Социально-педагогичкская помощь подросткам из семей наркозависимых
Заказать уникальную дипломную работу- 115 115 страниц
- 62 + 62 источника
- Добавлена 06.09.2013
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Теоретические основы изучения социально-педагогической профилактики наркомании
1.1. Наркомания как социальное явление в современном мире
1.2.Социально-педагогическая проблема
1.3. Основные направления профилактики наркомании среди молодёжи
Вывод по главе 1
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование социально-педагогической деятельности по профилактике наркомании среди подростков
2.1. Анализ опыта работы по профилактике наркомании в школе
2.2.Педагогическая работа по профилактики наркомании среди молодежи
Вывод по главе 2
Заключение
Список использованных источников
Приложения
- Ростов-на-Дону - 2002.Подхватилин Н.В. Психокоррекционная профилактика подростковой наркозависимости. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 64 с.Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / Под ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого, И.Б. Орешниковой. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2000. – 256 с.Проект Концепции Русской Православной Церкви по реабилитации наркозависимых // Патриархия.Ру, 6 сентября 2010.Пятницкая И.Н. Наркомании. Л.: Медицина, 1994. Рековская И.Ф. Положение детей РФ и социальные проблемы сиротства (обзор). //Социальные и гуманитарные науки. Сер. 11. Социология.. 2005. №2 С.77.Родионов А.В., Родионов В.А. Подросток и наркотики. Выявление факторов зависимости от психоактивных веществ в работе с несовершеннолетними. – Ярославль: Академия развития: 2004. – 192 с.Рожков М.И., Ковальчук М.А. Профилактика наркомании у подростков. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 144 с.РосБизнесКонсалтинг — Новости дня — ООН: В России правоохранительные органы перехватывают до 40 % поступающего в страну героинаСамоукина Н. Психологическое консультирование студентов, страдающих наркозависимостью /Семейные консультации – М - 2007Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Профилактика наркомании и алкоголизма. - М.: Академия, 2003. – 176 с.Словарь иностранных слов. М., 1989. С. 151Соковня И. Вредные привычки: наркомания // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2003. – № 8-9. – С. 24 – 27.Социальная педагогика / Под общ. ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 416 с.Статистика распространения наркомании в России в 2000-2010 гг. Справка//РИА-Новости от 22.04.2010 - http://www.rian.ru/spravka/20100422/225438645.htmlСтатистический ежегодник. Стат. сб. Томск: Томскоблкомстат, 2002. 272 с. Ужасающие факты статистики по наркомании//Сайт о проблемах наркомании – 2009 - http://www.netnarkoticov.ru/narkomanija-statistika.htmlФакторы риска, или кто чаще становится наркоманом? // Основы безопасности жизни. – 2000. – №8. – С.22 – 26. Филипчева Ирина Ивановна Позитивная профилактика злоупотребления психоактивными веществами/Спорт в школе и здоровье детей – М- 2007Чепурных Е. Здоровый образ жизни и профилактика наркомании // Народное образование. – 1999. – №10. – С.32 – 33.Шабанов В.А. Руководство по наркологии. - СПб.: Лань, 1998.ПриложенияПриложение 1.Опросник Басса—ДаркиИнструкция: Внимательно прочитайте каждое высказывание. Если оно подходит к Вам — поставьте рядом с ним знак «+», если нет — знак «-». Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим. Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбы. Я не всегда получаю то, что мне положено. Я знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать. Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести. Мне кажется, что я не способен ударить человека. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал. Я часто бываю не согласен с людьми. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми. Я гораздо более раздражителен, чем кажется. Если кто-нибудь корчит из себя начальника, я всегда поступаю ему наперекор. Меня немного огорчает моя судьба. Я думаю, что многие люди не любят меня. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку. Я не способен на грубые шутки. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится. Довольно многие люди завидуют мне. Я требую, чтобы люди уважали меня. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их шелкнули по носу. Я никогда не бываю мрачен от злости. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиаюсь. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания. Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть. Иногда мне кажется, что надо мной смеются. Даже если я злюсь, я не прибегаю к сильным выражениям. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь. Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием. Нет людей, которых я бы по-настоящему ненавидел. Мой принцип: «Никогда не доверять чужакам». Если кто-нибудь раздражает меня, то я готов сказать все, что я о нем думаю.Я делаю много такого, о чем впоследствии сожалею. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко ладить. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ. Неудачи огорчают меня. Я дерусь не реже и не чаще, чем другие. могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хваталпопавшуюся мне под руку вещь и ломал ее. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо. Раньше я думал, что большинство людей говорят правду, но теперь я в это не верю. Я ругаюсь только от злости. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть. Если для защиты своих прав мне нужно применить физическуюсилу, я применяю ее. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся. У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает. Я часто думаю, что жил неправильно. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки. Я не огорчаюсь из-за мелочей. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить илиоскорбить меня. Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводитьугрозы в исполнение. В последнее время я стал занудой. В споре я часто повышаю голос. Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.Обработка и интерпретация данных: Обработка опросника Басса—Дарки производится при помощи индексов различных форм агрессивных и враждебных реакций, которые определяются суммированием полученных ответов, соответствующих ключу. Ключ: Физическая агрессия: «Да» — № I, 25, 33, 48, 55, 62, 68;«Нет» - № 9, 17, 41. Косвенная агрессия: «Да» — № 2, 18, 34, 42, 56, 63; «Нет» —№ 10, 26, 49. Раздражение: «Да» — № 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72; «Нет» —№ 11,35, 69. Негативизм: «Да» - № 4, 12, 20, 23, 36. Обида: «Да» - № 5, 13, 21, 29, 37, 51, 58; «Нет» - № 44. Подозрительность: «Да» - № 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59; «Нет» - № 65, 70. Вербальная агрессия: «Да» - № 7, 15, 28, 31, 46, 53, 60, 721, 73; «Нет» - № 39, 66, 74, 75.Угрызение совести, чувство вины: «Да» - № 8, 16, 24, 32, 40. 47, 54, 61, 67.Приложение 2Методика определения индивидуальных копинг-стратегий Э.ХаймаМетодика предназначена для выявления индивидуального стиля совладания со стрессом. Может использоваться в целях диагностики как непродуктивных паттернов поведения, так и ресурсов личности. Инструкция. Вам будет предложен ряд утверждений, касающихся особенностей вашего поведения. Постарайтесь вспомнить, каким образом вы чаще всего разрешаете трудные и стрессовые ситуации высокого эмоционального напряжения. Обведите кружком тот номер, который вам подходит. В каждом разделе утверждений необходимо выбрать только один вариант, при помощи которого вы разрешаете свои трудности. Отвечайте в соответствии с тем, как вы справляетесь с трудными ситуациями в последнее время. Не раздумывайте долго – важна ваша первая реакция. Будьте внимательны! УтвержденияАГоворю себе: « В данный момент есть что-то важнее, чем трудности».Говорю себе: «Это судьба, нужно с этим смириться».« Это несущественные трудности, не все так плохо, в основном все хорошо».« Я не теряю самообладания и контроля над собой в тяжелые минуты и стараюсь никому не показывать своего состояния».« Я стараюсь все проанализировать, все взвесить и объяснить себе, что же случилось».« Я говорю себе: по сравнению с проблемами других людей – это пустяк».« Если что-то случилось, то так угодно Богу».«Я не знаю что делать, и мне временами кажется, что мне не выпутаться из этих трудностей».« Я придаю своим трудностям особый смысл, преодолевая их, я совершенствуюсь сам». «В данное время я полностью не могу справиться с этими трудностями, но со временем смогу справиться и с более сложными».Б«Я всегда глубоко возмущен несправедливостью судьбы ко мне и протестую».« Я впадаю в отчаяние, я рыдаю и плачу».« Я подавляю эмоции в себе».« Я всегда уверен, что есть выход из трудной ситуации».«Я доверяю преодоление своих трудностей другим людям, которые готовы помочь мне».« Я впадаю в состояние безнадежности».« Я считаю себя виноватым и получаю по заслугам».« Я впадаю в бешенство, становлюсь агрессивным».В«Я погружаюсь в любимое дело, стараясь забыть о трудностях».« Я стараюсь помочь людям, и в заботах о них забываю о своих горестях».« Стараюсь не думать, всячески избегаю сосредоточиваться на своих неприятностях».« Стараюсь отвлечься и расслабиться (с помощью алкоголя, успокоительных средств, вкусной еды и т.п.)».« Чтобы пережить трудности, я берусь за осуществление давней мечты (еду путешествовать, поступаю на курсы иностранного языка и т.п.)».« Я изолируюсь, стараюсь остаться наедине с собой».« Я использую сотрудничество со значимыми мне людьми для преодоления трудностей».« Я обычно ищу людей, способных помочь мне советом».Анализ результатовИспользуется преимущественно качественно-содержательный анализ ответов. В ключе каждое утверждение связано с определенной копинг-стратегией. Если опрашиваемый выбирает конкретное утверждение как наиболее привычное для себя, предполагается, что соответствующая копинг-стратегия будет для него типичной. Стратегии совладания со стрессом могут быть: продуктивными, относительно продуктивными и непродуктивными. Копинг-стратегии делятся на три подгруппы: когнитивные, эмоциональные и поведенческие.В ключе копинг-стратегии приведены в соответствии с утверждениями. В скобках даны обозначения: П – продуктивная копинг-стратегия (помогает быстро и успешно совладать со стрессом); О – относительно продуктивная копинг-стратегия (помогающая в некоторых ситуациях, например не очень значимых или при небольшом стрессе); Н – непродуктивная стратегия (не устраняет стрессовое состояние, напротив, способствует его усилению).КлючА. Когнитивные копинг-стратегии1. Игнорирование – « Говорю себе: в данный момент есть что-то важнее, чем трудности» (О).2. Смирение – « Говорю себе: это судьба, нужно с этим смириться» (Н).3. Диссимиляция – «Это несущественные трудности, не все так плохо, в основном все хорошо» (О).4. Сохранение самообладания – « Я не теряю самообладания и контроля над собой в тяжелые минуты и стараюсь никому не показывать своего состояния» (О).5. Проблемный анализ – « Я стараюсь проанализировать, все взвесить и объяснить себе, что же случилось» (П).6. Относительность – « Я говорю себе: по сравнению с проблемами других людей мои – это пустяк» (О).7. Религиозность – « Если что-то случилось, то так угодно Богу» (О). 8. Растерянность – «Я не знаю что делать, и мне временами кажется, что мне не выпутаться из этих трудностей» (Н).9. Придача смысла – « Я придаю своим трудностям особый смысл, преодолевая их, я совершенствуюсь сам» (О).10. Установка собственной ценности – «В данное время я полностью не могу справиться с этими трудностями, но со временем смогу справиться и с более сложными» (О).Б. Эмоциональные копинг-стратегии1. Протест – «Я всегда глубоко возмущен несправедливостью судьбы ко мне и протестую» (О).Эмоциональная разрядка – «Я впадаю в отчаяние, я рыдаю и плачу» (Н).Подавление эмоций – « Я подавляю эмоции в себе» (Н).Оптимизм – « Я всегда уверен, что есть выход из трудной ситуации» (П).Пассивная кооперация – «Я доверяю преодоление своих трудностей другим людям, которые готовы помочь мне» (О).Покорность – « Я впадаю в состояние безнадежности» (Н).Самообвинение – « Я считаю себя виноватым и получаю по заслугам» (Н).Агрессивность – « Я впадаю в бешенство, становлюсь агрессивным» (Н).В. Поведенческие копинг-стратегииОтвлечение – «Я погружаюсь в любимое дело, стараясь забыть о трудностях» (О).Альтруизм – « Я стараюсь помочь людям, и в заботах о них забываю о своих горестях» (О).Активное избегание – « Стараюсь не думать, всячески избегаю сосредоточиваться на своих неприятностях» (Н).Компенсация – « Стараюсь отвлечься и расслабиться (с помощью алкоголя, успокоительных средств, вкусной еды и т.п.)» (О).Конструктивная активность – « Чтобы пережить трудности, я берусь за осуществление давней мечты (еду путешествовать, поступаю на курсы иностранного языка и т.п.)» (О).Отступление – « Я изолируюсь, стараюсь остаться наедине с собой» (Н).Сотрудничество – « Я использую сотрудничество со значимыми мне людьми для преодоления трудностей» (П).Обращение – « Я обычно ищу людей, способных помочь мне советом» (О).Приложение 3Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведениюИнструкция. Внимательно прочитайте каждое высказывание. Если оно подходит к Вам — поставьте рядом с ним знак «+», если нет — знак «-».Я предпочитаю одежду неярких, приглушенных тонов. Бывает, что я откладываю на завтра то, что должен сделатьсегодня. Я охотно записался бы добровольцем для участия в каких-нибудь боевых действиях. Бывает, что я иногда ссорюсь с родителями. Тот, кто в детстве не дрался, вырастает «маменькиным сынком» и ничего не может добиться в жизни. Я бы взялся за опасную для жизни работу, если бы за нее хорошо заплатили. Иногда я ощущаю такое сильное беспокойство, что просто не могу усидеть на месте. Иногда бывает, что немного хвастаюсь. Если бы мне пришлось стать военным, то я хотел бы быть летчиком-истребителем. Я ценю в людях осторожность и осмотрительность. Только слабые и трусливые люди выполняют все правила и законы. Я предпочел бы работу, связанную с переменами и путешествиями, даже если она и опасна для жизни. Я всегда говорю только правду. Если человек в меру и без вредных последствий употребляет возбуждающие и влияющие на психику вещества — это вполне нормально. Даже если я злюсь, я стараюсь не прибегать к ругательствам. Я думаю, что мне бы понравилось охотиться на львов. Если бы меня обидели, то я обязательно должен отомстить. Человек должен иметь право выпивать сколько он хочет и где он хочет. Если мой приятель опаздывает к назначенному времени, то я обычно сохраняю спокойствие. Мне обычно затрудняет работу требование, сделать ее к определенному сроку. Иногда я перехожу улицу там, где мне удобнее, а не там, где положено. Некоторые правила и запреты можно отбросить, если испытываешь сильное сексуальное (половое) влечение. Я иногда не слушаюсь родителей. Если при покупке автомобиля мне придется выбирать между скоростью и безопасностью, то я выберу безопасность. Я думаю, что мне бы понравилось заниматься боксом. Если бы я мог свободно выбирать профессию, то стал бы дегустатором вин. Я часто испытываю потребность в острых ощущениях. Иногда мне так хочется сделать себе больно. Мое отношение к жизни хорошо описывает пословица «Семь раз отмерь, один раз отрежь». Я всегда покупаю билеты в общественном транспорте. Среди моих знакомых есть люди, которые пробовали одурманивающие, токсические вещества. Я всегда выполняю обещания, даже если мне это не выгодно. Бывает, что мне так и хочется выругаться. Правы люди, которые в жизни следуют пословице «Если нельзя, но очень хочется, то можно». Бывало, что я случайно попадал в драку после, употребления спиртных напитков. Мне редко удается заставить себя продолжать работу после ряда обидных неудач. Если бы в наше время проводились бои гладиаторов, то я бы обязательно в них поучаствовал. Бывает, что иногда я говорю неправду. Терпеть боль назло всем бывает даже приятно. Я лучше соглашусь с человеком, чем стану спорить. Если бы я родился в давние времена, то стал бы благородным разбойником. Если нет другого выхода, то спор можно разрешить и дракой. Бывали случаи, когда мои родители, другие взрослые высказывали беспокойство по поводу того, что я немного выпил. Одежда должна с первого взгляда выделять человека среди других в толпе. Если в кинофильме нет ни одной приличной драки — это плохое кино. Когда люди стремятся к новым, необычным ощущениям и переживаниям - это нормально. Иногда я скучаю на уроках. Если меня кто-то случайно задел в толпе, то я обязательно потребую от него извинений. Если человек раздражает меня, то я готов высказать ему все, что я о нем думаю. Во время путешествий и поездок я люблю отклоняться от обычных маршрутов. Мне бы понравилась профессия дрессировщика хищных зверей. Если уж ты сел за руль мотоцикла, то стоит ехать только очень быстро. Когда я читаю детектив, то мне часто хочется, чтобы преступник ушел от преследования. Иногда я просто не могу удержаться от смеха, когда слышу неприличную шутку. Я стараюсь избегать в разговоре выражений, которые могут смутить окружающих. Я часто огорчаюсь из-за мелочей. Когда мне возражают, я часто взрываюсь и отвечаю резко. Мне больше нравится читать о приключениях, чем о любовных историях. Чтобы получить удовольствие, стоит нарушить некоторые правила и запреты. Мне нравится бывать в компаниях, где в меру выпивают и веселятся. Меня раздражает, когда девушки курят. Мне нравится состояние, которое наступает, когда в меру и в хорошей компании выпьешь. Бывало, что у меня возникало желание выпить, хотя я понимал, что сейчас не время и не место. Сигарета в трудную минуту меня успокаивает. Мне легко заставить других людей бояться меня, и иногда ради забавы я это делаю. Я смог бы своей рукой казнить преступника, справедливо, приговоренного к высшей мере наказания. Удовольствие — это главное, к чему стоит стремиться в жизни. Я хотел бы поучаствовать в автомобильных гонках. Когда у меня плохое настроение, ко мне лучше не подходить.Иногда у меня бывает такое настроение, что я готов первым начать драку. Я могу вспомнить случаи, когда я был таким злым, что хватал первую попавшуюся под руку вещь и ломал ее. Я всегда требую, чтобы окружающие уважали мои права. Мне понравилось бы прыгать с парашютом. Вредное воздействие на человека алкоголя и табака сильно преувеличивают. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня. Я не получаю удовольствия от ощущения риска. Когда человек в пылу спора прибегает к «сильным» выражениям — это нормально. Я часто не могу сдержать свои чувства. Бывало, что я опаздывал на уроки. Мне нравятся компании, где все подшучивают друг над другом. Секс должен занимать в жизни молодежи одно из главных мест. Часто я не могу удержаться от спора, если кто-то не согласен со мной. Иногда случалось, что я не выполнял школьное домашнее задание. Я часто совершаю поступки под влиянием минутного настроения. Мне кажется, что я не способен ударить человека. Люди справедливо возмущаются, когда узнают, что преступник остался безнаказанным. Бывает, что мне приходится скрывать от взрослых некоторые свои поступки. Наивные простаки сами заслуживают того, чтобы их обманывали. Иногда я бываю так раздражителен, что стучу по столу кулаком. Только неожиданные обстоятельства и чувство опасности позволяют мне по-настоящему проявить себя. Я бы попробовал какое-нибудь одурманивающее вещество, если бы твердо знал, что это не повредит моему здоровью и не повлечет наказания. Когда я стою на мосту, то меня так и тянет прыгнуть вниз. Всякая грязь меня пугает или вызывает сильное отвращение. Когда я злюсь, то мне хочется кого-нибудь ударить. Я считаю, что люди должны отказаться от всякого употребления спиртных напитков. Я мог бы на спор влезть на высокую фабричную трубу. Временами я не могу справиться с желанием причинить боль другим людям. Я мог бы после небольших предварительных объяснений управлять вертолетом.Ключи и процедура подсчета тестовых баллов.Каждому ответу в соответствии с ключом присваивается один балл. Затем по каждой шкале подсчитывается суммарный балл, который и сравнивается с тестовыми нормами, приведенными ниже. При отклонении индивидуальных результатов испытуемого от среднего суммарного балла по шкале (см. тестовые нормы) больше на 1S измеряемую психологическую характеристику можно считать выраженной. Если индивидуальный суммарный балл испытуемого меньше среднего по тестовым нормам на 1S, то измеряемое свойство можно оценивать как маловыраженное. Кроме того, если известна принадлежность испытуемого к «делинквентной» популяции, то его индивидуальные результаты целесообразно сравнивать с тестовыми нормами, рассчитанными для «делинквентной» подвыборки.Ключи: 1. Шкала установки на социально-желательные ответы: 2 (нет), 4 (нет), 6 (нет), 13 (да), 21 (нет), 23 (нет), 30 (да), 32(да), 33 (нет), 38 (нет), 47 (нет), 54 (нет), 79 <нет), 83 (кет), 87 (нет).2. Школа склонности, к преодолению норм и правил: 1 (нет). 10(нет), 11 (да), 22 (да), 34 (да), 41 (Да), 44 (да), 50 (да), 53 (да),' 55(нет), 59 (да), 61 (нет), 80 (да), 86 (нет), 88 (да), 91 (да), 93 (нет).3. Шкала склонности к аддиктивному поведению: 14 (да), 18(да), 22 (да), 26 (да), 27 (да), 31 (да), 34 (да), 35 (да), 43 (да), 46(да), 59 (да), 60 (да), 62 (да), 63 (да), 64 (да), 67 (да), 74 (да), 81(да), 91 (да), 95 (нет).4. Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушаюшему поведению: 3 (да), 6 (да), 9 (да), 12 (да), 16 (да), 24 (нет;, 27 <да), 28 (да), 37 (да), 39 (да), 51 (да), 52 (да), 58 (да), 63 (да), 73 (да), 76 (нет), 90 (да), 91 (да), 92 (да), 96 (да), 98 (да).5. Шкала склонности к агрессии и насилию: 3 (да), 5 (да), 15(нет)', 16 (да), 17 (да), 25 (да), 37 (да), 40 (нет), 42 (да), 45 (да),48 (да), 49 <да), 51 (да), 65 (да), 66 (да), 70 (да), 71 (да), 72 (да),75 (нет), 77 (да), 32 (да), 85 (нет), 89 (да), 94 (да), 97 (да).6. Шкала волевого контроля эмоциональных реакций:7. (да), 19 (да), 20 (да), 29 (нет), 36 (да), 49 (да), 56 (да), 57 (да),6-У <да), 70 (да), 71 (да),78 (да), 84 (да), 89 (да), 94 (да).7. Шкала склонности к делинквентному поведению: 18 (да),26 (да), 31 (да), 34 (да), 35 (да), 42 (да),* 43 (да), 44 (да), 48 (да),52 (да), 55 (нет), 61 (нет), 62 (да), 63 (да), 64 (да), 67 (да), 74(да), 86 (нет), 91 (да), 94 (да). 'Примечание. Некоторые пункты входят одновременно в несколько шкал опросника.Тестовые нормыШкалаn = 229 человекn = 229 человекШкала«Нормальная» выборка выборка«Делинквентная» выборкаМSМSШкала 1 Шкала 12,272,062,492,13 15Шкала 27,732,8810,972,42 17Шкала 39,234,5915,173,04 20 Шкала 410,363,4110.982,76 21Шкала 512,474,2314,643,94 25 Шкала 68,043,209,373,01 15Шкала 77,174,0514,383,22 20Приложение 4АнкетаВозраст _____ ; Пол: муж./жен.Как ты чаще всего проводишь свободное от учебы время? а) занимаюсь в секции, кружке;б) провожу время с друзьями, подругами, гуляю с ними;в) смотрю телевизор, читаю книги;г) работаю / подрабатываю;д) хожу в кино, театры, на выставки.2. Кто из домашних уделяет тебе и твоему досугу наибольшее внимание?а) мать;б) отец;в) старший брат (сестра);г) никто.3. Каких главных принципов здорового образа жизни ты придерживаешься?а) не пить;б) не курить;в) заниматься спортом;г) правильно питаться;д) не употреблять наркотики;е) не вести беспорядочную половую жизнь.4. В твоей кампании говорят когда-либо про наркотики?а) очень редко (что именно обсуждается?);б) часто (что именно обсуждается?);в) никогда.5. Сколько человек, хотя бы один раз попробовавших наркотик, ты можешь насчитать в своем классе?а) знаю (сколько?);б) не знаю.6. Хотелось ли тебе попробовать что-либо из наркотических веществ?а) резко отрицательно отношусь к наркотикам;б) не пробовал, но «легкие» виды можно бы и попробовать;в) пробовал сам (что именно?). 7. При каких обстоятельствах произошла первая проба наркотического или токсического вещества?а) предложили друзья, неудобно отказаться;б) из-за неприятностей;в) из любопытства;г) чтобы развеселиться, изменить настроение.8. Употребляешь ли ты сейчас какие-либо наркотические или токсические вещества?а) нет;б) да (как часто?);в) испытываю зависимость от наркотиков;г) нуждаюсь в помощи врача.9. В каком возрасте происходит первая проба наркотического вещества?а) в 12 лет;б) в 13 лет;в) в 14 лет;г) в 15 лет.10. Среди твоих знакомых есть наркоманы, токсикоманы?а) да;б) нет;в) не знаю.11. Какой, по твоему мнению, самый распространенный наркотик? _____12. Знаешь ли ты, что употребление любых наркотических и токсических веществ опасно для здоровья и жизни?а) да;б) нет;в) не считаю их опасными.13. От кого и в каком возрасте ты впервые узнал о наркотиках?а) из радио, телевидения, книг, газет;б) родителей;в) друзей.14. Какой была эта информация?а) в пользу наркотиков;б) против наркотиков.15. Из какого источника информацию о наркотиках ты считаешь наиболее достоверной?а) радио, телевидения, книг, газет;б) родителей;в) друзей.16. Приходилось ли тебе обсуждать с кем-либо последствия приема наркотиков? Если «да», то с кем?а) да (с кем?);б) нет.17. Почему иногда наркотики дают бесплатно? _____________________18. Знать о наркотических веществах нужно с …а) 12 лет;б) 13 лет;в) 14 лет.19. Как ты думаешь, нужно ли у вас в школе прочитать лекцию, провести беседу или другое мероприятие об опасности употребления наркотических веществ?а) да;б) нет.Приложение 5Занятие 1. Мотивация подростков на формирование здорового жизненного стиля без употребления психоактивных веществ.Цель: Знакомство. Предоставление программы. Принятие правил поведения в группе.1. Начало работы. Цель: Знакомство с программой и методами работы в группе, установление доверительных отношений, принятие правил поведения в группе, создание открытого стиля общения. Методы: Предоставление ведущего. Информация о себе и о программе, о своих личных целях и целях программы.Инструкция участникам: «Здравствуйте, ребята! Я буду вести эту программу и надеюсь, что это будет интересный опыт для вас и для меня. Данная программа предполагает не только информацию о наркотиках. В процессе нашей работы можно будет получить новые знания, представление о своих возможностях, ответы на разные важные вопросы, научиться справляться с трудностями и стрессами, узнать эффективные методы взаимодействия с окружающими и способы избегать употребления наркотиков или других психоактивных веществ. У каждого из присутствующих есть какие-то трудности в жизни. Кого-то мучает одиночество, неумение общаться, отсутствие друзей, неуверенность в себе, стеснительность, конфликты с родителями, учителями или сверстниками, трудный характер. Кто-то не умеет говорить «нет» в ситуациях, когда сверстники предлагают ему сделать что-то, чего он не хочет. Все эти и другие проблемы вы сможете разрешить, если примете решение участвовать в этой программе. Сейчас давайте познакомимся поближе. Пусть каждый представится и назовет свое имя, которое вам понравилось».2. Разминка. Упражнение «Баранья голова». Первый участник (слева от ведущего) называет свое имя, второй – имя первого и свое, третий – имена первых двух и свое. Если участник забывает чье-то имя, он произносит: «Баранья голова». В итоге ведущий называет имена всех участников группы. Упражнение ориентировано на знакомство, внимание к личности другого и осознание проявлений своей личности. В игре может принять участие любое количество детей.Упражнение «Мое имя». Каждый из участников называет свое имя. Его задача – изложить группе историю своего имени так, чтобы его было легко запомнить. Это может быть сделано в любой доступной форме: в виде истории, были или небылицы, пантомимы, рисунка. Упражнение помогает познакомиться, дает опыт общения, опыт восприятия информации о другом и о себе со стороны, развивает внимание к личности другого человека, способствует созданию безопасной атмосферы. В нем может принять участие любое количество детей.3. Работа по теме занятия. Цель: Демонстрация демократичного и безопасного стиля общения. Методы: Введение правил групповой работы.Инструкция участникам: «Ребята! Я перечислю вам общепринятые правила работы в группе: полная конфиденциальность полученной в группе информации; открытость и искренность; возможность свободно высказывать свое мнение; необходимость создания и поддержания теплой, дружеской атмосферы в группе; обязательное присутствие на всех занятиях без опозданий; обязательная активность и заинтересованность в работе группы; обязательное выполнение всех заданий».4. Упражнение «Я никогда не…». Цель: упражнение дает возможность завязать знакомство в игровой форме, разряжает обстановку.Участники по очереди говорят фразу, начинающуюся со слов «Я никогда не…» (например, «Я никогда не прыгал с парашютом»). Остальные участники загибают по одному пальцу на руке, если для них утверждение не верно (т.е. они, например, прыгали с парашютом). Тренер заранее говорит, что фразы должны соответствовать реальности. Выигрывает тот, у кого остается последний не загнутый палец на руках.Занятие 2. Усиление сплоченности группы. Осознание участниками собственных жизненных трудностей.Цель: Мотивация на дальнейшую работу. Получение поддержки со стороны группы. Анализ атмосферы в группе.1. Разминка. Цель: Усиление сплоченности группы. Методы: Упражнения «Я - Луноход», «Узел проблем».Упражнение «Я - Луноход». Первый участник ходит по комнате и говорит: «Я – Луноход-1». Тот, кто засмеется, становится «Луноходом - 2», 3 и т.д. Так продолжается до тех пор, пока вся группа не станет «луноходами». Упражнение направлено на преодоление барьеров в общении, сплочение.2. Работа по теме занятия. Цель: Осознание участниками собственных жизненных трудностей. Мотивация на дальнейшую работу. Получение поддержки со стороны группы. Анализ атмосферы в группе, выявление лидеров в группе. Методы: Упражнение «Узел проблем», игра «Групповое сочинение историй».Упражнение «Узел проблем». Каждому из участников дается кусок веревочки. Предлагается внимательно посмотреть на веревочку, подумать над тем, с какими проблемами и трудностями он хотел бы справиться в ближайшее время. Предполагается завязать на веревке такое же количество узелков. Далее участников просят поставить себе задачу разрешить или начать решать эти проблемы во время проведения программы. Ведущий говорит, что участники должны будут на последующих занятиях рассказывать, как идет разрешение их проблем, и развязывать узелки, с которыми удалось справиться. На данном занятии выполняется начальная часть задания – ребята завязывают узелки и рассказывают о трудностях, которые те символизируют. Упражнение не только помогает подросткам выявить у себя проблемы, но и дает возможность почувствовать поддержку стороны группы, мотивирует на включение в работу группы. Во время проведения этого упражнения возможны глубокие переживания, осознание того, что «завязанная» проблема не существует, желание развязать узелок прямо сейчас, желание решить проблему сегодня, иногда – в течение проведения программы.Игра «Групповое сочинение историй». Ведущий берет фломастер и пишет на ватмане начало какой-то истории. Он объясняет участникам, что они должны продолжить эту историю, чтобы она имела не только начало, но также середину и финал. История не должна описывать то, что произошло в реальной жизни, или быть пересказом сюжета фильма. В конце полученная история зачитывается группе. Если группа недовольна созданным произведением, ведущий может мотивировать группу на более благоприятную развязку. Игра направлена на сплочение группы, преодоление барьеров в общении, снятие усталости и напряжения. Она также позволяет выявить проблемы межгруппового взаимодействия.Занятие 3. Создание мотивации на формирование здорового жизненного стиля. Знакомство с личностными особенностями.1. Работа по теме занятия. Цель: Знакомство с собой, формирование навыка глубокого и позитивного отношения к своей личности. Методы: Упражнение «Круг субличностей». Материалы: Бумага, фломастеры.Инструкция участникам: «Ребята! Наверное, вы часто обращали внимание, что в разных жизненных ситуациях: в школе, дома, на улице – вы ведете себя по-разному. Дело в том, что наша личность многогранна. В ней одновременно могут уживаться разные, иногда прямо противоположные частички. Некоторые стороны вашей личности могут казаться вам совершенно неподходящими. И вам хочется просто избавиться от них. На самом деле не бывает плохих или хороших характеров. Почти у каждого из нас могут быть некоторые слабые места, которые нам необходимо знать, чтобы строить дружеские отношения со сверстниками и взрослыми. Можно узнать свой характер и научиться использовать его в своих целях. Чтобы узнать, из каких частичек состоит ваш характер, я попрошу вас выполнить следующее упражнение».Упражнение «Круг субличностей». Нарисуйте круг, разделите его на шесть секторов. Перечислите на листе бумаги все сокровенные желания, приходящие вам в голову (иметь много денег, быть общительным и т.п.). Упражнение направлено на формирование «Я-концепции», осознание сторон собственной личности и выработку их принятия и позитивного отношения, формирование более глубокого отношения к друг другу.2. Разминка. Упражнение «Перетягивание». Участники делятся на две команды по какому-либо общему признаку. Каждая команда выстраивается в цепочку, держась за руки. В течение трех минут команды пытаются перетянуть друг друга на свою сторону. Побеждает команда, которая первая перетянет противника.3. Работа по теме занятия. Упражнение «Налаживание отношений». Две команды расходятся по разным помещениям и формулируют и записывают на ватмане характерные особенности (позитивные и негативные) другой подгруппы, выявленные в предыдущем упражнении «Перетягивание». После завершения процесса ведущий предлагает дискуссию на тему «Позитивные и негативные черты характера».Рисунок «Структура личности». Ведущий просит каждую из команд сделать рисунок на тему: «Структура личности». На рисунке должна быть изображена подробная схема, иллюстрирующая ответ на вопрос, из чего состоит личность. После упражнения участники обмениваются своими чувствами. Проводится обсуждение происходящего. Техника направлена на выявление и налаживание отношений между членами группы, сплочение группы.4. Разминка. Цель: Формирование позитивной «Я-концепции». Методы: Упражнение «Комплименты». Участники разбиваются на пары. В каждой паре участники по очереди рассказывают о себе что-то хорошее. Затем каждая пара должна положительно представить друг друга группе.Занятие 4. «Я-концепция».Цель: Формирование навыка позитивного отношения к себе. Знакомство с понятием «Я-концепция». Методы: Упражнения «Безусловное принятие себя», «Все мои радости и печали».1. «Я-концепция» - совокупность представлений человека о себе самом, система его взглядов, система его самооценок и тех форм поведения, которые вызываются этими представлениями и самооценками.Упражнение «Безусловное принятие себя». Участникам дается инструкция сказать вслух самим себе: «Я принимаю себя таким, как я есть, со всеми достоинствами и недостатками. Я принимаю себя со всеми проблемами и горестями. Я принимаю себя со всеми счастливыми моментами и радостями!» После этого ведущий просит участников прислушаться к ощущениям, которые возникают в теле при произнесении этих слов. В какой части тела отзываются эти фразы? Легко ли их произносить? Что мешает принимать себя со всеми достоинствами? Что помогает? После того как участники мысленно ответили на эти вопросы, ведущий просит повторить за ним следующую фразу: «Я прощаю себя за… и снимаю условие, которое мешает моей безусловной любви. Теперь я люблю себя безусловно и принимаю таким, каков я есть, со всеми достоинствами и недостатками».Упражнение «Все мои радости и печали». Ведущий просит участников представить в левой руке все свои недостатки, проблемы, горести, а в правой – достоинства, награды, радости. Какие ощущения в ваших руках? Одинаковые или какая-то из них легче, а какая-то тяжелее? Ведущий дает инструкцию соединить ладони вместе, прислушаться к ощущениям (15 секунд), затем соединить только кончики пальцев и снова прислушиваться к ощущениям. После упражнения группа обменивается чувствами.Упражнения направлены на формирование позитивной самооценки, повышение самоэффективности.2. Разминка. Цель: Формирование ощущения значимости собственных слов и жестов. Методы: Упражнения «Разговор через стекло», «Шарады», «Разговор в парах на разных дистанциях».Упражнение «Разговор через стекло». Группа разбивается на пары. Первым номерам дается задание без слов позвать в кино вторых, вторым – выяснить у первых задание по математике. Первые номера не должны знать, что предложено вторым, и наоборот. Участники пытаются договориться между собой так, словно между ними толстое стекло, через которое они не могли слышать друг друга. Затем проводится обсуждение, смогли ли участники понять друг друга, договориться.Упражнение «Шарады».Один из участников изображает мимикой и жестами какую-то фразу, остальные отгадывают. Участник, угадавший фразу, становится изображающим.Упражнение «Разговор в парах». Участники разбиваются на пары. Им предлагается побеседовать на любую заданную тему, но при этом они сначала стоят в разных концах комнаты, потом продолжают разговор, стоя вплотную к друг другу. Затем участникам дается возможность занять наиболее комфортную для них дистанцию.Занятие 5. Выработка позитивной самооценки.Цель: Знакомство с собой, формирование навыка глубокого и позитивного отношения к своей личности, нахождение критериев оценки себя. методы: Упражнение «Кто-Я», «Волшебные ладошки», «Что мне нравится в себе».Упражнение «Кто-Я». Участники пишут 10 определений, отвечающих на данный вопрос. Техника направлена на осознание и формирование Я-концепции, помогает разобраться в себе, дает возможность подросткам самопрезентироваться.Упражнение «Волшебные ладошки». Каждому участнику раздается по два листа бумаги. Он пишет свое имя, затем на одном листе обводит карандашом свою левую ладошку, на другом – правую ладошку. На каждом пальце левой ладошки предлагается написать все положительные качества, на правой – все отрицательные. Затем рисунки пускаются по кругу, и каждый может между пальчиков дописать другие качества автора рисунка.Упражнение «Что мне нравится в себе». Дети на чистом листе рисуют картину на данную тему или надписи на бланках. По желанию можно показать рисунок группе и рассказать о нем. Помогает формированию позитивной самооценки, внимания к собственной личности и к особенностям другого.Занятие 6. Стресс- и проблемопреодолевающее поведение. Способы самопомощи в преодолении стрессов и решении проблем.Цель: Ознакомление с процессом оценки последствий стрессовой и проблемной ситуации. Тренировка навыков самопомощи в преодолении стрессов. Методы: Ролевая игра «У моего друга проблема», упражнение «Чему меня научила проблема» и упражнение «Бег сороконожек».Ролевая игра «У моего друга проблема». Ведущий приглашает к участию в сценке добровольцев. Необходимо выбрать участников на роли школьника-подростка, у которого есть какая-то проблема, и его друга, который хочет помочь ему преодолеть ее. Все остальные участвуют в игре, изображая окружение подростков.Возможные варианты разыгрываемых ситуаций.Ситуация 1. Школьница Катя узнает, что ее подруга Вера попала в компанию ребят, употребляющих наркотики. Вере дали покурить марихуану, она не смогла отказаться. Вера испугалась и не хочет больше идти в эту компанию, но «друзья» преследуют ее и угрожают все рассказать ее родителям. Вера не знала, что делать и обратилась к своей подруге Кате.Ситуация 2. У школьников Пети и Гриши очень много приятелей. Среди них есть настоящие друзья, с которыми мальчики хотят общаться, а есть ребята, с которыми они не хотят дружить. Петя и Гриша пытались не общаться с этими ребятами, но слова не действуют. Им угрожают физической расправой.Ситуация 3. Школьник Миша две недели переписывался с девушкой Светой по Интернету. Они договорились встретиться на лавочке перед кинотеатром. Миша приходит на место встречи и видит, что там сидит другой парень. Он объясняет ему ситуацию и просит уйти. Парень отказывается. Сначала парень просто ведет себя нагло, затем лезет драться. Света приходит в тот момент, когда ребята дерутся. Она говорит Мише, что с драчуном встречаться не хочет, и убегает. Расстроенный Миша приходит за советом (как помириться со Светой) к своему другу Васе.Упражнение «Чему меня научила проблема». Ведущий просит участников вспомнить какую-то недавнюю проблему, в результате которой они получили новый ценный опыт и ответить на вопросы: что это была за ситуация и как она разрешилась?; если решение этой проблемы научило вас чему-то важному, то что это было?; представьте себе, что через несколько лет вам зададут тот же вопрос, то что вы ответите?; представьте, что через много лет, когда у вас будут дети и внуки и вы решите передать им опыт, полученный в результате решения этих проблем, о чем вы им расскажете?Разминка. Цель: Разрядка, раскрепощение. Методы: Упражнение «Бег сороконожек». Участников просят встать по росту, начиная с самого высокого. Затем первый участник просовывает левую руку между своих ног, тот, кто сидит сзади, берет его за руку правой рукой, а свою левую руку тоже просовывает между своих ног. И так все остальные. В итоге получается целая цепочка. Затем очень аккуратно, чтобы цепочка не порвалась, участников просят сделать тур по комнате.Упражнение дает возможность ощутить целостность группы, помогает снять напряжение, вызывает смех и веселье. Количество участников может быть любое.Занятие 7. Знакомство с телом.Цель: осознание источника телесного напряжения. Задачи: осознание собственной телесности, овладения языком своего тела.1. Упражнение «Слепец и поводырь». Участники делятся по парам. Один закрывает глаза (слепец), другой становится поводырем. Затем меняются местами.2. «Броуновское движение». Беспорядочное движение участников с закрытыми глазами по комнате, проявляя максимальную осторожность друг к другу. Ведущий называет букву, участники должны построиться в форме этой буквы, и так несколько раз. Таким образом, можно строить слова и даже целые фразы.3. «Групповая скульптура». Композиция, выполняемая либо в парах, либо всей группой, которая может выражать символы, образы, явления, настроения группы.4. «Знакомство руками». Цель: построение отношений через телесные ощущения, выражение отношений в процессе соприкосновений руками. Инструкция: «Закройте глаза. Внутренний круг, пройдите по часовой стрелке. Внешний круг, пройдите против часовой стрелки. Попробуйте не открывать глаза. Почувствуйте своими руками руки другого человека, который стоит напротив вас. Познакомьтесь… Попробуйте задать вопрос руками… Получите ответ… Попробуйте определить характер этого человека… Пообщайтесь с помощью рук… Доверьте ему свою тайну… Расскажите собеседнику, что вы чувствуете… (3-5 минут). Откройте глаза. Что нового вы узнали о собеседнике? Много ли вам сказали руки про своего хозяина?».Занятие 8. Тренинг чувства юмора.Цель: развитие чувства юмора как защитного механизма. Задача – трансформация негативных переживаний в личностно-развивающие с помощью чувства юмора.Упражнение «Сочини анекдот про себя» (посмейся над собой). Участники в анекдотичной форме рассказывают какую-либо историю о себе. Анекдот должен быть непродолжительным по времени, правдивым и смешным.Работа ведется с личностным содержанием (темой) анекдота. Возможно введение суггестивной формулы: «Теперь ты понимаешь, что над этим (содержанием) можно смеяться. И не нужно опасаться своего смеха».Приложение 6Сводная таблица результатов диагностирования показателей различных форм агрессивных и враждебных реакций учеников 8 «А» класса№Имя ученикаАгрессивные реакции (физическая, косвенная, вербальная агрессии, раздражение)Враждебные реакции (негативизм, обида)В нормеВыше нормыВ нормеВыше нормы1.Никита А.–++_2.Максим В.+–+_3.Максим В.–++–4.Саша Г.–++–5.Света Г.+–+–6.Оля Г.+–+–7.Паша Г.–++–8.Дима И.–++–9.Алена И.–++–10.Миша К.+–+–11.Маша М.–++–12.Артем А.+–+–13.Даша М.+–+–14.Женя М.–+–+15.Юля О.+–+–16.Наташа О.+–+–17.Вася П.–++–18.Таня П.–++–19.Артем П.–++–20.Антон Р.–++–21.Дима С.+–+–22.Гриша С.–++–23.Лена С.+–+–24.Ирина С.+–+–25.Максим Т.–++–26.ФларидаТ.+–+–27.Рома Ш.–++–28.Даша Ш.+–+–Приложение 7Сводная таблица результатов диагностирования показателей различных форм агрессивных и враждебных реакций учеников 10 «Б» класса№Имя ученикаАгрессивные реакции (физическая, вербальная, косвенная агрессии, раздражение)Враждебные реакции (негативизм, обида)В нормеВыше нормыВ нормеВыше нормы1.Женя А.+–+–2.Миша Б.–++–3.Алена В.–++–4.Алеша В.–+–+5.Антон В.–++–6. Ирина Г.+–+–7.Аня Г.+–+–8.Рома Д.–++–9.Егор З.–++–10.Дима И.–+–+11.Дима К.+–+–12.Катя К.–++–13.Сергей К.–++–14.Оксана К.+–+–15.Саша Л.–++–16.Саша М.–++–17.Наташа М.+–+–18.Оля М.+–+–19.Саша М.+–+–20.Володя Н.–++–21.Таня О.–++–22.Лена О.+–+–23.Максим П.–++–24.Стас П.–++–25.Ирина Р.+–+–26.Петя Р.–+–+27.Яна С.+–+–28.Марина С.+–+–29.Юра Т.–++–30.Игорь Ф.–++–Приложение 8Сводная таблица результатов диагностирования показателей индивидуальных копинг-стратегий учеников 8 «А» класса№Имя ученикаСтратегии совладания со стрессомКогнитивныеЭмоциональныеПоведенческиеПродуктивныеОтносительно продуктивныеНепродуктивныеПродуктивныеОтносительно продуктивныеНепродуктивныеПродуктивныеОтносительно продуктивныеНепродуктивные1.Никита А.–+–+–––+–2.Максим В.+––+––––+3.Максим В.–+–+–––+–4.Саша Г.–+–––+–+–5.Света Г.–+––+–––+6.Оля Г.–+–+–––+–7.Паша Г.–+––+–––+8.Дима И.––+––+–+–9.Алена И.––+–+––+–10.Миша К.+––+––+––11.Маша М.–+––+–––+12.Артем М.–+–––+–+–13.Даша М.––+–+–+––14.Женя М.––+––+–+–15.Юля О.–+–+–––+–16.Наташа О–+––+––+–17.Вася П.–+–––++––18.Таня П.–+–+–––+–19.Артем П.–+–+–––+–20.Антон Р.–+––+–––+21.Дима С.–+–+–––+–22.Гриша С.+––––+–+–23.Лена С.–+–+–––+–24.Ирина С.–+–+–––+–25.Максим Т.––++–––+–26.Фларида Т.–+–+–––+–27.Рома Ш.–+––+––+–28.Даша Ш.––+–+––+––Приложение 9Сводная таблица результатов диагностирования показателей индивидуальных копинг-стратегий учеников 10 «Б» класса№Имя ученикаСтратегии совладания со стрессомКогнитивныеЭмоциональныеПоведенческиеПродуктивныеОтносительно продуктивныеНепродуктивныеПродуктивныеОтносительно продуктивныеНепродуктивныеПродуктивныеОтносительно продуктивныеНепродуктивные1.Женя А.+–––+–+––2.Миша Б.––++–––+–3.Алена В.–+––+–––+4.Леша В.–+–––+–+–5.Антон В.–+–––+–+–6.Ирина Г.+–––+––+–7.Аня Г.–+–+––+––8.Рома Д.––++–––+–9.Егор З.–+–––+–+–10.Дима И.+–––+––+–11.Дима К.–+–+––+––12.Катя К.+––+––––+13.Сергей К.–+––+–––+14.Оксана К.––++–––+–15.Саша Л.–+–––+––+16.Саша М.––++–––+–17.Наташа М–+––+–+––18.Оля М.–+––+–––+19.Саша М.––+––+–+–20.Володя Н.––++–––+–21.Таня О.–+–––+–+–22.Лена О.–+–+–––+–23.Максим П–+–––+––+24.Стас П.+–––+––+–25.Ирина Р.–+–+–––+–26.Петя Р.–+–+–––+–27.Яна С.–+–––+–+–28.Марина С.–+–+–––+–29.Юра Т.––++–––+–30.Игорь Ф.–+–––+––+Приложение 10Сводная таблица результатов диагностирования показателей склонности к отклоняющемуся поведению учеников 8 «А» класса№Имя ученикаУстановка на социально желательные ответыСклонность к преодолению норм и правилСклонность к аддиктивному поведениюСклонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведениюСклонность к агрессии и насилию Волевой контроль эмоцииональных реакцийСклонность к делинквентному поведению1.Никита А.+––––+–2.Максим В.–––––+–3.Максим В.+––––+–4.Саша Г.–++++–+5.Света Г.–––––+–6.Оля Г.–––––+–7.Паша Г.–+–––+–8.Дима И.–––––+–9.Алена И.–––––+–10.Миша К.–––––+–11.Маша М.++–––+–12.Артем М.–––––+–13.Даша М.–––––+–14.Женя М.+––––+–15.Юля О.–––––+–16.Наташа О.–––––+–17.Вася П.+++++–+18.Таня П.+––––+–19.Артем П.–+–––––20.Антон Р.–+––+–+21.Дима С.–––––+–22.Гриша С.–––––+–23.Лена С.–––––+–24.Ирина С.–––––+–25.Максим Т.–+–––––26.Фларида Т.–––––+–27.Рома Ш.–––––+–28.Даша Ш.–––––+–Приложение 11Сводная таблица результатов диагностирования показателей склонности к отклоняющемуся поведению учеников 10 «Б» класса№Имя ученика Установка на социально желательные ответыСклонность к преодолению норм и правилСклонность к аддиктивному поведениюСклонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведениюСклонность к агрессии и насилию Волевой контроль эмоциональных реакцийСклонность к делинквентному поведению1.Женя А.++–––+–2.Миша Б.+––––+–3.Алена В.–––––+–4.Леша В.–++++–+5.Антон В.–+–––+–6.Ирина Г.–––––+–7.Аня Г.–+–––+–8.Рома Д.++––+––9.Егор З.–––––+–10.Дима И.–++++–+11.Дима К.+––––+–12.Катя К.–––––+–13.Сергей К.–++–+–+14.Оксана К.–––––+–15.Саша Л.–––––+–16.Саша М.–++–+–+17.Наташа М.–––––+–18.Оля М.–––––+–19.Саша М.–––––+–20.Володя Н.++––+––21.Таня О.–––––+–22.Лена О.–––––+–23.Максим П.–––––+–24.Стас П.++–––+–25.Ирина Р.–––––+–26.Петя Р.–++++––27.Яна С.–––––+–28.Марина С.–––––+–29.Юра Т.–+––––+30.Игорь Ф.+––––+–
2.Приказ Минздрав РФ от 22.10.2003 № 500 «Об утверждении протокола ведения больных "Реабилитация больных наркоманией (Z50.3)"» // СПС КонсультантПлюс.
3.Письмо Минздрава РФ от 22.02.2002 № 2510/1793-02-32 «Рекомендации гражданам, выезжающим за границу, о возможной наркоугрозе» // СПС КонсультантПлюс.
4.Федеральный закон от 07.07.2003г. № III-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
5.Федеральная целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 гг.»
6.Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (с изменениями и дополнениями)//Информационно-правовой портал «Гарант» - http://base.garant.ru/12107402/1/
7.Абрамова И.В. Прусакова В.И. Программа «Я выбираю жизнь» - М – 2005 – 22 с.
8.Аменд А., Жукова М., Фролова Е. Проблема профилактики наркомании в молодежной среде // Педагогика. – 2004. - № 4. - С. 21 – 29.
9.Армия наркоманов в России насчитывает около 2,5 млн человек// ж. Общество - 2009г от 26 июня
10.Архивы ГБУ СО по МО "Волоколамский центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов"
11.Белогуров С.Б. Популярно о наркотиках и наркоманиях. – Спб - 2003г.
12.Березин С.В., Лисецкий К.С., Мотынга И.А. Психология ранней наркомании. Самара, 1997г.
13.Валентик Ю.В. Вострокнутов Н.В. Гериш А.А. Дуд Ко Т.Н. Тростанецкая Г.Н. Концептуальные основы реабилитации несовершеннолетних, злоупотребляющих психоактивными веществами/Наркология – 2002-№1-с40-42
14.Гилинский Я.И., Афанасьев В.С. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения. Учебное пособие. Санкт-Петербург: Филиал Института социологии РАН, 1993
15.Гомонова С.И. Проблемы "трудных" подростков, пути их предупреждения и решения/ Первое сентября – 2005г
16.Горбатенко Л.С. Родителям и педагогам: всё о наркомании серия “ Библиотека школьника” - Ростов н/Д: “Феникс”, 2005. - 352с.
17.Ежедневно в России от наркотиков гибнут 80 человек — РИА Новости - http://www.rian.ru/society/20090212/161898045.html
18.Иванец Н.Н. Наркология - предмет и задачи // Лекции по клинической наркологии / Под ред. Н.Н. Иванца. – М - 1995. - С. 6-9.
19.Интернет-служба мировой статистики - http://www.sta-t.ru/obshestvo/statistika_narkomanii/
20.Казаринова Н.В., Филатова О.Г., Хренов А.Е. Социология. Учебник для вузов / Под ред. Г.С.Батыгина. М.: NOTA BENE, 1999.с.186.
21.Колесов Д.В. Антинаркотическое воспитание. – М.: Воронеж: МОДЭК, 2003. – 224 с.
22.Колесова Л.С. Подростки как группа, уязвимая для наркомании и ВИЧ-инфекции // Педагогика. – 2002. - №1. – С.34 – 41.
23.Корсантия А.А., Максименко И.В Основные причины детерминации преступности в Российской Федерации//ж. Право и безопасность - 2009 - № 2 (31)
24.Косарецкий С.Г. Наркотики в подростково-молодежной субкультуре- М- 2007
25.Кошкина Е.А., Вышинский К.В. и др. Мониторинг распространенности потребления психоактивных веществ (ПАВ) среди учащихся г. Москвы. - М.- 2005.
26.Ли Д.А. Преступность в структуре общества. - М. – 2000
27.Лисецкий К. Подростковая наркомания и алкоголизм: факторы риска и защиты // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2004. - № 5. – С.40 – 42.
28.Магалиф А.А. О некоторых принципиальных подходах в амбулаторном лечении больных наркоманией –М- 2000 г.
29.Материалы ГБУ СО по МО "Волоколамский центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов"
30.Методика и технологии работы социального педагога/ Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. – М.: Академия, 2002. – 192с.
31.Методические рекомендации по ранней профилактике наркомании и токсикомании в образовательных учреждениях города Москвы / Профилактика правонарушений, безнадзорности и наркомании- http://www.sinergi.ru/p834aa1.html
32.Мирошниченко Л.Д. и др. Проблемы антинаркотической профилактики в подростковой среде // Педагогика. – 2000. – № 3. – С.3 – 13.
33.Михаилов В.И. Казаковцев Б.А. Чуркин А.А.Современные проблемы реабилитации в наркологии/ ж.Наркология – 2002-№ 1. -с40
34.Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики. – М.: Академический проект, 2001. – 416 с.
35.Наркомания в Московской области// Медицинская газета - 2007 г. - № 18, 14 марта
36.Наркотики: Проблемы организации профилактической работы в молодежной среде: Материалы, исследования, тезисы / Под ред. С.С.Гиля, О.В.Морозовой. -- Омск, 2000.
37.Не садись на иглу: рек. указатель лит. / МУК "ЦБС Волоколам. муницип. р-на", Моск. обл., информ.-библиогр. отдел; сост. Г.Н. Кулакова. – Волоколамск: б.и., 2008. – 17 с.
38.Огурцов П. П. , Мазурчик H.В.. Лечение хронического гепатита С у лиц с наркотической зависимостью//ж. Гепатологический форум - 2007, № 3
39.Отчет о ходе выполнения программы социально-экономического развития Волоколамского муниципального района за 2009 год
40.Павлова Е.Ю. Профилактика алкоголизма, наркомании и токсикомании в образовательной среде города Москвы/Управление воспитания и дополнительного образования Департамента образования города Москвы – М- 2007
41.Паюшина М. Н. Программа по профилактики антинаркотической зависимости юношества «Я минус наркотик» - М - 2006г
42.Первова И.Л. и др. Девиантное поведение и социальный контроль. - Ростов-на-Дону - 2002.
43.Подхватилин Н.В. Психокоррекционная профилактика подростковой наркозависимости. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 64 с.
44.Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / Под ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого, И.Б. Орешниковой. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2000. – 256 с.
45.Проект Концепции Русской Православной Церкви по реабилитации наркозависимых // Патриархия.Ру, 6 сентября 2010.
46.Пятницкая И.Н. Наркомании. Л.: Медицина, 1994.
47.Рековская И.Ф. Положение детей РФ и социальные проблемы сиротства (обзор). //Социальные и гуманитарные науки. Сер. 11. Социология.. 2005. №2 С.77.
48.Родионов А.В., Родионов В.А. Подросток и наркотики. Выявление факторов зависимости от психоактивных веществ в работе с несовершеннолетними. – Ярославль: Академия развития: 2004. – 192 с.
49.Рожков М.И., Ковальчук М.А. Профилактика наркомании у подростков. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 144 с.
50.РосБизнесКонсалтинг — Новости дня — ООН: В России правоохранительные органы перехватывают до 40 % поступающего в страну героина
51.Самоукина Н. Психологическое консультирование студентов, страдающих наркозависимостью /Семейные консультации – М - 2007
52.Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Профилактика наркомании и алкоголизма. - М.: Академия, 2003. – 176 с.
53.Словарь иностранных слов. М., 1989. С. 151
54.Соковня И. Вредные привычки: наркомания // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2003. – № 8-9. – С. 24 – 27.
55.Социальная педагогика / Под общ. ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 416 с.
56.Статистика распространения наркомании в России в 2000-2010 гг. Справка//РИА-Новости от 22.04.2010 - http://www.rian.ru/spravka/20100422/225438645.html
57.Статистический ежегодник. Стат. сб. Томск: Томскоблкомстат, 2002. 272 с.
58.Ужасающие факты статистики по наркомании//Сайт о проблемах наркомании – 2009 - http://www.netnarkoticov.ru/narkomanija-statistika.html
59.Факторы риска, или кто чаще становится наркоманом? // Основы безопасности жизни. – 2000. – №8. – С.22 – 26.
60.Филипчева Ирина Ивановна Позитивная профилактика злоупотребления психоактивными веществами/Спорт в школе и здоровье детей – М- 2007
61.Чепурных Е. Здоровый образ жизни и профилактика наркомании // Народное образование. – 1999. – №10. – С.32 – 33.
62.Шабанов В.А. Руководство по наркологии. - СПб.: Лань, 1998.
Вопрос-ответ:
Какое значение имеет социально-педагогическая помощь подросткам из семей наркозависимых?
Социально-педагогическая помощь подросткам из семей наркозависимых имеет огромное значение, так как она направлена на предупреждение и преодоление наркомании, а также восстановление социально-педагогической среды в семьях подростков. Эта помощь способствует снятию травматических последствий, развитию у подростков социально-педагогических навыков, формированию здорового образа жизни и активной гражданской позиции.
Какие основные направления профилактики наркомании среди молодежи?
Основные направления профилактики наркомании среди молодежи включают информационно-просветительскую работу, формирование навыков самоконтроля и саморегуляции, развитие социально-педагогической активности, создание альтернативных жизненных ориентиров, развитие навыков позитивного взаимодействия и коммуникации, включение подростков во внешкольную и внешкольную деятельность.
Каков теоретический обзор наркомании как социального явления в современном мире?
На сегодняшний день наркомания рассматривается как междисциплинарное исследование, включающее социологический, психологический, медицинский, педагогический и экономический аспекты. Наркомания является сложным социальным явлением, связанным с негативными последствиями для индивида, семьи и общества в целом.
Какие проблемы решает социально-педагогическая помощь подросткам из семей наркозависимых?
Социально-педагогическая помощь подросткам из семей наркозависимых решает ряд проблем, таких как разрушение семейной структуры, социальная изоляция, психологические травмы, низкий уровень социально-педагогической компетентности, отсутствие навыков социально-педагогической адаптации и реабилитации.
Чем обусловлено распространение наркомании в современном обществе?
Распространение наркомании в современном обществе обусловлено различными факторами, такими как социальное неравенство, разрушение семейных ценностей, бедность, безработица, влияние компаний и среды, в которой живут подростки. Также важную роль играют маркетинговые стратегии наркодилеров и доступность наркотиков.
Какая роль социально-педагогической помощи в решении проблемы наркомании среди подростков из семей наркозависимых?
Социально-педагогическая помощь играет важную роль в решении проблемы наркомании среди подростков из семей наркозависимых. Она направлена на предотвращение зависимости от наркотиков, формирование здорового образа жизни, развитие социальных навыков и достижение успеха в образовании. Социально-педагогические программы помогают подросткам осознать опасности наркотиков и научиться справляться со стрессом и проблемами без уклонения к наркотикам.
Какие основные направления профилактики наркомании среди молодежи существуют?
Основные направления профилактики наркомании среди молодежи включают информирование о вреде наркотиков, формирование негативного отношения к употреблению наркотиков, развитие навыков самоконтроля и саморегуляции, создание альтернативных занятий и интересов, содействие социализации и включению в общество, поддержка и реабилитация наркозависимых.
Как проводится опытно-экспериментальное исследование социально-педагогической деятельности в профилактике наркомании среди подростков?
Опытно-экспериментальное исследование социально-педагогической деятельности в профилактике наркомании среди подростков проводится путем наблюдения, анкетирования, интервьюирования подростков и их родителей, анализа документов и статистических данных. Такое исследование позволяет выявить эффективность различных программ и методов профилактики наркомании.
Что такое социально-педагогическая помощь подросткам из семей наркозависимых?
Социально-педагогическая помощь подросткам из семей наркозависимых представляет собой комплекс мероприятий, направленных на предотвращение углубления наркотической проблемы у молодежи, выявление и поддержку детей, находящихся в сложных семейных условиях из-за наркозависимости родителей. Она включает в себя психолого-педагогическую поддержку, реабилитацию, социальную адаптацию и профилактику наркотической зависимости.