играх, проходивших как соревнования. Право выделилось из игр, связанных с жизнью и отношениями людей, и что, на наш взгляд, показательно в игровом характере культуры, так это то, что поединки, которые улаживали споры оружием, условности жизни аристократии основывались на игровых основах. Поэтому вполне закономерный вывод Хейзинги о том, что культура вырастает из игры, как «живой плод, который освобождается от материнского тела, она развертывается в игре и как игра погибает».



Подлинная культура, по Хейзинга, не может существовать без игрового содержания, ибо культура предполагает определенное самоограничение, способность не воспринимать свои собственные устремления как нечто предельное и наивысшее, но видеть себя отгороженной некоторыми добровольно принятыми границам.
Анализируя взаимосвязь культуры и игры, Хейзинга не может оставить без внимания вопросы их будущего. Здесь ответ Хейзинги достаточно пессимистический. С его точки зрения современный мир утратил представление об игре как свободной деятельности, в процессе которой человек создавал собственный мир и сам устанавливал правила. Такая игра стала достоянием прошлого. Вообще, в прошлом, в древних культурах игры было больше. В современном обществе игра потеряла свои позиции. Современного меркантильного человека интересует не сама игра, а и выгода, которую победитель может получить из своего триумфа. Даже спорт утратил свое игровое содержание, он не подобен больше спорту античного мира, который имел благородную состязательность, создавшую стиль и культуру.
Различные стороны современной жизни насыщены игровыми элементами, но, как считает Хейзинга, это не означает, что роль игры растет. Скорее всего, это признак ребячества, когда все воспринимается в облегченной, игровой форме, когда хотят освободиться от традиций, а старость и мудрость воспринимают как негативные вещи.
В целом Хейзинга констатирует кризис европейской культуры, и этот кризис воспринимается им как нечто объективное, как судьба.























Список использованных источников

Ермишина Н.Д. Культурология. Уч. пособие. М.: Академ. Проект; Трикста, 2006.– 432 с.
Журавлев Н.В. Основы культурологии. Краткий курс лекций. М.: РХТУ им. Д.И. Менделеева, 2004.– 224 с
Орельская О.В. Современная зарубежная литература. – М.: Академия, 2006. – 148 с.
Ермишина Н.Д. Культурология. Уч. пособие. М.: Академ. Проект; Трикста, 2006.– 432 с.
Журавлев Н.В. Основы культурологии. Краткий курс лекций. М.: РХТУ им. Д.И. Менделеева, 2004.– 224 с
Орельская О.В. Современная зарубежная литература. – М.: Академия, 2006. – 148 с.











2

Список использованных источников

1.Ермишина Н.Д. Культурология. Уч. пособие. М.: Академ. Проект; Трикста, 2006.– 432 с.
2.Журавлев Н.В. Основы культурологии. Краткий курс лекций. М.: РХТУ им. Д.И. Менделеева, 2004.– 224 с
3.Орельская О.В. Современная зарубежная литература. – М.: Акаде-мия, 2006. – 148 с.

Вопрос-ответ:

Чем отличается язык поэзии от обычного языка?

Язык поэзии отличается от обычного языка своей образностью. В поэзии используются образы, которые стилистически упорядочиваются и придают им таинственности.

Какую функцию выполняла поэзия в архаических культурах?

В архаических культурах поэзия выполняла более широкую функцию, чем эстетическая. Она служила средством духовного и материального развития культуры.

Какие особенности есть у концепции Хёйзинга?

Особенности концепции Хёйзинга заключаются в том, что она рассматривает игру как важный элемент культуры. Она утверждает, что игра является основой для развития человека и общества, а также способом передачи и сохранения культурных традиций.

Как связана культура и игра?

Культура и игра тесно связаны. Игра является одной из форм проявления культуры. Она отражает и передает ценности, нормы и традиции общества. В свою очередь, культура влияет на игровые формы и правила, создавая уникальные игровые концепции.

Какие источники использовались в данной статье?

В данной статье были использованы различные источники по теме игровых концепций культуры Хёйзинга. Список использованных источников можно найти в конце статьи.

Что такое игровые концепции культуры Хёйзинга?

Игровые концепции культуры Хёйзинга - это система ценностей, правил и символов, связанных с игрой, которая является важной частью этой культуры. В Хёйзинге игра играет особую роль, она влияет на повседневную жизнь людей и формирует их взаимоотношения и поведение.

Какие особенности имеют концепции игры в культуре Хёйзинга?

Одной из особенностей игровых концепций культуры Хёйзинга является их интеграция во все сферы жизни. В Хёйзинге игра практикуется и в работе, и в образовании, и в религии. Она также пронизывает язык и символику этой культуры, придавая им особый смысл и значения.

Какова взаимосвязь между культурой и игрой в контексте Хёйзинга?

В культуре Хёйзинга игра имеет глубокий и тесный связь с каждым аспектом жизни. Она является неотъемлемой частью культуры и влияет на формирование и поддержание социальной структуры, ритуалов, традиций и ценностей. Игра также позволяет людям выражать свои эмоции, коммуницировать и учиться через опыт и взаимодействие.

Какая функция выполняла поэзия в архаических культурах?

В архаических культурах поэзия выполняла более широкую функцию, чем просто эстетическая. Она служила средством передачи знаний, истории и мудрости, помогала сохранить и преумножить культурное наследие, формировала и поддерживала идентичность и солидарность общества. Поэзия также играла роль ритуала, связывая людей и богов, и передавала духовные ценности и учение.

Какое влияние игра оказывает на поведение и взаимоотношения людей в культуре Хёйзинга?

Игра в культуре Хёйзинга имеет значительное влияние на поведение и взаимоотношения людей. Она позволяет разрядить напряжение, укрепить социальные связи и создать положительное взаимодействие. Игра также способствует развитию творческого мышления, обучению и развитию навыков, а также помогает людям находить радость и удовлетворение в жизни.

Какие особенности имеет концепция игровой культуры Хёйзинга?

Особенности концепции игровой культуры Хёйзинга заключаются в использовании игры как средства коммуникации и самовыражения, а также в признании игры как неотъемлемой части культурного опыта.