Критика Аристотеля Платоновской теории идей.
Заказать уникальный реферат- 16 16 страниц
- 8 + 8 источников
- Добавлена 15.12.2011
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Философия Платона: учение об Идеях.
Глава 2. Философия Аристотеля: критика мира Идей Платона.
Заключение.
Список литературы.
В основе философской системы Платона лежит принципиальное разграничение двух миров: мира земного и мира идей – мира подлинного существования, доступного только разуму, а не чувствам. Этот мир дает начало всем материальным объектам и предметам мира земного. Суть каждой вещи – это ее идея. Идея извечна и неизменна, она не прекратит своего существования, даже если разрушится или умрет, вещь, которая к ней сопричастна. Мужественный человек может превратиться в труса и обратиться в бегство на поле боя, но идея мужества от этого не пострадает. Красивый цветок может завять, а красивое дерево сломаться от ветра и засохнуть, однако это не отменит существования идеи красоты.
Душа человека также проистекает из мира идей, она бессмертна и полна знанием, которое получила пребывая в мире подлинных сущностей, еще до того как обрела свое тело. Но земная жизнь заглушает голос разума, чувства уводят его от внутренней скрытой истины и единственный способ возродить знание это «припомнить» о том, что уразумела душа, вращаясь в сфере эйдосов.
Для Аристотеля подобный способ видения мира оказался неприемлем. Вопреки позиции своего наставника Платона, Аристотель отдает предпочтение миру чувственному, материальному, считая, что возникновение мира идей нисколько не говорит нам о сути чувственного мира, оно не раскрывает нам основ его развития – движения, рождения и смерти.
По мнению Аристотеля, Платон не смог достаточно ясно и четко сформулировать как мир идей и чувств относятся друг к другу, каким образом идея прекрасного самого по себе делает ту или иную вещь прекрасной. Для него утверждение Платона о причастности чувственных вещей к идеям звучит как метафора, лишенная смысла и не дающего нам ничего, что могло бы облегчить познание чувственных вещей.
Отвергнув теорию идей Платона, Аристотель отвергает так же и идею припоминания как истинного способа познания. Для Аристотеля видится крайне проблематичным приступать к изучению чего-либо, уже зная об этой вещи и развертывая процесс познания из самого себя, а не из постигаемого органами чувств предмета. Ему кажется странным знать что-либо и не отдавать себе отчет в своем знании.
На смену Платоновскому миру идей Аристотель предлагает свою собственную теорию материи и формы. Материя для него это естественное (природное), бесформенное и безграничное начало. И только форма определяет материю, устанавливает ее пределы, превращая тем самым вещь в то, чем она и должна являться, и именно в форме заключена сущность любой вещи. Для Аристотеля было немыслимым говорить о сущности вещей, помещая их в изолированное пространство мира идей. Его понятие формы, хотя и не материально по своей природе, тем не менее, не является внешним по отношению к самим вещам.
Аристотель так же указывает причины рождения и становления вещей, чего не сделал Платон, сконцентрировавшись на описании мира идей. Аристотель говорит, что о причине сущего можно говорить в различных смыслах: это и начало всех вещей – материя, это и форма облекающая материю в предмет, это источник всякого движения и это цель конечного существования.
Таким образом, мы видим, что Аристотель не просто отверг теорию идей Платона, но выдвинул ей на смену свое разработанное учение о материи и форме, которое учитывало и преодолевало все те недостатки Платоновского идеализма, на которые Аристотель и указывал.
Список литературы.
1. Аристотель. Метафизика. Перевод с греческого П. Д. Первова и В. В. Розанова. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2006.
2. Платон. Гиппий Больший. Сочинения в четырех томах. Т. 1 / Под общ. ред. А.Ф.Лосева и В.Ф.Асмуса; Пер. с древнегреч. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та; Изд-во Олега Абышко. 2006.
3. Платон Государство. Сочинения в четырех томах. Т. 3 / Под общ. ред. А.Ф.Лосева и В.Ф.Асмуса; Пер. с древнегреч. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та; Изд-во Олега Абышко. 2006.
4. Платон. Менон. Сочинения в четырех томах. Т. 1 / Под общ. ред. А.Ф.Лосева и В.Ф.Асмуса; Пер. с древнегреч. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та; Изд-во Олега Абышко. 2006.
5. Платон. Федон. Сочинения в четырех томах. Т. 2 / Под общ. ред. А.Ф.Лосева и В.Ф.Асмуса; Пер. с древнегреч. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та; Изд-во Олега Абышко. 2006.
6. Платон. Федр. Сочинения в четырех томах. Т. 2 / Под общ. ред. А.Ф.Лосева и В.Ф.Асмуса; Пер. с древнегреч. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та; Изд-во Олега Абышко. 2006.
7. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. I. Античность. Петрополис. 1994.
8. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира. М.: Высшая школа.
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. I. Античность. Петрополис. 1994. С. 139.
Чанышев А.Н. Философия Древнего мира. М.: Высшая школа. 1999. С. 363.
Платон. Гиппий Больший. Сочинения в четырех томах. Т. 1 / Под общ. ред. А.Ф.Лосева и В.Ф.Асмуса; Пер. с древнегреч. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та; Изд-во Олега Абышко. 2006. С. 165
Там же.
Там же. С. 168.
Платон Государство. Сочинения в четырех томах. Т. 3 / Под общ. ред. А.Ф.Лосева и В.Ф.Асмуса; Пер. с древнегреч. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та; Изд-во Олега Абышко. 2006. С. 349
Там же. С. 350.
Платон. Федон. Сочинения в четырех томах. Т. 2 / Под общ. ред. А.Ф.Лосева и В.Ф.Асмуса; Пер. с древнегреч. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та; Изд-во Олега Абышко. 2006. С. 74.
Платон. Федр. Сочинения в четырех томах. Т. 2 / Под общ. ред. А.Ф.Лосева и В.Ф.Асмуса; Пер. с древнегреч. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та; Изд-во Олега Абышко. 2006. С 189.
Платон. Менон. Сочинения в четырех томах. Т. 1 / Под общ. ред. А.Ф.Лосева и В.Ф.Асмуса; Пер. с древнегреч. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та; Изд-во Олега Абышко. 2006. С. 395.
Там же. С. 190
Платон. Федр. Сочинения в четырех томах. Т. 2 / Под общ. ред. А.Ф.Лосева и В.Ф.Асмуса; Пер. с древнегреч. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та; Изд-во Олега Абышко. 2006. С. 222.
Аристотель. Метафизика. Перевод с греческого П. Д. Первова и В. В. Розанова. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2006. С. 71.
Там же. С. 28.
Там же. С. 47.
Там же. С. 71.
Аристотель. Метафизика. Перевод с греческого П. Д. Первова и В. В. Розанова. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2006. С. 83.
Там же. С. 74.
Там же. С. 73.
Там же.
Там же. С. 70.
Аристотель. Метафизика. Перевод с греческого П. Д. Первова и В. В. Розанова. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2006. С. 75.
Там же. С. 69.
Там же.
Там же.
Там же. С. 76.
Там же.
Аристотель. Метафизика. Перевод с греческого П. Д. Первова и В. В. Розанова. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2006. С. 165.
Там же. С. 177.
Там же. С. 196.
Аристотель. Метафизика. Перевод с греческого П. Д. Первова и В. В. Розанова. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2006. С. 37.
Там же. С. 38.
Там же.
Там же. С, 75.
Там же. С. 38.
Там же.
Аристотель. Метафизика. Перевод с греческого П. Д. Первова и В. В. Розанова. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2006. С. 39.
Там же.
Чанышев А.Н. Философия Древнего мира. М.: Высшая школа. 1999. С. 391.
16
2
1. Аристотель. Метафизика. Перевод с греческого П. Д. Первова и В. В. Розанова. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2006.
2. Платон. Гиппий Больший. Сочинения в четырех томах. Т. 1 / Под общ. ред. А.Ф.Лосева и В.Ф.Асмуса; Пер. с древнегреч. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та; Изд-во Олега Абышко. 2006.
3. Платон Государство. Сочинения в четырех томах. Т. 3 / Под общ. ред. А.Ф.Лосева и В.Ф.Асмуса; Пер. с древнегреч. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та; Изд-во Олега Абышко. 2006.
4. Платон. Менон. Сочинения в четырех томах. Т. 1 / Под общ. ред. А.Ф.Лосева и В.Ф.Асмуса; Пер. с древнегреч. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та; Изд-во Олега Абышко. 2006.
5. Платон. Федон. Сочинения в четырех томах. Т. 2 / Под общ. ред. А.Ф.Лосева и В.Ф.Асмуса; Пер. с древнегреч. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та; Изд-во Олега Абышко. 2006.
6. Платон. Федр. Сочинения в четырех томах. Т. 2 / Под общ. ред. А.Ф.Лосева и В.Ф.Асмуса; Пер. с древнегреч. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та; Изд-во Олега Абышко. 2006.
7. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. I. Античность. Петрополис. 1994.
8. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира. М.: Высшая школа.
Вопрос-ответ:
Какая критика Аристотеля была адресована теории идей Платона?
Аристотель критиковал Платона за разделение мира на две отдельные сферы - мир идей и мир земного. Он считал, что идеи не являются отдельными сущностями, а лишь существуют в предметах и явлениях мира. Аристотель не признавал существование отдельного мира идей.
В чем заключается основное различие между учением Платона об идеях и философией Аристотеля?
Основное различие заключается в том, что Платон считал идеи реальными и существующими отдельно от реального мира, в то время как Аристотель отрицал существование отдельного мира идеи и считал их лишь абстракциями, существующими в предметах и явлениях мира.
Почему Аристотель критиковал мир идей Платона?
Аристотель критиковал мир идей Платона, так как считал его слишком абстрактным и оторванным от реальности. Он утверждал, что идеи существуют в предметах и явлениях мира, а не отдельно от них. Аристотель также считал мир идей недоступным для чувственного восприятия и основывал свою философию на наблюдении и опыте.
Какие аргументы использовал Аристотель в своей критике идей Платона?
Аристотель использовал несколько аргументов в своей критике идей Платона. Во-первых, он утверждал, что идеи не существуют отдельно от реальных объектов, а лишь существуют в них. Во-вторых, он criticized the idea of a separate realm of forms as being too abstract and removed from reality. He argued that ideas exist within objects and phenomena in the world, rather than separately from them. Thirdly, he believed that Plato's theory failed to explain the process of change and development in the world, as it focused on static and unchanging forms.
Какова основная философская система Платона и что она предполагает?
Основная философская система Платона заключается в разграничении мира на две сферы - мир идей и мир земного. Мир идей считается реальным и подлинным, доступным только разуму, а не чувствам. В этом мире существуют идеи, которые являются основными сущностями всех предметов и явлений. Мир земного, с другой стороны, является миром отражений и теней, где существуют конкретные объекты и явления.
Какова основная идея философской системы Платона?
Основная идея философской системы Платона заключается в разграничении двух миров: мира земного и мира идей. Мир идей является миром подлинного существования, доступного только разуму, а не чувствам. Этот мир является источником материальных объектов и предметов мира земного. Суть каждой вещи — это ее идея, которая является извечной и неизменной.
Что представляет собой мир идей у Платона?
Мир идей у Платона является миром подлинного существования, где находятся все идеи или формы вещей, которые служат прототипами для материального мира. Этот мир является высшей реальностью, недоступной нашим чувствам, и может быть познан только разумом. В мире идей существуют идеи всех вещей и понятий, они извечны и неизменны.
Почему идеи у Платона считаются извечными и неизменными?
Платон считал, что идеи являются извечными и неизменными, так как они находятся в более высоком мире и служат прототипами для материального мира. Идеи не зависят от времени и не подвержены изменениям, их сущность сохраняется неизменной. Они находятся в мире истинного существования и могут быть постигнуты только разумом, который способен воспринимать абсолютную реальность.
Какова критика Аристотеля по отношению к платоновской теории идей?
Аристотель критикует платоновскую теорию идей в нескольких аспектах. Во-первых, он отвергает разделение мира на две сущности – мир идей и мир земного. Вместо этого, Аристотель предлагает понимать идеи как формы вещей, которые существуют в самих вещах. Во-вторых, Аристотель отвергает идею о том, что идеи являются извечными и неизменными. Он считает, что идеи развиваются вместе с вещами и изменяются в процессе времени. Также Аристотель критикует платоновское понимание идеи как прототипа для нескольких вещей, считая, что каждая вещь имеет свою собственную форму.
В чем заключается основное различие между миром земного и миром идей в философии Платона?
Основное различие между миром земного и миром идей в философии Платона заключается в том, что мир земного является миром переменчивости и чувственного восприятия, в то время как мир идей – миром подлинного существования, доступного только разуму. Идеи являются вечными и неизменными, в то время как все материальные объекты и предметы в мире земного изменчивы и временны.
Какое значение имеет идея в философии Платона?
Идея в философии Платона имеет особое значение. Она является сущностью каждой вещи или предмета в мире земного. Идея является извечной и неизменной, она обладает идеальной формой, которая дает начало всем материальным объектам и предметам. Идеи существуют независимо от нашего познания и восприятия, они доступны только разуму и могут быть познаны только путем философского размышления и постижения истинных идей.