Параграф диплома: О роли воздействия музыки, имеющую в программе сказочный образ на развитие музыкально-образного мышления детей

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Музыка
  • 32 32 страницы
  • 13 + 13 источников
  • Добавлена 20.06.2013
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

О роли воздействия музыки, имеющей в программе сказочный образ, на развитие музыкально-образного мышления детей
Список литературы
Нотография
Приложение 1. Нотные примеры из фортепианной литературы

Фрагмент для ознакомления

Обогащать музыкальный и личностный опыт, создающий базу для развития музыкально-образного мышления. Отечественный психолог Л.С. Выготский, специально занимавшийся изучением творческого мышления, считал, что деятельность воображения «находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека».
Способствовать личностному развитию ученика, ведь сказки сами по себе могут служить развивающим и коррекционным средством. А музыкальные сказки, в силу художественного и эстетического воздействия музыки, способствуют усилению воздействия на ребенка сказочных образов.
Таким образом, использование сказочных образов и тем как основы художественного содержания музыки при обучении игре на фортепиано позволяет учитывать возрастные особенности детского восприятия (роль игрового начала, фантазии, воображения, сказки наиболее актуально для младших школьников), развивать у учеников музыкально-образное мышление, эмоциональность и музыкальность.





Список литературы
Асафьев, Б.В. Русская музыка от начала XIX столетия. – Москва, Ленинград, 1930. - 305 с.
Блок, В. Музыка Прокофьева для детей. – М.: Музыка, 1969. – 79 с.
Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. Книга для учителя. 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.
Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Основы сказкотерапии. - Спб.: Речь, 2006. – 208 с.
Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб.: Речь, 2006. - 240 с.
Кандинский, А.И. Н.А. Римский-Корсаков / Кандинский, А.И., Орлова, Е.М. Русская музыкальная литература. Вып. 3. Изд. 7-е. – Л.: Музыка, 1986. С 3-190.
Малиновская, А.В. Фортепианно-исполнительское интонирование. – М.: Владос, 2005. – 381 с.
Немов, Р.С. Психология. В 3-хкнигах. Кн.1. Общая психология – М.: Владос, 2008. – 687 с.
Петрушин, И.В. Музыкальная психология. – М.: Академический проект; Трикса, 2008. – 400 с.
Подуровский, В.М., Суслова, Н.В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Владос, 2001. – 320 с.
Программная музыка / Музыкальная энциклопедия. Электронные источники, режим доступа: http://enc-dic.com/enc_music/Programmnaja-Muzyka-5867/
Смирнова, Е.О. Детская психология. - Спб.: Питер, 2011. – 304 с.
Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей. – М.-Л..: апн РСФСР, 1947. - 355 с.
Нотография
Баневич, С. По сказкам Христиана Андерсена. Альбом для фортепиано. М.: Советский композитор, 1990.
Золотая лира. Альбом классической и современной популярной музыки для фортепиано. Том 1. Изд. 3-е. – М.: Советский композитор, 1990.
Лядов, А.К. Бирюльки. Собрание мелких пьес. 14 пьес op. 2. Музыальная коллекция для фортепиано. - Music Production International, 2008.
Малыш за роялем. Учебное пособие. Авторы – составители И. Лещинская, В. Пороцкий. – М.: Советский композитор, 1986.
Метнер, Н. Сказки для фортепиано. – М.: Музыка, 1991.
Музыка для детей. Фортепианные пьесы. Вып. 2. Учебное пособие для II – III классов детской музыкальной школы. М.: Советский композитор, 1986.
Музыка для детей. Фортепианные пьесы. Вып. 3. Учебное пособие для III – IV классов детской музыкальной школы. М.: Советский композитор, 1988.
Мусоргский, М.П. «Картинки с выставки». Электронные источники, режим доступа: http://mp3.classic-music.ru/music/mussorgsky-scores/mus-124.pdf
Прокофьев, С.С. Детская музыка. 12 легких пьес для фортепиано. – Минск: Пара Ла Оро, 2010.
Соколова, Н. Ребенок за роялем. Хрестоматия для фортепиано в 2 и 4 руки. Изд. 2-е. – Л.: Музыка, 1986 .
Фортепианная игра. 1-2 классы музыкальной школы. Под общей редакцией А. Николаева. – М.: Музыка, 1985.
Чайковский, П.И. Детский альбом. – Спб.: Вита Нова, 2010.
Чайковский, П.И. Сюита «Щелкунчик». Электронные источники, режим доступа: http://classic-online.ru/ru/production/3479

Приложение 1. Нотные примеры из фортепианной литературы
П.И. Чайковский «Детский альбом». Пьеса № 19 «Нянина сказка»

П.И. Чайковский «Детский альбом. Пьеса № 20 «Баба Яга»

П.И. Чайковский Сюита «Щелкунчик», переложение для фортепиано. Марш.

П.И. Чайковский Сюита «Щелкунчик», переложение для фортепиано. Танец Феи Драже


А.К. Лядов, фрагменты из цикла «Бирюльки»





А.К. Лядов «Музыкальная табакерка»



М.П. Мусоргский «Картинки с выставки». «Гном».



Н. Метнер «Сказки» для фортепиано. Сказка № 2.


Н. Метнер «Сказки» для фортепиано. Сказка птичек.

С.С. Прокофьев «Музыка для детей». Пьеса № 3 «Сказочка»


С.С. Прокофьев Фрагменты из симфонической сказки «Петя и волк». «Петя».

С.С. Прокофьев Фрагменты из симфонической сказки «Петя и волк». «Кошка».


С.С. Прокофьев Фрагменты из симфонической сказки «Петя и волк». «Волк»


С. Баневич «По сказкам Христиана Андерсена». «Кай и Герда».

Дошкольный возраст является сензитивным для формирования основ нравственности (теория «сензитивности» обосновывает важность того или иного возраста для формирования определенных качеств личности человека; именно в этом возрасте формирование личностного качества будет наиболее плодотворным, но если упустить момент, то в дальнейшем сформировать данное качество будет затруднительно). Не случайно возникает целое направление современных авторских сказок, в которых писатели стремятся создать у ребенка желание стать лучше, в образной форме создают у ребенка представления о добре и зле и т.д. (например, сказки Софьи Прокофьевой про «Машу и Ойку» и про «Капризика и Зловредика»).
Подробнее об этом см.: Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Основы сказкотерапии. - Спб.: Речь, 2006. – 208 с.; Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб.: Речь, 2006. - 240 с.
Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. Книга для учителя. 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991. С.15.
Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. Книга для учителя. 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991. С. 5
Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей. – М.-Л..: апн РСФСР, 1947. С. 245.
Там же, С. 245.
Петрушин, И.В. Музыкальная психология. – М.: Академический проект; Трикса, 2008. – С. 217.
Малыш за роялем. Учебное пособие. Авторы – составители И. Лещинская, В. Пороцкий. – М.: Советский композитор, 1986. С. 20.
Программная музыка / Музыкальная энциклопедия. Электронные источники, режим доступа: http://enc-dic.com/enc_music/Programmnaja-Muzyka-5867/
«Живет, растет Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору кот-баюн — говорит сказки заморские. Со вечера до бела света качают Кикимору во хрустальчатой колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонешенька, чернешенька та Кикимора, а голова-то у нее малым-малешенька, со наперсточек, а туловища не спознать с соломиной. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядет кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снует основу шелковую. Зло на уме держит Кикимора на весь люд честной» (электронные источники, режим доступа: http://www.belcanto.ru/lyadov_kikimora.html).
Подробнее об этом см.: Малиновская, А.В. Фортепианно-исполнительское интонирование. – М.: Владос, 2005. – 381 с.
Подуровский, В.М., Суслова, Н.В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Владос, 2001. С. 11.
Подробнее об этом см.: Кандинский, А.И. Н.А. Римский-Корсаков / Кандинский, А.И., Орлова, Е.М. Русская музыкальная литература. Вып. 3. Изд. 7-е. – Л.: Музыка, 1986. С 105.
Асафьев, Б.В. Русская музыка от начала XIX столетия. – Москва, Ленинград, 1930. С. 280.
Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. Книга для учителя. 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991. С. 15.
Блок, В. Музыка Прокофьева для детей. – М.: Музыка, 1969. С. 5.
Прокофьев С.С. Волк. Обработка В. Блока / Фортепианная игра. 1-2 классы музыкальной школы. Под общей редакцией А. Николаева. – М.: Музыка, 1985. С. 92.
Петрушин, И.В. Музыкальная психология. – М.: Академический проект; Трикса, 2008. – С. 97.
Там же, С. 216.
Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. Книга для учителя. 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991. С. 10. Психолог приводит следующий пример: избушка на курьих ножках – это сказочный образ. Однако, он создан из элементов, существующих в реальной жизни - деревянная избушка, курица – между собой до этого никак не связанных.
Подробнее об этом см.: Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Основы сказкотерапии.- Спб.: Речь, 2006. – 208 с.; Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Формы и методы работы со сказками.- СПб.: Речь, 2006. – 240 с.









32



Развитие музыкального мышления

Развитие музыкально-образных представлений, музыкальности

Развитие воображения, творческого начала, фантазии

Развитие музыкально-образных представлений, музыкальности

Развитие у ребенка эмоциональных реакций на музыку

Развитие представления о выразительных средствах музыки (мелодия, ритм, гармония, тембр, динамические нюансы, штрихи и т.д.)

Список литературы
1.Асафьев, Б.В. Русская музыка от начала XIX столетия. – Москва, Ле-нинград, 1930. - 305 с.
2.Блок, В. Музыка Прокофьева для детей. – М.: Музыка, 1969. – 79 с.
3.Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Пси-хологический очерк. Книга для учителя. 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.
4.Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Основы сказкотерапии. - Спб.: Речь, 2006. – 208 с.
5.Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб.: Речь, 2006. - 240 с.
6.Кандинский, А.И. Н.А. Римский-Корсаков / Кандинский, А.И., Орлова, Е.М. Русская музыкальная литература. Вып. 3. Изд. 7-е. – Л.: Музыка, 1986. С 3-190.
7.Малиновская, А.В. Фортепианно-исполнительское интонирование. – М.: Владос, 2005. – 381 с.
8.Немов, Р.С. Психология. В 3-хкнигах. Кн.1. Общая психология – М.: Владос, 2008. – 687 с.
9.Петрушин, И.В. Музыкальная психология. – М.: Академический про-ект; Трикса, 2008. – 400 с.
10.Подуровский, В.М., Суслова, Н.В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Владос, 2001. – 320 с.
11.Программная музыка / Музыкальная энциклопедия. Электронные ис-точники, режим доступа: http://enc-dic.com/enc_music/Programmnaja-Muzyka-5867/
12.Смирнова, Е.О. Детская психология. - Спб.: Питер, 2011. – 304 с.
13.Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей. – М.-Л..: апн РСФСР, 1947. - 355 с.
Нотография
I.Баневич, С. По сказкам Христиана Андерсена. Альбом для фортепиано. М.: Советский композитор, 1990.
II.Золотая лира. Альбом классической и современной популярной музыки для фортепиано. Том 1. Изд. 3-е. – М.: Советский композитор, 1990.
III.Лядов, А.К. Бирюльки. Собрание мелких пьес. 14 пьес op. 2. Музыальная коллекция для фортепиано. - Music Production International, 2008.
IV.Малыш за роялем. Учебное пособие. Авторы – составители И. Лещинская, В. Пороцкий. – М.: Советский композитор, 1986.
V.Метнер, Н. Сказки для фортепиано. – М.: Музыка, 1991.
VI.Музыка для детей. Фортепианные пьесы. Вып. 2. Учебное пособие для II – III классов детской музыкальной школы. М.: Советский композитор, 1986.
VII.Музыка для детей. Фортепианные пьесы. Вып. 3. Учебное пособие для III – IV классов детской музыкальной школы. М.: Советский композитор, 1988.
VIII.Мусоргский, М.П. «Картинки с выставки». Электронные источники, режим доступа: http://mp3.classic-music.ru/music/mussorgsky-scores/mus-124.pdf
IX.Прокофьев, С.С. Детская музыка. 12 легких пьес для фортепиано. – Минск: Пара Ла Оро, 2010.
X.Соколова, Н. Ребенок за роялем. Хрестоматия для фортепиано в 2 и 4 руки. Изд. 2-е. – Л.: Музыка, 1986 .
XI.Фортепианная игра. 1-2 классы музыкальной школы. Под общей редакцией А. Николаева. – М.: Музыка, 1985.
XII.Чайковский, П.И. Детский альбом. – Спб.: Вита Нова, 2010.
XIII.Чайковский, П.И. Сюита «Щелкунчик». Электронные источники, ре-жим доступа: http://classic-online.ru/ru/production/3479

Вопрос-ответ:

Какое влияние оказывает музыка, имеющая сказочный образ, на развитие музыкально-образного мышления у детей?

Музыка с сказочным образом способствует развитию музыкально-образного мышления у детей. Она позволяет им воображать и создавать в своем воображении различные образы и ситуации, а также развивает их способность к ассоциативному мышлению и восприятию музыки.

Как музыкально-образное мышление детей развивается при работе с музыкой, имеющей сказочный образ?

Работа с музыкой, имеющей сказочный образ, позволяет детям усваивать музыкальные элементы и структуры через восприятие различных образов и ситуаций. Они могут воображать героев и события, создавать собственные истории под музыку, что развивает их креативность и музыкальную фантазию.

Какой психолог занимался исследованием развития музыкально-образного мышления у детей?

Исследования развития музыкально-образного мышления у детей проводил отечественный психолог Л.С. Выготский. Он специально занимался изучением влияния музыки на развитие детей, особенно ее роли в формировании музыкально-образного мышления.

Какую базу для развития музыкально-образного мышления создает работа с музыкой, имеющей сказочный образ?

Работа с музыкой, имеющей сказочный образ, создает базу для развития музыкально-образного мышления у детей, так как они начинают ассоциировать музыкальные фрагменты с конкретными образами и ситуациями. Это помогает им лучше понимать и воспринимать музыку, а также развивает их музыкальное мышление и воображение.

Как можно обогатить музыкальный и личностный опыт детей при работе с музыкой, имеющей сказочный образ?

При работе с музыкой, имеющей сказочный образ, можно обогатить музыкальный и личностный опыт детей, создавая для них различные музыкальные задания и игры, включающие в себя элементы сказочных образов и ситуаций. Это поможет им расширить свой репертуар музыкальных представлений и развить свои музыкальные способности.

Какая роль воздействия музыки с сказочным образом в программе играет на развитие музыкально-образного мышления детей?

Музыка с сказочным образом в программе играет важную роль в развитии музыкально-образного мышления детей. Она обогащает их музыкальный и личностный опыт, создавая базу для развития музыкально-образного мышления. Изучение сказочной музыки позволяет детям воспринимать и интерпретировать музыкальные произведения через определенные образы и сюжеты, развивая тем самым их способность мыслить музыкально и визуализировать звуки.

Какой вклад в развитие детей вносит музыкальное образование с использованием сказочных образов?

Музыкальное образование с использованием сказочных образов вносит значительный вклад в развитие детей. Оно помогает им развивать творческое мышление, воображение и эмоциональную сферу. Изучение музыки с сказочным образом позволяет детям находить себя в музыке, создавать свои музыкальные истории и выражать свои эмоции через музыку. Такое образование способствует развитию индивидуальности и самовыражению детей.

Каково мнение Л.С. Выготского о роли воздействия музыки с сказочным образом на развитие музыкально-образного мышления детей?

Л.С. Выготский, российский психолог, высказывался о важности воздействия музыки с сказочным образом на развитие музыкально-образного мышления детей. Он считал, что изучение сказочной музыки позволяет детям развивать свою воображение и творческое мышление, а также улучшать свои музыкальные способности. Выготский подчеркивал, что сказочная музыка помогает детям выражать свои эмоции и мысли, развивая тем самым их личностный рост и самовыражение через музыку.