Репрезентация языковой картины мира в русских загадках
Заказать уникальный реферат- 29 29 страниц
- 15 + 15 источников
- Добавлена 19.04.2013
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
1.Загадка как культурно-языковое явление
2.Принципы и специфика воплощения языковой картины
Заключение
Список литературы
Время + место + действие: Сорок недель в тюрьме сидел, да год со днем на виселице висел (младенец).Другим способом создания описательных загадок становится использование в них окказиональных слов, содержащих в себе концентрацию признака, к примеру, белец, ходок. В метафорических загадках кодирующие образы и загаданные объекты являются общеупотребительными словами и связываются друг с другом посредством ассоциаций, тогда как примеры словотворчества структурно и семантически содержат прямое указание на существенный для отгадки признак: цвет, функцию: Два белеца ведут чернеца (бока и чело печи); Всем пригнетыш (медведь); Стоят вилы, на вилах короб, на коробе грабли, на граблях зевало, на зевале мигало (ноги, туловище, руки, рот, глаза).Отдельно следует описать загадки, построенные при помощи метонимии. Характеристикой в данном типе загадок, зачастую становитс материал, из которого описываемый предмет изготовлен: Промеж дубка, промеж липки висит кусок говядинки (цеп); Овца в корове (чулок); стоимость загаданного объекта: Рубль бежит, сто догоняют, а как пятьсот споткнется, так неоцененный убьется (заяц, собаки, лошадь, охотник); продукты, получаемые из загаданного объекта:По лесу жаркое в шубе бежит (заяц); По лесам, по долам ходит шуба да кафтан (овца).Существуют загадки, основанные на синекдохе, называющие различные части тела объекта в отгадке. Загадки данного типа, при кажущейся реалистичности загаданного объекта, содержат определенный подвох:либо загадываются два взаимосвязанныхпредмета вместо одного: О кокорюки, за кокорюки, о два зада, о шесть ног да один хвост (соха, лошадь, человек); Шесть ног, две спины, одна голова (человек на стуле); либо в отгадке выступает неживой предмет, то есть текст образной части осложняется метафорой: Два брюшка, четыре ушка (подушка,); Я, Петров, имею восемь углов, четыре уха и два брюха (пещер из лык, в котором хлеб возят).Количество метафорических, описательных и метонимических загадок в чистом виде уступает загадкам комбинированным, в которых встречаются элементы метафоры, метонимии, описания в различных соотношениях. Такой способ оформления кодирующей части мы считаем традиционным; современные загадки очень хорошо вписываются в очерченные рамки, хотя в новых загадках предпочтение отдается описательным текстам, а не метафорическим: Я под шапкою цветной на ноге стою одной. У меня свои повадки, я всегда играю в прятки (гриб); Я прихожу с подарками, блещу огнями яркими <...> (новогодняя елка).Загадки-вопросы более размыты по сравнению с загадками традиционными, передающимися как при помощи одного приема, так и при помощи кобинаторного способа. Число таких загадок невелико, что, очевидно объясняется их узкой направленностьюоднако именно эти загадки в настоящее время переживают второе рождение, тогда как число традиционных загадок в живом обращении продолжает уменьшаться.Среди загадок-вопросов можно выделить две общие группы загадок-вопросов: вопросы, имеющие познавательно-философскую направленность, и вопросы игрового, развлекательного характера.Опираясь на труды по фольклоруВ.Н.Топорова, можно предположить, что познавательно-философские вопросы восходят еще к мифологическому сознанию, при котором загадка являла собой новое культурное явление и помогала осознать процессы, происходящие в мире. Структура загадки при этом является «повторением вопросно-ответных актов, т.е. серией загадок-отгадок, связывающих “подъязыковую” денотатную сферу с “надъязыковой” сферой высоких смыслов и ценностей <...>, отдельная загадка не более чем отпавший от сакрального целого тела его профанизированный член».Среди таких загадок большую роль играют языковые единицы, имеющие в своей основе рассуждения древнего человека об организации мира: Что выше леса, краше света, без огня горит? (солнце); Что краше света белого? (солнце и месяц); Кто сильнее всех на свете? (вода); Чего на свете нет буйнее? (ветра). В этих загадках мир описан через сопоставление его реалий. Об этом же говорит и Т.М.Николаева, которая отмечает: «В этом смысле очевидно можно считать, что архаичное мышление не знало ни индукции, ни дедукции, т.е. позитивного подхода, всегда предполагающего укрупнение одного и того же в родовые и видовые понятия без субстанциального прорыва в мышлении. То есть отгадывание мировой структуры по архаической модели есть нечто, гомогенное искусству».Загадки философские, развиваясь на протяжении десятилетий, очевидно дали толчок к созданию загадок, в основе которых лежит философское осознание человеческих отношений: Когда дуракумен бывает? (когда молчит); Без чего человеку жить нельзя? (без имени); Какой дом всего крепче? (гроб). Подобные вопросы отражают специфику общефольклорного (и шире — общечеловеческого) эталонного подхода к миру, обобщают размышления человека над явлениями действительности: Что всего дороже? (здоровье); Что на свете всех быстрее? (мысль); Кто на свете всех богаче? (земля).Последний тип загадок очень близок по своей структуре к пословицам и поговоркам, однако, заключая в себе вопрос, он представляет не только суждение человека о сути явлений, но и заставляет отгадывающему самому стать философом, задуматься над смыслом бытия: Какой нет труднее науки? (во гневе молчать); Какое из животных всего злее! (жена злая).Однако, большая часть загадок – это загадки развлекательные, которые требуют дополнительных знаний от отвечающего, либо же загадки, направленные на реальные объекты действительности. Перечислим основные типы развлекательных загадок для взрослых: Вопросы о буквах, основанные на существовании у отгадывающего формальной установки на то, что загадан реальный предмет: Что посреди земли стоит'? (буква М); Что стоит между стеной и дверью? (буква И).Загадки-каламбуры, в которых слово или словосочетание допускает двоякое понимание: Кто на все руки мастер? (перчаточник); За чем мы едим? (за столом). Более редкой разновидностью являются загадки, которые содержат каламбур не в вопросе, а в ответе: Чего через ворота не перекинешь? (огурец с Аленой!соленый).Загадки “обманутого ожидания”, построенные путем создания образной картины с эффектом неожиданности, в которых указываются заведомо ложные, уводящие в сторону признаки: Под кроватью валяется, на “3” называется (пуговица. А почему на “з ”? - Закатилась); Кто это — маленький, в земле живет, на “щ” называется? (щервячок).Загадки-цепочки, состоящие из последовательно задаваемых вопросов: Как в три приема засунуть слона в холодильник?(открыть холодильник, засунуть слона, закрыть холодильник). А как в четыре приема засунуть жирафа в холодильник? (Открыть холодильник, вытащить слона, засунуть жирафа, закрыть холодильник).Вопросы-трюизмы, при отгадывании которых правильный ответ отбрасывается в силу своей очевидности и простоты: На какое дерево садится ворона во время дождя? (на мокрое); Когда козе исполнится семь лет, что будет дальше? (пойдет восьмой).Загадки “неправильного прочтения”, предполагающие наличие двух интонационных центров: Почему Робин Гуд грабил богатых'? (Потому что у бедных не было денег); Почему кошка бегает? (Потому что летать не умеет).Квазиарифметические вопросы, в которых намеренное акцентирование различных чисел и структурное подражание арифметическим задачам имеют целью отвлечь внимание слушающего от семантически важной информации: Что тяжелее: килограмм пуха или килограмм железа? (одинаково).После того, как мы описали структуру загадок, необходимо дать краткую характеристику и их образной составляющей. Образность – одна из главных составляющих загадок, однако, следует помнить, что она существенно отличается как от фольклорной картины мира, так и от картины мира поэтической. Образный ряд лежит в основе всех загадок.Однако, отличительной чертой каждого конкретного образа в загадках становится его конкретность. В основе любой загадки лежат ассоциативные связи, возникающие на языковом уровне. Эту образность, вслед за Ю. Карауловым, мы будем понимать «как своеобразную семантическую конкрецию <...>, образ становится практически единственным, когда заходит о связях и взаимоотношениях между областями в субъективном анизотропном пространстве знаний о мире». Основной источник образов - зрительные впечатления; зрительное восприятие фиксирует форму, цвет, объем, пропорции, положение в пространстве, т.е. признаки, наиболее часто указываемые в загадках. Ощущения вкуса, обоняния, осязания участвуют в создании образа в меньшей степени.Схему загадок составляют их фундаментальные черты: двухчастная составляющая, которая ориентирована на воспринимающего, наличие предикативной группы, а также наличие определенной нормы, которая является обязательным условием реализации загадок. Кроме того, для всех загадок характерны ассоциативные черты, которые являются общими для всех типов языковых явлений. Характеристиками жанра становится и окказиональные единицы, реализуемые на фоне языковой игры с воспринимающей стороной, которая декодирует их на основании сложившейся картиной мира. Словотворчество – это путь к усвоению языковой картины мира, которое наиболее широко распространено в текстах старых, классических, загадок и практически отсутствует в загадках новых, когда языковая картина мира в значительной мере была уже воссоздана. В отличие от окказионального творчества в литературе, словотворчество в классических загадках основывается на том, что мир воспринимается интуитивно, а на основе этой интуиции дается характеристика явлениям.Словотворчество в классических загадках – своеобразный эталон, на который опираются современные авторы. В отличие от номинативного словотворчества значительно большим игровым потенциалом обладают пограничные явления творческого преобразования ситуации, не относящиеся к языковой игре в полной мере: включение в загадки тавтологичных сочетаний и звуковые преобразования в загадках.Тавтологическое употребление однокорневых единиц разных грамматических классов типично для устного народного творчества в целом и способствует более четкому ритмическому построению загадки: Гудил, гудил гудок, да и спрятался в уголок (веник); Щеголь щеголился, под лавку завалился (голик); Ползун ползет, иглы везет (еж); Ходя ходит, виса висит, виса пала, ходя съела (яблоки или желуди и свиньи). Глаголы здесь выступают своеобразными мотиваторами языкового произведения, являясь отражением ассоциативного мышления. Если в литературном языке повтор выступает как ошибка, то в народном словотворчестве повтор – это передача широты явления, актуализация образа. Явление языковой игры, в основном, обращено к категориям смеха, однако, не исчерпывается этой категорией.Эта игра выступает как своеобразный ключ к декодированию материала, содержащегося в загадках. Таким образом, традиционными специфическими чертами для всех загадок становится конструирование по принципу сравнения, метафоры или эпитета, которое представляет собой реализацию кодировки текста таким образом, чтобы он был понят воспринимающим. Антропонимы, реализованные в классических загадках, равно как и глаголы, не являются указанием на определенное лицо, а служат выражением признака предмета, изображенного в загадке. Для загадки существенным является закодированный языковой пласт, который может быть понят носителем языка, в силу сформировавшихся у него на генетическом уровне представлений об описываемом явлении. ЗаключениеЗагадки являются одним из способов воплощения коллективного знания о реальности. Во многом возникновение загадок было связано со стремлением конкретизировать антропологическую картину мира при наложении ментального сознания на языковую действительность. Основной характеристикой загадок поэтому является ассоциации, возникающие в ходе ситуации разгадывания. Загадка, возникая в фольклоре, имеет существенные отличия от него. Основные ценностные параметры фольклорной модели мира, традиционно создающие этические эталоны, проявляют себя в загадках в незначительной степени, тогда как доминирующими оказываются квалитативные параметры, описывающие и организующие мир. Их отличительными чертами являются, во-первых, позитивный фон восприятия мира (что обнаруживается, в частности, в использовании деминутивов), во-вторых, сочетание динамичности и стабильности в семантике предиката при передаче событийных отношений, в-третьих, смещение акцента в описании мира с объектов на их состояния и признаки.Традиционными специфическими чертами для всех загадок становится конструирование по принципу сравнения, метафоры или эпитета, которое представляет собой реализацию кодировки текста таким образом, чтобы он был понят воспринимающим. Антропонимы, реализованные в классических загадках, равно как и глаголы, не являются указанием на определенное лицо, а служат выражением признака предмета, изображенного в загадке. Для загадки существенным является закодированный языковой пласт, который может быть понят носителем языка, в силу сформировавшихся у него на генетическом уровне представлений об описываемом явлении. Список литературыБогатырев, П.Г. Вопросы теории народного искусства / П.Г.Богатырев. М., 1971. – 511 с.Волоцкая, З.М. Заметки о функционировании глагола в загадках / З.М.Волоцкая // Русский глагол в сопоставительном освещении. Саратов, 1984. С.122-129.Гак, В.Г. Языковые преобразования / В.Г.Гак. М., 1998 - 768 с. Лазутин, С.Г. Метафора в загадках / С.Г.Лазутин // Вопросы поэтики литературы и фольклора. Воронеж, 1977 – с. 34-49Караулов, Ю.Н. Активная грамматика и ассоциативно-вербальная сеть / Ю.Н.Караулов. М., 1999 – 180 с. Квятковский, А. Поэтический словарь / А.Квятковский. М., 1966 – 366 с.Митрофанова, В.В. Специфика русских народных загадок и их связь с другими жанрами фольклора / В.В.Митрофанова // Русский фольклор X. М.-Л., 1966. С.79-102.Никитина, С.Е. Устная народная культура и языковое сознание / С.Е.Никитина. М., 1994 – 187 с. Николаева, Т.М. Предисловие / Т.М.Николаева // Исследования в области балто-славянской народной культуры. Загадка как текст. М., 1994. С.5-10.Николаева, Т.М. Загадка и пословица: социальные функции и грамматика / Т.М.Николаева // Исследования в области балто-славянской народной культуры. Загадка как текст. М., 1994. С.143-168.Путилов, Б.Н. Фольклор и народная культура / Б.Н.Путилов. СПб, 1994 – 239 с.Топоров, В.Н. Из наблюдений над загадкой / В.Н.Топоров// Исследования в области балто-славянской народной культуры. Загадка как текст. М., 1994. С. 10-81Топоров, В.Н. К исследованию анаграмматических структур / В.Н.Топоров // Исследования по структуре текста. М., 1987. С. 193-238Чернышев, В.В. Из истории изучения русской загадки / В.В.Чернышев // Язык русского фольклора. Петрозаводск, 1985 - С.23-29.Шведова Н.Ю. Результаты, полученные в работе над «Русским семантическим словарем» / Н.Ю.Шведова // Вопросы языкознания. 1999. №1 – с. 3-16
1.Богатырев, П.Г. Вопросы теории народного искусства / П.Г.Богатырев. М., 1971. – 511 с.
2.Волоцкая, З.М. Заметки о функционировании глагола в загадках / З.М.Волоцкая // Русский глагол в сопоставительном освещении. Саратов, 1984. С.122-129.
3.Гак, В.Г. Языковые преобразования / В.Г.Гак. М., 1998 - 768 с.
4.Лазутин, С.Г. Метафора в загадках / С.Г.Лазутин // Вопросы поэтики литературы и фольклора. Воронеж, 1977 – с. 34-49
5.Караулов, Ю.Н. Активная грамматика и ассоциативно-вербальная сеть / Ю.Н.Караулов. М., 1999 – 180 с.
6.Квятковский, А. Поэтический словарь / А.Квятковский. М., 1966 – 366 с.
7.Митрофанова, В.В. Специфика русских народных загадок и их связь с другими жанрами фольклора / В.В.Митрофанова // Русский фольклор X. М.-Л., 1966. С.79-102.
8.Никитина, С.Е. Устная народная культура и языковое сознание / С.Е.Никитина. М., 1994 – 187 с.
9.Николаева, Т.М. Предисловие / Т.М.Николаева // Исследования в области балто-славянской народной культуры. Загадка как текст. М., 1994. С.5-10.
10.Николаева, Т.М. Загадка и пословица: социальные функции и грамматика / Т.М.Николаева // Исследования в области балто-славянской народной культуры. Загадка как текст. М., 1994. С.143-168.
11.Путилов, Б.Н. Фольклор и народная культура / Б.Н.Путилов. СПб, 1994 – 239 с.
12.Топоров, В.Н. Из наблюдений над загадкой / В.Н.Топоров// Исследования в области балто-славянской народной культуры. Загадка как текст. М., 1994. С. 10-81
13.Топоров, В.Н. К исследованию анаграмматических структур / В.Н.Топоров // Исследования по структуре текста. М., 1987. С. 193-238
14.Чернышев, В.В. Из истории изучения русской загадки / В.В.Чернышев // Язык русского фольклора. Петрозаводск, 1985 - С.23-29.
15.Шведова Н.Ю. Результаты, полученные в работе над «Русским семантическим словарем» / Н.Ю.Шведова // Вопросы языкознания. 1999. №1 – с. 3-16
Вопрос-ответ:
Какую функцию выполняет загадка как культурно-языковое явление?
Загадка выполняет функцию сохранения и передачи культурной и языковой информации. Она является формой игрового общения, способом проверки лингвистических и когнитивных навыков. Загадка также помогает развивать логическое мышление и креативность.
Какие принципы и специфика воплощения языковой картины мира в русских загадках?
В русских загадках присутствуют такие принципы воплощения языковой картины мира, как употребление описательных характеристик объектов и использование окказиональных слов. Русские загадки также часто основаны на метафорах и метонимиях, что позволяет кодировать образы и загадываемые объекты.
Можно ли сказать, что русская языковая картина мира отражается в описательных загадках?
Да, русская языковая картина мира явно отражается в описательных загадках. В них используются описания и характеристики, связанные с русской культурой и жизнью. Они отражают представления и предпочтения народа, а также содержат образы и символы, характерные для русской культуры.
Какими приемами русские загадки кодируют образы и загадываемые объекты?
В русских загадках для кодирования образов и загадываемых объектов часто используются метафоры и метонимии. Они позволяют передавать смысловую информацию через неявные ассоциации и перенос значения слов. Также в них могут быть использованы окказиональные слова, содержащие в себе концентрацию признака, что помогает осуществить кодирование образа или объекта.
Какое время, место и действие описывается в данной конкретной загадке?
В данной конкретной загадке описывается время - сорок недель, место - тюрьма, и действие - сидение в тюрьме и висение на виселице. Она использует метафорические образы для создания загадки и требует логического размышления для ее разгадывания.
Что представляет собой загадка в культурно-языковом аспекте?
Загадка, в культурно-языковом аспекте, является особенным языковым явлением, выражающимся в форме вопроса с ответом, который требует специальной разгадки. Она отражает мироощущение и представления различных культурных групп о быте, природе, мифологии и других аспектах жизни.
Какие принципы и специфика используются в репрезентации языковой картины мира в русских загадках?
В русских загадках репрезентация языковой картины мира основана на использовании различных способов описания объектов и явлений. Одним из принципов является использование описательных загадок, которые описывают характеристики или внешний вид загаданного объекта. Еще один способ - это метафорические загадки, в которых загаданный объект кодируется с помощью метафор и ассоциаций.
Какие специфические элементы используются в создании описательных загадок?
В создании описательных загадок использованы специфические элементы, такие как окказиональные слова. Окказиональные слова содержат в себе концентрацию признака, который помогает разгадать загадку. Например, слова "белец" или "ходок" являются окказиональными и используются для создания описательных загадок.
Какие принципы закодированы в метафорических загадках?
Метафорические загадки используют метафоры и ассоциации для закодирования загаданных объектов. Принципы метафорических загадок заключаются в передаче образов и идей через ассоциативные связи. Загаданные объекты могут быть представлены в виде метафорических образов, которые требуют специальной разгадки.
Какое время, место и действие описываются в данной загадке: "Сорок недель в тюрьме сидел, да год со дня на виселице висел"?
В данной загадке описывается время - сорок недель, место - тюрьма, и действие - сидел и висел на виселице. Загаданный объект - младенец - символизирует новорожденного, который проводит сорок недель в утробе (тюрьме) и рождается (висит на виселице).
Что такое загадка?
Загадка - это культурно-языковое явление, которое представляет собой специфический жанр литературы. Она представляет собой короткий текст с неразрешенной проблемой, задачей или тайной, которую нужно разгадать или отгадать. Загадки обычно содержат некоторую информацию и характеристики загадываемого объекта или явления.
На каких принципах и специфике базируется репрезентация языковой картины мира в русских загадках?
Репрезентация языковой картины мира в русских загадках базируется на нескольких принципах и специфике. Во-первых, загадки используют метафоры и образные средства, чтобы передать информацию о загадываемом объекте. Во-вторых, загадки могут использовать слова с множественными значениями, что позволяет создать двусмысленность и вызвать интерес у слушателей. Также загадки могут содержать описательные характеристики или использовать окказиональные слова. В целом, русские загадки представляют собой интересный способ передачи языковой картины мира и играют важную роль в культуре и традициях русского народа.