Нетрадиционные акторы международных отношений: фонды, агентства и др. (не ТНК!)

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Международные отношения
  • 22 22 страницы
  • 13 + 13 источников
  • Добавлена 25.06.2013
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение
Глава 1. Основные подходы к определению процессов глобализации
Глава 2. Изменение понятия актора в результате процессов глобализации
Глава 3. Деятельность зарубежных фондов и агентств в России как пример деятельности нетрадиционных акторов международных отношений
Заключение
Список использованных источников и литературы

Фрагмент для ознакомления

Несомненно, что именно к этому типу международных субъектов относятся так называемые транснациональные силы. Само понятие транснациональных сил было введено в теорию международных отношений Мерле. Согласно его точке зрения, это категория транснациональных неправительственных акторов; к ним могут быть отнесены международные неправительственные организации, транснациональные компании и др. Хотя в то же время абсолютно очевидно, что понятие транснациональных сил значительно шире и не ограничивается только лишь НПО и ТНК. Сюда относятся и такие новые акторы международных отношений как фонды, агентства, которые создаются в рамках публичной дипломатии того или иного государсва. Они по своей сути могут рассматриваться как еще один пример функционального актора международных отношений, транснациональной силы, поднявшейся на волне глобализации.
Также мне хотелось бы отметить, что с развитием процессов глобализации появились такие понятия как «сплоченный» международный актор (или международный актор выступающий как интегрированное объединение, союз) и «несплоченный» международный актор (так называемое сообщество).
При типологизации международных субъектов необходимо брать в расчет внутреннюю сплоченность каждого актора и его внешнюю автономность действий. При этом оба эти критерия тесно взаимосвязаны. И основываются они в основном на стабильности взаимосвязей между членами той или иной социальной группы, выступающей как актор на мировой арене, на том, насколько важнее оказываются интересы этой самой группы для ее членов по сравнению с их личными интересами и желаниями.




Глава 3. Деятельность зарубежных фондов и агентств в России как пример деятельности нетрадиционных акторов международных отношений

Рассмотрим деятельность нетрадиционных акторов международных отношений на примере деятельности агентств и фондов Соединенных Штатов, которые создаются для реализации целей и задач публичной дипломатии. В настоящее время их функционирование выходит за рамки национальных границ.
В 1992 году в России начало свою деятельность Агентство США по международному развитию (USAID). USAID занималась поддержкой гражданского общества, демократии и прав человека в России. Помимо этого организация занималась проблемами здравоохранения, в частности, борьбой с туберкулезом и ВИЧ/СПИД, помощью сиротам и инвалидам, поддерживала российские программы в экологической сфере и по защите дикой природы. Деятельность данной организации была прекращена в 2012 году.
По информации Госдепартамента США, агентство за 20 лет работы в РФ потратило на различные программы около 2,7 миллиарда долларов, из них на развитие демократии пошла примерна треть.
USAID осуществляла поддержку деятельности таких организаций как: Московская Хельсинкская группа, ассоциация «Голос», общество «Мемориал», Институт экономической политики имени Гайдара.
В самом начале своей деятельность данная НПО оказывала поддержку в России таким проектам как борьба со СПИДом, строительство домов для российских военнослужащих, проекты защиты уссурийского тигра и др., т.е. не все проекты были связаны с политическими вопросами.
В конце 1990-х годов программы помощи Агентства США по международному развитию были переориентированы с федерального уровня на региональный, при этом большая часть средств выделялась на стимулирование долгосрочных изменений (например, образовательные обмены, поддержка НКО, помощь малому бизнесу), которые необходимы для развития гражданского общества и рынка.
В 2000-х годах Госдепартамент не отметил значительный эффект, который предполагалось получить от всех перечисленных выше усилий. Отчасти поэтому программы USAID для России начали финансировать по остаточному принципу. Можно привести статистику расходов в последние годы - в 2009 году на российские проекты было выделено 65,4 млн. долларов, в 2010 году - 52,3 млн. долларов; в 2011 году - 54,2 млн. долларов.
Инициатором сворачивания деятельности USAID в 2012 году стала российская сторона, когда в Москве посчитали, что Агентство пыталось через распределение грантов влиять на политические процессы в России, включая выборы различного уровня. Вашингтон эти обвинения категорически отвергает.
Оценки российского гражданского общества также крайне негативны: «Прекращение деятельности USAID и неминуемые атаки на оставшихся доноров представляют серьезную угрозу развитию гражданского общества в стране в ближайшие годы. Это также является весьма заметным признаком растущей изоляции путинского режима от всего мира в попытке сохранить статус-кво и остаться у власти. В условиях относительной неограниченности Интернета и свободы передвижения они не могут строить больше железный занавес, но могут создать стеклянную стену. Через нее можно смотреть, но ничего нельзя сделать».
Отдельного внимания заслуживает деятельность Корпуса мира США в России. Корпус мира – это независимое Федеральное агентство правительства США, которое было создано в 1961 году по инициативе президента Дж. Кеннеди.
Корпус мира ставит определенные цели перед собой, которые сводятся к следующему: укрепление мира, взаимопонимания между народами, отправка добровольцев для жизни и работы среди людей в принимающих их странах. Работа этой структуры осуществляется в развивающихся странах.
В России деятельность Корпуса мира началась в 1992 году. В страну посылались добровольцы, которые изначально работали консультантами по развитию предпринимательства в Поволжье. Но в конце 1990-х годов добровольцы уже занимались в основном преподаванием английского языка в РФ.
Работа Корпуса мира в России столкнулась с серьезными проблемами в 2002 году, когда разразился скандал из-за того, что большое число добровольцев из США не смогли получить российскую визу (в августе 2002 года 30 из 64 добровольцев не смогли продлить визу). В декабре 2002 года РФ уведомила США о желании выйти из соглашения о деятельности Корпуса мира на территории России.

Заключение

Конец холодной войны существенно изменил круг интересов исследователей международных отношений. До этого момента, внимание дисциплины было направлено в первую очередь на научный анализ конфликтной ситуации, складывающейся между двумя супердержавами. В настоящий момент мы являемся свидетелями развития совершенно иного конфликта, который является продуктом другой международной системы, существенно преобразованной в последние годы.
Сегодня очень сложно дать четкую характеристику международной реальности, так как мы всегда рискуем не учесть целый ряд факторов, находящихся в процессе постоянного изменения. Так развитие процессов глобализации изменило саму природу международных акторов, разделив правовую и теоретическую трактовку понятия субъекта мировой политики. Появились новые группы акторов, ранее не принимавшиеся в расчет, больше веса на мировой арене приобрели так называемые транснациональные силы.
Глобализация – это неотъемлемая часть современного мира. Важно учитывать, что к правильному ее пониманию можно прийти, только если рассматривать ее экономический аспект в единстве с политическим и культурным измерением. Ведь глобализация порождает много противоречий в своем развитии, как в политической, так и в экономической и социальной сферах. Если мы будем говорить о политической сфере, то основной проблемой глобализации сегодня является противоречие между существующими нормами международного права и изменяющейся ролью государства и растущей ролью транснациональных акторов международных отношений.




Список использованных источников и литературы

Вебер М. Хозяйство и общество. М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2007.
Госдепу отрубили руку // URL: http://lenta.ru/articles/2012/09/19/usaid1/
Закрытие USAID в России: Западная пресса похоронила «перезагрузку» // URL: http://www.nr2.ru/inworld/404901.html
Кеохейн Р.О., Най Дж.С. Транснациональные отношения и мировая политика (Введение) //Социально-гуманитарные знания. 1999. №5.
Корпус Мира «уходит» из России? // URL: http://www.e1.ru/news/spool/news_id-96091.html
Кухарь А. Деятельность USAID в России: почему это важно? // URL: http://www.aif.ru/politics/article/55268
Лебедева М.М. Теоретические школы в международных исследованиях // Мировая политика. М.: Аспект-Пресс, 2003.
Международное публичное право. Под ред. К.А. Бекяшева. М., 2009.
Романов С.Л. Парадипломатия европейских границ и Россия. М., 2001.
Сорос Дж. Тезисы о глобализации // URL: http://magazines.russ.ru/vestnik/2001/2/sor.html
Цыганков П.А. Международные отношения: Учебное пособие. М., 2002.
Цыганков П.А. Теория международных отношений. М.: Гардарики, 2003.
USAID прекращает работу в России // URL: http://ria.ru/politics/20121001/763040280.html#13599927878642&message=resize&relto=register&action=addClass&value=registration





Цыганков П.А. Теория международных отношений. М.: Гардарики, 2003. С. 173.
Вебер М. Хозяйство и общество. М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2007.
Кеохейн Р.О., Най Дж.С. Транснациональные отношения и мировая политика (Введение) //Социально-гуманитарные знания. 1999. №5. С. 228.
Кеохейн Р.О., Най Дж.С. Транснациональные отношения и мировая политика (Введение) //Социально-гуманитарные знания. 1999. №5. С. 229.
Цыганков П.А. Традиции, парадигмы и споры в ТМО.// Теория международных отношений. М.: Гардарики, 2003. С. 126.
Кеохейн Р.О., Най Дж.С. Транснациональные отношения и мировая политика (Введение) //Социально-гуманитарные знания. 1999. №5. С. 231.
Сорос Дж. Тезисы о глобализации // URL: http://magazines.russ.ru/vestnik/2001/2/sor.html
Романов С.Л. Парадипломатия европейских границ и Россия. М., 2001. С. 26.
Международное публичное право. Под ред. К.А. Бекяшева. М., 2009. С. 97.
Международное публичное право. Под ред. К.А. Бекяшева. М., 2009. С. 98.
Цыганков П.А. Международные отношения: Учебное пособие. М., 2002. С. 190.
Там же. С. 192.
Лебедева М.М. Теоретические школы в международных исследованиях // Мировая политика. М.: Аспект-Пресс, 2003. С. 32.
USAID прекращает работу в России // URL: http://ria.ru/politics/20121001/763040280.html#13599927878642&message=resize&relto=register&action=addClass&value=registration
Госдепу отрубили руку // URL: http://lenta.ru/articles/2012/09/19/usaid1/
Кухарь А. Деятельность USAID в России: почему это важно? // URL: http://www.aif.ru/politics/article/55268
Закрытие USAID в России: Западная пресса похоронила «перезагрузку» // URL: http://www.nr2.ru/inworld/404901.html
Корпус Мира «уходит» из России? // URL: http://www.e1.ru/news/spool/news_id-96091.html




2

Список использованных источников и литературы

1.Вебер М. Хозяйство и общество. М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2007.
2.Госдепу отрубили руку // URL: http://lenta.ru/articles/2012/09/19/usaid1/
3.Закрытие USAID в России: Западная пресса похоронила «перезагрузку» // URL: http://www.nr2.ru/inworld/404901.html
4.Кеохейн Р.О., Най Дж.С. Транснациональные отношения и мировая политика (Введение) //Социально-гуманитарные знания. 1999. №5.
5.Корпус Мира «уходит» из России? // URL: http://www.e1.ru/news/spool/news_id-96091.html
6.Кухарь А. Деятельность USAID в России: почему это важно? // URL: http://www.aif.ru/politics/article/55268
7.Лебедева М.М. Теоретические школы в международных исследованиях // Мировая политика. М.: Аспект-Пресс, 2003.
8.Международное публичное право. Под ред. К.А. Бекяшева. М., 2009.
9.Романов С.Л. Парадипломатия европейских границ и Россия. М., 2001.
10.Сорос Дж. Тезисы о глобализации // URL: http://magazines.russ.ru/vestnik/2001/2/sor.html
11.Цыганков П.А. Международные отношения: Учебное пособие. М., 2002.
12.Цыганков П.А. Теория международных отношений. М.: Гардарики, 2003.
13.USAID прекращает работу в России // URL: http://ria.ru/politics/20121001/763040280.html#13599927878642&message=resize&relto=register&action=addClass&value=registration

Вопрос-ответ:

Что такое нетрадиционные акторы международных отношений?

Нетрадиционные акторы международных отношений - это субъекты, которые не являются государствами или международными организациями, но влияют на международные процессы. Это могут быть фонды, агентства, неправительственные организации, международные корпорации, медиа и другие субъекты, которые имеют свои интересы и ресурсы для участия в международных делах.

Как изменяется понятие актора в результате процессов глобализации?

В результате процессов глобализации понятие актора в международных отношениях меняется. Если раньше основными акторами считались государства, то сейчас на первый план выходят нетрадиционные акторы, которые могут иметь большее влияние и ресурсы для участия в международных делах. Глобализация создает новые условия для деятельности этих субъектов и расширяет их возможности для вмешательства в международные процессы.

Какие зарубежные фонды и агентства активны в России?

В России активно действуют различные зарубежные фонды и агентства. Например, Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и другие. Эти субъекты имеют свои проекты и программы в России и участвуют в экономическом и социальном развитии страны.

Какие ресурсы у нетрадиционных акторов международных отношений?

Нетрадиционные акторы международных отношений обладают различными ресурсами для участия в международных делах. Это могут быть финансовые ресурсы, технологии, политические связи, информационные ресурсы и другие. Например, международные корпорации имеют значительные финансовые средства и технологии, которые они используют для своей деятельности в разных странах.

Какие подходы существуют к определению процессов глобализации?

Существуют различные подходы к определению процессов глобализации. Один из них предлагает рассматривать глобализацию как процесс усиления экономической, политической и социальной взаимосвязи между различными странами и регионами мира. Другой подход считает глобализацию процессом распространения и интеграции новых технологий и коммуникаций. Еще один подход связывает глобализацию с процессом формирования единого мирового рынка и взаимозависимости между различными экономиками.

Как изменяется понятие актора в результате процессов глобализации?

В результате процессов глобализации понятие актора в международных отношениях претерпевает изменения. Кроме традиционных государств и международных организаций, появляются новые, нетрадиционные акторы, такие как фонды, агентства и другие негосударственные организации. Они играют значительную роль в международных отношениях, включая влияние на политические процессы и экономические решения.

Какую роль играют зарубежные фонды и агентства в России?

Зарубежные фонды и агентства играют различные роли в России. Они могут финансировать проекты, проводить исследования, осуществлять культурные обмены и оказывать помощь в развитии различных отраслей экономики. Некоторые из них также могут быть связаны с политической деятельностью и влиять на международные отношения. Однако, их роль и влияние могут быть различными и зависят от конкретных целей и миссий каждого фонда или агентства.

Какие нестандартные акторы можно отнести к нетрадиционным акторам международных отношений?

К нетрадиционным акторам международных отношений можно отнести различные организации, не являющиеся государствами или международными организациями. Это могут быть фонды, агентства, некоммерческие организации, неправительственные организации и другие негосударственные субъекты. Они могут быть вовлечены в политическую, экономическую, социальную и культурную деятельность, влиять на принятие решений и развитие отдельных регионов или стран.

Что такое нетрадиционные акторы международных отношений?

Нетрадиционные акторы международных отношений - это субъекты, которые не являются государствами, но оказывают значительное влияние на мировую политику и экономику. В отличие от транснациональных компаний, такие акторы как фонды и агентства не стремятся получить прибыль, а направляют свою деятельность на решение социальных, экологических и прочих глобальных проблем.