Языковая картина мира в современных загадках и тенденции развития жанра.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Русский язык
  • 32 32 страницы
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 20.04.2013
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
1. Загадка как жанр устного народного творчества
2. Языковая картина мира в детских загадках
3. Языковая картина мира во взрослых загадках
4. Тенденции развития жанра загадки в современном русском языке
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Языковая среда современного общества допускает вторжение в процесс коммуникации довольно низких по стилю выражений. Средства массовой информации , особенно информационный материал сети Интернета предлагают богатейший материал для исследования загадок для взрослых (большинство загадок для взрослых в данной работе взяты из Интернета). Среди самым популярных тем выделяется тема о сексе, о межличностных отношениях между молодыми людьми и людьми старшего поколения (бабушки и дедушки).Как уже было отмечено, в современных загадках для взрослых нарушается языковая норма: это условия реализации загадок в речевых ситуациях: корреляция вопроса и ответа, наличие подсказок в кодирующей части, преимущественно однозначная трактовка вопроса. Нарушение «нормы» загадок способствует возникновению современных игровых типов данного жанра: вопросы-сопоставления: «Чем лошадь отличается от иголки? - (На иголку сначала сядешь, потом подпрыгнешь, а на лошадь вначале подпрыгнешь, а потом сядешь). С лингвистической точки зрения (лексико-грамматической) в составлении загадок большую роль играют следующие компоненты: - полисемия: «Весь покрытый зеленью, абсолютно весь» (Новый русский);- омонимия: «Близкий родственник», в котором можно хранить бумаги (Папка). Почему слоны не летают? (По воздуху);- игра, основанная на двусмысленности слова: Без окон, без дверей, полна горница людей (огурец / КПЗ);- эффектобманутого ожидания: Что такое 90/60/90? (Скорость при гаишнике);- создание комического шока: Маленькая, сморщенная есть в каждой женщине? (Изюминка);- одновременная актуализация прямого и переносного значений глагола: Чем отличается пионер от сосиски? (Сосиску надо варить, а пионер всегда готов);- разрушение ассоциативных стереотипов восприятия языковых знаков посредством включения знака в новый ассоциативный контекст: Четыре братца под одной крышей стоят (стол / мафия)..Следовательно, языковая картина мира в загадках для взрослых ломает стереотипы и нормы восприятия мира в направлении знака плюс на знак минус. Это отражает нравственные ценности, нормы морали и языковые нормы в социуме. Это может привести к разрушению (изменению) национального языка, так как духовно-нравственные идеалы и ценности общества и язык (особенно жанры фольклора) художественных произведений тесно взаимосвязаны.Необходимо отметить, что загадки, которые систематически обновляются в сети Интернета, часто бывают неприличными, несущими негативную информацию, переосмысленными в народе. Этот фактор служит адекватным отражением современной русской языковой картины мира . Новые загадки, созданные для взрослых самими же взрослыми, не могут отражать менталитет, традиции, обычаи, культуру нашего народа, языковое сознание общества.4. Тенденции развития жанра загадки в современном русском языкеСовременный этап развития загадок демонстрирует постепенное свертывание общефольклорной картины мира и переход к иным способам описания действительности. Современные загадки чётко распадаются на две группы – детские загадки (для дошкольников, учащихся младших и средних классов) и взрослые загадки (подростковые группы, юноши и боле старшее поколение). При использовании классических загадок берутся все варианты и типы без подразделения на взрослые и детские. Этот взрослый вариант загадок (все классические загадки созданы взрослыми) имеет свою специфику и строгую классификацию тематики: это загадки о домашних и диких животных, загадки о птицах, загадки о явлениях природы и другие предметы, явления, которые окружают мир человека.Современные загадки для детей увеличили общее число развёрнутых прямых подсказок, что значительно упростило процесс отгадывания и одновременно снизило семантику детской загадки. Снижение экспрессивности и эмоциональности восприятия загадки зависит от простоты слов, так как игра со звуком, глубинным значением и оттенками смысла постепенно вытесняется либо перечисляются общеизвестные признаки. Рассмотрим несколько таких загадок: «Ква-ква-ква, да ква-ква-ква» - вот и все её слова (лягушка). Мой парус ветер ловит, а волны режет киль(яхта)». Довольно часто в загадках рядом находятся синонимы, выполняющие функцию подсказки: «Кто всю ночь по крыше бьёт да постукивает, и бормочет, и поёт, убаюкивает?» (Дождь). Большинство современных детских загадок относится не к метафорическим (имеющим полнозначные метафорические эквиваленты в энигматоре), а к описательным. Увеличение объёма текста при одновременном усложнении его структуры (введение синонимов, обращений, междометий), четкий ритм и рифмовка показывают, что детские загадки постепенно облекаются в стихотворную форму. Картина мира детских загадок всё больше ориентируется не на природу, а на предметы материальной культуры, и оперирует не традиционными «глубинными» знаниями, а поверхностной информацией. Характерными чертами взрослых загадок являются злободневность и ироничное отношение к окружающему миру. Это выражается в преобладании развлекательных загадок и вопросов. Загадки для взрослых вторичны по отношению к детским и классическим, так как их адекватное восприятие предполагает знание законов построения и основных образцов классических загадок. Основу современных взрослых загадок составляет семантическаядвуплановость и переосмысление устоявшихся понятий и нравственных ценностью. Взрослые игровые загадки обнаруживают тенденцию к сближению с анекдотом. Как и в анекдоте, в игровых загадках основу комизма составляет неожиданная развязка, находящаяся на границе вопроса и ответа. Меняется и цель: не найти правильный ответ, а подготовить слушающих к восприятию и адекватной оценке сообщаемой отгадки. Незнание приветствуется, а неожиданный остроумный ответ смещает акценты понимания даже самого безобидного вопроса. Основу загадок-анекдотов составляет намеренный обход логики, представление тривиальной информации парадоксальным образом. При этом ответ, в котором концентрируется информация, начинает доминировать над вопросом. К основным способам моделирования игрового пространства современных загадок относится: смещение акцента кодирования с реальных объектов на сам текст, семантическая перекличка разных отгадок к одной загадке, необходимость устанавливать все возможные семантические связи между вопросом и ответом. Кодируя предмет, загадка превращает привычные вещи в странные, неизвестные, новые, удивляющие. Фантастическая картина в загадке необходима для того, чтобы остановить внимание слушателя, заставить его задуматься. Остраннённость, как основный признак загадки, придаёт объектам совершенно особый смысл – оставаясь теми же объектами, они претерпевают изменения, получая другое вербальное воплощение. В современных загадкахнеобходимо говорить о сходстве (общий признак) несходного (разного). Обновление и перефразирование современных загадок происходит с использованием следующих лингвистических явлений:- простое перефразирование происходит с использованием метода описания вместо называния: С ногами - без рук; с боками - без рёбер (стул). Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает (дерево);- осложненное перефразирование через проекцию на свойства ассоциативно связанных с загаданным объектом других объектов с опорой на метафору: Бочка вина, ни гвоздя, ни дна (яйцо);- осложненное перефразирование с опорой на общий синтагматический элемент: Без рук, без ног, а рисовать умеет (мороз). Какая разница между пивом и лекарством? (Лекарство сначала выписывают, а потом пьют; а пиво вначале пьют, а затем выписывают).Жанр современной загадки представляет собой намеренно трансформированное описание реальности. Однако, надо отметить, что у этой трансформации всегда есть мотивировка. Человек подмечает подобие между предметами и явлениями, и это подобие становится в загадке базой связи энигмата и энигматора. Имена явлений объединяются в сознании социума или отдельно взятых людей на том основании, что за этим единством стоят конкретно воспринимаемые вещи. Семантические мотивационные модели представлены в современной лингвистике (в жанре загадки) чаще всего именами существительными. Например, Не кузнец, а с клещами (рак). Отгадать не очень просто – вот такой я фруктик знаю. Речь идет не о кокосе, не о груше, не о сливе, птица есть еще такая. Называют так же (киви). Ни в полях, и ни в садах, ни у вас, и ни у нас, а в тропических лесах вырастает (ананас). Достаточно много загадок-моделей, где используются имена прилагательные, глаголы: «Старик у ворот тепло уволок, сам не бежит, стоять не велит.У избы побывал- всё окно разрисовал, у реки погостил- во всю реку мост мостил (мороз).В народном фольклорном жанре загадок всегда выделялось два типа загадок: первый тип – отгадка служит объектом, способным удовлетворить загаданный признак – в этом случае вся ассоциативная мотивация заключалась в содержании текста загадки. Во втором тип загадок оба связываемых предмета уже даны и искомым является сама ассоциативная связь – мотив сравнения. Современные загадки представляют собой второй тип, где предикат объединяет два уже данных в вопросе объекта - работает формула «Что общего между Х и Y?».Следовательно, теоретическое исследование многих научных публикаций и примеры загадок и сборников и СМИ позволили определить, что традиционно сложившийся стереотип восприятия загадок как жанра, обращенного только к предметно-вещественному миру и не затрагивающего область межличностных отношений, разрушается в современных игровых загадках. Такие загадки всё более ориентированы на признак предмета или на определённые условия реализации текста. Кроме того, загадки в форме вопросав наибольшей степени ориентированы на языковую игру и сближаются с анекдотом. Эти особенности приводят к появлению новых структурно-семантических типов взрослой загадки, в то время как современные детские загадки имеют традиционное оформление и лишь расширяющуюся тематику жанра.Классические загадки отражают способы познания и освоения мира человеком. Современные детские загадки имеют воспитательные и обучающие цели и способствуют формированию детского, порой наивного мировоззрения. Современные взрослые загадки имеют развлекательную и социализирующую функцию: они отражают национальную языковую картину мира. Однако многие лингвисты признают классический фонд русских загадок, которые способны представить прошлое и настоящее нашего народа: только память народапредставляет собой копилку идей и потенциальныхвозможностей дальнейшей самореализации жанра загадки.ЗаключениеВ современной лингвистике выделяют детские и взрослые загадки, так как их языковая игра и тематика резко отличаются.Языковая картина мира, отраженная в загадках для детей, основывается на их представлениях об окружающей действительности, особенностях их взглядов на природу родного края, мир в общем представлении и свое место в этом мире. Загадки составляют доступные, согласно возрастным особенностям, знания, полученные детьми непосредственно, то есть, в готовом видеот взрослых (родителей и педагогов) или в результате проявления личной интеллектуально-творческой деятельности. Именно фактор влияния культуры взрослых на формирование детской картины мира находит отражение в загадках.Несмотря на то, что загадки называют детским жанром, сами дети не являются признанными создателями жанра. Большинство современных детских загадок появилось в результате переработки классических загадок и целенаправленного творчества детских писателей. Вместе с тем, надо отметить, что загадки, вместе со сказками, являются одним из самых популярных жанров детского дошкольного и младшего школьного возраста. Дети начальных классов сами пробуют составлять загадки по аналогии, а в старших классах этот процесс имеет продолжение, что непосредственно отражается на творческих речевых способностях обучающихся. Высокая популярность загадок в детской среде отражает их интерес к жанру, к осознанию окружающего мира, его предметности Игровые загадки взрослых ориентированы не на предмет, а на его признак или на определенные условия функционирования текста, на определённые коммуникативные ситуации. Многие загадки для взрослых способствуют разрушению стереотипов восприятия существующего мира. Язык новых загадок сигнализирует о смене картины мира, которая всё больше ориентируется не на природу, а на предметы материальной культуры.Приемы и механизмы создания традиционныхрусских загадок отражают специфику данного жанра,особенности языкового сознания нашего народа, аспособствуют освоению мира русским лингвокультурным сообществом. В новых загадках отмечается размытость границ в тематическом и структурном отношении. Несмотря на это устоявшееся в области лингвистики мнение, наблюдается устойчивая тенденция к расширению нового типа загадок для подростков и взрослых. Количество традиционных загадок в живом обращении продолжает уменьшаться. Список литературы1. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки,загадки и детский фольклор / В.П. Аникин. - М.: Просвещение, 1989. – 240с.2. Аникин В.П. Теория фольклора: Курс лекций / В.П. Аникин.- 2-е изд.,доп. М., 2004. – 345с.3. Апресян Ю. Д. Часть первая. Основания системной лексикографии. Глава 1. Основные принципы и понятия системной лексикографии. // Языковая картина мира и системная лексикография. / Апресян Ю. Д. (отв. ред.). — М.: Языки славянских культур, 2006. — 912 с. 4. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь:Философия и литература. Мифология и религия. Язык икультура. - М.: Эксмо, 2003. 980с.5. Денисова Е.А. Энигмопорождающая функция синтагматического ассоциата// Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Вопросы образования: языки и специальность». 2008, №1. С. 36-43. 6. Денисова Е.А. Структуры и функция энигматического текста (на материале русских загадок и кроссвордов) // Язык, литература, культура: Актуальные проблемы изучения и преподавания. Вып. 4. М.: МАКС Пресс, 2008. С. 72-85. 7. Денисова Е.А. Семантическая структура русской загадки // XIIМеждународная научная конференция студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов», секция «Филология». М.: МАКС Пресс 2005. С. 208-211. 8. Жуков К.А. Языковая картина мира современной русской загадки: бренное и вечное // Вестник новгородского госуд. универ., 2009. – С.62- 69.9. Журинский А.Н. Семантическая структура загадки / А.Н. Журинский. - М., 1999. – С.31.10. Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь / А.П. Квятковский. М.: Дрофа, 2000. – 464с.11. Насыбулина А.В. Загадка // Русские паремии: новыеформы, новые смыслы, новые аспекты изучения: Колл.монография / Науч. ред. Т.Г.Никитина. Псков, 2008.С.145-178.12. Славянские древности / Этнолингвистический словарь под ред. Н.И.Толстого. - Т. 2. М., 1999, с. 233-237.13.Телия В.Н. Метафоризация и ее роль в создании языковой картины мира // Роль человеческого фактора в языке.Язык и картина мира. М., 1988. С.177.14. Сибирцева В.Г. Отражение мировосприятия в загадках30-90-х годов XX века // Проблемы языковой картинымира на современном этапе. Н. Новгород, 2002. С.82-85.15. Чернейко Л.О. Синтагматический ассоциат как текстопорождающий фактор детской речи // Проблемы онтолингвистики – СПб, 2007.

Список литературы
1. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор / В.П. Аникин. - М.: Просвещение, 1989. – 240с.
2. Аникин В.П. Теория фольклора: Курс лекций / В.П. Аникин. - 2-е изд., доп. М., 2004. – 345с.
3. Апресян Ю. Д. Часть первая. Основания системной лексикографии. Глава 1. Основные принципы и понятия системной лексикографии. // Языковая картина мира и системная лексикография. / Апресян Ю. Д. (отв. ред.). — М.: Языки славянских культур, 2006. — 912 с.
4. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь: Философия и литература. Мифология и религия. Язык и культура. - М.: Эксмо, 2003. 980с.
5. Денисова Е.А. Энигмопорождающая функция синтагматического ассоциата // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Вопросы образования: языки и специальность». 2008, №1. С. 36-43.
6. Денисова Е.А. Структуры и функция энигматического текста (на материале русских загадок и кроссвордов) // Язык, литература, культура: Актуальные проблемы изучения и преподавания. Вып. 4. М.: МАКС Пресс, 2008. С. 72-85.
7. Денисова Е.А. Семантическая структура русской загадки // XII Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов», секция «Филология». М.: МАКС Пресс 2005. С. 208-211.
8. Жуков К.А. Языковая картина мира современной русской загадки: бренное и вечное // Вестник новгородского госуд. универ., 2009. – С.62- 69.
9. Журинский А.Н. Семантическая структура загадки / А.Н. Журинский. - М., 1999. – С.31.
10. Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь / А.П. Квятковский. М.: Дрофа, 2000. – 464с.
11. Насыбулина А.В. Загадка // Русские паремии: новые формы, новые смыслы, новые аспекты изучения: Колл. монография / Науч. ред. Т.Г.Никитина. Псков, 2008. С.145-178.
12. Славянские древности / Этнолингвистический словарь под ред. Н.И.Толстого. - Т. 2. М., 1999, с. 233-237.
13. Телия В.Н. Метафоризация и ее роль в создании языковой картины мира // Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. М., 1988. С.177.
14. Сибирцева В.Г. Отражение мировосприятия в загадках 30-90-х годов XX века // Проблемы языковой картины мира на современном этапе. Н. Новгород, 2002. С.82-85.
15. Чернейко Л.О. Синтагматический ассоциат как текстопорождающий фактор детской речи // Проблемы онтолингвистики – СПб, 2007.

Вопрос-ответ:

Что представляет собой загадка как жанр устного народного творчества?

Загадка как жанр устного народного творчества – это краткое и замысловатое утверждение или вопрос, который требует разгадки. Она играет важную роль в народной культуре и передает определенные знания и ценности. Загадки часто используются в игровых формах общения и развивают логическое мышление.

Какова языковая картина мира в детских загадках?

Языковая картина мира в детских загадках представлена простыми и понятными выражениями. Они чаще всего основаны на наблюдении за окружающим миром и содержат описания животных, растений, предметов, явлений природы. Детские загадки помогают расширить и углубить понимание мира вокруг нас.

Какова языковая картина мира во взрослых загадках?

Языковая картина мира во взрослых загадках более сложна и полна разнообразных метафор и символов. Они могут быть связаны с историей, культурой, мифологией, а также содержать аллюзии и игры слов. Взрослые загадки не только развлекают, но и предлагают глубокое понимание мира и человеческой жизни.

Какие тенденции развития жанра загадки можно наблюдать в современном русском языке?

В современном русском языке можно наблюдать следующие тенденции развития жанра загадки:

Что представляет собой языковая среда современного общества?

Языковая среда современного общества представляет собой окружение, в котором люди общаются и передают информацию с помощью языка. Она включает в себя разные сферы общения, такие как социальные сети, СМИ, образование и др. Современная языковая среда допускает использование различных стилей речи, в том числе и низких по стилю выражений.

Что такое загадка и каковы ее основные характеристики?

Загадка - это жанр устного народного творчества, который представляет собой краткое текстовое выражение, скрывающее какой-то объект, явление или понятие. Основными характеристиками загадки являются: энкодирование информации, присуще использование рифмы и метра, игровой характер и активное участие слушателей в процессе отгадывания.

Какая языковая картина мира присутствует в детских загадках?

В детских загадках часто используются яркие образы из окружающего мира ребенка, такие как животные, растения и предметы быта. В них отражается пространственная и временная организация окружающей действительности, особенности физического мира, цветовые характеристики объектов, а также знакомят детей с определенными социокультурными нормами и ценностями.

Какую языковую картину мира можно наблюдать во взрослых загадках?

Во взрослых загадках языковая картина мира становится более сложной и разнообразной. В них отображаются различные сферы человеческой деятельности, научные и технические знания, исторические и культурные персонажи и явления. Также в этих загадках можно встретить игру слов, тонкую иронию и парадоксы.

Какие тенденции развития жанра загадки можно наблюдать в современном русском языке?

В современном русском языке можно наблюдать следующие тенденции развития жанра загадки: большее внимание к использованию различных лингвистических приемов, таких как аллитерация, ассонанс, формирование многозначности слов, увеличение числа загадываемых объектов, появление новых тематических направлений и использование современных терминов и понятий.

Что такое загадка?

Загадка - это жанр устного народного творчества, представляющий собой краткое и занимательное описание предмета, явления или понятия, которое требует разгадки.

Каким языком изображается языковая картина мира в детских загадках?

Языковая картина мира в детских загадках изображается простыми и доступными детям словами и выражениями, которые передают основные характеристики объекта или явления, а также его отличительные признаки.